Тема 2. Вербальные и невербальные средства общения. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Тема 2. Вербальные и невербальные средства общения.

2019-09-26 155
Тема 2. Вербальные и невербальные средства общения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вербальное общение.

К вербальным средствам общения относятся речь и голос. Речь мы пишем на листике бумаги, а иногда говорим другу вслух, можем прочитать журнале, не озвучив ее, или же просто подумать про завтрашний день и составить в голове какой-нибудь план. Все это речь. Вербальное общение бывает письменным и устным.

Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации.

Устная речь - это речь звучащая, в ней используются система фонетических средств выражения. Она создается в процессе говорения и для нее характерны словесная импровизация и некоторые языковые особенности (свобода в выборе лексики, использование простых предложений, употребление побудительных, вопросительных, восклицательных предложений, повторы, незаконченность выражения мысли).

Очень важной способностью, связанной с устной речью, является умение удерживать внимание слушателей.

Письменная речь - это речь, графически закрепленная. Она может быть заранее обдумана и исправлена. Для нее характерны некоторые языковые особенности (преобладание книжной лексики, наличие сложноподчиненных предложений, строгое соблюдение языковых норм, отсутствие внеязыковых элементов)

Отличие письменной речи от устной заключается в характере адресата. Письменная речь обычно обращена к отсутствующим. Тот, кто пишет, не видит своего партнера по общению, а может лишь мысленно представить его. На письменную речь не влияет реакция тех, кто ее читает.

Люди пользуются письменной коммуникацией реже, чем устной. Но с приходом электронной почты важность письменного общения сильно возросла.

 

  Вербальное общение – это не только разговор с собеседником, но и чтение книги, выступление перед аудиторией и даже собственные мысли, выраженные словами.

На современном этапе развития психологии общения мы понимаем, что не всегда можно понять делового человека при вербальном общении.

Как примеры, к вам приехали родственники из Южной Америки или какой-нибудь другой страны. Они могут выучить русский язык и более-менее в нем ориентироваться, но они не смогут понять некоторые слова с уменьшительно-

 

ласкательными суффиксами. Для этой цели специалисты создали некоторые правила, которые относятся к деловому вербальному общению.

В современном русском языке есть такие виды стилей текста, как официально-деловой, научный, разговорный и так далее. Вся

информация, передаваемая нами собеседнику, относится к тому или иному стилю речи.

В научном стиле речь должна быть логичной и обобщенной, а в разговорном речь – это и есть диалог двух людей, обычных повседневных разговоров.

 

Старайтесь говорить со своим зарубежным гостем на научном языке, без всяких междуречий и уменьшительно-ласкательных слов.

Вербальные средства общения образуют логико-смысловую линию, которую называют  «словесным действием».
Ведущей стилистической чертой современного публичного общения является разговорность, т.е. простота и живость построения фразы, использование разговорной лексики и фразеологии.
Стилистическое своеобразие словесного действия проявляется в особенностях синтаксического строя, т.е. в построении фраз и словосочетаний.


Психотехника речиэто раздел психотехники общения, раскрывающий приёмы эффективного пользованиясредств взаимодействия людей.
Интонация и тональность воздействуют не только на сознание, но и на сферу чувств, придают эмоциональную окраску словам и фразам.


Темп словесного действия – это скорость его осуществления. Быстрый темп затрудняет возможность сосредоточить внимание на логике и содержании словесного действия, медленный – утомляет. Наиболее оптимальный вариант темповой организации словесного действия – психологически целесообразное управление. Паузы, при их правильном использовании, позволяют лучше передать смысл слова, фразы, подчеркнуть или усилить наиболее важные места.


Дикция, т.е. ясное, чёткое произношение звуков, облегчает процесс проникновения в содержание словесного действия.

Виды вербального общения:

 

Открытое общение – это желание и умение выразить свою точку зрения и готовность учесть позиции другого человека.

Закрытое общение – это нежелание либо неумение выразить свою точку зрения и отношение. Но закрытое общение оправдано в конфликтных ситуациях.

Ролевое общение – общение людей, исходящее из их социальной роли.

Личностное общение – общение по душам.

Умеющий по-настоящему слушать, воспринимает гораздо больше информации, чем тот, кто обращает внимание только на слова говорящего. Он слышит и оценивает силу и тон голоса, скорость речи. Он замечает неправильность построения фраз. Эти особенности речи наряду с отбором слов и выражением лица собеседника полезны для понимания истинной сути сообщения. Огромную роль в этом играет понимание интонации.

Интонацияэто способ выражения чувств, эмоций, отношения говорящего к собственным словам и к тем людям, к которым он обращается. Энтузиазм, радость, недоверие передаются высоким голосом. Печаль, горе, усталость – мягким, приглушенным голосом, с понижением звука к концу каждой фразы.

Распознавание эмоций по голосу можно научиться путем работы над собственным голосом. Доказано, что те люди, которые более точно умеют передавать эмоции, точнее судят об эмоциях других людей по их речи и интонации.

Темп и громкость речи. В общении важно обращать внимание на темп речи. Люди говорят быстро:

· когда взволнованы или обеспокоены чем-либо;

· когда они говорят о личных трудностях;

· когда хотят в чем-то убедить собеседника или уговорить его.

 

Медленная речь может свидетельствовать об усталости, угнетенном состоянии или горе, а с другой стороны – о высокомерии.

Сбивчивая речь указывает на стресс, волнение, нервно-психическое напряжение. Чем больше прерывиста речь, тем больше в ней запинок, слов-паразитов.

Если человек не обращает внимания на то, что его прерывают, означает, что он больше ориентируется на себя.

 Если человек с трудом выносит паузы в разговоре – он больше ориентируется на межличностное взаимодействие.

Эффективным средством общения является тактика постоянного изменения громкости голоса.

Факт: сказанное более тихим голосом на фоне громкой речи привлекает гораздо большее внимание, чем даже крик.

Умение держать паузу – незаменимое средство ведения разговора. Несколько секунд молчания могут быть красноречивее слов.

Форма изложения своих мыслей – правильность речи, ясность, логичность, простота и в то же время богатство, живость, находчивость. Достичь искусства говорить хорошо, изучив специальный предмет – риторика. Главное практика – выступать перед аудиторией.

Манипуляция – это скрытое психологическое воздействие с использованием эмоций (чувств) партнера, с целью получения выгоды автором манипуляции.

 

Пример из семейной жизни. Мама – живущей отдельно своей взрослой дочери:
- Если ты не позвонишь мне, то 3 года жизни у меня заберешь. А если позвонишь – 5 лет жизни подаришь!


И как, спрашивается, дочери поступать после этого? Особенно если мама в преклонном возрасте и время от времени заболевает? Дочь в результате звонит по нескольку раз в день, что маме и требуется. Это типичный пример манипуляции на чувстве вины.

 

Правила общения.

Вербальные виды общения подразумевают под собой соблюдение некоторых правил. Вносите ясность в разговор. Нужно, чтобы собеседник как можно лучше понял вас, что вы сказали ему и чего хотите.

Но это не всегда получается. Многие не могут сразу же четко и ясно сформировать предложение, в котором будет заключена основная мысль. Такое вербальное общение является неприятным для собеседника.

Он же, в свою очередь, перестает воспринимать эту информацию, начинает отвлекаться и «пропускать мимо ушей» сказанное.

Поэтому нужно постоянно повышать качество общения вербальным способом. Нужно стремиться к идеальной беседе. Вот некоторые рекомендации, которые помогут вам стать хорошим собеседником:

· Учитесь говорить правильно и как можно меньше, но при этом, не изменяя смысла доводимой информации. Говорите четко, ясно. Главная мысль обязана быть правильно сформулирована.

· Следите за разговором собеседника. А главное – внимательно слушайте его. Не стоит делать вид, что вы не слушаете человека.                                     В таком случае у него пропадет интерес к такому общению и ни к чему выдающемуся это не приведет. Поддерживайте его по-разному и не уходите от разговора, не отвлекайтесь. Это является важным для нас.

· Умейте понять в полной степени то, что вам сказали. Не только умение правильно слушать, но и правильно слышать. Поймите, что не все мы можем ясно и коротко выразить необходимую мысль, сразу начать с главного.                                                                                                            Не всегда люди умеют правильно общаться, начинают это делать издалека, а иногда и пропускают необходимую мысль. Вот ее-то и нужно уловить. Помогите такому человеку самому понять сказанное им, помогите ему разобраться в его же словах. Это важно для разговора.

· Перестраивайте сказанное собеседником у себя в голове под себя.                       То есть, пытайтесь воспринять эти слова лично для себя.

 

Тема 2. Вербальные и невербальные средства общения.

План:

1.Основные каналы общения.

2. Вербальные средства общения.

Особенности вербального общения.

3.Средства невербального общения.

 Особенности невербального общения.

Канал коммуникации -  способ, средства или путь, (с помощью которых и по которым передается информация); субъект передает сообщение (информацию) целевой аудитории или собеседнику, - лицом к лицу, письменно, на кинопленке или каким-либо другим образом.

Каналы общения существуют для «Передачи — принятия» информации при общении людей.

Каналы коммуникации включают в себя личное общение, средства массовой информации, наружную информацию, публичные мероприятия.

В соответствии с различными органами чувств человека различают зрительный, слуховой, тактильный (прикосновения), кинестетический (ощущения своего тела) каналы общения. Каждый человек имеет свои особенности в восприятии мира и другого человека с помощью органов чувств.  У каждого человека преобладает один или несколько из этих «средств связи».

В соответствии с различиями в восприятии человека человеком при общении люди  делятся на три типа: 1) визуалы; 2) аудиалы; 3) кинестетики.

Эти типы людей значительно отличаются друг от друга во многих отношениях, в том числе и по структуре общения.

Визуалы любят конкретность, зрелищность; предпочитают возвышаться над собеседником, склонны к обвинительным утверждениям, не терпят хождений перед ними во время общения и т. д.

Аудиалы в общении все воспринимают через слуховые образы, музыку, речь,, звуки природы.

Кинестетики все переживают эмоционально через состояние своего тела.

 

Если вам удастся узнать, к какому типу относится партнер по общению, вы можете использовать слова, соответствующие его «любимому каналу общения. Это вам даст возможность получить репутацию человека, с которым приятно общаться, легко установить контакт и взаимопонимание.

 

Для этого нужно внимательно понаблюдать за партнером по общению. Нужно обратить внимание на слова, которые он использует.

Например, в речи визуалов преобладают слова: «видеть», «ясно», «красочный», «я вижу». Информацию начальнику-визуалу лучше всего представлять в виде диаграмм, рисунков, таблиц и т. п.

В речи аудиалов преобладают фразы: «я слушаю», «давайте обсудим», «какой тон», «не нужно так громко» и т. п.

В речи кинестетиков — «чувствую проблему», «тяжело на душе», «ощутимый», «болезненный» и т. п.

Психологи выделяют еще один тип людей — «рассудочных людей» или «людей-компьютеров». Они реагируют не на свои ощущения, а на те слова, обозначения, наименования, с которыми связывают свои образы и соответствующие им ощущения. В их речи преобладают фразы: «надо разобраться», «проанализируем», «систематизируем», «надо подумать»                  и т. п.

В соответствии с логическим основанием выделяют три типа каналов общения:


• прямой канал — это то, что сообщается источником в явном виде (например, содержание, сущность информации, сообщаемой партнером);

- это непосредственный контакт, пространственная близость партнеров по общению; непосредственность общения (т.е. без помощи техники).

Примером может служить встреча в кругу друзей, совещание сотрудников в кабинете и т.д.


• косвенный канал (не прямой) — это та информация, которую вы добываете активным наблюдением и чувствованием того, о чем говорит партнер, приглядываясь к тому, как он говорит и проявляет себя, сообщая вам информацию в явном виде.

когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция. Примером может служить разговор по телефону, общение через «стенку» служащих организации, и т.д.

Психологическим обоснованием этой классификации является степень доверия к источнику. Если вы ему доверяете, то косвенный канал не используется как контрольный. Если вы не доверяете источнику, то косвенный канал является контролирующим дублем.

 

Например, иногда прямое словесное содержание может вступать в противоречие с невербальными характеристиками речи и поведения — интонацией, темпом, ритмом и т. д. Это и есть противоречия прямого и косвенного канала (человек улыбается, а глаза печальные; раскован и вальяжен, а стопой ритмически постукивает по полу и т. п.);


• управленческий косвенный канал — это та информация, которая воспринимается как естественная, ненамеренная, но выдается вполне преднамеренно, когда  между партнерами существует пространственно – временная дистанция, и при этом партнер по общению может контролировать ход разговора.

(Преднамеренно – нарочно, заранее обдуманное, умышленное намерение;

Намеренно – сознательно, специально, целенаправленно)

Пример: общение по Интернету; общение руководителя посредством техники с подчиненным, при этом руководитель контролирует ход беседы, задавая определенные вопросы, «обрезая» тему разговора, и т.д.

Например, ваш партнер по общению уверенно говорит в сомнительной ситуации или смотрит вам прямо в глаза, выдавая явную ложь. При этом он рассчитывает на то, что вы вполне ему доверитесь, чувствуя открытый взгляд и твердую речь. Можно вспомнить множество примеров из детективов, когда преднамеренно мелкая, но решающая улика специально подбрасывалась в ответственный момент.

Однако природа разделила прямой и косвенный каналы общения. Мимические мышцы одновременно управляются из зон головного мозга, обеспечивающих намеренные и ненамеренные движения. Таким образом, при внимательном изучении партнера всегда можно заметить неконтролируемые проявления, показывающие действительное его состояние.

Практически важным вопросом в общении является открытость не только как искренность говорящего, но и как способность непредвзято воспринимать другого.

Вербальное общение.

К вербальным средствам общения относятся речь и голос. Речь мы пишем на листике бумаги, а иногда говорим другу вслух, можем прочитать журнале, не озвучив ее, или же просто подумать про завтрашний день и составить в голове какой-нибудь план. Все это речь. Вербальное общение бывает письменным и устным.

Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации.

Устная речь - это речь звучащая, в ней используются система фонетических средств выражения. Она создается в процессе говорения и для нее характерны словесная импровизация и некоторые языковые особенности (свобода в выборе лексики, использование простых предложений, употребление побудительных, вопросительных, восклицательных предложений, повторы, незаконченность выражения мысли).

Очень важной способностью, связанной с устной речью, является умение удерживать внимание слушателей.

Письменная речь - это речь, графически закрепленная. Она может быть заранее обдумана и исправлена. Для нее характерны некоторые языковые особенности (преобладание книжной лексики, наличие сложноподчиненных предложений, строгое соблюдение языковых норм, отсутствие внеязыковых элементов)

Отличие письменной речи от устной заключается в характере адресата. Письменная речь обычно обращена к отсутствующим. Тот, кто пишет, не видит своего партнера по общению, а может лишь мысленно представить его. На письменную речь не влияет реакция тех, кто ее читает.

Люди пользуются письменной коммуникацией реже, чем устной. Но с приходом электронной почты важность письменного общения сильно возросла.

 

  Вербальное общение – это не только разговор с собеседником, но и чтение книги, выступление перед аудиторией и даже собственные мысли, выраженные словами.

На современном этапе развития психологии общения мы понимаем, что не всегда можно понять делового человека при вербальном общении.

Как примеры, к вам приехали родственники из Южной Америки или какой-нибудь другой страны. Они могут выучить русский язык и более-менее в нем ориентироваться, но они не смогут понять некоторые слова с уменьшительно-

 

ласкательными суффиксами. Для этой цели специалисты создали некоторые правила, которые относятся к деловому вербальному общению.

В современном русском языке есть такие виды стилей текста, как официально-деловой, научный, разговорный и так далее. Вся

информация, передаваемая нами собеседнику, относится к тому или иному стилю речи.

В научном стиле речь должна быть логичной и обобщенной, а в разговорном речь – это и есть диалог двух людей, обычных повседневных разговоров.

 

Старайтесь говорить со своим зарубежным гостем на научном языке, без всяких междуречий и уменьшительно-ласкательных слов.

Вербальные средства общения образуют логико-смысловую линию, которую называют  «словесным действием».
Ведущей стилистической чертой современного публичного общения является разговорность, т.е. простота и живость построения фразы, использование разговорной лексики и фразеологии.
Стилистическое своеобразие словесного действия проявляется в особенностях синтаксического строя, т.е. в построении фраз и словосочетаний.


Психотехника речиэто раздел психотехники общения, раскрывающий приёмы эффективного пользованиясредств взаимодействия людей.
Интонация и тональность воздействуют не только на сознание, но и на сферу чувств, придают эмоциональную окраску словам и фразам.


Темп словесного действия – это скорость его осуществления. Быстрый темп затрудняет возможность сосредоточить внимание на логике и содержании словесного действия, медленный – утомляет. Наиболее оптимальный вариант темповой организации словесного действия – психологически целесообразное управление. Паузы, при их правильном использовании, позволяют лучше передать смысл слова, фразы, подчеркнуть или усилить наиболее важные места.


Дикция, т.е. ясное, чёткое произношение звуков, облегчает процесс проникновения в содержание словесного действия.

Виды вербального общения:

 

Открытое общение – это желание и умение выразить свою точку зрения и готовность учесть позиции другого человека.

Закрытое общение – это нежелание либо неумение выразить свою точку зрения и отношение. Но закрытое общение оправдано в конфликтных ситуациях.

Ролевое общение – общение людей, исходящее из их социальной роли.

Личностное общение – общение по душам.

Умеющий по-настоящему слушать, воспринимает гораздо больше информации, чем тот, кто обращает внимание только на слова говорящего. Он слышит и оценивает силу и тон голоса, скорость речи. Он замечает неправильность построения фраз. Эти особенности речи наряду с отбором слов и выражением лица собеседника полезны для понимания истинной сути сообщения. Огромную роль в этом играет понимание интонации.

Интонацияэто способ выражения чувств, эмоций, отношения говорящего к собственным словам и к тем людям, к которым он обращается. Энтузиазм, радость, недоверие передаются высоким голосом. Печаль, горе, усталость – мягким, приглушенным голосом, с понижением звука к концу каждой фразы.

Распознавание эмоций по голосу можно научиться путем работы над собственным голосом. Доказано, что те люди, которые более точно умеют передавать эмоции, точнее судят об эмоциях других людей по их речи и интонации.

Темп и громкость речи. В общении важно обращать внимание на темп речи. Люди говорят быстро:

· когда взволнованы или обеспокоены чем-либо;

· когда они говорят о личных трудностях;

· когда хотят в чем-то убедить собеседника или уговорить его.

 

Медленная речь может свидетельствовать об усталости, угнетенном состоянии или горе, а с другой стороны – о высокомерии.

Сбивчивая речь указывает на стресс, волнение, нервно-психическое напряжение. Чем больше прерывиста речь, тем больше в ней запинок, слов-паразитов.

Если человек не обращает внимания на то, что его прерывают, означает, что он больше ориентируется на себя.

 Если человек с трудом выносит паузы в разговоре – он больше ориентируется на межличностное взаимодействие.

Эффективным средством общения является тактика постоянного изменения громкости голоса.

Факт: сказанное более тихим голосом на фоне громкой речи привлекает гораздо большее внимание, чем даже крик.

Умение держать паузу – незаменимое средство ведения разговора. Несколько секунд молчания могут быть красноречивее слов.

Форма изложения своих мыслей – правильность речи, ясность, логичность, простота и в то же время богатство, живость, находчивость. Достичь искусства говорить хорошо, изучив специальный предмет – риторика. Главное практика – выступать перед аудиторией.

Манипуляция – это скрытое психологическое воздействие с использованием эмоций (чувств) партнера, с целью получения выгоды автором манипуляции.

 

Пример из семейной жизни. Мама – живущей отдельно своей взрослой дочери:
- Если ты не позвонишь мне, то 3 года жизни у меня заберешь. А если позвонишь – 5 лет жизни подаришь!


И как, спрашивается, дочери поступать после этого? Особенно если мама в преклонном возрасте и время от времени заболевает? Дочь в результате звонит по нескольку раз в день, что маме и требуется. Это типичный пример манипуляции на чувстве вины.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.