И одобрена на заседании                                         Директор ГБС(К)ОУ ОШИ № 1 — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

И одобрена на заседании                                         Директор ГБС(К)ОУ ОШИ № 1

2019-09-09 127
И одобрена на заседании                                         Директор ГБС(К)ОУ ОШИ № 1 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Малого педагогического совета                                

ГБС(К)ОУ ОШИ № 1                                                  ____________ Е.И.Кондакова

От «___» августа 2019 г.                                              Приказ № __      

Протокол № _____                                                       От «___» августа 2019 г.

 

 

Адаптированная рабочая программа

 

по ручному труду для 2 класса

количество часов 34

на 2019-2020 учебный год

 

 

Учитель: Сарапулова С. А.

 

 

Программа разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

г. Севастополь, 2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ:

Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования для обучающихся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1) в соответствии с требованиями:

1. Приказ МинОбрНауки РФ от 19.12.14 №1599 «Об утверждении Федерального

Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1-4 классы);

2.Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1-4 классы), примерной программы основного общего образования по ручному труду для 1-4 классов. – М. «Просвещение»: 2011. Одобрена р ешением федерального учебно-методического объединения по общему образованию

(протокол от 19 декабря 2014 г. № 1599)

3. Письмо МО и Науки РФ от 11.03.2016 года № ВК 422/07 «О введении ФГОС ОВЗ»

4. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1) ГБС(К)ОУ «Общеобразовательная школа интернат №1». 

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:

Программа «Технология. Ручной труд» во втором  классе определяет содержание и уровень основных знаний и умений по ручной обработке наиболее доступных для умственно отсталых обучающихся материалов (пластилин, глина, бумага, нитки, природные материалы).

Систематическое обучение ручному труду в первом классе предполагает следующие виды: «Работа с глиной и пластилином», «Работа с бумагой», «Работа с природными материалами», «Работа с нитками».

Работа с пластилином и глиной позволяет эффективно развивать точность и согласованность движений пальцев рук, достаточно легко создавать объёмные модели несложной формы, уточняя при этом представления о натуральных предметах. При знакомстве с объектом образцом, его плоскостной или объемной моделью учителю необходимо постоянно направлять внимание детей на соответствие образца выполняемым заданиям, соблюдая пропорции, формы, величину и другие признаки.

При работе с бумагой важно, помимо работы с опорой на образец выполнения, уточнять соответствие конструкции поделки натуральному предмету.

Работа с текстильными материалами направлена на совершенствование и развитие мелких движений кистей и пальцев рук, на формирование достаточно сложных умений, необходимых при плетении и витье.

Работа с природными материалами также позволяет развивать пространственное, конструктивное мышление, создает необходимые предпосылки для воспитания любви к природе.

Отличительными чертами данного курса является то, что овладение даже элементарными умениями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития моторных навыков, ручного умения. Эти процессы развиты очень слабо у детей с нарушениями интеллекта. 

Успех в трудовом обучении детей с нарушениями интеллекта во многом зависит, с одной стороны, от учета трудностей и особен­ностей овладения ими знаниями, а с другой — от учета потенциальных возможностей школьников. Состав обучающихся коррекционной школы чрезвычайно разнороден, поэтому труд­ности и потенциальные возможности каждого ребёнка своеобразны. Однако можно усмотреть и некоторые общие особенности усвое­ния знаний, умений и навыков, которые являются характерными для всех детей с нарушениями интеллекта.

Содержание, система и объем рас­положения материала в курсе трудового обучения для коррекционной школы имеют значительное своеобразие, так как школьники с нарушением интеллекта усваивают новые знания медленно, с большим трудом, затрачивая при этом много усилий и времени. К каждой теме программы предлагается примерный перечень изделий. Учитель, выбирая объекты работы, руководствуется интересами обучающихся, местными особенностями, но при этом конструкция выбранного изделия должна отвечать содержанию изучаемой темы.

Особое внимание при проведении уроков трудового обучения обращается на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.

В целях ознакомления младших школьников с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.

Учитывая, что школьники с нарушением интеллекта склонны к медленному запоминанию и быстрому забыванию, программа предусматривает наряду с изучением нового материала небольши­ми порциями постоянное закрепление и повторение изученного. Учитывая, что отвлеченное, абстрактное мышление у школьников с нарушением интеллекта развито слабо, что подвести детей к определенным обобщениям, выводам, правилам, установлению за­кономерностей, сформировать то или иное понятие возможно толь­ко на основе неоднократных наблюдений реальных объектов, прак­тических действий с конкретными предметами, программа нацели­вает учителя на широкое использование наглядности, дидактиче­ского материала. Коррекционная школа ставит одной из основных задач подготовку обучающихся к жизни, к овладению доступными им профес­сиями, к посильному участию в труде. Поэтому в программе боль­шое место отводится вооружению школьников практическими уме­ниями и навыками. Наряду с формированием практических умений и навыков программа предусматривает знакомство детей с некоторыми теоретическими знаниями, которые они приобретают индук­тивным путем, т. е. путем обобщения наблюдений над конкретными явлениями действительности, практических действий с предмет­ными множествами. Учитывая неоднородность состава и разные возможности школьников в усвоении знаний, программа указывает на необходимость дифференциа­ции учебных требований к разным категориям детей и их обучаемости.

Дидактическая игра в условиях коррекционной школы является эффективным методом закрепления знаний. Известно, что если ребенок заинтересован работой, положительно эмоционально на­строен, то эффективность занятий заметно возрастает. Вы­работка любых умений и навыков у школьни­ков с нарушениями интеллекта требует не только больших усилий, длительного времени, но и однотипных упражнений. Дидактические игры позволяют однообразный материал сделать интересным для детей, при­дать ему занимательную форму. Положительные эмоции, возни­кающие во время игры, активизируют деятельность ребенка, раз­вивают его произвольное внимание, память. В игре ребенок неза­метно для себя выполняет большое число действий, обогащает свои пространствен­ные, количественные и временные представления, он выполняет анализ и сравнение геометрических фигур. Дидактические игры, созданные специально в обучающих целях, способствуют и общему развитию ребенка, расширению его кругозора, обогаще­нию словаря, развитию речи, учат использовать знания в измененных условиях, в новой ситуации. Все это сви­детельствует о большом корригирующем значении дидактиче­ских игр.

Предполагаемый курс направлен на решение следующих задач:

1. Способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности путем   

систематического и целенаправленного воспитания и развития у детей правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

2. Находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и

различие;

3. Содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности,

умения сравнивать, обобщать;

4.Ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

5. Исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

6. Дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

7. Знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

8. Развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Решаемые задачи позволяют достичь цели курса: коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств обучающихся.

Целью специальной (коррекционной) школы является: коррекция недостатков психофизического развития и познавательной деятельности обучающихся.

Преподавание курса связано с преподаванием других курсов государственного образовательного стандарта: математики, изобразительного искусства, развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности и опирается на их содержание.

 

3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:

Настоящая программа составлена на 34 часов, 1 час в неделю и в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой обучения для детей с легкой степенью умственной отсталости.

4. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Изучение учебного предмета «Ручной труд» в соответствии с требованиями ФГОС АООП направлено на достижение следующих результатов.     

Личностные результаты освоения технологии включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки: положительное отношение и интерес к труду; понимание значения и ценности труда; отношение к труду как первой жизненной необходимости; понимание красоты в труде, в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»; осознание своих достижений в области трудовой деятельности; способность к самооценке; умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится; привычка к организованности, порядку, аккуратности.

Предметные результаты освоения АООП общего образования вклю­ча­ют освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой об­разовательной области, готовность их применения.  

Программа «Технология. Ручной труд » во втором классеопределяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

 Минимальный уровень овладения предметными результатами является обязательным для всех обучающихся с легкой умственной отсталостью первого класса, вклю­чающий следующие знания и умения:

К концу второго года обучения ручному труду обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны знать: правила организации рабочего места; виды трудовых работ;  названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда в первом классе, правила их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними; названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройство, правила техники безопасной работы колющими и режущими инструментами; приемы работы (приемы разметки деталей, примы выделения детали из заготовки, приемы формообразования, приемы соединения деталей, примы отделки изделия), используемые на уроках ручного труда.

Уметь: организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте с помощью учителя; анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей с помощью учителя; составлять стандартный план работы по пунктам с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя; владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки поделочных материалов с помощью учителя; работать с доступными материалами (глиной и пластилином, природными материалами, с бумагой и нитками).

Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся второго класса.

К концу второго года обучения ручному труду обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны знать: правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину.

уметь: самостоятельно находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради; работать с доступной для первоклассников наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные, графические планы, и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы; оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец); устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами; выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков ручного труда.

5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:

изучения учебной дисциплины «Ручной труд» 2 класс.

Учащиеся научатся:

Личностные:

- осознавать себя гражданами страны, учениками, членами семьи;

- осознавать себя членами ученического коллектива;

- адаптироваться к условиям обучения;

- иметь представления о мире профессий;

- осознавать необходимость учебной и познавательной деятельности;

- знать моральные нормы (честность, взаимопонимание, ответственность);

- быть щедрыми, бережливыми, заботиться о старших и младших;

- понимать и различать простейшие эмоциональные состояния (свои и окружающих): печаль, радость, гнев, удивление

- быть целеустремлённым и настойчивым;

- бережно относиться к материальным ценностям;

- иметь начальные представления о прекрасном.

Метапредметные:

- понимать и принимать задачу учебной деятельности;

- работать по предложенному плану;

- соотносить результат деятельности с образцом;

- находить и исправлять ошибки;

- оценивать правильность выполнения действия;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- находить необходимую информацию;

- объективно оценивать свою работу и работу других детей;

- обобщать объекты по существенным признакам;

- сравнивать объекты по нескольким признакам;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить доказательные рассуждения по образцу (плану).

- осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками;

- работать в паре и в группе;

- понимать элементарные навыки бесконфликтного сотрудничества;

- осуществлять взаимоконтроль.

Предметные:

Базовый уровень:

- правильно организовать свое рабочее место (в соответствии с требованиями учителя);

- соблюдать технику безопасности при работе с колющими и режущими инструментами (ножницы, шило, игла), пачкающимися материалами (клей, краска, пластилин);

- различать виды материалов (пластилин, бумага, картон, ткань, нити, веревки, фольга, проволока, природные материалы, крупы и т.д.) и их свойства;

-определять детали и конструкции (деталь – составная часть конструкции), различать однодетальные и многодетальные конструкции;

-устанавливать последовательность изготовления изученных поделок из изученных материалов;

-называть приемы изготовления несложных изделий (разметка, обрывание, разрезывание, сгибание, сборка, вырезание, скручивание и т.д.);

-правильно работать ручными инструментами под контролем учителя (пластиковый нож, стек, ножницы, игла) с соблюдением техники безопасности;

-различать материалы и инструменты по их назначению;

-выполнять ручные швы сметочный и шнурок;

- экономно использовать материалы при изготовлении поделок.

Минимально-достижимый уровень:

- правильно организовать свое рабочее место (в соответствии с требованиями учителя);

- соблюдать технику безопасности при работе с колющими и режущими инструментами (ножницы, шило, игла), пачкающимися материалами (клей, краска, пластилин);

-раскатывать, размазывать, расплющивать, вытягивать пластилин для изготовления определённой фигуры; соединять пластилин с природным материалом способом примазывания;

- складывать, сгибать бумагу по образцу;

-резать ножницами геометрических фигур по сгибу, по кривой (разметка по шаблону);

- намазывать детали аппликации клеем и наклеивать их;

- ационально использовать материал;

- составлять простейшие композиции из листьев и цветов;

- завязывать нитки бантиком, изготавливать кисточки;

-вдевать нить в иглу, шить по проколам приёмом «игла вверх-вниз» по намеченным линиям.

6.  ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:

Курс предусматривает изучение следующих разделов:

I. Работа с глиной и пластилином.

II. Работа с природными материалами.

III. Работа с бумагой и картоном.

IV. Работа с текстильными материалами.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.