Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2019-09-09 | 154 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Универсум называется Махабрахманда, «большое яйцо Брахмы», которое, в свою очередь, состоит из «космосов» меньшего размера. Все эти миры можно обнаружить и в человеческом теле. Как говорит Вишвасара-тантра относительно тела, «то, что есть здесь, имеется и в другом (мире); то, чего нет здесь, нет нигде». Сакральному центру индийского универсума, горе Меру, соответствует позвоночник, внутри которого располагается центральный энергетический канал (сушумна). Чакры, духовные центры «тонкого» тела — это питхи, традиционные места паломничества, и в то же время это семь миров индийской мифологии. Нади, каналы энергии, отождествляются с реками, семь дхату (элементы тела) — с семью островами. Пот, слезы и другие жидкости — океаны, огонь — прана, и т. п.
В целом подобные соответствия индийская культура знает в изобилии. Однако эта традиционная идентификация двух уровней, один из которых является ограниченным, а другой безграничным, производится в тантре с привлечением концепта кундалини.
Свернувшаяся в кольца «змея» кундалини, «спящая» в недрах духовного существа — это квинтэссенция духа творения, которое завершается образованием наиболее плотных слоев материи (бхуми, «земля»). Материальность происходит из чистой энергии абсолюта. Невозможно определить, где кончается чистый дух, а где начинается телесность, все происходит постепенно, с выделением определенных аспектов. Шакти, трансформируясь, «извлекает», из себя мироздание. И ее чистая энергия с каждым новым витком эволюции становится все более слабой и медленной; она включает в дело природные механизмы, а сама «успокаивается». Когда вселенная создается окончательно, энергии в ее чистой (сознательной) форме уже практически ничего не остается делать: она «засыпает». Ее место заступает «шакти материального мира», или джада-шакти, репрезентирующая инертность и косность массы вещества.
|
Кундалини есть центр микрокосмического существа, в котором существуют все миры и планы, встречающиеся и макрокосмической вселенной. Естественно, это вселенная сакральная, пронизанная божественным сознанием и на каждом плане охраняемая соответствующими небесными покровителями. Духовное спасение человека заключается в постепенном овладении различными силами, скрывающимися в теле. Это овладение происходит параллельно с нарастанием «пробуждения» кундалини. Благодаря некоторым йогическим практикам она лишается своего обычного «рациона» [14] и устремляется вверх — как оказывается, не только в поисках «пищи», но и стремясь раствориться в источнике всякой пищи и всякой вещи — Шиве. Движение кундалини-шакти инволюционно, оно обратно пропорционально процессу развертывания вселенной. Процесс духовного спасения касается отдельно взятого индивида, а не всей вселенной целиком, которая продолжает существовать в своей произведенной форме для других, непробужденных индивидов (пашу). Однако в каком-то смысле, спасаясь сам, адепт спасает и все остальное, поскольку в нем самом содержится вселенная, а она приходит к своему завершению. Таким образом, движение кундалини есть не только инволюционно-сотериологический процесс, но и процесс пралаи, космического растворения. Грубые элементы последовательно растворяются во все более тонких, до тех пор, пока все окончательно не растворится в абсолютном источнике бытия. Растворение следует понимать в данном случае буквально, именно в этом, несколько «химическом» смысле слова. Ничто из произведенного не должно остаться, но все погружается в беспредельный и вечный океан, в котором отныне свободные души будут черпать непрерывное блаженство.
Процесс освобождения — это процесс постепенной дематериализации и «возвращения сознания» к своему истоку. Школа пратьябхиджня самым своим названием указывает на значимость процесса «воспоминания» единого и вечного. Буквально пратьябхиджня означает «узнавание», в данном случае имеется в виду понимание того, что в сердцевине индивидуального существа пребывает неизменная Сущность, основной характеристикой которой является трансцендентальное сознание. Последователи пратьябхиджни лаконично выражают опыт своего прозрения в формуле со хам, т. е. «я — это Он», Шива. Спасение происходит благодаря особому мистическому знанию, а путь к нему лежит через йогические практики и ритуальную деятельность. Субъект знания трансформирует свое существо кардинальным образом, превращая его в источник знания. Подобные трансформации часто связаны с той ролью, которая играет «змея» кундалини. При ее подъеме вверх процесс узнавания становится все более легким и естественным.
|
Может возникнуть вопрос, зачем стремиться к освобождению из этого мира, раз он в основе своей идентичен Парашиве? Тантра различает между миром как целым (вишва, или прапанча) и миром как объятым майей, миром- сансарой. В первом случае смысл понятия «мир» географически нейтрален, даже положителен, поскольку вишва раскрывается именно в качестве формы (рупа) абсолютного Сознания. От подобного мира не освобождаются, скорее, он мыслится как своего рода сцена, на которой адепт достигает наибольшего могущества и идентификации с Шивой. Во втором случае подчеркивается омрачение высшего сознания, влекущее за собой дуалистическое (множественное) видение вещей, членение единого универсума на отдельные кластеры и слои значений, а самое главное, непонимание того, что в основе всего этого лежит динамическое, живое, универсальное сознание. Стремясь прервать дурную бесконечность сансары, именно с майей сражается тантрический практик, ее он старается победить — но на высших ступенях практики и посвящения он приходит к пониманию того, что майя, в сущности, ничем не отличается от Шакти, с помощью которой он движется к окончательной свободе. Он уясняет тогда, что деятельность майи — лишь вечная игра Парамешвары с самим собой, игра, в которой и ему, «освобожденному при жизни», предлагается принять участие в качестве одной из бесчисленных энергий, слагающих абсолютное совершенство.
|
Таким образом, мы вкратце рассмотрели основные идеи индуистской тантрической философии, сделав это сквозь призму четырех видов тождеств. Тантра стремится найти самые разнообразные идентификации мира абсолютного с миром относительным. Особенность ее в том, что эти идентификации увязываются с динамической силой, неотъемлемой от абсолюта и наделенной привилегией функционировать как все многообразие связей между мирами. На этом основании и было возможно вычленить четыре основные линии тождества.
Примечания
[1] В самых общих чертах можно сказать, что тантризм появился примерно в IV — VI вв. в ряде регионов Индии (прежде всего, в Бенгалии и Ассаме), и что немалую роль в его складывании сыграли низкие касты и племена, охваченные процессом индуизации.
Назад
[2] Каждая из юг соотносится в тантре с соответствующим корпусом литературы: в сатья-юге провозглашена веда (веды), в трета-юге — упанишады, в двапара-юге — пураны, наконец, кали-юга связывается с распространением тантры. Косвенно эта классификация служит доказательством позднего (во всяком случае, уже после пуран) появления тантр.
Назад
[3] «Если тантрические тексты и не отвергали явно веду, они все же выражали убеждение, что тантризм лучше приводит людей к освобождению в эпоху Кали, чем ведическая ортодоксия». — Padoux A. Recherches sur la symbolique et l’énergie de la parole dans certains textes tantriques. Paris, 1963. Р. 44.
Назад
[4] Эта литература обычно называется тантрами, если речь идет о шактизме, агамами, если подразумевается шиваизм; наконец, самхитами, когда говорят о вишнуизме. Впрочем, столь четкое деление (в индуизме) соблюдалось не всегда; кроме того, есть и другие жанры литературы тантрического индуизма. Отдельный корпус тантр имеется у буддистов. Традиционно признается пять школ индуистского тантризма: шакта, шайва, вайшнава, саура (почитатели Сурьи, бога солнца) и ганапатья (поклонники Ганеши). Последние две группы уступают трем первым и по значимости, и по популярности, однако и они располагают собственной литературой откровения.
Назад
[5] Однако эта дистанция не предполагает открытого противостояния. Лучше всего понимать отношения между тантрой и ведой по принципу дополнительности: каждая из них вносит свой вклад в становление индийской спиритуальности.
Назад
|
[6] «Бхога (то же, что и бхукти — С. П.) поистине становится йогой, зло превращается в добро; жизнь ведет к освобождению в каула-дхарме». Куларнава-тантра (II. 24).
Назад
[7] «Философия всегда рассматривалась в тантрах как структурно связанная с йогической практикой осознания единства Я и Всего в самом себе». Goudriaan T., Gupta S. Hindu Tantric and Shakta Literature. Wiesbaden, 1981. P. 162.
Назад
[8] Следует помнить, конечно, об условности использования терминов «онтология», «гносеология», «этика» и т. п. применительно к философии не-европейского происхождения. Те значения, которые мы привыкли вкладывать в эти понятия, оказываются не вполне адекватными для соответствующих разделов «восточной» мысли. Собственно, это можно сказать и о термине «философия».
Назад
[9] Ср.: «Дуальность в единстве — корневой принцип тантры». Majumdar B.K. Introduction к Principles of Tantra (ed. by A. Avalon). Part II. London, 1916. Р. xxvii. Апофатически эту точку зрения выражает Куларнава-тантра, когда заявляет, что тантра превосходит и монизм, и дуализм (I. 111).
Назад
[10] Абхинавагупта в Ишвара-пратьябхиджня-вимаршини замечает, что «вимарша есть сущность манифестации сознания» (I. 5. 11).
Назад
[11] Впрочем, часто недифференцированный этап тантры отождествляется с Парамашивой, тогда как второй выступает в образе Шакти (Парашакти).
Назад
[12] Биджа-мантра есть квинтэссенция, суть того или иного божества, выраженная в виде одного слога. У каждого божественного существа своя биджа-мантра. Например, биджа-мантра Шивы — хум, Дурги — дум, Лакшми — шрим и т. п.
Назад
[13] См. Шарадатилака, Шарадатилака, 7-8.
Назад
[14] В школе натхов кундалини отождествляется с огнем (солнцем), который «сжигает» стекающую небесную «лунную» амброзию, дарующую бессмертие. «Перекрывание» канала этого истечения вызывает пробуждение кундалини, дотоле пассивно поглощавшую напиток бессмертия, и ее поднятие вверх. См.: Dasgupta S. Obscure Religious Cults. Calcutta, 1962. Р. 235-246.
Назад
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!