Человек как единственный носитель свободы — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Человек как единственный носитель свободы

2019-09-09 251
Человек как единственный носитель свободы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Человек, безусловно, является биологическим творением и относится к живой природе. Вместе с тем современный человек стоит как бы обособленно от природы в прямом ее смысле. Он предстает перед миром в различных ипостасях: великим и ничтожным, смелым и трусливым, свободолюбивым и покорным вплоть до рабства, щедрым и жадным, сильным и слабым, добрым и злым вплоть до жестокости. Но каким бы не был человек, он существенно отличается от животного, хотя и тот и другой являются творениями природы. О каждом живом существе, существующем на Земле, можно сказать, что оно существует в окончательном виде, что его формирование закончено. Каждое из существ оптимально физически, а также при помощи набора инстинктов приспособлено к выживанию в окружающем мире. Человек же, сформировавшись физически, продолжает формироваться интеллектуально. Человек -  творение природы абсолютно уникальное, его создание покрыто тайной. Человек, согласно точке зрения К.Маркса, имеет общественную сущность.

Только он, в отличие от любого животного, наделен свободой в философском ее понимании, как волеизъявлении жизненного выбора для достижения конкретных целей. Именно обладание свободой ставит человека вне природы, над природой и ведет к изменению, развитию, усовершенствованию общества. Обладание свободой – это исторический, общественный и нравственный императив для человека, для его личности, критерий ее индивидуальности, а также уровня развития общества в целом. Благодаря исключительно свободе личности общество приобретает способность не просто приспосабливаться к существующим естественным и социальным обстоятельствам окружающей действительности, но и преобразовывать действительность в соответствии со своими целями и потребностями.

 

 

II. Изменения в проявлении свободы.

Итак, прежде всего, свобода просто определяет человеческое существование еще до осознания им себя как независимой и самостоятельной личности. Чтобы достичь последнего человек должен выйти из состояния абсолютного единства с природой и осознать себя существом, максимально отдельным от нее, стоящим особняком от окружающего мира и других людей. По мере того, как человек осознает возможность выбора и учится пользоваться свободой, постигая способы ее проявления, он становится личностью.

От простого к сложному.

Изначально, на заре человеческой общности, в эпоху первобытнообщинного строя и практически до эпохи Возрождения, связь человека с природой была почти абсолютной. Он чувствовал себя частью окружающего мира, почти абсолютно от него зависимым. Чувство страха перед силами природы породило необходимость поклонения всем ее проявлениям. Данное обстоятельство практически не оставляло человеку выбора в своих действиях и поступках. Первичные связи позволяют человеку осознавать себя в качестве члена племени, религиозной общины, какой – то общественной группы, тормозят человеческое развитие. Э. Фром в книге «Бегство от свободы» характеризует их как не позволяющие человеку осознавать себя самостоятельным и независимым: «первичные узы мешают человеку стать свободным творческим, плодотворным индивидом, который вправе самостоятельно определять собственную жизнь». Лишь по мере приобретения человечеством жизненного опыта, выражавшегося в наблюдении за происходящими в природе, т.е. окружающем мире, процессами и осознания возможности выбора в своих поступках началась индивидуализация человека. С приобретением все больших знаний в процессе опыта, человек учился мыслить, развивая и совершенствуя себя как личность. В результате у него все больше появлялось возможности проявления свободы выбора.

Этот длительный вековой процесс можно соотнести с процессом жизненного пути человека с момента рождения до момента достижения им стадии наивысшего физического и умственного развития. История жизни каждого индивида являет собой тот же процесс совершенствования от простого к сложному, от полного единения с природой до осознания себя существом независимым. Казалось бы, родившись, человек уже обрел свободу. Он вышел из лона матери, где его жизнь полностью зависела от ее образа жизни. Вот она, свобода! Этот маленький человечек самостоятельно дышит, смотрит на окружающий мир, слышит его звуки. Вместе с тем, только что родившийся ребенок еще некоторое время составляет единое целое с матерью, находясь в полной зависимости от нее.  Таким образом, свобода этого ребенка максимально ограничена, что является естественным фактором нормального развития человека, единственно возможным условием его развития. Хотя биологическое разделение матери и ребенка и является началом индивидуального существования и развития человека, функциональное единство между матерью и ребенком продолжается достаточно длительное время, гарантируя ребенку безопасность существования.  Ограничивая индивидуальность, связующие мать и ребенка узы дают последнему уверенность и жизненную ориентацию. Таким образом, самая начальная свобода есть свобода родившегося ребенка от организма матери. Но она не является свободой в полном смысле этого слова вследствие огромной зависимости ребенка от матери, значит и от окружающего мира в целом.

По мере взросления ребенка свобода приобретает для него новое содержание вследствие связи свободы с индивидуальным и общественным развитием личности. Для личности обладание свободой является главным условием ее жизнедеятельности и развития. Свобода личности дает человеку способность не просто приспосабливаться к окружающему миру, но и преобразовывать этот мир в соответствии со своими целями и потребностями. Большое значение приобретает способность ребенка постижения окружающего мира, зависящая, в том числе от воспитания в семье, отношений в коллективе (детском саду, школе, на улице среди приятелей), замедляя или ускоряя процесс познания. Ребенок с возрастом становится физически, эмоционально, духовно сильнее. Запас его знаний растет, в связи, с чем растут и возможности их применения на практике. У индивида формируется характер, появляется стремление к свободе и независимости. В этот момент формируется на первичном этапе личность человека, на которую влияют два аспекта: уровень развития человека и зависимость его от страха самостоятельности. Ведь жить в тесном единении с окружающим миром на много проще. Оторванность, обособление от окружающего мира, являющегося несоизмеримо огромным, всемогущим и зачастую опасным, для отдельных индивидов являются основанием для отказа от собственной индивидуальности и, как результата, подчинения другим. Такие люди бегут от свободы. Иные индивиды, имеющие достаточно прочные запасы знаний, в том числе общения с окружающим миром, твердость характера, свое положение в обществе воспринимают как спортивное состязание, стремясь занять наиболее возможную высшую ступень в какой – либо из областей жизни: политической, экономической, научной, культурной и т.д. И те и другие стремятся к обретению свободы, которая в сознании и понимании у каждого различна. Если первые свободу понимают в уходе от ответственности за развитие общественно – экономической формации, вторые видят ее в выборе жизненного пути, возлагающего на них такую ответственность. По мнению Д. Бернарда Шоу «Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится свободы».

Если первые видят свободу в выборе жизненного пути, на котором они спокойно готовы подчиняться воли иных лиц, вторые видят ее в выборе сферы деятельности, в которой возможно занять лидирующее положение.

Ни в одной из сфер жизнедеятельности свобода волеизъявления человека не существует отдельно от ответственности его за результат.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.