Тема: Файлы. Работа с файлами — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Тема: Файлы. Работа с файлами

2019-12-21 498
Тема: Файлы. Работа с файлами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель работы: приобретение навыков программирования при решении задач с использованием типа файла.

 

Теоретическая часть

Варианты заданий

1. Дан файл f, компоненты которого являются действительными числами. Найти: а) сумму компонент файла f; б)последнюю компоненту файла.

2. Дан файл f, компоненты которого являются действительными числами. Найти: а) наименьшее из значений компонент с четными номерами; б) разность первой и последней компонент файла.

3. Даны символьные файлы f1 и f2. Переписать с сохранением порядка следования компонент файла f1 и f2., компоненты фала f1 в f2.

4. Даны файлы f1, f2, f3, f4, f5, компоненты которых являются действительными числами. Организовать обмен компонентами между файлами следующим образом: компоненты файла f1 переписываются в файл f3, компоненты файла f2 -в f4, f3 -в f5, f4 -в f1, f5 -в f2 и т.д. Разрешается использовать только один вспомогательный файл h.

5. Дан символьный файл f. В файле f не менее двух компонент. Определить, являются ли два первых символа файла цифрами. Если да, то установить, является ли число, образованное этими цифрами, четным.

6. Дан файл f, компоненты которого являются целыми числами. Записать в файл g все четные числа файла f, а в файл h-все нечетные. Порядок следования чисел сохраняется.

7. Дан символьный файл f. Записать в файл g компоненты файла f в обратном порядке.

8. Дан файл f, компоненты которого являются целыми часами. Никакая из компонент файла не равна нулю. Файл fсодержит столько же отрицательных чисел, сколько и положительных. Используя вспомогательный файл h, переписать компоненты файл f в файл gтак, чтобы в файле g:

а) не было двух соседних чисел с одним знаком;

б) сначала шли положительные, потом отрицательные числа.

9. Даны символьные файлы f и g. Определить, совпадают ли компоненты файла f с компонентами файла g. Если нет, то получить номер первой компоненты, в которой файлы f и g отличаются между собой. В случае, когда один из файлов имеет n компонент (n≥0) и повторяет начало другого (более длинного) файла, ответом должно быть число n+1.

 

Лабораторная работа 10 (2 часа)

Тема: Использование стандартных модулей. Графический редактор Graph

Цель работы: приобретение навыков программирования при решении задач с использованием библиотеки GRAPH.

Теоретическая часть

Задания

1. Изобразить на экране точку, пересекающую с постоянной скоростью экран справа налево параллельно ее горизонтальной оси. (В данной задаче, как в некоторых последующих идет речь о точке, но вместо нее можно использовать небольшой круг, прямоугольник или изображение какого-либо другого предмета).

2. К условию предыдущей задачи добавляется следующее требование: как только точка доходит до левого края, в этот момент от правого края в строке, выбранной с помощью датчика случайных чисел, начинает свое движение другая точка и т.д. Цвет точки также может выбираться с помощью датчика случайных чисел.

3. Усложним условие предыдущей задачи: очередная точка начинает движение от правого края экрана несколько раньше, чем предыдущая точка доходит до левого края. Попытаться добиться того, чтобы одновременно на экране двигались три, четыре точки.

4. Изобразить на экране точку, движущуюся по окружности с постоянной угловой скоростью.

5. Составить программу для управления скоростью движения точки по окружности (см.предыдущую задачу). Управление производится клавишами «>» (скорость несколько увеличивается) и «<» (скорость несколько уменьшается).

6. Изобразить на экране правильный треугольник, вращающийся в плоскости экрана вокруг своего центра.

7. Изобразить на экране разносторонний треугольник, вращающийся в плоскости экрана вокруг своего центра тяжести.

8. Изобразить на экране прямоугольник, вращающийся в плоскости экрана вокруг своего центра.

9. Изобразить на экране движение шара по бильярду без луз.

10. В условие предыдущей задачи вносится дополнениеј шар должен оставлять за собой светящийся след.

 

 

 

 

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

по дисциплине«Алгоритмы, структуры данных и программирование»

Темы СРС

  № Основное содержание тем Коли чество часов
1. Программирование линейных алгоритмов. Арифметические выражения 5
2. Программирование разветвляющихся вычислителных процессов 5
3. Программирование циклических вычислителных процессов 5
4. Обработка одномерных массовов 5
5. Обработка двумерных массовов 5
6. Обработка символьных данных 5
7. Обработка строковых данных 5
8. Составление программ с использованием процедур 5
9. Составление программ с использованием функции 5
10. Составление программ с использованием записи 5
11. Множества. 5
12. Составление программ с использованием типизированных файлов. 5
13. Составление программ с использованием текстовых файлов. 5
14. Динамическая память и указатели 5
15. Изучение работы модуля GRAPH. 5
  Всего 75

Тема 1. Разработка блок-схемы и и составление программы (Turbo Pascal), реализующие алгоритмы задач:

Цель: Ознакомление студентов с основными структурами алгоритма и методами структурного программирования.

Задание (задачи 1-5):

Задача 1. Составить и выполнить программу, задав входные данные самостоятельно.

1. Цветочная клумба имеет форму круга. Вычислить ее периметр и площадь, если известен радиус.

2. Вычислить периметр и площадь прямоугольного треугольни­ка, если известны катет и острый угол.

3. Вычислить длину окружности и площадь круга по известному диаметру.

4. Участок леса имеет форму равнобедренной трапеции. Вычис­лить её периметр и площадь по заданным сторонам.

5. Ресторан закупает ежедневно масло m1 кг по 8.50 тенге за ки­лограмм, сметану m2 кг по 2.40 тенге, сливки m3 кг по 4.10 тенге. Определить суммы, необходимые для покупки отдельных продуктов, и общую сумму.

Задача 2. Составить и выполнить программу, задав входные данные самостоятельно.

1. Найти суммы максимального и минимального значений функ­ции у и их аргументов.

2. Вычислить сумму и произведение всех значений функции у, для которых выполняется неравенство 0 < у < 3,2.

3. Вычислить произведение и количество всех значений функции у, для которых выполняются неравенства у > 0,4 или у < -3.

4. Вычислить произведение всех отрицательных значений функ­ции у и определить количество положительных.

5. Вычислить произведение аргументов минимального и макси­мального значений функции у.

Задача 3. Выбор. Составить программу для решения приве­денного ниже задания двумя способами, используя: а) команду выбора case; б) команду if. Придумать и задать входные данные так, чтобы выбор был с 4-7 альтернативами.

1. Ввести номер студента из списка. Вывести его фамилию.

2. Пусть имеются данные об автомобилях четырех моделей. Как входное данное ввести номер

модели и получить характери­стики: год выпуска и цену.

3. Ввести номер железнодорожного состава. Вывести название пункта назначения.

4. Ввести первую букву названия страны. Вывести название ее столицы.

5. Ввести номер дня недели. Вывести его название.

.

Задача 4.

1.Дано натуральное число n. Найти сумму первой и послед цифры этого числа.

2.Дано натуральное число n. Переставить местами первую последнюю цифры этого числа.

3.Даны два натуральных числа т и n (т £ 9999, и n £ 9999). Проверить, есть ли в записи числа т цифры, одинаковые с цифрами в записи числа n.

4.Дано натуральное число n. Проверить, есть ли в записи ччисла три одинаковые цифры (n £ 9999).

5.Дано натуральное число n £ 99. Дописать к нему цифры k в конец и в начало.

Задача 5

1.Дан массив натуральных чисел. Найти сумму элементов, кратных данному К.

2.В целочисленной последовательности есть нулевые элементы. Создать массив из номеров этих элементов.

3.Дана последовательность целых чисел а1, а2,..., а n Выяснить, какое число встречается раньше — положительное или отрицательное.

4.Дана последовательность действительных чисел а1, а2,..., а n Выяснить, будет ли она возрастающей.

5.Дана последовательность натуральных чисел а1, а2,..., а n Создать массив из четных чисел этой последовательности. Если таких чисел нет, то вывести сообщение об этом факте.

Задачи №6

1. Составить программу подсчета количества цифр в данной строке.

2. Составить программу, которая по данной символьной строке формирует числовой массив, содержащий коды символов, составляющих строку.

3. Составить функцию, определяющую тождественность двух данных строк.

4. Составить программу, удаляющую в данной строке каждый символ с четным номером.

5. Составить функцию конкатенации (слияния) двух строк. В основной программе использовать эту функцию для слияния четырех строк.

6. Составить функцию, переводящую десятичное целое число, представленное в символьном виде, в соответствующую величину целого типа.

 

Задачи № 7

Составить программу, которая формирует файл целых чисел, получаемых с помощью датчика случайных чисел.

2. Составить программу, которая в файле, сформированном программой из предыдущей задачи, находит наибольшее и наименьшее значения.

3. Составить программу, которая формирует файл из строчных латинских букв, выбираемых случайным образом.

4. Составить программу, которая в файле, сформированном программой из предыдущей задачи, подсчитает количество букв z.

5. Составить программу, записывающую на диск таблицу Менделеева.

 

Методические рекомендации:

Для выполнения задания СРС №1 и СРС №2 необходимо изучить материалы лекций по темам, на практике ознакомиться с примерами решения задач.

 

 Рекомендуемая литература:

1 Вирт Н. Алгоритмы и структуры данных: пер. с англ. – М.: Мир, 1989. – 360 с.

2 Аляев Ю, Козлов О. Алгоритмизация и языки программирования Pascal, C++, Visual Basic: Учебно-справочное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004.

3 Климова Л.М. PASCAL 7.0. Практическое программирование. Решение типовых задач. – М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2000. – 528 с.

4 Культин Н. Программирование в Turbo Pascal 7.0  и  Delphi. – 2-ое изд., перераб. и доп. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004. – 416 с.

5 Культин Н. С/С++ в задачах и примерах. – СПб.: БХВ-Петербург, 2008. – 288 с.

Темы СРСП

Основное содержание тем  
1. Основные принципы алгоритмизации и программирования. Базовые алгоритмы и программы.
2. Структура программы. Запись арифметических выражений. Запись программы линейных структур алгоритмов на языке Turbo Pascal 7.0.
3. Программирование разветвлений Условный оператор.
4. Обработка одномерных массивов. Обработка двумерных массивов.
5. Программирование циклов. Операторы цикла.
6. Структурированный тип данных: строковые данные.
7. Записи и множества.
8. Подпрограммы. Процедуры и функции. Рекурсия.
9. Файлы. Организация ввода-вывода данных. Работа с файлами. Типизированные файлы.
10. Модульное программирование. Создание модуля пользователя.
11. Использование стандартных модулей. Графический редактор Graph.
12. Динамическая память. Указатели.

Темы 1-12

Цель: Ознакомление студентов с основными принципами алгоритмизации и структурного программирования в среде Turbo Pascal 7.0.

 

Задания по темам 1 -12 (10 вариантов)

Вариант 1

1. Дайте исчерпывающий ответ на вопрос. Приведите примеры.

Тема: «Условный оператор и оператор выбора case».

2. Напишите программу, вычисляющую длину окружности  и площадь , радиус которой вводится пользователем с клавиатуры.

3. Напишите программу, реализующую следующие вычисления. Дано целое число (вводится пользователем с клавиатуры). Если оно является положительным, то прибавить к нему 1; в противном случае не изменять его. Вывести полученное число.

4. Напишите программу, реализующую следующие вычисления. Даны целые положительные числа M и N, введенные с клавиатуры. Сформировать целочисленную матрицу размера M x N, у которой все элементы i-й строки имеют значение 10i (i = 1,:::,M). Полученную матрицу вывести в текстовый файл.

5. Напишите программу с использованием процедуры PowerA3(A, B), вычисляющей третью степень числа A и возвращающей ее в переменной B (A — входной, B — выходной параметр; оба параметра являются вещественными). С помощью этой процедуры найти третьи степени пяти данных чисел.

 

Вариант 2

1. Дайте исчерпывающий ответ на вопрос. Приведите примеры.

Тема: «Операторы организации циклов».

2. Напишите программу, вычисляющую сумму цифр заданного трехзначного числа, введенного с клавиатуры.

3. Напишите программу, реализующую следующие вычисления. Дано целое число (вводится пользователем с клавиатуры). Если оно является положительным, то прибавить к нему 1; если отрицательным, то вычесть из него 2; если нулевым, то заменить его на 10. Вывести полученное число.

4. Напишите программу, реализующую следующие вычисления. Дана матрица размера M x N (вводятся с клавиатуры). Вывести ее элементы, расположенные в строках с четными номерами (2, 4,:::). Вывод элементов производить в текстовый файл.

5. Напишите программу с использованием процедуры PowerA234(A, B, C, D), вычисляющей вторую, третью и четвертую степень числа A и возвращающей эти степени соответственно в переменных B, C и D (A — входной, B, C, D — выходные параметры; все параметры являются вещественными). С помощью этой процедуры найти вторую, третью и четвертую степень пяти данных чисел.

 

Вариант 3

1. Дайте исчерпывающий ответ на вопрос. Приведите примеры.

Тема: «Массивы и их использование».

2. Напишите программу, вычисляющую значение выражения (переменная х вводится с клавиатуры).

3. Напишите программу, реализующую следующие вычисления. Даны три целых числа, введенных с клавиатуры. Найти количество положительных и количество отрицательных чисел в исходном наборе.

4. Напишите программу, реализующую следующие вычисления. Даны целые положительные числа M и N, введенные с клавиатуры. Сформировать целочисленную матрицу размера M x N, у которой все элементы j-го столбца имеют значение 5j (j = 1,:::, N). Вывести элементы полученной матрицы в текстовый файл.

5. Напишите программу с использованием процедуры Mean(X, Y, AMean, GMean), вычисляющей среднее арифметическое AMean = (X+Y)/2 и среднее геометрическое GMean =  двух положительных чисел X и Y (X и Y — входные, AMean и GMean — выходные параметры вещественного типа). С помощью этой процедуры найти среднее арифметическое и среднее геометрическое для пар (A, B), (A, C), (A, D), если даны A, B, C, D.

 

Вариант 4

1. Дайте исчерпывающий ответ на вопрос. Приведите примеры.

Тема: «Способы сортировки элементов массива».

2. Напишите программу, вычисляющую площадь и периметр квадрата, сторона которого вводится пользователем с клавиатуры.

3. Напишите программу, реализующую следующие вычисления. Даны три числа, введенные с клавиатуры. Найти среднее из них (то есть число, расположенное между наименьшим и наибольшим).

4. Напишите программу, реализующую следующие вычисления. Дана матрица размера M x N. Вывести ее элементы, расположенные в столбцах с нечетными номерами (1, 3,:::). Вывод элементов производить по столбцам в текстовый файл.

5. Напишите программу с использованием процедуры TrianglePS(a, P, S), вычисляющей по стороне a равностороннего треугольника его периметр P = 3a и площадь S = (a — входной, P и S — выходные параметры; все параметры являются вещественными). С помощью этой процедуры найти периметры и площади трех равносторонних треугольников с данными сторонами.

 

Вариант 5

1. Дайте исчерпывающий ответ на вопрос. Приведите примеры.

Тема: «Пользовательские процедуры и функции».

2. Напишите программу, вычисляющую длину гипотенузы прямоугольного треугольника, а также его площадь, если известны его катеты (вводятся с клавиатуры).

3. Напишите программу, реализующую следующие вычисления. Даны три числа, введенные с клавиатуры. Найти сумму двух наибольших из них.

4. Напишите программу, реализующую следующие вычисления. Дана матрица размера M x N и целое число K (1≤K≤M) (числа вводятся с клавиатуры). Вывести элементы K-й строки данной матрицы в текстовый файл.

5. Напишите программу с использованием процедуры Minmax(X, Y), записывающей в переменную X минимальное из значений X и Y, а в переменную Y — максимальное из этих значений (X и Y — вещественные параметры, являющиеся одновременно входными и выходными). Используя четыре вызова этой процедуры, найти минимальное и максимальное из данных чисел A, B, C, D.

 

Вариант 6

1. Дайте исчерпывающий ответ на вопрос. Приведите примеры.Тема: «Стандартные и пользовательские модули».

2. Напишите программу, вычисляющую площадь треугольника по формуле Герона (стороны треугольника вводятся с клавиатуры).

3. Напишите программу, реализующую следующие вычисления. Дан номер месяца — целое число в диапазоне 1–12, введенное с клавиатуры, (1 — январь, 2 —февраль и т. д.). Определить количество дней в этом месяце для невисокосного года.

4. Напишите программу, реализующую следующие вычисления. Дана матрица размера M x N и целое число K (1≤K≤M) (числа введены с клавиатуры). Найти сумму и произведение элементов K-й строки данной матрицы. Полученное значение вывести в текстовый файл.

5. Напишите программу с использованием функции RootsCount(A, B, C) целого типа, определяющей количество корней квадратного уравнения Ax2+ Bx + C = 0 (A, B, C —вещественные параметры, A≠0). С ее помощью найти количество корней для каждого из трех квадратных уравнений с данными коэффициентами.

 

Вариант 7

1. Дайте исчерпывающий ответ на вопрос. Приведите примеры.

Тема: «Рекурсия: прямая и косвенная».

2. Напишите программу, вычисляющую значение выражения (переменная х вводится с клавиатуры).

3. Напишите программу, реализующую следующие вычисления. Дан номер месяца — целое число в диапазоне 1–12, введенное с клавиатуры (1 — январь, 2 — февраль и т. д.). Вывести название соответствующего времени года («зима», «весна», «лето», «осень»).

4. Напишите программу, реализующую следующие вычисления. Дана матрица размера M x N (числа вводятся с клавиатуры). Для каждого столбца матрицы найти произведение его элементов. Полученные значения вывести в текстовый файл.

5. Напишите программу с использованием функции CircleS(R) вещественного типа, находящей площадь круга радиуса R (R — вещественное). С помощью этой функции найти площади трех кругов с данными радиусами. Площадь круга радиуса R вычисляется по формуле S = πR2.

Вариант 8

1. Дайте исчерпывающий ответ на вопрос. Приведите примеры.

Тема: «Работа со строковыми и символьными переменными».

2. Напишите программу, вычисляющую значение выражения (переменная х вводится с клавиатуры).

3. Напишите программу, реализующую следующие вычисления. Дано целое число K, введенное с клавиатуры. Вывести строку-описание оценки, соответствующей числу K (1 — «плохо», 2 — «неудовлетворительно», 3 — «удовлетворительно», 4 — «хорошо», 5 — «отлично»). Если K не лежит в диапазоне 1–5,ито вывести строку «ошибка».

4. Напишите программу, реализующую следующие вычисления. Дана матрица размера M x N (вводятся с клавиатуры). Для каждой строки матрицы с нечетным номером (1, 3,:::) найти среднее арифметическое ее элементов. Полученные значения вывести в текстовый файл.

5. Напишите программу с использованием функции Sign(X) целого типа, возвращающей для вещественного числа X следующие значения: -1, если X < 0; 0, если X = 0; 1, если X > 0. С помощью этой функции найти значение выражения Sign(A) + Sign(B) для данных вещественных чисел A и B.

 

Вариант 9

1. Дайте исчерпывающий ответ на вопрос. Приведите примеры.

Тема: «Стандартные процедуры и функции модуля CRT».

2. Напишите программу, вычисляющую периметр четырехугольника, если даны его стороны и диагональ (вводятся с клавиатуры).

3. Напишите программу, реализующую следующие вычисления. Дано целое число в диапазоне 1–7, введенное с клавиатуры. Вывести строку — название дня недели, соответствующее данному числу (1 — «понедельник», 2 — «вторник» и т. д.).

4. Напишите программу, реализующую следующие вычисления. Дана матрица размера M x N (числа вводятся с клавиатуры). Для каждой строки матрицы найти сумму ее элементов. Полученные значения вывести в текстовый файл.

5. Напишите программу с использованием функции RingS(R1, R2) вещественного типа, находящей площадь кольца, заключенного между двумя окружностями с общим центром и радиусами R1 и R2 (R1 и R2 — вещественные, R1 > R2). С ее помощью найти площади трех колец, для которых даны внешние и внутренние радиусы. Воспользоваться формулой площади круга радиуса R: S = πR2.

 

Вариант 10

1. Дайте исчерпывающий ответ на вопрос. Приведите примеры.

Тема: «Стандартные процедуры и функции модуля Graph».

2. Напишите программу, вычисляющую длину диагонали прямоугольника и его периметр (стороны прямоугольника вводятся с клавиатуры).

3. Напишите программу, реализующую следующие вычисления. Единицы длины пронумерованы следующим образом: 1 — дециметр, 2 — километр, 3 —метр, 4 — миллиметр, 5 — сантиметр. Дан номер единицы длины (целое число в диапазоне 1–5 и введенное с клавиатуры) и длина отрезка в этих единицах (вещественное число). Найти длину отрезка в метрах.

4. Напишите программу, реализующую следующие вычисления. Дана квадратная матрица A порядка M (порядок и элементы матрицы вводятся с клавиатуры). Найти сумму элементов ее главной диагонали. Полученное значение вывести в текстовый файл.

5. Напишите программу с использованием функции SumRange(A, B) целого типа, находящей сумму всех целых чисел от A до B включительно (A и B — целые). Если A > B, то функция возвращает 0. С помощью этой функции найти суммы чисел от A до B и от B до C, если даны числа A, B, C.

 

Методические рекомендации:

Для выполнения задания СРСП по темам 1-12 необходимо изучить материалы лекций по темам, на практике ознакомиться с примерами решения задач.

 

 Рекомендуемая литература:

1. Вирт Н. Алгоритмы и структуры данных: пер. с англ. – М.: Мир, 1989. – 360 с.

2. Аляев Ю, Козлов О. Алгоритмизация и языки программирования Pascal, C++, Visual Basic: Учебно-справочное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004.

3. Климова Л.М. PASCAL 7.0. Практическое программирование. Решение типовых задач. – М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2000. – 528 с.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.