Преемственность Шри Чайтаньи Махапрабху — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Преемственность Шри Чайтаньи Махапрабху



Шри Чайтанья Махапрабху утвердил Рупу Госвами главой сампрадаи и хранителем Своего учения. Он наделил его верховными полномочиями, и все, кто следует учению Махапрабху, называют себя рупанугами, последователями Шри Рупы Госвами. Все великие преданные Махапрабху признавали авторитет Шри Рупы. Санатана Госвами, Гуру Шри Рупы, почитал его и относился как к старшему. Рагхунатха Дас Госвами прославил Шри Рупу в своих молитвах. Сварупа Дамодара и Рамананда Рай, Сарвабхаума Бхаттачарья, Адвайта Ачарья, Харидас Тхакур — преданные, дороже которых никого не было для Махапрабху, — признавали главенствующее положение Шри Рупы Госвами. Джива Госвами был непосредственным учеником Рупы Госвами и блестяще отстоял его взгляды, написав «Шат-сандарбхи» — шедевр вайшнавской теистической мысли. Духовное знание по цепи ученической преемственности от Рупы и Санатаны Госвами было передано Рагхунатху Дасу Госвами и Дживе Госвами, затем через других великих ачарьев дошло до наших дней.

Хотя сам Шри Чайтанья Махапрабху не оставил после Себя книг, Шри Рупа, Шри Санатана и другие Госвами Вриндавана, а после них — Кави Карнапура, Кришнадас Кавирадж Госвами, Вриндаван Дас Тхакур, Лочан Дас Тхакур, Нароттам Дас Тхакур и многие другие одаренные поэты и мыслители, последователи Шримана Махапрабху, написали поэмы, молитвы и философские сочинения, развивающие Его идеи. В то время проповедь была очень активной. В Бенгалии после Нитьянанды Прабху ее продолжили Джахнава Деви и Вирабхадра Прабху, в Ориссе — Шьямананда Прабху и Расикананда Прабху, в Кхетури — Нароттам Дас Тхакур. Проводились грандиозные фестивали, многие люди из разных сословий жили согласно учению Махапрабху и активно его проповедовали. Расцвет гаудия-вайшнавизма длился почти три века.

Особое значение для Рупануга-сампрадаи имел случай, произошедший в Джайпуре. Цари Джайпура поклонялись и Шри Шри Радха-Говинде, и Господу Нараяне. Но многочисленные последователи школы Рамананди были настроены против поклонения Божественной Чете Радха-Говинды и утверждали, что главным Божеством должен быть Шри Нараяна. Махарадж Джай Сингх, правивший тогда в Раджастане, покровительствовал гаудия-вайшнавам. Однако рамананди утверждали, что движение Шримана Махапрабху находится вне четырех признанных сампрадай и, следовательно, гаудия-вайшнавы не являются представителями подлинной традиции. Джай Сингх, великий преданный Господа Кришны и очень образованный человек, к тому времени изучил труды Госвами Вриндавана, Кришнадаса Кавираджа Госвами и Вриндавана Даса Тхакура. Он решил устроить философский диспут, на котором должны были присутствовать образованные пандиты и госвами, представители обеих школ. Исход этого диспута должен был решить судьбу поклонения в Раджастане.



В то время гаудия-вайшнавы признавали своим духовным лидером Шрилу Вишванатха Чакраварти Тхакура. Однако он был уже в очень преклонном возрасте. Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур желал, чтобы сампрадаю на диспуте представлял кто-нибудь из молодых образованных преданных. Выбор пал на Шрилу Баладева Видьябхушана. До того, как Шрила Баладев Видьябхушан принял учение Махапрабху, он принадлежал к Мадхва-сампрадае, поэтому хорошо знал и учение гаудиев и доктрину Шри Мадхвачарьи. Он мог отстоять подлинность традиции перед лицом критики рамананди.

Так Шрила Баладев Видьябхушан в одиночку отправился в Джайпур, чтобы принять вызов. Его задачей было обосновать принадлежность гаудия-вайшнавов к подлинной вайшнавской традиции. Рамананди опирались на учение Рамануджи и вели происхождение от Шри-сампрадаи. Шрила Баладев Видьябхушан утверждал, что гаудия-вайшнавы принадлежат к Мадхва-сампрадае. Но Мадхвачарья ничего не говорил о поклонении Шри Шри Радха-Говинде и пути рага-марга — самозабвенной любви к Шри Кришне, — которому учил Шри Чайтанья Махапрабху. Рамананди потребовали обосновать учение Шримана Махапрабху комментарием (бхашьей). В то время любая сампрадая признавалась авторитетной только в том случае, если она имела бхашью на «Веданта-сутру», «Упанишады», «Вишну-сахасра-нама-стотру» и «Бхагавад-гиту». Но в Рупануга-сампрадае не было комментария на «Веданта-сутру». Вместо него гаудия-вайшнавы почитали «Шримад-Бхагаватам», считая его комментарием, но пандиты школы Рамананди не соглашались с этим. Они требовали предъявить текст бхашьи, в противном случае спор решался в их пользу.



Шрила Баладев Видьябхушан попросил всего семь дней, чтобы составить текст комментария. Задача была поистине колоссальной, требовала значительного труда и обширнейших познаний — за столь короткий срок справиться с ней было невозможно. Отсрочка была дана, и Шри Баладев Видьябхушан отправился к Говиндадеву, Божеству Шрилы Рупы Госвами. Получив благословения вайшнавов сампрадаи, он склонился перед Говиндадевом и попросил Его милости. Через семь дней бхашья была готова.

Когда Баладев вновь явился на диспут с составленным им комментарием, пандиты почувствовали смятение. Самостоятельно написать комментарий к «Веданта-сутре» мог только великий ачарья, подобный Шанкаре, Мадхве или Раманудже. Диспут состоялся, и Шрила Баладев Видьябхушан, опираясь на собственный комментарий, опроверг аргументы рамананди и утвердил верховное положение Шри Радхи и Шри Кришны. Он доказал, что поклонение Им является наиболее совершенной и чистой формой религии. Так учение Шри Чайтаньи Махапрабху восторжествовало в Раджастане, и до сих пор в Джайпуре следуют ему и поклоняются Шри Шри Радха-Говинде.

Шрила Баладев Видьябхушан также составил комментарии к «Бхагавад-гите» и основным Упанишадам и написал множество трудов, причем не только по теологии, но и грамматике, поэтике и драматургии. Его вклад в гаудия-вайшнавизм сравним со вкладом Шрилы Дживы Госвами, а его труды — бесценное сокровище, поднесенное лотосным стопам Шри Рупы Госвами. Благодаря Шриле Баладеву Видьябхушану Рупануга-сампрадая окончательно оформилась как самостоятельная традиция.

Однако под влиянием Кали-юги учение Шри Чайтаньи Махапрабху было искажено до неузнаваемости и почти утрачено из-за ложных толкований. Подлинная суть гаудия-вайшнавизма была предана забвению. После ухода Шрилы Баладева Видьябхушана не осталось ачарьи, исполненного того духа служения, которым жил Баладев Видьябхушан. Верными сампрадае остались лишь некоторые бабаджи, погруженные в бхаджан. Широкий размах, которым отличалось когда-то движение Шримана Махапрабху, остался только на страницах писаний. В то время повсюду распространились псевдовайшнавские секты. Внешне исповедуя гаудия-вайшнавизм, внутренне они были совершенно чужды его духу и выставляли учение Шри Чайтаньи Махапрабху в искаженном виде, подчас призывая к прямо противоположному: прославляли мирские удовольствия, призывая к распущенности и безнравственности. В ответ на это те из последователей гаудия-вайшнавизма, которые старались защитить брахманскую культуру и принципы дхармы, забыли об общечеловеческих, универсальных идеалах Шри Чайтаньи и начали заявлять о своих кастовых привилегиях. Так они попали под влияние смарта-брахманов и, считая себя потомками первых учеников Шри Чайтаньи Махапрабху, решили «законодательно» закрепить это право за членами своих родов, передавая его по наследству. Теперь для того, чтобы тебя признали настоящим преданным Кришны, нужно было родиться в соответствующей семье. Верность учению, личные качества и чистота веры отошли на второй план.

Все это уронило авторитет гаудия-вайшнавов в глазах образованных и порядочных индийцев. Само слово «гаудия-вайшнав» стало синонимом безнравственности и нечестности. Необходимо было возродить авторитет Шримана Махапрабху и показать миру подлинное величие Его учения. Это возрождение произошло благодаря выдающемуся мыслителю, поэту и проповеднику Шриле Бхактивиноду Тхакуру.

 

Госвами Вриндаваны

О. Б. Л. Капур

 

Глава 3

Шри Рупа Госвами

Шри Рупа, как и его брат Санатана, уже давно осознал пустоту мира и мирских вещей - власти и богатства, имени и славы, величия, родственных связей и всего остального, что для мирского человека является чрезвычайно ценным, и ради чего он живет и умирает. Рупа с нетерпением хотел отречься от всего этого. Но нужна была искра, чтобы зажечь огонь отречения. История повествует о том, что искра эта пришла в форме замечания от прачки.

Ночью была буря. Дождь и ветер произвели большие разрушения в Гауде, столице Бенгалии, и вокруг нее. Теперь дождь перестал, но сильный ветер все еще не успокаивался. Дорога из Рамакели, где жил Рупа Госвами, в Гауду была мокрая и скользкая. Гробовая тишина, царившая вокруг, прерывалась только случайными раскатами грома. Во тьме невозможно было разглядеть ничего, кроме паланкина, сопровождаемого копейщиками, двое из которых шли впереди, освещая дорогу факелами. В свете факелов мерцала золотая бахрома паланкина. В паланкине сидел, откинувшись на подушки, Рупа Госвами, личный секретарь (Дабир Хас) царя Хусейна Бенгальского и недоумевал, зачем это понадобилось царю спешно вызывать его к себе посреди ночи.

Паланкин медленно продвигался вперед, носильщики и свита, спотыкаясь в темноте, шлепали по грязи. Их хлюпающие шаги донеслись до слуха человека, зарабатывавшего на жизнь стиркой белья и жившего у дороги. Он сказал своей жене: "Кем же может быть этот несчастный, идущий в ночи, когда неистовствуют все элементы, и ни сова, ни шакал не выбираются из своих жилищ?"

Его жена ответила: "Кто это еще может быть кроме собаки, вора, или царского раба?"

Слова прачки донеслись до слуха Рупы Госвами и поразили его в самое сердце. Он сел и отбросил подушку в сторону.

"Что?! Собака, вор и царский раб - это одно и то же! Да, да, так оно и есть. Слова безграмотной женщины не лишены смысла. Раб - это раб, и какая разница, раб ли он царя или кого-либо еще. Цепь - всегда цепь, железная она или золотая. И чем раб отличается от собаки? Собака глядит в лицо своего хозяина, и находится полностью в его распоряжении. Так и раб. Вор крадет принадлежащее другому, продает его и выручку использует в свое удовольствие. Раб делает то же самое. Он продает свою жизнь, которую Бог дал ему, чтобы он служил Богу, и деньги, вырученные от такой сделки он использует для своего удовольствия.

Я всю свою жизнь пытался разрубить цепь рабства, сковывающую меня. Но вышло ли хоть что-нибудь из этого? Власть и деньги, честь и богатство, что я зарабатывал, только лишь полировали золотую цепь вместо того, чтобы разрубить ее. Довольно с меня этого рабства! Довольно помпы и спектакля, от которого кружится голова. Это была не просто обыкновенная женщина, произнесшая слова и прервавшая мой сон, но Сама Йогамайа говорила через нее. Я должен отречься от мира и стать паломником на пути, который приведет меня к лотосным стопам Божеств моего сердца - Радхе и Кришне. И он отрекся.

Нет нужды повторять здесь подробности генеалогии Рупы Госвами, его рождения, образования, получение одного из высочайших постов в министерстве царя Хусейна Шаха, его религиозные убеждения и практику, которой он следовал несмотря на службу у мусульманского царя, его встречу с Махапрабху в Рамакели и пурашчарану, которую он совершил ради освобождения от мирских пут, чтобы отправиться во Вриндавану, что уже было рассмотрено нами достаточно подробно в предыдущей главе, посвященной Шри Санатане.

Как раз после пурашчараны Рупа и услышал зов Йогамайи. Он немедленно решил отречься от мира. Как только он вернулся из Гауды после разрешения проблем Хусейна Шаха, он сказал Санатане: "Брат, мое время настало. Я должен идти во Вриндавану. Пожалуйста, дай мне свое разрешение и благословения".

Санатану это застало врасплох. Когда Рупа рассказал ему, что стояло за его неожиданным решением отречься, он сказал: "Рупа, я тоже должен отречься от мира и отправиться во Вриндавану. Давай пойдем вместе, или позволь мне уйти первым, так как я - твой старший брат. Ты можешь последовать за мной после того, как ты устроишь дела семьи, брахманов и пандитов, которые находятся у нас на содержании".

Рупа сказал: "Я не имею ничего против этого, так как ты не только мой старший брат, я считаю тебя своим гуру. Но на тебе лежит более серьезная ответственность. Царь зависит от тебя в большей степени. Сейчас, когда конфликт с Ориссой в самом разгаре, и надвигается война, тебя никто не сможет заменить. Если мы оба выйдем в отставку и уйдем, то он начнет подозревать, что мы состоим в тайном сговоре с царем Ориссы и переметнулись на его сторону. В таком случае он может подвергнуть нашу семью пыткам и наш план уйти во Вриндавану потерпит полный крах. Будет намного лучше, если я один выйду сейчас в отставку, устрою дела семьи и всех, кто зависит от нас, а после этого отправлюсь во Вриндавану, а ты придешь позже". Санатане пришлось согласиться с его доводами. Рупа подал в отставку. Некоторых из иждивенцев он отослал в Чандрадипу, а некоторых - в Фатехабад. \\* Br. R., 1, 648-649. \\ Сам он отправился в Фатехабад на лодке со всем богатством, которое они накопили с Санатаной. Он роздал богатство своим иждивенцам - брахманам и ваишнавам, передав на сохранение доверенным людям одну четверть его и отложив десять тысяч мухуров на случай, если Санатане нужно будет бежать из тюрьмы. \\* C.C., 2, 19, 6-9. \\

 






Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.009 с.