Думают ли животные? — биология для психологии и философии — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Думают ли животные? — биология для психологии и философии

2019-12-21 312
Думают ли животные? — биология для психологии и философии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Изучение умственных способностей животных, помимо изучения собственно животных, имеет целью исследование истории возникновения человеческого разума.

Зачем изучать историю? Можно, ведь, сказать, что вся эта история, та, которую проходят в школе, — это всё занятные, порой, рассказы о минувших временах, но нужны ли они? Ведь мы живём здесь и сейчас, а что там было раньше — это нас не касается. Ну что ж, человека, который живёт только пятью чувствами и тремя потребностями, это, действительно, не касается. Но для людей, которые хотят понять происходящее сейчас, необходимо знать — откуда это возникло, как это изменялось и какие формы принимало. Для этого и надо изучать историю. Историю человечества изучают в поисках ответа на вопрос «Кто мы?». А для того чтобы понять — что такое человеческий разум — изучают мыслительные способности животных.

Великий Карл Линней в десятом издании своей «Системы природы» в 1758 году поместил человека в отряд приматов. Название «приматы» он произвел от слова primas, которым в католической церкви называют высших священников. Этим Линней хотел подчеркнуть, что входящие в него биологические виды превосходят прочих животных. Ну, в этом нет сомнений, потому что человек доминирует среди всех животных на нашей планете. А, вот, название, которое он дал человеку — Homo sapiens, т.е. Человек разумный — вызывает некоторые вопросы. Может создаться впечатление, что разум — это та особенность, что отличает человека от всех остальных животных. Между тем, Линней использовал слово «разумный» исключительно как технический термин. Нужно же как-то было отличить человека от других видов рода Homo — человекообразных обезьян. Шимпанзе и орангутанов (гориллы ещё не были известны европейцам) Линней отнёс к виду Homo silvestris, т.е. Человек лесной, или троглодит.

В настоящее время система Линнея дополнена и исправлена. В род Homo включены многие другие живые и вымершие виды, орангутанов и шимпанзе теперь относят к двум различным видам, но человек сохранил за собой гордое наименование Человек разумный. Въедливые естествоиспытатели, однако, давно задаются вопросом — чем же разум человека отличен от мыслительных способностей животных? Вот такие исследователи и стали изучать интеллект животных, их способности к решению различных задач, к проявлению разных аспектов разума.

Естественно, наибольший интерес вызывает сопоставление человеческих способностей со способностями человекообразных обезьян.

 

Обезьяны

 

Во время Первой мировой войны немецкий подданный Вольфганг Кёлер был интернирован англичанами на острове Тенерифе. Там он занялся исследованием способностей шимпанзе решать различные задачи. Одной из обезьян он давал две бамбуковые палки, ни одна из которых не была достаточно длинной для того, чтобы достать плод, лежащий вне клетки. Но палки можно было соединить и получить из них одну, более длинную. После многих безуспешных попыток дотянуться до плода одной из коротких палок шимпанзе прекратила попытки, принялась играть с палками и случайно соединила их, всунув более тонкую в полый конец второй. Тогда обезьяна подпрыгнула и немедленно побежала к прутьям клетки, чтобы достать плод длинной палкой. В другом опыте плод был подвешен высоко под потолком клетки. Его можно было достать, поставив друг на друга ящики. Некоторые шимпанзе научались решать эту задачу. Объясняя результаты своих опытов, Кёлер пришел к выводу, что его животные проявляли инсайт, т.е. озарение, прозрение, проникновение в суть. Этот термин обозначает понимание отношений между стимулами или событиями. Научение по принципу инсайта предполагает внезапное возникновение новой реакции. Этим оно отличается от научения методом проб и ошибок, которое чуть ранее изучал американский исследователь Эдвард Торндайк. Торндайк помещал кошек в запертый ящик. Устройство запора не было видно кошке. Просовывая сквозь прутья то одну лапу, то другую, нажимая то здесь, то там, животное в конце концов выбиралось на свободу. Английского философа Бертрана Рассела позабавила разница между взглядами Торндайка и Кёлера. Он писал:

«У всех тщательно наблюдавшихся животных обнаружились национальные черты наблюдателя. Животные, которых изучали американцы, бешено прыгают с невероятными напором и темпераментом, и наконец, случайно получают желаемый результат. А животные, которых наблюдали немцы, сидят спокойно, думают и в конце концов выдают решение из своего внутреннего сознания».

Хотя и не принятая полностью многими специалистами, теория инсайта Кёлера была первой попыткой доказать наличие элементарного мышления у животных. 

Надежда Николаевна Ладыгина-Котс в 1913 г. начала проводить эксперименты с различными видами животных, в том числе и с шимпанзе. Для тестирования познавательных способностей животных она изобрела метод выбора на образец: животному демонстрируют стимул-образец и два, или несколько стимулов для сопоставления с ним, подкрепляя выбор того, который соответствует образцу. Этот метод теперь широко используется для тестирования умственных способностей животных, включая человека. В этих экспериментах было доказано, что шимпанзе способны выделять различные признаки предмета и проявляют элементы абстрактного мышления. Конечно, абстрактное мышление шимпанзе уступает человеческому, при котором вскрываются причинно-следственные отношения. Ладыгина-Котс считала, что различие в способности к абстрагированию между шимпанзе и человеком связано с развитием речи.

Человеческая речь невозможна для обезьян из-за строения их гортани. То, что животные не говорят — это ещё не свидетельство их неразумности. Есть и люди немые от рождения, но они — при правильном воспитании — имеют совершенно нормальные умственные способности.

В Стенфордском университете в США Пенни Паттерсон в 1973 г. начала обучать гориллу Коко (1971—2018) языку жестов, которым пользуются глухонемые люди (Рис. 1.8.). Первым словом маленькой гориллы стал знак, означающий жажду, — палец, поднесённый к губам. Горилла освоила язык жестов в таком объёме, которого исследователи не ожидали. Подробности о жизни Коко можно посмотреть на её сайте http://www.koko.org/index.php.

 

 

Рис. 1.8. «Говорящая» горилла Коко больше всех любила своего наставника Пенни Паттерсон, но также с удовольствием играла и с котятами. «Домашние любимцы» — это не уникальное свойство человека. Павианы в Африке воруют щенят из деревень и выращивают их в стае, причём никакой практической пользы из этого не извлекают. Дельфины воруют друг у друга рыб-прилипал. Смысла в этом поведении учёные найти не могут, поэтому остаётся предположить, что рыбы для дельфинов служат домашними животными, забавными существами, с которыми можно играть.

 

Но умственные способности Коко проявлялись не только в том, что она могла использовать фразы из пяти-шести слов. Рассказывают, что однажды Коко сидела, глубоко задумавшись о чём-то своём. В это время уборщик, решив пошутить, брызнул на неё водой из шланга. Взъярившийся 130-килограммовый зверь тут же показал шутнику два жеста: «ты» и «экскременты». Точнее, второй жест означал не только собственно экскременты, но также и грязь, мусор, отбросы, т.е. всё ненужное и неприятное, от чего стоит держаться подальше и стараться удалять из своего жилища. Этот случай привёл в восторг специалистов, работавших с Коко, поскольку употребление слов в переносном значении свидетельствует об абстрактном мышлении.

Однажды Коко предложили разделить на две группы фотографии людей и животных. Коко любит смотреть на кошек и собак в виварии университета, кроме того ей показывают различные фильмы, она листает фотоальбомы, поэтому она знает о существовании разнообразных живых существ. Коко безошибочно отделила изображения людей от фотографий животных, а свои фотографии поместила к людям. Примечательно, что фотографии других горилл она отправила к остальным животным. Этот эксперимент свидетельствует не только о способности к абстрагированию, но и об определённом самосознании Коко.

Открытым остаётся вопрос об уникальности способностей Коко. Попытки обучить других горилл языку жестов, насколько известно, безуспешны. Но, то, что интеллект горилл достаточно высок — несомненно. Не очень понятно — зачем гориллам такой высокий интеллект? Нет хищников, кроме человека, которые бы на них охотились. Численность горилл невелика, плотность популяций небольшая, поэтому внутривидовая конкуренция слабая. Питаются они исключительно растениями, а живут в экваториальной зоне, где круглый год есть свежая зелень и всё время тепло. Так что, ум у них явно избыточен. Скорее всего, та часть наших с ними общих далёких предков, от которой произошли гориллы, пошла по пути наращивания размеров, мышечной силы и стала специализироваться на растительной диете. Так что их интеллект — нереализованный потенциал, который развился у нас, у представителей Homo sapiens, чьи предки не смогли отказаться от мяса, и должны были постоянно проявлять смекалку, чтобы не стать добычей крупных кошачьих. Вот, дети, до чего доводит вегетарианство и жизнь в тепличных условиях!

Общий предок человека и человекообразных обезьян существовал около десяти миллионов лет назад, после чего наши с ними пути развития разделились. Кроме того, обезьяны и человек занимали и занимают различные экологические ниши: различаются не только и не столько природные условия существования, но и социальные структуры. Соответственно, человек и человекообразные обезьяны решали различные проблемы в общении с соплеменниками, в результате чего у них и у нас сформировались различающиеся способности — приспособления к социальной жизни.

Те человекообразные обезьяны, с которыми проводят исследования, помещены в среду, чуждую для них. Конечно, они привыкли к ней, ведь исследователи берут их детёнышами, и обезьяны растут в тесном и постоянном контакте с человеком. Но биологически обезьяны приспособлены к жизни не в условиях лаборатории, а к жизни в джунглях. Их врождённые потребности бывает невозможно удовлетворить в человеческом жилище, в условиях лаборатории.

Поэтому мыслительные способности, проявляющиеся в общении, исследуют и у других животных, в частности, у тех, которые давно сосуществуют с человеком. Конечно, это собаки. Собаки настолько давно живут рядом с человеком, что среда обитания у нас с ними общая. Помещения, в которых протекает жизнь человека и в которых человек проводит исследования поведения животных, вполне привычны и для собак.

 

Собаки

 

Собака — уникальный вид. Собака одомашнена раньше всех прочих животных. Она живёт рядом с человеком минимум 15, а, может быть, и 30 тысяч лет. За это время у собаки возникли и закрепились такие черты поведения и психики, которые сделали совместное существование двух наших видов удобным, приятным и взаимно полезным. Главная особенность собаки среди прочих животных, живущих рядом с человеком — её предрасположенность к тесным контактам с человеком. В этом её отличие от прочих домашних животных.

Собаки интересны для исследователей ещё и тем, что можно сопоставлять их поведение с поведением их дикого предка — серого волка. При этом, конечно, надо учитывать, что волки тоже эволюционировали. Современные волки — это не те дикие звери, жившие 30 тысяч лет назад, часть из которых пошла на контакт с человеком, основав собак. У волков и собак множество общих черт поведения: кооперацию членов стаи во время охоты, родительское поведение, выразительные средства общения, сложные отношения доминирования-подчинения. Естественно, существование таких социальных навыков у предков современных собак облегчило части древних волков проникновение в сообщество древних людей как постоянных социальных партнёров.

В сообществе «человек-собака» мы обнаруживаем ряд черт социального поведения, типичного для чисто человеческого сообщества: индивидуальная привязанность, преданность своей группе, низкий уровень внутригрупповой враждебности и высокий уровень враждебности к другим группам. Кроме того, у собак, так же, как и у людей, мы находим социальное обучение на основе подражания и в поведении, и в эмоциональном состоянии. Собаки не говорят, точнее, не владеют речью, но довербальная — без слов — коммуникация у них очень развита. Собаки инициируют общение и понимают, когда человек хочет общаться. Они следят за взглядом человека и реагируют на жесты, указывающие направление. Собака свернёт в ту сторону, куда человек покажет ей рукой, или, даже, взглядом.

Долгое время считалось, что собаки воспринимают речь человека, ориентируясь исключительно на интонации, а содержательный смысл, семантика слов им недоступна. Команды же типа «Лежать», «Ко мне» являются для них лишь сложными звуковыми сигналами, которые служат условными сигналами для запуска условного рефлекса. Но выяснилось, что всё гораздо сложнее. Некоторые собаки, знают до тысячи слов, ассоциируя их с соответствующими предметами — приносят названный предмет. Более того, если во время такого занятия — «принеси, что я назвал» — произнести незнакомое собаке слово, то она выберет тот предмет, который раньше никогда не видела. А это уже проявление таких умственных способностей, которые относят к абстрактному мышлению. О более сложной психической деятельности, чем простое рефлекторное реагирование, говорит, в частности и следующее наблюдение. Когда хозяин начинает одеваться для выхода на улицу, собака приходит в радостное возбуждение. Но хозяин может сказать: «Да, я только в магазин, на десять минут». Тогда собака уляжется на место, потому что в магазин ей идти не интересно.

А взаимодействие волков с человеком несколько иное. Волки, выращенные человеком, испытывают к нему несомненную симпатию. Есть множество видео как огромные звери прыгают от радости, встретив «своего» человека после длительной разлуки. Они обнимают его, облизывают, катаются по снегу и подставляют живот чтобы потормошил. Но волк никогда не станет домашним животным — он не будет слушаться. Он просто не видит в человеке вожака. Если собака ищет указания от человека — что ей надо сделать, то волк игнорирует все попытки человека добиться послушания. Когда собакам предлагали решить нетривиальное задание — открыть ящик с замысловатым запором — они, озадаченные, постоянно оглядывались на стоявшего рядом человека и начинали хватать зубами те части механизма, на которые человек указывал им жестом. А волки, перед которыми стояла такая же задача, не обращали внимание на человека. Добраться до приманки они пытались исключительно своим умом. Вероятно, они смотрят на человека несколько свысока, дескать, хорошее ты существо, приятно с тобой пообщаться, но тут у нас своё серьёзное дело, так что поиграем мы с тобой потом.

Интересно, что некоторые виды животных не проявляют интереса к человеку, если он не является для них ни потенциальной едой, ни потенциальным хищником. Львы, тигры, леопарды в зоопарке не обращают внимания на посетителей. А гепарды интересуются. Однажды я зашёл в московский зоопарк сразу после открытия рано утром, когда другой публики ещё почти не было. Жившие там тогда гепарды, кружа по вольеру, постоянно притормаживали возле меня, не пытаясь, впрочем, войти в более близкий контакт. Не случайно гепардов можно приручить. Властители древности использовали их на охоте — как собак. Кинозвезда Бриджит Бардо иногда гуляла по Парижу с двумя гепардами на изящных цепочках.

Трудно сказать, какие особенности психической организации заставляют некоторых животных интересоваться представителями других видов, когда они не связаны с витальными потребностями. Общий интеллект здесь, скорее, ни при чём. Интеллектуальные попугаи и врановые птицы в зоопарках игнорируют подошедшего к их клетке человека. А, вот, тукан — другое дело. Три раза, в трёх разных зоопарках, повторялось одно и то же поведение этих птиц. Каждый раз, когда я стоял, разглядывая их замечательные клювы, как будто специально предназначенные для хранения бананов, один из туканов — они всегда живут парами — перелетал на ветку поближе к стеклу и начинал громко и возмущённо кричать. Пока один ругался, другой — вероятно, самка — скромно сидел на прежнем месте. Интересно, как туканы меня воспринимали? Как агрессора или как хищника? Как себя поведёт тукан, если поставить поблизости клетку с незнакомым туканом? Или показать ему какого-то природного хищника? Или — птицу другого, незнакомого ему вида?

 

Птицы

 

Поведение птиц представляет особый интерес для исследователей мыслительных способностей животных ещё и потому, что птицы — это другая ветвь эволюции. Общий предок птиц и человека — это рыбы. Потом эта ветвь эволюционного дерева разделяется — на одной находимся мы, млекопитающие, а на другой — рептилии и птицы. Мозг птиц устроен совершенно иначе, чем мозг млекопитающих. Но это не значит, что птицы лишены способностей к мышлению, пусть и в довольно примитивной форме.

 Самыми умными считаются попугаи. Дело, конечно, не в том, что они могут говорить. Имитировать человеческую речь, а также многие другие звуки могут и другие птицы. Интеллект попугаев, а также врановых птиц — воронов, ворон, галок, сорок — проявляется в том, что они проявляют способности к обобщению, абстрагированию, сравнению и логический выводам. Врановым, например, доступно понимание геометрической формы предметов. Прямоугольный предмет они опустят в прямоугольное отверстие, а круглый — в круглое. Собаки такого не могут. Из млекопитающих с подобной задачей справляются только обезьяны, дельфины и — несколько неожиданно — медведи. Любопытно, зачем медведям такая способность? Чтобы пролезать в дупла? Или эта способность просто следствие высокого интеллекта?

В петербургском зоопарке я однажды обратил внимание, что в большом вольере с орлами живёт и ворон. Поэтому я остановился посмотреть — не обижают ли его тут. Судя по внешнему виду и поведению, ворон чувствовал себя неплохо. Прохаживаясь по земле, он обнаружил нечто интересное. Я не разглядел — что именно, но это был явно ценный предмет, который стоило спрятать от посторонних глаз. Затолкав его в щель, ворон накрыл это место древесным листом. Отойдя на два шага, он, слегка наклонив голову, посмотрел на это место. А затем вернулся и притопнул лист лапкой. Примечательно не то, что ворон накрыл тайник листом — ведь закапывают предметы и собаки, и кошки — а то, что он проверил, хорошо ли укрыт тайник от взглядов с другого ракурса. Птица продемонстрировала, что владеет представлениями о свойствах пространства.  

Интеллект серых ворон тоже высок. На морском берегу они бросают раковины двустворчатых моллюсков на камни. Это ещё не показатель высокой сообразительности, потому что орлы тоже бросают черепах на скалы. Но вороны бросают и орехи на городские улицы, где автомобили давят твёрдую скорлупу. Причём некоторые вороны догадались делать это на пешеходных переходах, потому что, когда зажигается красный свет светофора, можно собрать ядра орехов без помех.

Считается, что узнавать себя в зеркале способны только человек и обезьяны. Но, возможно, вороны — обычные серые вороны — тоже. На кафедре биологического факультета Санкт-петербургского университета жила ворона. Ей кто-то обрезал крылья, но на неё наткнулся добрый и не ленивый человек. Он поймал и отнёс ворону к себе на работу. Мурка — так её назвали — жила в клетке, но каждый день её выпускали погулять по комнате, поэтому пришлось убрать с пола все провода и хрупкие вещи. Среди предметов, которые оставили в пространстве, доступном вороньему клюву, было большое зеркало, к которому Мурка не проявляла особого интереса. Однажды расшалившиеся студенты прилепили ей на голову две цветные бумажки. Мурка продолжала расхаживать, пока не дошла до зеркала. Стоя прямо напротив зеркала, она стряхнула лапой сначала одну бумажку, а потом другой лапой — другую. Интеллект ворон не был темой кафедры, поэтому не проверили на других воронах — есть ли у всех других ворон самосознание? Но это единичное наблюдение вполне достоверно.

Вороны могут и считать. Эти птицы различают кормушки, на крышках которых нанесено определённое количество пятен. Если корм находится всегда под той крышкой, на которой пятен больше, то вороны стабильно предпочитают её. Вороны могут сравнивать множества, размер которых доходит 20 элементов. Доказано, что выбор ворон определяется именно количеством элементов. На их поведение не влиял размер пятен, их форма и распределение по поверхности. Важно только количество! В этих и в других экспериментах З.А. Зориной и её сотрудников было показано и существование других элементов мышления ворон. К примеру, вороны успешно выполняли тест Ладыгиной-Котс «выбор по образцу».

Элементы абстрактного мышления, обнаруженные у птиц, приводят нас к выводу — среди многих других — о том, что кора больших полушарий не является необходимой для осуществления высших психических функций. В школьных учебниках рисуют схему головного мозга в ряду «ёж, кролик, собака, обезьяна, человек». Эта схема иллюстрирует усложнение поведения по мере роста относительных размеров коры. Делается вывод о том, что именно этот отдел мозга необходим для высших психических функций и, следовательно, изучение именно этого отдела может дать нам представление о работе нашего сознания и мышления. Но у птиц нет коры больших полушарий, а они способны к демонстрации таких способностей, которые мы обнаруживаем только у обезьян, да и то не у всех, а только у человекообразных. Следовательно, мышление может быть обеспечено структурами, которые организованы совершенно иным способом.

 

Насекомые

 

Птицы — довольно близкие родственники человека — позвоночные животные, всё-таки. Но на нашей планете живут насекомые, чьи предки отделились от эволюционной ветви, давшей позвоночных, около миллиарда лет назад. Строение их нервной системы может показаться совсем примитивным. Скопления нервных клеток у насекомых даже не называют мозгом, а всего лишь «ганглиями». Да и клеток в этих ганглиях совсем немного. Если у человека в мозге насчитывают порядка ста миллиардов (100.000.000.000) нейронов, у ворона — больше двух миллиардов, то у мухи дрозофилы их всего около двухсот тысяч.

Несмотря на такие скромные материальные ресурсы насекомые демонстрируют сложное поведение, многие формы которого отсутствуют и у обезьян. Известный исследователь насекомых Реми Шовен восклицает:

«Ну чего, в само деле, стоят эти приматы, которые ни домов не строят, ни скота не разводят, ни грибов не выращивают, даже не собирают и не запасают мёда? Между тем, пчёлы и муравьи умеют всё это делать уже в течение миллионов лет.»

Несмотря на то, что насекомых человек наблюдает сколько себя помнит, учёные долго не признавали существования у них — не то что интеллекта — а, даже, собственно поведения. Если для описания поведения зверей и птиц использовали слово «повадки», то движения беспозвоночных животных даже повадками не называли, объясняя все их сложные движения инстинктом. Инстинкты, безусловно, у насекомых есть, как они есть у всех животных, но, как оказалось, насекомые способны к обучению. Причём не только к выработке условных рефлексов, но к обучению через абстрагирование и формирование категорий.

В экспериментах Г.А. Мазохина-Поршнякова, выполненных в 60-е годы ХХ века, показана способность пчёл и ос к обобщению зрительных стимулов, и в конечном итоге — к элементам абстрагирования. Так, насекомое может отличать изображенные на картинке предметы по признаку величины. Можно, например, научить пчелу садиться на самую маленькую фигуру, независимо от ее формы. Более того, пчелы могут научиться различать такие признаки, как «двухцветность» или «парность — непарность» фигур.

Карл фон Фриш получил Нобелевскую премию за расшифровку языка пчёл. Движениями тела пчёлы сообщают своим соплеменникам направление и расстояние до цветущего луга, или до другого перспективного места кормления. В 1971 г. Н.Г. Лопатина продемонстрировала «робота-пчелу». Точнее, это был макет пчелы, движением которого управлял человек. С помощью этого макета можно было управлять поведением живых пчёл, менять направление их полёта. Сложная коммуникация существует у муравьёв. В работах Ж.И. Резниковой обнаружены способности муравьёв к счёту и, даже, к элементарным арифметическим операциям.  

Клод Шеннон, один из основателей кибернетики, тот, кто ввёл в науку понятие «информация», предложил использовать язык насекомых для контактов с инопланетянами. Но главная причина интереса к поведению насекомых в другом. Их сложное и пластичное поведение представляет огромный интерес как продукт ещё одного варианта организации нервной системы, которая при всей своей простоте даёт насекомым огромные возможности.

Ещё одна причина изучения поведения насекомых — генетические исследования. Мухи дрозофилы — классический объект генетики. Геном мухи полностью расшифрован. Примечательно, что у мухи и человека много общих генов, как мы уже отмечали — около 70%. Эти гены кодируют одни и те же белки. Некоторые из этих белков связаны с процессами, общими для мух и человека. Например, память — ею обладают и мухи. Приятное, либо неприятное событие влияет на последующее поведение как человека, так и мухи.  Например, Н.Г. Камышев выявил группу генов, которые связаны с памятью самцов о неудачном ухаживании за самкой. Эта группа генов отличается от тех, что определяют память дрозофил на другие неприятные события. Выделение определённых генов, связанных с нарушенной, либо напротив — с улучшенной — памятью мух, может помочь и нам людям справляться с болезнями и расстройствами этой важнейшей для жизни функции психики, а также и с некоторыми другими нарушениями нашего поведения. Отметим, что главное для организма все-таки не общее число генов, а то, как они устроены и как регулируются, и какова сложность взаимодействия между продуктами разных генов. Регуляция генома человека много сложнее, чем у мухи.

Ещё одна группа беспозвоночных привлекает в последнее время внимание специалистов по мышлению животных — головоногие моллюски. Осьминоги оказались способными к решению многих интеллектуальных задач, в том числе и к «выбору по образцу». Они особенно интересны тем, ветви эволюционного древа, давшие современных моллюсков и современных насекомых, разделились более шестисот миллионов лет назад. Таким образом, мозг осьминогов, состоящий из пятисот миллионов нейронов, — это продукт ещё одного варианта развития, отличного и от позвоночных, и от насекомых. 

 

Итак, мы изучаем мыслительные способности животных не только потому что следует исследовать любой природный феномен. Конечно, благодаря этим исследованиям мы сможем лучше понимать животных. Но, кроме того, это исследование ещё и нашей собственной истории, изучение эволюционных процессов формирования тех наших способностей, которые мы называем «высшими психическими». Наконец, изучение элементарного мышления животных, чья эволюция прошла по различным путям и которые имеют принципиально разную организацию нервной системы, даёт нам знание об общих принципах мышления. Возможно, когда-нибудь это удастся применить при создании искусственного интеллекта, который не обязательно будет таким же как наш.

 

***

 

Подведём итоги первой части книги. Поведение животных изучают, или используют это знание профессионалы множества специальностей. Поэтому молодой человек, который решит стать профессиональным исследователем поведения, не обязательно останется академическим учёным. Он сможет трудиться не только в тех областях, о которых мы вкратце рассказали. Такие занятия как борьба с ледяными заторами, или прокладка газопроводов, или строительство автомагистралей требуют участия биологов. Просто «взять и взорвать», или «взять и проложить» — это не методы. В этих случаях необходим анализ последствий для окружающей среды человеческого вмешательства. В таком анализе участвуют геологи, географы, метеорологи и не последнюю роль играют и биологи, в частности, специалисты по поведению животных.

 

 



Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.