Строительство исторического храма Говинда-Дева — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Строительство исторического храма Говинда-Дева



В 1590 году Раджа Мансингх построил исторический храм для Говинда-Дева из красного камня, который считается лучшим образцом индийской архитектуры и самым красивым храмом Северной Индии. \\* "Это самое великолепное религиозное здание, созданное индийским искусством, по крайней мере, в Верхней Индии". Growse. District Memoirs of Mathura, p. 123. \\ Когда Мансингх решил построить этот храм, Акбар строил крепость в Агре из красного камня, добываемого в Восточном Раджастане. Никому больше не позволялось использовать этот камень. Но Мансингх был в то время доверенным главнокомандующим Акбара. По его настоянию Акбар разрешил использовать красный камень для строительства храма Говинда-Деву совершенно бесплатно. \\* Satishchandra Mitra. Sapta Gosvami, p. 100. \\ Кроме того, он пожертвовал 130 бигхов земли для обеспечения храма.

Мансингх умер в 1614 году. В течение сотни лет после смерти Мансингха храм, во всей своей изначальной славе и величии, оставался центром, притягивающим паломников со всей Индии. Когда Бадшах Аурангзеб, враждебно относившийся к индусам, пришел к власти, то появились все основания опасаться, что он разрушит храм. Поэтому Шри Виграха Говинда-Дева была перевезена в Раджастан и установлена в храме, построенном для Него в долине Амера. Позже, когда Махараджа Джайсингх основал Джайпур, он построил для Него другой храм в Джаинивасе и перевез Его туда. Он построил свой дворец, называемый Чандрамахал, напротив храма таким образом, чтобы храм был виден из его личных покоев. Джайсингх был преданным ваишнавом. Он считал Говинда-Дева правителем государства, а себя - Его диваной (премьер-министром). На мухуре (золотой монете) государства было выбито: Маха-раджадхираджа Шри Говинда Дева Джи, Дивана Махараджа Джайсингх. Сегодня Говинда-Дев пребывает в том же самом храме. Справа от него, на том же самом алтаре стоит Шри Виграха Гаура-говинды.

Главная башня храма Говинда-Дева во Вриндаване была настолько высока, что огонь, горящий в ее светильнике, был виден в Агре. Когда Аурангзеб в конце концов узнал, что это огонь индусского храма, он распорядился разрушить храм. Была разрушена главная башня и пять башен, прилегающих к ней. \\* там же, стр. 183. \\ Но еще до того, как царские слуги смогли добраться до Вриндаваны, Шри Виграха Говинда-Дева и другие виграхи из Вриндаваны были перевезены в Джайпур.

Во время правления царя Мухаммеда Шаха Делийского (1729-1748) преданные из Вриндаваны установили виграху, являвшуюся точной копией Говинда-Дева, в храме, прилегающем к старому храму Мансингха. В 1819 году преданный по имени Нандакумар Басу построил другой храм к северо-востоку от старого храма, в который была перемещена виграха Говинда-Дева. Там она остается и по сей день.



 

Смирение

Рупа Госвами был признан великим ученым и лидером ваишнавского общества, чье знание бхакти-шастр и кршна-бхакти-расы было неподражаемым. Все же он был самим воплощением смирения, неизменного качества истинного ваишнава. Ученые, желавшие получить титул дигвиджайи (победителя мира) пандита, часто приходили к нему, намереваясь сразиться с ним в шастрарартхе, то есть вступить в литературную и философскую полемику с ним, чтобы получить от него свидетельство, что он был побежден в дебатах. Но Рупа всегда подписывал свидетельство собственного разгрома, даже не начиная ни с кем спорить, чтобы ничто не отвлекало его от садханы и работы над бхакти-шастрами.

Бхактиратнакара рассказывает историю, свидетельствующую о его смирении. Как-то раз Шрипада Валлабхачарйа, знаменитый ачарйа Валлабха-сампрадайи, пришел повидаться с Рупой. Рупа в то время был очень занят, так как работал над Бхактирасамрта-синдху. Его племянник Джива сидел рядом с ним и обмахивал его веером. \\* Дживе в то время было двадцать четыре года. Он изучил Веданту и Нйайу под руководством знаменитого ученого-ведантиста Мадхусуданы Вачаспати из Каши, и, отрекшись от мира, пришел во Вриндавану, чтобы последовать по стопам своих дядей Рупы и Санатаны. Он получил дикшу у Рупы Госвами и начал помогать ему в литературной деятельности. \\ Валлабхачарйа просматривал страницы манускрипта и предложил изменить одну шлоку, в которой, как он посчитал, слово пишачи (злой дух женского пола) было использовано для обозначения мукти. Рупа Госвами согласился с ним из-за своего смирения и уважения к ачарйе. Но Джива не мог снести этого. Когда Валлабхачарйа отправился к Ямуне для омовения, Джива пошел с ним, неся его кувшин и одежду. По пути он объяснил, что слово пишачи в этой шлоке было использовано не для обозначения мукти, а для обозначения желания обретения мукти, и убедил его в том, чтобы он взял обратно свое возражение.



Это не означает, что Джива бросил вызов ачарйе и победил его в споре. Это был лишь случай непонимания со стороны Валлабхачарйи, который Джива разъяснил. Валлабхачарйа согласился с его доводами. Он сказал Рупе, что согласен с доводами Дживы.

Но Рупе поведение Дживы не понравилось. Он посчитал его поведением, не соответствующим поведению ваишнава, который должен быть смиренен. Он вызвал Дживу и сказал: "Ты не подходишь для ваирагйи. Ты наполнен тщеславием и гневом, из-за которых ты оскорбил ачарйу. Я не хочу больше видеть твое лицо. Уходи отсюда. Вернешься, когда очистишь свое сердце и станешь готовым к ваирагйе".

Джива повиновался приказу своего гуру. Со слезами, текущими из его глаз, он отправился в лес, ушел из Вриндаваны, и занялся очень суровой садханой, полной аскез и покаяний, чтобы очистить свое сердце и сделаться действительно достойным ваирагйа-веши, которую он принял. Аскезы превратили его тело в обтянутый кожей скелет и жизнь его висела уже на волоске, когда случилось так, что его увидел Санатана Госвами во время одного из своих походов. Он пожалел Дживу и попросил Рупу быть более милосердным. Рупа решил, что Джива уже достаточно очистил себя аскезой, и принял его обратно. \\* Более подробно этот эпизод описывается в главе, посвященной Шри Дживе. \\

 

Милость Радхарани

Даже хотя Шри Рупа внешне и был постоянно занят открытием святых мест и составлением ваишнава-шастр, его внутренняя садхана не прерывалась ни на мгновение. Из того, что он писал в конце каждой своей работы явствует, что он постоянно менял место жительства в зависимости от того, насколько оно подходило или не подходило для его бхаджаны. Иногда он жил в Бхадраване, иногда рядом с Нандишварой, иногда на Говардхане в бхаджана-кутире Санатаны Госвами, а иногда на Радхакунде совсем рядом с Рагхунатхой Дасом Госвами и Кришнадасом Кавираджей. Никому подробно не известно, что происходило в течение всего этого времени в его отношениях с иштой - Радха-Говиндой. Но некоторые из случаев широко известны. Мы их опишем здесь вкратце.

Рупа Госвами жил во Враджа-дхаме и медитировал на Дхамешвари (божество-повелительница дхамы) Радхарани вот уже в течение нескольких лет, но Она ни разу не появилась перед ним лично. Когда он жил в Нандаграме, его охватило глубокое чувство печали из-за того, что он не был благословлен Радхарани. Его печаль стала настолько глубокой, что для Рупы стало невыносимо жить без Ее даршаны. Он не мог ни ходить за мадхукари, ни есть, ни спать.

Пребывая в таком состоянии, он как-то узнал, что Санатана Госвами собирается навестить его. Санатана Госвами был для него как гуру. Рупе очень захотелось угостить его кхиром \\* Сладость, приготовляемая из молока, риса и сахара. \\ Но где же достать продукты - молоко, рис и сахар для кхира? Не в его привычках было просить что бы то ни было у кого бы то ни было. Когда он ходил за мадхукари, он брал только кусочки хлеба, и ничего больше. Так что ему пришлось подавить свое желание.

Вскоре пришла девушка-враджаваси и принесла молоко, рис, сахар и другие вещи. Она сказала мелодичным голосом: "Баба! ты уже несколько дней не ходишь за мадхукари. Должно быть, ты голоден. Моя мама прислала меня передать тебе вот эти продукты, чтобы ты смог приготовить кхир и поесть".

Рупа Госвами был поражен. "О! Как милостива Радхарани! Как только мне захотелось угостить Санатану Госвами кхиром, она вошла в сердце матери этой девушки и побудила ее прислать мне необходимые продукты".

Когда он начал раздумывать о милости Радхарани, слезы потекли у него из глаз. Но эти мысли не уничтожили его печали. Он подумал, что хотя Радхарани и была милостива, Она выказала свою милость лишь косвенно, посредством кого-то другого. Она не выказала своей милости лично, не пришла к нему Сама, так как считала, что он недостоин Ее даршаны.

Девушка была удивлена, видя, как он плачет. Она сказала: "Баба! Почему ты плачешь? Из-за того, что ты ослабел и не можешь готовить? Если это так, то я могу приготовить тебе поесть".

"Нет, Лали, я сам буду готовить. Я не ослабел".

"Баба! ты точно ослабел, потому что ты не ходишь за мадхукари и не ешь. Скажи мне, почему ты не ходишь за мадхукари?"

"Лали! Разве я живу во Вриндаване ради мадхукари? Я живу здесь ради того, чтобы получить даршану Враджешвари Радхарани. Ну а раз она не выказывает мне своей милости, то зачем мне ходить за мадхукари? Зачем мне тогда вообще есть и жить?"

"Баба! Ты не знаешь, что Радхарани уже пролила на тебя Свою милость. Моя мама говорит, что никто не может жить во Вриндаване, не получив Ее милости. Поэтому не плачь. Я ухожу. Приготовь кхир и поешь, иначе Радхарани очень расстроится".

Девушка ушла. Когда она уходила, она с любовью взглянула на Рупу Госвами и улыбнулась. Ее нежные взгляды и мелодичная речь разбудили в его сердце приятное беспокойство.

Тем временем пришел Санатана Госвами. Рупа приготовил кхир и угостил его. Санатана был заинтригован сверхъестественным вкусом и ароматом кхира. Это чувство усилилось, когда он начал медленно погружаться в божественное опьянение. Он спросил Рупу, где он смог достать молоко и остальное для кхира. Рупа все ему рассказал. По спине Санатаны пробежала дрожь. С широко раскрытыми глазами, влажными от слез он не отрываясь, смотрел на Рупу. Через некоторое время он сказал: "Рупа! Ты не понимаешь, кто была эта девушка. Это была Сама Радхарани. Она ради тебя взяла на Себя эти хлопоты. Как может она вынести голод Своего преданного? Больше никогда не голодай. Также не держи в своем уме желаний, ни ради себя, ни ради кого-либо еще. Как только в уме преданного появляется какое-то желание, Радхарани не может успокоиться, пока это желание не будет выполнено. Твое желание угостить меня кхиром - это именно то, почему Она решила Сама принести тебе необходимые продукты".

От этих слов из глаз Рупы покатились слезы. Он вспомнил, как Радхарани в облике девушки-враджаваси сказала ему: "Приготовь кхир и поешь, иначе Радхарани будет очень расстроена". Ее слова продолжали звенеть в его ушах, и наполнять его глаза слезами.

Рупа Госвами не чувствовал никакой необходимости искать постороннего подтверждения словам Санатаны Госвами. Но подтверждение пришло само по себе, когда на следующий день он пошел за мадхукари к дому той девушки и спросил о ней. Ее мать сказала ему: "Баба, она несколько месяцев назад ушла в том своей тетки и до сих пор не возвращалась".

Теперь уже не было никакой причины сомневаться в том, что Радхарани Сама приходила к нему в облике девушки, принесшей ему продукты для кхира. Она не смогла не использовать возможность послужить двум Своим преданным единым деянием милости.

Этот эпизод прекрасно описан Прией Дасом Джи в его комментарии на Бхактамалу.

 

Милость Гопала

Другой случай, произошедший незадолго до этого, также доказывает, что Господь лично взваливает на себя хлопоты по исполнению желаний Своего преданного. Кавирадж Госвами рассказывает в «Чайтанья-чаритамрте» о том, как однажды Рупа Госвами пожелал получить даршану Гопала (Шри Натха Джи). Храм Гопала располагался на холме Говардхане. Рупа Госвами не смел ходить по холму, так как считал его Шри Виграхой Шри Кришны. Поэтому Гопалу Самому пришлось спуститься с вершины холма, чтобы одарить Рупу Своей даршаной. При помощи Своей майа-шакти Он распространил слух, что мусульмане собираются напасть на храм. Поэтому преданные перенесли Его в дом Виттхалешвара в Матхуре, где Он прожил около месяца. В течение этого времени Рупа Госвами жил в Матхуре вместе с Гопалой Бхаттой Госвами, Рагхунатхой Дасом Госвами, Рагхунатхой Бхаттой Госвами, Локанатхой Госвами, Бхугарбхой Госвами и Дживой Госвами, не упуская счастливой возможности ежедневно получать даршану Гопала. \\ C. C., 2, 18, 48. \\

 

Оскорбление ваишнава

Спустя некоторое время Радхарани начала щедро проливать на Рупу Госвами Свою милость. День и ночь он оставался погруженным в созерцание лилы Радхи и Кришны. Минули те дни, когда множество людей приходило к нему, слагая у его стоп свои сомнения и трудности в бхаджане, чтобы спросить его совета. Рупа Госвами всегда терпеливо выслушивал их и находил удовлетворяющее их решение. Сейчас же из-за своей погруженности в лилу он даже не замечал их присутствия. Люди приходили, ждали некоторое время, не придет ли он во внешнее сознание, чтобы уделить им немного внимания. Но им приходилось возвращаться ни с чем.

Как-то раз высоко почитаемый ваишнав по имени Кришнадас, бывший хромым, пришел к нему в надежде разрешить свои затруднения. В то же самое время Рупа Госвами был погружен в созерцание изумительной лилы Радхи и Кришны. Радха пыталась ухватиться за ветку дерева, чтобы сорвать с нее цветок. Но как Она ни старалась, Ей не удавалось дотянуться до ветки. Она подпрыгивала снова и снова, но у Нее ничего не получалось. Кришна издалека наблюдал за этой сценой. Он тихо подкрался сзади и незаметно для Радхи начал притягивать ветку к земле. Как только Радха ухватилась за ветку, Кришна отпустил ее, и Радха взмыла вверх, повиснув в воздухе. Увидев это, Рупа рассмеялся. Кришнадасу показалось, что Рупа насмехается над его хромотой. В гневе он покинул то место. Но Рупа не заметил ни его прихода, ни его ухода.

Неожиданно поток божественной лилы в уме Рупы Госвами прекратился. Сколько бы он ни старался, ему не удавалось ухватить даже ее отблеск. От этого он заметался в беспокойстве как рыба, выброшенная на берег. Жизнь стала для него невыносимой. Он не мог понять, почему столь внезапно прекратилась лила-даршана. Чтобы выяснить это, он отправился к Санатане Госвами. Санатана Госвами сказал: "Ты либо сознательно, либо бессознательно оскорбил ваишнава. Наверняка именно поэтому остановилась лила-спхурти (лила-даршана). Лила-спхурти продолжится только после того, как ты принесешь свои извинения тому, кого ты оскорбил".

"Я никого не оскорблял сознательно. Но если оскорбление было нанесено бессознательно, то как мне узнать, кого я оскорбил?"

"Устрой пир и пригласи на него всех местных ваишнавов. Если кто-либо не примет твоего приглашения, то это будет именно тот ваишнав, которого ты оскорбил".

Рупа Госвами так и сделал. Когда его посланник пришел, чтобы пригласить Кришнадаса Бабу, тот в очень резких выражениях отказался, гневно описав то, как он был оскорблен.

Рупа Госвами лично пришел к Кришнадасу и извинился перед ним, объяснив настоящую причину своего смеха. Кришнадас остался удовлетворен его объяснением, и лила-спхурти Рупы Госвами продолжилось.

Этот случай чрезвычайно поучителен абсолютно для каждого садхаки. Возможно, он намеренно был устроен Махапрабху для того, чтобы уберечь ваишнавов от совершения ваишнава-апарадхи (оскорбления ваишнава). Когда Махапрабху поучал Рупу, Он сравнил бхакти с нежным растением, а ваишнава-апарадху с бешенным слоном, от которого садхака должен оберегать бхакти, чтобы слон не затоптал растение и не уничтожил его. Вполне возможно, что Махапрабху счел необходимым наглядным образом показать этот момент ради блага ваишнавов.

К большому сожалению некоторые современные ваишнавы игнорируют предостережение Махапрабху и из-за своих ложных взглядов или узколобого мышления поносят других ваишнавов. Хари-бхакти-виласа говорит: "Обречен тот ваишнав, что ненавидит другого ваишнава, гневается на него, держит на него зло или даже если он не выражает радости и не приветствует его при встрече:

ханти ниндати ваи двешти ваишнаваннабхинандати

крудхайате йати но харша даршане патанади шат

( Харибхактивиласа 10, 239 )

Шри Бхагаван любит Своего преданного больше, чем Самого Себя. Поэтому Он чувствует боль, когда ваишнава ранят. Даже у Него нет силы защитить того, кто совершает оскорбление ваишнава. Это прекрасно проиллюстрировано в Шримад Бхагаватам на примере Дурвасы и Амбариши.

 

Глубина бхавы Рупы Госвами

Рупа обладал чудесной способностью контролировать свою бхаву, не позволяя ей проявляться внешне. Извне было очень трудно оценить глубину его бхавы. Этому часто приводится один великолепный пример, также описанный Прией Дасом в его комментарии на Бхактамалу. Рупа Госвами слушал киртану, повествующую о красоте, качествах и лиле Шри Кришны в обществе ваишнавов. Киртана была настолько могущественна, что она привела к появлению саттвика-бхав у всех ваишнавов. Они не могли справиться с силой бхавы и один за другим стали терять сознание. Но Рупа продолжал стоять спокойно, подобно дереву, не тронутому бурей. На его теле не проявлялось ни малейшего намека на бхаву. тут пришел Кавикарнапур и встал рядом с Рупой Госвами. Он заметил, что дыхание Рупы походило больше на языки пламени, вырывающиеся у него изо рта.

 

Уход

После того, как в возрасте девяноста лет Санатана Госвами покинул этот мир в 1554 году, жизненный путь Рупы Госвами тоже подошел к концу. Пребывая уже в немощном теле, Рупа Госвами провел похоронную церемонию своего брата, принес его пепел во Вриндавану, похоронил его в самадхи рядом с храмом Мадана Мохана и организовал большой праздник. Затем с сердцем, наполненным скорбью, он вошел в свой кутир, чтобы больше уже не выйти из него. Позабыв о своем теле и обо всем, что его окружало, он оставался полностью погружен в джапу и медитацию. Не прошло и месяца, как он, в последний раз взглянув жаждущими глазами на Радху и Кришну, закрыл их навеки.

Санатана Госвами ужел в пурниму месяца Ашадха, а Рупа Госвами - в шукла двадаши месяца Шравана. Точно так же, как они вместе отказались от своей аишварйи и отправились во Вриндавану на земле, они вместе покинули ее, чтобы отправиться во Вриндавану в духовном мире.

Два ярчайших светила неожиданно исчезли с небосвода этого мира. Но они оставили позади себя свой особый и самый ценный вклад в бхакти. Кришнадас Кавирадж говорит, что Санатана Госвами впервые дал нам сиддханту или систематическую философию бхакти, а Рупа Госвами, в свою очередь, дал свою бесценную доктрину расы:

санатана крпайа паину бхактира сиддханта

шри рупа крпайа паину раса бхара пранта

( C. C., 1, 5, 203 )

 

Работы Рупы Госвами

Согласно Кришнадасу Кавираджу, Рупа Госвами написал лакша (бесчисленное множество) книг. Далее следует краткое описание наиболее важных из них.

Хамсадута - как уже было сказано, эта работа была написана еще до того, как Рупа Госвами встретился с Махапрабху. Эта работа относится к жанру дута-кавйа, в ней Лалита, подруга Радхи, посылает лебедя из Вриндаваны в Матхуру, чтобы рассказать Кришне о том, что покинутая им Радха лежит без чувств на берегу Ямуны. Состояние Радхи, разлученной с Кришной, описывается очень трогательным слогом, с мольбой к Кришне вернуться во Вриндавану. Также приводится прекрасное описание мест, связанных с Кришна-лилой, над которыми пролетает лебедь на своем пути в Матхуру из Вриндаваны.

Уддхава-самдеша - если в Хамсадуте Лалита посылает лебедя из Вриндаваны в Матхуру, чтобы известить Кришну о горестном состоянии Радхи, страдающей в разлуке с Ним, то в Уддхава-самдеше Кришна посылает Уддхаву из Матхуры во Вриндавану, чтобы рассказать Радхе и Ее подругам о Своем состоянии в разлуке с ними. Кришна просит Уддхаву передать им, что несмотря на всю аишварйу, окружающую Его в Матхуре, он чувствует себя несчастным и не находит себе места от разлуки с ними. Кришна также поручает Уддхаве с любовью обнять его друзей во Вриндаване, утешить Нанду и Яшоду, и гопи, и привести лежащую без сознания Радху в чувство, коснувшись Ее тела гирляндой из цветов ваиджайанти, которую Кришна снимает с себя и передает Уддхаве.

Ставамала - это собрание став (хвалебных гимнов), написанных Рупой Госвами. Сборник был составлен Дживой Госвами.

Видагдха-мадхава - эта драма была написана Рупой по настоянию Господа Шивы, как о том сказано сутрадхарой (главным действующим лицом) в самом начале драмы. Ранее мы уже упоминали, что Рупа Госвами планировал написать одну драму, объединив в ней темы Видагдха-мадхавы и Лалита-мадхавы, но в конце концов он написал два отдельных произведения, так как его во сне попросила сделать так Сатйабхами, а также Махапрабху попросил его о том же самом.

Видагдха-мадхава - это драма, состоящая из семи актов, целью которой является описать всю врндавана-лилу Радхи и Кришны. Она начинается с пурвараги или первой любви Радхи. Радха влюбляется в Кришну, услышав очаровывающие звуки Его флейты, и увидев портрет, который ее сакхи Вишакха показывает Ей. Через Лалиту она посылает Свое любовное послание, которое Кришна притворно отвергает. Это приводит Радху в отчаяние и Она решает покончить с собой, утопившись в Ямуне. Однако Паурнамаси, Лалита и Вишакха все же смогли устроить их первую встречу. Затем с непревзойденным драматическим мастерством показывается, как Радха проходит через череду настроений и событий согласно тому, как об этом говорит раса-шастра, чтобы в конце концов соединиться со своим возлюбленным.

Согласно колофонам, работа была написана в 1532-1533 годах.

 

Лалита-мадхава - эта работа также была инспирирована Гопишварой Шивой, явившимся Рупе во сне. Она описывает мадхура-лилу не только Вриндаваны, но также Матхуры и Двараки. Лилы Вриндаваны, Матхуры и Двараки искусно переплетены. Но как в Видагдха-мадхаве на первом плане оказывается самбхога, т. е. любовь встречи, так в Лалита-мадхаве на первом плане оказывается випраламбха, т. е. любовь разлуки. \\ Випраламбха приносит большее наслаждение, нежели самбхога. \\ Работа была написана в 1537 году.

Данакеликаумуди - это пьеса, состоящая из одного акта. В конце пьесы Рупа Госвами указывает, что она была написана для некоего лица, дорогого и близкого ему. Общепринятым является мнение, что он написал ее для Рагхунатхи Даса Госвами, который, как говорят, был настолько расстроен вирахой (разлукой Радхи и Кришны) в Лалита-мадхаве, что жизнь стала ему немила. Эта пьеса даровала ему облегчение.

Пьеса начинается с того, что Радха и Ее подруги с кувшинами, полными свежего гхи, отправляются к жертвенной арене рядом с Говинда-кундом, где Васудева совершает жертвоприношение. Кришна со Своими друзьями встает у них на пути и, называя Себя владельцем леса, через который идут гопи, требует с них налог (шулка). Начинается спор касательно права Кришны взимать налог, а также размер налога и способ его выплаты. Со стороны Радхи выступают Лалита и Вишакха, а со стороны Кришны - Субал и шутник Мадхумангал. Паурнамаси в конце концов разрешает их спор, отдав Кришне Радху как наиболее подходящую для шулка.

Бхактирасамртасиндху - Бхактирасамртасиндху и Уджджвала-ниламани являются самыми важными работами Шри Рупы. На составление Бхактирасамртасиндху он затратил несколько лет. К составлению этой книги также приложил руку и Санатана Госвами. Работа представляет из себя смелую и серьезную попытку придать бхакти форму науки. В ней приводится подробное описание природы и типов бхакти, различные стадии бхакти с рассмотрением характеристик каждой из них, бхакти как раса, пять типов мукхйи или первичных бхакти-рас вместе с их вибхавами (возбуждающими составляющими), анубхавами (результирующими составляющими), саттвика бхавами (внешними проявлениями внутренних эмоций) и вйабхичари бхавами (вспомогательными чувствами); семь гауна-рас или вторичных бхакти-рас; противоположные расы и расабхасы или кажущиеся расы. Каждая из этих тем досконально разработана, как того требуют правила научного изложения. Тот факт, что на протяжении работы появляется более четырехсот цитат из многочисленных бхакти-шастр, говорит не только об эрудиции автора, но также и об авторитетном характере его труда.

Уджджвала-ниламани - Уджджвала-ниламани является дополнением к Бхактирасамртасиндху. Уджджвала или мадхура-раса является высшей расой. Именно поэтому она получает подробнейшее освещение в отдельной работе. В ней Рупа Госвами дает детальное описание вибхав, анубхав и т. д. мадхура-расы с большим литературным искусством. Эта работа считается драгоценным сокровищем литературы гаудийа-ваишнавов.

Лагхубхагаватамрта - согласно Рупе Госвами, эта работа является сокращенным вариантом Врхадбхагаватамрты Санатаны. Но на самом деле это - независимый трактат. Он состоит из двух частей - Шри Кршнамрты и Бхактамрты. В Шри Кршнамрте Рупа на основании шастр доказывает, что Кришна является Самим Бхагаваном, а все другие формы Бхагавана являются Его частичными манифестациями. Он также доказывает, что лила Шри Кришны вечна, и что она до сих пор продолжается в Матхурамандале.

В Бхактамрте на основании шастр он дает классификацию бхактов согласно их заслугам. Градация начинается с Маркандейи и заканчивается Радхой следующим образом:

Маркандейа, Прахлад, Пандавы, Ядавы, Уддхава, гопи Враджи, Радха.

Ученые называют эту работу "вратами в царство науки бхакти".

Упадешамрта - эта работа состоит из одиннадцати шлок, в которых Рупа Госвами дает бесценные советы садхакам. Шрипад Бхактивинод Тхакур называет ее путеводной звездой идущих по пути бхакти. Кроме прекрасного поэтического перевода этой работы на бенгальский язык, он также написал комментарий к ней.

Кроме вышеупомянутых работ Джива Госвами в перечне работ в его Лагхуваишнаватошани перечисляет следующие:

1) Аштадаша Лила Чханда

2) Уткаликавали

3) Говинда-вирудавали

4) Пременду-сагара

5) Матхура-махатмйа

6) Натака Чандрика

7) Падйавали

Четыре другие работы упоминаются в списке, приведенном Шри Кришной Дасом Адхикари, учеником Шри Дживы, который приводится в Бхактиратнакаре. \\ Bh. R., 1, 196-199. \\ Вот эти работы:

1) Кршна-джанма-титхи-видхи

2) Врхатганоддеша-дипика

3) Лагхуганоддеша-дипика

4) Прайуктакхйата-чандрика \\ сноска: Д-р Вимана Бихари Маджумадар выразил сомнение по поводу того, что эти работы действительно были написаны Рупой (Caitanya Caritera Upadana, pp. 148-149). Д-р Джана доказал, что его сомнения беспочвенны (Vrndavanera Chaya Goswami, pp. 94-96). \\

В Бхактиратнакаре Нарахари Чакраварти упоминает еще одну работу, озаглавленную Смарана-мангала-стотра, состоящую из одиннадцати шлок и приписываемую перу Шри Рупы. Он говорит: "Рупа Госвами передал эти шлоки Кавираджу Госвами и попросил превратить их в Говинда-лиламрту". Похоже, это подтверждается следующей шлокой из Говинда-лиламрты, в которой Кавирадж Госвами говорит, что он написал Говинда-лиламрту на основании стихов, переданных ему Рупой Госвами:

шри рупа-даршила-диша-ликхиташта-колйа

шри радхикеша-кртакели татирмайейама

( Говинда-лиламрта, 23, 94 )

Но Радхакршна Дас, автор Садхана-дипики, в своем комментарии к этим шлокам говорит, что Рупа Госвами попросил Кавираджа Госвами составить их. Это же он повторяет и в Садхана-дипике. \\ сноска: Садхана-дипика, Какша 1. \\ Поэтому остается невыясненным, принадлежат ли эти шлоки Рупе или Кавираджу Госвами.

Как Джива Госвами, так и Кавирадж Госвами упоминают только главные работы Шри Рупы. \\ сноска: C. C., 2, 1, 37. \\ Существует и множество других работ, пока не известных и еще не опубликованных. Кришна Дас Бабаджи в своем введении к Уджджвала-ниламани, изданном им самим, приводит список некоторых из них, к настоящему времени уже обнаруженных. Этот список таков:

1) Никунджа-рахасйа-става - эта стотра состоит из 32 шлок, и является лучшим из существующих описаний никунджа-виласы Шри Радха-Кришны. Кришна Дас Баба пишет, что в настоящее время некоторые сампрадайи приписывают ее перу ачарий своих сампрадай. \\ сноска: Уджджвала-ниламани, Бхумика, с. 99. \\ Но во времена Рупы Госвами его современник Шри Ваншивадан Тхакур перевел ее на бенгальский язык, дал ей название Пайара-Чханда и опубликовал ее под своим именем. Работа была опубликована Нитйасварупом Брахмачари из Тадаса Мандира в 1902 году.

2) Шри Кршна Чайтанья Махапрабху Сахасранама Стотра - была впервые опубликована в журнале Нитйананда-дайини в 1873 году.

3) Уджджвала-чандрика - эта работа раскрывает характер кршна-премы в живой беседе между Шри Радхикой и Лалитой. В колофонах указано имя Шри Рупы как автора.

4) Шри Гангаштака - эта аштака связана с Гангой Деви, дочерью Нитйананды Прабху. В колофонах указано имя Шри Рупы.

5) Садхана-паддхати - работа состоит из 100 шлок. В колофонах указано имя Шри Рупы как автора.

6) Премандхастава - в колофонах этой работы также указано имя Шри Рупы как ее автора.

7) Шри Радхаштака - эта работа отличается от Радхаштаки из Ставамалы. Она была опубликована в журнале Нитйананда-дайини в 1873 году.

8) Шри Навадвипаштака - эта работа также была опубликована в журнале Нитйананда-дайини в 1873 году.

9) Упасана-паддхати - рукописная копия этой работы, автор которой указан как Рупа Госвами, находится в библиотеке Гопиваллабхапура.

Д-р Джана приводит названия нескольких книг, входящих в каталог библиотеки Govt. Oriental MSS Library в Мадрасе, которые, согласно их колофонам, были также написаны Шри Рупой. \\ сноска: Vrndavanera Chaya Goswami, pp. 135-136. \\ Их список таков:

1) Ваишнава пуджабхидханам (R. No. 3053 a - 48)

2) Панчашлоки (R. No. 3053 a - 13)

3) Гададхараштака (R. No. 3053 a - 68)

4) Эканта Никунджа-виласа (R. No. 3177 b)

Кроме вышеупомянутых работ д-р Джана также упоминает и следующие книги, авторство которых согласно информации в колофонах приписывается Шри Рупе Госвами, которые были найдены в различных библиотеках или в списках MSS, подготовленных различными учеными:

1) Адваита-ставараджа (Panihati Grantha-mandir, Book No. 9)

2) Джугала-ставараджа (Calcutta University, Sanskrta Dept. Book No. 456)

3) Ананга-манджари-става (Baraha Nagar Grantha-Mandira, Book No. 2 Stotra ka)

4) Шри Санатана Госвамйаштакам (Calcutta University Bangala Puthisala, Book No. 6616)

5) Аштакала-смарани (Dhaka University, 1125)

6) Садханамрта (A. V. Kathavate's report on the search of Sanskrta MSS (1904) p. 22 No. 314)

7) Шикшадашака (Rudolph Roth's Jubin Gen. Catalogue, p. 10)

8) Харе Кришна Махамантра Нирупана (Rajendra Lal Mittra's Notices of Sanskrta Manuscripts, LIX, p. 77 No. 2566)

 






Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.027 с.