Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2019-12-21 | 122 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Артем! Ты делал костюмы для нас почти бесплатно, по минимуму. Ты делал это, потому что ты патриот, а мы там пели песню о родине. Ты делал это, чтобы поддержать ребят. На посторонний взгляд, тебе это приносило только хлопоты и затраты, но наверное это приносило тебе еще что-то, чего другие не видели, иначе ты этого бы не делал. У нас были прекрасные костюмы! И хотя некоторые из них уже пришли в негодность от времени и носки, но мы помним, какие они были в начале. Я знаю, что Бог обязательно воздаст тебе сторицей. И мне так интересно, что же Он сделал для тебя за твой вклад. Благословляю тебя!
Мне очень важно описывать вам, дорогие читатели, просто весь спектаклевый процесс, без акцента на аутизм и не аутизм. Почему? Подумайте!
Название нашей книги отвечает на этот вопрос. Я не хочу гетто. Я не хочу разделять. В своей программе мы не пишем ничего про особенности ребят. У нас у всех они есть в той или иной степени. И мне важно было перемешать, а не отделить!
Это и была та безбарьерная среда, это и была та инклюзия… Но пока мне об этом не сказали – поверьте – я не знала этого! Мы просто делали свой спектакль о важных для нас и Бога вещах! А получилось вот что!
После спектакля к нам подходили и подходят всегда очень много людей. На Донбассе мы играли в большом ДК. После спектакля к нам подошла девушка и сказала: «Я не знаю, что вы со мной сделали! Что это было? Что? Объясните мне? Я не понимаю! Но я реально другая и хочу по– другому жить! И у меня теперь другое отношение ко всем людям и к отличающимся от меня тоже».
Это происходит часто. И мы знаем почему. Он! Тот, имя которого пишется с большой буквы! Он делает что-то на этом спектакле. Что-то свое. Нужное Ему.
|
У нас в пьесе есть заяц-аутист. И сова так и обзывает его презрительно: «А это вот заяц Ян! Такой необщительный! Аутист какой-то!»
И тогда к сове подходит «невидимый» Ангел и толкает ее. Сова трет это место на руке и говорит: «Ну надо же, артрит опять начался или артроз!»
Мы показывали: «Не трогайте! Не обзывайте! Не презирайте!»
А если без «не» (а мне так больше нравится), то тогда так: «Принимайте такими, какие есть! Приветствуйте! Любите! Все мы из одной глины…»
Рассказ мамы Жени:
У Жени официально поставлен диагноз: аутизм… Ему 27 лет. Он тихий и неагрессивный. Всю жизнь он провел в основном на надомном обучении, я уговорила педагогов принимать нас в школе, и хотя Женя впрямую не общался с другими детьми, он мог видеть их и слышать их шумные игры. Он индивидуально учился в школе восьмого вида (для умственно отсталых детей), а потом в специализированном колледже номер 21 для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. Специальность он получил: швея и ткач.
Конечно, мы выходили в люди, ходили в православную церковь, я старалась посещать все мероприятия с Женей – когда был какой-либо фестиваль, где мы могли продать изделия Жени (он замечательно ткет эти свои коврики и шарфы), или выставки, и т. п. Он умный и добрый. Но он не умел или не мог проявлять свои эмоции и переживания – все, что он делал при этом – это тряс руками, как будто сбрасывал с них воду (стереотипы движения, которые есть практически у всех аутистов), и бормотал что-то быстро-быстро! Хотя я могла его понять и услышать, но звук его голоса видоизменен, поэтому другим людям с непривычки понять его трудно. К тому же он говорит очень тихо, как будто боится, что его кто-то услышит. А когда Женечка волнуется, то тогда и мне понять его трудно. Когда Женя говорит о себе: «Я хочу…», то это вообще всегда очень тихо, как будто он боится самого себя и кому-то что-то навязать о себе – настолько он в себе неуверен. Иногда, в стереотипном состоянии, он может сказать что-то громко, но эти фразы или звуки без понятного другим смысла (ни о чем).
|
Театр – был чистой авантюрой! Сначала я думала, что это будет местно-самодеятельная «лавочка», и этим дело и ограничится… Потом я увидела по каким-то явным признакам, что Жене это нравится, хотя никаких изменений в нем тогда еще не было. Мы тогда еще репетировали в подвале среди своих. Был сначала застольный период, когда мы никуда не выходили, а тем более не ездили – все было в привычном для Жене родном подвале мастерской, где все было знакомым и безопасным, и все новые люди, с которыми Женя мог встретиться – только те, кто приходил к нам. И то им не рекомендовалось Женю трогать: нельзя было подходить сзади и долго беседовать, потому что считалось, что он будет сильно уставать и нервничать.
В мастерской для Жени была создана прекрасная среда для его безопасности и работы. Наша Ниночка Петровская помогла купить инструменты – ткацкий станок и нитки. У Жени была почти своя отдельная комната – ну угол-то точно! Его по-честному оберегали. Сзади Жени нельзя было даже на стене ничего вешать, и когда Лена Денисова-Раздинская, помогая оборудовать мастерскую полочками, захотела это сделать, ей непорекомендовали это, защищая Женину «отдельность» и искренне желая ему безопасности. Сказали: «Послушай! Сначала полочку повесим, потом кто-то что-то на нее поставит-положит, и потом кто-то будет подходить к этой полочке сзади и что-то брать, а к Жене сзади подходить НЕЛЬЗЯ!»
Я приводила Женю в подвал, он садился к станку, работал с кем-то из мастеров, потом мы обедали за общим столом в соседней комнате, потом он снова работал, и мы ехали домой. Лена тогда тащила туда всех, кого только можно, но, увы, не все, узнав, что там ребята с ментальными нарушениями, соглашались в наш подвал-мастерскую даже просто заглянуть. К сожалению, это отношение к особым ребятам еще очень сильно! Стереотипы мышления, передаваемого из поколения в поколения, сломать и изменить можно только очень большой разъяснительно-просветительской работой, почти евангелизационной, так как тут идет речь о любви ко всем людям, а порой и в церквях я видела (даже среди священников!) вместо принятия и желания просто поприветствовать Женю и хотя бы улыбнуться – отчуждение, непринятие, испуг и почти брезгливость.
|
Я не обвиняю. Это факты, о которых мне важно высказать мнение, как матери. Мне очень близка история с сестрой знаменитой модели Водяновой – когда, увидев в кафе девушку, отличающуюся от других, ее выгнали, обозвав и унизив, и считали, что это нормально.
Точно так же и мне, конечно постоянно приходилось и приходится сталкиваться с косыми взглядами, злобно-презрительными комментариями, и т. п. На худой конец – обреченно сочувствующими вздохами со словами типа: «О, Боже, какое же несчастье!» Или: «Какая несчастная женщина! Какое горе!»
Недавно мы ездили на удивительный фестиваль. Это был фестиваль в Сочи, который организовал Росприроднадзор «Ангелы природы». Заключительный этап проводился в школе, где были тысячи детей и гостей. А смысл заключался в том, чтобы не только просветить детей (а главное – взрослых, я, как мама аутиста, считаю, что это куда важнее!) насчет бережного отношения к природе, но и чтобы просветить детей, пока им еще не успели навешать в мозги стереотипов, насчет бережного и нормального отношения к особым ребятам – тем, кто хоть чем-то отличается от них – поведением или видом – не важно.
И там был Ник Вуйчич, знаменитый мотивационный спикер без ног и рук. Он говорил о любви и принятии. Чтобы не травили таких ребят, не отвергали, дружили с ними. Женька стоял на сцене и слушал все, согласно кивая, а потом он вместе с певцом Николой Конджи из Италии пел и махал руками на подтанцовке. Но у Ника Вуйчича были родители и окружение, более подготовленные в своем подавляющем большинстве, чем у нас в России. И я так рада, что мы сами сейчас с Женей вместе делаем все, что от нас зависит, все, что можем, чтобы поменять эту ситуацию. Для нас это необычайно важно. Простите, если не все будет гладко в рассказе – я, как и Лена, пишу про это первый раз.
Я продолжу.
Лена в тот период завлекала в подвал к нам всех, кого могла, но могла не всех! Кто-то, как я уже выше сказала, просто от незнания и элементарной непросвещенности боялся даже нос туда сунуть!
Но тем не менее к нам пришел СОЗДАТЕЛЬ (артист Игорь Томилов), пришла Лиса (Диана Бурова), и вообще я хочу рассказать, как это все начиналось с моей материнской точки зрения.
|
Меня очень задевало, что другие ребята в мастерской хоть как-то, но меняют свою деятельность – из глины хотя бы лепят и валяют что-то. А Женя только ткет. Ткет и ткет, ткет и ткет, сидя у стены изо дня в день. И меня это все время очень сильно раздражало и огорчало. Было так за него обидно, и хотелось его вытащить из подвала куда-то к другим людям. Сейчас, кстати, после ЭКО фестиваля «Ангелы природы» мне удалось договориться с одной знакомой, которая работает озеленителем и выращивает рассаду. И это так прекрасно сказывается на Жене и на его состоянии, что мы теперь ходим еще туда, в теплицу, работаем с землей, с растениями, и эта перемена обстановки на экологически чистую – тоже большой шаг вперед.
Но я вернусь к театру. В наш подвал пришли артисты – Создатель и Лиса. Мне они казались странными: ходят, смотрят, читают, восхищаются изделиями, и мне было завидно, когда ребята – Милана, Таня и Антон, пошли репетировать, а Женька сидел и молчал. Я думала, конечно, его точно не выберут, он и говорить-то ничего не умеет, и людей боится, и руками трясет, антиартист какой-то. Я сильно завидовала и огорчалась, когда они уже начали участвовать. Надо же, думала я, вот повезло, я тоже очень хотела. И тут вдруг Лена позвонила и спросила, почему мы не приходим на репетицию? А потом Савва позвонил и сказал время. И мы стали ездить.
Это было очень здорово. И то, что сначала Женя просто сидел и смотрел – это тоже было очень здорово! Потому что он просто слушал, его никто не задевал и активно не трогал, и для него это было важно. Громких звуков Женя не боялся, потому что дома слушал радио (а резких боятся все аутисты), поэтому он с удовольствием сидел сначала в зале у Саввы и слушал музыку, и постепенно, наверное, незаметно для всех, кроме меня (а я наблюдала и все видела), он включался в процесс. Ему становилось все интереснее. Он охотно ездил на репетиции, я это четко видела, и хотя конечно очень уставал, но было заметно, что ему нравится все больше и больше.
К тому же сразу пошли улучшения, изменения – его стереотипные движения все больше и больше уходили, стереотипные состояния тоже уходили, и он становился все более «включенным». Если раньше он все время сидел «весь в себе» почти весь день, и среди людей был «весь в себе», и за ткацким станком «весь в себе», то теперь он более внимательно следил за тем, что происходит вокруг, и это уже не касалось только театра. Даже по дороге – а мы едем из Москвы в электричке в город Дмитров – он был уже гораздо более включен в жизнь. Я с изумлением это наблюдала, и меня это очень-очень радовало. И даже когда он был очень усталый, я видела, что он очень довольный.
|
Вся суета вокруг него, танцы, общение, все, чего не было раньше, еда, подаренная нам Ларисой из кафе «Мольберт», пицца, которую нужно было делить вместе со всеми новыми людьми, перемещения и переезды совместно со всеми – все это здоровое и естественное окружение делало свое дело. И у меня было ощущение, что это окружение как бы выдавливало из него эту его больную энергию, эту его болезнь. Понятно, что потом это могло снова вернуться, но главное, что это было, и этого было все больше и больше. Я очень боялась это спугнуть, я глазам своим боялась верить, и я ездила четко на все репетиции.
А потом Лена стала настаивать на том, чтобы наши ребята (особая команда) стали участвовать в спектакле не только в тех сценках, где они спокойно сидят в уголке, за столом и привычно ткут и валяют, то есть делают все то же самое, что в мастерской, только на сцене театра А. Б. Джигарханяна. Она стала настаивать, чтобы они участвовали в общих сценах – когда все собираются писать письмо кроту, когда идут танцы с музыкальной группой «Божья коровка», когда танцуют с Совой, когда играют общее собрание, где хотят уволить мышь. То есть практически он стал вообще равноправным участником, а не отдельно сидящим элементом декорации.
И после этого он действительно стал очень меняться, даже через страх, который я видела. Перемены заключались в том, что с каждым разом он все охотнее и охотнее откликался на какие-либо ранее совершенно невозможные для него действия. Если раньше кто-то из нас говорил Жене: «Пожалуйста, пойди встань туда», – он мог в 99 % случаев вообще «не услышать» этого и этим неуслышанием отказаться. А теперь он шел на контакт не только с желанием, а с большим желанием, и мне казалось, что он даже ждал и общения, которое было в театре, и большего в своей роли. Он включался, делал замечания Антону, который громко говорил, он подходил к нему и тихо говорил ему: «Не надо так». И для меня это было чудо, потому что эта фраза называется «инициатива контакта». Эти долгожданные перемены для меня были невероятно драгоценны и дороги.
Потом начались танцы. Обычно Женя делает определенные стереотипные движения под музыку – это те же самые движения, которые он делает и не под музыку, но более активные. В основном они мало чем отличаются от его простых стереотипных движений в жизни: руки трясутся так же, но более активно, и он начинает ходить туда и обратно, и все. И это называлось у нас танцами. Ранее все мои попытки научить его двигаться во время танца как-то иначе были безрезультативны на 100 %.
А тут начались настоящие танцы с настоящими профессиональными танцорами, артистами и с большим количеством людей на сцене. И Женю туда просто ЗАСУНУЛИ, засунули в эту кучу, где были Колобок, Совы, Мыши и т. д. – человек пятнадцать! Сам бы он никогда туда не пошел! Но грозный голос режиссера сказал: «Вперед!» Все пошли на сцену, Лена притащила Женю и пристроила его к Муравьеду. Муравьед взял Женю за руку и начал делать с ним простые движения под музыку. Я пристроилась рядом в виде ангела и видела, что Женя совершенно оторопел. Это была настолько непривычная обстановка, и от него явно требовали двигаться не так, как он привык – стереотипное и одинаково, а абсолютно конкретным образом. «Руки надо вот так», – люди берут его руки и поднимают вверх, «потом ноги надо сюда, вот так» – и дотрагиваются до его ног, к которым он вообще редко кому давал прикоснуться, а ему их ставят, как надо. А потом нужно было выйти и выстроиться в одну определенную линию – ребята делали на сцене фигуру «самолетик», и все должны были сделаться частью этого самолета, то есть у всех были свои определенные очень четкие функции, фигуры и движения, и при этом желаний Жени (хочет или нет) даже никто не спрашивал. Надо и все.
Это, по-моему, называется «остаться наедине с судьбой» – не спрятаться не скрыться, надо делать и все. Он был явно охвачен ужасом, я это видела. Видела, что он напуган и чуть в прострации, при этом у него не было возможности улизнуть, так как было просто некуда – поймают и вернут. И даже не к кому из людей бежать, потому что все люди на сцене. А когда он и пытался двинуться куда-то в сторону, его держали твердо за руки с обеих сторон в рамках роли, и он физически не мог вырваться, так как в этот момент все еще были в одной связке – такой был танец.
И он тоже должен был кого-то держать, а его руки просто клали туда, куда нужно.
Когда этот, как я думала, кошмар для него кончился – этот его первый совместный танец – и Лена с режиссером заорали: «Гениально!» – у него были совершенно другие глаза. Я и сейчас плачу. Потому что мне показалось, что он может быть, первый раз в жизни увидел окружающее так, как его видим мы – в полноте всех красок и ощущений. Он увидел и людей не просто как декорации, перемещающиеся в пространстве, а именно (и я видела это!) он заинтересованно увидел их как ЛЮДЕЙ, с которыми у него вдруг появилось что-то ОБЩЕЕ, и это ему понравилось. Очень понравилось.
Именно тогда он и начал «слышать». Раньше ему говорили, а он был «в домике» и вообще не слушал, отключался полностью. Сейчас он включался, воспринимал прямую речь, делал то, что ему говорили, и очень старался, а когда его звали – поднимал голову, откликался и смотрел на человека, пусть еще и не совсем в глаза. Я видела достаточно мощную стадию контакта. Я знаю, что есть контакт пассивный и есть контакт активный. Этот контакт был, как мне кажется, промежуточный. Женя уже не боялся откликаться, ставился куда надо, слушал и слышал, и было видно, что он и понимает происходящее, и принимает в нем участие.
Потом его переодели в Зайца – костюм, который сшила прекрасный дизайнер Наталья Меглицкая. Ему безумно понравился костюм с розовым брюшком. Шапочка была с ушками, было видно, что он с таким огромным удовольствием и надевал, и носил его – как трехлетний ребенок. Он был счастлив, как в три года, и что у него костюм с ушами, которыми можно играть – он сидел и махал ими в разные стороны, и что брюшко у него розовое, мягкое, которые можно гладить, и что у него прекрасные белые штанишки и там есть маленький хвостик. Я видела, что это ему безумно нравилось, и он был в этом костюме совершенно счастливым человеком. Я видела, что когда он надел этот костюм, он прямо преобразился, как будто почувствовал себя зайчиком, и эта роль, я думаю, его вообще взбодрила. Поэтому что зайчик имеет право вести себя не так, как ему диктует диагноз, а как сам зайчик этого хочет, и это нормально.
Эта свобода и радость сразу были мною замечены, и не только мной – это было видно абсолютно всем. Все смотрели на Женю и начинали улыбаться. Я не могла даже понять, чему они улыбаются: то ли он очень смешной в костюме, и люди от этого смеются, то ли он очень счастливый, и человек, смотрящий на него, просто откликается на это счастье. Как же это было радостно мне! Мое сердце просто ликовало!
Но были у меня и большие страхи, и волнения, что у него снова начнутся его обычные резкие стереотипные движения на сцене на премьере. Я была часто из-за этого в напряжении и думала, что будет, удастся ему удержаться от них или нет, потому что на репетициях они не часто, но еще были. К моему удивлению и счастью, на премьере Женя вел себя просто великолепно. У него ни разу не было стереотипных движений, он абсолютно четко как-то внутренне собрался, и несмотря на то что премьера шла немало – пять часов. Конечно, с перерывом на кухни народов мира и лепку из глины, но всё равно сам спектакль шел часа три с половиной.
Но у Жени не было ни одного стереотипного движения, ничего, что напоминало бы вообще о диагнозе. Он вел себя как настоящий артист-заяц совершенно серьезным и нормальным образом. Я смотрела на него, широко раскрыв глаза, потому что он был полностью, на 100 % включен в процесс, был ответственен, ничего не забывал, в отличие от меня, которая вышла не вовремя и не в том месте, и ничего не путал, танцевал вместе со всеми, вовремя поднимал руки и ставил туда, куда надо, ноги, расходился в тот угол, куда сказали, брал свой реквизит оттуда, где он лежал, и клал на место.
И еще там была одна история, которую мне очень хочется рассказать. Наши репетиции всегда были кусками, а репетиции целиком у нас не было вообще до самой премьеры. Собственно говоря, целиковая репетиция – это и была сама премьера, сам спектакль. У Жени там была одна фраза: «Я вас всех люблю». По сути, его единственная фраза в спектакле.
Его во время репетиции каждый раз вызывали и говорили: «Женя, вот здесь ты скажешь эту фразу, и все». Иногда он ее тихо бормотал. И тогда вокруг него была совсем другая, чем на спектакле, обстановка. Репетировали мы в углу, рядом было много людей не в костюмах, это вообще не напоминало тогда театр. И я всегда была рядом. А там, на спектакле, Женя должен был выйти на переднюю сцену один, взять микрофон и один сказать, глядя на зрителей, прямо в зал эту фразу. А так как именно такой нормальной репетиции не было, так как просто руки не доходили и времени не было, то я за это тоже очень волновалась.
И вот премьера. Женьку берут за руку актрисы-мышки, потом окружают толпой остальные зверюшки, потом они тащат его на переднюю часть сцены и там, оставив чуть впереди, почти одного, без меня (а я думаю в это время, как ему одному без меня страшно), дают в руки микрофон. И вот он взял микрофон и в полной тишине еще сделал шаг вперед, немножко помолчал, а потом абсолютно четко, громко и спокойно, без всякой стереотипности, нормально сказал эту фразу:
«Я вас всех очень люблю».
И зал просто взорвался аплодисментами. Я стояла в стороне и, конечно, плакала. Плакали артисты на сцене, плакали зрители в зале, плакали за кулисами рабочие сцены, потому что это был избыток чувств, что-то невероятное! И от того, что он это сделал, смог, от того, что он включился, не испугался, не дергался, не закрылся и был как все, я чувствовала такой восторг и видела, что он прочувствовал эту торжественность, я видела это! И это было так удивительно, это было наше общее чудо.
А потом в самом конце там был стих про Женьку-аутиста. И актер, играющий зайца-адвоката, в это время подбежал к Жене, вытащил его вперед и как бы представил его залу. И Женя поклонился зрителям, а его этому никто не учил, это была его инициатива, то есть опять его собственная инициатива, вы представляете, что это было для меня?
Я поняла, что, когда его выделили на этих словах из толпы и представили, как отдельную важную личность, и таким образом он оказалась в первой шеренге, для него это стало особым моментом, у него опять глаза были другие, включенные, ясные и все понимающие. Он был как все.
И потом, когда все выходили на поклон, то Женьке, так как он был в первой шеренге, тут же первому и вручили букет цветов. Девушка вручила. Конкретно именно ему. И ему это настолько понравилось, что он гордо ехал с этим букетом всю дорогу домой, не отпуская его ни на минуту, и держал как знамя и как приз! Даже как медаль и орден! Нет, я думаю, даже больше! Потому что, когда я предложила еще в театре: «У Лены день рождения. Давай подарим букет ей?» – он твердо сказал «нет» и прижал букет к себе.
Это был его букет, лично его, первый за все время его жизни, букет за его труд. И для меня, как для мамы, это его «нет» тоже было счастьем. Я увидела важность для него всего происходящего, потому что раньше ему было все равно, что дают и что забирают.
А потом спектакль настолько понравился зрителям, что нас стали сразу приглашать в другие места, и Женю везде брали с собой. А я, видя такие перемены в нем, сказала ребятам и Лене: «Мы теперь навсегда ваши, мы теперь везде с вами. Если вы в космос полетите, мы тоже». И это было самое правильное, что на тот момент я могла сделать.
После этого Женя выступал много раз. Ребята написали еще другие песни и другие роли для ЭкоФестиваля на слова Наташи Соколовой (эколога), и Женьке очень нравилась эта музыка. Там действительно была не слабая аранжировка Андрея Разумовского – аранжировщика Максима Дунаевского, который много и других песен помогал ребятам записывать. И Женя в этих постановках уже не всегда был зайцем, иногда ему давали костюм ангела, и это тоже для него было новым и необычно важным для него испытанием. Когда первый раз ему предложили быть ангелом, он даже пробормотал: «Не хочу ангелом, хочу зайцем», – но в ответ услышал: «Извини, выбора нет. Сегодня нет костюма зайца и всем, Женя, сегодня надо быть ангелами».
И опять для него была та самая «встреча с судьбой», когда выбора нет, и надо просто принять и пережить. Он оделся теперь уже Ангелом, мы ездили так много куда и играли и Ангелов, и Зайцев все лучше и лучше, и Женя привык и работал как все. Со все большим и большим удовольствием.
А в перерывах все артисты общались, смеялись, ели и обсуждали произошедшее вместе. Так мы выступали в Кремле, в ЦДХ, ЦМТ, на разных площадках Москвы и Подмосковья, а скоро будем и на Красной площади.
А потом мы поехали в Сочи на экофестиваль «Ангелы природы» (Наташа Соколова и Лена Денисова– Радзинская нас и позвали). Женя был там десять дней, был в кинолагере, и ребята делали спектакль по экотеме с участием приехавшего сочинского театра «Кошкин дом». Там было вообще много всего интересного, много волонтеров помогали ребятам почувствовать себя одним целым.
И когда ребят, кстати, там спросили: «А чем этот мальчик отличается от вас?» Мне очень понравилось, что они сказали: «Он рисует лучше!» Вот это было очень здорово, что удалась эта инклюзия, и цель была достигнута – в молодые, не обремененные ложными установками головки, удалось заселить: «Мы все из одной глины!»
Жили мы в прекрасном месте, в Дендрарии, в гостинице Ботанического сада. Я вспоминаю это как сказку: выйдешь из дверей, а впереди – бамбук с тюльпанами, справа – страусы, слева – реликтовый лес, и запах стоит такой, что хоть ложками ешь его, даже еды не надо (но еды тоже было полно), и воздух необыкновенный! Поэтому спектакль на тему: «Нет браконьерству» был для нас очень важен, мы этой темой прониклись и искренне хотели поддержать охрану окружающей среды. И вот всем ребятам из лагеря (а там был и наш Антон тоже) дали роли животных, и Жене предложили роль жирафа (а Антону – льва).
Каждый из артистов теперь должен был выучить по две фразы, сначала длинную фразу в одном эпизоде, а затем короткую в другом. Женя справился прекрасно. Он реально не играл, а проживал этого жирафика, он опять понимал последовательность выступления – кто за кем, совершенно самостоятельно, полностью без меня (я была с Антоном, потому что меня приставили к нему). Женя все исполнял: появлялся, говорил, уходил, возвращался и так далее. Он вовремя выглядывал из-за ширмы, когда нужно было, обвинял браконьера с четкой интонацией, выговаривал ему, что он неправ, и я видела теперь перемены в нем, в том, что он, во-первых, вжился в роль жирафа и пытался соблюсти все его эмоции (испуг, когда видит браконьера, и радость, когда наконец пришло избавление, недовольство, когда он учил браконьера жизни и обличал, и тому подобное), то есть он включался в тот эмоциональный фон, который ранее был ему недоступен. Во-вторых, он действительно работал, он слушал, что ему говорят сделать, он взаимодействовал, слышал, видел и понимал, был здесь и сейчас. Это был огромный рост. И если наш Антон хотел просто привлечь внимание публики и громко кричал, зазывая к себе, пытаясь «перетянуть одеяло на себя», то Женя все делал так, чтобы не просто сыграть, а донести до зрителя весь смысл роли.
Какие еще у нас сейчас перемены? Я скажу: Женя гораздо легче, проще и быстрее идет на контакт со всеми людьми (то, чего раньше вообще не было), его мир более открыт, чтобы принять и отдать, я уже не говорю об отношениях с ребятами из спектакля «Мы все из одной глины» – это просто его друзья. Теперь он намного дольше поддерживает диалог, он отвечает на вопросы, думает, слушает ответы, глядя в глаза, реагирует, проявляет инициативу – иногда кому-то что-то хочет дать от себя или подарить, и даже обнять, прижать к себе. Этот телесный контакт, который раньше в принципе был невозможен и воспринимался им негативно, как насилие, и он его избегал, теперь стал все более нужен ему самому, он может сам подойти, приобнять, как недавно он приобнял Лену на дне рождения. Он стал нравиться сам себе. Я вижу, что он позирует во время фотосессий. Раньше у него было застывшее статично-безразличное, почти мертвое лицо, а сейчас он строит какие-то мордочки, пока еще чуть-чуть, но это уже что-то. Во время фотосессии он стал становиться в разные позы, двигаться, менять выражения лица, приобнимать кого-то, радоваться, когда его обнимают, делать умный вид, опускать голову вниз и поднимать вверх. То, что он стал такой более уверенный в себе – это не просто небольшой прогресс, это для нас, много лет сидевших в одном и том же и уже не имевших надежду перемены, огромный рывок вперед.
Следующая перемена – это одежда. Раньше его трудно было заставить что-либо поменять, а еще труднее – сделать выбор. Теперь он спокойно сам себе выбирает рубашки и другие вещи. И не только выбирает, а, что меня особо радует, настаивает на своем. После того как в магазине он выбрал себе новый наряд, он первый раз оставил его на себе и вышел из магазина в новом облачении. Тогда как раньше он все равно снова переодевался в старую одежду и уходил в ней.
Изменение в том, что теперь он получает удовольствие от жизни, от одежды, от еды. Я так счастлива наблюдать это!
Недавно в «Макдоналдсе» он впервые выбрал сам совершенно новое блюдо, которое я никогда бы в жизни не выбрала и он раньше тоже. А тут он подходит и говорит удивительные для меня слова: «Я хочу это». И говорит не тихо, а абсолютно нормально, как все. Блюдо было дорогое, больше двухсот рублей, хотя обычно мы покупаем за сто с чем-то. Поэтому я переспросила: «Точно хочешь?» – в надежде, что он откажется, и мы выберем подешевле. Но он ответил мне четко и так же громко (то есть абсолютно нормально): «Да, точно хочу». Я купила ему этот грик-мак (греческая пита), и он был счастлив и с полным удовлетворением долго и радостно его ел. Я спросила: «Вкусно?» Он ответил: «Вкусно». Я спросила: «Что вкуснее? Бигмак или эта лепешка?» Он ответил: «Биг-мак вкуснее» (то есть обычный наш заказ), но главное – он попробовал новое!
И когда мы в Сочи ездили два раза в день в столовую школы № 9, где был богатый выбор, на мое удивление, он тоже теперь пробовал все время новое, а не ел привычные и одни и те же блюда.
Перемены, к моему счастью, пошли по всем фронтам, и я рада быть этому свидетелем!
Но самое главное, что произошло в кинолагере в Сочи, это то, как ребята поздравили Женю с днем рождения. Они сидели все вместе, одной семьей, они говорили ему хорошие слова, дарили подарки, и он так расчувствовался, что заплакал. Ему вручили очень много подарков, был очень большой торт, и он был очень вкусный, я ела его и смотрела на Женю, а он сидел, и по его щекам текли слезы. Настолько он расчувствовался от той любви, которая была в тот день. Ведь аутисты не очень дружат со своими чувствами и эмоциями и всегда-всегда держат их в себе, а здесь Женя оказался в ситуации, когда смог их открыто проявить и быть живым. Он не закрылся, не ушел в себя и не испугался своих чувств, а встретился с ними, принял их, а значит, и себя, и это было очень круто!
Если кто-то к вам стучится
В нищих ботах и пальто,
Не спеши на него злиться,
Говоря, что он никто.
Может небо проверяет
Вас сегодня вновь и вновь.
Может, кто-то отвергает
Совершенную любовь.
Ее сила безгранична,
Ее власть вам не измерить.
Но придет так скромно лично,
Чтобы просто вас проверить.
И посмотрит: что ей скажешь?
Подождёт: что ей ответишь?
Иль прогнать ее прикажешь?
Или милостиво встретишь…
Она с нами дни ночи,
Даже если мы устали.
И она ужасно хочет,
Чтоб в любви мы возрастали.
К нам придет не так одета
И с походкою кривою.
Но она, тобой согрета,
Наградит тебя с лихвою.
Только вместе с небесами
Можно к чуду прикоснуться,
Тот, кто смотрит лишь глазами,
Очень может обмануться.
Вот пришла и речь невнятна,
И нет плавности движенья.
И не все тебе понятно,
Но лишь в ней благословенье.
Кто-то ждет ее в клиентах
Очень важных при фанфарах,
А она придёт в студентах
В их раздолбанных гитарах.
Кто-то ждет что вот примчится
На «Роллс-Ройсе» иль в карете.
Встреча думает случиться
На посольском на обеде.
Да она все это может,
Да она все это знает.
И когда нас гордость гложет,
То легонько научает:
И она к тебе заглянет
Через нищую старушку,
Что просить смиренно станет
Бросить мелочь в ее кружку.
И посмотрит: что ей скажешь?
Подождет: что ей ответишь?
Иль прогнать ее прикажешь,
Или милостиво встретишь…
Ах, сидит она быть может
В позолоченной короне
Во дворце на царском ложе
На высоком важном троне.
Ах, придет она наверно
В королевском облаченье
С поведением примерным
И с коробочкой печенья…
Нет! С оркестром и во фраке
Может быть, не постучится…
Из потерянной собаки
К тебе может обратиться.
Она смотрит: что ей скажешь?
Она ждет: что ей ответишь?
Или прогнать ее прикажешь?
Или милостиво встретишь.
Эти наши ожиданья…
Эти наши представленья…
Она даст иное знанье…
Поменяет наше зренье…
Как же нужно тонко видеть,
Чтоб кому-то улыбнуться,
Чтоб случайно не обидеть,
Чтобы с ней не разминуться.
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!