Особенности телевизионной речи — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности телевизионной речи

2019-12-21 848
Особенности телевизионной речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Телевизионная речь представляет собой разновидность публичной речи. Устная публичная речь от разговорной отличается целым рядом признаков: подготовленностью (в отличие от спонтанности разговорной речи), официальностью обстановки, в которой протекает коммуникация, отсутствием прямых контактов между говорящим и адресатом речи. Однако устная публичная речь, сохраняя, в основном, кодифицированную основу использования языковых средств, может включать некоторые разговорные компоненты. Соотношение в ней элементов разговорной речи и кодифицированного языка будет зависеть от жанра и адресата речи, поскольку главная функция телевидения - воздействие на зрителя, а зрителю, на которого рассчитана та или иная программа, доступны совершенно определенные языковые средства выражения. Стремление «стереть» границы между говорящим и слушающим приводит к увеличению в телеречи количества разговорных элементов[14].

Обращаясь к вопросу о собственно речевом поведении на радио и телевидении и принципам его организации, важно помнить следующее[15]:

-нельзя повторить дважды только что сказанное в эфире, следовательно, необходимо ориентироваться на однократное восприятие текста аудиторией, так как «двукратного» поступления из эфира быть не может;

-зрителями или слушателями телевыступления будут люди разных возрастов, профессий, разного культурного уровня и интересов;

-выбор телезрителем передачи может оказаться случайным.

Учет этих ключевых моментов предполагает, что теле- или радиоречь должна быть конкретной, доходчивой по содержанию, непринужденной по тону, т.е. имитировать форму неофициальной беседы (разумеется, за исключением случаев передачи в эфире официальных заявлений). Таким образом, речь достигает максимального эффекта только при условии сочетания в ней элементов, обеспечивающих социальную и личностную ориентированность общения, т.е. при учете особенностей телевизионной речи и характера аудитории-адресата.

Вместе с тем при формировании речевого акта существует опасность проявления внутренней конфликтности речи.

Помимо этого, интонация телевизионной речи резко отличается от интонации разговорной речи нейтральностью «мелодии» основного тона. Коммуникатор не повышает голоса до крика и не понижает до шепота, каждое слово произносится более или мене четко (не проглатывается, как это имеет место в неформальном общении лицом к лицу). Редукция безударных гласных менее выражена, паузы между словами, речевыми тактами не выходят за рамки строго обусловленных границ.

Однако существует опасность выражения внутренних речевых конфликтов при формировании речевых актов. «Противоречие возникает, с одной стороны, между реально существующим односторонним контактом выступающего в кадре или перед микрофоном со зрителями или слушателями и необходимостью при этом имитировать двусторонний контакт; а с другой — между заранее подготовленным письменным текстом и устной формой его воспроизведения: речевой поток, который должен восприниматься как спонтанный, на самом деле таким не является».[16]

Кроме того, тон телевизионной речи значительно отличается от нейтрального речевого тона «мелодии» основной речи. Коммуникаторы не повышают голоса ни крика, ни шепота, каждое слово произносится более или менее (не охвачено, как неформальное общение лицом к лицу). Сокращение безударных гласных менее выражено, пауза между словами и речевым циклом не выходит за строго определенные границы.

Вышеперечисленные параметры связаны с социальной ориентированностью телевидения. Условия эфира требуют от говорящего сохранять форму непринужденного высказывания при условии соблюдения языковой нормы, при этом речь должна быть предельно конкретной, максимально информативной и вместе с тем ясной, не требующей пояснений для адресата. Достижение этой цели возможно при соблюдении принципов диалогизации, интимизации речи. Высказывание не должно быть чрезмерно развернутым. Длинное, излагаемое в устной форме доказательство осложняет его восприятие. Этот прием срабатывает не только в беседах или интервью, но и в монологических жанрах телепередач.

Прототипом интерактивного телеобщения стал обычный диалог. Сама модель взаимодействия телекоммуникатора и зрителя приводит к возникновению новой психологической ситуации, которая способна повлиять на дальнейшее развитие речевого акта. Если раньше мы говорили о различной степени подготовленности телевизионной речи в зависимости от жанра телепередачи, то теперь очевидно, что жанры телепередач отличаются и по степени сочетаемости монологической и диалогической форм речи. Вместе с тем отметим, что полная дифференциация диалога и монолога невозможна. Разграничение их весьма условно, поскольку наиболее естественным проявлением языковой активности следует считать диалог (даже монолог по-своему диалогичен, так как он всегда обращен к адресату, реальному или гипотетическому). Диалогичность в широком смысле можно понимать как реализацию коммуникативной функции языка.

В целом телевизионную речь следует отнести к диалогическому типу устной публичной речи, который характеризуется рядом специфических характеристик:

-наличие двух участников процесса коммуникации - адресата и адресанта;

-взаимодействие телекоммуникатора и телеаудитории: непосредственное,межличностное и опосредованное (опросы, рейтинги, письма в редакцию или звонки в студию в момент эфира).

Для осуществления реального диалога необходимы следующие условия:

-желание и готовность общающихся выразить свою позицию по отношению к обсуждаемой проблеме;

-готовность воспринять и оценить позицию партнера;

-готовность к активному взаимодействию;

-наличие у партнеров общей основы и определенных различий в решении обсуждаемой проблемы.

Актуальность принципа диалогизации телевизионной речи определяется тем, что выступающий воспринимается публикой прежде всего как партнер по взаимодействию. Если это ожидание не подтверждается, то существенно снижается эффективность воздействия его выступления и возможность поддержания внимания и интереса.

Своеобразие телевизионной речи состоит в том, что собеседники находятся не в одном месте, а отделены друг от друга пространством, поэтому выступающий в кадре или перед микрофоном должен предугадать реакцию зрителя и слушателя и суметь ответить на нее. Беседа строится в расчете на невидимого собеседника, который мыслится как активный участник двустороннего контакта. Вот почему здесь необходимо учитывать различные точки зрения на проблему при аргументации собственной. Высказывание композиционно строится как монолог со структурными элементами диалога (например, репликами-обращениями).

Таким образом телевизионную речь следует рассматривать как компонент триады: «изображение - звук - речь». Изучение телевизионной речи в таком триединстве помогает раскрыть специфику телевидения как одного из важнейших средств современной массовой информации. Будучи обращенной к миллионам телезрителей, она учитывает их языковые навыки, дает богатый материал для наблюдений над живыми языковыми процессами и интересна с точки зрения изучения языка в процессе речи, в процессе реальной коммуникации.

Поскольку телевизионная речь, особенно некоторые ее жанры (ток-шоу, круглый стол), стремится к диалогизации, интимизации (т.е. снижению степени официальности) обстановки, то можно говорить об активном проникновении разговорных элементов в этот вид публичной речи. Многие жанры телевидения (выступление, беседа, комментарий, интервью) в речевом плане занимают промежуточное положение между речью кодифицированной и разговорной. Поэтому анализ телевизионной речи позволяет проследить некоторые пути сближения речи книжной и разговорной, общие тенденции, вызванные проникновением норм произносимой речи в литературный язык, а затем и в речь письменную.



Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.