Даршана Шри Санатаны игр Мадана-гопалы в Махаване — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Даршана Шри Санатаны игр Мадана-гопалы в Махаване

2019-09-26 148
Даршана Шри Санатаны игр Мадана-гопалы в Махаване 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Затем Шри Рагхава взял своих двух спутников в святое место, где однажды останавливался Санатана Госвами. Жители Махаваны чувствовали себя очень удачливыми, так как Санатана был среди них. Пока Санатана останавливался в Махаване, он получал великое счастье от ежедневной даршаны Мадана-гопалы. Мадана-гопала обычно играл на Раманаке, песчаном пляже Йамуны. Однажды Мадана-гопала пришел поиграть, как мальчик-пастушок, с другими мальчиками Махаваны. Когда Санатана видел мальчиков, играющих в разные игры, он думал, что этот мальчик-пастушок не мог быть обычным ребенком. Когда мальчики закончили играть, Санатана последовал за тем мальчиком домой. Он увидел, как мальчик входит в храм, но когда Санатана вошел, он увидел только Божество Мадана-моханы вместо мальчика-пастушка. Санатана поклонился Божеству и вернулся на свое место, не сказав никому. Этим Мадана-гопалой полностью управляла преданная любовь Санатаны.

«Посмотри на этот водоем, который каждый зовет Гопа-купой. Это место, Шри Гокула и Махавана — это одно и то же. Красота этого места настолько очаровательна, что мало-помалу Упананда и другие пастухи поселились здесь. Много детских игр совершил здесь Кришна, радуя сердца пастухов и пастушек. О Шриниваса, посмотри на это старое дерево, красота которого неописуема.»

 

Санатана Госвами получает во сне милость Господа Чаитанйи

«О Шриниваса, по указанию МахапрабхуСанатана Госвами пришел сюда, чтобы остаться во Вриндаване. Когда Санатана услышал, что Господь Чаитанйа хочет прийти, он устроил уединенное место, чтобы там остановился Господь. Понимая заботу Санатаны Госвами, Гаурахари явился ему во сне на этом месте. Господь Чаитанйа сидел на удивительной асане. Увидев Господа, Санатана припал к Его стопам. Тогда Господь крепко обнял Санатану и, всячески успокоив его, Он исчез. Кто может понять чудесные игры Господа? По Своей собственной воле Он всегда наслаждается во Вриндаване.

Посмотри, вот Прашкандана-кшетра. Принимающий здесь омовение освобождается от своих грехов и, оставляя здесь жизнь, он достигает Вишнулоки.»

«Учение Шри Чайтаньи»

Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж

Глава 2

Шрила Санатана Госвами

 

ванде ’нантадбхутаишварйам
шри-чаитанйа-махапрабхум
ничо ’пи йат-прасадат сйад
бхакти-шастра-правартаках

«Я в глубоком почтении склоняюсь перед Господом Чайтаньей Махапрабху, по чьей милости даже человек, принадлежащий к низшим слоям общества, может обрести руководство в трансцендентном любовном служении Господу».

Приняв санньясу, то есть отрекшись от мира,Господь Чайтанья Махапрабху странствовал по всей Индии. В частности, Он посетил бенгальский округ Малдах. Там, в селении Рамакели, жили два министра правительства набоба Хуссейна Шаха. Эти два министра были братьями, и звали их Дабир Кхас и Сакар Маллик, а позднее они получили имена Рупа Госвами и Санатана Госвами. После встречи с Господом Чайтаньей они решили оставить правительственную службу и присоединиться к Его движению санкиртаны.

Как только братья приняли это решение, они позаботились о том, чтобы закончить свою материальную деятельность. Они пригласили двух высокообразованных брахманов, чтобы те совершили определенный ведический обряд, который помог бы братьям освободиться от всех мирских дел и посвятить себя преданному служению Кришне. Этот подготовительный обряд называется пурашчарьей. Он включает в себя поклонение Божеству и выражение почтения предкам трижды в день, подношения жертвенному огню и предложение пищи сведущему брахману. Время, поклонение, выражение почтения, совершение огненных жертвоприношений и угощение брахмана — таковы пять составляющих пурашчарьи. Этот и другие обряды упоминаются в «Хари-бхакти-виласе», авторитетном руководстве для вайшнавов.

Организовав проведение этих религиозных ритуалов, младший брат, Дабир Кхас (Рупа Госвами), вернулся домой с огромной суммой денег, которую он заработал за время своей службы в правительстве. Это были золотые и серебряные монеты, наполнявшие большую лодку. Прибыв домой, он раздал половину своего богатства брахманам и вайшнавам. Иными словами, ради удовлетворения Верховной Личности Бога половину накопленного богатства он пожертвовал людям, занятым трансцендентным любовным служением Верховному Господу. Брахманы должны постигать Абсолютную Истину, а тех брахманов, которые постигли Абсолютную Истину и действительно заняты любовным служением Господу, называют вайшнавами. Брахманы и вайшнавы призваны полностью посвящать себя духовному служению, и Рупа Госвами, понимая важность их трансцендентного положения, отдал им пятьдесят процентов своего богатства. Оставшиеся пятьдесят процентов он снова разделил пополам и одну половину отдал родственникам и членам семьи, а другую приберег на случай непредвиденных обстоятельств.

Таким образом Рупа Госвами показал всем, кто хочет обрести духовное знание, как нужно распределять свои средства. Обычно человек оставляет все накопленное богатство членам семьи и затем удаляется от семейных дел, чтобы постигать духовную науку. Однако Рупа Госвами, в назидание нам, поступил иначе: пятьдесят процентов своего богатства он отдал на духовные цели. Это должно стать примером для каждого. Двадцать пять процентов, которые Рупа Госвами приберег на случай непредвиденных обстоятельств, были оставлены на хранение у одного бенгальского бакалейщика, так как в те времена еще не было банков. Десять тысяч золотых были отложены на расходы его старшего брата, Санатаны Госвами.

Вскоре Рупе Госвами стало известно, что Господь Чайтанья Махапрабху собирается пойти из Джаганнатха-Пури во Вриндаван. Рупа Госвами отправил двух посыльных, чтобы получить достоверные сведения о предполагаемом маршруте Господа, и решил сам пойти в Матхуру, чтобы там встретиться с Ним. По- видимому, Рупа Госвами получил разрешение присоединиться к Господу Чайтанье, а Санатана Госвами — нет. Тогда Санатана Госвами возложил все служебные обязанности на своих непосредственных помощников, а сам стал дома изучать «Шримад- Бхагаватам». Он пригласил около двадцати ученых брахманов и в их обществе приступил к интенсивному изучению «Шримад- Бхагаватам». При этом он посылал своему работодателю, набобу, сообщения о том, что не может ходить на государственную службу ввиду болезни. Однако набоб так нуждался в советах Санатаны Госвами по государственным делам, что в один из дней неожиданно сам явился к нему домой. Когда правитель вошел в дом, где находились Санатана Госвами и брахманы, все встали со своих мест, выражая ему почтение, и предложили ему сесть.

«Ты сказался больным, — обратился набоб к Санатане Госвами, — но я посылал к тебе своего лекаря, и он доложил мне, что ты ничем не болен. Чтобы узнать, почему ты посылаешь сообщения о своей болезни и не выходишь на службу, я решил сам навестить тебя. Своим поведением ты доставляешь мне сильное беспокойство. Ты же знаешь, что я полностью завишу от тебя, от той важной работы, которую ты выполняешь в правительстве. Я спокойно мог заниматься другими делами, так как полагался на тебя, но, если ты не будешь больше помогать мне, твоей прошлой преданности грош цена. Итак, что ты намерен делать? Пожалуйста, скажи мне».

Выслушав набоба, Санатана Госвами ответил, что не сможет продолжать свою работу и что будет очень хорошо, если набоб назначит на его должность кого-нибудь другого. Тогда набоб рассердился и сказал: «Твой старший брат живет, как охотник, и, если ты оставишь государственные дела, всему придет конец». Известно, что набоб относился к Санатане Госвами, как к своему младшему брату. Поскольку набоб бо́льшую часть времени проводил на охоте и в военных походах, он сильно зависел от Санатаны Госвами в делах управления государством. Поэтому он стал уговаривать его: «Как же будет управляться государство, если ты оставишь службу?»

«Ты правитель Гауды, — с достоинством ответил ему Санатана Госвами, — и для разных преступников у тебя есть разные виды наказания. Ты волен наказывать каждого по его заслугам». Тем самым Санатана Госвами намекнул, что, поскольку правитель охотился на животных, а также убивал людей ради расширения своих владений, будет вполне справедливо, если оба они подвергнутся за это страданиям. Набоб, будучи умным человеком, понял смысл слов Санатаны Госвами и в гневе ушел. Вскоре он отправился в военный поход против Ориссы, а Санатану Госвами велел посадить в тюрьму и не выпускать до своего возвращения.

Узнав, что его старший брат по приказу набоба взят под стражу, Рупа Госвами послал Санатане сообщение о том, что он оставил десять тысяч монет на хранение бакалейщику-бенгальцу и что Санатана может использовать эти деньги, чтобы вырваться из заточения. Затем Рупа и его младший брат Валлабха отправились во Вриндаван на встречу с Чайтаньей Махапрабху.

Получив письмо Рупы Госвами, Санатана предложил смотрителю тюрьмы, в которой его держали, пять тысяч монет. Он попросил тюремщика принять эти пять тысяч монет и отпустить его: ведь тем самым тот бы не только выиграл в материальном отношении, но и совершил очень благочестивый поступок, освободив Санатану ради духовной цели.

«Конечно, я бы рад отпустить тебя, — ответил смотритель тюрьмы, — потому что ты сделал для меня много хорошего и занимаешь высокий государственный пост. Но я боюсь набоба. Когда он узнает, что ты на свободе, мне придется держать перед ним ответ. Как же я могу принять твое предложение?» Тогда Санатана придумал версию своего исчезновения, которую смотритель тюрьмы мог бы рассказать набобу, и повысил сумму до десяти тысяч монет. Тюремщика обуяла жадность, и он, согласившись на это предложение, отпустил Санатану.

Санатана отправился в путь, чтобы увидеть Господа. Он пошел не по открытой дороге, а через джунгли и через некоторое время добрался до места в Бихаре, называемого Патара. Там он остановился отдохнуть на постоялом дворе. Однако хозяин этого двора узнал от состоявшего у него на службе астролога, что у Санатаны Госвами есть с собой золотые монеты. Желая присвоить его деньги, он обратился к Санатане с притворной почтительностью: «Переночуйте здесь, а утром я помогу вам выбраться из этих джунглей».

Санатане его поведение показалось подозрительным, и он спросил у своего слуги, Ишаны, нет ли при нем денег. Ишана признался, что у него с собой семь золотых монет. Санатане не понравилось, что слуга взял с собой такие большие деньги. Рассердившись, он сказал Ишане: «Зачем ты взял с собой в дорогу нашу смерть?»

Санатана тотчас же забрал у него монеты и, предложив их хозяину постоялого двора, попросил его помочь им пройти через джунгли. Он сообщил хозяину, что выполняет особое задание правительства и не может идти по открытой дороге, поэтому было бы замечательно, если бы тот помог ему пробраться сквозь джунгли и перейти через горы.

«Я знал, что у тебя с собой восемь золотых, и намеревался убить тебя, чтобы завладеть ими, — признался хозяин. — Но теперь я понял, что ты очень хороший человек, поэтому я без всяких денег переведу тебя через горы».

«Если ты не возьмешь эти монеты, кто-нибудь другой заберет их у меня, — ответил Санатана. — Кто-нибудь убьет меня из-за них, так что лучше уж возьми их ты. Я хочу отдать их тебе». Хозяин постоялого двора согласился и той же ночью помог Санатане перебраться через горы.

Перейдя через горы, Санатана попросил своего слугу возвращаться домой, поскольку решил продолжать путь в одиночестве. У Ишаны все еще была с собой одна золотая монета, и Санатана сказал, что тот может оставить ее себе. Когда слуга ушел, Санатана почувствовал себя совершенно свободным. В рваной одежде и с кувшином в руке он отправился дальше, чтобы увидеться с Господом Чайтаньей Махапрабху. По пути он встретил мужа своей сестры, который тоже находился на государственной службе. Тот был богатым человеком и пожертвовал ему очень дорогой шерстяной плед, который Санатана принял по его настоятельной просьбе. Затем они попрощались и Санатана продолжил свой путь в Бенарес, где должен был встретить Чайтанью Махапрабху.

Когда Санатана пришел в Бенарес и узнал, что Господь там, он был вне себя от радости. Ему сказали, что Господь остановился в доме Чандрашекхары, и Санатана отправился туда. Хотя Чайтанья Махапрабху находился внутри дома, Он понял, что Санатана уже у дверей, и попросил Чандрашекхару позвать человека, который сидит рядом с его домом. «Это вайшнав, великий преданный Господа», — сказал Чайтанья Махапрабху. Чандрашекхара вышел из дому, но не обнаружил у дверей никакого вайшнава. Он увидел только какого-то нищего, похожего на странствующего монаха-мусульманина, и сообщил об этом Чайтанье Махапрабху. Господь попросил его пригласить этого нищего в дом. Когда Санатана вошел во двор дома, Господь Чайтанья поспешил ему навстречу и обнял его. Санатану охватил духовный экстаз, и он промолвил: «Мой дорогой Господь, пожалуйста, не прикасайся ко мне». Но затем они снова обнялись и заплакали. Глядя на поведение Господа Чайтаньи и Санатаны, Чандрашекхара остолбенел от изумления. Наконец Чайтанья Махапрабху усадил Санатану рядом с Собой на скамейку. Господь прикоснулся к телу Санатаны рукой, и Санатана вновь попросил Его: «О мой Господь, пожалуйста, не прикасайся ко мне».

«Я дотрагиваюсь до тебя, чтобы очиститься, — ответил Господь, — ибо ты великий преданный. Своим преданным служением ты способен освободить всю вселенную, дав возможность каждому вернуться к Богу».

Господь привел замечательные строки из ведических писаний, в которых говорится, что тот, кто предан Господу Кришне и целиком посвятил себя служению Ему, гораздо выше брахмана, изучившего все Веды, но не занятого преданным служением Господу. Благодаря тому, что преданный носит Верховного Господа в своем сердце, он может очистить все и вся.

Согласно ведическим писаниям, Верховный Господь равнодушен к непреданному, досконально изучившему все разделы Вед, но благосклонен к преданному, даже если тот имеет низкое происхождение. Если пожертвовать что-то брахману, который не является преданным, Господь не примет этого, но то, что предлагается Его преданному, Господь принимает. Иными словами, если человек хочет что-то пожертвовать Господу, он может отдать это Его преданным. Чайтанья Махапрабху процитировал также стих из «Шримад-Бхагаватам», где сказано, что человек, который имеет высокое брахманское происхождение и все двенадцать качеств брахмана, однако не предан Верховному Господу, ниже тех, кто занимает в обществе самое низкое положение. Преданный, даже если он родился в семье чандалов (собакоедов), своим служением Богу способен очистить сто поколений своих предков и потомков, тогда как гордый брахман не в состоянии очистить даже самого себя. После этого Господь Чайтанья привел цитату из «Хари-бхакти-судходаи» (13.2):

акшнох пхалам твадрша-даршанам хи
танохт пхалам твадрша-гатра-сангах
джихва-пхалам твадрша-киртанам хи
су-дурлабха бхагавата хи локе

«О преданный Господа, видеть тебя — совершенство для глаз, прикасаться к тебе — совершенство телесной деятельности, а прославлять твои качества — совершенство для языка, ибо встреча с чистым преданным, подобным тебе, — большая редкость».

Затем Господь сказал Санатане: «Кришна очень милостив, Он — спаситель падших душ. Он спас тебя от Махарауравы». Махараурава — это один из видов ада, описанных в «Шримад- Бхагаватам». Туда попадают те, кто повинен в убийстве животных: мясники и мясоеды.

«Я не знаю, что такое милость Кришны, — ответил Санатана, — но мне ясно, что Твоя милость ко мне беспричинна. Ты вызволил меня из сетей мирской жизни».

Господь спросил: «Как тебе удалось вырваться из заточения? Я знаю, что ты был под стражей». Тогда Санатана рассказал историю своего освобождения. «Я видел двух твоих братьев, — сказал ему Господь, — и посоветовал им идти во Вриндаван».

Господь Чайтанья познакомил Санатану с Чандрашекхарой и Тапаной Мишрой. Тапана Мишра любезно пригласил Санатану к себе на обед. Господь попросил Чандрашекхару отвести Санатану к цирюльнику, чтобы «придать ему приличный вид», потому что у Санатаны отросла длинная борода, что не понравилось Шри Чайтанье Махапрабху. Он попросил Чандрашекхару не только позаботиться о том, чтобы Санатана чисто побрился и вымылся, но и дать ему другую одежду.

После того как Санатана помылся, Чандрашекхара предложил ему хорошую новую одежду, однако Санатана не принял ее и только позднее согласился взять у Тапаны Мишры уже поношенную одежду. Когда Господу Чайтанье сообщили о том, что Санатана отказался от новой одежды, Он очень обрадовался. Господь отправился на обед к Тапане Мишре и попросил его накормить и Санатану. Тапана Мишра не предложил Санатане поесть сразу, но, когда Господь закончил трапезу, Тапана Мишра дал Санатане остатки Его пищи. Господь же тем временем отдыхал.

Отдохнув, Господь Чайтанья познакомил Санатану с одним из Своих преданных, брахманом из Махараштры, и этот брахман предложил Санатане обедать у него дома каждый день в течение всего времени, пока Санатана будет находиться в Бенаресе.

«Пока я нахожусь в Бенаресе, я буду просить подаяние в разных домах, — ответил Санатана, — но Господь милостиво примет твое приглашение каждый день обедать у тебя дома».

Господу Чайтанье очень понравилось поведение Санатаны, однако Он обратил внимание на дорогой плед, который Санатана получил от своего зятя по дороге в Бенарес. Хотя Господь Чайтанья ничего не говорил об этом, Санатана понял: Господь не одобряет, что он носит такую дорогую вещь. Поэтому он решил избавиться от этого пледа и тотчас же отправился на берег Ганги. Там Санатана увидел нищего, который стирал свою старую накидку. Санатана предложил ему поменять старую накидку на его дорогой плед, но тот подумал, что Санатана подшучивает над ним. «Как же так? — укоризненно спросил его нищий странник. — Ты производишь впечатление очень порядочного человека, однако жестоко насмехаешься надо мной».

«Я не шучу, — ответил Санатана. — Я говорю совершенно серьезно. Не будешь ли ты так добр поменять свою рваную накидку на этот плед?» В конце концов нищий согласился поменять свою рваную накидку на новый плед, и Санатана вернулся к Господу.

«А где твой дорогой плед?» — тут же спросил его Господь. Санатана рассказал Ему о состоявшемся обмене, и Господь, очень довольный Санатаной, стал благодарить его. «У тебя хватило разума окончательно избавиться от привязанности к материальному имуществу». Иначе говоря, Господь дает человеку право преданно служить Ему, лишь когда тот полностью свободен от всякой материальной собственности. Затем Господь сказал Санатане: «Было бы нехорошо, если бы ты ходил по домам, прося подаяние как нищий монах, но при этом носил такой дорогой плед. Людям это казалось бы странным и даже отвратительным».

«Все, что я предпринимаю для освобождения от материальных привязанностей, мне удается лишь по Твоей милости», — ответил Санатана. Господь остался очень доволен им, и они начали беседу о духовном развитии.

До этой беседы с Санатаной Госвами Господь Чайтанья встретился с преданным- грихастхой Раманандой Раем. Во время той встречи (она описывается далее в этой книге) Господь Чайтанья задавал Рамананде Раю вопросы, а Рамананда Рай отвечал на них, словно он был учителем Господа. Однако в данном случае Санатана задавал вопросы Господу, а Господь на них отвечал.

Наставления, которые Господь Чайтанья дал Санатане Госвами, очень важны для всех людей. Господь учил его преданному служению, которое является естественным предназначением каждого живого существа. Каждый человек обязан постигать духовную науку. Господь Чайтанья и Санатана Госвами подробно обсудили многие духовные темы. По милости Господа Чайтаньи Санатана смог задать Ему важные вопросы и получил на них исчерпывающие ответы.

На примере встречи Санатаны Госвами и Господа Чайтаньи мы должны понять, что для постижения духовных предметов надо обратиться к духовному учителю, подобному Господу Чайтанье Махапрабху, и смиренно задавать ему вопросы. Это наставление дано и в «Бхагавад-гите» (4.34), где Господь Кришна говорит, что необходимо обратиться к знающему человеку и постигать духовную науку под его руководством.

………………………………………

Источник:https://www.vedabase.com/ru/tlc

 

 

Шесть Госвами Вриндавана

Стивен Роузен

Глава 4

Санатан Госвами

 

Санатан Госвами (1488-1558) был старшим братом Шри Рупы и Шри Анупамы. Уже с раннего возраста он тяготел к изучению логики, философии, риторики и теистического послания "Шримад-Бхагаватам". Для более глубокого изучения этих дисциплин, он получал наставления от таких авторитетов, как Видйа Вачаспати, Сарвабхаума Бхаттачарья, Парамананда Бхаттачарья и мудрец Рамабхадра.1

Хотя Санатан, как Рупа и Анупама, был вынужден служить исламскому оккупационному правительству Бенгалии, он никогда не прекращал своих научных изысканий и не отступал от религиозного образа жизни. Его перу принадлежит книга под названием "Садачар Паддхати",2 основанная на свидетельствах древних священных писаний. Она включает в себя правила и регуляции, необходимые для постепенного духовного прогресса человека, стремящегося к совершенству. В течение всей своей жизни Санатан Госвами неукоснительно следовал этим наставлениям и, будучи грихастхой, ежедневно жертвовал пищу брахманам (жрецам), неимущим и прокаженным. Его щедрость была безгранична.

Как-то ночью, во сне, саннйаси привлекательной внешности пришел к Санатану и предостерег его от привязанности к миру. Он повелел ему идти во Вриндаван, чтобы восстанавливать забытые святые места и проповедовать ведическую доктрину божественной любви. Утром Санатан рассказал увиденный сон своему брату Рупе. Улыбаясь, Рупа признался ему, что однажды тоже получил такой наказ, и сообщил Санатану, что это Шри Кришна низошел на землю в облике Шри Чайтаньи  Махапрабху и дает им дополнительные наставления в отношении их духовного предназначения.3

Каждый день после этого события Рупа и Санатан с волнением ждали условного сигнала. "Когда же, наконец, - думали они, - мы избавимся от тягостного политического служения Навабу Бенгалии и сможем без остатка посвятить себя служению лотосным стопам Господа?" Братья спросили совета у матери, и она предложила им написать письмо Шри Чайтанье. Так они и поступили, но не получили ответа и писали снова и снова. В конце концов Шри Чайтанья ответил одной цитатой из писаний: "Замужняя женщина, имеющая связь с другим мужчиной, старается как можно усерднее исполнять свои супружеские обязанности, дабы избежать разоблачения. Но в глубине души она постоянно мечтает о встрече с любовником".4

Рупа и Санатан поняли значение стиха: им надлежало со всей ответственностью продолжать служить Навабу, по крайней мере, еще какое-то время, ни на минуту, однако, не забывая о священной миссии Господа, которой они хотели посвятить свою жизнь.

А пока Госвами должны были набраться терпения. Шри Чайтанья к тому времени принял саннйасу и отправился в Пури. Затем он начал свое двухгодичное паломничество по Южной Индии. Это было время, предшествующее Его поезде в Северную Бенгалию и встрече с Рупой и Санатаном Госвами в Рамакели. Названная встреча, происшедшая в 1514 году, вошла в анналы Гаудийа-вайшнавов, как поворотный пункт в истории всего движения (что было описано в предыдущей главе).

Увидевшись со Шри Чайтаньей в Рамакели, Рупа и Анупама были готовы немедля отречься от мира. Но Санатану, связанному с Навабом определенными обязательствами, освободиться было непросто. Чтобы нести государственную службу и в то же время совершенствоваться в сознании Кришны, Санатан сказался больным и уведомил Наваба, что остается дома, пока не поправит свое здоровье.5 В этот период он ежедневно изучал "Шримад-Бхагаватам" с ведущими пандитами Рамакели, а ученые и преданные приходили за много миль, чтобы услышать, как Санатан декламирует "Бхагаватам".

Тем временем у Наваба зародились подозрения. Посланный им врач обнаружил, что Госвами не только совершенно здоров, но и превратил свой дом в настоящий ашрам, наполненный святыми людьми и звуками читаемых писаний. Взбешенный Наваб немедленно призвал Санатану к себе и приказал Госвами отправляться с ним в Ориссу, где намеревался завоевать другое царство. Когда Санатан ответил отказом, Наваб на какой-то срок заточил его в тюрьму.

Но, к счастью, в это время пришло письмо от Рупы Госвами, сообщающее Санатану, что Шри Чайтанья прибывает во Вриндаван.6 Рупа и Анупама, как было сказано в письме, отправлялись на встречу с Ним и просили Санатану принять все меры, чтобы тоже поехать во Вриндаван. Зная, что Санатан заключен в тюрьму, Рупа завершил свое письмо такими словами: "Я передаю для тебя десять тысяч золотых в муди стхане (торговый дом). Эти деньги помогут тебе выйти из темницы. Так или иначе, ты освободишься и побываешь во Вриндаване."

Тогда Санатан дал взятку надзирателю-мусульманину в размере семи тысяч золотых, прося выпустить его, но надзиратель продолжал колебаться. Санатану не оставалось ничего другого, как прибегнуть к смехотворной дипломатии, заверяя магометанина, что он хочет лишь посетить Мекку, важнейшее место паломничества мусульман. Санатан также убедил его, что освобождая обусловленную душу из заключения, человек тем самым освобождает себя от обусловленной жизни.7

Видя, что служитель тюрьмы с неохотой начинает соглашаться, Госвами помог ему придумать версию своего побега, поскольку официальные лица будут интересоваться происшедшим. "Скажи, что ты повел меня к Ганге опорожнить кишечник, - предложил Госвами, - а я, улучив момент, прыгнул в воду". Мусульманин согласился.

Хотя способность к обману не была присуща Санатану, в этом исключительном случае он позволил себе прибегнуть к хитрости. Рупа Госвами написал ему, что Господь Шри Кришна Чайтанья ждет гостей во Вриндаване, и Санатан должен непременно прибыть туда. К тому же, Госвами подвергли аресту по незначительной причине и по возвращении Наваба должны были освободить. Исходя из этого, он решил немедленно выбраться из тюрьмы и отправиться к Шри Чайтанье.

Считаясь беглецом, Санатан не мог идти по обычной дороге, тогда он непременно был бы узнан и возвращен в темницу. По этой причине он со своим слугой Ишаном день и ночь шел через полный опасностей лес, пока не добрался до горной дороги в местности под названием Патада (в Бихире).8 Здесь они решили остановиться на постоялом дворе. Его хозяин, узнав от гадателя-хироманта, что Ишан прячет восемь золотых монет, решил убить Санатану со слугой и завладеть их деньгами.

Все это время хозяин постоялого двора был очень любезен с гостями и даже предлагал им свою помощь. Санатан, видя его чрезмерную учтивость, спросил Ишана, сколько денег он несет с собой. Услышав, что тот имеет семь золотых (одну монету Ишан припрятал для себя), Санатан тотчас же отдал все деньги хозяину, чтобы уберечь от опасности жизнь себя и слуги. Зная, что одну монету Ишан утаил, Санатан решил оставить ее ему, но отказался от дальнейшего служения Ишана.

Предусмотрительность Санатана отвела от них беду, и хозяин постоялого двора, отказавшись от первоначального намерения, даже оказал помощь Санатану, выведя его из Патады через горы Хазарибагх. Далее Санатан сделал остановку в Хаджипуре, где встретил родственника со стороны жены, Шриканту. Услышав об испытаниях, выпавших на долю Санатана, Шриканта забеспокоился о Госвами и предложил ему остаться в своей семье. Однако, тот ответил отказом. Его миссия отличалась первостепенной важностью, и Санатан не мог позволить себе променять ее на спокойную жизнь в кругу семьи и друзей. Такое могло быть возможным для кого-то другого, и главным образом, для тех, кто способен поместить Господа в центр своей жизни, однако, Санатану было предначертано иное - возглавить миссию Шри Чайтаньи. Никогда не забывая об этом, он отверг последнюю возможность жить мирной и счастливой жизнью. Оставшись без денег и лишившись слуги, Госвами чувствовал себя более свободным, чем когда бы то ни было прежде. Он покинул дом Шриканты, не взяв с собой ничего, кроме подаренного ему тонкого шерстяного пледа.

Несколько дней спустя Санатан добрался до Бенареса. С сожалением узнав о том, что паломничество Шри Чайтаньи  во Вриндаван уже закончено, он был счастлив увидеть Учителя в Бенаресе, где Тот принимал гостей. Санатан немедля отправился в дом Чандрашекхара, где, по его мнению, должен был остановиться Шри Чайтанья.

Когда Госвами подошел к дому, Шри Чайтанья сказал Чандрашекхару: "У твоей двери стоит великий преданный. Иди и впусти его." Однако, вышедший Чандрашекхар, посмотрев по сторонам, не только не увидел великого преданного, но даже кого-либо отдаленно напоминающего его. Вернувшись, он сказал об этом Шри Чайтанье, но Учитель возразил: "Ты никого не видел у своей двери?"9

Санатан, перенесший суровые аскезы, пробираясь через джунгли к Бенаресу, имел очень неопрятный вид и, в самом деле, не был похож на вайшнава, а потому Чандрашекхар ответил: "Я видел только одного лохматого человека. Он напоминал мусульманского монаха, похожего на дервиша из суфийского ордена.."10.

"Немедленно веди его сюда, - велел Шри Чайтанья, - это не обычный дервиш". Тогда Чандрашекхар вышел за Санатаном, сидящим у двери. Услышав, что Шри Чайтанья хочет видеть его, радостный Госвами проследовал за Чандрашекхаром в большой внутренний двор. Шри Чайтанья обнял вошедшего Госвами, и они оба лишились чувств от экстатичной любви к Кришне.

Когда Санатан подробно рассказал Шри Чайтанье о своем заключении в тюрьму и последующих за этим событиях, Чандрашекхар и Тапан Мишра окружили его заботой. В первую очередь Санатан сбрил волосы и бороду, о чем просил его Шри Чайтанья. Затем Чандрашекхар повел его к Ганге совершить необходимое омовение и хотел подарить Санатану новую одежду. Однако, Госвами не принял подарка, считая эти наряды слишком роскошными для себя. Его отказ доставил Шри Чайтанье большое удовольствие, ибо этот простой пример явил высокую степень отрешенности Санатана.

Несколько дней спустя Шри Чайтанья и Санатан были приглашены в дом Тапана Мишры. Шри Чайтанья, чрезвычайно довольный Санатаном, то и дело бросал взгляд на его дорогой шерстяной плед, подаренный Шрикантой. Госвами догадался, что Шри Чайтанья неодобрительно относится к этой вещи, совершенно неуместной для принявшего отреченный порядок жизни, и решил избавиться от нее.

На следующий день, совершая омовение в Ганге, Санатан заметил бенгальского нищего, который стирал в реке простое рваное одеяло, а затем разложил его для просушки. Подойдя к нищему, Госвами спросил, не хочет ли тот поменять свое стеганое одеяло на его дорогой плед. Поначалу странник подумал, что Санатан смеется над ним. Но Госвами успокоил его: "Нет, нет. Я не шучу. Я говорю правду и действительно хочу поменять свой роскошный плед на твое старое одеяло". Нищий с радостью согласился.

Санатан вернулся к Шри Чайтанье с рваным одеялом, наброшенным на плечи. Когда Учитель спросил его о пледе, Санатан рассказал всю историю, от которой они оба получили большое удовольствие. Затем Шри Чайтанья сказал: "Я усматриваю в происшедшем более глубокий смысл. Шри Кришна, милостью Своей, избавил тебя от привязанности к материальным предметам. Но почему бы Ему не позволить тебе сохранить ее остатки? Однако, опытный врач излечивает пациента от болезни до исчезновения всех ее симптомов."11

Госвами согласился: "Шри Кришна, Верховная Личность Бога, спас меня от порочного материального существования. Его волей я освободился сейчас от всех мирских привязанностей." Выразив признательность Господу, Санатан возблагодарил фортуну, даровавшую ему общение со Шри Чайтаньей, инкарнацией Господа, известной лишь посвященным. "По своей беспричинной милости, - сказал Госвами, - Ты избавил меня от образа жизни обычного материалиста. А сейчас, по той же беспричинной милости, пожалуйста, поведай мне о моем предназначении".

Наслаждаясь общением со Шри Чайтаньей, Санатан начал задавать ему вопросы, касающиеся Абсолютной Истины. "Кто есть я? - спросил Госвами, - Почему страдания материального существования переполняют мою жизнь? И какова ее конечная цель?" Таким образом, он задал общие вопросы, которые мог бы задать любой, желая получить исчерпывающие и авторитетные ответы Шри Чайтаньи. Тогда Учитель обстоятельно раскрыл Санатану все секреты ведической мудрости.

Шри Чайтанья начал с того, что объяснил онтологическое положение крохотной духовной души. "Изначально, - говорил Шри Чайтанья, - все живые существа являются слугами Кришны, Его неотъемлемыми частицами. Индивидуальная душа связана с Господом, как лучи солнца связаны с солнцем. Душа - энергия, а Господь - источник энергии. Солнце и его лучи - суть одно. Где солнце, там и солнечный свет. И vice versa... В то же время они отличны друг от друга. Солнечный свет, проникающий в комнату, доставляет наслаждение чувствам, но если само солнце окажется в комнате - уцелеть не удастся никому. Таким образом, солнце и солнечные лучи подобны качественно (оба они горячи), но различны количественно. То же можно сказать об отношениях между Богом и живыми существами."

Философия "одновременного единства и различия человека с Богом", названная Шри Чайтаньей ачинтйа-бхебабхеда-таттва, является основой его доктрины. Дэвид Хаберман пишет:

В системе Госвами, отстаиваюшей точку зрения разграничения внутри неделимого (ачинтйа бхедабхеда), индивидуальность реальна и отделена от Абсолюта, сохраняя, в то же время, свою тождественность с Ним. Более того, огромное значение в этой системе придается персональному опыту. Рупа Госвами подвергал постоянной критике имперсональную доктрину слияния с Абсолютом, или мокшу (см. "Бхакти-расамрита-синдху", 1.1.4, 14, 17, 32, 34), поскольку в этом случае возникает закономерный вопрос: каким образом личность, утратившая индивидуальность, установит взаимоотношения с Кришной? Вайшнавы же характеризуются, как вкушающие сахар, не становясь им самим. Их цель - не утрата индивидуальности, а преодоление невежества, препятствующего осознанию человеком его подлинной природы. Предназначение бхакти - духовное совершенствование личности, а не ведантистское слияние с имперсональным Абсолютом. Это - одно из коренных отличий между бхакти и ведантистским индуизмом. Рупа утверждает, что человек в конечном счете есть участник враджа - лилы - слуга, друг, старший по возрасту или занимаемому положению или возлюбленный Кришны, но никогда не Сам Кришна. Практика любви предполагает наличие объекта и субъекта. Следовательно, слияние с Абсолютом отвергается, а достижение вечных эмоциональных взаимоотношений с Кришной становится желанной целью.12

Таким образом, Шри Чайтанья описал живые существа как единые с Господом и в то же время отличные от Него. Но они образованы только одной из многообразных знергий Гопода, и Шри Чайтанья намеревался дать Санатану исчерпывающие сведения о более тонких категориях этой энергии.

"Непосредственные" энергии Кришны исходят, например, из Шримати Радхарани, высочайшем проявлении Его потенций, в направлении вышеупомянутых живых существ. Тонкая материя, а именно: ум, разум и иллюзорное (или ложное) эго, также причисляются к энергиям Кришны. Однако эти, так называемые, "непрямые" энергии имеют качественные отличия от духовной первоосновы. Они не поднимаются выше уровня грубой материи или инертных материальных элементов. Все виды энергий Гопода детально объяснены Санатаном Госвами.

В заключение Шри Чайтанья Махапрабху дает кр


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.