Победа над ересью на Третьем Вселенском соборе. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Победа над ересью на Третьем Вселенском соборе.



Основным противником Нестория, как и ранее Иоанна Златоуста, был архиепископ Александрийский Кирилл, утверждавший христологию Александрийской богословской школы. Противостояние между Александрийской и Антиохийской школами усугублялось разным пониманием христологических терминов. В целом, в дохалкидонском богословии понятия «природа», «ипостась» и «лицо» были тесно взаимосвязаны, что определяло одинаковое количество природ и ипостасей. Поэтому Кириллом Александрийским учение Нестория воспринималось как разделение Христа на двух Сынов, даже если сам Несторий и пытался свести единство Бога и человека в едином лице соединения.

 

Кирилл Александрийский отвергал ипостасное разделение во Христе, настаивая на исповедании природного единства единой Ипостаси воплощенного Бога. Именно поэтому он отстаивал важность термина «Богородица», так как именно Бог родился от Девы как человек, а не соединился с родившимся от Неё человеком. Общий итог полемики был выражен в знаменитых «12-ти анафематизмах» Кирилла, написанных в послании Несторию. «12 анафематизмов» Кирилла Александрийского, зачитанные на Эфесском соборе (431 год),

 

Эфе́сский (Ефесский) Собо́р, Третий Вселенский Собор — Вселенский Собор христианской церкви, проходивший в городе Эфесе (Малая Азия) в 431 году. Поводом к нему стало распространявшееся учение Нестория, архиепископа Константинопольского (428—431), что Пречистую Деву Марию следовало называть не Богородицей, а Христородицей, так как у Бога не могло быть матери. Созван по инициативе императора Восточной Римской империи Феодосия II, выбравшего Эфес, как город, бывший местопребыванием Богоматери в последние годы её жизни.[1]

 5 Вселенский собор.

 

12 анафематизмов» Кирилла Александрийского, зачитанные на Эфесском соборе (431 год),но освящённые только на V Вселенском соборе, стали знаменем в его борьбе с Несторием, хотя описанное в них учение якобы Нестория не соответствовало учению Феодора Мопсуестийского, отстаиваемому Несторием. Окончательно ересь Нестория, вне богослужения не желавшего именовать Деву, истинно родившую Бога, «Богородицею» без оговорок и использовавшего свои новые термины «Христородица» и «Богоприимица», была осуждена на Халкидонском соборе в 451 году, собранном по поводу смуты, вызванной монофизитским учением константинопольского архимандрита Евтихия, будто Божественная природа поглотила в Иисусе Христе человеческую. Отцы Халкидонского Собора засвидетельствовали, что противостоящие друг другу терминология Нестория и ересь Евтихия чужды учению Святой Соборной и Апостольской Церкви и изложили православное учение о двух естествах в едином лице Иисуса Христа.



История[

Усилиями миссионеров несторианство было широко распространено среди иранских, тюркских и монгольских народов Центральной Азии, Великой степи и Кавказа, в том числе, осетин[10], хорезмийцев, согдийцев, тюркютов, хазар, половцев, каракитаев, кереитов, меркитов, найманов, уйгуров[11][12], карлуков, киргизов[13][14].

Центром несторианства стал Ктесифон (на территории Ирака), епископальные кафедры располагались в Нишапуре (Иран), Герате (Афганистан), Мерве (Туркмения) иСамарканде (Узбекистан). Также существовала объединённая епархия Невакета и Кашгара (Киргизия и Уйгурия).

Особый интерес вызывает распространение несторианства в Средней Азии. Митрополия в Мерве, открытая в 420 году, имела такой авторитет, что сасанидский шахЙездигерд III, убитый арабами близ Мерва, был захоронен во дворе митрополии. Вторым крупным центром несториан стал Согд, столица которого - Самарканд, на некоторое время, становится ареной борьбы христианства с исламом[3].

Митрополия несториан в Самарканде разрастается настолько, что путешественники описывают христианские поселения, следующие одно за другим от Самарканда до Вазгерда (совр. Ургут), где находился главный несторианский храм, следы которого, после века поисков, обнаружены[15] [16]в 1997 году археологом Алексеем Савченко.

Абу-Райхан Бируни, посвятивший несторианам отдельную главу в своём труде "Памятники минувших поколений", пишет, что: «большинство жителей Сирии, Ирана иХорасана — несториане». Иранцы до сих пор используют не арабские, а несторианские названия дней недели[17].

В 635 году несторианство проникло в Китай, первые императоры династии Тан (Тай-цзун и Гао-цзун) покровительствовали несторианам и позволяли им строить церкви. Несторианство проникло даже в Японию. Несторианский крестик обнаружен при раскопках Абрикосовского храма (VIII в.) в Приморском крае. Таким образом, несторианство в древности стало самой распространённой (как по территории, так и по количеству исповедующих) формой христианства. Проникло несторианство и вИндию.



В 628 году несторианский патриарх Ишо-Яб II д’Гуэдал получил от пророка Мухаммеда охранную грамоту для своей церкви, которая в эпоху Арабского халифата достигла наивысшего расцвета, поскольку во всех завоёванных халифатом странах жители должны были оставить языческие верования и принять одну изавраамических конфессий; обычно они предпочитали уже известное им несторианство. То же происходило и в соседних с халифатом странах, которые принимали несторианство, в том числе, для того, чтобы мусульмане не объявляли им священную войну.

При монголах, влияние несториан не ослабевает. Архиепископ Иоанн де Монте Корвино сообщал[18], что «они обрели такую силу, что не позволяют прочим христианам иметь даже мало-мальскую часовенку, как и исповедовать никакого другого учения, кроме ихнего». Несторианам даже удалось организовать Жёлтый крестовый поход. Правда, упоминания о несторианах в Самарканде вскоре исчезают со страниц историков и записей путешественников. Как полагает В. В. Бартольд, произойти это могло вследствие скандала и расправы, учинённой золотоордынским ханом Берке[3].

В улусе Бату — русских землях — Православная церковь до принятия Золотой Ордой ислама как государственной религии была подчинена сарайскому епископу-несторианину. Если бы несториане действительно были последователями Нестория, то это можно было бы расценивать как утрату канонического преемства на Руси. Но, главное, к канонической территории Русской православной церкви относятся Азербайджан, Средняя Азия, Китай и Япония, куда христианство принесла Церковь Востока, не считающая себя несторианской, и миссионерская деятельность РПЦ не может быть основана на никак не обоснованном Священным Преданием анафематствовании древнего христианства коренного населения только потому, что миафизиты считают и Православную Церковь, и Церковь Востока несторианскими.

Бытует растиражированное клише, что позиции несториан серьёзно пострадали во время правления Тамерлана, но, как пишет в своём исследовании[18] историк Жан-Поль Ру, "нет ничего хуже, чем это мнение. Если несторианство и исчезло, то, конечно, позднее и тихо вследствие усилившейся изоляции Центральной Азии, минскойксенофобии и значительных успехов, достигнутых исламом в XV и XVI веках. Тимур тут явно был ни при чем".

Так, после образования империи Мин христиан изгнали из Китая. Индийские христиане частью присоединились к католикам (Сиро-малабарская католическая церковь), затем часть их после разрыва с католиками — к яковитам (Маланкарская православная церковь), только часть осталась в прежней вере. В 1552 году часть ближневосточных несториан заключила унию с католиками, в результате чего появилась Халдейская католическая церковь. Так как «несторианство», в отличие от учения Нестория, не было анафематствовано Православной церковью, то половецких ханш, вышедших замуж за русских князей, заново не крестили (Ибн Баттута. Все кипчаки — христиане), значительное число половцев было ассимилировано русскими после монгольского нашествия. Ещё ранее половцы, основавшие Второе Болгарское царство, были ассимилированы православными болгарами, а православными грузинами были ассимилированы половцы Грузии, составлявшие костяк войск Давида Строителя. Значительно дольше — ещё венгерский национальный поэт Шандор Петёфи подчёркивал, что он половец, а композитор Бородин изучал у них пляски — сохранили идентичность половцы Венгрии, но в католицизм они начали переходить сразу же после переселения в Венгрию во время монгольского нашествия. При этом католики не различали половцев византийского и несторианского обряда, считали их всех «греками». Очень многие половцы после убийства их хана Котяна переселились из Венгрии в Болгарию, как более близкую им страну[19]. Слияние половцев и армян создало современных армян Крыма и Украины армяно-григорианского вероисповедания с половецким родным языком[20]. После присоединения Сибири русскими и кряшенами были ассимилированы несториане Сибири, а в конце XIX века епископ Абун Мар Йонан и несколько клириков были приняты в лоно Русской православной церкви в сущем чине, с ними примкнуло и значительное число верующих, их потомки на территории Закавказья пребывают в лоне РПЦ и после восстановления автокефальной Грузинской православной церкви.

Являющееся основным препятствием для евхаристического общения православных и католиков с несторианами несторианское учение о евхаристии воспринято протестантами.

В настоящее время несторианство представлено Ассирийской церковью Востока и Древней Ассирийской церковью Востока, чьи приверженцы в основном проживают вИране, Ираке, Сирии, Индии, США, Израиле, Палестине. В Москве несторианский храм находится по адресу: Шарикоподшипниковская, 14, стр. 3. Здесь же находится центр ассирийской диаспоры Москвы[21].

По неформальной традиции миряне церкви, считающие свою конфессию самой древней кафолической церковью, начинают празднование всеми мирянами-диофизитами зажжения Благодатного огня в Иерусалиме[22].

 Православное учение о Пресвятой Богородице.

УЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ О ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

    Величай, душе моя, честнейшую и славнейшую горних воинств Деву, пречистую Богородицу. (Служба Декабрь 25, канон п. 9)
   Учение, проповедуемое Православной Церковью о лице Пресвятой Девы Марии, основано на Святом Писании, раскрыто и объяснено знаменитыми пастырями, и навсегда определено и утверждено святыми Вселенскими Соборами. Боговдохновенные книги Ветхого и Нового Завета научают нас, что единородный Сын Божий, для совершения нашего спасения, восприял на Себя человеческое естество, родившись от Пресвятой Девы Марии. Так, святой Пророк Исаия, ещё задолго до Рождества Христова, предсказывал: «се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут ему имя Еммануил»; а это имя, по переводу с еврейского языка, значит: «с нами Бог», как и объяснено у Евангелиста Матфея. У святого Апостола Павла читаем: «посла Бог Сына Своего единородного, рождаемого от жены». Матерью Божьей исповедовала Её, по внушению Святого Духа, сродница Её Елисавета: «откуда мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне»? Но, сделавшись Матерью Господа Иисуса Христа, Она сохранила нетленным Своё девство, как и замечает Евангелист Матфей: «не знаяше Её (Иосиф), дондеже роди Сына Своего первенца». Как приснодевственной Матери Божьей, Ей принадлежит прославление всех веков и всех народов, истинно верующих в Господа Иисуса Христа, как Она Сама изрекла: «се бо отныне ублажат Мя вси роди».
   Учение Православной Церкви о Пресвятой Деве Марии заключает в себе следующие главные мысли: Пресвятая Дева Мария есть

 

1. в собственном смысле слова – Матерь Господа Иисуса Христа, и потому Богородица;

2. Приснодева, т. е. до рождества, в рождестве и по рождеству Господа – Дева;

3. высшая всех небесных сил и святых, честнейшая херувимов и славнейшая серафимов, и

4. первая по Богу и пред Богом Заступница и Помощница наша.

   Первая истина, от времён Апостольских, была исповедуема православными христианами всех веков и народов, как это можно видеть из свидетельств святых. Отцов и учителей Церкви, из песнопений и молитв, сохранившихся доныне в церковном употреблении, и деяний Вселенских Соборов. Блаженный Феодорит справедливо замечает, что «древние и древнейшие проповедники православной веры, по Апостольскому преданию, учили называть и почитать Матерь Господню – Богородицей». Это название – пишет Иоанн, патриарх Антиохийский – и составлено многими Отцами, и было употребляемо ими письменно и устно; этого названия никто из церковных учителей не отвергал,– напротив того, многие пользовались им, и притом знаменитые. Святой Игнатий Богоносец – муж Апостольский, святой мученик Иустин философ, святой Ириней, епископ Лионский, святой Дионисий Александрийский,– отцы II и III веков; святой Афанасий Великий, святой Григорий Богослов, святой Иоанн Златоуст, святой Василий Великий, святой Ефрем Сирский,– отцы IV века: вот Бог просвещённые проповедники высочайшего достоинства Богородицы! «Кто отрицает, что Мария родила Бога, тот не увидит славы Божества Его» – восклицает святой Ефрем Сирин. У святых Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Афанасия Великого, и за ними и у многих других, употребляется самое слово «Богородица». Святой Отец V века Прокл, архиепископ Константинопольский, в слове своём на Рождество, приводит вопрос, который ему делали: «ты мечтаешь видеть, чего не видел. Что ты говоришь, будто жена может родить Бога»? – и прекрасно отвечает: «Я отнюдь не говорю, что жена может родить Бога, а говорю, что мог Бог воплотившийся родится от жены, так как Ему всё возможно». – Непреоборимым защитником православного учения о Богоматери являлся, в V веке, Кирилл, патриарх Александрийский, по поводу ереси Нестория. Этот ересиарх «думал, что Матерь Господа по плоти Пресвятая Дева не родила в собственном смысле и истинно воплотившегося Бога – Слова и что не должно называть её Богородицей». В ответ на такое лжеучение святой Кирилл в бесчисленных местах своих сочинений, исповедует Пресвятую Деву истинной Богородицей. «Удивляюсь (пишет он в окружном послании к пастве своей), как можно спрашивать о том, должно ли называть Святую Деву Матерью Божьей? Ибо если Иисус Христосесть Бог, то как Пресвятая Дева, Его Матерь, не есть Матерь Божья»? В другом месте, рассуждая о воплощении Сына Божьего, святой Отец говорит: «братия, мы признаём, что от Святой Девы и Богородицы Марии родился один и тот же совершенный Бог и совершенный человек, одарённый разумной душой; почему и святую Деву именуем Богородицей: Бог Слово обитал в Ней существенно, не мнительно, но истинно». И в третьем месте: «Господь восприял собственное наше тело и сделался человеком от жены, не переставая быть Богом и Рождённым от Отца, но и по принятии плоти оставшись тем, чем был, этому учит повсюду слово правой веры; мы находим, что так думали святые Отцы: потому-то святую Деву дерзаем называть Богородицей». И в четвёртом месте: «кто не исповедует Еммануила истинным Богом и святую Деву, родившую плотски Божье Слово, сделавшееся плотью, Богородицей: да будет анафема!» Ефесский III Вселенский Собор осудил ересь Нестория и подтвердил почитание Богородицы; в деяниях Собора встречается множество указаний на древних Отцов – представителей православного учения, как о лице Господа, так и о лице Пречистой Матери Его, и каждый раз эти указания были одобрительно выслушиваемы присутствовавшими. Отцы Собора заповедали: – согласно с преданием, достодолжно почитать и проповедовать Господа нашего Иисуса Христа в одном и том же лице, а Пречистую и Приснодевстенную Матерь Его называть в собственном и истинном смысле Богородицей»68. Когда на Халкидонском IV Вселенском Соборе было прочитано послание святого Кирилла, то отцы воскликнули: «и мы, как Кирилл, веруем; так веровали, так веруем: анафема не так верующему»! V Вселенский Собор определил: «если кто коварно и не в собственном смысле называет святую, преславную Приснодеву Марию Богородицей, или же кто называет Её человекородицей или Христородицей, как будто Христос не был Бог, а не исповедует Её в собственном и истинном смысле Богородицей: таковый да будет анафема!» VI Вселенский Собор, между прочим, говорит: «двумя стам Богоносных Отец (III Вселенского Собора) изложенное учение, яко несокрушимую благочестия державу, согласием запечатлеваем, проповедуя единого Христа Сына Божьего воплотившегося и бессеменно родившую Его непорочную Приснодеву исповедуя собственно и истинно Богородицей» Отцы Никейского II (Вселенского VII) Собора с одобрением выслушали и своим согласием утвердили те места из посланий святого Тарасия, патриарха Константинопольского, и Феодора, патриарха Иерусалимского, где исповедуется Пресвятая Дева Богородица. Феодор, между прочим, говорит: «почитаем и поклоняемся иконе пречистой Матери Господа, святой Богородицы и Владычицы нашей, неизреченно родившей Его». Святой Отец VIII века Иоанн Дамаскин в составленном им изложении православной веры говорил: «мы исповедуем святую Деву Богородицей в собственном и истинном смысле; потому что как истинный Бог родившийся от Неё; так истинно Богородица родившая истинного и воплощённого Бога». Святой Феодот, епископ Анкирский, проповедовал: «если кто почитает себя христианином, и между тем не усвояет Божественной Деве достоинства и названия Богородицы в самом подлинном и собственном смысле, тот, противореча догматам, напрасно и ложно украшается святым именем»; или – как говорит святой Григорий Богослов – «кто не признаёт Марию Богородицей, тот отчуждён от Бога».Истина этого учения была поразительно укреплена свыше. Ересиарх Несторий был Вселенским Ефесским Собором лишён сана, осуждён, заточён в далёкую сторону, где ему живому богохульный язык изъели черви. О жестоком иконоборце императоре византийском Константине Копрониме церковные историки пишут, что он в жизни своей дерзал изрыгать хулы на Пресвятую Богородицу, а умирая, кричал: «ещё живой предан я огню неугасающему»! и призывал славить песнями и хвалами Богоматерь.
   Вторая истина, именно о приснодевстве Богородицы, столь же ясно и определённо, как и первая, исповедуется Православной Церковью. Древние Отцы и учители единогласно утверждают, что Пресвятая Богородица пребыла Девой до рождества, в рождестве и по рождеству Господа Иисуса Христа. Приснодевство, по мысли святых Отцов, есть неотъемлемая черта достоинства Богородицы; а потому, исповедуя Пресвятую Марию Богородицей, они в то же время признавали Её Девой. «Возможно ли – говорит святой Епифаний – чтобы кто, когда-либо, и в каком-либо народе, дерзнул произнести имя Святой Марии, не произнеся в то же время слово: Дева»? «Если бы Матерь не пребыла Девой – говорит святой Прокл – то Рождённый был бы простой человек, и неудивительно рождение». В доказательство приснодевства Богоматери мы можем сослаться на свидетельства мужей II и III веков: святого Иринея, святого мученика Иустина философа, Оригена, святого Мефодия; IV и V веков: святогоГригория Нисского, святого Афанасия Великого, святого Григория Богослова, святого Василия Великого, святого Иоанна Златоустого, святого Ефрема Сирского, святого Амвросия, блаженного Августина, святого Кирилла Александрийского, святого Феодота Анкирского, святого Прокла, святого Андрея Критского и других. Отец III века, святой Григорий Неокесарийский, обращая речь свой к Господу, так изъяснялся: «Ты, родившийся от Девы Марии, как Сам благоволил и как Ты Один знаешь, не разрушил Её девства, но и это соблюл и Её удостоил имени Матери, так что ни девство не воспрепятствовало Твоему рождению, ни Твоё рождение не нарушило девства; но сочетались и соединились вещи совершенно противоположные, т. е., рождение и девство: потому что это легко и удобно для Тебя, как Творца природы». «О чудо! – (говорил Емесский епископ Павел в Александрийском храме) о чудо! Дева рождает и пребывает Девой, становится Матерью и не испытывает всего свойственного матери: потому что Дева родила, как свойственно жёнам, а осталась Девой, как несвойственно рождающим жёнам». Народ, слушая эти слова, прерывал проповедника восклицаниями: «вот истинная вера! кто не говорит так,– анафема! хорошо, православный епископ»! Чтобы объяснить, по возможности, для человеческого ума приснодевство Божьей Матери, святые Отцы указывают на всемогущество Божье, на горящий и несгорающий терновник, на происхождение человеческой мысли. В одной из церковных песней читаем о рождении Господа Иисуса: «тако из ложесн пройде, якоже слухом вниде и неизреченно изыде». С самого древнего времени мы встречает у святых Отцов названия, усвоенные Божьей Матери: «Матерь-Дева» и «Приснодева». Максим Грек пишет, что на V Вселенском Соборе император Юстиниан сильно просил Отцов Собора, дабы предписали в Символе веры, вместо “Девы Марии”, читать “приснодевы Марии”; но Отцы Собора не согласились ввести эту перемену в Символ, как ни казалась она благочестивой; они сказали: «III Вселенский Собор запретил прибавлять или убавлять что-нибудь в Символ, и его определение должно быть выполняемо свято».
   Третья истина, последовательно вытекающая из первых двух, указывает на величие и превосходство Божьей Матери не только над всеми земнородными, но и над самыми высшими чинами ангельскими. Сюда относятся все те места из писаний святых Отцов и учителей Церкви, где Пресвятая Дева прославляется самыми возвышенными похвалами, приложимыми только к Ней. Мы указываем на творения святого Иринея, Тертуллиана, Оригена, святого Епифания, святого Амвросия, блаженного Августина, святого Кирилла Александрийского и многих других, и особенно на древнейшие литургии, доселе употребляемые Православной Церковью, святого Иоанна Златоустого, святого Василия Великого, святого Григория Двоеслова. «О чудо, высшее всех чудес! восклицает святой Иоанн Дамаскин – Жена сделалась высшей серафимов»! В другом месте он называет Её «Госпожой и Владычицей всех творений». На VII Вселенском Соборе было читано послание святого Германа, патриарха Константинопольского, где он говорит: «мы почитаем и величаем Её (т. е. Деву Марию) в собственном и истинном смысле Матерью истинного Бога, и признаем Её высшей всей видимой и невидимой твари». Этот же Собор определил почитать «иконы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочные Владычицы нашей Пресвятой Богородицы, такожде и честных Ангелов и всех Святых и преподобных мужей». Со времени VI Вселенского Собора, в Православной Церкви (в Греции) появилось много искусных и мудрых песнописцев, составлявших богослужебные гимны: и как часто, с какой теплотой чувства воспевается в этих гимнах Честнейшая херувим и Славнейшая серафим! Кроме особенных канонов, например, в Богородичные праздники, девятая песнь всех вообще канонов в Богослужении Православной Церкви посвящена прославлению Божьей Матери.
   Четвёртая истина, столь утешительная для рода человеческого, что Божья Матерь есть первая по Богу и пред Богом Заступница и Помощница наша, доказывается многими праздниками, учреждёнными с первых веков христианства, в воспоминание и честь разных событий из жизни Богоматери – Её Рождества, Входа во храм, Благовещения, Успения и прочих. После III Вселенского Собора, бывшего в V веке, уже во всём христианском мире установились праздники в честь Богоматери, и в храмах, посвящённых Её памяти, в часы всенощных бдений читались прообразования и пророчества о Ней в так называемых Паремейниках на Востоке и Лекционариях на Западе. Очевидно, что не все праздники явились в одно время и не все древнейшие сказания о них дошли до нашего времени; приведём хотя некоторые уцелевшие известия, в порядке жизни Честнейшей херувим.
   Празднование Зачатия Богородицы (9 дек) началось не позже VII века, ибо святой Андрей Критский († 712) написал уже канон на сей праздник. В Царь-граде был собор Богородицы, где храмовой праздник совершался именно в этот день.
   Сведения о празднике Рождества Пресвятой Богородицы восходят в некоторых местах к IV, а в других к V веку. В честь этого события уже в IV веке строили храмы. Все памятники восточные и западные согласно показывают празднование его 8 Сентября.






Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.012 с.