По преподаванию предметных областей — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

По преподаванию предметных областей

2019-09-04 187
По преподаванию предметных областей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По преподаванию предметных областей

«Родной язык и литературное чтение на родном языке»

и «Родной язык и родная литература»

в образовательных организациях

Ярославской области в 2019–2020 учебном году

 

Составители: Киселева Н.В.,

доцент кафедры гуманитарных
дисциплин ГАУ ДПО ЯО ИРО,

кандидат культурологии;

Гусева Л.А., доцент кафедры
начального образования

ГАУ ДПО ЯО ИРО, кандидат

филологических наук,

Лукьянчикова Н.В., доцент

кафедры гуманитарных дисциплин ГАУ ДПО ЯО ИРО,

кандидат филологических наук

 

Содержание

Введение

I. Нормативно-методические аспекты преподавания предметных областей «Родной язык и Литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература».

II. Организационные аспекты преподавания предметных областей «Родной язык и Литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература»:

III. Содержательные аспекты преподавания предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература»:

Список литературы

 

Принятые сокращения

ФЗ – Федеральный закон

НОО – начальное общее образование

ООО – основное общее образование

СОО – среднее общее образование

ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт

Введение

В соответствии с ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» на территории Российской Федерации в учебный план вводится предметная область «Родной язык и родная литература» (для основной школы) и «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (для начальной школы). Эти предметные области представлены двумя предметами для каждого уровня образования:

– на уровне НОО: «Родной язык»; «Литературное чтение на родном языке»;

– на уровне ООО: «Родной язык»; «Родная литература».

В соответствии с ФЗ-273 (ст. 11 ч. 5) «федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, в том числе русского языка как родного».

В 2019–2020 учебном году в образовательных организациях Ярославской области наряду с учебным предметом «Русский язык» реализуется учебный предмет «Родной язык».

Предметы «Русский язык» и «Родной язык» – это два разных предмета (см. таблицы 1, 2)

Таблица 1

Сопоставление учебных предметов «Русский язык» и «Родной язык»

Русский язык Родной язык

Статус

преподавание и изучение в соответствии с ФГОС

обязательный для всех учащихся обязательное изучение родного языка, выбор которого зафиксирован в заявлении родителей обучающегося: «Свободный выбор <…> родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, <…> осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по <…> образовательным программам начального общего и основного общего образования»[1]

предметная область

«Русский язык и литературное чтение» - уровень НОО; «Русский язык и литература» - уровень ООО «Родной язык и литературное чтение на родном языке» - уровень НОО; «Родной язык и родная литература» - уровень ООО

приоритетные планируемые результаты

предметные личностные, метапредметные (определены ФГОС) личностные, метапредметные (коммуникативные УУД) предметные (определены ФГОС)

Государственная итоговая аттестация

предусмотрена не предусмотрена

 

Таблица 2

Сопоставление учебных предметов «Литературное чтение»/ «Литература» и «Литературное чтение на родном языке»/ «Родная литература»

Литературное чтение и Литература Литературное чтение на родном языке и Родная литература

Статус

преподавание и изучение в соответствии с ФГОС

обязательный для всех учащихся обязательное изучение родного языка, выбор которого зафиксирован в заявлении родителей обучающегося: «Свободный выбор <…> родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, <…> осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по <…> образовательным программам начального общего и основного общего образования»[2]

предметная область

«Русский язык и литературное чтение» - на уровне НОО - «Русский язык и литература» - на уровне ООО «Родной язык и Литературное чтение на родном языке» - на уровне НОО «Родной язык и родная литература» - на уровне ООО

приоритетные планируемые результаты

Предметные, личностные, метапредметные (определены ФГОС) личностные, метапредметные (коммуникативные УУД) предметные (определены ФГОС)

Методические материалы

1. Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию Протокол от 04.03.2019 № 1/19)[4]

2. Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию Протокол от 31 января 2018 года № 2/18)[5]

 

Согласно ФЗ-273 (ст.18, ч.4) образовательные организации выбирают учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, а также учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий[6] Издательство «Просвещение» в этот список[7] входит. Поэтому образовательные организации могут воспользоваться учебными пособиями, выпущенными издательством «Просвещение»[8]:

· Русский родной язык. 1 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / О.М. Александрова и др. – М.: Просвещение, 2019.

· Русский родной язык. 2 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / О.М. Александрова и др. – М.: Просвещение, 2019.

· Русский родной язык. 3 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / О.М. Александрова и др. – М.: Просвещение, 2019.

· Русский родной язык. 4 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / О.М. Александрова и др. – М.: Просвещение, 2019.

· Русский родной язык. 5 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / О.М. Александрова и др. – М.: Просвещение, 2018.

· Русский родной язык. 6 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / О.М. Александрова и др. – М.: Просвещение, 2019.

· Русский родной язык. 7 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / О.М. Александрова и др. – М.: Просвещение, 2019.

· Русский родной язык. 8 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / О.М. Александрова и др. – М.: Просвещение, 2018.

· Русский родной язык. 9 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / О.М. Александрова и др. – М.: Просвещение, 2018.

· Русский родной язык. 5 класс: методическое пособие / О.М. Александрова, О.В. Загоровская, Ю.Н. Гостева и др.; под ред. О.М. Александровой. – М.: Учебная литература, 2018.

· Русский родной язык. 9 класс: методическое пособие / О.М. Александрова, О.В. Загоровская, Ю.Н. Гостева и др.; под ред. О.М. Александровой. – М.: Учебная литература, 2018.

 

Учебно-методический комплект «Русский родной язык» готовит к выпуску также и издательство «Русское слово». Над учебниками работают авторские коллективы: Л.В. Кибирева, Г.И. Мелихова, В.Л. Склярова – для 1–4 классов; Т.М. Воителева, О.Н. Марченко, Л.Г. Смирнова, И.В. Текучева, И.В. Шамшин – для 5–9 классов.

 

В связи с отсутствием учебников и учебных пособий по «Литературному чтению на родном языке (русском)» и «Родной литературе (русской)» рекомендуем использовать материалы учебников по «Литературному чтению» и «Родной литературе», а также отдельные издания русской художественной литературы для детей из фондов школьной библиотеки.

 

II. Организационные аспекты преподавания предметных областей «Родной язык и Литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература»

Изучение в школе предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» обеспечивают учебные планы.

Учебные предметы «Родной язык (русский)», «Литературное чтение на родном языке (русском)» и «Родная литература (русская)» могут изучаться в течение одного года, двух или большего количества лет: для НОО от полугодия до 4 лет; для ООО от полугодия до 5 лет. Объем учебных часов и то, в каком классе(ах) следует изучать «Родной язык», «Родную литературу» и «Литературное чтение на родном языке», образовательная организация устанавливает самостоятельно с учетом:

· требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы;

· наличия примерных программ по предметам «Русский родной язык»;

· наличия учебников в федеральном перечне или учебных пособий;

· финансовых, материально-технических, кадровых, организационно-методических условий.

 

В учебном плане начального общего образования обязательно должны быть предметы «Родной язык (русский)» и «Литературное чтение на родном языке (русском)». На эти предметы обязательно должны быть выделены часы. Нормативных ограничений по количеству часов на изучение данных предметов не существует.

«Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для начального общего образования»[9] (авторский коллектив под руководством Л.А. Вербицкой) рассчитана на следующее количество часов:

1 класс – 1 час в неделю – 32 часа в год

2 класс– 2 часа в неделю – 64 часа в год

3 класс – 2 часа в неделю – 64 часа в год

4 класс – 1 час в неделю – 34 часа в год

Этот объем часов может служить для школы ориентиром, но он не является обязательным.

Примерной программы по «Литературному чтению на родном языке (русском)» пока не существует, и общих рекомендаций по количеству часов и распределению их по годам обучения тоже нет.

На изучение новых для начальной школы предметов можно направить часы из части, формируемой участниками образовательного процесса, а также «третий час» физкультуры, который по нормам СанПиН 2.4.2.2821-10 (п.10.20) может проводиться во внеурочной форме: «рекомендуется проводить не менее 3-х учебных занятий физической культурой (в урочной и внеурочной форме) в неделю, предусмотренных в объеме общей недельной нагрузки»[10].

 

Учебный план основного общего образования устанавливает общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения).

Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования»[11], «рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 245 часов» на уровень. Авторами учебных пособий предлагаются свои варианты распределения часов по классам:

5, 6 классы – 2 часа в неделю – 70 часов в год

7,8, 9 классы – 1 час в неделю – 35 часов в год

Организация текущего контроля успеваемости, промежуточной и/ или итоговой аттестации по учебным предметам «Родной язык (русский)» «Литературное чтение на родном языке (русском)» и «Родная литература (русская)» осуществляется в соответствии с локальным нормативным актом образовательной организации. Оценивание результатов проводится в отметочной форме.

 

Учебный план среднего общего образования

ФЗ-273 не предусматривает обязательность предметной области «Родной язык и родная литература» на уровне среднего общего образования. Но между тем в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (далее – ФГОС СОО)[12] эта предметная область входит в число обязательных предметных областей, имеет свои предметные результаты освоения основной образовательной программы как на базовом, так и на углубленном уровнях

 «Предметные результаты изучения предметной области «Родной язык и родная литература» включают предметные результаты учебных предметов: «Родной язык», «Родная литература» (базовый и углубленный уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса родного языка и родной литературы должны отражать:

1) сформированность понятий о нормах родного языка и применение знаний о них в речевой практике;

2) владение видами речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение, говорение и письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

3) сформированность навыков свободного использования коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;

4) сформированность понятий и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

5) сформированность навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста на родном языке;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

8) сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

9) сформированность понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

10) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

11) сформированность навыков понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции».

На уровне среднего общего образования образовательная организация самостоятельно принимает решение о выделении часов для включения этого учебного предмета в учебный план.

Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план предусматривает изучение не менее одного учебного предмета из предметной области «Родной язык и родная литература». Образовательная организация может включить в учебный план или родной язык (русский), или родную литературу (русскую).

Варианты введения учебных предметов «Родной язык (русский)» и «Родная литература (русская)» в 2019-2020 учебном году:

1) интегрироваться в учебные предметы «Русский язык» и «Родная литература». Предметные результаты освоения учебных предметов «Родной язык (русский) и «Родная литература (русская)» должны достигаться в рамках учебных предметов «Русский язык» и «Литература»;

2) учебные предметы могут изучаться как самостоятельные в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» («Родной язык (литература», «Родная литература (русский)»).

Включение предметной области «Родной язык и родная литература» в учебные планы на уровне среднего общего образования может быть осуществлено по мере готовности образовательной организации.

 

III. Содержательные аспекты преподавания предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература»

Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)»

 

Ключевые идеи учебного предмета «Родной язык» в основной школе:

1) формирование представлений о взаимосвязи русского народа и культуры, истории русского народа;

2) расширение представления школьников о взаимосвязи языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально-культурной специфики русского языка (в том числе на фоне сопоставлений с языками народов России и мира);

3) формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка;

4) понимание общего и специфического в культуре русского и других народов России и мира.

На уровне начального общего образования

В п.19.3. ФГОС НОО сформулированы основные задачи реализации обязательных предметных областей. Задачи предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» в основном соответствуют задачам предметной области «Русский язык и литературное чтение», что отражено в таблице 5:

Таблица 5

Основные задачи реализации предметных областей

 

Русский язык и литературное чтение Родной язык и литературное чтение на родном языке
Формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.

 

Содержание учебного предмета представлено в «Примерной программе по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования». Данная программа носит целостный и завершенный характер, обеспечена учебными пособиями издательства «Просвещение».

Программа нацелена на решение следующих задач:

– расширение представлений о русском языке как духовной и культурной ценности народа;

– включение учащихся в практическую речевую деятельность на русском языке;

– совершенствование коммуникативных умений, развитие языковой интуиции;

– первое знакомство с фактами истории родного языка.

Программа включает 3 блока:

1) Русский язык: прошлое и настоящее.

2) Язык в действии.

3) Секреты речи и текста.

Образовательные организации могут использовать данную программу или создать собственную, соответствующую основной образовательной программе. Изучение предмета «Родного языка (русского)» должно обеспечивать достижение образовательных результатов, определенных во ФГОС НОО.

Таблица 6

Соотнесение планируемых результатов и содержания учебного предмета «Родной язык (русский)»

 

Образовательные результаты Примерное содержание программы
1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; История русской письменности. История слов и устойчивых выражений. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, связанные с традиционным русским бытом. Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов.
2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;   Тематические группы слов: средства передвижения, постройки, одежа, орудия труда, игры-забавы и т.д. Русский речевой этикет в сопоставлении с этикетными формами других народов России и мира. Создание заметок о посещении музеев; об участии в народных праздниках. Развёрнутые толкования слов.
3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; Работа со словарями. Наблюдение за сочетаемостью слов, за правильным и неправильным ударением, за отдельными грамматическими формами существительных и глаголов; создание текстов на основе собственной исследовательской работы.
4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач; Участие в диалоге. Виды вопросов. Малые речевые жанры: просьба, похвала, извинение, приветствие и др.
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Синонимия речевых формул. Оценивание устных и письменных высказываний. Редактирование текстов. Составление словаря местных слов: язык класса, семьи, города, поселка и т.д. Составление карты (географической, социальной) отдельного слова.

 

Отметим, что изучение родного языка (русского) носит практический характер, включает проектные и исследовательские задания, задания в группе и в парах.

Учебный материал может быть освоен в игровых формах, в ходе экскурсий, при посещении музеев. Содержание учебных заданий, представленных в учебном пособии «Русский родной язык», удобно для проведения интегрированных уроков с использованием межпредметных связей. Например, описание старинных жилых построек можно объединить с темой безопасного поведения в доме. Слова, обозначающие элементы старинной одежды, можно изучать на уроках искусства, рассматривая соответствующие произведения живописи или создавая свои иллюстрации к сказкам, а может быть, и модели одежды в духе русской старины. Учебные диалоги могут быть посвящены не только бытовым темам, но и изучаемым на уроках математики, музыки, технологии и т.д. вопросам. Для проведения интегрированных уроков необходимо установить календарное соответствие между тематическими планами учебных предметов.

 

На уровне основного общего образования

Изучение предметной области «Родной язык и родная литература» должно обеспечить:

воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

приобщение к литературному наследию своего народа;

формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Содержание 9 класса ориентировано на воспитание патриотизма и уважения к русскому языку как основе русской культуры и литературы. Особый акцент сделан на выявлении многообразных связей русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом.

Значительно расширяются сведения о том, как действует языковая система в речи. На первый план выводятся вопросы формирования речевой культуры учащихся в современной языковой ситуации, в том числе связанный с коммуникацией в интернет-пространстве.

Таблица 7

Соотнесение планируемых результатов и содержания учебного предмета «Родной язык (русский)»

Планируемые результаты (ФГОС ООО) Содержание
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; 4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка Язык и речь. Виды речевой деятельности Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение. Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. Основные методы, способы и средства получения, переработки информации. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации. Разговорная речь. Анекдот, шутка. Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. Публицистический стиль. Проблемный очерк. Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты  
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования; 8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п.
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка: 4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении. Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; 4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка; 8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» — рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, активизация процесса заимствования иноязычных слов
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию; 5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста; 4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка; 8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный прием. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш — по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге — рецензия на книгу, обидеться на слово — обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы — приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности форм родительного и творительного падежей. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто), повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета интернет-дискуссии, интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения

 

Содержание учебных предметов «Литературное чтение на родном языке (русском)» и «Родная литература (русская)»

Составление рабочей программы по учебным предметам «Литературное чтение на родном языке (русском)» и «Родная литература (русская)» является задачей образовательной организации. Примерной программы по данным предмета, размещенной на сайте Министерства просвещения РФ в реестре примерных программ, пока еще нет.

При составлении программ по «Литературному чтению на родном языке (русском)» и «Родной литературе (русской)» необходимо руководствоваться предметными результатами, о которых говорится во ФГОС НОО и ФГОС ООО.

В Методических рекомендациях предлагается примерное содержание учебных предметов «Литературное чтение на родном языке (русском)» и «Родная литература (русская)».

На уровне начального общего образования

 

Таблица 8

Соотнесение планируемых результатов и содержания учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)»

 

Образовательные результаты Примерное содержание программы с формами работы
1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; Литературный Ярославль, Рыбинск, Тутаев, Любим или другой город / поселок Ярославской области. Произведения Н.А. Некрасова (например, «Дедушка Мазай и зайцы»). Произведения ярославских писателей по выбору учителя: Юлии Симбирской; Анастасии Орловой; Инны Полещук; Татьяны Коти; Павла Голосова; Юрия Кузнецова; Владимира Колабухина; Сандры Калининой; Юрия Маслова. Формы работы: Проектная работа: расскажи о местном писателе или поэте. Посещение местного «союза писателей» или литературного общества. Рассказ о любимой книге (презентация). Исследование «Улица имени писателя в моем городе».
2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации; Русские народные сказки о красивом и безобразном, о добрых и дурных поступках, о героях и злодеях. Формы работы: Рассказ о волшебных событиях от лица героя (по выбору ученика). Сопоставление русских народных сказок со сказками других народов России и мира.
3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; Книги о природе (М.Пришвин); о животных (В.Бианки; К.Паустовский); о детях (А. Гайдар, В. Драгунский; В.Крапивин); о приключениях (А.Волков «Волшебник изумрудного города»; Л.Лагин «Старик Хоттабыч»). Формы работы: Иллюстрирование, инсценирование, обсуждение. Создание памятки «Как отличить хорошую книгу от плохой?»
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преоб

Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.