Книга для детей и их родителей — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Книга для детей и их родителей

2019-12-21 306
Книга для детей и их родителей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Справка об авторе

 

Жуков Д.А. — доктор биологических наук, профессор Института физиологии им. И.П. Павлова РАН, автор нескольких книг, в том числе, «Стой, кто ведёт? Биология поведения человека и других зверей» (лауреат премии «Просветитель» 2013 г.) и «Стресс, который всегда с тобой» (2018).

[email protected]

Аннотация

В книге рассказано о том зачем изучают поведение животных профессионалы и о пользе знания поведения животных для обычных людей: для безопасного общения с животными и, главное, для лучшего понимания собственного — человеческого поведения.

 

 

Рецензенты

З. А. Зорина (МГУ)

Н. Г. Камышев (ИФ РАН)

Поддержано Учёным советом Института физиологии им. И.П. Павлова РАН

 

Автор признателен Александре Добрянской из Университета детей Политехнического музея в Санкт-Петербурге, задавшей вопрос «Зачем изучать поведение животных?»


 

Оглавление

Введение. 3

Часть 1. ЗАЧЕМ ИЗУЧАЮТ ПОВЕДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ?. 5

1.1. Охота. 5

1.2. Сельское хозяйство. 6

1.3. Кинология — наука о собаках. 9

1.3.1. Сторожа. 10

1.3.2. Охранники. 10

1.3.3. Пастухи. 11

1.3.4. Охотники. 11

1.3.5. Сыщики. 12

1.3.6. Военные. 13

1.3.7. Рудознатцы.. 15

1.3.8. Спасатели. 15

1.3.9. Ездовые. 16

1.3.10. Спортивные собаки. 16

1.3.11. Красивые собаки. 16

1.3.12. Символ и аллегория. 17

1.3.13. Лекари. 20

1.3.14. Компаньон. 22

1.4. Изучать биоразнообразие. 23

1.5. Биология для медицины.. 27

1.6. Бионика — биология для техники. 30

1.7. Думают ли животные? — биология для психологии и философии. 35

1.7.1. Обезьяны.. 35

1.7.2. Собаки. 38

1.7.3. Птицы.. 40

1.7.4. Насекомые. 41

Часть 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ.                                                                                            КАК СЕБЯ ВЕСТИ СЕБЯ С ГОРОДСКИМИ ЖИВОТНЫМИ. 44

2.1. Как вести себя с незнакомцем.. 44

2.1.1. Как вести себя с незнакомой собакой. 44

2.1.2. Как вести себя с незнакомой кошкой. 51

2.2. Вы решили завести собаку — что делать?. 53

2.2.1. Не заводите собаку! 53

2.2.2. Как выбирать собаку?. 62

2.2.3. Какую породу выбрать?. 64

2.2.4. Кобель или сука?. 67

2.3. Тренируйтесь на кошках. Совсем немного о кошках. 73

2.3.1. Как выбрать кошку?. 76

2.4. Крысы — отличные домашние питомцы.. 79

2.4.1. Немного физиологии крыс. 80

2.4.2. Крысиный комфорт. 83

2.4.3. Как выбрать крысу?. 89

2.5. Как воспитывать домашнее животное. 91

2.5.1. Условный рефлекс — основа дрессировки. 96

2.5.2. Индивидуальная работа с животными. В.Л. Дуров. 101

Заключение. 106

Литература для дополнительного чтения. 106

 


Введение

 

О поведении животных написано множество хороших книг, которые и точно описывают поведение животных, и проникнуты любовью к этим созданиям — прекрасным и удивительным. Среди таких книг есть художественные произведения, в которых замечательно описаны особенности поведения животных (Джек Лондон). Есть книги научно-художественные (Сетон-Томпсон, Лоренц). Любовью многих читателей пользуются книги, жанр которых можно определить, как «записки путешественника» (Сахарнов, Даррел, Хэрриотт). Наконец, есть очень хорошие книги традиционного научно-популярного жанра (Акимушкин — «советский Брэм», Старикович). И, конечно, написано много научных книг, которые приличнее называть монографиями.

Все эти книги рассказывают нам о поведении животных, но не затрагивают вопрос «Зачем?» Зачем нужно изучать поведение животных?

Конечно, такой вопрос — зачем? — не стоит перед теми, кто сызмальства возится с жуками, мышами, птенцами, крысами, котами, собаками и всей прочей доступной живностью. Они изучают поведение просто потому, что любят животных и им это интересно. Но большинство людей не собирается с детства завести свой собственный зоопарк. Нужно ли таким людям знать что-то о поведении животных?

И тут мы подходим к очень интересному вопросу — почему мы вообще делаем что-то? Если немного подумать, то окажется, что почти всё, что мы ни делаем, мы делаем, если не по принуждению, то по привычке, либо подражая другим. Подражая кому-то, начиная с самого рождения, мы учимся жить. Но тут кому как повезёт с человеком, которому подражаем.

Привычка, то, что учёные называют стереотипом поведения, вообще-то, вещь полезная. Привычки экономят нам массу времени и энергии. Если бы не было стереотипов поведения, то каждое утро начиналось бы у нас с раздумий о смысле жизни. Но мы, проснувшись по будильнику, не размышляя о необходимой последовательности действий, начинаем собираться на учёбу, или на работу.

Но иногда бывает полезно и задуматься — а зачем, то есть, с какой целью, я делаю то-то и то-то?

Зачем мы ходим в школу и изучаем там разные предметы? Иногда ответ очевиден. Мы учимся читать и писать, чтобы общаться. Арифметику нужно знать, чтобы сходить в магазин. Иностранные языки стоит изучить — вдруг поедем в дальние страны? ОБЖ — вдруг что случится!? А остальные предметы — зачем?

На такой вопрос, как правило, отвечают — для общего развития. И часто учителя правы. Стихи надо заучивать для упражнения памяти. Геометрию надо изучать, потому что она развивает логическое мышление. Об остальных предметах, которые преподают в школе, обычно говорят «всякий культурный человек должен знать основы…». В этом что-то есть. Знание основ естествознания и общественных наук позволяет нам выглядеть культурным человеком, если в компании зайдёт речь об отвлечённых предметах типа колонизации Марса, или повторяемости истории, и позволит нам не путать при этом Платона с Плотиным, и отличать казуальность от каузальности.

Но дисциплина «Поведение животных», которой нет, увы, в школьной программе, имеет значение и сугубо практическое. Причём для каждого человека! В этой книге я расскажу — зачем изучать поведение животных.

Очевидно, что специалистам — тем, кто соприкасается с животными в своей профессиональной деятельности — необходимо знать их поведение. Но и неспециалисты — обыватели — тоже постоянно вступают в контакт с животными. Многочисленные владельцы собак и кошек, конечно же, должны знать основы поведения своих питомцев чтобы «лучший друг человека» не превратился в обузу и источник неприятностей. Если у человека нет дома никакой живности, всё равно он периодически встречается с такими животными как собаки и кошки. Иногда такие уличные встречи превращаются в столкновения. Поэтому стоит знать как себя вести с незнакомой собакой или кошкой. Или, представьте — вы пришли в гости в дом, где есть животные, например, домашние крысы в клетке. Конечно же, хозяин предупредит вас о допустимых формах поведения. Но иногда гость проявляет глупую бесцеремонность и приходится доставать йод, вату и бинты.

Но самая основательная причина изучать поведение животных в том, что мы — люди — тоже животные. Человек — это самое разумное, самое умелое, самое культурное, но всё же — животное. Наше поведение подчиняется тем же закономерностям, что и поведение всех прочих животных. Поэтому тем, кто интересуется другими людьми, тем, кто хочет понять — почему люди ведут себя так, а не иначе? — тем надо знать основы поведения животных. Впрочем, другими людьми интересуются не все. Есть, так называемые, предметно-ориентированные личности. Такие люди гораздо больше интересуются не людьми, а машинами и механизмами, химическими реакциями, машинными кодами или некими умозрительными понятиями. Но и им приходится время от времени общаться с другими людьми. Поэтому и «кабинетному учёному» полезно знать, например, что в его собственном поведении характерно для всех людей, а что является его личной особенностью. И в этом нам помогает изучение поведения животных.

Итак, в этой книге будут две темы: зачем изучают поведение животных специалисты и зачем знать поведение животных, с которыми мы повседневно сталкиваемся.

Вперёд, читатель!


 

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.