Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2019-09-04 | 758 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка (обобщение). Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Типичные акцентологические ошибки в современной речи. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность речи. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность речи. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка (обобщение).
Нормы образование имен существительных, прилагательных, глаголов, числительных, местоимений. Нормы согласования и управления в русском языке.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы ‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений. Типичные ошибки в построении предложений с косвенной речью и пути их устранения.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие неэтикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
|
Раздел 3. Календарно-тематическое планирование
Класс
Часов
№ | Тема занятия |
Дата проведения
6 класс
17 часов
№ | Тема занятия |
Дата проведения | |
План | Факт | ||
1 | Роль родного языка в жизни человека. | ||
2 | Национальные особенности речевого этикета | ||
3 | Этика и речевой этикет | ||
4 | Диалекты как часть народной культуры | ||
5 | Диалектизмы Орловского края. | ||
6 | Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы. | ||
7 | Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. | ||
8 | Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске | ||
9 | Национально-культурная специфика русской фразеологии | ||
10 | Основные орфоэпические нормы | ||
11 | Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов. | ||
12 | Нормы употребления несклоняемых имен существительных и аббревиатур. | ||
13 | Нормы употребления имен прилагательных. | ||
14 | Нормы употребления глагольных форм. | ||
15 | Нормы употребления имен числительных и местоимений. | ||
16 | Итоговая контрольная работа | ||
17 | Итоговое занятие |
|
7 класс
17 часов
№ | Тема занятия |
Дата проведения | |
План | Факт | ||
1 | Русский язык как развивающееся явление. | ||
2 | Факторы, влияющие на развитие языка. | ||
3 | Устаревшие слова как живые свидетели истории. | ||
4 | Историзмы. | ||
5 | Архаизмы. | ||
6 | Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. | ||
7 | Лексические заимствования последних десятилетий. | ||
8 | Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени. | ||
9 | Нормы ударения в деепричастиях и наречиях. | ||
10 | Паронимы и точность речи. | ||
11 | Смысловые различия, характер лексической сочетаемости паронимов. | ||
12 | Варианты грамматической нормы. | ||
13 | Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. | ||
14 | Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов. | ||
15 | Русская этикетная речевая манера общения. | ||
16 | Итоговая контрольная работа. | ||
17 | Итоговое занятие. |
8 класс
17 часов
№ | Тема занятия |
Дата проведения | |
План | Факт | ||
1 | История русского литературного языка. | ||
2 | Исконно русская лексика как основа русского языка. | ||
3 | Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка. | ||
4 | Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы. | ||
5 | Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике. | ||
6 | Основные акцентологические нормы современного русского литературного языка | ||
7 | Произношение гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих. | ||
8 | Нормы употребления терминов в научном стиле речи. | ||
9 | Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи | ||
10 | Нормы управления в русском языке | ||
11 | Правильное построение словосочетаний по типу управления с предлогами. | ||
12 | Нормы согласования сказуемого с подлежащим | ||
13 | Варианты норм согласования сказуемого с подлежащим | ||
14 | Речевой этикет и вежливость. | ||
15 | Активные процессы в речевом этикете. | ||
16 | Итоговая контрольная работа | ||
17 | Итоговое занятие |
9 класс
|
17 часов
№ | Тема занятия |
Дата проведения | |||
План |
Факт | ||||
1 | Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. |
| |||
2 | Ключевые слова русской культуры и их национально-историческая значимость. |
| |||
3 | Крылатые слова и выражения как выражение речевой культуры. |
| |||
4 | Активные процессы в современном русском языке |
| |||
5 | Активные процессы в современном русском языке |
| |||
6 | Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи. |
| |||
7 | Активные процессы в области произношения и ударения в современном русском литературном языке. |
| |||
8 | Типичные акцентологические ошибки в современной речи. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём. |
| |||
9 | Лексическая сочетаемость слова и точность речи. |
| |||
10 | Речевая избыточность и точность речи |
| |||
11 | Нормы образование имен существительных, прилагательных, глаголов, числительных, местоимений |
| |||
12 | Нормы согласования и управления в русском языке. |
| |||
13 | Нормы построения сложных предложений. |
| |||
14 | Этика и этикет в электронной среде общения |
| |||
15 | Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. |
| |||
16 | Итоговая контрольная работа |
| |||
17 | Итоговое занятие |
| |||
Примерные темы проектных и исследовательских работ
Простор как одна из главных ценностей в русской языковой картине мира.
Образ человека в языке: слова-концепты дух и душа.
Из этимологии фразеологизмов.
Из истории русских имён.
Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве.
О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов.
Словарик пословиц о характере человека, его качествах, словарь одного слова; словарь юного болельщика, дизайнера, музыканта и др.
Календарь пословиц о временах года; карта «Интересные названия городов моего края/России».
Лексическая группа существительных, обозначающих понятие время в русском языке.
Роль и уместность заимствований в современном русском языке.
Этимология обозначений имен числительных в русском языке.
Футбольный сленг в русском языке.
Компьютерный сленг в русском языке.
Названия денежных единиц в русском языке.
Интернет-сленг.
Этикетные формы обращения.
Как быть вежливым?
Являются ли жесты универсальным языком человечества?
Искусство комплимента в русском и иностранных языках.
Формы выражения вежливости (на примере иностранного и русского языков).
Этикет приветствия в русском и иностранном языках.
Анализ типов заголовков в современных СМИ, видов интервью в современных СМИ.
Сетевой знак @ в разных языках.
Слоганы в языке современной рекламы.
Девизы и слоганы любимых спортивных команд.
Языковая игра как основа создания шуток и анекдотов.
Приложение 1
примернАЯ РАБОЧАЯ программА по учебному предмету «родной язык (Русский)» ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, реализующих программы основного общего образования
7 класс (34 часа)
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Родной язык (русский)»:
Личностные результаты:
- представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре; ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка;
- осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
|
- представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
- увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка.
Метапредметные результаты:
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой деятельности;
- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Предметные результаты:
- умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;
- понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью.
- понимание и истолкование значения крылатых выражений; знание источников крылатых выражений, фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом, пословиц и поговорок комментирование истории происхождения таких выражений, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;
- определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов;
- овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка;
- соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;
- использование различных словарей, в том числе мультимедийных;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
Раздел 2. СОдержание учебного предмета
«РОДНОЙ язык (Русский)»
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!