Законодательные условия интеграции — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Законодательные условия интеграции

2019-09-04 119
Законодательные условия интеграции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общее интегративное образовательное пространство сможет стать реальностью, когда будет поддержано законодателем. Законодательство, обеспечивающее интеграцию, должно отвечать ряду принципов.

I. Базовые

Для обеспечения эффективной интеграции необходим «общий» закон как можно более прямого действия, охватывающий всех детей без исключения (каквоспитывающихсяв семье, так и находящихся в интернатах) и препятствующий дискриминационному толкованию каких-либо его положений. Недопустимо создавать на федеральном уровне закон для лиц с ограниченными возможностями здоровья отдельно от общего Закона «Об образовании»: попытка общества на «верхнем» уровне разработать отдельные правовые схемы для тех, кто является «особенным», свидетельствует о приверженности такого общества к сегрегации. Правовые нормы, основанные на классификации различий, порождают дифференциацию в социальных отношениях; подобное правовое регулирование является потенциально дискриминационным. Например, предложения принять отдельные законы или отдельные статьи законов, касающиеся людей, разделенных по «нозологическому» принципу (видам «нарушений»), выглядят чрезвычайно опасными. Описанные в законе категории тем самым будут «вытеснены» в особое правовое «гетто», а те, кто не будут упомянуты, окажутся дискриминированными.

А вот на региональном уровне степень конкретизации может увеличиться. При необходимости найти быстрое эффективное решение, не дожидаясь поворота инерционной федеральной законотворческой системы относительно образования в целом, можно опираться на соответствующий региональный закон, который скомпенсировал бы пробелы и противоречия федерального законодательства.

II. Формальные (терминологические)

Терминология законодательства об интеграции должна отвечать нормам международного права в этой сфере. В соответствии с «Международной классификацией функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ)» для описания социально-реабилитационных потребностей ребенка, в том числе образовательных, принципиально не применяются понятия, характеризующие ту или иную дефицитарность. Саламанкская декларация также предписывает терминологию, концентрирующую внимание не на недостатках, а на потенциальных возможностях таких лиц. В частности, характеристики и определения, относящиеся к описанию потенциала лиц с ограниченными возможностями здоровья и включающие глаголы типа «препятствует», «затруднено», «невозможно» должны быть заменены на обороты, использующие глаголы «способствует», «облегчает», «позволяет».

III. Содержательные

1. Недекларативность

 Общие декларации не должны распространяться дальше вводной части. Законодательство должно представлять собой описание механизмов, обеспечивающих интеграцию. В противном случае становится реальной опасность «стихийной» интеграции. Поток детей «с ограниченными возможностями здоровья», грозящий хлынуть в обычные школы без адекватного финансирования и методической поддержки, никакой интеграцией не является и приведет к дискредитации идеи интеграции или инклюзии (независимо от названия).

2. Всеобщность

Закон должен иметь механизм, не допускающий ситуации, когда ребенок, в каком бы состоянии он ни находился, что бы ни являлось причиной трудностей его образовательной адаптации и где бы он ни воспитывался — в семье или в интернате,— оказался вне образования из-за отсутствия каких-либо видов образовательных учреждений.

3. Последовательность и преемственность

Действие закона должно распространяться (помимо раннего развития, дошкольного воспитания и школьного обучения) и на начальное профессиональное образование подростков и молодых людей, нуждающихся для его получения в организации специальных условий. В противном случае (как это происходит сейчас) между средним и начальным профессиональным образованием отсутствует преемственность интеграционных возможностей. В результате многие молодые люди остаются без возможности профессиональной реализации, не могут получить необходимых трудовых навыков и включиться в трудовую деятельность.

4. Стимулирование педагогических кадров, а не директивность

Законодательные механизмы должны быть направлены не на «силовое» введение интеграции, а на заинтересованность и вовлечение педагогов и других специалистов, руководителей образовательных учреждений в решение этой задачи (интеграция должна сопровождаться системой действенных мер образовательной, организационной и финансовой поддержки). Директивное введение таких принципов, как интеграция, обычно ведет к их формальному осуществлению.

5. Демократичность

Должна обеспечиваться возможность организации интеграции в любом образовательном учреждении.

6. Право выбора

Должна обеспечиваться возможность образовательной альтернативы: приоритет интеграции в общеобразовательном учреждении — наряду с возможностью обучения в специальном (коррекционном) учреждении.

7. Эффективный механизм финансирования

Механизм финансирования должен обеспечивать возможность реализовать перечисленные принципы. Он должен позволять адресно и эффективно направлять бюджетные средства в организации, участвующие в интегративном образовательном процессе, и допускать финансово-экономическую оценку и прогнозирование.

Заключение

Возникновение идеи «инклюзии» — следствие имеющейся сегрегации. Если бы особые дети не «эксклюзировались» на протяжении веков и десятилетий, не ставился бы вопрос о последующей инклюзии. Поэтому глобальной задачей является создание таких условий в обществе и государстве, при которых особые дети не отделяются от остальных. И это естественный процесс — когда никто не отделяется от социума по мотивам, идущим от ограничений этого социума (ограничения индивида останутся всегда).

Преодоление ограничений социума не произойдет от лозунгов и деклараций. Это огромная кропотливая работа, охватывающая все сферы жизни — от конструктивного совершенствования законодательства, включающего стимулирующую либеральную финансовую поддержку, до обучения специалистов творческому, аккуратному и индивидуализированному подходу к ребенку в рамках научно обоснованной типизации проблем. Ни революционным («сказано — сделано, долой технологии»), ни маниловским (единая массовая технология «для всех», всеобщие пандусы — и все в порядке) способами решить проблему интеграции не удастся. Придется привлечь профессионалов, засучить рукава и настроиться на серьезную работу.

 

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.