С учетом Воспитательной компоненты — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

С учетом Воспитательной компоненты

2019-12-21 111
С учетом Воспитательной компоненты 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В связи с тем, что Воспитательная компонента является составной и неотъемлемой частью «Программы воспитания и социализации обучающихся», в данном разделе представлено содержание «Программы воспитания и социализации обучающихся с учетом Воспитательной компоненты».

 

Анализ документов (Письмо о направлении Программы развития Воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях от 13 мая 2013 г. № ИР-352/09; Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 июля 2013 г. № 09-879 о направлении рекомендаций по формированию перечня мер и мероприятий по реализации программы развития Воспитательной компоненты в общеобразовательной школе) позволил спроектировать содержание «Программы воспитания и социализации обучающихся с учетом Воспитательной компоненты» в инвариантной и вариативной части. Инвариантная часть (см. Таблицу 1) представлена систематизированным материалом (основные понятия содержания воспитания и социализации обучающихся; способы реализации процесса; предлагаемые проекты), который должен найти отражение в разрабатываемых программах.

Содержание воспитательной деятельности рассматривается с точки зрения традиционного и инновационного подходов, отражая сущность обновления содержания современного процесса воспитания (см. Таблицу 1).

В помощь разработчикам «Программы воспитания и социализации обучающихся с учетом Воспитательной компоненты» для реализации инвариантной части предлагаются примеры возможных форм и актуальных проектов воспитательной деятельности (см. Таблицу 2).

 

Таблица 1

Содержание воспитательной деятельности обучающихся (инвариантная часть)

Направление воспитательной деятельности Основные понятия содержания воспитания и социализации обучающихся (традиционный подход) Понятия обновленного содержания воспитания и социализации обучающихся (инновационный подход) Способы реализации процесса воспитания и социализации обучающихся Предлагаемые проекты
Гражданско-патриотическое воспитание «Любовь к России, к своей малой родине»; «служение Отечеству»; «правовая система и правовое государство»; «гражданское общество»; «свобода и ответственность»; «честь»; «совесть»; «долг»; «справедливость»; «доверие»   История родного края; национальные герои и культурным представления российского народа; интерпретация социально-экономических и политических процессов страны; диалог культур; достижения отечественной науки и производства; общественный диалог; гражданский мир Межпоколенческое взаимодействие; краеведческая деятельность; профориентационная работа; туристско-экскурсионная деятельность; работа школьного музея Проекты межпоколенного диалога; проекты исследования исторического, культурного наследия родного края; проекты диалога культур; проекты развития индивидуальных профессиональных способностей; проекты военно-исторических клубов, школьных музеев боевой славы; проекты развития общественного диалога (соучастие в проведении общественно значимых мероприятий) 
Нравственное и духовное воспитание Основные понятия этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.)   Философские представления; религиозные традиции; уважительное отношение к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России     Нравственное просвещение; приобщение к культурам народов Российской Федерации; формирование культуры толерантности; формирование активной жизненной позиции обучающихся Проекты деятельности национальных культурных центров, краеведческой деятельности; проекты социального партнерства (психолог, социолог, философ, актер, музыкант, художник, писатель, журналист, общественный деятель, юрист, сотрудники органов правопорядка, МЧС, здравоохранения)
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству Уважительное отношение  к труду; творческая деятельность; выбор профессии   Индивидуальные способности и потребности в сфере труда; рынок труда; механизмы трудоустройства; адаптация молодого специалиста в профессиональной среде; умение работать в коллективе Знакомство со спецификой различных профессий; повышение мотивации к обучению; организация дополнительного образования детей в контексте внеурочной деятельности Встречи с представителями различных профессий; проекты организации профессиональных проб; организация внеурочной деятельности в партнерстве с дополнительным образованием детей; экономические проекты
Интеллектуальное воспитание Ценность научного знания; научно-исследовательская деятельность; научно-технический прогресс Безопасность современного информационного пространства; личный жизненный успех; смысл обучения; жизненная перспектива   Развитие техносферы в образовательных учреждениях; повышение мотивации к научным исследованиям; выявление, поддержка и развитие творческих способностей обучающихся Кружковая деятельность научно-иссле-довательской и инженерно-технической направленности; сотрудничество с образовательными учреждениями высшего и среднеспециального обучения; проект ресурсного центра по выявлению, поддержке и развитию творческих способностей детей
Здоровьесберегающее воспитание Ценность здоровья; культура здорового образа жизни; физическая культура и спорт История спорта и олимпийских игр; социальная реклама пропаганды здорового образа жизни Профилактика вредных привычек и различных форм асоциального поведения; формирование культуры ЗОЖ; занятия физической культурой и спортом Научно-исследовательская деятельность по теме ЗОЖ; клуб здоровья; музей здоровья и спорта; проекты информационно-пропагандист-ской направленности; психологический дискуссионный клуб 
Социокультурное и медиакультурное воспитание «Толерантность» «Гражданское согласие»; «социальная агрессия»; «межнациональная рознь»; «экстремизм»; «терроризм»; «фанатизм» Предупреждение социальной агрессии и противоправной деятельности; интернациональное воспитание; профилактика экстремизма, радикализма, нигилизма, ксенофобии и др. Дискуссионный клуб; школа юного педагога, школа юного социолога, школа юного психолога; «открытые кафедры» с участием представителей общественности
Культуротворческое и эстетическое воспитание Эстетические идеалы и ценности; мировая и отечественная культура Культуроосвоение; культуросозидание; культурный продукт; эстетические эталоны различных культур и эпох; эстетическое оформление пространства Культуросозидательная творческая деятельность; созерцательная художественная деятельность (посещение музеев, выставок) Литературный салон; художественный салон; фестиваль искусств; дизайн-студии; школа юного экскурсовода
Правовое воспитание и воспитание культуры безопасности   Права; обязанности Электоральная культура; правовая грамотность Повышение правовой грамотности; деятельность органов ученического самоуправления; обеспечение физической, информационной и психологической безопасности обучающихся Школа юного правоведа; школьные органы самоуправления; цикл ситуационных часов общения; правовой кинолекторий
Формирование коммуникативной культуры Межличностная коммуникация; межкультурная коммуникация; речь Слово как поступок; безопасность общения; ценностные представления о родном языке, его особенностях и месте в мире; риторическая компетенция Повышение уровня межкультурной коммуникации; безопасная коммуникация; организация риторической компетентности обучающихся; развитие школьных средств массовой информации Школьный дискуссионный клуб для старшеклассников; технология дебатов; школьные стредства массовой информации (школьные газеты, сайты, радио-, теле- и видеостудии)
Экологическое воспитание Бережное отношение к природе;  охрана окружающей среды; экологическая культура Природно-ресурсный потенциал; устойчивое развитие цивилизации; экологическая ситуация на локальном и глобальном уровнях; безопасное поведение в природной и техногенной среде  Повышение уровня экологической культуры обучающихся; развитие школьных живых уголков, биологических и экологических лабораторий Курсы краеведения; курсы природоведения; лаборатории; международные проекты охраны окружающей среды; проекты безопасной среды обитания в рамках населенного пункта
Семейное воспитание Семейные ценности, традиции, культура семейной жизни; этика и психология семейных отношений Ценности семейной жизни   Факультатив «Этика и психология семейных отношений»; школьный клуб «мам» и «пап»; лекции и семинары со специалистами (педагогами, психологами, социологами, философами, правоведами, врачами); цикл ролевых игр

Таблица 2

Содержание воспитательной деятельности обучающихся (инвариантная часть)

Примеры возможных форм и актуальных проектов воспитательной деятельности

Направление воспитательной деятельности Основные понятия содержания воспитания и социализации обучающихся (традиционный подход) Понятия обновленного содержания воспитания и  социализации  обучающихся (инновационный подход) Способы реализации процесса воспитания и социализации обучающихся (примеры форм воспитательной деятельности) Предлагаемые проекты (пример) Гражданско-патриотическое воспитание «Любовь к России, к своей малой родине»; «служение Отечеству»; «правовая система и правовое государство»; «гражданское общество»; «свобода и ответственность»; «честь»; «совесть»; «долг»; «справедливость»; «доверие»   История родного края; национальные герои и культурные представления российского народа; интерпретация социально-экономических и политических процессов страны; диалог культур; достижения отечественной науки и производства; общественный диалог; гражданский мир   Деловые игры, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, вечер вопросов и ответов; смотры-конкурсы, выставки, экскурсии, экспедиции, краеведческая деятельность (знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, традициями и обычаями народа, фольклором); проекты исследования исторического, культурного наследия родного края; проекты военно-исторических клубов, школьных музеев боевой славы; вечер вопросов и ответов «Отечества достойные сыны» «Я – гражданин России» «Мы помним, мы гордимся…» «Связь поколений» «Великие полководцы» «Я рожден в России» «Наследники» «С чего начинается Родина» «Никто не забыт, ничто не забыто» «Множество судеб – дорога одна» «Эхо войны» Нравственное и духовное  воспитание Основные понятия этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.)   Философские представления; религиозные традиции; уважительное отношение к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России   Проблемно-ценностное общение, литературно-музыкальные композиции, видеолекторий, экскурсии, паломничества по святым местам Оренбуржья, организация праздников, встречи, благотворительные мероприятия; семейный досуг; конкурс исследовательских работ   олимпиада «Страна детства» «Нравственность – основа ответственности» «Социально ответственное родительство» «Религии мира» «Оренбуржье: стопами Православия»  «Славянская письменность и культура»» «Этикет – основа воспитания» «Доброе сердце» «Мы разные» «Мы выбираем жизнь» «ТеМлаШко» «Наше наследие» Воспитание положительного отношения к труду и творчеству Уважительное отношение к труду; творческая деятельность; выбор профессии   Индивидуальные способности и потребности в сфере труда; рынок труда; механизмы трудоустройства; адаптация молодого специалиста в профессиональной среде; умение работать в коллективе Круглый стол встречи с интересными людьми разных профессий;   Волонтерское движение   «Мир профессий» «Я делаю выбор»     «Сами» Интеллектуальное воспитание Ценность научного знания; научно-исследовательская деятельность; научно-технический прогресс Безопасность современного информационного пространства; личный жизненный успех; смысл обучения; жизненная перспектива Викторины, марафоны, научно-исследовательская работа,   конференция «Повторение – мать учения» «Мое будущее» «Проверь свои способности» «Хочу все знать» «В мире поиска и науки» Здоровьесберегающее воспитание Ценность здоровья; культура здорового образа жизни; физическая культура и спорт История спорта и олимпийских игр; социальная реклама пропаганды здорового образа жизни Валеологическое просвещение; занятия физическими упражнениями; соревнования; рациональное питание; соблюдение режима труда и отдыха; прогулки на свежем воздухе; профилактические прививки, витаминизация; диспансеризация; воспитание личностных качеств, способствующих сохранению и укрепления здоровья; формирование мотивации на ведение ЗОЖ; воспитание ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи; встречи с узкими специалистами в области медицины; акции; школьные спортивные клубы «В здоровом теле – здоровый дух» «Расти здоровым» «Твое здоровье в твоих руках» «Здоровым быть здорово» «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»   Социокультурное и медиакультурное воспитание «Толерантность» «Гражданское согласие»; «социальная агрессия»; «межнациональная рознь»; «экстремизм»; «терроризм»; «фанатизм» Дискуссии; круглый стол; просмотр и обсуждение видеороликов и фильмов; взаимодействие с детскими общественными организациями; взаимодействие с правоохранительными органами. «Проблемы информационной безопасности. Информационная война» «Мир во всем мире», «Дружба народов» «Терроризм – проблема человечества» Культуротворческое и эстетическое воспитание Эстетические идеалы и ценности; мировая и отечественная культура Культуроосвоение; культуросозидание; культурный продукт; эстетические эталоны различных культур и эпох; эстетическое оформление пространства Посещение музейных выставок, картинной галереи; организация онлайн посещений музеев России; чтение и обсуждение художественных произведений; работа творческих мастерских «Мир вокруг нас» «Юный художник» «Росток» «Природа и художник»  «Шедевры мировой культуры»; «Наследие государства Российского» Правовое воспитание и воспитание культуры безопасности Права; обязанности Электоральная культура; правовая грамотность Деловая игра, практикум, устный журнал, конкурс рисунков и газет, викторина, круглый стол, конкурс сочинений, защита правовых проектов. взаимодействие с правоохранительными органами тренинг «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?» «Человек в мире правил» «Твоя уличная компания» «Социальные сети» – что это?» «Выбор за тобой» «Какой бывает ответственность» «Психологическое насилие. Внешние и внутренние угрозы» «Преступление и наказание» «100 вопросов взрослому» «Имею право» «Детская общественная правовая палата» Формирование коммуникативной культуры Межличностная коммуникация; межкультурная коммуникация; речь Слово как поступок; безопасность общения; ценностные представления о родном языке, его особенностях и месте в мире; риторическая компетенция Коллективные творческие дела; проведение тренингов на сплочение коллектива, развитие коммуникативных навыков; организация концертов, театрализация; взаимодействие с центром практической психологии «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» «Учимся общаться» «Шаг навстречу» «Мы – вместе»   Экологическое воспитание Бережное отношение к природе; охрана окружающей среды; экологическая культура Природно-ресурный потенциал; устойчивое развитие цивилизации; экологическая ситуация на локальном и глобальном уровнях; безопасное поведение в природной и техногенной среде  Экскурсии; научно-исследовательская деятельность; создание стенгазет и плакатов; туристско-экскурсионная деятельность; акции «Чистый мир» «Сохраним планету для потомков» «Все больше окружающей среды, все меньше окружающей природы» «Зеленый щит» Семейное воспитание Семейные ценности, традиции, культура семейной жизни; этика и психология семейных отношений Ценности семейной жизни Факультатив «Нравственные основы семейной жизни»

 

Вариативная часть «Программы воспитания и социализации обучающихся с учетом Воспитательной компоненты» представлена перечнем мер и мероприятий по реализации основных направлений содержания воспитательной деятельности обучающихся (см. Таблицу 3).

Вариативная часть включает мероприятия, проводимые на региональном уровне различными субъектами образовательной, спортивной и социокультурной деятельности, которые могут удовлетворить запрос обучающихся, родительской и педагогической общественности. Участие в тех или иных проводимых на всероссийском и областном уровнях мероприятиях включаются в раздел «Планирование содержания воспитательной деятельности» «Программы воспитания и социализации обучающихся с учетом Воспитательной компоненты».

 


Таблица 3


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.