Природное и Социальное в человеке — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Природное и Социальное в человеке

2019-12-21 146
Природное и Социальное в человеке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПЛАНЫ «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»

ПРИРОДНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ

1) Понятие «биосоциальное».

2) Теории происхождения человека:

– эволюционная (научная);

– теологическая (религиозная);

– теория палеовизита (космическая).

3) Отличия человека от животного:

– мышление;

– членораздельная речь;

– способность преобразовывать окружающий мир;

– целенаправленная и осознанная деятельность;

– способность изготавливать орудия труда.

4) Биологическое в человеке:

– анатомия и физиология (костная, мышечная, нервная системы);

– физиологические (естественные) потребности;

– инстинкты.

5) Социальное в человеке:

– знания и умения;

– членораздельная речь;

– социальные и духовные потребности.

6) Взаимосвязь и взаимовлияние биологического и социального в человеке.

 

ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ

1) Понятие «потребности».

2) Основные человеческие потребности:

– биологические (естественные);

– социальные;

– духовные (идеальные).

3) Пирамида потребностей А. Маслоу:

– первичные (физиологические, экзистенциальные);

– вторичные (социальные, престижные, познавательные, эстетические, духовные).

4) Понятие «интерес».

5) Разновидности интересов:

– материальные;

– духовные;

– общественные.

7) Потребности и интересы как основные мотивы деятельности человека

 

СИСТЕМНОЕ СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА: ЭЛЕМЕНТЫ И ПОДСИСТЕМЫ

1) Понятие общества как системы.

2) Подсистемы общества:

– социальная;

– политическая;

– экономическая;

– духовная.

3) Характеристики общества как системы:

– динамичность;

– открытость;

– системность;

- саморганизованность.

4) Функции общества:

– управление общественной жизнью;

– создание и распределение материальных благ;

– воспроизводство населения;

– создание культуры.

5) Взаимодействие и взаимовлияние подсистем общества.

ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ ОБЩЕСТВА

1) Понятие «социальные институты».

2) Виды социальных институтов:

– политические;

– экономические;

– институты родства;

– институты образования и культуры;

– религиозные институты.

3) Основные социальные институты:

– семья;

– государство;

– образование;

– церковь;

– наука;

– право.

4) Функции социальных институтов общества:

– воспроизводственная;

– регулятивная;

– функция социализации;

– интегративная.

5) Институциализация – процесс становления социальных институтов в обществе.

 

ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ. ФОРМЫ И РАЗНОВИДНОСТИ КУЛЬТУРЫ

 

1. Понятие культура.

2. Формы культуры:

а) народная;

б) элитарная;

в) массовая.

3. Особенности массовой культуры:

а) ори­ен­ти­ро­ван­ность на мас­со­вую про­да­жу и по­лу­че­ние прибыли;

б) тиражируемость;

в) за­ни­ма­тель­ная форма;

г) пред­на­зна­че­на для ши­ро­ко­го зрителя.

4. По­зи­тив­ное вли­я­ние массовой культуры на ду­хов­ную жизнь общества:

а) утвер­жда­ет про­стые и по­нят­ные пред­став­ле­ния об окру­жа­ю­щем мире;

б) не­по­сред­ствен­но ори­ен­ти­ро­ва­на на ин­те­ре­сы общества;

в) от­ли­ча­ет­ся демократичностью;

г) от­ве­ча­ет за­про­сам в отдыхе, пси­хо­ло­ги­че­ской раз­ряд­ке и др.

5. Не­га­тив­ное вли­я­ние массовой культуры на жизнь общества:

а) ори­ен­ти­ро­ва­на на мас­со­вые вкусы;

б) ведёт к стан­дар­ти­за­ции и уни­фи­ка­ции культуры;

в) рас­счи­та­на на пас­сив­ное потребление;

г) имеет коммерческий характер;

д) фор­ми­ру­ет ис­кус­ствен­ные по­треб­но­сти и др.

6. Особенности элитарной культуры:

а) ориентирована на узкий круг любителей и знатоков;

б) сложна по содержанию;

в) имеет некоммерческий характер.

7. Особенности народной культуры:

а) анонимна;

б) проста по содержанию;

в) как правило ограничена национальными рамками.

8. Многообразие культур:

а) субкультуры;

б) контркультура.

 

ИСКУССТВО

1) Понятие «искусства».

2) Специфика искусства:

– образность;

– субъективность;

– эмоциональность;

– эстетическое отражение мира

3) Виды искусства:

– архитектура;

– скульптура;

– живопись;

– литература;

– театр.

4) Функции искусства:

– гедонистическая (получение удовольствия);

– познавательная;

– воспитательная;

– коммуникативная;

- компенсаторная (психологическая).

6) Эстетика – наука об искусстве и красоте

 

НАУКА

 

1) Понятие науки

2) Классификация наук:

– естественнонаучные;

– социально-гуманитарные;

– технические.

3) Признаки науки:

- объективность;

- доказательность;

- проверяемость;

- системность

4) Уровни научного познания:

- теоретический;

- эмпирический.

5) Функции науки:

-познавательная;

-прогностическая;

-социальная;

- производственная;

- мировоззренческая.

6) Значение науки в жизни общества

 

ОБРАЗОВАНИЕ, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

1) Понятие образования

2) Уровни образования:

- дошкольное;

- общее образование;

- средне специальное;

- высшее;

-дополнительное

3) Функции образования:

- познавательная;

- воспитательная;

- профориентационная;

4) Тенденции развития образования:

– непрерывность образования;

– гуманизация;

– гуманитаризация;

– интернационализация;

– компьютеризация.

4) Значение образования в жизни общества.

 

9. РЕЛИГИЯ

1) Понятие «религия».

2) Признаки религии:

- поклонение Богу;

- установление правил поведения для верующих;

- основы религии записаны в священных книгах;

- наличие обрядов и ритуалов

3) Монотеистические и политеистические религии.

4) Ранние формы религии:

– анимизм;

– тотемизм;

– фетишизм.

5) Национальные религии:

– синтоизм;

– конфуцианство;

– индуизм;

– иудаизм.

6) Мировые религии:

– христианство;

– буддизм;

– ислам.

7) Функции религии:

– регулятивная;

– компенсаторная;

– коммуникативная;

- мировоззренческая;

- интегративная;

- дезинтегративная

8) Россия – светское государство.

 

МОРАЛЬ

1) Понятие «мораль».

2) Особенности морали:

- имеет неписанный, неофициальный характер;

- необязательна к исполнению;

- за нарушение морали человек подвергается общественному осуждению;

- дает большой простор для толкования                                

3) Категории морали:

– добро и зло;

– справедливость;

– честь и достоинство;

– долг и совесть.

4) «Золотое правило» морали.

5) Функции морали:

– регулятивная;

– воспитательная;

– оценочная;

6) Значение морали в жизни человека.

ВИДЫ ЗНАНИЯ. ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ

1) Понятие «познание».

2) Структура познания:

- субъект;

- объект;

- знание;

- средства

3) Этапы познания:

– чувственное познание;

– рациональное познание.

4) Чувственное познание:

– ощущение;

– восприятие;

– представление.

5) Рациональное познание:

– понятие;

– суждение;

– умозаключение.

6) Виды познавательной деятельности(знания):

– обыденное (житейское);

– научное;

– философское;

– социальное;

– художественное.

6) Значение познавательной деятельности в жизни человека.

 

МЫШЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1) Понятие «мышление».

2) Виды мышления:

– наглядно-образное;

– понятийное.

3) Понятие «деятельность».

4) Структура деятельности:

– субъект и объект;

– цель и мотив;

– методы и средства;

– результат.

5) Основные виды деятельности:

– игра;

– учение;

– труд;

– общение.

6) Материальная (практическая) деятельность:

– изменение природы;

- изменение общества

7) Духовная деятельность:

– познавательная;

– ценностно-ориентировочная;

– прогностическая.

7) Взаимосвязь мышления и деятельности.

 

МНОГОВАРИАТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (ТИПЫ ОБЩЕСТВА)

1) Понятие «общество».

2) Основные виды обществ:

- традиционное;

- индустриальное;

- информационное

3) Характерные особенности традиционного общества:

– основа экономики – земледелие;

– сословное деление общества;

– главенствующая роль религии.

4) Особенности индустриального общества:

– основа экономики – промышленность;

– развитие науки и техники;

– появление массово    й культуры

5) Становление постиндустриального (информационного) общества:

– развитие сферы услуг;

– развитие наукоемких технологий;

– определяющая роль науки и образования.

6) Традиционные, индустриальные и информационные общества в современном мире.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

 

1) Понятие «глобализация».

3) Виды глобализации:

– экономическая;

– политическая;

– культурная;

- социальная

4) Положительные последствия глобализации:

- развитие экономики, международной торговли;

- решение глобальных проблем совместными усилиями;

- расширение личных и культурных связей

5) Негативные последствия глобализации:

– насаждение единого стандарта потребления;

– утрата уникальных черт национальных культур;

– местные компании не могут конкурировать с ТНК и разоряются.

6) Тенденции глобализации в современном мире

 

 

 

 

ПЛАНЫ «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»

ПРИРОДНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ

1) Понятие «биосоциальное».

2) Теории происхождения человека:

– эволюционная (научная);

– теологическая (религиозная);

– теория палеовизита (космическая).

3) Отличия человека от животного:

– мышление;

– членораздельная речь;

– способность преобразовывать окружающий мир;

– целенаправленная и осознанная деятельность;

– способность изготавливать орудия труда.

4) Биологическое в человеке:

– анатомия и физиология (костная, мышечная, нервная системы);

– физиологические (естественные) потребности;

– инстинкты.

5) Социальное в человеке:

– знания и умения;

– членораздельная речь;

– социальные и духовные потребности.

6) Взаимосвязь и взаимовлияние биологического и социального в человеке.

 

ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ

1) Понятие «потребности».

2) Основные человеческие потребности:

– биологические (естественные);

– социальные;

– духовные (идеальные).

3) Пирамида потребностей А. Маслоу:

– первичные (физиологические, экзистенциальные);

– вторичные (социальные, престижные, познавательные, эстетические, духовные).

4) Понятие «интерес».

5) Разновидности интересов:

– материальные;

– духовные;

– общественные.

7) Потребности и интересы как основные мотивы деятельности человека

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.