Методика «Карта риска суицида» (модификация для подростков Шнайдер Л. Б.) — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Методика «Карта риска суицида» (модификация для подростков Шнайдер Л. Б.)

2019-09-04 4304
Методика «Карта риска суицида» (модификация для подростков Шнайдер Л. Б.) 4.83 из 5.00 6 оценок
Заказать работу

Цель: определить степень выраженности факторов риска суицида у подростков.

Инструкция: Заполняется педагогом совместно с социальным педагогом и педагогом-психологом.

Фактор риска Не выявлен Слабо выражен Сильно выражен

Биографические данные

1. Ранее имела место попытка суицида - 0,5 + 2 +3
2. Суицидальные попытки у родственников - 0,5 + 1 + 2
3. Развод или смерть одного из родителей - 0,5 + 1 + 2
4.  Недостаток тепла в семье - 0,5 + 1 + 2
5. Полная или частичная безнадзорность - 0,5 + 0,5 + 1

Актуальная конфликтная ситуация

А – вид конфликта

1. Конфликт с взрослым человеком (педагогом, родителем) - 0,5 + 0,5 + 1
2. Конфликт со сверстниками, отвержение группой - 0,5 + 0,5 + 1
3. Продолжительный конфликт с близкими людьми, друзьями - 0,5 + 0,5 + 1
4. Внутриличностный конфликт, высокая внутренняя напряженность - 0,5 + 0,5 + 1

Б – поведение в конфликтной ситуации:

5. Высказывания с угрозой суицида - 0,5 + 2 + 3

В – характер конфликтной ситуации:

6. Подобные конфликты имели место ранее - 0,5 + 0,5 + 1
7. Конфликт отягощен неприятностями в других сферах жизни (учеба, здоровье, отвергнутая любовь) - 0,5 + 0,5 + 1
8. Непредсказуемый исход конфликтной ситуации, ожидание его последствий - 0,5 + 0,5 + 1

Г – эмоциональная окраска конфликтной ситуации:

9. Чувство обиды, жалости к себе - 0,5 + 1 + 2
10. Чувство усталости, бессилия, апатия - 0,5 + 1 + 2
11. Чувство непреодолимости конфликтной ситуации, безысходности - 0,5 + 0,5 + 2

Характеристика личности

А – волевая сфера личности:

1. Самостоятельность, отсутствие зависимости в принятии решений - 1 + 0,5 + 1
2. Решительность - 0,5 + 0,5 + 1
3. Настойчивость - 0,5 + 0,5 + 1
4. Сильно выраженное желание достичь своей цели - 1 + 0,5 + 1

Б – эмоциональная сфера личности:

5. Болезненное самолюбие, ранимость - 0,5 + 0,5 + 2
6. Доверчивость - 0,5 + 0,5 + 1
7. Эмоциональная вязкость («застревание» на своих переживания) - 0,5 + 1 + 2
8. Эмоциональная неустойчивость - 0,5 +2 + 3
9. Импульсивность - 0,5 + 0,5 + 2
10. Эмоциональная зависимость, потребность в близких эмоциональных контактах - 0,5 + 0,5 + 2
11. Низкая способность к созданию защитных механизмов - 0,5 + 0,5 + 1,5
12. Бескомпромиссность - 0,5 + 0,5 + 1,5

Обработка результатов:

Для определения степени выраженности факторов риска высчитывается алгебраическая сумма, полученный результат соотносится с таблицей риска:

 

Менее 9 баллов Риск суицида незначителен.
9-15,5 баллов Риск суицида присутствует.
Более 15,5 баллов Риск суицида значителен.

Тест НСВ – 10

 

Инструкция: Написанные слова являются началом предложений, которые вам нужно продолжить. Дописывая предложения помните: нет правильных и неправильных ответов. Разрешается допускать грамматические ошибки. Не переживайте если предложения будут получаться не очень складные, это не важно.

 

Допишите окончание предложений:

1. Никто ____________________________________________________________

2. Все против ________________________________________________________

3. Нет _______________________________________________________________

4. Я ________________________________________________________________

5. Мне не ____________________________________________________________

6. Никогда ___________________________________________________________

7. Никогда ___________________________________________________________

8. Всѐ ________________________________________________________________

9. Это ________________________________________________________________

Допишите окончания предложений, повторять ответы не обязательно:

1. Многие меня _______________________________________________________

2. Все за _____________________________________________________________

3. Есть силы _________________________________________________________

4. Я многим _________________________________________________________

5. Мне _____________________________________________________________

6. Часто _____________________________________________________________

7. Всегда ___________________________________________________________

8. Всѐ ______________________________________________________________

9. Это _______________________________________________________________

 

Дополните окончания предложений на своѐ усмотрение:

1. Мне надоело_______________________________________________________

2. Когда мне плохо, я__________________________________________________

3. Я не хочу__________________________________________________________

4. Моя жизнь – это____________________________________________________

5. Настроение у меня__________________________________________________

6. Мое терпение______________________________________________________

7. Впереди у меня_____________________________________________________

 

Обработка результатов:

Анализируется содержание произвольно законченных предложений с целью определения наличия суицидальных высказываний. Наличие трех и более суицидальных высказываний в предложениях показывает, что у респондента есть суицидальное намерения, и он нуждается в более тщательном изучении и в соответствующей воспитательной работе, коррекции и контроле.

В случае выявления суицидального состояния рекомендованы консультации с другими специалистами в рамках подтверждения диагностических выводов и обследование другим методом.

Для проведения анализа предлагаются примеры суицидальных высказываний. Экспериментатор может сравнивать образцы выполнения тестовых заданий обследуемых с предлагаемыми вариантами суицидных ответов в примерах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11. В случае установления идентичности ответов (три и более) в ответах обследуемого и предлагаемых примерах констатируется предварительное диагностическое заключение о наличии суицидного состояния на момент обследования.

Для подтверждения предварительного диагностического заключения проводится повторное обследование с помощью данной методики. Временной интервал между обследованиями может быть не менее часа.

Идентификация в ответах при повторном обследовании суицидальных высказываний (от трех и более) позволяет выставить оценку, характеризующую развитие (или отсутствие развития) суицидального поведения. Для этого используется девятибалльная шкала оценивания от 1 до 9. Каждому выявленному суицидальному высказыванию соответствует одно значение оценочной шкалы. Чем больше дифференцировано суицидных высказываний, тем большее значение имеет оценка.

Пример 1 1) “Никто меня не любит”; 2) “Все против меня”; 3) “Нет сил терпеть все это”; 4) “Я никому не нужен”; 5) “Мне не хочется “Настроение у меня отвратительное”; 6) “Мое терпение лопнуло”; 7) “Впереди у меня пустота (спокойствие, успокоение, конец, смерть)”.

Пример 2 1) “Мне надоело это”; 2) “Когда мне плохо, я хочу убить “Сидорова”; 3) “Я не хочу туда идти, возвращаться (в школу, домой)”; 4) “Моя жизнь - это ад”; 5) “Настроение у меня паршивое”; 6) “Мое терпение закончилось”; 7) “Впереди у меня ничего хорошего”.

Следует также отметить, что многие высказывания могут быть в нецензурной форме. Их также надлежит подвергнуть анализу на предмет идентификации аутоагрессивных, суицидных фраз.

В случае выявления суицидального поведения формируется соответствующее заключение о его наличии с указанием методики получения данных выводов (тест ― «НСВ-10»), а также рекомендаций психолого-педагогических мер учителям, психологам, социальным педагогам, несущим прямую ответственность за обследуемого. Их суть может состоять в применении методов психологической и педагогической коррекции антисуицидальных установок, активизации резервных возможностей личности и других мер, способствующих недопущению реализации суицидальных намерений, сохранению не только жизни, но и потенциала ребенка.

 

3. Опросник для подростков ( от 11 лет и старше)
(переработанный опросник Columbia DISC Depression Scale)

 

Инструкция: Если ответ на вопрос - «Нет», обведите 0, если ответ - «Да», обведите 1.

Пожалуйста, отвечая на следующие вопросы, будьте честны, насколько это возможно.

За последние 4 недели испытывал ли ты чувство… / появлялось ли у тебя желание…:

    Нет Да
1 Отсутствия внешней поддержки 0 1
2 Ощущения собственной невостребованности 0 1
3 Чувство вины, собственной несостоятельности 0 1
4 Чувство напряженности 0 1
5 Трудности в приспособлении к новым условиям 0 1
6 Отсутствие планов на будущее 0 1
7 Плохое здоровье 0 1
8 Чувство растерянности, непонятности происходящего 0 1
9 Наличие психотравмы за последний год (несчастный случай, смерть близких, разрыв с любимым человеком) 0 1
10 Недовольство собой (внешность, успехи…) 0 1
11 Прибавил ли ты в весе более чем на килограмм 0 1
12 Раздражительность, агрессивность 0 1
13 Чувство незащищенности 0 1
14 Ощущение безразличия, отчужденности 0 1
15 Чувство тревоги, страха 0 1
16 Сложности, непонятности, непредсказуемости жизни 0 1
17 Чувство обиды, обделенности 0 1
18 Потерял ли ты в весе более чем на килограмм 0 1
19 Ощущение одиночества 0 1
20 Положительное отношение к самоубийству у знакомых (при наличии ситуации) 0 1
21 Нежелание принять помощь окружающих 0 1
22 Сниженного настроения 0 1
23 Отсутствие цели в жизни 0 1
24 Потерял ли ты аппетит, или чувствуешь, что ешь больше или меньше, чем обычно 0 1
25 Плохое психическое состояние сейчас 0 1
26 Чувство бесперспективности существования 0 1
27 Отсутствие смысла в жизни 0 1
28 Презрение к себе 0 1
29 Чувство тоски 0 1
30 Попытки покончить с собой в прошлом 0 1
31 Чувство отчаяния 0 1
32 Отсутствие жизненных ценностей 0 1
33 Отрицательное отношение к жизни 0 1
34 Часто ли ты обвиняешь себя за все плохое, что произошло с тобой 0 1
35 Периодические мысли о нежелании жить 0 1
36 Чувство безнадежности 0 1
37 Плохое настроение сейчас 0 1
38 Спишь ли ты больше в течение дня, чем обычно 0 1
39 Изменился ли твой сон: ты с трудом засыпаешь, плохо спишь или просыпаешься слишком рано   0 1
40 Отсутствие страха перед смертью 0 1
41 Чувство безысходности 0 1
42 Желание смерти 0 1
43 Испытывал(ла) ли ты фантазии по поводу способов ухода из жизни 0 1
44 Нанесение самоповреждений 0 1

 

Критерии оценки опросника для подростков (44 вопроса)

Сумма набранных баллов:

30 баллов и выше - высокий уровень риска суицидального поведения

29 – 20 баллов – средний уровень риска суицидального поведения

19 – 15 баллов – низкий уровень риска суицидального поведения

14 – 7 баллов – очень низкий уровень риска суицидального поведения

 

_______________

 

Приложение 4

к приказу начальника Главного управления образования мэрии города Новосибирска

от 18.12.20151329-од

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 (подпись, фамилия, инициалы председателя комиссии)

«__»___________20___ г.

СПРАВКА

комиссии о проведении служебного расследования по завершенному суициду (попытке суицида) обучающегося

1. Дата и время происшествия (число, месяц, год и время происшествия)

2. Место происшествия (с указанием адреса) __________________________________________

 _______________________________________________________________________________

3. Учебное заведение ________________

4. Лица, проводившие расследование: (фамилии, инициалы, должности и место работы) _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

5. Сведения о пострадавшем: фамилия, имя, отчество пол (мужской, женский) дата рождения, учащийся __класса ________________________________

6. Краткая характеристика места (объекта), где произошло происшествие

7. Вид происшествия

8. Характер полученных повреждений тела

9. Описание ситуации предшествующей суициду (согласно п.п.2,3,4,5 Порядка проведения служебного расследования)_________________________ ____________________________ _____________________________________________________________________________

10. Предсмертная записка (текст)_________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

11. Наличие и оценка школьного плана по профилактике суицидов среди обучающихся___________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

12. Полнота и эффективность проведения комплексной индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетним со стороны классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога, учителей-предметников (неуспеваемость); анализ профилактической деятельности, контроль и принятие управленческих решений со стороны заместителя директора по воспитательной работе, директора образовательного учреждения ______________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

13. Заключение комиссии согласно разделу 2 п. 6 Порядка проведения служебного расследования по факту суицида (попытки суицида) _____________________________________________

14. Рекомендации ______________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 15.Прилагаемые копии документов

Подписи лиц, проводивших расследование (подписи) (фамилии, инициалы)

дата

 

_________________

 

 

Приложение 5

к приказу начальника Главного управления образования мэрии города Новосибирска

от 18.12.20151329-од

 

Порядок

проведения служебной проверки по факту совершения суицида (попытки суицида) обучающимся

Служебная проверка проводится на предмет соблюдения работниками образовательного учреждения требований п.п.1,2,3 ч.2 ст.14Федерального закона РФ от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Указанная проверка проводится в двухнедельный срок (14 дней) с момента совершения суицида (попытки) несовершеннолетним. При проведении проверки по факту совершения обучающимся, воспитанником суицида (попытки суицида) комиссией ГУО мэрии города Новосибирска устанавливаются следующие обстоятельства:

1. Характеризующий материал: характеристика ОО на обучающегося (с указанием основных черт характера, привычки, возрастные особенности обучающегося, поведение в школе, семье, характер отношений с одноклассниками, друзьями, ровесниками, отношение к учебе, успеваемость и др. особенности ребенка), объяснения несовершеннолетнего (в случае попытки суицида) и родителей (законных представителей) относительно мотивов попытки самоубийства, друзей, одноклассников, классного руководителя, социального педагога, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, данные о посещаемости уроков, успеваемости (копии соответствующих страниц из классного журнала), занятость во внеурочное время, интересы, результаты психологического тестирования (с приложением копий теста, интерпретации теста, рекомендаций и др.), акт обследования семейно-бытовых условий). В случае перевода несовершеннолетнего на иную форму обучения или в другую ОО выявить причину перевода с приложением соответствующих документов (заявление, заключение КЭК, решение ПМПК и др.)

2. Описать условия, способствующие совершению суицида (попытки суицида) (социально-бытовые условия семьи):

- семейное неблагополучие, отсутствие у родителей (законных представителей) постоянного места работы;

- материальный уровень семьи (доход семьи…)

- отсутствие доверительных отношений в семье, авторитарный стиль отношений, отсутствие контроля за соблюдением режима дня и др.

- употребление алкоголя как родителями (законными представителями), так и несовершеннолетним;

- постановка на профилактический учет семьи, находящейся в социально опасном положении (СОП);

- организация досуга несовершеннолетнего;  

- неоказание педагогами, психологами своевременной психолого-педагогической помощи, указать причины (отсутствие педагога-психолога, социального педагога, непроведение классных часов, родительских собраний, индивидуальных бесед, воспитательных мероприятий, тестирований, анкетирования и т.д.), в том числе при наличии ранее совершенных попыток самого несовершеннолетнего, либо из его ближайшего окружения.

3. Своевременность выявления и постановки на профилактический учет с целью определения необходимых мер по выявлению проблем несовершеннолетнего: состоял(ит) ли несовершеннолетний, его родители (законные представители) на внутришкольном учете, на учете как нуждающийся в индивидуальном психолого- педагогическом подходе (с какого времени, по каким основаниям…). Если несовершеннолетний не состоял(ит) на профилактическом учете, дается оценка причинам непостановки на учет.

4. Полнота и своевременность выявления проблем, оказания социально-психологической и педагогической помощи. В случае, если несовершеннолетний состоял (ит) на профилактическом учете, совершал ранее попытки самоубийства, высказывал намерения о суициде:

предоставить копию плана индивидуально-профилактической работы,

доказательства ее проведения (тестирование, анкетирование, акты, беседы, мониторинг),

протоколы заседаний Совета профилактики, педагогического совета, административных совещаний (с приложением копий протоколов),

иные документы, содержащие сведения о личности несовершеннолетнего, его связях, проведении досуга, условиях воспитания и др.

план работы классного руководителя, психолога, социального педагога, учителей – предметников (по необходимости, в случае, если имеются пропуски уроков, «школьная неуспешность» по предмету и др.) по оказанию психолого-педагогической помощи несовершеннолетнему, родителям (законным представителям), его исполнение;

документы, подтверждающие оказание первичных и вторичных мер реабилитации в отношении несовершеннолетнего, совершившего попытку суицида, при завершенном суициде (в отношении его ближайшего окружения).

5. Взаимодействие с органами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (своевременность и полнота):

- установить наличие (отсутствие) оснований для подключения иных органов профилактики (ПДН, КДН и ЗП, органов социальной защиты, занятости, здравоохранения, опеки и попечительства, органов по делам молодежи, учреждений дополнительного образования, ППМС центры и др.) к решению проблем несовершеннолетнего (конфликтные отношения с родителями (законными представителями), авторитарный стиль воспитания в семье, уклонение родителей от исполнения обязанностей по воспитанию детей, асоциальный образ жизни, злоупотребление спиртными напитками, жестокое обращение и т.д., незанятость досуговой деятельностью, низкий уровень благосостояния и т.д.).

-указать дату информирования других органов системы профилактики согласно ст. 9 120-ФЗ об оказании психолого-педагогической, социальной помощи в соответствии с компетенциями, приложить копии документов.

-дать оценку своевременности информирования учреждениями образования других органов профилактики о необходимости оказания семье и несовершеннолетнему помощи, указать факты об оказании помощи и/или отказе.

- отразить: информировали ли учреждения образования органы прокуратуры о бездействии органов системы профилактики для принятия соответствующих мер.

6. Заключение проверки состоит из трех разделов:

Раздел 1:

- Ф.И.О. руководителя ОО, утвердившего заключение;

- Ф.И.О лиц (а), проводившего проверку, должность;

- Дата начала и окончания проверки;

- полные данные о несовершеннолетнем, совершившем суицид (попытку) (Ф.И.О, число, месяц, год рождения; место учебы, если не обучается и не работает, то с какого времени и по какой причине; какие предпринимались меры по возвращению в ОУ, к трудоустройству.

Раздел 2: Раздел начинается со слов: «Установил (и)» (указываются следующие сведения):

- с какого времени и по каким основаниям состоит (не состоит) на внутришкольном учете несовершеннолетний, совершивший самоубийство (попытку);

- полные данные о работниках образовательного учреждения, проводивших профилактическую работу с несовершеннолетним (Ф.И.О, образование, стаж работы по специальности, курсы повышения квалификации);

- данные о родителях (законных представителях), краткая характеристика внутрисемейных отношений;

- совершал ли несовершеннолетний нарушения требований устава ОУ, пропускал ли учебные занятия по неуважительным причинам, успеваемость, попытки суицида (сколько, когда);

- меры, принимавшиеся к подростку, с оценкой их своевременности и полноты (если меры не принимались, то указать причины): по датам (плану) проведения индивидуально-профилактической работы классным руководителем, социальным педагогом, психологом, учителями – предметниками (в случае неуспеваемости);

- выявленные недостатки в оказании психолого-педагогической помощи несовершеннолетнему, его родителям (законным представителям), какие требования федерального законодательства при этом не исполнены (нарушены):

- несвоевременное выявление проблем уровня тревожности, одиночества, депрессии несовершеннолетнего путем тестирования, бесед с родителями (законными представителями), друзьями, одноклассниками;

- непринятие мер по выявлению семейной истории суицида, попыток путем проведения бесед с родителями (законными представителями), родительских собраний, получения информации от органов внутренних дел, учреждений здравоохранения;

- непринятие мер по выявлению и устранению проблем во взаимоотношениях с родителями (законными представителями), ровесниками, педагогами;

- несвоевременная (либо отсутствие) постановка несовершеннолетнего на профилактический учет;

- несвоевременное информирование (кем, указать работника ОУ) органов системы профилактики о необходимости оказания несовершеннолетнему, его родителям (законным представителям) помощи в соответствии с компетенцией органов и должностных лиц (указать период, когда данные обстоятельства были установлены, дату информирования);

- недостатки в проведении комплексной индивидуально-профилактической работы.

В заключении Раздела 2 обязательно представить «Выводы:» (указываются причины и условия, способствовавшие совершению суицида (попыток).

Раздел 3. В данном разделе формулируются предложения, рекомендации о принятии мер по устранению выявленных недостатков (оранизационно-методические в отношении образовательного учреждения и (либо) всех учреждений города, района, направление информации в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, рассмотрение результатов проверки на оперативном совещании, Советах директоров ОУ, принятии мер дисциплинарного характера к работникам образовательного учреждения). В случае, когда в ходе проверки выявляется вина работника образовательного учреждения в Заключении дополнительно указывается его должность, Ф.И.О., сведения о выявленных недостатках и предлагаемое дисциплинарное взыскание. К материалам проверки прилагаются приказы, указания, информации и копии изданных ранее документов образовательного учреждения, управления образования в целях профилактики суицидов, а также копии всех документов, имеющих отношение к факту завершенного суицида (попытки суицида), изученных в ходе расследования. Материалы служебного расследования должны быть структурно согласно Порядку представлены в папке, прошитыми, постранично пронумерованными, скрепленными подписью председателя комиссии и печатью ГУО мэрии города Новосибирска.

Оформление папки:

1. Титульный лист оформляется следующим образом: В правом верхнем углу ставится отметка «ДСП» (для служебного пользования)

Далее: Начальнику Главного управления образования города Новосибирска

По центру: Материалы служебного расследования по факту завершенного суицида (попытки суицида) несовершеннолетнего(ей) Ф.И.О., число, дата, год рождения, обучающегося(ейся)….класса, полное наименование образовательного учреждения.

Внизу листа, с левой стороны:

Председатель комиссии:_____________Ф.И.О, должность (подпись)

Члены комиссии:________________Ф.И.О, должность ________________ Ф.И.О, должность ________________ Ф.И.О, должность Дата (составления папки) «___»_____________20____г.

2.Опись документов (с обязательной нумераций и указанием страницы) - стр.1 3. Материалы расследования (справка, психолого-педагогическое заключение, извещения, приказы, копии документов, объяснения и др.)

4. На задней стороне обложки папки:

Прошнуровано:______листов

Подпись председателя комиссии

Печать Главного управления образования мэрии города Новосибирска

*материалы оформляются для служебного пользования (отметка ДСП), информация о попытках суицида не разглашается.

_______________


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.095 с.