В то время, как исследование классических условных рефлексов было начато в России, принципы инструментальных условных рефлексов были открыты и разработаны в США. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

В то время, как исследование классических условных рефлексов было начато в России, принципы инструментальных условных рефлексов были открыты и разработаны в США.

2019-12-21 244
В то время, как исследование классических условных рефлексов было начато в России, принципы инструментальных условных рефлексов были открыты и разработаны в США. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Правильнее было бы сказать не «открыты в США», а «стали широко известны, после их разработки в США», потому что разработал метод и широко применял оперантное обучение для дрессировки животных русский цирковой артист Владимир Леонидович Дуров (1863—1934). Вот как Дуров описывает процесс дрессировки морской свинки[9]:

Предварительно прирученная лаской и кормом к руке, морская свинка сажается на особо приготовленный для нее пьедестал Вы берете морковку и даете свинке отгрызть хвостик ее. Вы не отнимаете морковки до тех пор, пока она жует, и держите зелень так, чтобы свинка все время видела ее перед собой. Как только свинка проглотит «жалованье» и потянется к сладкой морковке опять, вы тотчас же начинаете двигать морковкой направо мимо носа, кругом свинки, как бы приглашая ее следовать за морковкой, т.-е. заставляете этим движением свинку перевернуться вокруг себя. Если свинка, переворачиваясь, на полдороге останавливается, то вы не даете ей награды. И только тогда свинка получает возможность откусить морковку, когда перевернется на своем месте вокруг себя один раз. Вы, не зевая, тотчас же суете ей морковку в рот, при этом говорите слово «перевернись», делая усиленное ударение на первом слоге, т.-е. на «пе», но так, чтобы воздух от произнесенного вами «пе» попадал на свинку.

Это формирование инструментального условного рефлекса. После его выработки и закрепления дрессировщик, подув на спину морской свинке, заставляет её переворачиваться вокруг себя.

А вот описание оперантного обучения другой морской свинки:

Я дома в своей лаборатории. Решаю произвести первый опыт с «Муаровой». Заранее не предрешаю, чему буду ее учить, а хочу испытать, что она будет делать сама, сидя на пьедестале, не видя перед собой шнурка. В комнате тихо. Я один с ученицей… Свинка, обнюхав весь верх стола и не найдя ничего, долго сидит, не двигаясь; я тоже не шевелюсь и не спускаю с нее глаз… Жду терпеливо какого-либо случайно проявленного действия. Жду самостоятельного движения, которое бы я мог уловить и вкусопоощрением заставить повторить. Потом при помощи интонировки или дуновения на шкурку (механического воздействия) я мог бы заставить повторять еще и еще раз, так до полного зазубривания. Грызун поднял переднюю лапку и вытер свой носик. Я не успел во время дать морковку, а потому пропустил это движение и стал ждать какого-либо другого. Ждать пришлось недолго; видимо, наскучило «Муаровой» сидеть без дела, да, видно, она и есть захотела, только свинка вышла из своего оцепенения и, нагнув головку под свое брюшко, стала его зубами чесать. Так обыкновенно чешутся почти все грызуны. Когда она кончила заниматься куафюрой, я тотчас же дал ей откусить кончик морковки. Губки быстро заходили, и когда челюсти перестали работать, свинка, к моему удивлению, тотчас почесала брюшко. Получила морковь, съела и опять, на этот раз ненадолго, впала в неподвижное состояние.

Снова как-то натужилась или, лучше сказать, надулась, секунды три посидела пыжом и нагнула головку под брюшко. Осторожно поднесена мною морковка. Закипела работа челюстями. Тем временем, пораженный невероятно скорым успехом, я обдумывал, к чему это движение применить для представления. Оно вполне похоже на очень низкий поклон. Так и буду говорить, решил я: «кланяйся, свинка, да пониже кланяйся, с поклоном и в люди выйдешь...»

Одной и той же интонацией я говорил ей: «кланяйся» и по исполнении аккуратно платил. Свинка безошибочно кланялась, поражая меня.

Увы, метод Дурова не получил признания не только в международном научном сообществе, но и мало известен даже его соотечественникам. Точнее, метод известен, но ассоциируется с именами американских исследователей. Забвение достижений В.Л. Дурова специалистами по поведению имеет несколько причин.

Сам Дуров называл себя самоучкой и неоднократно подчёркивал, что он не является учёным, а всего лишь практиком. Учёное сообщество же, как известно, отличается снобизмом. В частности, проникнуть в него, стать его членом можно только обладая дипломами учёных степеней. Да и не всякий диплом котируется достаточно высоко. Например, Д.И. Менделеев так и не был избран академиком, несмотря на общемировое признание его вклада в развитие химии и на значительнейший вклад учёного в развитие многих отраслей науки, промышленности и экономики России. Одной из причин этого, надо полагать, было то, что он получил высшее образование не в университете, а «всего лишь» в Педагогическом институте. Так что разработки клоуна, который не окончил даже кадетского корпуса, не рассматривались академическими учёными и прислушивающимися к ним практиками дрессировки.

Другой причиной было введение единомыслия в России, которая тогда называлась СССР. Начиная с 1920-х годов, в стране могла быть только одна идеология — коммунистическая. С 1930-х годов единомыслие распространялось на все области активности — экономической, духовной и интеллектуальной. В каждой науке одна концепция была объявлена «правильной», все прочие научные школы и направления были либо прямо запрещены, либо сводились на нет прекращением финансирования, ведь источник денег был тоже один — государство.

Во всём, что касалось поведения и психологии, единственно правильным считалась концепция И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. Дуров же относился к учению Павлова, как и многие его современники, без пиетета. Так он писал:

Как известно, для объяснения того, что я называю психологией животных, академик Бехтерев первый установил понятие сочетательных рефлексов, вызывая их у животных механическим способом, как-то: индукционным током, раздражая и возбуждая болезненные ощущения периферических чувствительных аппаратов кожи. Акад. Павлов поставил эти вопросы на еще более твердую почву, назвав Бехтеревские рефлексы условными и изобретя особый способ наблюдения их по слюноотделению у собак, при чем вызывал рефлексы эти опять-таки механическим путем

Дело не только в том, что Дуров оценивал научный вклад Павлова в исследование поведения лишь как изобретение особого способа наблюдения за рефлексами, да ещё введения нового смутного термина «условные рефлексы» вместо предложенного Бехтеревым ясного «сочетательные рефлексы». Главное дело — в совершенно разном подходе к изучению поведения в школе Павлова и у Дурова с его ближайшими соратниками.

Если Павлов объявил основой поведения рефлекс, то Дуров считал главным врождённые особенности поведения животного, его природные склонности. Государство любило Павлова, поскольку видело в его концепции возможность воспитать нового человека, перестроить человеческую психику для своих нужд. Ведь, если можно выработать любой рефлекс, например, у собаки будет выделяться слюна, когда ей причиняют физические страдания электрическим током, то и с человеческой массой можно проделать нечто подобное. В результате не только Дуров, но и многие другие специалисты, которые акцентировали внимание на врождённых формах поведения животных и человека, остались в тени в истории науки. Например, изучавший инстинктивное поведение Владимир Александрович Вагнер (1849—1934) почти забыт, а многие, открытые им закономерности инстинктов теперь связывают с именами других, западных учёных.

Так же случилось и с созданием Дуровым метода «наталкивания» животного на желаемую форму поведения и поощрения этой формы.

Ещё одним важным пунктом, в котором Дуров решительно расходился с павловской школой, да и американскими исследователями поведения — непременное установление личного контакта с животным. Это расхождение вполне естественно, потому что Дуров не ставил своей целью изучение поведения. Изучение поведения было для него только следствием его практических занятий дрессировкой. При дрессировке, Дуров ставил первым условием «сжиться с животным».

И во времена Дурова, и, особенно, сейчас, исследователи поведения стремятся свести контакт с экспериментальным животным и с животным, за которым наблюдают в дикой природе, к минимуму. Ведь присутствие экспериментатора — это лишний фактор, влияющий на животное. Экспериментатор ставит задачу — изучить двигательную активность животного в зависимости от неважно чего — предварительного воздействия, введения фармакологических препаратов, присутствия другого животного и т. д. И присутствие человека-экспериментатора искажает картину. Каждый исследователь знает, что нельзя приниматься за эксперимент с животными, если ты чем-то встревожен, очень устал, расстроен чем-то и т.п. Бывает, что разные результаты получаются, когда эксперимент проводит мужчина и когда тот же эксперимент — женщина. Животные всё чувствуют, поэтому надо сводить к минимуму их контакт с человеком. Но — это при исследовании, а не при дрессировке!

Но и не только это принципиальное различие целей и средств отодвинуло творческое наследие Дурова в область цирковых преданий и «литературы для детей». Дуров, при описании общения с животными, подчёркивал роль интуиции, т.е. решений, которые не обоснованы строгой логикой:

Самое главное — это уменье почувствовать время и момент применения поощрения. Пропущенный момент портит часто все заранее добытое.

Чувствовать момент и подхватывать его вовремя — этому, думаю, научиться трудно, требуется особое чутье, особый талант. Чем больше нервного чутья, тем поразительней результаты. Приблизительное чувство пользования вовремя поощрением можно, по-моему, в себе развить, как можно развить музыкальный слух у человека, а слух ведь есть талант.

 

…долголетняя практика выработала во мне большой навык к общению, но не настолько же, чтобы я мог сообщаться с животными моментально, без всякого напряжения энергии. Совершенно верно и то, что я развил в себе (как развивают музыкальный слух люди, родившиеся без оного) нервное чувство общения с животными и инстинктивное ощущение момента, когда надлежит порицать и поощрять.

 

Более того, Дуров подчёркивал значительную, порой необходимую роль внушения и гипноза. И приводит в своих книгах множество примеров применения внушения, некоторые из которых были задокументированы специалистами, включая такого гиганта психологии и психиатрии как В.М. Бехтерев.

Очевидно, что даже интуицией наделены далеко не все люди, а что касается способностей к внушению, то здесь следует сделать паузу. Здесь начинается очень зыбкая граница между наукой, искусством и лженаукой.

Вот как описывает сам Дуров один из опытов по применению «сугестии»:

Я напрягаю свою энергию, как бы толкаю: ну, ну, еще сильней, дальше и т. д. При этом мысленном приказании, не отрываясь от глаз собаки, двигаю чуть-чуть головой вперед.

…Все вышеописанные мои психофизические напряжения, смотря по заданию, часто вызывают у меня усиленное сердцебиение (120 пульс). На лбу выступает пот. Во время сеанса с «Пики» в 1916 году присутствующий Владимир Михайлович Бехтерев между прочим заметил, что такое напряжение с моей стороны излишнее, можно и без волнения внушать... и вот предо мной стал, вопрос: нужны ли все эти переживания во время дрессуры? И я пробовал. Но без участия моей энергии при внушении и без моего особого сосредоточенного внимания мне никогда не удавалось вызвать у животного нужные мне эффекты.

…Стараясь проанализировать акт дрессировки, я ни под каким видом не приписываю всего успеха тем или иным внешним моментам. вроде мимики, понижений и повышений голоса и т. д.

Основной особенностью моих опытов над животными, наряду с тем или иным внешним актом, т.-е., жестикуляцией, является психофизическое напряжение, которое необходимо с моей стороны для достижения желаемого эффекта. Пытаясь осознать, вышесказанное, я принужден в виде рабочей гипотезы предположить какое-то лучеиспускание, какую-то эманацию, исходящую во время акта дрессуры из моего организма.

К фактам «внушения животным» можно отнести и сугубо материалистически. Животные, лишённые вербальной функции, отлично воспринимают невербальные сигналы. Точнее было бы говорить, что человек, приобретя вербальную функцию, выработав у себя способность передавать свои намерения, а также настроение, ожидания и прочие душевные движения с помощью слов, означающих определённые понятия, утратил способность реагировать на мимику и движения собеседника. Эта способность стала ненужной, а всякая функция без упражнения угасает. Лишь немногие люди обладают такой наблюдательностью за тонкими, едва заметными движениями собеседника, которая позволяет им «угадывать» чужие мысли. Например, можно вспомнить сцену допроса Иешуа в знаменитом романе М.А. Булгакова:

Краска выступила на желтоватых щеках Пилата, и он спросил по-латыни:

— Как ты узнал, что я хотел позвать собаку?

— Это очень просто, — ответил арестант по-латыни, — ты водил рукой по воздуху, — арестант повторил жест Пилата, — как будто хотел погладить, и губы...

У животных же такая наблюдательность — обычное свойство. Поэтому животные, цирковые животные, могут проделывать штуки, изумляющие публику, хотя это всего лишь реакции (условные рефлексы) на движения дрессировщика. Движения эти могут быть совершенно незаметны публике — шевеление пальцем, изменение позы, смена тональности голоса, изменение порядка слов в команде. Все подобные «примеры мысленного внушения» могут быть объяснены в рамках материалистических взглядов на природу.

Но некоторые факты приходится отнести к разряду «маловоспроизводимых». Вообще говоря, воспроизводимость — это один из критериев научности эксперимента, или наблюдения. Если некая закономерность то наблюдается, то нет — значит на неё влияет ещё что-то, и нет никакой закономерности, есть какая-то другая.

Но, если некий феномен неоднократно воспроизводится, но воспроизводится не всегда, да ещё мы не можем его объяснить — значит ли это участие шарлатанов? Нет. Например, медики знают множество случаев, когда человек не должен жить, ибо он получил «травмы, несовместимые с жизнью», но, тем не менее, человек остаётся живым.

Несомненно, что некоторые люди обладают уникальными способностями. Достаточно одного примера Вольфа Мессинга. Остаётся неясным — обладал ли он сверчувствительностью, сопоставимой со звериной, к реакциям другого человека? Но в рамках такого объяснения остаётся непонятной способность Вольфа Мессинга внушать определённые действия.

Некоторые, но не все, из способностей людей типа Вольфа Мессинга случается обнаружить и у обычных людей. Меня убеждает в этом личный опыт. В те времена, когда мы с товарищами регулярно играли в футбол, у меня однажды заболели ноги. Точнее, стопы — стоило мне ударить по мячу подъёмом, как я мог после этого только ковылять, а по мячу бить только боковой поверхностью стопы. Вероятно, имело место воспаление суставных поверхностей костей, составляющих стопу. Бывает, что такое воспаление инициируется травмами, которые неизбежны при игре в футбол.

По счастью, среди нас был врач. Хотя он был хирургом, но взялся меня лечить терапевтически. Не буду описывать подробно процесс, но само непосредственное воздействие продолжалось не больше 30 секунд. Врач держал свои руки над моими ступнями. На следующей неделе я уже бегал как ни в чём не бывало, и мог ударять не только по мячу.

Можно было бы объяснить феномен излечения теплом рук, что-то вроде физиотерапии. Например, известная в СССР целительница Джуна, имела горячие руки. В терминах физики «инфракрасное излучение её рук было выше нормы». Но не только такими простыми вещами как теплота можно объяснить те воздействия, какие Джуна оказывала на людей. Излечивший меня врач Сергей Г., использовал свою способность и в больнице, где он работал. Он говорил мне, что талант его слабеет, когда на отделении появляется новая медицинская сестра, и вовсе исчезает во время запоев. Следовательно, терапевтический эффект был обусловлен и некой «психической» энергией.

Эти мои высказывания не есть поддержка лженауки. Единственное, что я хочу сказать, это то, что существуют люди, которые замечательно чувствуют и понимают животных и могут вступать с ними в контакт таким способом, который недоступен сторонним наблюдателям. Одним из таких был В.А. Дуров, а из ныне живущих — это гениальный «дрессировщик» кошек Ю.Д. Куклачёв — тоже, заметим, клоун по своему цирковому образованию.

Конечно, метод Дурова не может быть рекомендован для широкого употребления в дрессировке служебных собак. Профессия дрессировщика собак достаточно массовая. У кинолога просто не хватит времени устанавливать глубокий личный контакт с каждой собакой. Да и не все дрессировщики относятся к собакам так же как герой Юрия Никулина в бессмертном фильме «Ко мне, Мухтар!». Но, если у вас есть одна — своя — собака, вам стоит попробовать пойти по пути Дурова.

Помните при этом, что этот путь требует большого количества времени, сосредоточенности и терпения. Поэтому, если вы не уверены в себе, можете не начинать. И ещё раз подумайте — стоит ли вообще вам заводить животных?

Заключение

 

Надеюсь, мне удалось ответить на вопрос, который служит названием этой книги. Знание основ поведения животных необходимо не только специалистам, чьи профессиональные занятия так или иначе связаны с  животными. Они будут весьма полезны каждому человеку, даже тем, кто относится к кошкам и собакам с неприязнью. Дело не только в том, что такие знания помогут нам избегать неприятностей при контакте с животными. Главная польза этого знания в том, что наше человеческое поведение организовано так же, как и поведение прочих животных: это движения, которые направлены на удовлетворение потребностей, как приобретённых, так и врождённых.

Наряду с такими потребностями как самосохранение и питание, одной из врождённых потребностей человека и других стайных животных является потребность в принадлежности к некоей группе. Можно назвать это потребностью в социальной самоидентификации. Каждое живое существо стремится быть одним из «наших», поддерживать с ними тесные отношения, отличаться от «чужих» и относиться к чужакам настороженно. Собаки, а также и кошки и, даже, крысы, живущие у нас в доме на положении домашних питомцев, считает нас членами своей группы. Поэтому надо не забывать и не лениться удовлетворять их потребность в социальной самоидентификации регулярными совместными занятиями.

Возможно, кто-то будет разочарован отсутствием в этой книге подробного описания поведения собак и кошек, инструкций по дрессировке собак и других практических рекомендаций. Но эта книга не учебник по зоопсихологии и не руководство по дрессировке. Главная цель, которую ставил перед собой автор  — ответить на вопрос, вынесенный в название книги. Удалось ли это — судить читателям. Я привожу список книг о разных аспектах поведения животных. Книги эти разной степени академичности, сложности и художественных достоинств, но все они могут быть полезны заинтересованному читателю. Большую часть этих текстов можно найти в Сети.

Последнее, о чём хочется предупредить читателя — не доверяйте Интернету. Интернет сделался основным источником информации. Информации — подчеркнём — но не знания, во всяком случае, не систематического знания. Разумеется, если в Сети выложен учебник, можете его изучать. Но подавляющая часть сетевой информации, особенно о поведении, имеет чисто развлекательный или коммерческий характер. Разумеется, Интернет принёс колоссальное облегчение в нашу жизнь, неимоверно упростил многие этапы работы. Но неспециалисту, желающему разобраться в новом для него предмете, стоит пользоваться Интернетом только как словарём. Если встретилось незнакомое слово — посмотрим, что оно означает. Но систематических знаний, пользуясь только Интернетом, повторю, получить невозможно. Например, статья «Поведение» в Википедии трактует едва ли один процент, а может и гораздо меньше, всех аспектов этого понятия. Самым полезным ресурсом на русском языке для интересующихся поведением является http://ethology.ru/

Приятного чтения и полезного размышления!

Литература для дополнительного чтения

 

Список этот далеко не исчерпывающий. Хороших и полезных книг о поведении животных написано множество. Но составить полную библиографию по этой теме — труд, ожидающий своего подвижника.

 

Акимушкин И.И. Мир животных (многотомное издание).

Помимо этой энциклопедии животного мира профессиональный биолог написал ещё множество книг о самых разных животных.

 

Виктор Поль-Эмиль. Ездовые собаки друзья по риску // М., «Мысль», 1980 г.

Полярный исследователь делится своим опытом использования ездовых собак, рассказывает о роли собачьих упряжек в освоении Арктики и Антарктики и рисует яркие портреты собачьих личностей.

Даррел Джеральд

Многочисленные книги автора о ловле животных для зоопарков неоднократно издавались. Несколько особняком стоит трилогия «Моя семья и другие звери», «Птицы, звери и родственники» и «Сад богов» — о безмятежной жизни англичан на греческом острове Корфу в 1930-е годы.

 

Де Вааль Франс. Истоки морали. В поисках человеческого у приматов // М., «Альпина нон-фикшн», 2014 г.

Известный специалист по поведению животных считает, что этические нормы определяют поведение не только человека, но и животных. В книге автор не ограничивается анализом поведения животных, но и рассуждает об этических системах человека.

 

Джек Лондон.      Зов предков.

                              Белый клык.

                              Джерри-островитянин

                              Майкл — брат Джерри

Кроме этих четырёх романов о собаках Джеком Лондоном написано множество рассказов, в которых собаки играют заметную роль.

 

Дуров В.Л. Мои звери.

Рассказы для детей знаменитого циркового артиста.

 

Дуров В.Л. Дрессировка животных. Психологические наблюдения над животными, дрессированными по моему методу (40-летний опыт) // М., «Универсальное издательство», 1924.

http://www.ronl.ru/referaty/raznoe/611597/

Выдающийся дрессировщик пытается создать теоретическую базу своего метода дрессировки, основанную на индивидуальном подходе к каждому животному, подробно описывает метод, который в англоязычной литературе назван оперантным обучением, приводит множество интересных примеров дрессировки самых разных животных.

 

Дьюсбери Дональд. Поведение животных. Сравнительные аспекты // М., «Мир», 1981.

Если вы хотите ознакомиться с систематическим изложением науки о поведении, то это лучший, на мой взгляд, учебник для ВУЗов. Не смущайтесь тем, что он написан около полувека тому назад — знания по этой дисциплине не устаревают так стремительно, как по молекулярной биологии.

 

Жуков Д.А. Стой, кто ведёт? Биология поведения человека и других зверей // М., «Альпина нон-фикшн», 2013.

Книга написана на основе учебника для студентов небиологических специальностей. Помимо анализа поведения содержит разбор гормональных механизмов регуляции поведения.

Котенкова Е.В., Мешкова Н.Н., Шутова М.И. О крысах и мышах // М., Наука, 1989.

http://sivatherium.narod.ru/library/kotnkova/part_01.htm

Написанная специалистами Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН популярная книга о жизни крыс и мышей. Для биологов разных специальностей и широкого круга читателей.

Лоренц Кондрад  Кольцо царя Соломона

                              Человек находит друга

Классик этологии имел незаурядный литературный талант. Художественное описание поведения животных и присутствующих рядом людей сочетается со многими глубокими научными рассуждениями.

 

Мазовер А.П., Крушинский Л.В. Служебная собака // М., «ВАП», 1994.

Дополненной и переработанное издание книги классика отечественной науки о поведении животных Л.В. Крушинского 1952 г.

«О чем лают собаки», составители Котенкова Е.В., Суров А.В.

https://www.litmir.me/br/?b=15127&p=1

       Сборник популярных статей, написанных специалистами по поведению и физиологии животных для широкого круга читателей.

Прайор Карен. Не рычите на собаку!

http://e-libra.ru/read/176845-ne-rychite-na-sobaku.html

Известный специалист по поведению животных, по их дрессировке, рассказывает о том, как методами выработки условных рефлексов добиться желаемого поведения домашних животных, членов семьи, коллег и всех окружающих. Главное при этом — поощрять последнее действие объекта.

Сахарнов С.В. Рассказы о животных.

Писателем создано множество книг, содержащих рассказы о диких животных, в основном о морских; о людях — моряках и путешественниках; о тех, кто любит животных и умеет с ними обращаться

 

Сетон-Томпсон Э. Рассказы о животных // М., «Азбука», 2009, 2010.

                              Жизнь и повадки диких животных // М., «Знание», 1984.

Канадский натуралист написал более сорока книг о жизни дикой природы и о человеке в ней. Увлекательно описывает поведение животных, со многими из которых жители Евразии никогда не встречались.

Старикович С.Ф. Зверинец у крыльца // М., «Советская Россия», 1982.

Очень интересные рассказы о синантропных животных — тех, что живут рядом с человеком. Знаете ли вы, что собака великолепно классифицирует гласные звуки? Знакомы ли вы с бухгалтерскими способностями вороны? Знаете ли, что воробьи — верные супруги и заботливые отцы? Для самого широкого круга читателей всех возрастов.

 

Джемс Хэрриотт О всех созданиях — больших и малых

О всех созданиях — прекрасных и разумных

О всех созданиях — мудрых и удивительных

И всех их создал Бог

Все живое

Собачьи истории

Кошачьи истории

Авторветеринар, написавший несколько книг о своей практике в сельской местности в Йоркшире, Англия. Почти все они переведены на русский язык и неоднократно переиздавались. Очень приятное чтение во многом благодаря симпатичной личности рассказчика и английскому юмору, намного более мягкому, чем у Дж. Даррела.

 

Фогл Б. Поведение кошки // М., «Центрполиграф», 1999.

Автор — ветеринар по образованию. Помимо основ физиологии в книге подробно разобраны разные формы поведения домашних кошек. Специальные главы посвящены социальному поведению, индивидуальным особенностям, особенностям поведения кошек разных пород и коррекции нежелательного поведения.

 


[1] Халифман И.А. Предисловие к Шовен Р. От пчелы до гориллы. М., «Мир», 1965 г.

[2] Единица частоты колебаний названа герцем в честь знаменитого физика Генриха Герца. Один герц (1 Гц) равен одному колебанию в секунду. 1000 Гц = 1 кГц как 1000 г = 1 кг.

[3] Точнее, величина сенсорных проекций и моторных зон в коре больших полушарий пропорциональны функциональности органов. У человека огромную роль играют кисти рук и мышцы, образующие речь. У собаки — это пасть.

[4] Хорошо известно, что детей находят в капусте. А щенков собак находят в коробке на тротуаре возле станции метро.

[5] Напомним, что аджилити — соревнования по бегу, прыжкам и прочим упражнениям на подвижность в которых участвуют команды, состоящие из человека и собаки.

[6] Sherman et al., Hormones and Behavior, Volume 92, Pages 20-28, 2017.

[7] Водяной пистолет — детская игрушка, популярная до появления лазерного оружия и мечей джедаев. Выбрасывает тонкую струю воды при нажимании на клавишу. «Пистолетом» назывался потому, что был оформлен в виде обычного пистолета, в корпус которого наливалась вода. Вместо этой экзотической сейчас игрушки можно использовать шприцы, продающиеся в аптеках. Расстояние, на которое летит струя воды из шприца тем больше, чем сильнее давить на поршень. Прицельная дальность шприца объёмом в 10 мл — пять метров.

[8] Не вполне понятны механизмы такого влечения. Валерьянка притягательна и для котов, и для кошек, для кастрированных животных и для неполовозрелых котят. Значит, тяга к валерьянке не связана с половым возбуждением кошек. То же и с привлекательностью запаха трюфелей для свиней. Из эманации трюфелей выделены вещества, которые химически близки половым феромонам хряка. Но к трюфелям стремятся и неполовозрелые поросята. Следовательно, механизмы, протекающие в мозгу, определяющие тягу свиней к трюфелям остаются неизвестными. 

[9] Все цитаты из книги Дуров В.Л. Дрессировка животных. Психологические наблюдения над животными, дрессированными по моему методу (40-летний опыт) // М., «Универсальное издательство», 1924.

 

[U1]


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.095 с.