Как быть с плохим поведением — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Как быть с плохим поведением

2019-09-17 120
Как быть с плохим поведением 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одна вещь, которая хорошо помогала нам справляться с шалостями и плохим поведением детей - всегда занимать их в какой-то деятельности в сознании Кришны. Если дети достаточно не заняты, они естественным образом будут создавать проблемы и требовать внимания. Поэтому мы должны связать их шалости с продуктивным поведением, чтобы они могли широко задействовать свою энергию и быть счастливыми и активными. Дети игривы по природе; не пытайтесь сдерживать их игривость. Вместо этого испоьзуйте её в занятиях в сознании Кришны.

Цель наказания - это изменить сердце, а не вселить страх. Прабхупада часто приводил пример вора, который ворует несмотря на то, что знает, что будет за это наказан, потому что его сердце не было очищено. Поэтому решение заключается в том, чтобы помогать детям контролировать их чувства через сознание Кришны. "Бхагават-гита" (2.59) говорит, что, получив более высший вкус, человек сможет отказаться от низших наклонностей. То же самое применимо к детям. Если мы правильным образом занимаем их в деятельности в сознании Кришны, они оставят своё желание плохо себя вести, и даже если они случайно поведут себя дурно, они поймут и быстро изменятся. Если они не исправятся, какая-то лёгкая дисциплина может оказаться необходимой.

Лично я не наказывала своих детей, но устно поправляла и бранила их, если они вели себя непослушно или не делали то, что должны были. Твёрдого голоса и строго взгляда обычно было достаточно. Я старалась использовать позитивный метод столько, сколько это было возможно. Они понимали, что ни Кришна, ни их родители не будут довольны ими, если они плохо себя ведут. Я не приземляла своих детей и не использовала "тайм-аут". Я чувствовала, что запрещать им проводить время в сознании Кришны, еду или общение - это излишняя мера, которая противоречит принципу помогать им становиться сознающими Кришну. Я считала, что эти меры наказания сделают их раздражёнными и обидчивыми - и, в итоге, они будут поверхностно их воспринимать. Шрила Прабхупада был против наказания детей, состоящего в запрете на прасад; детям важно есть до полного удовлетворения. Он также был против любого физического наказания или битья. Применение силы не только противоречит ведическим принципам, но и может отвратить детей от сознания Кришны вследствие полученного ими плохого вкуса.

"При необходимости можешь погрозить им пальцем, но любые физические наказания запрещаются. Старайся, по мере возможности, дисциплинировать их любовью и лаской, чтобы у них развился вкус к аскетической жизни и понимание того, что служить Кришне самыми разными путями очень весело. Ранний подъем и посещение мангала-арати — это уже достаточно аскетично. Кроме того, пусть они учатся чему-нибудь, поют, танцуют, едят вволю прасада. Не беспокойся, что у них игривый нрав — пусть бегают и играют, это естественно. Хорошо, что они едят часто — если дети и переедают, это ничего, это не ошибка." (Письмо Анируддхе, 10 января 1972 года)

Шрила Прабхупада видел воспитание детей таким, что они наслаждаются аскезами для Кришны. Хорошее воспитание присутствует только там, где есть послушание, и послушание естественным образом приведёт к дисциплине. Дети подчиняются из-за привязанности и уважения по отношению к родителям и учителям. Атмосфера уважения мотивирует детей учиться, и тогда они впитывают в себя все виды знания.

Взгляд ученика на дисциплину

Радхика Рамана делится своими мыслями по поводу дисциплины

Обратная сторона монеты дисциплины - это давать детям очень много одобрения, и одно из самых сильных воспоминаний, которые приходят мне, когда я думаю о нашем домашнем обучении в те годы, состоит в том, что моя мама постоянно поощряла всё, что мы делали.

Обычно мы ходили на проповеднические программы, и в первый раз, когда меня попросили рассказать о сознании Кришны в одном из старших классов, я так нервничал, что у меня тряслись ноги, дрожал голос, и я вспотел. Но каким-то образом я преодолел эти полчаса. После этого моя мать хвалила меня: "О, у тебя так хорошо получилось! Ты вёл себя очень естественно!" Смотря назад, в прошлое, теперь я знаю, что я рассказал не очень хорошо, но она всё равно похвалила меня: "Очень хорошо, очень хорошо, ты большой молодец!" Она знала, что небольшое одобрение в тот момент - "Ты совершил большое усилие" - окажется реальностью позднее, так как поощрение обладает таким могуществом. Если вы поощряете кого-то, говоря, как прекрасна эта личность, то он или она действительно станут замечательными от того, что вы это говорили. Похвала - это самосбывающееся пророчество, и моя мама знала эту силу, поэтому она очень много поощряла меня и моего брата. Обе эти вещи всегда шли бок о бок: дисциплина и поощрение.

Как-то раз у меня было задание для курса по "Бхагавад-гите", и я завис на одном вопросе, по которому нужно было написать эссе. Я не мог придумать, что написать. Я просто сидел и ничего не делал. Моя мать повторяла: "Почему ты ничего не пишешь?", и я отвечал: "Я не могу придумать, что написать." В конце концов она расстроилась (это дисциплинарная сторона монеты) и сказала: "Хорошо, у тебя есть десять минут. Я хочу пять страниц. Ты должен написать пять страниц за десять минут. Я вернуь через десять минут." Я сказал: "Пять страниц? Через десят минут? Это значит две страницы в минуту - я даже так быстро писать не умею!" Она сказала: "Ты должен это сделать."

Она была настолько серьёзна, что я просто начал писать всё, что приходило в ум. Каким-то образом мой писательский блок был сломлен и внезапно мне стали приходить различные идеи. Я не написал пять страниц, конечно же, но смысл заключался в том, что я был вынужден писать, и все блоки ушли благодаря строгости и дисциплине моей матери.

И сразу же после этого было много поощрения со стороны матери - никакой критики, что я не написал пять страниц. Вместо этого я услышал: "Вау, ты написал! Видишь? Я знала, что ты можешь. Тебя просто что-то останавливало. Очень хорошо, очень хорошо." Итак, дисциплина и поощрение всегда шли бок о бок.

Запреты

Иногда родители выражают беспокойство по поводу наложения слишком большого количества запретов на детей - запреты на телевизор, непредложенную пищу и мирские вечеринки, к примеру. Являются ли эти запреты здоровыми по отношения к детям? Станут ли они бунтарями? Каждый согласится с тем, что некоторые запреты хороши для детей. Например, мы знаем, что нормально не позволять детям играть со спичками или поздно ложиться спать. Мы также знаем, что дети, если им позволить, будут играть целый день, и что нам нужно ограничивать время игр, чтобы они получали образование.

Также как материальные ограничения необходимы, если мы хотим поддерживать ум и тело здоровыми, духовные правила необходимы для того, чтобы душа была счастива. Мы маленькие души, частички Кришны, и наше счастье состоит в возрождении наших потерянных отношений с Ним. Никакое количество материальных приобретений не может сделать нас счастливыми.

Чтобы помочь нам восстановить наши потерянные отношения с Кришной, шастры предписывают совершение какой-либо тапасьи, или аскезы, для очищения тела, ума и сердца. Эти аскезы включают в себя повторение святых имён установленное число раз каждый день, принятие в пищу только того, что было предложено Кришне, ранние утренние подъёмы и избегание четырёх столпов греховной жизни, а именно употребления в пищу мяса, незаконных половых отношений, участия в азартных играх и принятии одурманивающих веществ. Более того, следует избегать любой деятельности, которая оскверняет наш ум и отвращает нас от следования этим правилам – такой как просмотр мирского телевидения, близкое общение с непреданными и употребление непредложенной пищи. Без этой базовой дисциплины нам будет очень сложно прогрессировать в сознании Кришны. Подобные ограничения обеспечивают основу, на которой мы культивируем нашу любовь к Кришне.

Мы должны понимать, что, если во имя «предоставления им выбора» мы не растим своих детей в атмосфере сознания Кришны, мы на самом деле учим их материалистичному образу жизни, который может причинить им вред. Не существует такого понятия, как «нейтральное» воспитание. Дети, не воспитанные в духовной среде, часто поддаются соблазнам незаконных половых отношений и наркотиков, когда вырастают. Недавно я встретила молодую женщину, которая потеряла рассудок от ого, что её двадцатилетний лучший друг намеренно принял большую дозу наркотика и умер. К сожалению, в настоящее время это обычный случай, свидетельством чего являются рейтинги суицидов и количество молодых людей, которым врачи прописали антидепрессанты. Наша молодёжь разочарована в жизни, в особенности из-за плохих отношений. Материалистичные образовательные учреждения не предоставляют студентам информации о душе или истинной цели жизни, а вместо этого вдохновляют молодых людей добиваться прибыльной работы, не оставляя времени на любую высшую цель.

Шрила Прабхупада хотел, чтобы нашим детям было дано ведическое образование, которое включало бы в себя подходящие ограничения: «Итак, человек должен учиться этому. Но они не могут учиться, потому что не совершают аскезы. Это недостаток. Нет образования, как совершать аскезы. Поэтому ведическая цивилизация учит тому, как обучать маленьких детей аскезам. Это брахмачари. Мы хотим открыть такой брахмачари-ашрам, или гурукулу, чтобы обучаться аскезам с самого начала жизни. Тогда их жизнь будет успешна.» (Лекция в Маяпуре, 13 марта 1976 года)

Запреты на запреты?

Среди родителей существует одно беспокойство о том, что слишком большое количество запретов только сделает их детей любопытными, даже непослушными, в будущем, так что в их подростковом возрасте и начале взрослой жизни они будут вкушать все «запретные плоды», в которых им отказывали в детстве. Подобный пример можно увидеть в жизни пациента, которому запрещено употреблять в пищу определённые продукты во время болезни и который начинает их принимать как только выздоравливает.

В Вайшнавизме, однако, вкус к запрещённой деятельности не остаётся, потому что мы испытываем более высокий вкус от выполнения духовной деятельности. Шрила Прабхупада говорил:

Не говорите «нет», а давайте вкус к хорошему, тогда «нет» будет естественным. И если вы говорите «нет», они будут протестовать. Четыре «нет» - это очень сложно. Они всё равно нарушают. Они нарушают принцип «никаких незаконных половых отношений». Но если они разовьют сознание Кришны, то естественно будут говорить «нет». Поэтому не вводите много «нет», а давайте им позитивную жизнь. Тогда «нет» будет естественным. И если вы говорите «нет», будут сложности. Это психология. Позитивная занятость – это преданное служение. И если они привлечены преданным служением, ответ «нет» на всё остальное будет естественным. Парам дриштва нивартате. Например, день Экадаши. В день Экадаши мы соблюдаем пост. И в больнице многие пациенты тоже постятся. Но их «нет, нет» недобровольно. В сердце они думают: «Если у меня будет возможность, я буду есть, я буду есть.» Но преданные сами по себе говорят «нет». (Лекция в Новом Маяпуре, 31 июля 1976 года)

Запреты, которые мы рекомендуем, являются ступеньками на пути к высшей цели жизни, и они на самом деле приносят наслаждение, как только мы привыкаем к ним, потому что они очищают тело снаружи и внутри. Чистые привычки находятся в гуне благости, и гуна благости делает человека умиротворённым и счастливым. Ум очищается и освобождается от бесполезного шума, и сосредотачиваться на Кришне становится гораздо проще. Шрила Прабхупада объясняет:

«Детям особенно нравятся игры Кришны, так что начать можно с чтения им книги «Кришна». Они еще не покрыты ложным престижем и легко примут тапасью — с таким восторгом, как будто это игра! Взгляни на юных брахмачари в Индии. Гуру только скажет: «Сделай то, сделай это», — и они тут же делают. Они идут на улицу и целый день на жаре собирают подаяние, потом возвращаются с пригоршней риса и ложатся отдыхать на голом полу. И это им нравится, им приятно трудиться изо всех сил. Чрезвычайно важно приучать детей терпеть различные трудности и ограничения с самого детства. В более позднем возрасте ни один человек не откажется от того, что он принял как стандарт наслаждения, ради понижения этого стандарта.» (Письмо Прабхупады Химавати даси, 17 ноября 1971 года)

Если дети воспитаны в строгости, но с любовью, они будут наслаждаться любыми видами аскез, воспринимая их как игру. Такие аскезы, как воспевание, ранние утренние подъёмы, принятие в пищу только прасада и изучение принципов сознания Кришны просты для детей, потому что они не были обусловлены другим образом. В то время как неупотребление в пищу мяса может казаться нам аскезой, это является естественным для ребёнка, который никогда мяса не пробовал. То же самое относится и к незаконным половым отношениям, участии в азартных играх и принятии одурманивающих веществ. Итак, когда мы вводим эти запреты с самого начала их жизни, они относятся к ним как к естественным и дарующим наслаждение.

Когда я обучала своих детей дома, мы не смотрели телевизор. Мальчики никогда не скучали по нему, и мы не думали о том, чтобы включить его. Отсутствие телевизора не было для них аскезой, потому что они были удовлетворены и заняты преданным служением. Мы не ходили в рестораны и не питались непредложенной пищей, но мы не скучали по этому, потому что прасад был лучше. Благодаря чтению «Шримад-Бхагаватам» они поняли, как нужно правильным образом относиться к противоположному полу, и как опасно развязное поведение. Мне не приходилось накладывать на них запреты в их подростковом возрасте, потому что эти привычки уже стали частью их жизни, и они понимали их смысл, изучая священные писания.

Иногда знакомые думали, что мы изолируем детей или бываем слишком строгими с ними, не позволяя им кушать в ресторанах, ходить в кино или делать то, что делали их дети. Но все те, кто критиковал нас, были впечатлены яркими, счастливыми лицами наших детей и их хорошим поведением. Они знали, что дети преданных были другими – чистыми изнутри и снаружи. Главная цель обучения в сознании Кришны – научить детей относиться к внешнему миру – как видеть материальный мир и людей в нём правильным образом. Дети учатся смотреть на всех с состраданием, как на неотъемлемые частички Кришны. Дети смотрят на этот мир не без контекста; напротив, они могут интерпретировать свой опыт сквозь призму духовного знания, полученного во время воспитания. Они учатся видеть всех не по-сектантски, без предубеждений, потому что у души нет половой, расовой или национальной принадлежности.

Важность общения

  

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.09 с.