Шрила Гурудев о сварупе дживы — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Шрила Гурудев о сварупе дживы

2019-09-26 120
Шрила Гурудев о сварупе дживы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(Стр. 320-329)

Отрывок

 

На этом ишта-гоштхи помимо Шри Гурудева было много выдающихся санньяси и брахмачари: Прапуджьячаран Шри Шримад Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж, Шри Шримад Бхакти Бхудев Шроти Махарадж, Шри Шримад Бхакти Вичар Джаджавар Махарадж, Шри Шримад Бхакти Дайита Мадхава Махарадж, Шри Нароттамананда Брахмачари (Шри Шримад Бхакти Камал Мадхусудан Махарадж), Шри Махананда Брахмачари (Шри Шримад Бхакти Алок Парамахамса Махарадж), Шри Шримад Бхакти Викаш Хришикеш Махарадж, Шри Шримад Бхакти Вигьяна Ашрам Махарадж, Шри Шримад Бхакти Прапана Дамодар Махарадж и Шри Шримад Бхакти Дживан Джанардан Махарадж. Среди них Шрипад Бхакти Викаш Хришикеш Махарадж был самым молодым. Он имел сильное желание глубже познать таттву. Преисполненный смирения, он сложил ладони и вежливо сказал: «Я давно имею сомнение относительно сварупы дживы. Я тщательно просмотрел многие книги Госвами (грантхи) и спрашивал также моих старших духовных братьев, однако сомнения мои не развеялись. В «Шри Чайтанья-чаритамрите», в наставлениях Санатане, есть утверждение о том, что джива является нитья-дасом, вечным слугой Кришны, появившимся из Его татастха-шакти.

дживера сварап хой кршнер нитйа-дас

кршнер татастха-шакти бхедабхед пракаш

(«Ч.-ч.», Мадхья, 20.108)

Когда читаешь этот стих, кажется, что способность служить Кришне вечно заложена в самом положении дживы. Соответственно, ее служение, имя, облик и т.д. должны проявиться в той или иной форме согласно ее изначальной природе, которая в данный момент сокрыта майей. С другой стороны, джива представляет собой проявление татастха-шакти, поэтому ее сварупа также должна быть татастха (промежуточной): гуру-кршна прасаде пайа бхакти-лата биджа («Ч.-ч.», Мадхья, 19.151). Прочитав эту строку, кажется, что сварупа дживы — это бесконечно малая частица сознания, которая обретает бхакти-лата-биджу (семя лианы преданного служения) по милости гуру и Кришны. В таком случае природа ее совершенства будет соответствовать природе биджи, которую она получила. Шрила Нароттам Дас Тхакур в «Према-бхакти-чандрике» выражает ту же идею:

садхане бхавибе джаха, сиддха-дехе паибе таха

 рага-патхер эи се упай

«Согласно настроению, развивающемуся в процессе практи-ки, человек обретает соответствующую сиддха-деху. Таков путь спонтанной преданности».

В этом стихе говорится о том, что совершенство, к которому мы стремимся, соответствует практикуемому нами типу садханы. Обычным людям эти утверждения кажутся противоречивыми. Заложена ли в вечной нитья-сварупе дживы склонность к какому-то определенному служению и находится ли обретаемое дживой со-вершенство в согласии с этой заложенной склонностью? Или достигаемый уровень совершенства зависит от практикуемого метода преданного служения? Пожалуйста, развейте мои сомнения».

Услышав этот вопрос, Прапуджьячаран Джаджавар Махарадж преисполнился радости и смиренно попросил дать ответ на него Пуджьяпад Шри Шримад Бхакти Ракшак Шридхара Махараджа, величайшего знатока вайшнава-шастр и глубокого философа. Шрила Шридхар Махарадж дал следующий ответ на этот важный вопрос:

«Природа дживы — это атомарная, наделенная сознанием частица духовного солнца, Шри Кришны. В госвами-грантхах душа описывается как вибхиннамша-таттва Брахмана. Смысл вибхин-намша-таттвы состоит в том, что Бхагаван обладает агхатана-гхатана-пратияси-шакти, способностью творить невозможное. Когда в Бхагаване преобладает только Его джива-шакти, наделенная атомарным сознанием, все Его экспансии (амша) в этот момент называются вибхиннамша-джива. Но когда в том же Бхагаване преобладают все остальные энергии, Его экспансии в этот момент называются свамша. Таким образом, вибхиннамша-дживы вечны.

И, несомненно, в них уже заложены присущие им методы бхагават-севы, их имена, формы и т.д. Сокрытые майей, трансцендентные облик и качества дживы не раскрываются. По милости Бхагавана — в процессе бхаджана в обществе садху — душа освобождается от влияния майи, и присущая ей сварупа проявляется.

Конечно, без садху-санги невозможно освободиться от майи и осознать свою сварупу. Поэтому садху-санга является необходимым условием. Но было бы непоследовательным утверждать, что сварупа дживы проявляется согласно типу садху-санги. Например, даже общение со Шри Чайтаньей Махапрабху или Его близкими спутниками не изменило сердца Анупама Госвами и Мурари Гупты. Мурари Гупта считается парикаром Шри Рамачандры, Хануманом. Шриман Махапрабху говорил ему, что в сравнении со Шри Рамачандрой Шри Кришна обладает большей сладостью и более того: Кришна — аватари, источник всех аватар. Услышав это от Махапрабху, Мурари Гупта решил оставить Шри Рамачандру и предаться кришна-бхаджану. Но уже на следующий день он пришел к Махапрабху и плача сказал: «Я дал перед Тобой обет совершать шри-кришна-бхаджан, но всю ночь я не мог спать. Я отдал свое сердце стопам Шри Рамачандраджи и не могу оставить Его. С другой стороны, я не могу нарушить Твою волю. Поэтому мне лучше всего расстаться с жизнью!»

С этими словами он припал к стопам Шри Махапрабху. Господь поднял его и, обняв, сказал: «Ты счастливый человек. Ты вечный спутник Шри Рамачандры. Найденный тобой путь служения Ему более всего благоприятен для тебя. Я преисполняюсь радости, видя твои экстатические чувства».

Но в то же время Шри Чайтанья Махапрабху во время путешествия по Южной Индии повстречался в Шри Рангаме со Шри Вьенкатой Бхаттой, его сыном Гопалом и двумя его братьями — Шри Трималлой Бхаттой и Шри Прабодханандой Сарасвати. В беседах с ними Шриман Махапрабху доказал превосходство Враджендра-нандана Шри Кришны, описав сладостную красоту Шри Кришны, Его качества и т.д. словами «Шримад-Бхагаватам» и других писаний, и это повлияло на сердца Его слушателей. Они получили посвящение (дикшу) в кришна-мантру и посвятили себя кришна-севе, следуя по стопам враджаваси.

Заметим, что, по мнению Госвами, Шри Прабодхананда Сарасвати является Тунгавидьей-сакхи во Враджа- лиле, а Гопала Бхатта Госвами — Шри Гуной Манджари. Ради этой лилы оба они появились в Южной Индии и совершали свой садхана-бхаджан, получив дикшу в Шри- сампрадае. Изначально они являются гопи Враджа, поэтому, хотя принадлежали к Шри- сампрадае, благодаря обще-нию со Шриманом Махапрабху обратились к шри-кришна-севе.

Таким же образом Шри Рупа и Санатана рассказывали своему брату Шри Валлабхе (Анупаму) о красоте и сладости облика Шри Кришны, а также о том, что нет ничего выше Его любовных развлечений (према-вилас). Они тоже посоветовали ему совершать кришна-бхаджан. Слова братьев произвели на Анупама огромное впечатление. Он получил посвящение (дикшу) в кришна-мантру и выразил желание совершать кришна-бхаджан. Однако на следующее утро он припал к стопам своих старших братьев и со слезами сказал: «Я отдал свою голову стопам Шри Рагхунатхаджи (Рама-чандры). Пожалуйста, благословите меня, чтобы я служил Его лотосным стопам жизнь за жизнью. Сердце мое разрывается при одной мысли о расставании с Его лотосными стопами».

рагхунатхер пада-падма чхадана на джай

чхадивар мон хойле пран пхати джай

(«Ч.-ч.», Антья, 4.42)

Шри Рупа и Санатана были счастливы, слушая своего младшего брата. Они поздравили его и обняли. Этот случай говорит о том, что садху-санга помогает дживе осознать свою сварупу, но садху-санга не может изменить эту сварупу».

Закончив, Прапуджьячаран Шридхар Махарадж попросил нашего Гурупад-падму Шри Шримад Бхактипрагьяну Кешаву Госвами Махараджа сказать что-нибудь на эту тему. Шрила Гурудев сказал: «Я глубоко размышлял над этим вопросом и, согласно своим выводам и тому, что мы читаем в книгах Гаудия-вайшнавов, могу со всей определённостью поддержать Ваши заключения. Джива обладает своей сиддха-сварупой. Присущие ей имя, облик и т.д. — вечны. Сколько бы ни было различных индивидуальных душ, каждая из них имеет свою сварупу, но покрытая майей, джива забывает о своей подлинной природе. Если ей посчастливится и она обретет садху-сангу, то по милости гуру майа постепенно исчезнет, и сварупа дживы проявится. Это можно проиллюстрировать на следующем примере. Если в одном и том же месте на берегу реки посадить семена манго, хлебного дерева и т.д., несмотря на то, что всех их питает одна вода из реки, всех освещает одно солнце и овевает один ветер, из разных семян вырастут разные деревья, которые дадут разные плоды. Хотя все деревья выросли на одной почве, воде, воздухе и солнце, они не могли вырасти одинаковыми растениями и дать одинаковые плоды, потому что семена были разными.

С другой стороны, без воды, воздуха, солнца и т.д. семена плодовых деревьев не могли бы до конца проявить заложенных в них форм. Но истиной также является то, что, несмотря на одинаковые природные условия, разные семена по-разному проявили свою внутреннюю природу и выросли в разные деревья — каждое со своими плодами и цветами. Хотя эти качества не проявлены в самом семечке, тем не менее, саженец, дерево, его листья, плоды, цветы, возраст, аромат и другие характеристики заложены в семечке. Это неизменное положение, из которого не бывает исключений.

Подобным же образом изначальные имя, облик и все остальное скрытым образом заложены в дживе. Благодаря общению с сад-гуру и вайшнавами в дживе согласно ее сварупе проявляются энергия хладини (блаженство) и самвит (вечность), и постепенно в ней раскрывается присущий ей изначальный облик.

Можно привести другой материальный пример. Если дождь идет, когда в небе стоит созвездие свати-акшатра, то попадание дождевых капель на пять различных предметов — устрицу, банановое дерево, змею, слона или копыто коровы — приносит разные результаты. В створках устрицы появляется жемчужина, в банановом дереве — камфора, на змее — драгоценный камень, в голове слона — гаджамукта (особая слоновья жемчужина), а в копыте коровы — горочана (красящее вещество, обладающее особыми качествами, которое иногда используют для пуджи). Подобно тому, как вода порождает различные субстанции в зависимости от того, куда попадает, разные ученики благодаря общению с гуру или вайшнавомпроявляют склонность служить в разных расах и достигают разные формы духовного совершенства.

В «Джайва-дхарме» Шри Враджанатх и Виджой Кумар слушали одного гуру, Рагхунатха Даса Бабаджи. Тем не менее, они проявили разные присущие им вкусы. Хотя оба достигли совершенства, Враджанатх обрел его в сакхья-расе, а Виджой Кумар — в мадхурья-расе.

Согласно «Брихад-Бхагаватамрите», Шри Нарада Госвами и Шри Уддхава, увидев Гопа-кумара, сразу заключили, что он был парикаром (вечным духовным спутником) в сакхья - расе. Присущая ему сакхья-бхава не изменилась под влиянием общения даже со Шри Нарадой Госвами, Уддхавой, Хануманом и другими. Если присущее душе служение может измениться под влиянием общения, то почему же сварупа Уддхавы не изменилась благодаря общению с гопи?

Шримати Яшода тоже общалась с гопи, но ее сварупа от этого не изменилась. Сокровенный смысл состоит в том, что до тех пор, пока cадхака в процессе практики не осознал свою сварупу, он совершает свой садхана-бхаджан согласно общению. Однако когда он освобождается от анартх, в нем постепенно в форме одного из вкусов (ручи) проступает изначально присущее ему настроение, и его внутренняя природа раскрывается. Заметив, к какому вкусу и т.д. склонен ученик, Шри Гурудев просто называет вид его взаимоотношений и одиннадцать типов бхавы, давая ему возможность совершенствоваться в бхаджане.

Иногда садхака, наделенный более высокой расой, из-за общения с преданными, находящимися в дасья- или сакхья-расах, совершает служение или поклоняется в более низкой расе. Со временем он начинает чувствовать неудовлетворенность. Обретя более возвышенное общение, он оставляет прежнее настроение и проявляет естественную для себя бхаву.

Мнение Шрилы Бхактивинода Тхакура, Седьмого Госвами, в этом вопросе довольно ясно. Объясняя стих чето дарпана марджанам («Шри Шикшаштака», 1), он пишет:

чето дарпана маджанам итйадина дживасйа сварупа таттвам вивртам. татха шримадждживачаранах дживакхйа-самаста-шакти вишиштасйа парама-татт-васйа кхалвамша экодживах. татха шримад веданта бхашйакаро ’пи — вибху-чаитанйам ишваро ’нучаитанйам дживах, нитйам гйанадигунакатвам асмад артхатвам чоб-хайатра гйанасйапи гйатртвам пракашасйа равех пракашакатвавадавидруддхам. етена дживасйа нутвам чит-сварупатвам шуддхаханкара шуддха-читта — шуддха-деха-вишиштатвам ча гйапитам. пареша ваишмукхйат бахиранга-бхававиштатвачча шуддхаханкарагата шуддха-читтасйавидйамала душанам апи шeчитам.

«Истинная концепция сварупа-таттвы дживы дана в стихе чето дарпана марджанам. Сиддханта Шрилы Дживы Госвами в этом вопросе следующая: когда в Верховной Абсолютной Истине всецело преобладает только энергия джива-шакти, все Его мельчайшие экспансии в этот момент называются дживами. Баладев Видьябхушан, автор «Шри Говинда Бхашьи», комментария к «Веданта-сутре», выражает аналогичное мнение: ишвара — это Высшее живое существо, которое обладает сознанием в наивысшей степени, тогда как джива

— живое существо, наделенное ограниченным сознанием. Ишвара вечно сияет всеми благоприятными, безграничными, трансцендентными качествами. Он обладает абсолютно чистой аханкарой (эго). Он одновременно олицетворение знания и обладатель знания. Подобным же образом джива имеет свою собственную чистую сварупу. Большинство качеств ишвары частично присутствуют в дживе. Эта концепция не противоречит логике, потому что в атомарных частицах солнечного света можно увидеть все качества солнца. Точно так же дживы частично обладают качествами парататтвы. Джива также имеет чистую аханкару. Но когда джива отворачивается от Парамешвары, майа скрывает ее чистую сварупу. И наоборот, когда джива об-ращается к Парамешваре, занавес майи, скрывающей энергии, спадает, и раскрываются чистая сварупа и качества дживы. В тот же момент она непосредственно осознает свою сварупу.

Из этой сиддханты становится ясно, что джива является бесконечно малой, атомарной частицей сознания. Ее внутренняя природа духовна, чинмайа-сварупа. Ее чистая аханкара, чистое сознание, чистый облик, форма служения и т.д. непосредственно заложены в ее сварупе.

шравана - киртанади-садхана самайе йада шуддха-бхактир удети тада свасйа ’видйатвам парихртйа видйайа чидетара витршнаджа-нанис апи дживашйа стхулилам гамайасаупадхика-деха-двайам видйашйа тасйа сварупа-гата шуддха-чид-дехам адхдикара бхедена мадхура-расасвадана йатанам. гопика дехам апи пракаnайати.

Если садхака-джива продолжает слушать и повторять святое имя, в его сердце проявляется чистое бхакти, и под действием хла-дини и самвит, или, другими словами, бхакти-деви, он освобождается от всех желаний и устремлений помимо служения Бхагавану. Как только джива избавляется от авидьи (невежества), ее грубая и тонкая оболочки разрушаются благодаря действию видья-вритти, энергии знания. И в тот же момент проявляется изначально чистое трансцендентное тело дживы. Если джива достойна вкусить мадхурья-расу, то проявляется ее чистое, духовное тело гопи.

Теперь необходимо примирить два утверждения. В «Према-бхакти-чандрике» сказано: садхане бхавибе джаха сиддха-дехе паибе таха. «О чём человек медитирует совершая преданное служение на стадии садханы, такое духовное тело он и получит на стадии совершенства».

В «Хари-бхакти-судходайе» (8.51) можно найти такое утверждение: йасйа йат сангатих пумсо маниват сйат са тад гунах. [«Подобно тому, как бриллиант отражает качества предметов, джива принимает соответствующие качества согласно типу общения».] Это не означает, что сварупа дживы подобна совершенно прозрачному кристаллу и её сиддха - сварупа проявляется в зависимости от типа общения. Следует понимать так, что когда обусловленная душа совершает действия, которые называются ангами (составляющими) шуддха-бхакти, такие, как слушание и воспевание о Кришне в обществе чистого преданного (сад-гуру) и вайшнавов, в это время благодаря влиянию сварупа-сиддха-бхакти она избавляется от всего нечистого — авидьи, анартх и проч., и в ней начинает проявляться подобие (абхас) качеств, вечно присущих дживе. Именно для таких садхаков Шрила Рупа Госвами дал наставление: сваджатийасайа снигдха («Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.91). «Следует общаться с теми вайшнавами, которые проявляют к нам любовь и внимание (снигдха) и имеют то же настроение в любовном служении Кришне, к которому мы стремимся». В это время дикша-гуру, шраван-гуру или шикша-гуру, видя внутренние качества садхаки, раскрывает ему экадаша-бхаву (одиннадцать составляющих сварупы), как это предписывается на пути шри рагануга-марга для продвижения в бхаджане. Таким образом, садхака в этой ду-ховной сиддха-дехе совершает бхава-бхаджан с тем, чтобы проявилась его сиддха-сварупа. Следующая шлока из «Шримад-Бхагаватам» хорошо иллюстрирует этот момент:

киnах пешаскрта руддхах кудйайам таманусмаран

 самрамбха бхайа йогена виндате тат сварупатам

«Оса силой удерживает гусеницу в своей норке. В страхе и беспокойстве постоянно думая об осе, гусеница со временем сама становится осой» («Бхаг.», 7.1.27).

Этот же принцип применим в отношении садхаков, следующих пути рагануга-бхакти. В процессе садханы постоянно думая о служении Шри Кришне и Его играх, медитируя на свое внутрен-нее духовное тело, полностью поглощенный этим, садхака оставляет свои грубое и тонкое материальные тела, рождается во Врадже согласно своей сиддха-дехе и посвящает себя служению, которое прежде было предметом его размышлений.

Итак, изначальные и вечные имя, облик и настроение дживы в непроявленной форме присутствуют даже в обусловленном состо-янии души. Эта вечная сварупа начинает проступать по милости сварупа - шакти, особенно под действием энергий хладини и самвит. Шрила Рупа Госвами написал в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.2):

нитйа сиддхасйа бхавасйа

пракаnйам хрди садхйата

«Нельзя сказать, что садхана рождает нечто совершенно новое. Садхану совершают только ради того, чтобы проявилась вечно совершенная бхава, присущая сварупе дживы»».

Собравшиеся вайшнавыбыли счастливы услышать такое глубокое, подробное объяснение, особенно Шрипад Бхакти Викаш Хришикеш Махарадж. Он сказал: «Я перед Вами в вечном долгу, потому что сегодня я избавился от сомнений, так долго мучавших меня».


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.