Станция № 7. Конец 2-хдневного маршрута — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Станция № 7. Конец 2-хдневного маршрута

2019-12-21 129
Станция № 7. Конец 2-хдневного маршрута 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С любовью и заботой пишет (газета "Знамя" от 25 апреля 1996 года, г. Ленинск) журналист Александр Федоров об этом селе: "…Богато памятниками зодчества село Заплавное Ленинского района, расположенное по левому берегу реки Ахтуба.

Основание села относят к 1769 году, периоду царствования Екатерины II. Хотя Воробьев А.В в своей книге "15 исторических поселений" написал: "Основание села относится к 1774 году…"

Первыми поселенцами были великороссы из Пензенской, Саратовской, Симбирской и других губерний, прилегающих к Волге. Переселенцы прибывали небольшими группами и, по воспоминаниям старожилов, первоначальными поселенцами считают предков с фамилиями: Агарковы, Куликовы, Алексеевы, Лопанцевы, Коробовы, Клоповы, Кобозевы, Ченины, Дядькины и др.

Поселенцы прибывали в основном водным путем, на лодках, а из Самарской губернии – сухопутным путем. Местность Заволжья дикая и необжитая. Девственная, покрытая высокими ковылями и сплошной травой степь и лиманы, заросшие густым камышом и таволгой, привлекали степное зверье: диких кабанов, сайгаков, птиц разного рода, которых было тогда очень много. Здешний покой нарушали лишь буйные ветры и бродячие люди, солдаты, спасавшиеся от 25- летней царской службы в армии.

Займище от степи отделяла река Ахтуба. Река имела многочисленные ответвления и протоки, один из них обитатели назвали Заплавка, а потом и сам поселок приобрел имя Заплавный.

Ахтубинская долина принадлежала Ахтубинскому округу Саратовской губернии. Ее богатые природные ресурсы манили сюда предприимчивых людей того времени. В начале XVII века стали заселяться Ахтубинские городки (села), приписанные к шелковому заводу. Людей привлекали остатки столицы хана Мамая. Вот в этой местности, в 28 верстах выше Царева, было основано Заплавное. Первые жилища были сделаны из грубо обработанного дуба, покрыты камышом, дворы огораживали таким же материалом. Устроившись на новом месте, поселенцы стали обзаводиться хозяйством, разводили крупный рогатый скот, овец, коз, а также занялись скотоводством - корма было в достатке. Землю обрабатывали примитивным способом, сохой, и хотя урожаи были невысокими, как говорили, себе хватало. Для получения одежды разводили коноплю, которую потом в домашних условиях обрабатывали и получали нити, бечеву, полотно. Позднее научились выделывать шерсть и изготовлять шерстяные вещи. Утварь делали исключительно из дерева, жестяной и глиняной посуды тогда не было. Пища употреблялась самая простая и грубая, чая и лакомств люди не знали, т.к. в степи не было никакой промышленности и торговли. Но в реке было много рыбы, сначала ее ловили пологами, парусами, тканью, но люди скоро научились изготавливать рыболовецкие снасти.

Так как край представлял собой займище с богатой растительностью, то люди столкнулись здесь с таким бичом, как мошка и комары, которые буквально заедали и людей и животных. Жители на ночь покидали свои жилища и поднимались на возвышенные места, чтобы отдохнуть, и как способ защиты от насекомых стали использовать спальные пологи.

Как истинные великороссы, заплавинцы носили одежду из самотканого материала, мужчины- армяки, кафтаны, зипуны, холщевые портки, а женщины и девушки- корсеты, полушубки, сарафаны и юбки. Головным убором служил для мужчин картуз, малахай и лишь к возрасту жениха приобреталась войлочная шляпа в форме цилиндра с цветной лентой. Женщины и девушки носили головные цветные, сначала ситцевые, а затем и гарусные или шерстяные платки. Под платки женщины поддевали шлычки. Обувью служили лапти, или поршни, ноги окутывали холщевой или суконной онучей. Валенок в ту пору не было.

Мужчины поверх кафтанов носили самотканые шерстяные цветные кушаки не только зимой, но и летом. Женщины подпоясывали юбки и сарафаны цветным поясом с лакомкой (подвесной поясной карман), расшитой узорами или собранной из цветного лоскута. Простота нравов и обычаев того времени отражалась и в их обыденной и неприхотливой одежде.

Шли годы. Поселенцы понемногу стали обзаводиться хозяйством, увеличивалась численность домохозяйств. Постепенно стали заселяться места на возвышенности, ближе к "горе", поселение получило название Краснояровка. Краснояровка была отдельной частью села, отрезанной проточным ериком, который брал свое начало из реки и впадал в озера Центральное и Кужиры, а во время половодья снова впадал в реку. Озеро в центре густо заросло камышом, и здесь очень долго обитали дикие утки. В 1901 году озеро осушили. С ростом числа жителей появилась необходимость в административном управлении, и поселок стал носить название городка, во главе был выборный старшина. В начале 1790 года в городке уже насчитывалось более 100 дворов, и встал вопрос о постройке церкви. Открытие первой церкви проходило 8 октября 1790 года, освятил церковь царицынский протопоп Гавриил Дмитриев. Церковь во время Покрова Пресвятой Богородицы была построена на погосте, на открытой и незастроенной площади. Около церкви было отведено место под кладбище. При церкви началось обучение детей грамоте. Преподавателями были пономари и дьячки, которые обучали церковной азбуке и псалтырю. Построенная на погосте церковь просуществовала не долго и в 1842 году, сгорела при пожаре.

Вскоре на том же месте возникла часовня, службы в которой справлялись до 1862 года, до окончания постройки нового православного храма, освященного во имя святителя Николая. Никольский храм простоял в селе до 1967 года, не только радуя сердца верующих, но и являясь необычайным по красоте примером русского деревянного зодчества. В годы Великой Отечественной войны на ту часть села, где величественно вздымались к небу трехглавые купола церкви, не упала ни одна немецкая бомба.

Но в 1967 году по инициативе "воинствующих" сельских атеистов с перевесом в один голос было принято решение разрушить храм, и его не стало.

А в сильное половодье 1979 года, когда Ахтуба рвалась из берегов, был, сдвинут бульдозерами в реку и холм с погостом, где стояли когда-то церкви и покоились кости предков- первых поселенцев села.

Еще в начале 1800 года поселок стал приобретать вид городка, где четко просматривались три самостоятельные части: первоначальная у реки, Краснояровка и площадь вокруг церкви, где главным был дом священника. Рядом с домом священника пристраивались монашеские кельи. Здесь же были выстроены хлебные амбары.

Широкое строительство зданий из кирпича началось в селе с 1863 года, когда крестьянином Камышовым был построен первый кирпичный завод, а затем появились и другие кирпичные заводы Юдина и Брейкина. В том же 1863 году Камышов начал постройку в центре, близ церкви, большого 2- этажного дома из кирпича собственного завода. На нижнем этаже дома открыта первая в селе лавка с железоскобяными и пеньковыми товарами. Это одно из зданий, сохранившееся до сегодняшнего дня.

Постепенно в село стали проникать торговые люди- коробейники, которые привозили разные галантерейные товары, необходимые в быту мелочи. Грамотность по-прежнему была низкая, в единственной церковноприходской школе обучалось не более 20 ребятишек. Чернила для письма добывали из чернильного ореха, а писали гусиным пером. Одежду все еще делали кустарным способом. Избы освещались лучиной. В долгие зимние вечера при слабом мерцании огня женщины пряли пряжу, делали нитки, ткали полотно и холст. Мужчины вырезали из дерева посуду и ложки, плели лапти. Вечерами молодежь проводила время на посиделках и "сукнах", где под общее пение все принимали участие в валке домашнего сукна. Из сукна шили верхнюю одежду для взрослых.

В селе Заплавном своих портных не было. Но в осеннее - зимний сезон ежегодно прибывали так называемые "швецы"- мастера из Калужской губернии, которые обходили дворы и обшивали население. Портные – швецы считались дорогими гостями, их зазывали в дома нарасхват. Для них всегда был готов хороший стол и угощения. Сельчане их очень уважали и считали грамотными, знающими и "дошлыми" людьми, в долгие зимние вечера за работой они забавляли крестьян и рассказывали им разные новости. Хорошо заработав, швецы весной возвращались в свои места, чтобы затем снова к сезону вернуться туда, где их ждали. После войны 1812 года многие солдаты разбрелись по матушке – Руси, заходили такие и в село Заплавное. Поскольку газет и другой литературы не было, то возвратившееся суровые герои рассказывали о войне с французами каждый на свой лад – люди с интересом и вниманием слушали их повествования.

Население было религиозным и очень суеверным – верили в ведьм, домовых, колдунов, сверхъестественные силы. В особом почете были священнослужители. Медицинские услуги оказывали знахарки и повивальные бабки. Религиозные праздники справлялись очень торжественно. Во время святок, встречи Нового года и Крещения гадали о будущей судьбе и свято в это верили. В это время ходили по лесу ряженые. Масленица справлялась очень широко, с большим гуляньем, катанием с гор и катанием вереницей на санках по селу. В Пасху катали яйца. Старикам в селе всегда отводилось почетное место на праздниках, свадьбах, они первыми пробовали угощения.

Село постепенно расширялось и застраивалось. Некогда заброшенное озеро в центре, заросшее камышом. Постепенно очищалось, и вокруг стали появляться застройки. Вместе с этим покидала озеро дикая птица. Но рыбы все еще было достаточно.

К концу 1825 года в селе уже было 227 дворов, 1692 жителя, из них 797 мужского и 895 женского пола.

В 1826 году село Заплавное вместе с другими заволжскими селами (Пришиб, Средняя Ахтуба, Царев и др.) было в административном управлении Царицынского уезда Саратовской губернии. В1833 году землемером Волосатовым была проведена генеральная мера, которая установила четкую границу сел. Но это межевание вызвало протест у заплавенцев и они, в течение 80 лет, оспаривали свои земли перед Средней Ахтубой, но безрезультатно. В это же время была проведена и ревизия (перепись) жителей, которых насчитывалось 2432 человека обоего пола. Все они указом царя Николая I были причислены к государственным крестьянам. В 1840 году село Заплавное причислили к Царевскому уезду Астраханской губернии.

В 1842 году прибыли в село около 20 семей из Малороссии (Украины), хохлы из Харькова. Они стали заселять пустующую часть села, которой жители дали название "хахалацкий куток". Но с годами они растворились среди местных жителей, заменив хаты – мазанки с соломенными крышами на просторные русские избы. В том же году сгорела церковь села, и на этом месте была выстроена деревянная часовенка.

Постепенно стало развиваться сельское хозяйство. Появились первые крепкие семьи: Камыш, Брейкины, Назаровы, Юдины и др. Приходившие из внутренних губерний кустари – ремесленники стали оставаться на постоянное место жительства. Так, из Рязанской губернии появились плотники и стекольщики, из Калужской – швецы и другие мелкие кустари, увеличилось число коробейников из Владимирской губернии. У жителей стали появляться излишки продукции, которые они возили продавать в Дубовку, так как своего базара в Заплавном не было. Дубовка в то время играла роль торгового и промышленного города и по значимости была второй после Царицына. Здесь было много знатного купечества.

В конце 40-х годов было построено здание первой сельской школы на 40 учеников, но в 1919 году она сгорела.

Взрослое население в основном было неграмотным, самым грамотным считался писарь, а староста писать не умел. Уездным начальником был городничий. На сельских сходах собирались только старики, которые решали все общественные вопросы. Пожилые и почтенные крестьяне носили кафтаны, подпоясанные кушаком, и высокую шляпу. Была в почете широкая и длинная борода. На сходах зачастую кроме общественных дел обсуждались и неблагополучные семьи. Провинившихся, кроме выражения общественного порицания, могли высечь розгами прямо на площади. Поскольку в селе не было никакого медицинского учреждения, народ пользовался услугами знахарей ворожей, как и в прежние времена. В эти же времена появились секты молокан и субботников, руководителями которых были смышленые и начитанные люди, а иногда и просто мошенники. Люди по простоте своей и душевности отдавали проходимцам свои кровно заработанные сбережения.

В зимнее время были очень популярны гулянья и игрища, молодежь водила хороводы. Игры и пляски проходили под звуки дудки. Особо исполнялся и почитался свадебный обряд. При сватовстве принималась во внимание родословная молодых. Жених и невеста не имели права свободного выбора, это за них делали родители. Зачастую они даже не видели друг друга до свадьбы. День свадьбы по тому времени сопровождался сложными и причудливыми церемониями. Тут были и приказы и наставления, обыгрывалось все песнями и прибаутками, рисующими прошлую и будущую жизнь вступающих в брак. Хороводы пели о минувшей "девичьей воле". Невесту сопровождали целые вереницы родных и подружек. Крестными и дружками принимались меры защиты невесты от похищения, лихих людей, колдунов… Свадебное торжество было продолжительным и хлебосольным, в нем принимала участие вся родня с обеих сторон.

С наступлением весны все взрослое население, кроме стариков и детей, выезжало в поле. Село замирало. В начале 50- годов появилось несколько улиц, застроенных рядами домов, через ерик был переброшен проходной мостик. Однако в быту и обычаях мало что менялось. В 1863 году появилась первая "аглицкая" мельница и крестьянином Камышом был построен кирпичный завод. Село стало центром Заплавенской волости. Первым волостным старшиной был избран Михаил Куликов, писарем был Проничкин. С этого времени в селе стали проходить еженедельные базары. На базарах главными торговцами были коробейники, торговавшие мелкой галантереей. Тут же они скупали у крестьян холст, который затем красили, наносили рисунки и опять продавали. Жители шили себе наряды. Позднее сюда уже приезжали торговцы с красным товаром (мануфактурой). В один из базарных дней появилась гармоника, которая произвела на жителей большое впечатление.

В 1860 году появился в Заплавном первый самовар в доме Боготекова. Сельчане недоверчиво и с большим любопытством на столе "желтого кобеля", и когда хозяин в летнее время садился пить чай из самовара, его окружали зеваки. Второй самовар приобрел местный богач Брейкин.

В 1862 году была построена новая церковь вместо сгоревшей. Первые лампы стали вытеснять сальные свечи и жирники. Появились мелкие торговые лавки. В 1863 году местный промышленник Камыш начал строительство двухэтажного дома из кирпича собственного завода. В низах этого дома он открыл лавку с железоскобяными и пеньковыми товарами. Тогда же он открыл первую торговлю лесом.

В 1873 году в Заплавном была эпидемия холеры, которая унесла около 200 жертв.С 1875 года в селе стали появляться довольно зажиточные люди. Некоторые крупные крестьянские хозяйства насчитывали до 200 голов крупного и до тысячи голов мелкого скота. Засевались большие территории хлебными культурами. Возникла потребность в наемной рабочей силе, что привело к батрачеству. Пастухи были, как правило, из Калмыкии. Но на уборку урожая и сенокос приезжали сезонные батраки из внутренних губерний, они прибывали целыми группами и расходились по селам Царевского уезда в поисках заработка. Стоимость одного дня "косаря" составляла от 70 копеек до 1 рубля.

Оставили свой след в Заплавном и купцы Конякины – А.П. Конякин построил себе двухэтажный дом из красного кирпича, в 1871 году открыл постоянную мануфактурную и другие лавки; являлся совладельцем пароходного общества "Русь", держал торговые дома в Царицыне, многие магазины в Цареве и других селах. Дом купца сохранился до сих пор, он расположен на территории училища.

Но, пожалуй, самым красивым зданием, сохранившемся до сегодняшнего дня, можно назвать дом купца Василия Юдина, в котором в настоящее время располагается сельская администрация. После революции в этом здании находилась школа, клуб и сельская библиотека.

Облик села сильно изменился из– за перемены русла реки, начавшейся с 1870 годов. Ахтуба начала изменять русло в сторону села и постепенно смыла многие дома у центра на Набережной улице.

Ко всему этому добавил и пожар летом 1873 года, во время которого сгорело много домов на западной части площади от церкви. Большой пожар случился и в 30-е годы, уже при советской власти.

С 70-х годов в селе началось строительство первых каменных домов общественного назначения. Так, в 1878 году было построено здание волостной управы (позже школа №2), сельское училище с двумя отделениями на 80 учащихся, помещение для этапа и пожарной части с каланчой. Старостой тогда был А.Б. Коробов. Первой учительницей была присланная из уездного центра А.М. Горохова. Летом того же года в селе большой пожар уничтожил много домов. После пожара на этом месте были устроены торговые лавки. В центре села на площади построили каменный торговый павильон на четыре лавки, где была открыта торговля мануфактурой, мелкой галантереей и железоскобяными товарами. Стали появляться первые газеты.

В 1877 году был проведен первый телеграф в уездный город Царев, до этого была связь посредством почты и посыльных курьеров. В это же время появилась новая сельская полиция в форме, которая вызывала у одних страх, у других уважение, но явно была замечена всеми.

1880 год был очень тяжелым в Астраханской губернии – полный неурожай хлебов и трав. Голод, бескормица охватили и соседние губернии – Саратовскую, Самарскую, Пензенскую. Пошли по миру люди целыми семьями просить подаяния, чтобы как- то выжить. Некоторые, заходя в село, здесь и оставались навсегда. Наблюдался массовый падеж скота, киргизы отдавали табуны за бесценок, от 3-20 рублей за лошадь! Местные богачи стали сбывать старое залежавшееся сено по баснословной цене, как хлеб, по 3 рубля за пуд.

Те, кто остался жив и пережил голод, постепенно поправляли свои дела. Снова заработали лавки приезжих торговцев. Начали работать ярмарки и базары. Стали приезжать торговцы из Царицына, привозили разнообразные промтовары, ткани. Народ стал лучше одеваться, шили себе праздничные наряды. Вместо домашних овчин и сермяжных кафтанов стали носить фабричные шубы, крытые сукном. Женщины приобретали атласные юбки и разноцветные платки. Вместо обычных сарафанов стали носить полуплатья и кофточки из натурального шелка со сборками. Одежда шилась длинная и свободная.

С 1882 года село стало благоустраиваться и расширяться. Появились пришлые строители: пильщики, столяры и плотники – всем находилась работа. С появлением ремесленного люда возникла торговля водкой. Предприимчивые торговцы открывали "питейные заведения", приносившие хорошие доходы. В праздничные зимние дни проходили игрища и гонки на лошадях. Богатые люди друг перед другом выставляли "иноходцев", платя за них большие деньги: от 300 до 1000 рублей. Молодежь забавлялась кулачным боем, ходили "стенка на стенку". Цыгане пробавлялись своими песнями и плясками, прибаутками и ворожбой. Летом популярны были качели, песни и пляски в хороводах, игра в горелки. В летнюю горячу. Пору все взрослое население было на работе.

В 1885 году появился в селе первый американский железный плуг. На Ахтубе в полую воду появились первые пароходы. Это было в 1886 году. Жители с большим удивлением встретили первый пароход и как дети радовались диковинке. С этого времени было налажено регулярное движение от Царицына до Астрахани по ахтубинским селам. Ежегодное половодье изменяло и русло реки, все чаще стали осыпаться берега, в некоторые годы смывало даже целые улицы, прилегающие к реке. Опасность подмыва села увеличивалась, и местные власти поднимали тревогу, предлагая даже перенести село.

Позднее, в 1901 году, были проведены берегоукрепительные заводы.

В 1891 году снова была засуха, очередной голод, который спровоцировал эпидемию холеры. Черной тучей прошла болезнь через все заволжские села. В Заплавном тогда умерло около 200 человек.

В 1896 году выпало очень много осадков, и люди собрали небывалый урожай, от 60 до 100 пудов с десятины. Цена на хлеб снизилась от 55 до 38 копеек за пуд. Жизненный уровень сельчан поднимал и уровень культуры. Люди тянулись к грамоте, была открыта "министерская школа" наряду с церковноприходской. В богатых домах можно даже встретить столичные газеты и журналы.

По данным переписи 1897 года, в селе проживало 12600 человек.

В первое десятилетие XX века в селе были открыты первое почтовое отделение, аптека, фельдшерский пункт и больница на 12 коек с первым сельским врачом. Развивалось сельское хозяйство, появились механизмы, новые породы лошадей. Крепкие зажиточные хозяйства привлекали наемную рабочую силу. Бедные крестьяне, не имея сил и средств для обработки земли, вынуждены были продавать ее и оставаться батраками. С развитием внешних торговых связей и появлением ремесленников стал появляться рабочий класс. Быт и обычаи жителей села Заплавного были характерны для всех заволжских сел.

В селе построено много новых жилых домов, школа, детский сад, но украшением стал возведенный в 1990 году Дворец культуры "Родина". И все же кирпичные дома дореволюционной постройки вносят свою "изюминку" в облик улиц западной его части, безмолвно свидетельствуя своей красотой об ушедших в прошлое поколениях, их умелых руках, светлых умах, любви к отчему краю.

Если посмотреть в статистический сборник 1990 года, можно прочитать, что головным промышленным предприятием города является объединение по производственно- техническому обслуживанию сельского хозяйства. Здесь ремонтируют тракторы, комбайны, восстанавливают лемеха плугов, топливные насосы к тракторам. Предприятие обслуживает водополивную технику и оборудование нефтескладов, животноводческих ферм района.

Довольно крупным по здешним масштабам считается хлебоприемный пункт (элеватор), способный принять в свои склады и на механизированную грейдерную площадку до 80 тыс. тонн зерна.

Особый интерес вызывает один из его, так казать, побочных цехов, в котором производят карбамидный концентрат. Карбамид - ценнейший белковый корм для животных. При правильном скармливании концентрата скот хорошо развивается и дает значительную прибавку в весе.

Особое место занимает хлебокомбинат. Он выпускает самую главную продукцию- хлеб. И какой! Мягкий, ноздреватый, ароматный, с глянцевой восхитительной корочкой. В технологической цепочке выпечки хлеба здесь применяют старый, проверенный поколениями, опыт опарного приготовления теста.

Работают в городе пищекомбинат, типография, лесхоз.

Сегодня Заплавное - одно из крупнейших сел Ленинского района (в нем проживает около 4000 человек). Численность села часто и сильно меняется и увеличивается в основном за счет переселенцев из крупных городов России (особенно из Волжского и Волгограда) и из южных районов бывшего советского союза.

В заключение еще раз цитата нашего старожила:

"… лет тридцать назад в городе насчитывалось 50 тысяч человек. Сейчас осталось 14 тысяч. На примере нашего города наглядно видна ошибочная тенденция, которая была направлена на запустение малых городов, на выкачивание из них рабочей силы в близлежащие промышленные центры.… А город должен возродиться, ибо пока в нем есть еще дети – есть жизнь, ее продолжение" (Е. Сапунков, ветеран войны и труда).


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.