Понятия «феномен» и «ноумен» — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Понятия «феномен» и «ноумен»

2019-09-04 493
Понятия «феномен» и «ноумен» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предисловие

Немецкая классическая философия, — этап развития немецкой философии XVIII—XIX веков, представленный учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха.

Объективный идеализм — совокупное определение философских школ, подразумевающих существование независящей от воли и разума субъекта реальности внематериальной модальности. Представители: Шеллинг, Гегель, Пирс.

Субъективный идеализм — группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, — это совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира. Представители: Беркли, Фихте, Кант.

Кант смог преодолеть характерный для XVII и XVIII веков тупик рационализма-эмпиризма.

Обширная литературная продукция Канта обычно делится на два раздела — докритический и критический. Серия докритических работ заканчивается диссертацией 1770 г., с 1781 г. вызревает доктрина критицизма.

Докритический период

Канта интересуют естесственнонаучные вопросы. Главными направлениями Канта были ньютоновская механика и метафизика Лейбница и Вольфа. Он изучал возможность совместимости физики и метафизики, обращаясь к анализу предельных оснований метафизики и познания, из чего и родилась в конечном счете «Критика чистого разума». Чтение работ Юма пробудило Канта от «догматической спячки», обратило его внимание на недостатки существующих теорий. Р. Декарт и Ф. Бэкон не объясняли, каким образом осуществляется познание и есть ли у него границы. Среди докритических исследований Канта выделяется его космогоническая гипотеза.

Гипотеза Канта-Лапласа

Речь идет о знаменитой гипотезе Канта, обоснованной в работе «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), в которой он рассуждал о туманностях, которые, медленно вращаясь, постепенно сжимались и сглаживались под действием гравитации, постепенно формируя звезды и планеты. Переформулированная Лапласом в «Изложении системы мира» 1796 г., то есть сорок лет спустя, она нашла немало сторонников. Поскольку работа Канта вышла анонимно, гипотеза стала называться теорией Канта—Лапласа. Уже в XIX веке обнаружилась недостаточность этой гипотезы, так как она не всегда могла объяснить новые данные в науке, но ценность ее все еще велика.

Критический период

«Что я могу знать?» - Мир на уровне явлений

«Что я должен делать?» - Всегда следовать категорическому императиву

«На что я могу надеяться?» - На приобщение к прекрасному

Критика чистого разума

Работа была опубликована в 1781 году. Работа была понята и принята не сразу, и двумя годами позднее, в 1783 г. для облегчения понимания Кант опубликовал «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука».

Теория суждений

Начнем с общего плана философии Канта. Описывается теория суждений: типы суждений, значимых для науки, дающие прирост знания. Суждение состоит из субъекта (А) и предиката (В).

Понятие, исполняющее роль предиката (В), может быть включено в понятие, играющее роль субъекта (А), а значит, в анализе может быть извлечено из А. В этом случае мы имеем аналитическое суждение, как, например: всякое тело протяженно (развернуто в пространстве). В самом деле, понятие «протяженность» — синоним понятия «телесность», и когда мы говорим о развертке тела, то лишь поясняем, что такое тело.

Понятие, представляющее предикат (В), может не быть включенным в понятие, представляющее субъект (А), тогда перед нами синтетическое суждение, поскольку предикат присоединяет к субъекту нечто, в простом анализе необнаружимое. Например: всякое тело имеет вес — суждение синтетическое, ведь из понятия тела нельзя получить понятие веса. Вспомним, что, начиная с Аристотеля, отмечалось, что некоторые тела — земля, вода, например — тяжелы, а другие легки — например, воздух, огонь — по своей природе.

· Аналитическое суждение формулируется априорно, нет необходимости прибегать к опыту. Оно универсально и необходимо, но не прибавляет нового знания. Именно поэтому наука широко использует эти суждения для объяснения, но никогда не для обоснования своих положений. Априорное аналитическое суждение не типично для науки.

· Синтетическое суждение, напротив, наращивает знание постольку, поскольку о субъекте сообщается нечто новое. Основываясь на опыте, мы чаще всего прибегаем к синтетическим суждениям, например, в экспериментальных науках. Хотя синтетические суждения продуктивны и обогащают знание, они не всеобщи и не необходимы: почти все они апостериорны, вытекают из опыта, поэтому не могут быть фундаментом науки. Впрочем, лишенные необходимости, они дают некоторые обобщения.

· Априорные суждения не нуждаются в опытной проверке своей истинности,

· Для апостериорных необходима эмпирическая верификация.

Априорные синтетические – суждения, лежащие в основании многих наук в качестве принципов. Все арифметические операции априорно синтетичны. Счет 5 + 7 = 12 не аналитичён: когда мы считаем на пальцах (или на счетах), интуиция подсказывает нам новое число в виде суммы. То же можно сказать и о геометрических суждениях. То, что кратчайшее расстояние между двумя точками — прямая линия, является синтетической аксиомой, ибо в понятии прямой нет количественного аспекта, а есть только качественный. Понятие «кратчайшее» как качества целиком задано, оно не вытекает из анализа понятия «прямой линии». Помощь интуиции необходима для синтеза.

 

  Аналитические Синтетические
Апостериорные суждения невозможны «некоторые тела тяжелы»
Априорные суждения  «квадрат имеет четыре угла», «тела протяжённы» «прямая есть кратчайшее расстояние между двумя точками», «во всех телесных изменениях количество материи остаётся неизменным»

Теория априорных форм

Чувственность (восприимчивость) — это способность получать представления тем способом, каким предметы воздействуют на нас. Есть две формы чувственности — это пространство и время. Основания геометрии и математики следует искать не в содержании, а в форме знания, то есть в чувственности пространства и времени. Именно поэтому математико-геометрические положения обладают абсолютной и всеобщей необходимостью, ведь время и пространство — априорные структуры субъекта, а не объекта. Когда мы говорим: «три линии образуют треугольник», то мысленно конструируем треугольник, т.е. ограничиваем пространство, используя свою интуицию.

Помимо чувственных интуиций, у человека есть еще и способность анализировать, логически осмыслять действительность (рассудок). Сначала предметы действуют на чувства, затем мы обдумываем результат. Рассудок, согласно Канту, имеет дело с априорными категориями (субстанция, причинность и др.) – это формы рассудка. Благодаря категориям рассудка связываются данности созерцания. Это рассудочный синтез. Таким образом, познание достигается путём соединения созерцаний и понятий (категорий) и представляет собой априорное упорядочение явлений, выражающееся в конструировании предметов на основе ощущений. «Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить» (Кант).

Кант выделяет 12 категорий рассудка:

1. Категории количества: единство, множество, цельность

2. Категории качества: реальность, отрицание, ограничение

3. Категории отношения: субстанция и принадлежность, причина и следствие, взаимодействие

4. Категории модальности: возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность

 

Разум, по Канту, это рассудок, выходящий за горизонт возможного опыта. Кант первым показал, заметит позднее Гегель, что предмет рассудка — конечное и условное, разум же интересуется бесконечным и безусловным. У разума есть силлогизмы, способность умозаключать. Если синтетическое суждение всегда содержит элемент интуиции, умозаключение имеет дело с чистыми понятиями, дедуцируя высшие принципы и безусловные выводы. Априорные формы разума – три идеи:

1. Идея души

2. Идея мира

3. Идея Бога

Антиномии

Мы осознаем себя феноменами, детерминированными в пространстве и во времени, но онтологический субстрат каждого из нас — душа как метафизическое «Я» — ускользает. Попытки вырваться за пределы феноменального мира почти всегда заканчиваются паралогизмами. Трансцендентальные иллюзии, структурные ошибки, возникающие при переходе от феноменального к ноуменальному, ведут к серии антиномий, в которых тезис и антитезис взаимно уничтожают друг друга, но ни тот, ни другой опыт не может ни подтвердить, ни опровергнуть их. Антиномия буквально означает конфликт законов. «Неразрешимым структурным противоречием» Кант называет антиномию, относя ее не к объекту как таковому, а только к разуму, лишенному должного инструментария.

Тезис Антитезис

Первая антиномия

Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен и во времени и в пространстве

Вторая антиномия

Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое Ни одна сложная вещь не состоит из простых частей, вообще в мире нет ничего простого или сложенного из простого

Третья антиномия

Все совершается в силу природной необходимости. Законы природы есть единственная причинность, из которой все выводимо Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную причинность

Четвертая антиномия

В мире всему есть причина и безусловно необходимая сущность Нет никакой абсолютно необходимой сущности ни в мире, ни вне его

 

Глоссарий

Трансцендентальное – априорные формы познания, которые обусловливают и определяют возможность всякого опыта и организовывают наше познание. Трансцендентальным мы называем априорное знание, благодаря которому мы узнаем, что те или иные представления, интуиции, понятия применяются и могут существовать исключительно a priori; трансцендентальное касается возможности применения априорного познания.

Трансцендентальный идеализм — в учении И. Канта установка, отождествляющая и ограничивающая наблюдаемые вещи феноменами сознания. Основной предпосылкой этой установки является различие между явлениями как единицами опыта и вещами в себе.

Априори (лат. a priori — буквально «от предшествующего») — знание, полученное до опыта и независимо от него (знание априори, априорное знание), то есть знание, как бы заранее известное.

Апостериори, (лат. a posteriori букв. «из последующего») — знание, полученное из опыта. Противопоставляется априори — доопытному знанию.

Паралогизм (с др.-греч. – ложное умозаключение) — случайная, неосознанная или непреднамеренная логическая ошибка в мышлении (в доказательстве, в споре, диалоге), возникающая при нарушении законов или правил логики и приводящая к ошибочному выводу (заключению).

Антиномия – конфликт законов

Предисловие

Немецкая классическая философия, — этап развития немецкой философии XVIII—XIX веков, представленный учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха.

Объективный идеализм — совокупное определение философских школ, подразумевающих существование независящей от воли и разума субъекта реальности внематериальной модальности. Представители: Шеллинг, Гегель, Пирс.

Субъективный идеализм — группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, — это совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира. Представители: Беркли, Фихте, Кант.

Кант смог преодолеть характерный для XVII и XVIII веков тупик рационализма-эмпиризма.

Обширная литературная продукция Канта обычно делится на два раздела — докритический и критический. Серия докритических работ заканчивается диссертацией 1770 г., с 1781 г. вызревает доктрина критицизма.

Докритический период

Канта интересуют естесственнонаучные вопросы. Главными направлениями Канта были ньютоновская механика и метафизика Лейбница и Вольфа. Он изучал возможность совместимости физики и метафизики, обращаясь к анализу предельных оснований метафизики и познания, из чего и родилась в конечном счете «Критика чистого разума». Чтение работ Юма пробудило Канта от «догматической спячки», обратило его внимание на недостатки существующих теорий. Р. Декарт и Ф. Бэкон не объясняли, каким образом осуществляется познание и есть ли у него границы. Среди докритических исследований Канта выделяется его космогоническая гипотеза.

Гипотеза Канта-Лапласа

Речь идет о знаменитой гипотезе Канта, обоснованной в работе «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), в которой он рассуждал о туманностях, которые, медленно вращаясь, постепенно сжимались и сглаживались под действием гравитации, постепенно формируя звезды и планеты. Переформулированная Лапласом в «Изложении системы мира» 1796 г., то есть сорок лет спустя, она нашла немало сторонников. Поскольку работа Канта вышла анонимно, гипотеза стала называться теорией Канта—Лапласа. Уже в XIX веке обнаружилась недостаточность этой гипотезы, так как она не всегда могла объяснить новые данные в науке, но ценность ее все еще велика.

Критический период

«Что я могу знать?» - Мир на уровне явлений

«Что я должен делать?» - Всегда следовать категорическому императиву

«На что я могу надеяться?» - На приобщение к прекрасному

Критика чистого разума

Работа была опубликована в 1781 году. Работа была понята и принята не сразу, и двумя годами позднее, в 1783 г. для облегчения понимания Кант опубликовал «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука».

Теория суждений

Начнем с общего плана философии Канта. Описывается теория суждений: типы суждений, значимых для науки, дающие прирост знания. Суждение состоит из субъекта (А) и предиката (В).

Понятие, исполняющее роль предиката (В), может быть включено в понятие, играющее роль субъекта (А), а значит, в анализе может быть извлечено из А. В этом случае мы имеем аналитическое суждение, как, например: всякое тело протяженно (развернуто в пространстве). В самом деле, понятие «протяженность» — синоним понятия «телесность», и когда мы говорим о развертке тела, то лишь поясняем, что такое тело.

Понятие, представляющее предикат (В), может не быть включенным в понятие, представляющее субъект (А), тогда перед нами синтетическое суждение, поскольку предикат присоединяет к субъекту нечто, в простом анализе необнаружимое. Например: всякое тело имеет вес — суждение синтетическое, ведь из понятия тела нельзя получить понятие веса. Вспомним, что, начиная с Аристотеля, отмечалось, что некоторые тела — земля, вода, например — тяжелы, а другие легки — например, воздух, огонь — по своей природе.

· Аналитическое суждение формулируется априорно, нет необходимости прибегать к опыту. Оно универсально и необходимо, но не прибавляет нового знания. Именно поэтому наука широко использует эти суждения для объяснения, но никогда не для обоснования своих положений. Априорное аналитическое суждение не типично для науки.

· Синтетическое суждение, напротив, наращивает знание постольку, поскольку о субъекте сообщается нечто новое. Основываясь на опыте, мы чаще всего прибегаем к синтетическим суждениям, например, в экспериментальных науках. Хотя синтетические суждения продуктивны и обогащают знание, они не всеобщи и не необходимы: почти все они апостериорны, вытекают из опыта, поэтому не могут быть фундаментом науки. Впрочем, лишенные необходимости, они дают некоторые обобщения.

· Априорные суждения не нуждаются в опытной проверке своей истинности,

· Для апостериорных необходима эмпирическая верификация.

Априорные синтетические – суждения, лежащие в основании многих наук в качестве принципов. Все арифметические операции априорно синтетичны. Счет 5 + 7 = 12 не аналитичён: когда мы считаем на пальцах (или на счетах), интуиция подсказывает нам новое число в виде суммы. То же можно сказать и о геометрических суждениях. То, что кратчайшее расстояние между двумя точками — прямая линия, является синтетической аксиомой, ибо в понятии прямой нет количественного аспекта, а есть только качественный. Понятие «кратчайшее» как качества целиком задано, оно не вытекает из анализа понятия «прямой линии». Помощь интуиции необходима для синтеза.

 

  Аналитические Синтетические
Апостериорные суждения невозможны «некоторые тела тяжелы»
Априорные суждения  «квадрат имеет четыре угла», «тела протяжённы» «прямая есть кратчайшее расстояние между двумя точками», «во всех телесных изменениях количество материи остаётся неизменным»

Теория априорных форм

Чувственность (восприимчивость) — это способность получать представления тем способом, каким предметы воздействуют на нас. Есть две формы чувственности — это пространство и время. Основания геометрии и математики следует искать не в содержании, а в форме знания, то есть в чувственности пространства и времени. Именно поэтому математико-геометрические положения обладают абсолютной и всеобщей необходимостью, ведь время и пространство — априорные структуры субъекта, а не объекта. Когда мы говорим: «три линии образуют треугольник», то мысленно конструируем треугольник, т.е. ограничиваем пространство, используя свою интуицию.

Помимо чувственных интуиций, у человека есть еще и способность анализировать, логически осмыслять действительность (рассудок). Сначала предметы действуют на чувства, затем мы обдумываем результат. Рассудок, согласно Канту, имеет дело с априорными категориями (субстанция, причинность и др.) – это формы рассудка. Благодаря категориям рассудка связываются данности созерцания. Это рассудочный синтез. Таким образом, познание достигается путём соединения созерцаний и понятий (категорий) и представляет собой априорное упорядочение явлений, выражающееся в конструировании предметов на основе ощущений. «Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить» (Кант).

Кант выделяет 12 категорий рассудка:

1. Категории количества: единство, множество, цельность

2. Категории качества: реальность, отрицание, ограничение

3. Категории отношения: субстанция и принадлежность, причина и следствие, взаимодействие

4. Категории модальности: возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность

 

Разум, по Канту, это рассудок, выходящий за горизонт возможного опыта. Кант первым показал, заметит позднее Гегель, что предмет рассудка — конечное и условное, разум же интересуется бесконечным и безусловным. У разума есть силлогизмы, способность умозаключать. Если синтетическое суждение всегда содержит элемент интуиции, умозаключение имеет дело с чистыми понятиями, дедуцируя высшие принципы и безусловные выводы. Априорные формы разума – три идеи:

1. Идея души

2. Идея мира

3. Идея Бога

Понятия «феномен» и «ноумен»

Феномен – предмет чувственной интуиции. Феномен выступает в качестве предмета возможного опыта в доступных нам априорных формах чувственного созерцания. Территория феноменов — единственно надежная почва для роста знаний. Наш рассудок не может переступить границ чувственности, ибо от чувств он получает содержание. Рассудок только предвосхищает форму возможного опыта. Сам себя он не определяет и познавать объекты априори не может. Интеллект и чувственность могут понять и определить объекты лишь в единстве. Разделив их, мы получим интуиции без понятий или понятия без интуиций, к объектам относиться они уже не будут. Поэтому выход за пределы феноменов структурно невозможен. Тем не менее, когда мы отделяем наш способ постижения объектов и наши интуиции, то остаются вещи в себе как нечто мыслимое. Кант называет их ноуменами, иначе – вещь в себе. Ноуменможно понимать негативно, как то, что мыслимо вне чувственного способа постижения. В позитивном смысле ноумен — это предмет интеллектуальной интуиции.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.