Путь праведных и путь нечестивых — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Путь праведных и путь нечестивых



Раскрытие понятий первого псалма (динамика греха).

1.Путь христианина – это благочестие, противопоставленное нечестию, греху, разврату – три состояния греха по Пс.1.

2.Соотнесение воли человека и времени его жизни с Законом Бога.

3.Раскрытие понятия успех, как плод праведной жизни.

 

II. ТЕМА ПО СИМВОЛУ  ВЕРЫ:

«Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, всего видимым же всем и невидимым».

1.Что такое Вера? «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11.1)

2.Понятие о Едином Боге Творце.

3.Понятие о творении.

 

Часть I.

Путь праведных и путь нечестивых – или значение выбора в жизни человека.

Можно много рассуждать о смысле жизни и об истине, но от этого жизнь наша не измениться, если в человеке, внутри его сердца не произойдет выбор. Выбор между правдой и неправдой, честью и нечестием, праведностью и развратом.

В Библии эта тема явно и четко раскрывается в первом псалме Давида, о котором сегодня мы поговорим подробно.

В истории Церкви есть множество примеров, как человек совершает такой выбор, расскажу лишь один. Существует такая благочестивая история из жизни Святого Антония Великого, основателя монашества, когда к нему пришел один молодой юноша, которого звали Павел, и спрашивает его: «Что мне делать, Авва?» (чтобы спастись).

И святой Антоний говорит ему: «Читай три строчки первого псалма, иди и исполняй их. Вот они три строчки первого псалма: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей». Исполни и приходи ко мне будешь дальше следовать по этому пути». Пошел юноша исполнять эти строчки и пропал. И приходит уже через 20 лет к св. Антонию умудренный, почти пожилой человек. Антоний не узнал его и говорит: «Ты кто и где ты был?». И тот ему открыл, что он эти 20 лет исполнял указанные строчки и не где-нибудь, а в пустыне.

За ту простоту, с которой этот Павел воспринял Слово Божие, за то как близко к сердцу он его воспринял, Церковь наделила его именованием Препростый, Павел Препростый. И, действительно, история говорит что потом Павлу Препростому Господь дал обильную благодать, что с самыми сложными случаями, когда приходили к св. Антонию люди и спрашивали какого-либо совета, а св. Антоний вдруг затруднялся, он отправлял к Павлу, и Павел в своей простоте вразумлял этих людей и они уходили с благодатью Божией, они уходили просвещенными.

Из этого примера мы видим, что человек, который совершил правильный выбор, уже спасается в надежде своей и конечно через него начинает действовать Господь чтобы помочь другим людям.



Теперь давайте посмотрим что говорит об этом Священное Писание – Библия, а именно первый псалом Давида из Псалтири:

1.Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителе.

2.Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!

3.И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.

4.Не так - нечестивые; но они - как прах, возметаемый ветром с лица земли.

5. Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники - в собрании праведных.

6. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

Сравнивая этот Псалом с историей Павла Препростого, возникает вопрос: как Павел, живя в пустыне, узнал о том, что значит ходить на совет нечестивых и стоять на пути грешных, как же он мог найти в пустыне это всё, ведь там нет людей?

Но я бы хотел начать с конца, с 6-го стиха этого псалма и сказать, о чем этот псалом в принципе. «Ибо знает господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет». Этот псалом о пути человеческой жизни. Потому что часто думает человек: «вот как на нас смотрит господь?». Мы друг на друга часто как смотрим? Тот ленивый, этот такой, тот сякой. Часто мы смотрим на человека, исходя из его каких-то качеств, которые бросаются в глаза. Мы смотрим на человека из желания сможем ли мы общаться с ним или нет, приятно нам с ним или нет, легко ли нам с ним, тяжело ли нам с ним. Смотрим с утилитарной точки зрения, часто мы хотим использовать человека. Господь совершенно по-другому смотрит на человека. Господь знает путь праведных. А путь нечестивых погибнет. Господь смотрит на путь человека . Не на самого человека, что он представляет в данный момент сам из себя. Мы можем в данный момент быть необычайно грешными.



ОГЛАШАЕМЫЕ: Господь сразу знает человека и видит, на что он способен?

ВЕДУШИЙ: Для многих это очень сложный вопрос. Библия нам говорит о том, что возможность праведности дана человеку с самого рождения. Возможность того, чтобы с детства человек начинал жить с Богом. И эта возможность ему дана, заложена в его сердце. В этом и есть образ человека. Образ Божий в человеке – это возможность его праведной жизни здесь на земле. Господь знает наш путь, нам только нужно узнать этот путь, который Господь нам предлагает пройти.

Но мы задаем себе вопрос, можем ли мы это почувствовать или еще как – то понять? Ответ заключается в том, что если человек ищет праведности, то он всегда осознанно сталкивается с выбором. Можно сказать, что это интеллектуальная или экзистенциальная проблема. Нет, не всё дело в интеллекте здесь, не всё дело в умственных способностях, в разумных способностях. Это именно тайна человеческого сердца в глубине его бытия, в глубине его природы.

Почему мы говорим экзистенциальная проблема? На языке философии экзистенция – означает само существование человека, обращение к его сущности, к глубинной основе всего его существа.

В глубине сердца происходит выбор пути человеческой жизни. Как он происходит – это тайна, всегда останется тайной. Конечно, здесь множество факторов сказывается – и воспитание, в какую среду он попадает, какие на него люди влияют; какие у него способности, какие у него таланты; какие страсти он получил в наследство от своих родителей, какие в нем страсти воспитало окружение. Масса таких факторов влияет на человеческую сущность. Но в итоге, тайна человека заключается в том, что мы не знаем, как и когда происходит выбор. Но мы знаем, что это в человеческой воле совершить правильный выбор. Первый псалом говорит именно об этом, что это в человеческой воле. И вот давайте к нему и обратимся.

Начнем по-порядку: первая фраза с чего начинается этот псалом: «Блажен муж». Я сразу хочу спросить ВАС: если здесь стоит слово МУЖ, то могут ли быть блаженны женщины?

ОГЛАШАЕМЫЕ ВЫСКАЗЫВАЮТСЯ.

ВЕДУЩИЙ: Но почему стоит муж?

ОГЛАШАЕМЫЕ: например – «Наверное, потому что мужчина всё-таки глава» и т.д.

ВЕДУЩИЙ: Нет, здесь слово «Муж» говорит нам о некотором качестве того, кто делает выбор. Слово – термин «Муж» говорит, прежде всего, об ответственности человека. Кто такой мужчина, совершенно, верно, глава, тот, который за всё всегда ответит, в любом случае ответит, хочет он того или нет, он будет отвечать. Но человек, который осознает, что он будет отвечать, и осознает, как он будет отвечать, за что он будет отвечать, и в соответствие с этим делает правильные поступки в своей жизни, такой муж блажен.

Поэтому мы можем сделать вывод, что человек, который осознал, что он должен отвечать за свою жизнь, за тот выбор, который он делает в своей жизни, тот и блажен. Здесь как бы первая маленькая ступенька.

Есть такая книга даже одного современного православного священника о. Евмения «Духовность как ответственность». Пока человек не осознает, что он должен дать ответ себе и Богу о том, что он выбирает, то он не станет, по большому счету человеком. И апостол Петр нам говорит в своем послании: «Каждому, кто вас спрашивает, дайте отчет в своем уповании». То, на что мы уповаем, христиане, мы должны дать правильный отчет, правильно, разумно ответить вопрошающим: «А почему мы уповаем на Христа распятого, в чем сила нашего упования?» Вот ответственность – это первая ступенька на «пути к жизни».

ОГЛАШАЕМЫЕ: это очень повышенные требования к человеку. Требования понятные в логике Священного Писания, но в настоящей жизни мы мало, что различаем в себе. Потому ответственности мало, она есть, конечно, но её очень мало у людей. Современный человек бежит от ответственности, человек боится ответственности. 

ВЕДУЩИЙ: Это, конечно, высшая планка, то о чем здесь говорится в псалме, тем не менее, с ответственности начинается духовная жизнь. Просто другое дело, что человек должен отвечать сначала за свою жизнь, потом, если человек делает выбор, идет за Господом, Господь ему ещё кого-то может вверить. Но, тем не менее, если человек создает семью, то он этот выбор должен сделать. Как таких людей называют, которые не делают выбор, которые безответственные? Инфантильные. Инфантильный человек, в чем его особенность, с ним никогда не договоришься и ничего с ним не сделаешь никогда, он всегда тебя будет подставлять. Вы знаете, наверное, это по своей работе. Если ты видишь, что человек инфантилен, бесполезно с ним что-то делать, потому что он не отвечает за себя. А если он не отвечает, от него можно ждать всего, чего угодно.

ОГЛАШАЕМЫЕ: Но человек способен измениться, даже если он инфантилен.

ВЕДУШИЙ: Да конечно мы верим в человека, но в чем наша вера заключается – в том, что человек способен сделать выбор и выбор правильный.

ОГЛАШАЕМЫЕ: Но что должно повлиять на человека, прежде чем он сделать этот правильный выбор?

ВЕДУЩИЙ: Человек сам может начать искать подлинный смысл того, что с ним происходит в жизни и это всегда первый шаг, который зависит только от него.

Но всё-таки обратимся к псалму. И вот этот муж, который осознал свою ответственность, в каком случае он будет блажен? И вот здесь мы видим как понимание блаженства раскрывается библейским языком, библейским приемом. Такой язык называется в богословии «язык отрицания». Т.е. когда какое-то явление или понятие показывается через то, что «не» является им. Такое отрицание, на греческом языке называется апофатическое богословие или апофатическое высказывание. «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, не стоит на пути грешных, не сидит в собрании развратителей». Вот такая триада: нечестивые, грешные, развратители.

Итак, вопрос к ВАМ - что такое нечестие, с чем это слово связано, что в корне его?

ОГЛАШАЕМЫЕ: Люди, которые нарушают Закон Божий.

В.: Это не совсем точно, я бы сказал. Какое слово лежит в основе «нечестия»?

О.: Честь. Есть женская и мужская честь. Человеческое достоинство.

В.: Совершенно верно, хорошо, что мы знаем это. Человеческое достоинство. Достоинство того, кого Господь сотворил. Честь это достоинство, в котором Бог сотворил человека. Давайте мы разберем слово «нечестивые» – кто это такие?

О:. По аналогии, те люди, которые не имеют человеческого достоинства.

В.: Не только. А если они не имеют, значит что они делают?

О.: Значит, они грешат.

В,: Не совсем верно. Они не могут воздать её, тому, кто имеет это достоинство. Здесь, видите, какая связь, человек, который не умеет воздавать чести ближнему своему, он сам не имеет этой чести.

О.: Это так сложно.

В.: Почему сложно-то. А если человек не знает Божьего достоинства, сможет ли такой человек воздать честь Богу?

О.: Конечно нет.

В.: Нечестивые – это, прежде всего, те люди, которые не то что бы не знают Бога, они не задумываются о том Кто такой Бог, и конечно не задумываются чтобы воздать честь Богу, не думают о достоинстве Того, кого они, может быть, отвергают, кого они хулят. Из этого проистекает все остальные проблемы человеческого существования: они не умеют воздавать честь человеку, честь миру, в котором живут, и поэтому всё вокруг них разрушается. Но это уже следующие ступени. Всё начинается с простого.

А где происходит это нечестие?

О.: В душе.

В.:В сердце человеческом происходит. Если человек в сердце своем знает, как воздать честь, то он может это сделать по-разному – сердце подскажет.

О.: Приведите простой пример: человек воздает честь.

В.: Простой пример – это слон в посудной лавке: он никогда не воздаст посудной лавке должную честь, он придет и там всё разгромит.

О.: Но это животное, а человек?

В:. Ну, точно также, это же образное поведение. Вспоминается фильм «Собачье сердце». Евстигнеев в главной роли говорит, что разруха-то в головах происходит. Если каждый приходит и не снимает галош и ходит по мрамору в грязных сапогах и везде всё топчет, вот он самый простой пример из жизни, человек становится разрушителем. И такие люди они всем неприятны. Их называют хамами, их называют … много разных названий, не будем перечислять, но самое главное – хамство. Мы помним, с чего был проклят Ханаан, если мы обратимся к библейской теме. Ной проклял Ханаана, сына Хама, за хамство своего отца. И хамство стало нарицательным именно в плане не воздания чести. Хам не воздал чести своему отцу. Пускай отец согрешил, или ещё что-то было.

В связи с этим перед нами встает очень острый вопрос: кому мы должны воздавать честь? Если перед нами явный грешник, должны мы воздавать ему честь или нет, мы как христиане?

О.: Наверное, нет.

В: Хорошо, вспомним Христа. Господь воздавал всем честь каждому свою! Христианин должен всегда помнить, глядя на человека, что перед ним образ Божий.

О.: Мы это знаем, сердцем, но мы так не поступаем.

В.: Вот видите, с чего начинается совет нечестивых. Если мы обратимся к Павлу Препростому, то, живя в пустыне, живя в мире, можно учиться воздавать честь хотя бы тому миру, в котором ты живешь, Богу, к которому ты идешь, и хотя бы самому себе, потому что тебя сотворил Господь. Нужно научиться воздавать честь и самому себе. Если человек становится чего-то недостоин, то он становится нечестивым . Я почему привел пример Павла Препростого, что он был абсолютно прост и знал всего три строчки из псалма. Есть вещи, которые недостойны человека, и их человеку недостойно совершать. А есть вещи, которые достойны человека, и к ним человек должен стремиться, тогда он свое достоинство человеческое, в котором его Господь сотворил и выявляет.

О.: Но Павел Препростый он ведь тоже имел жизненный опыт до того, как он попал к этому старцу.

В.: Все мы имеем какой-то жизненный опыт. Но неслучайно его назвали Препростым, что он был простой, наверное. Мы не знаем его, какой он был, образованным или необразованный. Человек, если он осознает в своем опыте какие-то истины, выраженные в словах, способен поставить перед собой вопрос: что достойно, а что не достойно. Это то же самое, как Маяковский говорил: «Что такое хорошо и что такое плохо». И если мы вспомним Маяковского, гениальное, на мой взгляд, стихотворение детское, все, думаю, его наизусть знают. Хотя это стихотворение и было написано в советскую эпоху, там эта мысль осталась. Я считаю, это хорошее произведение, его можно читать и детей на нем можно учить, маленьких детей.

О.: Т.е. оно не противоречит христианству.

В.: Нисколько не противоречит. Более того, таким образом, оно выявляет христианство. Несмотря ни на что, в нашей стране даже в советский период были христианские ценности. И такой человек, как Маяковский, я его глубоко уважаю, несмотря на то, что он был и безбожником, что он смог написать такое стихотворение для детей. Человек на детском уровне должен воспринять и воспитать в себе достоинство. Отсюда идет благородство.

О.: Но ведь воспитывают родители?

В.: Конечно. Но если мы говорим о человеке сформировавшемся, то он сам может начать себя воспитывать. Он может посмотреть на свою жизнь. Как бы родители не воспитывали, нет человека, который жил бы и не согрешил, говорит нам царь Соломон. Нет такого человека, поэтому какие бы родители прекрасные не были, аристократы, святые может даже быть, всё равно какие-то личные грехи, так или иначе, будут сказываться на воспитании ребенка. Всегда. Так или иначе. Конечно, весь вопрос в мере. Поэтому всегда человеку, даже если он воспитан был прекрасным христианским воспитанием, всё равно ему есть в чем над собой работать.

Вот пример, великий святой Василий Великий. Он воспитан был в прекрасной православной семье. В его семье сонм святых. Ему дали хорошее воспитание, благородное, и он был прекрасно образован в то время. Но, тем не менее, мы знаем, что Василий Великий нес покаянный труд по работе над своей душой, над своими чертами, которые он хотел в себе исправить.

Вот мы разобрали первую ступеньку «пути к смерти» – нечестие, которое зарождается в сердце, когда человек не задумывается, что достойно его, а что не достойно его, что честно, а что не честно. Когда человек перестает об этом задумываться, даже в мелочах, он становится нечестивым.

И вот нечестие – это внутреннее состояние. Человек как бы ещё не согрешил, не совершил греховного поступка. Какого-то конкретного, может быть, страшного греховного поступка. Но он близок ко второй ступени. Это совершение греха. Если человек не задумывается об этом, он может совершить ошибку, большую ошибку в своей жизни. Как и происходит часто у нас, мы в самом начале жизни совершаем множество таких ошибок, которые искажают нас и нашу жизнь. В каком то смысле они навсегда, оставляют неизгладимый след в душе. Только путем глубочайшего покаяния, опытной жизни в Боге и в Церкви, усиленной молитвы, человек может исправить эти ошибки. К слову говоря, с греческого языка слово грех так и переводится на русский как ошибка, не попадание в цель.

О.: И тем не менее разобраться по настоящему в этом псалме сложно, два пути Давида, то как вы сейчас это подали, и пытаетесь раскрыть, для людей с интеллектуальным мышлением понятно, а для простых – сложно.






Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.012 с.