Ценностные ориентиры содержания курса «Основы православной — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Ценностные ориентиры содержания курса «Основы православной

2019-12-20 146
Ценностные ориентиры содержания курса «Основы православной 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Культуры»

В основе образовательного процесса курса «Основы православной культуры» заложены антропологический и аксиологический подходы.

В христианской культуре в основании представлений о человеке лежит идеал нравственного и духовного совершенства – Богочеловек Иисус Христос. Этот идеал свидетельствует о высочайшем призвании человека – возможности и необходимости приближения его к Богу. От истин о Боге – Творце берет начало учение о христианской нравственности, этике, морали, которое самым тесным образом связано с ответом на вопросы о том, в чем смысл человеческой жизни, как христиане должны жить согласно исповедуемой ими религии и к чему должны стремиться.

Христианские ценности обращают внимание в первую очередь на внутренний мир человека, на формирование его духовной сущности на основе веры (почитание Бога), разума (познание человека, мира, Бога), воли (служение Богу и ближнему) и смирения (мир внутри себя).

Внимание к человеку и его душе является важным в этическом учении христианства: человек предстает как существо не только биологическое, но и в первую очередь духовное, обладающее не только телом, но и бессмертной душой. Человек рассматривается как храм. В Библии говорится, что человек создан «по образу и подобию» Божию. Подобие это, по христианскому учению, проявляется в том, что человеку дан разум, сознательная свободная воля и способность к творчеству. И наконец, Бог, открывающийся как абсолютное совершенство, приобщает человека к процессу вечного самосовершенствования. Он несет в себе знак высокого предназначения, ибо он создан как образ и подобие Творца. Человек в христианском учении обретает самоценность, он рассматривается как высшая цель мироздания. Все явления действительности воспринимаются с точки зрения ценностей и духовного опыта человека. Православная культура признает в человеке тело, душу и дух.

Особое внимание в Православии уделяется душе. В Евангелии сказано: «Какая польза человеку, аще приобрящет мир весь, и отщетит душу свою» (Мк. 8,36).

В православной культуре человеческая личность трактуется как безусловная ценность, подчеркивается ее духовное начало, утверждается, что изначально человек был прекрасно устроен в разумной гармонии души и тела. Христианство говорит о бесконечной ценности каждой отдельной личности, но при этом указывает на необходимость единения между человеческими личностями, образующими в своем единстве высшее духовное целое. В христианстве это называется соборностью, т. е. таким состоянием целого, в котором все части сохраняют свою индивидуальность и ценность, не нивелируются. В соборном единении людей, включенных в живой организм Церкви (понимаемой не только как социальный институт, а как единство духовной жизни верующих), и восполняется неизбежная ограниченность индивидов. В том и состоит для христиан значение церковной жизни, что она не только открывает людей навстречу друг другу, но преображает внутренний строй человеческой души, когда она раскрывается в служении ближним.

Свобода также понимается как свойство духа. Только человек несет ответственность за свои поступки. Человек способен реализовать свою потенциальную свободу только благодаря самосовершенствованию и Божьей помощи.

Христианское понимание свободы человека заключается в том, что она есть всегда свобода выбора, свобода решать поступать так или иначе. По сути, это свобода выбора между добром и злом. Однако свобода в православии неразрывна с ответственностью, человек несет нравственную ответственность перед своей совестью и перед Богом за нарушение требований нравственного закона.

Реализацией духовного начала выступает, как считают христиане, и стремление к творчеству, неотделимому от истории человеческой культуры. В процессе творчества проявляется богоподобная сущность человека. Главными этическими ориентирами человеческой жизни для православного христианина являются:

- стремление помогать всем окружающим в самых обычных обстоятельствах (не научившийся помогать ребенок не будет стремиться к этому и вообще не узнает радости помогать и служить людям);

- воспитание в себе умения послушания как преодоление самости (послушание родителям и воспитателям, учителям; неумение же слушаться вредит любому общему делу);

- воспитание сострадания к больным и нуждающимся людям (даже небольшая, но постоянная забота о нуждающихся будет помогать правильному формированию личности, без сострадания воспитывается ущербная личность);

- воспитание личной ответственности за свои слова, поступки, за свою семью, родных и близких людей, за всех других людей: за свой класс, школу, за все окружающее;

- ответственность научит не разрушать, но сохранять и украшать; воспитание умения просить прощения и прощать (неумение просить прощения показывает отсутствие критического отношения к себе, а без этого не может быть правильного отношения к другим людям; тот, кто не прощает, наносит вред себе самому);

- воспитание благодарности Богу и людям (неблагодарность искажает жизнь человека и всегда препятствует установлению правильных отношений с окружающими);

- воспитание любви и благожелательности ко всем людям (надо научить детей не смеяться над другими, не осуждать людей, ведь осуждение и злословие обнаруживают недостаток добра в нас самих).

Трудолюбие, ответственность, почтительное отношение к родителям, сострадание, благодарность и благожелательность - вот те качества, которые должны быть воспитаны в человеке согласно христианской морали.

Основой православия является жертвенная любовь. Любовь одухотворяет, наполняет смыслом и глубиной человеческое существование. В христианское понимание любви, обозначающееся греческим термином «агапе», вкладывается и готовность жертвенного служения, основанная на сопереживании. Гранями любви в христианском понимании являются милосердие, целомудрие, смирение, совесть, стыд, кротость, терпимость.

Смирение, совесть, послушание, служение людям и Богу, ответственность, долг - вот важнейшие ценностные ориентиры православного учения. Большая роль отводится в православии семье и институту брака, семейным ценностям. Будучи в равной степени носителями образа Божия, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2,24).

Дружба со сверстниками рассматривается в православии как потребность человеческого сердца. В контексте православной культуры человек находится в постоянной борьбе с главными, согласно православной антропологии, врагами человека - грехами и страстями. «Грех» в переводе с древнееврейского - «промашка», «непопадание в цель». И это очень точное раскрытие духовного смысла греха. Грех сопровождается особыми состояниями души, именуемыми страстями, а страсти выражают собой ситуацию внутренней несвободы человека.

Одними из наиболее значимых нравственных недостатков и первопричинами многих других страстей в православии считаются гордыня, гнев, злопамятность, ложь, уныние, которое тесно связано с леностью, а леность не позволяет человеку делать добро, она «есть мать всех пороков». Православие учит видеть свои грехи и бороться со своими страстями, постоянно преодолевать их. Вся жизнь православных христиан посвящена этому. Молитва, соблюдение поста, раскаяние, покаяние, общая организация религиозной жизни (обязательные регулярные посещения храма, соблюдение престольных и иных церковных праздников и т. д.) играют важнейшую роль в жизни православных христиан. В качестве средств воспитательного воздействия можно рассматривать разные формы взаимоотношений верующих и священнослужителей: благословение, послушание, внушение, утешение.  Важнейшую роль в жизни верующих играют церковные таинства: крещение, миропомазание, исповедь, причащение, соборование, священство. Сама церковная служба, порядок и красота богослужения, убранство храма - все это также имеет огромное ценностное значение и смысл для православных христиан, воздействуя на эмоциональную и эстетическую сферу личности. Православные свято чтут и стараются соблюдать пост прежде всего как совокупность добрых дел, искренней молитвы, воздержания души и тела. Для православных христиан пост - не цель, а средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Путь спасения в христианстве - это путь самоограничения и самосовершенствования. Этот путь многотрудный, но дающий и много радостей, особенно духовных, возвышенных. Это путь сострадания, жертвенности и любви ко всем людям; путь, который ведет к гармонии: от красоты внешней к внутренней красоте помыслов и поступков.

Место курса в учебном плане

Курс «Основы православной культуры» (ОПК) рассчитан на 34 учебныхчаса (1 час в неделю) и преподается как обязательный предмет в IV классах.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы православной культуры»

В ходе освоения предмета «Основы православной культуры»обеспечиваются условия для достижения учащимися личностных,метапредметных и предметных результатов.

Требования к личностным результатам:

– формирование основ православной гражданской идентичности,чувства гордости за свою землю, народ и Родину;

– формирование образа мира как единого и целостного приразнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия иуважения к истории и культуре всех народов;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за своипоступки на основе представлений о нравственных нормах, социальнойсправедливости и свободе;

– развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

– воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственнойотзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие начальных форм регуляции своих эмоциональныхсостояний;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками вразличных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находитьвыходы из спорных ситуаций;

– наличие мотивации к труду, работе на результат, бережномуотношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачиучебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

– формирование умений планировать, контролировать и оцениватьучебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еёреализации;

– определять наиболее эффективные способы достижения результата;

– вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основеоценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспехаучебной деятельности;

– умение осуществлять информационный поиск для выполненияучебных заданий;

– овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилейи жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии сзадачами коммуникации;

– овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственныхсвязей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– готовность слушать собеседника, вести диалог, признаватьвозможность существования различных точек зрения и права иметь своюсобственную;

– излагать  своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;

– определение общей цели и путей её достижения, умениедоговориться о распределении ролей в совместной деятельности;

– адекватно оценивать поведение свое и окружающих.

Требования к предметным результатам:

– знание, понимание и принятие учащимися ценностей: духовность,Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основыкультурных традиций многонационального народа родного края;

– знакомство с основами православной морали, понимание ихзначения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

– формирование первоначальных представлений о православнойкультуре, ее роли в истории и современности;

– осознание ценности нравственности и духовности в человеческойжизни.

Выпускник научится:

– раскрывать содержание основных составляющих православнойхристианской культуры, духовной традиции (православная вера, мораль,священные книги и места, сооружения, обычаи и обряды, православныйкалендарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозноеискусство, отношение к труду и др.);

– ориентироваться в истории возникновения православной христианскойрелигиозной традиции, истории её формирования на Луганщине;

– излагать свое мнение по поводу значения православной культуры вжизни людей и общества;

– соотносить нравственные формы поведения с нормами православнойхристианской религиозной морали;

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнениязаданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение;готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основетрадиционных для нашего общества духовно-нравственных ценностей;

– устанавливать взаимосвязь между содержанием православнойкультуры и поведением людей, общественными явлениями;

– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений икультурных традиций на основе взаимного уважения прав и законныхинтересов сограждан;

– акцентировать внимание на православных, духовно-нравственныхаспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов напоследующих уровнях общего образования.

Основное содержание предмета «Основы православной культуры»

Содержание учебного предмета «Основы православнойкультуры»ориентировано на ознакомление с культурой, традициями ивероучением Православия и не содержит критических оценок других религий имировоззрений. Курс «Основы православной культуры» требует глубокопродуманного и тактичного преподавания в контексте другихобщеобразовательных дисциплин.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.