Программа факультативного курса для учащихся 4 класса «Живой мир родной природы» — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Программа факультативного курса для учащихся 4 класса «Живой мир родной природы»

2019-09-04 160
Программа факультативного курса для учащихся 4 класса «Живой мир родной природы» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мачижова Лариса Григорьевна,учитель начальных классовМОУ СОШ № 31 г. Петров Вал Камышинского района

Введение.

Перед образовательными учреждениями в настоящее время стоят проблемы:

–как научить младших школьников понимать природу  родного края и правильно взаимодействовать с ней;

– какими путями формировать у подрастающих граждан ответственное отношение к окружающей природе;

– как подготовить ребёнка к сбережению природных ценностей всегда и везде.

Помощь в решение этих проблем оказывает факультативный курс «Живой мир родной природы». Важно с раннего детства заинтересовать ребят изучением природы родного края, радоваться общению с природой. Ребёнок должен ощущать, что он живёт в живой природе, общается с ней постоянно, что он – часть её. Нужно воспитывать не абстрактную любовь к природе. Она должна быть конкретна, и возникать в результате непосредственного эмоционального контакта с природным объектом. Различные формы проведения занятий позволяют разумно сочетать интеллектуальную деятельность учащихся с элементами занимательности, способствуют развитию экологической культуры младших школьников.

 

Пояснительная записка программы факультативного курса «Живой мир родной природы».

Представленная программа факультативного курса «Живой мир родной природы» рассчитана на применение в общеобразовательной школе и ориентирована на учащихся 4 класса. В этом возрасте учащиеся уже имеют представление о практическом значении природы для жизни людей, но ещё недостаточно оценивают влияние человека на природу и возникающие изменения в среде из-за его воздействия. В связи с этим возникает необходимость более близкого знакомства с природой родного края, влиянием человека на окружающую среду, формирования экологической культуры и воспитания гармоничного сосуществования человека с природой.

 

Цель программы:

– углубленное изучение природы родного края, её ресурсов;

– формирование элементов экологической культуры у детей младшего школьного возраста.

 

Задачи программы:

1. Углубление уже имеющихся знаний об окружающем мире;

2.Развитие интереса к изучению природы родного края.

3. Формирование простейших экологических понятий у учащихся;

4. Формирование положительной мотивации в общественно-полезной деятельности учащихся по сохранению природы родного края.

Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у младших школьников умения анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно мыслить. На занятиях используются различные виды деятельности теоретического и практического характера: лекции, эвристические беседы, экологические викторины и сказки, интеллектуальные игры, работа с наглядными пособиями; работа в школьном саду, экскурсии. На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотографий, диапозитивов; используется разнообразный раздаточный материал, справочная литература. Это позволяет учащимся увидеть красоту природы, её уникальность, понять необходимость её охраны, бережного отношения с ней.

 

Содержание программы:

Программа включает в себя учебный курс, состоящий из 4 разделов:

1. Растительный и грибной мир родного края.

2. Мир насекомых. Насекомые родного края.

3. Обитатели воздушного пространства родного края.

4. Охрана природы родного края.

Программа рассчитана на 17 учебных часов:

из них теоретических занятий – 8,

практических занятий        – 9.

Занятия факультатива могут проводиться 1 раз в 2 недели. Занятия можно проводить со всем коллективом и по группам.

 

Формы контроля промежуточных результатов:

· творческие задания;

· викторины;

· конкурсы;

· выставки творческих работ;

· тесты.

Программа факультатива будет успешно реализована, если:

– будет изучен весь предусмотренный материал и проведены все практические занятия;

– будет использоваться разнообразный дидактический материал;

– будут учитываться возрастные и личностные особенности учащихся.

По окончании года обучения, обучающиеся

  должны знать:

– представителей растительного мира и мира насекомых родного края, их значение в природе и жизни человека;

– содержание Красной книги своей области;

– формы охраны природы;

должны уметь:

– вести простейшие наблюдения в природе;

– самостоятельно работать с дополнительной литературой;

– соблюдать правила поведения в природе;

– называть наиболее распространённые объекты растительного и животного мира области;

  применять полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни:

– оценки воздействия человека на природу;

– выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;

– удовлетворения познавательных интересов;

– поиска дополнительной информации о родном крае.

 

 

Раздел 1.

Растительный и грибной мир родного края. (6 часов)

 

Цели и задачи: знакомство с лекарственными растениями; составление экологических правил сбора лекарственных растений; знакомство с грибами; освоение правил сбора грибов в лесу; установление экологических связей; расширение знаний о первоцветах, занесённых в Красную книгу Волгоградской области.

 

Содержание: Лекарственные растения. Правила сбора лекарственных растений. Диковины грибного царства. Роль грибов. Первоцветы. Краснокнижные первоцветы области.

 

Формы занятий: лекции, эвристические беседы, практикум, работа с наглядными пособиями и справочной литературой, выполнение творческих заданий.

 

Основные понятия: Лекарственные растения; грибы съедобные и ядовитые; первоцветы, их охрана.

Раздел 2.

Мир насекомых. Насекомые родного края. (4 часа)

 

Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование умений выявлять видовой состав насекомых; развитие умений правильно вести себя в природе; рассмотреть значение насекомых в природе.

 

Содержание: Насекомые: виды, места обитания. Насекомые – вредители. Ядовитые насекомые. Насекомые своей области. Охрана полезных насекомых.

 

Формы занятий: аналитическая и эвристическая беседы, практикум, работа с наглядными материалами и литературой, с энтомологической коллекцией, игра-викторина.

 

Основные понятия: Насекомые. Ядовитые насекомые. Полезные насекомые.

Раздел 3.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.