Целей, задач и прогноз ее реализации — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Целей, задач и прогноз ее реализации

2019-12-21 140
Целей, задач и прогноз ее реализации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Согласно Национальной стратегии действий в интересах детей,  Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года  родители признаются полноправными субъектами воспитательного и образовательного процесса. Актуальность формирования ответственного родительства в современных условиях подчеркивается Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепцией модернизации общего образования, Законом «Об образовании в РФ», а также рядом других источников. Несмотря на это,  реализация культурно-образовательного и воспитательного потенциала семьи осуществляется малоэффективно в связи с низким уровнем психолого-педагогической компетентности родителей. Специалистами в области работы с семьей подчеркивается правовой нигилизм родителей, понижение воспитательного потенциала современной семьи; фиксируется значительное количество ошибок семейного воспитания. Проблема становления психолого-педагогической компетентности  родителей является одной из наиболее актуальных сегодня.

Таким образом, современный родитель – это человек достаточно компетентный в профессиональных вопросах, но в силу объективных обстоятельств (занятость на работе, отчужденность от ребенка, эмоционально-личностные проблемы) плохо ориентирующийся в мире детско-родительских отношений.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что компетентность родителя – это сложное индивидуально-психологическое образование, возникающее на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обусловливающее его готовность к реализации воспитательной функции (Костылева Н.Е.). Компетентность родителя выражает «единство его теоретической и практической готовности к осуществлению родительской деятельности». Как интегративное личностное образование она основывается на ряде компетенций, проявляющихся в знаниях и опыте в определенной области. Совокупность компетенций, обеспечивающих готовность к реализации воспитательной функции, составляет основу родительской компетентности. Быть компетентным родителем – значит уметь мобилизовать в конкретной ситуации воспитания собственного ребенка имеющиеся воспитательные компетенции.

Родительская компетентность базируется на ключевых и сопутствующих компетенциях (Е.В. Бондаревская). К ключевым компетенциям относятся те, которые имеют универсальное значение и могут быть использованы в различных видах деятельности при решении множества воспитательных задач. Сопутствующие – те, которые являются дополнительными, позволяющими углубленно решать отдельные задачи личностного развития, отражающие индивидуальные интересы и пристрастия родителей, индивидуальные возможности детей.

Становление родительской компетентности – сложный и динамичный процесс, осуществляемый как в ходе семейного самообразования, так и при непосредственном содействии педагогов образовательных учреждений, психологов и других специалистов. Для оказания помощи практическим работникам в организации взаимодействия с семьей, ориентированного на профессиональное становление родительской компетентности, авторским коллективом была разработана программа формирования ключевых компетенций родителей для различных категорий слушателей: обучающихся общеобразовательных учреждений, профессиональных образовательных организаций, педагогических работников и собственно родителей.

Задачи становления ключевых компетенций родителей:

· в области информационной компетенции:

o содействовать обогащению знаний родителей по основам анатомии, физиологии, психологии, педагогики, частных методик;

o способствовать активному обогащению родителями собственного информационного поля по вопросам воспитания детей в домашних условиях;

o конкретизировать представления о нормативных и концептуальных документах, ориентирующих на участие родителей в воспитании своих детей;

· в области мотивационной компетенции:

o способствовать становлению устойчивой потребности к реализации воспитательной функции; содействовать развитию интереса родителей как педагогов детей к грамотной организации семейного воспитания, к созданию развивающей предметной пространственной и социальной среды, к изучению личности своего ребенка и прогнозированию перспектив его развития;

o способствовать формированию ответственности за результаты семейного воспитания, становлению субъективно-значимых и общественно-значимых мотивов реализации собственной воспитательной функции;

· в области технологической компетенции:

o содействовать активному и осознанному овладению родителями умениями организации разных видов деятельности, способствующих личностному развитию ребенка в условиях семейного воспитания;

o способствовать формированию навыков оказания ребенку педагогически целесообразной и развивающей помощи по разным направлениям личностного развития (познавательно-речевого, художественно-эстетического, физического, экологического, социального);

o формировать умения, связанные с организацией свободной деятельности и семейного досуга ребенка, создания необходимого развивающего пространства;

· в области коммуникативной компетенции:

o способствовать становлению основ социальной ориентации в общении со своим ребенком, предопределяющим его восприятие как равноправного партнера в межличностном диалоге;

o формировать способы бесконфликтного взаимодействия;

o обогащать сферы межличностных отношений;

· в области рефлексивной компетенции:

o способствовать формированию осознанного отношения к необходимости анализа правомерности условий семейного воспитания;

o содействовать проявлению устойчивого интереса к оценке собственных воспитательных достижений; обогащать опыт рефлексии своих влияний на личностное развитие детей дошкольного возраста.

Таким образом, проблема заключается в поиске путей вывода семьи на более продуктивный уровень социокультурно-педагогического партнёрства с образовательным учреждением. Решение данной проблемы основано на следующих принципах:

· первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей);

· достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др.) факты);

· практикоориентированности и адресность информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть доступной для использования в конкретных условиях жизни);

· взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов с родителями учащихся, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей);

· развития (личности, системы отношений личности, процессов жизнедеятельности);

· гуманизации отношений и общения;

· системности воспитательных воздействий на ребёнка;

· преемственности развивающих и воспитательных действий семьи и коллектива образовательного учреждения в формировании социокультурного опыта ребёнка.

Психолого-педагогическое сопровождение родителей в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала является механизмом формирования родительской компетенции, поскольку представляет собой:

ü систему, предоставляющую родителям ориентационное поле, в котором они осуществляют выбор оптимальных знаний и условий воспитания детей в семье;

ü особый способ деятельности по оказанию педагогической помощи родителям в решении проблем воспитания детей в семье, в преодолении социокультурных и психолого-педагогических проблем, связанных с воспитанием детей;

ü процесс совместного с родителями определения их целей, возможностей и путей достижения желаемых результатов в воспитании собственных детей.

Основными направлениями реализации предлагаемого проекта являются:

ü научное и программно-методическое обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации в процессе формирования личности ребёнка (подростка);

ü создание в регионе, в образовательнойорганизации системы психолого-педагогического образования родителей;

ü формирование основ семейного воспитания у обучающегося;

ü вовлечение родителей в совместную деятельность по духовному, нравственному, трудовому, физическому воспитанию детей.

В предлагаемой программе на теоретико-методологическом уровне обоснована целостная система (региональная и образовательного учреждения) дифференцированного психолого-педагогического просвещения. Данная программа соответствует современному социальному заказу характерных групп родителей учащихся и учитывает реальные возможности современного образовательного учреждения, определяет формы всеобуча, его научно-методическое обеспечение.

Условия реализации программы обеспечиваются:

- правом выбора руководителем образовательной организации программы (ряда программ) и технологии социально-психолого-педагогической помощи и поддержки обучающихся в вопросах повышения воспитательного потенциала их семей;

- возможностью создания собственной авторской программы занятий с родителями каждым педагогом, специалистом, предполагающим осуществлять ту или иную форму социально-педагогической помощи и поддержки младших школьников из цели и задач программы формирования ответственного родительства, потребностей и задач конкретного образовательного учреждения, класса;

- особенностями повышения воспитательного потенциала семей обучающихся, имеющих детей разных возрастных групп (моно- и полинуклеарные семьи);

- возможностями педагогических работников по самостоятельной систематизации предлагаемого учебного материала для родителей;

- методиками проведения учебных занятий с родителями в зависимости от профиля и квалификации специалиста, проводящего занятия, и принципов, положенных им в основу цикла или целевого ориентира отдельной встречи с родителями.

Для реализации разработанной программы целесообразно применять следующие технологии формирования ответственного родительства:

- непрерывное социально-психолого-педагогическое сопровождение процесса семейного воспитания на разных стадиях развития семьи и ребенка;

- привлечение, по возможности, всех членов семьи к участию в занятиях с использованием методик интерактивного включения родителей в решение учебных и жизненных задач, поставленных на занятии.

Вся совокупность учебного материала компонуется вокруг центральных проблем, связанных с закономерностями развития ребенка. Такое построение программы формирования ответственного родительства обеспечивает последовательность изучения воспитательных явлений, обобщения, закрепления и углубления психолого-педагогических знаний родителей, а также обеспечивает формирование у родителей навыков:

- психолого-педагогического взаимодействия с детьми;

- анализа типичных проблем детско-родительских взаимоотношений и коррекции собственной родительской позиции при решении этих проблем;

- профилактики девиантного поведения у детей;

- создания единого воспитательного пространства «семья - образовательная организация - ребенок».

В основу программы по формированию родительской компетентности положена идея о необходимости разумного сочетания целенаправленного руководства развитием разных типов активности ребенка с включением каждого обучающегося в активную разноплановую творческую деятельность. Стиль воспитания в семье определяется преобладанием тех или иных методов воспитания, однако важно в каждой семье учитывать возрастные особенности детей. Поэтому в программе делается акцент на необходимости организовывать воспитание с учетом психофизического развития и духовно-нравственного становления детей.

Реализация предлагаемой программы включает в себя ряд этапов. Во-первых, определение через диагностические процедуры потребности родителей в повышении воспитательного потенциала своей семьи и кадровых ресурсов образовательного учреждения для его организации, то есть реализовать на практике аналитико-диагностический этап. Особая роль при любой форме организации повышения родительской компетентности отводится диагностике, опросам, анкетированию и тестированию учащихся, педагогов и родителей. В качестве исходной диагностики рекомендуется выявить уровень потребности родителей в психолого-педагогических знаниях (методика Р.В. Овчаровой), уровень педагогической компетентности и удовлетворенности родителей (методика И.А. Хоменко) и др. Выявленные в ходе таких исследований запросы современной семьи соотносятся с основными направлениями научно-педагогического поиска школы в целом (в области воспитания и образования). Формируется коллектив специалистов (включая классного руководителя, социального педагога, педагога - психолога и др.), которые могут охватить всех учащихся класса и их родителей педагогической, социально-педагогической и психологической диагностикой, и, кроме того, компетентно и профессионально работать в дальнейшем с детско-родительской аудиторией.

Во-вторых, в рамках реализации проектировочного этапа определить цели и задачи программы (под ними понимается конкретный и измеримый результат, определенный во времени, а также соответствующий возможностям и потребностям родителей), разработать ее содержания, подобрать соответствующие критерии успешной реализации программы родительского просвещения на практике. При реализации вариативной части программы, в процессе совместного обсуждения со специалистами, заявленные родителями темы распределяются между узкими специалистами (педагог-психолог, социальный педагог и др.) и, по согласованию, со специалистами внешнего социума (врач-нарколог, секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, специалисты по работе с молодежью и семьей и т.д.).

Опыт проведения занятий по программе показывает, что их эффективность достигается там, где коллективные формы (лекции, конференции, беседы, дискуссии и диспуты) сочетаются с групповой и индивидуальной работой (консультацией классных руководителей, педагогов-психологов, медицинских работников, социальных педагогов и др.), а сам процесс повышения воспитательного потенциала семьи – с активным включением родителей в воспитательную работу с детьми в классе (группе), во взаимном обмене опытом семейного воспитания, проведение психолого-педагогических практикумов с элементами социально-педагогического тренинга, разбор конкретных педагогических ситуаций и решение практических задач с родителями и их компетентным комментарием специалистов.

И, наконец, на рефлексивном этапе проводится совместная оценка полученных результатов реализации программы, внесение корректив в ее содержание. Подведение итогов проведенных занятий с использованием разнообразного диагностического инструментария позволяет определить ее результативность, актуальность содержания для родителей, а также собрать необходимый материал для следующих занятий. Результативность работы по становлению родительской компетентности отслеживается как по динамике показателей ее основных компетенций, так и по общим достижениям в личностном развитии детей, в установлении диалогового общения, в росте удельного веса и признании особого статуса семьи в решении воспитательных задач.

Содержание программы представлено по блокам, отражающим:

ü разные периоды возрастного (ранний, дошкольный возраст, подростковый и др.) и личностного развития в условиях семейного воспитания,

ü разные направления становления личности (речевая, познавательная, социальная, экологическая, художественно-эстетическая и др.) в семье и образовательной организации,

ü воспитательные возможности разных видов деятельности (игровая, двигательная, изобразительная и др.),

ü технологии реализации воспитательного потенциала семьи.

Структурно каждый блок представлен:

· содержанием, отражающим разные сферы социальной, физической, художественно-эстетической, экологической, гностической культуры, доступной восприятию и освоению родителями в процессе становления их ключевых и сопутствующих компетенции;

· литературой для педагогических работников, раскрывающей основные задачи, методы и формы становления родительской компетентности;

· литературой и сайтами для родителей, обогащающими их информационное поле по разным проблемам воспитания ребенка в семье, способствующими становлению технологической, коммуникативной и рефлексивной компетенций;

· методическими рекомендациями для специалистов по организации занятий с родителями;

· заданиями для детско-родительского взаимодействия;

· психолого-педагогическими ситуациями для родителей;

· практико-ориентированными или тренинговыми упражнениями для родителей;

· материалом для контроля и самоконтроля (тесты, вопросы, задания).

Программный материал реализуется в течение года. Формы реализации могут быть различны: родительский клуб, гостиная, консультативно-тренинговая, консультативная и др.

Режим реализации: 1-2 занятия в месяц; одно занятие – теоретическое (консультация, беседа, беседа с элементами консультации, вопросно-ответная форма и т.д.); одно занятие – практическое (практикум, анализ ситуаций, решение педагогических задач, моделирование игровых ситуаций, рефлексия собственной деятельности, работа с литературой, игровыми пособиями и т.д.).

В работе с педагогическими кадрами ключевыми моментами являются изучение нормативно-правовых основ взаимодействия образовательной организации с семьей в вопросах воспитания подрастающего поколения и овладение содержанием психолого-педагогической диагностики семьи и обучающихся. На этом этапе важно учитывать границы профессиональной компетентности воспитателя, классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога, что обеспечивает необходимость профессиональной интеграции и создает основу для четкого разграничения полномочий специалистов группы поддержки.

Специалистам образовательного учреждения, работая с родителями, рекомендуется соблюдаться принципы организации и проведения социально-педагогического тренинга (добровольность участия, компетентность ведущего и т.д.), а также должны учитываться социальный опыт родителей.

Целесообразно отметить условия, направленные на повышение результативности реализации данной программы:

- индивидуальный подход к каждой семье и каждому ребенку: по мере выявления детей из дисфункциональных семей: составляется индивидуальная программа социально-педагогической поддержки с учетом возможностей кадрового потенциала образовательного учреждения и участия родителей и обучающегося; индивидуальная программа постоянно контролируется и должна быть открытой для дальнейшей коррекции;

- «открытость» семьи как системы, подразумевающая разнообразие социальных связей вне семьи: значимость социальных контактов детей в реальной жизни; совместная общепринятая деятельность (в том числе и игровая) способствует успешной социализации;

- вовлечение в совместную деятельность: совместные мероприятия детей и взрослых, оказывающие положительное воздействие на формирование у общества положительного социального отношения к семье и на протекание процесса социализации детей.

Таким образом, организация работы образовательной организации с семьей предполагает:

- паспортизацию семей и детей группы «социального риска»;

- составление характеристик данной категории семей;

- организацию углубленной диагностики (педагогической, социально-педагогической и психологической) по комплексному изучению семьи и детей, воспитывающихся в ней;

- использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с детьми и семьей данной категории;

- повышение психолого-педагогической компетентности родителей и воспитательного потенциала семьи, формирование ответственного родительства через разработку программ формирования ответственного родительства для каждой категории детей, построенных с учетом результатов диагностики, особенностей социума;

- организацию совместной социально значимой деятельности и досуга родителей и детей;

- выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания, повышения престижа функционально состоятельных семей;

- оказание практической поддержки родителям в повышении их психолого-педагогической компетентности, воспитательного потенциала семьи и воспитании ответственного родительства;

- активное включение родителей в процесс формирования социального опыта у детей, коммуникативных навыков и умений, гармонизации детско-родительских отношений, формирования и развития культуры семейных отношений;

- профессиональная интеграция специалистов образовательного учреждения в организации социально-психолого-педагогической поддержки детей с особыми образовательными потребностями, а также в реализации комплексного сопровождения ребенка и его семьи в процессе ресоциализации.

Специалисты образовательного учреждения (учителя, социальный педагог, педагог-психолог и другие), родители и обучающиеся являются непосредственными субъектами реализации программы, а родители, кроме того, одним из заказчиков образовательных услуг.

Следовательно, интеграция специалистов образовательного учреждения и семьи в процессе повышения психолого-педагогической компетентности семьи заключается в:

- классификации проблем семьи и образовательной организации в процессе реализации программы;

- оценке состояния социальной ситуации развития ребенка и системы социальных связей, в которых он находится;

- во владении экспресс-методиками для диагностики и психолого-педагогической, социально-педагогической коррекции семейных отношений.

Результаты реализации программы во многом зависят от того, насколько тщательно и продуманно ведется подготовка занятий, разнообразны формы и методы их проведения, своевременна информированность родителей о днях и темах занятий, тщательно подобран диагностический инструментарий

Первое занятие с родителями школьников организуется в форме социально-педагогического практикума по диагностике родителей в потребности психолого-педагогических знаний, по результатам которого определяются ключевые темы работы педагогического коллектива с семьями в конкретном классе.

Заключительное занятие по программе рекомендуется провести в форме «круглого стола», которое проходит под знаком дальнейшего совершенствования содержания и форм организации реализации Программы. Одной из задач «круглого стола» может являться обобщение опыта семейного воспитания, выявление путей его совершенствования в соответствии с обновленными требованиями к образованию и воспитанию, обсуждение результатов Программы и итогов работы школы за истекший период.

Для проведения занятий с родителями составляется график занятий (расписание) с утвержденным директором школы определенным днем недели и временем проведения занятия для каждого класса (ответственный за составление расписания занятий по программе – заместитель директора по учебно-воспитательной работе). Однако для индивидуальных бесед и консультаций педагогов и специалистов различных служб можно выделить другие дни недели. Консультационные часы также образовывают сетку расписания индивидуальных занятий и консультаций с родителями. Обо всех изменениях в расписании занятий и консультаций родителям сообщается на занятиях или в индивидуальном порядке. Обучение родителей проводится в удобное для них время, при этом не допускаются дополнительные перегрузки.

Таким образом, реализуя предлагаемую программу, специалисты образовательного учреждения смогут создать условия для повышения у родителей компетентности в вопросах воспитания.


 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.