Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2019-12-21 | 144 |
5.00
из
|
Заказать работу |
И ИХ СОДЕРЖАНИЕ
В условиях признания на юридическом уровне приоритета и ответственности семьи и роли родителей в процессе воспитания и образования детей возникла необходимость в систематической работе по формированию родительской компетентности с учетом позитивного опыта реализации просветительских программ.
Из психолого-педагогических исследований следует, что родительство– это осознание духовного единства с брачным партнером по отношению к своим или приемным детям, представляющее собой интегральное психологическое образование личности (Овчарова Р.В., 2006).Общие и специфические факторы данного феномена определяют процесс формирования осознанного родительства, и, прежде всего, посредством психолого-педагогической коррекцией когнитивной и эмоциональной составляющей. Результатом реализации психолого-педагогической программы является повышение уровня осознанности самореализации в роли матери или отца в пределах индивидуальной психологической реальности и во взаимодействии со своей семьей.
Согласно результатам научных исследований, предпосылкой формирования осознанного родительства является формирование психологической готовности молодежи к родительству с учетом социокультурных особенностей и гендерной специфики. Ученые утверждают, что родительскую любовь можно развивать в процессе формирования ее когнитивного, эмоционально-чувственного и поведенческого компонентов. В таком случае, необходимо оказывать воздействие на личностные качества будущего родителя, что обуславливает развитие родительской любви как целостного феномена.
Проблема формирования адекватных родительских позиций в семьях показывает, что родительские позиции эффективны, если они адекватны социальной ситуации развития ребенка, соотносятся с позитивным восприятием воспитательной практики родителей ребенком и воспитательными ролями отца и матери, не носят несформированного характера.
Психолого-педагогическая программа формирования адекватных родительских позиций через изменение отношения отца и матери к родительству, родительской роли, ребенку и воспитательной практике, формирование субъектной позиции ребенка в межличностных отношениях с родителями и практики субъект-субъектного общения в детско-родительском взаимодействии является способом коррекции нарушений воспитательной практики семьи.
Критериями ответственного родительства как системы взаимоотношений является: отношение к себе, отношения с родителями и к себе как родителю, социальная адекватность поведения; стиль семейного воспитания. Таким образом, основной показатель ответственного родительства – это «принятие себя как родителя». Неэффективным считают «направленность на себя», «самостоятельные особенности родительства» и «внутри личностные конфликты» (Овчарова Р.В., 2006).
Исходя из вышеизложенного, возникает необходимость реализации системы психолого-педагогических программ, целью которых является формирование культуры семейной жизни у обучающихся и просвещение родителей по вопросам воспитания и развития детей. В регионе в течение многих лет реализуется программа «Семья», разнообразные социальные проекты, проходит апробацию целый ряд инноваций в области взаимодействия семей и учреждений образования, культуры, спорта и др. В течение длительного времени каждая образовательная организация ориентировалась на одну из категорий слушателей: старшеклассников, педагогов, родителей девиантных подростков, приемных родителей и др. Научный подход к решению проблемы формирования ответственного родительства, социальное партнерство в данной области с медицинскими и социальными работниками позволили обобщить опыт реализации большинства программ и описать региональные тенденции в сфере взаимодействия с семьями.
Позитивный опыт в данной области позволяет говорить о сложившейся системе управления процессами формирования культуры семейной жизни. В регионе уделяется большое внимание работе со старшеклассниками по вопросам полового воспитания, по организации бесконфликтного общения между сверстниками, по сохранению семейных ценностей. В тоже время образовательные организации реализуют целый ряд проектов по эффективному взаимодействию с семьями обучающихся. Организация мероприятий, посвященных дню матери, дню бабушек; учреждение регионального праздника – день отца и многое другое – все это позволило организовать работу по повышению престижа материнства и отцовства, многодетности.
Социальное партнерство при решении задач формирования ответственного родительства помогает организовать адресный подход к решению проблем семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Региональная система психолого-педагогической и медико-социальной поддержки приемных семей, опекунов и усыновителей изменило общественное мнение и позволило расширить границы профилактической и просветительской работы в сфере воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем, опыт реализации программы «Семья» и других инновационных проектов показал, что существует необходимость уделять внимание распространению позитивного опыта родительства.
Данные научных исследований показывают, что стиль детско-родительских отношений формируется в достаточно раннем возрасте. Коррекция детско-родительских отношений зависит от осознанности проблем и имеющихся компетенций. Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение всего комплекса проблем формирования родительской компетентности программными методами, и об актуальности этой работы. Данные выводы являются основанием для выделения трех подпрограмм, которые отражают работу с различными категориями слушателей: с детьми, родителями и педагогами.
ПОДПРОГРАММА 1
«ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»
Целью подпрограммы по развитию культуры семейной жизни у обучающихся (воспитанников) является формирование у них социальных и личностных компетенций, обеспечивающих физическое, психическое, социальное и духовное здоровье семьи и ее членов, активную гражданскую позицию, подготовку к будущей семейной жизни.
Программы предполагают решение следующих задач:
- формирование отношения к себе, своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности;
- формирование основных понятий об этике, психологии семейных отношений;
- формирование представления о семейных ролях;
- выработка умений и навыков ответственного поведения;
- формирование ценностного отношения к семье;
- приобщение к традиционной семейной культуре;
- формирование на примерах мирового искусства, а также жизни известных семейных пар понятия о благополучной семье;
- формирование половой идентификации;
- формирование экономического мышления;
- формирование психологических основ здоровых отношений мужчины и женщины;
- обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения и отстаивать принятые решения.
Просветительская программа для обучающихся (воспитанников) 7-10 лет
Целевая группа: обучающиеся 7-10 лет
Кол-во часов: 5 часов
Цель курса:
· Формирование позитивного отношения к семье;
· Знакомство учащихся с документами, содержащими сведения о нормативно-правовой базе семьи;
· Осознание необходимости в здоровом образе жизни;
· Сформировать представление об идеальных отношениях между супругами в семейной жизни как неотъемлемой части нравственных норм.
Ожидаемые результаты:
- ребенок будет знать нормативно-правовые документы о семье, права детей;
- четко представлять роль отца и матери в семье, какие должны быть обязанности у мужа и жены;
- усвоит, что в семье отношения строятся на взаимоуважении, взаимопомощи, сотрудничестве;
- осознанно будет заботиться о собственном здоровье через правильное питание, занятие спортом и т.д.;
- будет понимать, что семья является неотъемлемой частью его жизни;
- испытывать уважительное отношение к нравственным традициям семьи и прародителям.
Содержание модулей:
Модуль I. Нормативно-правовые основы в формировании культуры семейной жизни: Конституция Российской Федерации о семье. Конвенция о правах ребенка.(1 час)
Модуль II. Культура супружеских отношений: роль отца и матери в семье. Обязанности мужа. Обязанности жены. Основные принципы супружеских отношений (взаимоуважение, чувство долга, сопереживание, взаимопомощь). Влияние характера на взаимоотношения мужа и жены. (1 час)
Модуль III. Здоровье современной семьи (технология сохранения, укрепления и преумножения психологического, социального, физического, духовного здоровья семьи и её членов): понятие о гигиене. Правильный распорядок дня – залог здоровья. Культура питания. Семейный спорт. Психологический климат в семье и самочувствие. (1 час)
Модуль IV. Особенности различных типов и видов семьи. Психолого-педагогические основания формирования культуры семейной жизни: Что такое семья. Для чего она нужна человеку. Роль ребенка в семье. Общение детей в семье. (1час)
Модуль V. Основы семейного воспитания (детско-родительские отношения различных уровней разных поколений): История моей семьи. Семейные традиции. Доверительные и дружеские отношения в семье. Роль бабушки и дедушки в семье. Права и обязанности в семье. (1 час)
Тематический план
Раздел | Кол/ часов | Содержание | Форма |
I. Нормативно – правовые основы в формировании культуры семейной жизни | 1 | -Конституция Российской Федерации о семье. -Конвенция о правах ребенка. | Практикум с элементами беседы |
II. Культура супружеских отношений | 1 | -Роль отца и матери в семье. Обязанности мужа. Обязанности жены. -Основные принципы супружеских отношений (взаимоуважение, чувство долга, сопереживание, взаимопомощь). - -Влияние характера на взаимоотношения мужа и жены. | Беседа с элементами диалога |
III. Здоровье современной семьи (технология сохранения, укрепления и преумножения психологического, социального, физического, духовного здоровья семьи и её членов) | 1 | -Понятие о гигиене. -Правильный распорядок дня – залог здоровья. -Культура питания. -Семейный спорт. -Психологический климат в семье и самочувствие. | Эвристическая беседа |
IV. Особенности различных типов и видов семьи. Психолого – педагогические основания формирования культуры семейной жизни: | 1 | - Что такое семья. Для чего она нужна человеку. - Роль ребенка в семье. - Общение детей в семье. | Проблемное изложение с игровыми ситуациями |
V. Основы семейного воспитания (детско-родительские отношения различных уровней разных поколений) | 1 | - История моей семьи. Семейные традиции. - Доверительные и дружеские отношения в семье. - Роль бабушки и дедушки в семье. - Права и обязанности в семье. | Беседа с элементами тренинга |
Просветительская программа для обучающихся (воспитанников)11-14 лет
Целевая группа: обучающиеся 11 -14 лет.
Кол-во часов: 5 часов.
Цель курса:
· Осмысление здорового образа жизни как ценности;
· Знакомство учащихся с документами, содержащими сведения о нормативно – правовой базе семьи в основных законах государства;
· Развитие представления о сущности семейного конфликта, выявлять причины и способы решения;
· Формирование твердых понятий о дружбе и любви, осознание обязанностей перед тем, с кем дружишь.
Ожидаемые результаты:
- подросток должен углубить свои знания о семье, содержащиеся в Конституции РФ;
- нормы мужского и женского полоролевого поведения;
- любовь - это основа построения семьи;
- понимать особенности коммуникации семьи, что отзывчивость, сопереживание составляют эмоциональную основу семьи;
- принимать физиологические изменения, знать их содержание;
- воспитывать в себе самость, уметь отличать вредные привычки и контролировать их.
Содержание модулей
Модуль I. Нормативно – правовые основы в формировании культуры семейной жизни: Конституция России о семье. Гражданский и духовный брак. (1 час)
Модуль II. Культура супружеских отношений: Роль мужчины и женщины в семье. Суть мужественности, женственности. Влюбленность и любовь (особенность и содержание). Какой бывает любовь. (1 час)
Модуль III. Здоровье современной семьи (технология сохранения, укрепления и преумножения психологического, социального, физического, духовного здоровья семьи и её членов): Гигиена подростка. Физические изменения и самооценка подростка. Самовосприятие. Взрослые болезни детей (венерические болезни). Секреты обаяния (правильное использование парфюмерии и косметики). Вредные привычки (курение, алкоголь), их влияние на здоровье. (2 часа)
Модуль IV. Особенности различных типов и видов семьи. Психолого – педагогические основания формирования культуры семейной жизни: Стили общения в семье. Психологическая близость в семье. Удовлетворенность отношений. Моя позиция в семье. Нравственные аспекты в семье. Толерантность. (1 час)
Модуль V. Основы семейного воспитания (детско–родительские отношения различных уровней разных поколений): Семья – основа общества. Особенности взаимоотношений в семье. Конфликт поколений. (1 час)
Тематический план
Раздел | Кол/ часов | Содержание | Форма |
I. Нормативно – правовые основы в формировании культуры семейной жизни | 1 | -Конституция России о семье. -Гражданский и духовный брак. | Лекция |
II. Культура супружеских отношений | 1 | - Роль мужчины и женщины в семье. Суть мужественности, женственности. - Влюбленность и любовь (особенность и содержание). Какой бывает любовь. | Лекция с элементами беседы |
III. Здоровье современной семьи (технология сохранения, укрепления и преумножения психологического, социального, физического, духовного здоровья семьи и её членов) | 1 | - Гигиена подростка. Физические изменения и самооценка подростка. - Самовоспитание. - Взрослые болезни детей (венерические болезни). - Секреты обаяния (правильное использование парфюмерии и косметики). - Вредные привычки (курение, алкоголь) – их влияние на здоровье. | Беседа с элементами тренинга |
IV. Особенности различных типов и видов семьи. Психолого – педагогические основания в формировании культуры семейной жизни | 1 | - Стили общения в семье. - Психологическая близость в семье. Удовлетворенность отношений. - Моя позиция в семье. - Нравственные аспекты в семье. - Толерантность. | Практикум |
V. Основы семейного воспитания (детско – родительские отношения различных уровней разных поколений) | 1 | - Семья – основа общества. - Особенности взаимоотношений в семье. - Конфликт поколений. | Беседа с элементами игровой ситуации |
Просветительская программа для обучающихся (воспитанников)
Лет
Целевая группа: обучающиеся 15 -17 лет
Кол-во часов: 6 часов
Цель курса:
· Сформировать представление о социальной роли мужчины и женщины в семье, градация их обязанностей;
· Знакомство учащихся с правовыми аспектами при заключении брака, правами и обязанностями супругов;
· Осознать важность и ответственность в выборе партнера и сохранении жизненных ценностей в супружеских отношениях;
· Понять важность развития самости как основу зрелости.
Ожидаемые результаты:
- должен ориентироваться в основных направлениях семейной политики,
-знать права и обязанности семьи в государстве;
- понимать, что личностные качества влияют на построение отношений с партнером;
- соблюдать нравственные принципы в отношении с партнером;
- уметь соотносить свои желания с возможностями семьи;
- понимать отличия ответственности от обязанностей по отношению к себе и семье.
Содержание модулей:
Модуль I. Нормативно-правовые основы в формировании культуры семейной жизни: Государственная семейная политика. Социально – экономические проблемы семьи. Брачные договоры. Права и обязанности семьи в государстве. (1 час)
Модуль II. Культура супружеских отношений: Личностные качества супругов. Проблемы супружеского благополучия. Поиск партнера в любви. Формирование отношений в любви. Жизненные ценности в супружеских отношениях. Влияние неудовлетворенных потребностей личности на устойчивость брака. (2 часа)
Модуль III. Здоровье современной семьи (технология сохранения, укрепления и преумножения психологического, социального, физического, духовного здоровья семьи и её членов): Нравственность – залог здоровья семьи. Тело и сознание. Секс и любовь. (1 час)
Модуль IV. Особенности различных типов и видов семьи. Психолого-педагогические основания в формировании культуры семейной жизни: Мои желания и возможности. Я – взрослый, я – ребенок. Ответственность каждого члена семьи. Самооценка и собственные ценности. Самовоспитание и самостоятельность. (1 час)
Модуль V. Основы семейного воспитания (детско–родительские отношения различных уровней разных поколений): Роль семьи в формировании личности. Роль мужчины в семье. Роль женщины в семье. Ответственность и обязанности. (1 час)
Тематический план
Раздел | Кол/ часов | Содержание | Форма |
I. Нормативно – правовые основы в формировании культуры семейной жизни | 1 | - Государственная семейная политика. - Социально – экономические проблемы семьи. - Брачные договоры. - Права и обязанности семьи в государстве. | Лекция |
II. Культура супружеских отношений | 2 | - Личностные качества супругов. Проблемы супружеского благополучия. - Поиск партнера в любви. Формирование отношений в любви. - Жизненные ценности в супружеских отношениях. - Влияние неудовлетворенных потребностей личности на устойчивость брака. | Беседа с элементами диспута |
III. Здоровье современной семьи (технология сохранения, укрепления и преумножения психологического, социального, физического, духовного здоровья семьи и её членов) | 1 | - Нравственность – залог здоровья семьи. - Тело и сознание. - Секс и любовь. | Проблемно –диалогическая беседа |
IV. Особенности различных типов и видов семьи. Психолого–педагогические основания формирования культуры семейной жизни | 1 | - Мои желания и возможности. Я – взрослый, я – ребенок. - Ответственность каждого члена семьи. - Самооценка и собственные ценности. - Самовоспитание и самостоятельность. | Беседа |
V. Основы семейного воспитания (детско–родительские отношения различных уровней разных поколений) | 1 | - Роль семьи в формировании личности. - Роль мужчины в семье. Роль женщины в семье. - Ответственность и обязанности. | Беседа с элементами игровой ситуации |
Просветительская программа для обучающихся (воспитанников)
От 18 лет
Целевая группа: обучающиеся 18 лет и старше.
Кол-во часов: 6 часов
Цель: повышение супружеской и родительской компетентности
Задачи курса:
· Осознание ответственности при создании семьи как основы общества;
· Изучение психологии детско–родительских отношений;
· Осознание необходимости заботы о старшем поколении – хранителях семейных традиций.
Ожидаемые результаты:
- ориентироваться в семейном законодательстве РФ, социальных гарантиях и льготах;
- находить выход из конфликтной ситуации;
- понимать всю важность здоровья для дальнейшего деторождения;
- уметь находить объяснение и выход из сложившихся психологических ситуаций;
- понимать и принимать выбор других людей;
- осознавать ответственность в создании семьи;
- знать особенности развития ребенка и понимать трудности во взаимоотношениях между поколениями.
Содержание модулей:
Модуль I. Нормативно – правовые основы в формировании культуры семейной жизни: Законы государства о помощи и поддержке молодой семьи. Социальные гарантии и льготы. Законы по охране материнства и детства. Демографическая политика страны. (1 час)
Модуль II. Культура супружеских отношений: Любовь и брак. Формирование супружеской пары. Выбор брачного партнера. Интимный мир молодой семьи. Отношения между мужем и женой. Развитие супружеских отношений. Конфликты между супругами и пути их преодоления. Развод. Факторы риска. (1 час)
Модуль III. Здоровье современной семьи (технология сохранения, укрепления и преумножения психологического, социального, физического, духовного здоровья семьи и её членов): Здоровье супругов. Деторождение. Решение психологических проблем семьи. (1 час)
Модуль IV. Особенности различных типов и видов семьи. Психолого-педагогические основания в формировании культуры семейной жизни: Полная и неполная семья. Семья с приемными детьми. Ребенок инвалид в семье. (1час)
Модуль V. Основы семейного воспитания (детско-родительские отношения различных уровней разных поколений): Родительство. Отцовство, материнство (психологический аспект). Психологические особенности развития ребенка. Роль бабушек и дедушек в воспитании (социальная роль как носителей семейных традиций). Трудности в общении между отцами и детьми, детьми и прародителями. (1 час)
Тематический план
Раздел | Кол/ часов | Содержание | Форма |
I. Нормативно – правовые основы в формировании культуры семейной жизни | 1 | - Законы государства о помощи и поддержке молодой семьи. - Социальные гарантии и льготы. Законы по охране материнства и детства. - Демографическая политика страны. | Лекция |
II. Культура супружеских отношений | 2 | - Любовь и брак. Формирование супружеской пары. Выбор брачного партнера. - Интимный мир молодой семьи. Отношения между мужем и женой. - Развитие супружеских отношений. Конфликты между супругами и пути их преодоления. - Развод. Факторы риска. | Беседа |
III. Здоровье современной семьи (технология сохранения, укрепления и преумножения психологического, социального, физического, духовного здоровья семьи и её членов) | 1 | - Здоровье супругов. - Деторождение. - Решение психологических проблем семьи. | Лекция |
IV. Особенности различных типов и видов семьи. Психолого–педагогические основания в формировании культуры семейной жизни: | 1 | - Полная и неполная семья. - Семья с приемными детьми. - Ребенок инвалид в семье. | Беседа с элементами диспута |
V. Основы семейного воспитания (детско–родительские отношения различных уровней разных поколений) | 1 | -Родительство. Отцовство, материнство (психологический аспект). - Психологические особенности развития ребенка. - Роль бабушек и дедушек в воспитании (социальная роль как носителей семейных традиций). – - Трудности в общении между отцами и детьми, детьми и прародителями. (1 час) | Беседа с элементами игровой ситуации |
Литература:
Бурмистрова Е. А. Дети в семье. Психология взаимоотношений. – М.: Даръ, 2015г. - 352с.
ВаляеваОльга. Искусство быть Женой и Музой. 2014 -157с.
Нартова-Бочавер С. К., Бочавер К. А., Бочавер С. Ю. Жизненное пространство семьи: объединение и разделение. – М.: Генезис, 2011. – 320 с.
Петрушин С. В.Любовь и другие человеческие отношения. – СПб.: «Речь», 2006г.
Соколов Д. Семейные тайны. – М.: генезис, 2015. – 256с.
Шнейдер Л.Б. Семейная психология. – М.: Академический проект, 2011г. – 736 стр.
Интернет-ресурсы:
http://www.knigi-psychologia.com
http://www.schooleduc.ru/
http://www.dobrieskazki.ru
http://pedsovet.su
http://www.twirpx.com
ПОДПРОГРАММА 2
«ФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ»
Цель подпрограммы: обеспечение поддержки, укрепления и защиты семьи и ценностей семейной жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании; создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства.
Задачи:
- повысить психолого-педагогическую компетентность в вопросах воспитания и развития детей;
-способствовать осознанию ответственности за сохранение физического, психологического и эмоционального здоровья членов семьи, а также их духовному развитию, сохранению и укреплению семейных ценностей;
- активизировать участие родителей в обучении и воспитании детей, охране их здоровья, в обеспечении трансляции общекультурных и семейных ценностей.
Наиболее эффективными формами взаимодействия и сотрудничества с семьями с точки зрения повышения родительской компетентности являются:
ролевая игра, направленная на поиск нестандартных и эффективных способов воздействия на ребёнка в различных ситуациях;
психологический тренинг общения;
обучение умению видеть реакцию партнёра по общению и учитывать её, меняя собственный стиль общения;
обучение умению понимать и осознанно использовать невербальные компоненты коммуникации;
тренинг самоконтроля и психоэмоциональной саморегуляции;
рефлексия собственного стиля родительского поведения и формирование осознанных установок на желаемое поведение.
Содержание работы с учётом предлагаемых форм взаимодействия представляется следующим образом:
а) в части обеспечения комфортной адаптации ребёнка и семьи к образовательной организации:
формировать доверие родителей и детей к педагогам;
помогать ребёнку и родителям осваивать новое пространство;
помогать родителям осваивать осуществление всех основных образовательных и режимных моментов;
организацияи синхронизация жизни ребёнка в семье и в образовательной организации;
обеспечивать установление контактов со сверстниками;
обеспечивать снижение общей тревожности родителей;
реализовывать заочное знакомство с группой/классом в семье по фотографиям и в иной форме;
создавать и реализовывать традицию приёма нового ребёнка при его первом приходе;
обеспечивать поддержку инициатив ребёнка и оказывать ему необходимую помощь по его инициативе;
предоставлять детям возможность адаптироваться к образовательному процессу, постепенно увеличивая психоэмоциональную нагрузку;
создавать условия для совместной деятельности ребенка и родителей;
помогать родителям выбрать правильную линию поведения с ребёнком на период адаптации;
б) в части формирования здоровья детей, построения индивидуальных программ укрепления здоровья ребёнка:
участвовать в регулярных профилактических медицинских осмотрах детей и информировать родителей о рекомендациях врачей-специалистов для сохранения и укрепления здоровья детей;
организовывать индивидуальное консультирование родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей с привлечением специалистов детской поликлиники, медицинских работников и педагогов;
согласовывать режим питания, с тем чтобы сохранить здоровье ребёнка;
привлекать родителей к участию в спортивных праздниках, днях здоровья, побуждая их поддерживать двигательную активность детей;
в) в части установления контакта с родителями и согласования целей и ценностей образовательной деятельности:
рассказывать об образовательной организации и программе её деятельности (руководитель образовательной организации);
использовать наглядную информацию на стенах организации;
создавать печатную информацию об образовательной организации, выдаваемую на руки родителям;
проводить анкетирование родителей с целью определения их потребностей в повышении педагогической компетенции;
г) в части обеспечения постоянной содержательной информации о жизни детей:
создавать информационные стенды (информационные папки), обеспечивая сменяемость материалов на них (при отборе содержания стендов учитывать родительские интересы);
проводить выставки совместных работ;
рассказывать родителям о жизни детей и отвечать на вопросы в рамках временного регламента и равноправия;
создавать фотоальбомы, посвящённые детским и семейным праздникам, ежедневной работе с детьми, организации интересных мероприятий (конкурсов, викторин, встреч с интересными людьми, экскурсий и т. д.);
д) в части предоставления родителям возможности повысить педагогическую компетентность, узнать большео возрастных особенностях детей, об возрастных особенностях развития:
проводить родительский лекторий;
организовывать семинары-практикумы, ориентированные не только на сообщение родителям определённой информации, но и на формирование у них определённых навыков (общения с детьми, организации совместной с ребёнком продуктивной деятельности, организации двигательной активности детей и т. д.), на обмен опытом;
проводить дискуссионные клубы, на которых родители могут задать интересующие их вопросы, высказать своё мнение;
организовывать круглые столыс обязательным участием специалистов образовательной организации, а также приглашённых консультантов (психологов, врачей-педиатров, учителей-логопедов, научных сотрудников и преподавателей педагогических колледжей и вузов).
организовывать ролевые игры, направленные на поиск нестандартных и эффективных способов воздействия на ребёнка в различных ситуациях.
организовывать психологические тренинги родительско-детского общения,
тренинги самоконтроля и психоэмоциональной саморегуляции в разных ситуациях;
е) в части создания ситуаций приятного совместного досуга с участием семей:
обеспечивать условия для привлечения родителей к организации праздников, досуга, театральных спектаклей, заседаний «Клубов выходного дня» в качестве не только зрителей или спонсоров, но и активных участников, инициаторов.
ж) в части создания условий для реализации творческого потенциала семьи:
осуществлять постановку спектаклей, в которых роли исполняют родители и\или обучающиеся, и показывать их детям;
проводить для родителей мастер-классы по прикладному творчеству, декоративно-прикладному искусству;
организовывать выставки совместного творчества детей и родителей, педагогов образовательной организации, семейных коллекций;
осуществлять творческие проекты с участием семей (театральный, концертный и т. п.);
осуществлять семейные исследовательские проекты.
Работа педагогов с семьёй подразделена на ежедневную, еженедельную, ежемесячную и ежегодную.
Ежедневная работа складывается из:
а) непосредственных коммуникаций с родителями, приуроченных к определённым моментам пребывания обучающихся в образовательной организации;
б) обеспечения систематической информированности родителей о жизни ребёнка образовательной организации. Прежде всего, этой цели служит информационный стенд для родителей и сайт образовательной организации. Инновационная и разносторонняя работа педагогов представлена выставками детских работ, а также тематическими вернисажами в коридорах и холлах фотогалереями; презентациями и др.
Еженедельно каждый родитель должен получить возможность для беседы с педагогом об индивидуальном развитии своего ребёнка. Для этого составляется график бесед с родителями о детях. С родителями проблемных детей такие мероприятия при необходимости могут проводиться даже ежедневно в течение какого-то периода времени (но не более двух недель).
Ежемесячное и ежегодное сотрудничество с семьёй осуществляется в организации на уровне:
участия в жизни детского коллектива (помощь в подготовке материалов для занятий, проведении каких-то занятий, мастер-классов, бесед с детьми; участие в праздниках; посещение мероприятий в качестве зрителей; помощь в организации праздничного чаепития и застолья, решении хозяйственно-бытовых проблем, создании материальной базы и развивающей среды; финансовая помощь и др.);
тематических творческих проектов, совместныхс детьми (например, проект семейного книгоиздания);
творческих проектов самостоятельных (например,постановка спектакля для детей силами родителей);
родительских собраний (совместно с руководством организации для решения вопросов управления образовательной организацией);
родительских коллегий (для разрешения проблемных и конфликтных ситуаций с участием детей и педагогов);
общих культурных мероприятий (фестивали, театральная неделя, неделя книги, выставки личных коллекций и т. п.).
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ
Модуль «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
№ п\п | Тема | Кол-во часов | Содержание | Форма |
1. | Родителям о дошкольниках | 2 | Психофизиологические особенности детей раннего и дошкольного возраста; первые трудности пребывания в детском коллективе; профилактика дезадаптации | интерактивная лекция с элементами диагностики |
2. | Формирование личности в дошкольном возрасте. Гендерное воспитание. | 2 | Особенности формирования личности и отдельных личностных качеств ребенка; детский коллектив и семья; стили семейного воспитания; поощрение и наказание. | беседа с элементами игровой ситуации |
3. | Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание дошкольника | 2 | Понятие «здоровый образ жизни» и его влияние на развитие и воспитание ребенка; организация здорового образа жизни ребенка. Режим дня в семье и дошкольной организации. | деловая игра |
4. | Игра – основной вид деятельности дошкольника | 2 | Значение игры в жизни дошкольника. Организация игровой деятельности ребенка; влияние родителей на развитие инициативы ребенка. | беседа с элементами игровой ситуации |
5. | Социально-коммуникативное развитие дошкольника | 2 | Игра как идеальная форма совместной жизни ребенка и взрослого. Приучение ребенка к труду. Развивающие виды трудовой деятельности. Необходимость детского труда и способы его стимулирования. Домашние обязанности ребенка | интерактивная лекция с видео сюжетами |
6. | Воспитание нравственных привычек и культуры поведения | 2 | Нравственные привычки и способы их воспитания. Культура поведения ребенка и пути ее воспитания. Положительный пример родителей. Как помочь детям освоить нормы, правила, запреты, которые устанавливают взрослые. | тренинг детско-родительских отношений |
7. | Эмоциональный мир дошкольника | 2 | Мир интересов и увлечений дошкольника. Познание мира дошкольником в деятельности и через подражание взрослым (родителям). Правила поведения родителей, позитивные эмоции как катализатор развития. | беседа с элементами игровой ситуации |
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!