Зависеть от других означает нестабильность — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Зависеть от других означает нестабильность

2019-09-09 144
Зависеть от других означает нестабильность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Однажды в Антайдзи ко мне пришёл 50-летний американский бизнесмен, который был президентом своей собственной компании. Я говорю только по-японски, но так как он привёл прекрасного переводчика, у нас не было проблем общения. Он сказал мне:

"У меня куча денег и прекрасная семья, но по причинам, которые я не могу объяснить, где-то 10 лет назад я начал чувствовать ужасное одиночество моей жизни. Так я начал изучать Иудаизм, но не смог найти там никакого удовлетворения. Потом я учил Христианство, но и там я не смог найти его. После этого, несколько лет назад, я услышал лекции о Дзэн-буддизме и почувствовал, что в Дзэн я, может быть, смогу найти то, что удовлетворит меня, и с тех пор я начал изучать Дзэн. Я приехал в Японию, чтобы учить Дзэн более глубоко, и мне интересно, что Вы думаете об этом моём чувстве одиночества".

В ответ на его очень честное высказывание и вопрос я сказал:

"Вам когда-нибудь приходило в голову, что это чувство неудовлетворения или пустоты может иметь свою причину в Вашем поиске ценностей, основы или признания Вашего существования только в вещах, находящихся вне Вас, таких как имущество, работа или репутация? Вероятно, это чувство пустоты появляется потому, что Вы всё ещё не нашли эту основу внутри реальности своего собственного истинного 'я'. Другими словами, Вы чувствуете пустоту в своей жизни потому, что всегда жили только в зависимости от других людей и вещей, и не жили своё истинное 'я'"(9).

Казалось, что мой ответ точно попал в его представление о самом себе, это тронуло его, и он сразу же согласился со мной. "Это именно так, как Вы говорите. Кажется, что моя повседневная жизнь наполнена жизнью в зависимости от вещей вне меня. Я уверен, что эта причина моей внутренней пустоты. Но... что мне с этим делать?". Я ответил: "Вы никогда не сможете разрешить эту проблему в своей жизни, бегая по кругу и ища вещи вне себя. Очень важно жить истину 'я', которое 'я', живущее реальность универсального 'я'. Дзадзэн действительно воплощает это на практике. Мой учитель Кодо Саваки роси обычно говорил, "Дзадзэн - это 'я', которое делает 'я' посредством 'я'"(10).

Он кивнул, как будто бы мои слова были именно тем, что он ожидал, и продолжил: "Это как раз то, чем я думал и является дзадзэн. Я бы очень хотел получить Ваше разрешение практиковать дзадзэн здесь, в Антайдзи".

Мои ответы на его вопросы были не просто моим личным мнением. Я просто сказал ему то, что записано в буддийских сутрах с давних времён. В Суттанипата, одной из старейших буддийских сутр, написано: "Зависеть от других означает быть нестабильным"(11). И где-то в настолько же старой Дхаммападе есть фраза: "Основа 'я' - это только 'я'".

Этот человек был необычен в своей способности принять эти простые, но очень важные фразы с такой смиренностью и готовностью. В большинстве случаев нужны более подробные объяснения, прежде чем человек согласится с такими идеями.

Что такое эта вещь, которую мы небрежно называем "я"? Кажется, что это "я" выделяется только в противоположность к или при встрече с некими "другими".

Например, мужчина может видеть себя как нечто под названием "муж", которое существует только в зависимости от его "жены" и "родитель" в отношении к "ребёнку". На работе он может заметить, что его личность в качестве "подчинённого" зависит от его "шефа". Далее, он может считать себя "продавцом" по отношению к "покупателям", "соперником" по отношению к другим в том же бизнесе, "бедным человеком" по отношению к "богатым", не имя возможности купить то, что он считает хорошей вещью, "неудачником" в противоположность к "победителю", "бессильным" перед лицом общества, и так далее, до бесконечности. Было бы чудом, если бы человек, чьё сознание себя основано на сравнениях типа этих, не получил бы комплекс неполноценности.

- бессильный | общество

- муж | жена

- родители | ребёнок

- подчинённый | начальник

Я

- талантливый | бездарный

- покупатель | продавец

- коллега | противник

- богатый | бедный

- не могу купить | красивые вещи

- проигравший | победитель

 

Если бы он каким-то образом смог избежать проблемы с комплексом неполноценности, то легко представить, что его бы поглотило стремление к чему-то, что, как он считает, ему не хватает.

- бессильный | общество

- не могу оплатить | расходы жены

- потерял контроль | сопротивление детей

- подчинённый | начальник

Я (много работаю и учусь) (догоню и перегоню)

- талантливый | бездарный

- покупатель | продавец

- коллега | противник

- богатый | бедный

- не могу купить | красивые вещи

- проигравший | победитель

 

В противоположность к этому, человек с кучей денег и власти может подумать, что он стоит выше людей вокруг него, что он лучше и важнее, чем все остальные.

- удовлетворение | жена

- гордость | ребёнок

- начальник | подчинённый

- талант | бездарность

- покупатель | продавец

Я

- начальник | коллеги

- богатый | бедный

- могу купить | красивые вещи

- победитель | проигравший

- влиятельный | общество

 

На самом деле все эти люди находятся в одной и той же ситуации. Они все воспринимают "я", как нечто, определённое внешним миром, как нечто, определённое в противоположность к другим людям и вещам. По существу между ними нет ни малейшей разницы. Не может быть никаких сомнений, что обычно мы живём таким образом, осознавая наше "я" как нечто, определённое внешним миром и в противоположность к другим. Но если мы думаем, что только это наше "я", и если мы живём, сохраняя равновесие этого "я", сравнивая его с другими людьми и вещами, то я бы сказал, что мы потеряли из виду наше "я" как реальность жизни.

Жан-Жак Руссо написал в Эмиле, что любой человек, вне зависимости от богатства и статуса, которые он унаследовал, рождается голым и бедным и когда он умирает, то должен умереть голым и бедным. Это так, но, несмотря на это, между рождением и смертью люди носят различные одежды. Одна носит роскошный наряд королевы, в то время как другие носят всю свою жизнь бедные, рваные отрепья. Одни люди носят армейскую униформу; другие тюремные одежды; а третьи монашеские рясы.

Конечно же, наши "одежды" сделаны не только из ткани; это также одежды класса, статуса, знаменитости и богатства, все одежды наших деятельных ролей и дорогих сердцу личностей. Приходят времена, когда мы раздеваемся до гола от всех этих вещей. Также есть одежды под названием "красивый мужчина" или "привлекательная женщина". Но каким бы красивым ни был человек, в действительности придёт время, когда он или она должен сменить одежды и надеть наряд "старого человека". Подобно этому, в конце, гений вполне может быть должен будет одеться в одежды называемые одряхлением. Также есть одежды "комплекса превосходства", "комплекса неполноценности", "счастья" и "несчастья", и ещё веры, расы и нации. Мы меняем одну систему мыслей на другую, но когда приходит время умирать, то мы должны снять с себя даже одежды расового признака и умереть совершенно голыми.

Даже хотя это только внешние ловушки, которые мы носим между голым рождением и голой смертью, почти все люди обмануты ими. Они предполагают, что главная проблема жизни это, какую красивую одежду из всех возможных они будут носить? Интересно, задают ли люди когда-нибудь вопрос "Что такое голое 'я'"? В то время когда мы без сомнений живём какое-то "я", в действительности обычно мы не живём реальность нашего голого "я", нашего истинного "я". Мы беспокоимся только об одеждах, которые носим в течение жизни - то есть о "я", которое определяется внешним миром и стоит в противоположность к другим. Мы считаем само собой разумеющимся, что это всё, что есть в жизни, что "одёжка делает человека".

До тех пор пока это так, совершенно не удивительно, что люди находят пустоту своих жизней. Страдают они от комплекса неполноценности, горят духом соревнования или же цепляются за какую-нибудь идею превосходства, это совершенно естественно, что все они чувствуют одну и ту же безрадостную дыру в своих жизнях. Полагаться на других для того, чтобы узнать себя, означает быть нестабильным. Это, конечно же, не означает, что ты должен жить в какой-нибудь изоляции от других. Быть изолированным настолько же неестественно и нестабильно, как и жить всегда по отношению к другим. Твоё истинное "я" находится за пределами и зависимости от других и бега от них для того, чтобы узнать, кто ты такой. Мы не сможем найти настоящего покоя ума, пока не живём реальность жизни "я", так как основа "я" - это только "я". Это универсальное "я", за которым я следую всю свою жизнь.

"Я", живущее полную истину

Долгое время я использовал слово дзико в качестве универсального "я". Это очень старое буддийское выражение, но я подозреваю, что его довольно тяжело понять людям, которые привыкли думать в западных понятиях. В современном японском дзико используется в различных более-менее психологических случаях, в которых его можно было бы подытожить как "персональное 'я'". Чаще всего дзико - это осознающее "я" - исикитэки дзико. Потом люди думают о "я", которое беспокоится о своей выгоде в противоположность к другим, рикотэки дзико или обусловленное "я". Это я, которое пробуждает желания. Западные психологи, вероятно, назвали бы это "эго".

Тем не менее, в буддизме понятие дзико относится ни к эгоистичному "я", ни к так называемому осознающему "я". Это главное различие между буддийским выражением дзико и психологическим значением "я" или эго. Буддийское дзико подразумевает "я", которое выходит за пределы личного сознания. Несмотря на это, когда я начинаю говорить о "я" за пределами сознания, люди сразу же думают, что это какая-то мистика. Дзико не означает индивидуальное, психологическое "я", и это не нечто мистическое. Так что же это?

Когда мы говорим о "я", то обычно подразумеваем под этим наше осознающее "я", включающее в себя то, что мы видим и думаем прямо сейчас, и также нашу текущую роль. На самом деле наше осознающее "я" - это не только то, что мы думаем, кто мы есть прямо сейчас, но и также наши идеи о том, что мы думаем, кем мы были в прошлом. Другими словами, осознающее "я" - это сумма наших идей от того времени, когда мы были детьми, до настоящего. Мы берём все эти осознанные мысли и абстрагируем их от нашей жизни и называем нашим "я", но это только его часть.

Возьмём, например, сон. Не важно на кого мы посмотрим, все люди спят, открыв то, что я называю рукой мыслей. Когда мы спим, всё не прекращает существовать. Отпустив наше сознание, наше тело продолжает работать; мы дышим определённое количество раз в минуту, и наше сердце бьётся со своей скоростью. На следующее утро мы просыпаемся и открываем глаза: наши мысли возникают снова и начинают работать. И снова мы заставляем работать эти мысли о том, кто мы есть, которые были у нас вчера. Так что то, что живёт, это не только то, кто мы есть на сегодняшнее утро, а включает в себя и мысли о том, кто мы есть, которые были у нас всю нашу жизнь до этого утра.

Я использую выражение "открывать руку мыслей", чтобы как можно более наглядно объяснить связь между человеческими существами и процессом мышления. Я использую "мышление" в широком смысле этого слова, включая эмоции, предпочтения и все чувственные восприятия, а также умозрительные мысли. Думать означает хватать или цепляться за что-то с помощью концептуального "кулака" нашего мозга. Но если мы открываем этот кулак, если мы не думаем мысли, то то, что находится в нашей ментальной руке, отпадает. Наше универсальное "я", дзико, также включает в себя того, кто отпускает. Спать ночью - это естественное выражение нашей жизни с широко открытой рукой нашего думающего ума. Клевать носом, в то время, когда ты бодрствуешь - из перспективы "я", это нечто совершенно другое. В то время, когда ты бодрствуешь, открывать руку мыслей не означает дремать или думать, это тонкая линия между ними там, где ты действительно находишься прямо сейчас.

"Я" западной психологии - это картезианское "Я мыслю, значит я существую". Но на самом деле мы существуем вне зависимости от того, думаем мы или нет, и за осознающим "я" твоя жизнь продолжается, даже когда мы не знаем о ней или не осознаём её. И именно поэтому мы живы жизнью, которая включает в себя наше думающее "я". В действительности, как раз потому, что мы имеем эту настоящую непрерывную жизнь, может появиться мысль, что мы являемся только нашими мыслями. Так что наше истинное или полное "я" - это не просто абстрактное "я", сделанное из мыслей. Наше полное "я" - это сила или свойство жизни, которое позволяет появляться осознающим мыслям, и оно включает в себя и это личное, осознающее "я", а также и ту силу, которая действует за пределами осознающих мыслей.

Полное или универсальное "я" - это сила, которая действует, чтобы твоё сердце продолжало биться, и твои лёгкие продолжали дышать, и она также источник того, что считают подсознательным.

Это всеобъемлющее "я" лежит в основе творческой силы жизни. Это связанно с тем, что называют творческой силой Бога в Иудо-христианской традиции. Эта сила - то, что тотчас живо, а также то, что создано - это тоже "я". Если ты хочешь иметь связь с Богом, то очень важно воспринимать Бога как чистую творческую энергию, как то, что является свежим и живым и работает в и посредством тебя: не важно, что я делаю или думаю, Бог во всём и действует посредством меня.

Что бы ни было живым - это дзико или универсальное "я". Всё это - мысли и чувства, желания, подсознание и стук сердца, усилие, которое позволяет жизням действовать, и сама творческая сила жизни - это то, что я имею в виду под "я". Говорить "полное" или "истинное" или "универсальное" "я" - это способ включить в себя всю настоящую реальность жизни, и этим я хочу сказать, что настоящая реальность жизни не отделена от настоящей реальности твоей собственной жизни. Много лет назад я создал выражение сэймэй но дзицубуцу, "настоящая реальность жизни". Но эта фраза была не очень полезной, так как люди посмотрели бы на неё и стали бы думать, что это означает. Они бы поставили реальность, на которую я показываю, вне самих себя. Так я начал использовать слово "я" и описывать его совершенно нефилософским выражением "'я' - это то, что есть, прежде чем ты выдумал его мыслями".

Что приходит, прежде чем ты вскипятишь его
Или поджаришь за счёт мышления,
Что предшествует любой обработке мыслями -
эта самая проворная жизнь, это дзико(12).


Так как человеческая мысль постоянно выдумывает всё, то она уже отделена от того, что является сырым и свежим. Истинно жить свою жизнь, это универсальное "я", "я", которое полностью "я". Конкретно говоря, не важно насколько близко мы сдвинем наши головы вместе, на что бы мы ни посмотрели, мы будем по-разному видеть это. Твои глаза видят вещи с твоей точки зрения и твоей стороны, с каких мои глаза никогда ни смогли бы смотреть, и наоборот. Мир, который я вижу, только мой. То, что испытываю я лично - свежую жизнь, весь мой мир и мой взгляд на вещи - это тоже "я", наше личное или индивидуальное "я".

"Я" от первого лица - это полностью мой собственный опыт жизни; он отделён от опыта жизни кого-то другого. Именно с этой точки зрения, мой учитель Саваки роси говорил, что я не могу поделиться даже пуком с кем-либо ещё. И всё равно, жизнь каждого человека, которую он живёт в то время как испытывает её, как полностью свою, и является одновременно вечным или универсальным аспектом "я". "Я" универсально не в каком-то абстрактном смысле, а в совершенно конкретном. Нет ничего абстрактного в том, что жизни всех человеческих существ живут одну и ту же самую свежую, первоначальную жизненную силу. Не могло бы быть ничего более конкретного, чем это.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.