Игра «Как здороваются представители разных профессий» — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Игра «Как здороваются представители разных профессий»

2019-09-09 189
Игра «Как здороваются представители разных профессий» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тренинг для подростков

Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию.

Данная программа позволит подросткам в доброжелательной и непринужденной обстановке рассмотреть проблемы профессионального самоопределения.

Во время тренинга молодые люди смогут:

· изучить свои личностные особенности, интересы и склонности;

· получить подробную информацию об учебных заведениях и различных профессиях;

· получить информацию о правилах выбора профессии;

· определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.

Цели и задачи программы. Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий.

Структура тренинга. Программа рассчитана на учащихся 9-11-х классов. Состоит из 14 занятий, которые могут проводиться 1-2 раза в неделю. Занятия включают в себя профориентационные игры и упражнения, теоретические блоки, сюжетно-ролевые игры, беседы, диагностические методики.

Продолжительность занятий. Примерно 35-60 минут в зависимости от сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы.

Условия проведения. Оптимальное количество детей в группе- 10-15 человек. Рекомендуется проводить тренинг, рассаживая участников в круг.

Необходимым элементом каждого занятия является получение от участников «обратной связи».

 

ЗАНЯТИЕ 1

 

Вводная беседа

Ведущий рассказывает участникам о целях и задачах тренинга. Принимаются правила работы в группе.

Знакомство

участникам по кругу предлагается представиться и рассказать немного о себе.

Игра «Самая-самая»

 

Участники делятся на 2 команды. Каждой команде дается следующая инструкция:

Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Например, характеристика - самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми-самыми денежными?

Участникам предлагаются следующие характеристики:

· самая зеленая профессия;

· самая сладкая профессия;

· самая денежная профессия;

· самая волосатая профессия;

· самая детская профессия;

· самая неприличная профессия;

· самая смешная профессия;

· самая общительная профессия;

· самая серьезная профессия.

Каждая команда дает свои варианты ответов.

Игра «Профессия на букву»

Командам предлагаются буквы. Задача участников- написать как можно больше профессий, начинающихся на эти буквы. Желательно не предлагать больше 5 букв, иначе игра перестанет казаться увлекательной.

Обратная связь

Участники делятся впечатлениями о занятии.

 

ЗАНЯТИЕ 2

 

Анкета

Участники заполняют следующую анкету.

Что бы вы хотели получить от тренинга:

· проверить свои способности;

· получить подробную информацию об учебных заведениях;

· определить свои склонности к определенному виду деятельности;

· подробнее узнать о мире профессий;

· получить информацию о том, как правильно выбрать профессию;

· другое.

2. Игра «Мои личные и профессиональные планы»

Каждый участник получает лист бумаги, на котором записывает анонимно свои личные планы на будущее. Затем ведущий собирает листы и перемешивает их, после этого раздает в случайном порядке. На другой стороне листа участники пишут о своих профессиональных планах. После чего полученные результаты зачитываются вслух.

Опросник «Как поживаешь?»

Используется с целью рассмотреть в шутливой форме приоритеты для данного подростка различных жизненных ценностей.

Участники получают бланк к данному опроснику (см. Приложение 1).

Участникам предлагаются две пары ценностей из перечня, которые есть в бланке. Им надо определить, какая ценность для них более важна, а какая- менее. К начальному баллу (10) более важной ценности участникам необходимо прибавить 1, а из начального балла менее важной ценности вычесть 1. В дальнейшем все ценности будут либо увеличивать свои баллы, либо уменьшать, приобретая иногда даже отрицательное значение. Это и станет показателем того, что для участников важно в жизни.

Ведущий зачитывает по каждой ценности нормы. Участники соотносят нормы со своими показателями.

Обратная связь

 

ЗАНЯТИЕ 3

 

Анкета

Всем участникам тренинга предлагается заполнить анкету (см. Приложение 2).

Игра «Ценности ориентации»

Ведущий. На прошлом занятии мы заполняли опросник «Как поживаешь?», сегодня вам в командах требуется определить ценностные ориентации различных людей, представляющих собой те или иные социальные стереотипы.

Перечень стереотипов и ценностных ориентаций см. в Приложении 3.

Обратная связь

ЗАНЯТИЕ 4

Диагностика самооценки

Методика «Моя самооценка». См. Приложение 4.

 

 

Обратная связь

 

ЗАНЯТИЕ 5

 

Методика «Карта интересов»

Обратная связь

 

ЗАНЯТИЕ 6

 

Беседа

Что мы знаем о мире профессий? Классификация профессий по Климову.

Обратная связь

 

ЗАНЯТИЕ 7

 

Теоретический блок

Концепция индивидуальности Голланда.

Обработка результатов

Обратная связь

ЗАНЯТИЕ 8

 

Теоретический блок

Правила выбора профессии

 

· Необходимо изучить как можно больше профессий, определить, какие профессии и специалисты необходимы в регионе, где вы проживаете.

· Важно изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, особенности познавательных процессов, здоровье, самооценку, уровень притязаний и др.).

· Следует выбрать наиболее привлекательную, подходящую профессию.

· Подробно изучить выбранную профессию: ознакомиться с профессиограммой, определить формулу профессии, уточнить содержание, условия труда и требования, предъявляемые профессией к человеку. Изучить возможности ее приобретения и перспективы профессионального роста.

· Попробовать свои силы в выбранной профессии (в кружках по интересам, в учебно-производственном комбинате).

· Сравнить полученные знания о профессии со своими возможностями, посоветоваться с родителями, учителями, врачами психологом, получить квалифицированную профконсультацию.

· При определении соответствия своих профессиональных возможностей требованиям выбранной профессии получить в школе или УПК первоначальную профессиональную подготовку, реализовывать самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению.

· При отсутствии указанного соответствия найти запасной вариант профессионального выбора.

· Выбрав для себя будущую профессию, необходимо проявлять настойчивость в реализации намерения и овладении профессией в совершенстве

Обратная связь

ЗАНЯТИЕ 9

Теоретический блок

Ошибки и затруднения при выборе профессии

 

 

· Отношение к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища, ориентация сразу на профессию высокой квалификации.

· Существующие предрассудки, когда некоторые важные для общества профессии и занятия считаются недостойными, неприличными.

· Выбор профессии «за компанию», чтобы не отстать от друзей.

· Перенос отношения к представителю какой-нибудь профессии на саму профессию.

· Увлечение только внешней или какой-либо частной стороной профессии.

· Отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией.

· Устарелые представления о характере труда в некоторых сферах производства.

· Неумение разбираться в своих личных качествах, склонностях, способностях, подготовленности.

· Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

Обратная связь

ЗАНЯТИЕ 10

Знакомство со схемой

Участники знакомятся со схемой анализа профессией, разработанной Н.С.Пряжниковым (см. Приложение 5)

Теоретический блок

При выборе профессии следует учитывать:

·  Желания, интересы и склонности личности, то есть то, что можно обозначить словом хочу.

 

 

·  Возможности личности – знания, способности, психологические особенности, состояние здоровья – могу.

·      Запросы рынка труда, потребность в кадрах – надо.

Анализ по схеме

Участникам предлагаются 2-3 профессии, которые необходимо проанализировать в кругу по вышеописанной схеме (хочу – могу – надо).

Обратная связь

ЗАНЯТИЕ 11

Теоретический блок

Что такое профессиограмма? Это описание профессии, включающее в себя основные требования, предъявляемые профессией к личностным качествам человека.

Все профессиограммы построены примерно по такой схеме:

·  название профессии;

·  вид труда (ручной, механизированный, автоматизированный, интеллектуальный);

·  предмет и продукт труда;

·  знания и умения, необходимые для выполнения работы;

·  условия работы;

·  медицинские противопоказания;

·  требования к человеку;

·  пути получения профессии.

Упражнение

Каждому участнику предлагается выбрать наиболее привлекательную для себя профессию и составить для нее профессиограмму.

Игра в профессии

Один участник называет профессию, следующий по кругу должен назвать профессию на последнюю букву предыдущего слова.

Обратная связь

ЗАНЯТИЕ 12

Это занятие проходит в форме семинара, тема: «Учебные заведения».

Желательно рассмотреть особенности обучения в ПТУ, техникуме, вузе и других учебных заведениях. На семинаре можно коснуться следующих вопросов: дневное, вечернее, заочное обучение; государственные и коммерческие учреждения; перспективы карьерного роста после получения образования и т.д.

 

ЗАНЯТИЕ 13

Теоретический блок

«Устраиваемся на работу по правилам».

Ведущий. Представьте себе, что вы уже определились в выборе профессии и получили образование.Сейчас я расскажу вам о некоторых правилах, которые можно использовать при устройстве на работу.

Как известно, первое впечатление во многом определяет ход дальнейших взаимоотношений. Это особенно важно, когда мы устраиваемся на работу. Работодатель, прежде всего, обращает внимание на анкету и автобиографию потенциального сотрудника. Какие же особенности этого процесса необходимо учитывать?

·  Получая анкету для заполнения, попросите 2 экземпляра. Одна понадобится вам для черновика; окончательный вариант анкеты должен быть заполнен безукоризненно, без ошибок и опечаток.

·  Не оставляйте незаполненной ни одну графу. Если ответы не имеют к вам отношения, пишите «нет», «не имеется», «не был» и т.д. это даст понять, что вы не пропустили ни одного вопроса.

·  Если некоторые вопросы касаются информации, которую вам не хотелось бы разглашать (например, о наличии судимостей), рекомендуется все же писать правду. Подобные данные легко проверить, и их сокрытие будет расценено не в вашу пользу.

·  Постарайтесь зафиксировать ценную информацию, касающуюся вашей квалификации, причем не только по специальности, но и других областях (умение пользоваться компьютером, факсом).

·  Если нанимающая вас организация, изучив анкету, проявит к вам интерес, последует приглашение на собеседование. Готовясь к нему, необходимо избрать стратегию поведения. В центре ваших вопросов и ответов на собеседовании на первом месте должна быть фирма или организация, в которую вы устраиваетесь, а не зарплата.

Во время собеседования:

·  Постарайтесь произвести благоприятное первое впечатление.

·  Сохраняйте выдержку, держитесь непринужденно.

· Говорите четко и ясно. Не стискивайте руки, не теребите украшения, волосы.

· Отвечайте на вопросы, не уклоняясь.Избегайте односложных ответов, но не будьте слишком многословны.

Составление резюме

Участники составляют резюме по следующей схеме:

·  Ф.И.О.

·  Возраст

·  Образование

 

 

·  Желаемая вакансия

·  Опыт работы

·  Ваши навыки и умения

·  Ваши сильные и слабые стороны

Обратная связь

ЗАНЯТИЕ 14

Участникам предлагается заполнить следующую анкету.

Что вам понравилось в тренинге?

Что вам не понравилось в тренинге?

Стали ли вы лучше понимать себя?

Определились ли вы в выборе профессии?

Нужна ли такая тренинговая программа, может ли она помочь в выборе профессии?

Ведущий и участники обмениваются мнениями о результатах тренинга.

 

 

Ирина КАБИНА

Татьяна РАДЗИК


Приложение 1

Примерные нормы для опросника

№ п/п Ценности Девушки Юноши
1 Автомобиль 7-12 6-14
2 Вилла с бассейном 7-14 9-12
3 Отдых в Италии 8-15 7-13
4 Друзья - артисты 9-12 4-11
5 Друзья - иностранцы 5-12 7-11
6 Друзья - ученые 6-10 6-14
7 Друзья - рабочие 4-8 9-12
8 Здоровье 8-16 15-20
9 Красота 9-17 9-14
10 Пиво с воблой (-3) – (-9) (-1) – (-9)
11 Творческая работа 5-12 5-11
12 Вас любят 12-18 10-15
13 Вы влюблены 6-14 8-14
14 Вера в Бога 2-13 5-17
15 Опасные приключения 6-13 6-12

 


 

 

Приложение 2

Анкета

Ф.И.О.____________________________________________________

1. Дата рождения __________________________________________

2. Какую профессию и учебное заведение вы выбрали?

Профессия:________________________________________________

Учебное заведение:_________________________________________

3.  Какую профессию советуют вам выбрать?

Родители__________________________________________________

Учителя___________________________________________________

Друзья____________________________________________________

4.  Какие школьные предметы вам нравятся больше всего?________

5.  Чем вы любите заниматься?_______________________________

6.  Какая область деятельности вас больше интересует? (нужное подчеркнуть)

a.Естественно-научная (математика, физика, химия, биология, медицина, геология, сельское хозяйство)

b.Общественно-научная (история, философия, экономика, право)

c.Гуманитарная (литература, журналистика, лингвистика, педагогика, психология)

d.Искусство (музыкальное, театральное, изобразительное, вокальное)

e.Определенные интересы отсутствуют

7.  В каких кружках вы занимаетесь дополнительно?_____________

8.  В какой работе класса вы принимаете активное участие?_______

9.  Какие профессии вас привлекают? Назовите их_______________

10.  Ваши отметки по следующим предметам:

Алгебра________________________________________________

Физика_________________________________________________

Химия_________________________________________________

Биология_______________________________________________

География______________________________________________

История________________________________________________

Геометрия______________________________________________

Литература_____________________________________________

Русский язык___________________________________________

Иностр. Язык___________________________________________

Трудовое обучение_______________________________________

Черчение_______________________________________________

11.  Сколько время вы делаете уроки?___________________________

12.  Имеются ли у вас хронические заболевания?_________________

Приложение 3

Стереотипы

и их примерное «отношение» к тем или иным ценностным ориентациям

№ п/п Ценности Домохозяйка Верующий Пьяница Иностранец в России Преступник Творческая личность Деловой человек
1 Автомобиль + 0 0 0 + 0 +
2 Вилла с бассейном + 0 0 + + 0 +
3 Отдых в Италии + 0 0 + + 0 0
4 Друзья-артисты + - + + + + 0
5 Друзья-иностранцы + 0 0 0 + 0 +
6 Друзья-ученые 0 0 - + 0 + +
7 Друзья-рабочие - + 0 - 0 0 0
8 Здоровье + + - + - 0 0
9 Красота + - - + 0 + 0
10 Пиво с воблой 0 - + + + 0 +
11 Творчество - - - + 0 + +
12 Вас любят + 0 + + + + 0
13 Вы любите - - - 0 0 + -
14 Вера в Бога + + - + - 0 -
15 Опасные приключения - - + - + + +

Приложение 4

Методика «Самооценка»

Слабый 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Сильный
Уступчивый 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Упрямый
Замкнутый 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Открытый
Зависимый 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Независимый
Черствый 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Отзывчивый
Нерешительный 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Решительный
Безответственный 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Добросовестный
Неуверенный 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Уверенный
Самостоятельный 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Несамостоятельный
Невезучий 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Везучий
Нелюбимый 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Любимый
Глупый 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Умный
Несправедливый 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Справедливый
Невозмутимый 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Раздражительный
Неблагополучный 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Благополучный

Приложение 5

Схема анализа профессий

(перечень основных характеристик профессий)

Предмет труда:

1) животные, растения (природа)

2) материалы

3) люди (дети, взрослые)

4) техника, транспорт

5) знаковые системы (тексты, информация в компьютерах)

6) художественный образ

Цель труда:

1) контроль, оценка, диагноз

2) преобразовательная

3) изобретательная

4) транспортирование

5) обслуживание

6) собственное развитие

Средства труда:

1) ручные и простые приспособления

2) механические

3) автоматические

4) функциональные (речь, мимика, зрение, слух)

5) теоретические (знания, способы мышления)

6) переносные или стационарные средства

Условия труда:

1) бытовой микроклимат

2) большие помещения с людьми

3) обычный производственный цех

4) необычные производственные условия (особый режим влажности, температуры, стерильность)

5) экстремальные условия (риск для жизни и здоровья)

6) работа на открытом воздухе

7) работа сидя, стоя, в движении

8) домашний кабинет

Характер общения в труде:

1) минимальное общение (индивидуальный труд)

2) клиенты, посетители

3) обычный коллектив (одни и те же лица)

4) работа с аудиториями

5) выраженная дисциплина, субординация в труде

 

Ответственность в труде:

1) материальная

2) моральная

3) за жизнь и здоровье людей

4) невыраженная ответственность

Особенности труда:

1) большая зарплата

2) льготы

3) «соблазны» (возможность брать взятки)

4) изысканные отношения, встречи со знаменитостями

5) частые командировки

6) законченный результат труда (можно полюбоваться)

Типичные трудности:

1) нервное напряжение

2) профзаболевания

3) распространены мат и сквернословие

4) возможность оказаться в тюрьме

5) невысокий престиж работы

Минимальный уровень образования для работы:

1) без специального образования (после школы)

2) начальное профессиональное образование (СПТУ)

3) среднее профессиональное образование (техникум)

4) высшее профессиональное образование (вуз)

5) ученая степень (аспирантура, академия)

 


 

 

Литература

1. Матвеева Л., Выбойщик И., Мякушкин Д. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. М.: АСТ-ПРЕСС, Уральское книжное издательство, 1999.

2. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

3. Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие. М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997.

4. Пряжников Н.С. Ценностно- нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие 3. М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997.

5. Резапкина Г. Я и моя профессия. Факультативный курс для учащихся 9-х классов.// Школьный психолог, № 14,1999.

6. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: ВЛАДОС, 1998.

 

Тренинг для подростков

Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию.

Данная программа позволит подросткам в доброжелательной и непринужденной обстановке рассмотреть проблемы профессионального самоопределения.

Во время тренинга молодые люди смогут:

· изучить свои личностные особенности, интересы и склонности;

· получить подробную информацию об учебных заведениях и различных профессиях;

· получить информацию о правилах выбора профессии;

· определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.

Цели и задачи программы. Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий.

Структура тренинга. Программа рассчитана на учащихся 9-11-х классов. Состоит из 14 занятий, которые могут проводиться 1-2 раза в неделю. Занятия включают в себя профориентационные игры и упражнения, теоретические блоки, сюжетно-ролевые игры, беседы, диагностические методики.

Продолжительность занятий. Примерно 35-60 минут в зависимости от сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы.

Условия проведения. Оптимальное количество детей в группе- 10-15 человек. Рекомендуется проводить тренинг, рассаживая участников в круг.

Необходимым элементом каждого занятия является получение от участников «обратной связи».

 

ЗАНЯТИЕ 1

 

Вводная беседа

Ведущий рассказывает участникам о целях и задачах тренинга. Принимаются правила работы в группе.

Знакомство

участникам по кругу предлагается представиться и рассказать немного о себе.

Игра «Самая-самая»

 

Участники делятся на 2 команды. Каждой команде дается следующая инструкция:

Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Например, характеристика - самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми-самыми денежными?

Участникам предлагаются следующие характеристики:

· самая зеленая профессия;

· самая сладкая профессия;

· самая денежная профессия;

· самая волосатая профессия;

· самая детская профессия;

· самая неприличная профессия;

· самая смешная профессия;

· самая общительная профессия;

· самая серьезная профессия.

Каждая команда дает свои варианты ответов.

Игра «Профессия на букву»

Командам предлагаются буквы. Задача участников- написать как можно больше профессий, начинающихся на эти буквы. Желательно не предлагать больше 5 букв, иначе игра перестанет казаться увлекательной.

Обратная связь

Участники делятся впечатлениями о занятии.

 

ЗАНЯТИЕ 2

 

Анкета

Участники заполняют следующую анкету.

Что бы вы хотели получить от тренинга:

· проверить свои способности;

· получить подробную информацию об учебных заведениях;

· определить свои склонности к определенному виду деятельности;

· подробнее узнать о мире профессий;

· получить информацию о том, как правильно выбрать профессию;

· другое.

2. Игра «Мои личные и профессиональные планы»

Каждый участник получает лист бумаги, на котором записывает анонимно свои личные планы на будущее. Затем ведущий собирает листы и перемешивает их, после этого раздает в случайном порядке. На другой стороне листа участники пишут о своих профессиональных планах. После чего полученные результаты зачитываются вслух.

Опросник «Как поживаешь?»

Используется с целью рассмотреть в шутливой форме приоритеты для данного подростка различных жизненных ценностей.

Участники получают бланк к данному опроснику (см. Приложение 1).

Участникам предлагаются две пары ценностей из перечня, которые есть в бланке. Им надо определить, какая ценность для них более важна, а какая- менее. К начальному баллу (10) более важной ценности участникам необходимо прибавить 1, а из начального балла менее важной ценности вычесть 1. В дальнейшем все ценности будут либо увеличивать свои баллы, либо уменьшать, приобретая иногда даже отрицательное значение. Это и станет показателем того, что для участников важно в жизни.

Ведущий зачитывает по каждой ценности нормы. Участники соотносят нормы со своими показателями.

Обратная связь

 

ЗАНЯТИЕ 3

 

Игра «Как здороваются представители разных профессий»

Участники делятся на пары. Каждой паре зачитывается следующая инструкция:

Вам надо изобразить при помощи жестов и мимики, как здороваются представители разных профессий. Остальным участникам предстоит угадать, что за профессию вы изобразили.

Для выполнения данного упражнения участникам раздают карточки с названиями профессий.

Анкета

Всем участникам тренинга предлагается заполнить анкету (см. Приложение 2).

Игра «Ценности ориентации»

Ведущий. На прошлом занятии мы заполняли опросник «Как поживаешь?», сегодня вам в командах требуется определить ценностные ориентации различных людей, представляющих собой те или иные социальные стереотипы.

Перечень стереотипов и ценностных ориентаций см. в Приложении 3.

Обратная связь

ЗАНЯТИЕ 4


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.2 с.