Методические разъяснения к программе из 12 бесед. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Методические разъяснения к программе из 12 бесед.

2019-09-17 201
Методические разъяснения к программе из 12 бесед. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ПОДГОТОВКИ МИРЯН КО КРЕЩЕНИЮ И ДРУГИМ ТАИНСТВАМ В ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ

Свящ. Александр Сандырев

 

Цель миссионерской работы священника – помочь человеку обрести покаяние и веру, а результатом этого является принятие человеком свободного и ответственного решения о вступлении в Церковь.

Человек, принявший это решение, призван пройти катехизацию, состоящую из 2х этапов:

1.педагогическое сопровождение на пути к крещению – оглашение;

2.введение в таинственную, литургическую и общинную жизнь Церкви – собственно катехизация (после крещения).

 

Необходимо различать

 оглашение и катехизацию.

 

Мы говорим, что катехизация – это помощь при воцерковлении, помощь в обретении христианского образа жизни. Полноценная катехизация может проводиться только по отношению ко взрослым невоцерковленным людям вне зависимости того, были они крещены или нет.

Под оглашением мы будем понимать начальную катехизацию –  подготовку к крещению, к вступлению в Церковь в случае некрещеного человека и подготовку к первому Причастию в случае человека крещенного номинально.

 

Ø Оглашение базируется на живой вере в Бога и личном покаянии.

Под оглашением Церковь всегда понимала время подготовки ко крещению, когда человеку, желающему крестится церковная община в лице своего предстоятеля помогала:

1) утвердиться в исповедании Иисуса Христа – Богом;

2) утвердиться в подлинной мотивации ко крещению (не из-за житейских причин, а из-за любви ко Господу);

3) утвердиться в решении изменить свою жизнь согласно заповедям Господа – т.е. принести подлинное покаяние (на первом этапе – перестать совершать «смертные грехи»).

Огласительные беседы предпочтительнее проводить священникам, дьяконам или катехизаторам. В случае проведения бесед мирянином или дьяконом необходимо личное знакомство священника с готовящимися к участию в Таинствах.

 

Ø катехизациЯ в наше время должна пониматься как содействие вхождению в сознательную церковную жизнь (воцерковлению) тех, кто принял решение стать церковным человеком и вести церковный образ жизни вне зависимости от факта крещения человека. Иначе говоря, катехизация – это воспитание в вере, включающее в себя, прежде всего изучение основ христианской веры и евангельской нравственности, направленное на воспитание любви и благоговения перед Богом, Его Церковью и людьми как Его образом и подобием.

Вот что недавно по этому вопросу сказал Святейший Патриарх Кирилл во время своего Архипастырского визита на Украину: «Данные статистических опросов показывают, что подавляющее большинство жителей нашей страны в той или иной степени ассоциирует себя с Православием. Это является их свободным личным выбором. Конечно, факт принадлежности к Церкви по Крещению не отменяет необходимости воцерковления, индивидуального осмысления своего места в церковной общине. Привлечение верующих к более активной церковной жизни в настоящее время составляет одну из главных задач нашей пастырской работы».

При организации катехизации номинально крещеных людей присутствует соблазн начать собственно катехизацию раньше проповеди Евангелия и обретения Веры во Христа. Современная ситуация требует того, чтобы эти два вида деятельности – миссионерская проповедь и катехизация – воспринимались целостно и предлагались в цельной миссионерско-катехизической программе. Современная катехизация должна восприниматься, прежде всего, как следствие плодотворной миссионерской проповеди. Часто номинально крещеные люди не исповедуют Иисуса Христа своим Спасителем.

Цель оглашения – дать возможность человеку проверить истинность своего выбора и, с другой стороны, – Церкви проверить этого человека, искренность и последовательность его христианских намерений (по его духу и плодам по отношению к Богу, к себе и ближним).

Именно на этом этапе, возможно, помочь человеку изменить свою мотивацию в случае ее ошибочности (например: при крещении ради сохранения здоровья). Важно помнить, что прежде, чем требовать от человека произнесения обетов Крещения, необходимо познакомить его с содержанием Веры, по которой он обещается жить, и объяснить само чинопоследование Крещения.

 

Научение новообращенных христиан предполагает:

· Во-первых, знакомство человека со Священным Писанием Нового Завета и раскрытие на его основании христианских ценностей в их иерархическом строе, а также ознакомление человека с основным богословским и культурным понятийным аппаратом.

· Во-вторых, знакомство с Символом веры и с ключевыми моментами церковной жизни (Крещение, Евхаристия, покаяние, священство, брак).

· В-третьих, начальное свидетельство христианской нравственности, которое в свою очередь предполагает знакомство с евангельскими заповедями, основами духовной жизни.

Необходимо также познакомить человека с дисциплинарными требованиями, имеющими основания в канонических текстах, признанных всей полнотой Церкви, а не с традициями местной церковной общины. Необходимо также донести до человека и принципы пастырского снисхождения, продиктованные современной действительностью и отраженные в деяниях Соборов и постановлениях Священного Синода Русской Православной Церкви в период новейшей истории.

 

Метод оглашения – воздействие на человека с целью его воспитания и возрастания – есть педагогика. Существует педагогика веры, на которой и основывается катехизация. Как и всякая подлинная педагогика, она коренится в Божественной педагогике, педагогике Промысла Божия, педагогике Любви, как по сути, так по формам и методам. В педагогике веры могут и должны применяться основы общей педагогики.

Необходимо помнить о фундаментальной особенности веры: когда речь заходит о педагогике веры, подразумевается не передача человеческого учения, хотя бы даже самого возвышенного, а Откровения Божия. Любой педагогический метод полезен при катехизации настолько, насколько он помогает передаче веры и искусству воспитания в ней, если же он приводит к чему-то противоположному, то не имеет никакой ценности.

В катехизации необходимо учитывать индивидуальность каждого человека, уникальность и обстоятельства его жизни.

Воцерковление может быть построено только на основании искренних, доверительных отношений с людьми в форме диалога. Мы должны учиться видеть человека, доверять ему и понимать, что происходит в нем.

«Свидетельство не может быть монологом – оно предполагает слышащих, предполагает общение. Диалог подразумевает две стороны, взаимную открытость к общению, готовность к пониманию, не только "отверстые уши", но и "расширенное сердце» (2 Кор. 6.11)» (Деяния Юбилейного Архиерейского Собора).

Для организации полноценной катехизации взрослых желательно (за исключением особых случаев) со временем перейти от практики еженедельного крещения к практике еженедельной относительно продолжительной подготовки ко крещению – с тем, чтобы со временем, возможно, отойти от практики еженедельного и ежедневного крещения, при которой смысл Таинства не ясен воспринимающим его, а подготовка невозможна в силу отсутствия достаточного времени.

В наше время оптимальным видится организация Крещения как торжественного и значимого события в жизни всей приходской общины примерно 4-6 раз в год. Только при таком подходе станет возможным набирать группы желающих креститься и после прохождения ими первого этапа оглашения формировать группы из искренне желающих и ответственных оглашаемых для подготовки их к самому крещению (первому причащению).

Для работы с такой группой между крещениями есть два-три месяца, что вполне достаточно.

В исключительных случаях возможна минимальная катехизация. Она может быть осуществлена в ходе проведения нескольких тематических бесед. Их количество определяется исходя из пастырской рассудительности и заботы, о желающих глубже познать веру.

 

Содержание оглашения – описание цикла из 12 бесед.

В нашей епархиальной программе оглашения мы предлагаем цикл из двенадцати бесед. Беседы целесообразно проводить каждую неделю по одной беседе с назначением домашнего задания. Таким образом, весь цикл занимает три месяца.

Дидактическая часть цикла складывается из четырех блоков, каждый блок содержит 3 беседы.

Первый блок состоит из бесед, посвященных выяснению и уточнению с оглашаемыми   смысла жизни человека с точки зрения Священного Писания и Православной веры.

В беседах необходимо на основе примеров из Священного Писания помочь оглашаемому соотнести его жизненный опыт (мировоззрение) с библейскими категориями и понятиями.

Второй блок состоит из бесед, помогающих оглашаемому понять и принять Божий замысел о назначении человека при сотворении его и места человека в мире и истории.

После раскрытия Божьего установления о человеке, оглашаемому раскрывается понятие о грехопадении как разрушение человеком своего назначения и отчуждение себя и мира от Бога.

Третий блок состоит из бесед, раскрывающих отношение Бога к человеку и миру.

 В беседах важно раскрыть промысел Божий и заботу о спасении человека на примерах из Священного Писания и истории Церкви, а также раскрыть смысл создания Господом Иисусом Христом Церкви как Богочеловеческого организма для спасения человека.

Четвертый блок состоит из бесед, помогающих осознать оглашаемому свой личный духовный путь спасения в общении с Богом и Его Церковью.

В этих беседах необходимо раскрыть следующие вопросы:

1) крещение как умирание и воскрешение со Христом;

2) Церковь как дом Божий, Тело Христово, духовную семью;

3) обязанности верных христиан;

4) служение в церковной общине.

Беседы построены по принципу соотнесения ключевых тем и примеров из Священного Писания с раскрытием смысла Символа Веры, при этом необходимо все сказанное во время беседы иллюстрировать, подтверждать примерами из жизни Господа нашего Иисуса Христа описанных в Евангелии. Для этого катехизатор и оглашаемый должны иметь план бесед, который разбит на три части связанные меду собой по смыслу в рамках одной беседы.

 

Краткое изложение основных принципов подготовки мирян ко крещению составлено на основе документов:

1. Программа Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации «Катехизация в Русской Православной Церкви на современном этапе»

http://www.cdrm.ru/project/29-11-07/doc-58.htm

2. Программа катехизации Калужской епархии:

http://oroik.prokimen.ru/cate/201-fil.html

3. Программа катехизации Ростовской епархии:

http://missionerdona.ru/content/view/11/81/

http://missionerdona.ru/content/view/10/81/

4. Методика и практика оглашения в Екатеринбургской епархии

       (Миссионерский и Катехизаторский отдел).

       http://www.parus-ekb.ru/missioner/katexiz/

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ОГЛАСИТЕЛЬНЫХ БЕСЕД

Беседа 1

· Тема по Священному Писанию.

Название: Путь праведных и путь нечестивых

Раскрытие понятий первого псалма (динамика греха).

1.Путь христианина – это благочестие, противопоставленное нечестию, греху, разврату – три состояния греха по Пс.1.

2.Соотнесение воли человека и времени его жизни с Законом Бога.

3.Раскрытие понятия успеха, как плода праведной жизни.

4.Суд Божий – это встреча с Любовью Божией.

· Тема по Символу Веры.

«Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым».

1. Что такое Вера? «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11.1).

2. Понятие о Едином Боге Творце.

3. Понятие о творении.

 

· Литература

«Псалтирь» псалмы 1, 31, 50.

«Евангелие от Матфея».

«Евангелие от Марка».

«Евангелие от Луки».

*За весь цикл бесед важно прочитать первые три Евангелия три раза по кругу.

Беседа №2

· Тема по Священному Писанию

Название: Понятие о Страхе Божием, как о премудрости. Понятие о двух путях.

1) Начало мудрости – страх Господень, как доброе разумение в пути. («Книга Притчей Соломоновых»).

Страх Божий, как свойство верующей души, мы можем видеть у всех библейских праведников.

Какую причину назвал Иосиф, отказавшись мстить братьям за то, что они продали его в рабство.

История с бабками повитухами, которые отказывались выполнять приказание фараона.

Так же, три состояния отношения с Богом по Евангелию – раба, наемника и сына.

2) Премудрость Божия и мудрость человека – умение себя видеть в Промысле Божьем.

3) Путь жизни и путь смерти («Книга Притчей Соломоновых» притчи 4,10):

а) постановка и достижение духовной цели;

б) сопереживание и сотрудничество с Богом;

в) обеты крещения – моление о чаше «Я есть путь, истина и жизнь».

 

· Тема по Символу Веры.

«И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша».

1.Как понимаются имена:

–«Иисус» – Спаситель,

–«Христос» – Помазанник,

–«Сын Божий» – т.к. он является вторым лицом Св. Троицы по своему Божеству.

2.Как отличить одно Божественное лицо от другого?

По личным свойствам:

–Отец. По Его безначальности или нерожденности, т.е. независимости по бытию от другого начала.

–Сын предвечно рождается от Отца.

–Дух Святой исходит от Отца.

3.Что означают слова «ИМЖЕ ВСЯ БЫША»?

Слова Символа Веры «Имже вся быша» показывают, что Бог Отец всё сотворил Сыном Своим, как вечной Премудростью Своей и вечным Словом Своим. «Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин 1:3).

«Книга Притчей Соломоновых» (особенно 1 – 2 гл. 9 гл. и для жен. 31 гл. 10-31).

«Книга премудрости Соломона» (особенно 7 гл.).

Для желающих «Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова» (особенно 6 гл. 18-37).

 

· Литература

«Евангелие от Матфея».

«Евангелие от Марка».

«Евангелие от Луки».

Беседа №3

· Тема по Священному Писанию.

Название: О Смысле жизни. Отвержение ложных путей и открытие вечного Смысла.

Три «ложных» смысла жизни:

1.Жизнь в свое удовольствие. Смысл жизни только в том, что приносит удовольствие и наслаждение (гедонизм).

2.Поиск счастья, (эвдемонизм).

3.Быть кому-то нужным, полезным (утилитаризм).

Примеры путей: Краткая история Иова и проблема Екклесиаста: все есть, а смысла нет, т.к. не знал Христа. Христос – податель смысла жизни.

· Тема по Символу Веры.

«Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечашся.»

  1. Понятие о грехопадении
  2. Райское обетование о семени жены
  3. Понятие о воплощении

•Литература

«Книга Екклесиаста, или Проповедника» (особ. 1-2 гл.)

«Книга Иова» (особ. 1-6 гл. и 40 – 42 гл.)

«Послание к Евреям» (особ. 1-3 гл.)

«Бытие» 3гл.

«Евангелие от Матфея».

«Евангелие от Марка».

«Евангелие от Луки».

Беседа №4

· Тема по Священному Писанию.

Название: Сотворение мира и человека.

1.Понятие о днях творения. Человек, как венец творения.

2.Назначение человека в первозданном состоянии.

3.Цель и смысл творения.

 

· Тема по Символу Веры

«Распятого же за ны при Понтийстем Пилате и страдавша и погребенна.»

1.Раскрытие понятия о смерти.

2.Вхождение Господа в человеческую историю. «Бытие» (особенно1-3 гл.)

 

•Литература

«Евангелие от Матфея».

«Евангелие от Марка».

«Евангелие от Луки».

 

Беседа №5

· Тема по Священному Писанию.

Название: Завет – образ отношений Бога и человека.

1.Семь заветов: доисторический, исторические и метаисторический заветы.

2.Завет, как распознание воли Божией.

3.Завет, как нравственный Закон в жизни человека, понятие о ветхозаветной праведности.

«Декалог: 10 заповедей».

· Тема по Символу Веры.

«И воскресшаго в третий день по Писанием».

1.Воскресение Иисуса Христа и телом, и душой, и духом.

2.Как Ветхий Завет учит об этом.

3.Писание, как источник истины и откровения.

 

· Литература

«Бытие» (2, 7-9, 15-17 гл.)

«Исход» (особ. 19-20 гл.)

«Первая книга Царств», «Вторая книга Царств», (особ. 2Царств 7 гл.)

«Евангелие от Луки» (особ. 22 гл.).

«Откровение Иоанна Богослова» особ. 21,22 гл.

Беседа №6

Тема по Священному Писанию.

Название: Понятие о смертных грехах.

1.Этические смертные грехи. Грехи против Бога и ближнего за который в Ветхом Завете положено истребление.

2.Аскетические смертные грехи (семь смертных грехов).

3.Мистический смертный грех (хула на Духа Святого).

4.Добродетель – как противоположность греха.

 

· Тема по Символу Веры.

«И восшедшего на небеса и седяща одесную Отца».

1.Вознесение всей человеческой природы на небо;

2.Как нам достичь здесь и сейчас обетований Христа Спасителя, а именно – Его восшествия на небеса.

 

•Литература

«Исход» (особ. 20 – 22 гл. 31 гл.)

«Левит» (особ. 20 гл.)

«Второзаконие» (особ. 23 гл.)

«Евангелие от Матфея».

«Евангелие от Марка».

«Евангелие от Луки».

Беседа№7

Тема по Священному Писанию.

Название: О милости Божией.

1.Понятие о милости и жертве.

2.Образ пребывания Ионы «во чреве китове» три дня и три ночи.

3.Возможность покаяния и спасения всех людей.

· Тема по Символу Веры.

«И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца».

1.Понятие о Суде Божием: частный и общий.

2.Евангелия о Суде Божием.

 

•Литература

«Книга пророка Осия» (особенно 6 гл.).

«Книга пророка Ионы» (полностью).

«Евангелие от Иоанна» (особенно 3 гл.).

 

Беседа№8

Тема по Священному Писанию.

Название: Понятие о призвании человека Богом.

1.Призыв Бога к человеку стать «богом по благодати».

2.Слышание и следование голосу и зову Бога.

3.Личный ответ в совести и поступках.

Тема по Символу Веры.

«И в Духа Святаго Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки».

1.Различение природы и личностей в Боге.

2.Понятие о Святой Троице.

3.Понятие о жизни в Духе Святом.

 

•Литература

«Книга пророка Исайи» (особ. 6 гл.).

«Бытие» (особ. 13 гл.).

«Деяния святых Апостолов» (особ. 8- 9 гл.).

«Евангелие от Матфея».

«Евангелие от Марка».

«Евангелие от Луки».

 

 

Беседа№9

Тема по Священному Писанию.

Название: Заповеди блаженства – идеал жизни христианина.

1.Блаженства – лестница духовного восхождения.

2.Отличие от Десяти Заповедей.

3.Золотое правило этики в контексте Нового Завета.

· Тема по Символу Веры.

«Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».

1.Четыре свойства Церкви. Служение дарами в Церкви.

2.Церковь, как институт спасения.

 

•Литература

«Евангелия» (особ. Мф. 5-7 гл. Лк. 6 гл.).

«Послание к Галатам» (особ. 5 гл.).

Беседа №10

Тема по Священному Писанию.

Название: Смысл крестной жертвы.

1.Жертва Христова, как возможность спасения каждого                 

человека.

2.Соотнесения личного креста с Крестом Господним.

3.Юродство (безумие) Креста для мира сего.

 

Тема по Символу Веры.

«Исповедую едино крещение во оставление грехов».

1.Понятие о природе таинства и обряда.

2.Семь Таинств Церкви.

 

•Литература

«Евангелия» особ. Мф. 20-28 гл.; Мк. 13-16; Лк. 20-24 гл.; Ин. 16-21.

 

 

Беседа №11

Тема по Священному Писанию.

Название: Рождение Церкви.

1.Пятидесятница общая и личная.

2.Отличие Новозаветной Пятидесятницы от Ветхозаветной.

3.Три вида служения в Церкви: молитва, диакония, миссия.

· Тема по Символу Веры.

«Чаю воскресения мертвых».

1.Усвоение понятия о личном бессмертии.

2.Земная Жизнь, как подготовка к вечности.

 

•Литература

«Деяния святых Апостолов» (особ. 1-3 гл.).

«Послания Апостола Павла» (особ 1Кор. 12 гл., Еф. 4 гл.).

«Книга пророка Иезекииля» (особ. 37 гл.).

Беседа №12

•Тема по Священному Писанию.

Название: Рождение в новую жизнь через крещение.

1.Крещение – вход в новый дом.

2.Обязанности верных христиан.

3.Практические аспекты жизни в Церкви.

· Тема по Символу Веры.

«И жизни будущаго века. Аминь».

1.Обетование Бога о будущей жизни.

2.Вечное блаженство и вечное мучение.

 

•Литература

«Послание к Евреям» (особ. 6 и 9 гл.).

«Откровение Иоанна Богослова» (1-3 и 18-19 гл.).

Синоптические Евангелия.

 

 

Я беседа.

Название: Путь праведных и путь нечестивых.

Содержание: Раскрытие понятий первого псалма (динамика греха).

Форма: Смысловой разбор текста 1 Псалма.

Одной из главных задач оглашения является раскрытие смысла СПАСЕНИЯ через Слово Божие – Священное Писание Ветхого и Нового Завета.

Для этого важно показать оглашаемым целостность Библии. Поэтому, рассказывая о каком либо Библейском термине или понятии, необходимо раскрывать его в перспективе всей Библии. Особенно эффективным становится сравнение понятий Ветхого и Нового Завета. Сам Господь Иисус Христос прибегал к этому приему: «Вы слышали, что сказано древним, а я говорю вам…» (очень много подобных сравнений можно найти у апостола Павла).

Например, самое концептуальное понятие ПУТЬ в Библии проходит красной нитью: «Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет» (1-й Псалом).

Господь сморит на путь человека – куда направлено его сердце.

В связи с этим важно посмотреть, как начинается земная история человека после изгнания из Рая: «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт.3.24).

И, наконец, в книге деяний святых Апостолов: «Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень» (Деян. Гл.18 ст.25-26).

Уже по этим трем цитатам мы видим, как раскрывается само понятие ПУТИ. Именно с этого понятия и надо начать объяснение оглашаемым, что есть «ПУТЬ жизни в Боге», и предложить им встать на этот ПУТЬ, вместе с праведниками, святыми, преподобными, мучениками и наконец со всей Церковью устремленной к Господу. Поэтому, наша задача показать ПУТЬ человека к Богу в Библии и призвать на этот путь оглашаемого.

Я беседа.

Название: Понятие о Страхе Божием, как о премудрости.

Содержание: Темы спасения в книгах Притч и Премудростей Соломона.

Очень важно каждую встречу начинать с вопросов которые возникли у оглашаемых из прочтения Священного Писания или из осмысления предыдущей встречи. На основе этих вопросов необходимо выстраивать диалог о том, как оглашаемые усваивают пройденный материал. Каждую новую тему нужно и можно выводить из диалога возникающего из вопросов, которые оглашаемые задают в начале встречи. Например, тема о Страхе Божьем может быть выведена из вопросов по Евангелию (если затронуты соответствующие отрывки), или даже из того, как себя вести в храме, или из вопроса относительно личной жизни, прошлого опыта ошибок. Более того, на прошлом опыте оглашаемых и должна основываться вся катехизическая беседа.

Необходимо постоянно опираться на опыт жизни оглашаемых. Благодаря этому происходит эффект узнавания и принятия оглашаемыми Евангелия и Заповедей Божиих. Поскольку у каждого человека есть совесть и представление о Боге (пусть даже детское, в чем-то суеверное, и где-то неправильное), мы можем использовать этот опыт, преображая его истиной Слова Божия. Наша задача состоит в том, что бы связать и укрепить: позитивный опыт человека, его прошлый путь – с библейским и святоотеческим опытом, выраженным в понятных и простых историях и рассказах. Важно чтобы у оглашаемых создалось ощущение, что так уже было с кем-то и этот ПУТЬ доступен. Такой метод опять же будет работать на понимание целостности Библии как откровения Бога человеку.

Вторая встреча посвящена фундаментальным понятиям «Книги Притчей Соломоновых». Книга Притчей — является итогом нравственного учения Ветхого Завета, морального закона и мудрости. Если человек не усвоит эти понятия, то он не сможет понять своего отпадения от Бога и поэтому не будет способен воспринять благую весть прощения, посылаемого нам через любовь и благодать Господа.

На встрече необходимо раскрыть и показать взаимосвязь таких понятий как: Страх Божий, Мудрость и Премудрость, Путь Жизни и путь смерти, добродетель, рассуждение, трезвенность, воздержание. А также и противоположные им понятия: глупость, нечестие, грех, разврат, а также образ праведника, добродетельной жены, разумного юноши. Все эти явления целостно раскрыты в Книге Питчей на самых разных уровнях и просто и сложно. Эти темы, выраженные библейским языком, одинаково сложно воспринимаются и профессором университета, и простым рабочим. Поэтому задача катехизатора выбрать язык, на котором оглашаемым будет проще понять эти глубинные категории Библии. Для этого катехизатор должен обладать культурной широтой и разбираться в различных мировоззренческих установках.

Первое и основное понятие – Страх Божий. С первых строк Книги притчей дается определение Страха Божия, как доброго разумения в пути у всех водящихся им, а благоговение к Богу – начало разумения («Книга Притчей Соломоновых» гл. 1).

Страх Божий, как свойство верующей души, мы можем видеть у всех библейских праведников. Необходимо привести примеры как Страх Божий действует и определяет поведение людей:

         *примером является повествование о причине, которую назвал Иосиф, что не будет мстить братьям за то, что они продали его в рабство: «И сказал Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога»               (Быт. 50.19).

         *поведение «бабок повитух» во время египетского плена они отказывались выполнять приказание фараона, даже при угрозе смерти: «Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа, и сказал: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет. Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых» (Быт. 1.15-17).

         *примеры из жизни праведников:

–Иисуса Навина: «Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал». (Нав.5:15);

–пророка Моисея: особенно когда Господь дал Десять Заповедей;

–псалмопевца Давида: история его покаяния;

–царя Соломона: построение Храма и его открытие и т.д.

Мудрость показывается в Библии как навык предвидения последствий от возможных поступков.

Премудрость – умение видеть себя в Промысле Божьем, а также видение мира Божия в его разумном устроении: «Который сотворил небеса премудро, ибо вовек милость Его; утвердил землю на водах, ибо вовек милость Его; сотворил светила великие, ибо вовек милость Его; солнце – для управления днем, ибо вовек милость Его; луну и звезды –  для управления ночью, ибо вовек милость Его» (Пс. 135).

На второй встрече очень важно повторить библейское учение о Пути на примере «Книги Притчей Соломоновых» (Притч. 4,10). Необходимо его углубить и показать, что с самого сотворения человека Господь показал эти два пути: Древо Жизни и Древо Познания добра и зла. Для полноты раскрытия образа можно прибегнуть к древним христианским текстам, например «Дидахе или Учение 12 апостолов», «Послание Варнавы» и др. Развитие Библейских постулатов духовной жизни через произведения Мужей Апостольских, помогают оглашаемым понимать непрерывность православной апостольской святоотеческой традиции.

В анализе этих текстов важно акцентировать следующие моменты:

а) постановка и достижение духовной цели в своей жизни;

б) сопереживание и сотрудничество с Богом;

в) объяснение обетов святого Крещения, которые оглашаемым предстоит принять;

г) наш Путь – Христос: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». (Ин.14:6).

 

 

Я беседа.

Тема: О Смысле жизни. Отвержение ложных путей и открытие вечного Смысла.

Для раскрытия вечного Смысла человеческой жизни сначала необходимо показать ложные смыслы, то есть те смыслы, которые ведут к смерти и безысходности в нашей жизни, при этом в большинстве своем это безобидные и, в общем-то, часто необходимые и позитивные вещи. Любой человек ищет комфорта, хочет быть счастливым, иметь семью, детей, и быть нужным и успешным человеком «Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее» (Еф.5.29). Но когда эти «безобидные» вещи становятся целью жизни, они начинают разрушать его т.к. в самих себе не имеют источника жизни. Они могут быть лишь задачами в жизни, но задачи не могут быть исполнены без цели христианской жизни.

Соотнесение задач и целей в нашей жизни становится сложной работой над собой, постоянным и ежедневным выбором, между «единым на потребу» и всем остальным даже самым важным и необходимым с точки зрения самого человека (пропитание, счастье, семья, работа, труд, творчество и т.д.). В этой теме необходимо говорить о понимании и построении иерархии ценностей и целей в своей жизни.

Беседу можно построить на раскрытии сути трех «ложных» смыслов жизни, рассказе о проживании и отвержении этих смыслов в течение всей жизни человека.

Три «ложных» смысла жизни:

1.Жить в свое удовольствие, смысл только в том, что приносит удовольствие и наслаждение (гедонизм).

2.Поиск счастья (эвдемонизм).

3.Быть кому-то нужным, полезным (утилитаризм).

Жизнь ради удовольствия обычно увлекает человека в юности. Бывает так: молодые люди хотят получать удовольствие (гедонизм), пожить в свою волю. Говорят: «еще молодые погулять можно». Но однажды понимают, что такой разгульной жизнью себя только разрушали. Чем больше человек «гуляет» в молодости, тем сложнее у него складываются отношения с близкими, любимыми и обществом в жизни. Более-менее умные люди начинают понимать это рано, и с этим начинают бороться с юности: «От юности моея многи борют мя страсти…». Пережив этап «гедонизма» в своей жизни, человек приходит к решению, что удовольствия не бесконечны, и надо как-то жизнь свою устраивать. Он решает построить свое счастье, создать семью, сделать карьеру на работе. И начинает жить чаяньем этого счастья (эвдемонизм) или практическим устроением счастья, семьи и быта. Проходит еще время, человек достигает лет пятидесяти и вдруг понимает, что дети разъехались, а он опять остался ни с чем – карьера идет к закату… И на этом этапе необходимо быть кому-то нужным, пытается построить свою жизнь из нужности другим (утилитаризм). А потом в старости оказывается, что уже сам никому не нужен. В основном каждый человек проходит все эти три этапа жизни, а в конце оказывается у «разбитого корыта». Поэтому необходимо прямо показать человеку ограниченность и тупиковость жизни построенной на этих смыслах. И тогда он неизбежно задумается, в чем же подлинный Смысл и Цель жизни, тот который его не разочарует.

Более глубоко разобраться в понятии Смысла Жизни помогают – учительные книги Библии, книги так называемых «великих разоблачителей»: «Книга Иова» и «Книга Екклесиаста, или Проповедника». Характерным является то, что эти книги отвечали на распространенные стереотипы о смысле жизни своего времени. «Книга Иова» акцентирует наше внимание на богатстве, как следствии богоугодной жизни. «Книга Екклесиаста» показывает «суетность» (временность, призрачность) всего, чем живет и чего достигает человек.

Иными словами и Иов и Екклесиаст показывают что человек заходит в тупик, когда ищет смысл жизни внутри самой жизни. И в этом контексте можно говорить об их чаяниях и жажде Христа, как Исполнителя ожиданий найти вечный Смысл Жизни. Важно показать, что на терзания Иова и на пессимизм Экклезиаста может ответить только Христос. «Ибо Он не человек, как я, чтоб я мог отвечать Ему и идти вместе с Ним на суд! Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас. Да отстранит Он от меня жезл Свой, и страх Его да не ужасает меня, – и тогда я буду говорить и не убоюсь Его, ибо я не таков сам в себе» (Иов. 9. 32-35). Посредник, который исполняет надежды человека, на смысл и утешение – Господь наш Иисус Христос. Христос – податель смысла жизни.

Итог этой беседы, как и всех остальных – показать «Христоцентричность» Библии, то есть то, что все тексты Библии, сюжеты и события, так или иначе, говорят нам о Христе как ответе на все чаяния людей и надежду на спасение. В конце беседы можно рекомендовать беседу святого преподобного Серафима Саровского с Мотовиловым «О цели христианской жизни».

 

Я беседа.

Название: Сотворение мира и человека.

 Эта тема весьма обширная и многомерная, рассматривать ее можно с разных сторон:

–во-первых, можно идти простым путем изъяснения и толкования первых трех глав книги Бытия.

–во-вторых, можно сравнить Библейский рассказ о сотворении человека с существующими описаниями в различных языческих культурах и религиозных культах.

–третий путь – показать основные и самые важные мировоззренческие установки Библии раскрытые в тексте, описывающем сотворение мира и соотнести их с картиной мира или уже сложившимся мировоззрением оглашаемых. Как известно представление о творении мира является основным в формировании мировоззрения. В отличие от «картины мира», где есть только разрозненные представления об основных характеристиках бытия, устойчивое представление о творении является уже основой мировоззрения.

Основные мировоззренческие темы Библии в контексте сотворения мира и человека.

1. Понятие о днях творения. Можно выделить три самых важных периода в творении:

         –сотворение материи,

         –сотворение души живой,

         –сотворение человека.

       Каждый из этих этапов творения представляет особую тайну Божию, которую невозможно понять пытливому уму человека, т.е. нет способов приоткрыть завесу этой тайны, ни научных, ни каких либо других. Необходимо представить оглашаемым дни творения, как Божественное явление воли Творца, как реализацию Е


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.236 с.