Основные грамматические нормы — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Основные грамматические нормы

2019-09-04 166
Основные грамматические нормы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

НОРМАТИВНЫЙ АСПЕКТ

КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

 

Методическое пособие

для студентов всех специальностей и всех форм обучения

 

 

Нижний Новгород 2015


Составители: А.О. Велижанина, В.В. Филатова

УДК 808.2 (075.8)

ББК 81.2 (Рус. - 923)

 

 

Нормативный аспект культуры речи: метод. пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения / НГТУ; сост.: А.О. Велижанина, В.В. Филатова. Н. Новгород, 2015. – с.

 

 

  В пособии приведена и охарактеризована основная терминология нормативного аспекта культуры речи; в систематизированном виде изложены все основные орфоэпические, грамматические, лексические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка.

Методическое пособие адресовано студентам всех специальностей технического университета, преподавателям лингвистических дисциплин, а также всем желающим повысить свою речевую культуру.

 

 

Редактор Э.Б. Абросимова

 

Подп. к печ. ………. Формат 60х84.

Бумага газетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. – …..      .

Уч.-изд. л. – ….. Тираж ….. экз. Заказ

 

 

Нижегородский государственный технический университет.

Типография НГТУ. 603600. Н. Новгород, ул. Минина, 24.

 

© Нижегородский государственный технический университет, 2015

© Велижанина А.О., Филатова В.В., 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………………………. …

4

I. Норма как ключевое понятие культуры речи ………………………….

5
 

1.1. Основные понятия нормативного аспекта культуры речи………………..

5
 

1.2. Свойства литературного языка……………………………………………..

5
 

1.3. Внелитературные разновидности общенародного языка …………………

5
 

1.4. Свойства языковых норм ……………………………………………………

6
 

1.5. Императивные и вариативные языковые нормы…………………………..  

6
 

1.6. Функции языковых норм …………………………………………………….

6
 

1.7. Уровневый характер языковых норм……………………………………….

 

7

II.  Лингвистические словари …………………………………………….

7
 

2.1. Разновидности лингвистических словарей………………………………..

7
 

2.2. Характеристика основных типов лингвистических словарей……………     

7
 

2.3. Наиболее известные толковые словари русского языка ………

8
 

2.4. Способы объяснения лексического значения слова в толковом словаре

8
 

2.5. Структура словарной статьи в современном толковом словаре…………..

 

9

III. Характеристика языковых норм …… ………………………… ………………..

10
 

3.1. Основные орфоэпические нормы ………………………………………….

10
   

3.1.1. Правила произношения согласных звуков ……………………………………..

10
   

3.1.2. Свойства русского ударения ……………………………………………………

11
   

3.1.3. Правила произношения безударных гласных ………………………………….

12
   

3.1.4. Правила произношения некоторых заимствованных слов и аббревиатур

12
 

Основные грамматические нормы

13    

3.2.1. Определение рода имени существительных

13    

3.2.2. Формообразование имён существительных

14    

3.2.3. Употребление имён существительных

15    

3.2.4. Формообразование и употребление имён прилагательных

17    

3.2.5. Формообразование и употребление имён числительных

18    

3.2.6. Формообразование и употребление местоимений

18    

3.2.7. Образование и употребление глагольных форм

19    

3.2.8. Употребление союзов

21  

3.3. Основные лексические нормы ……………………………………………….

21  

 

3.3.1. Употребление слова в соответствии с его лексическим значением и сочетаемостью   21  

 

3.3.2. Употребление слова в соответствии с его коммуникативно-стилистисти-ческим заданием   23  

 

 

Типология речевых ошибок …………………………………………………..

24

Упражнения …………………………………………………..…………………

27

Рекомендуемая литература ……………………………………………………

42          

ВВЕДЕНИЕ

 

Раздел «Нормативный аспект речи» является одним из трёх компонентов в общепринятой структуре курса «Русский язык и культура речи», наряду с коммуникативным и этическим аспектом. Важность этого раздела несомненна, поскольку одной из задач обучения является воспитание у студента потребности и умения говорить и писать правильно, то есть в соответствии с языковой нормой.

Само понятие языковой нормы включает в себя два аспекта: функциональный (речевая деятельность, ориентированная на соблюдение норм) и кодификационный (норма как свод языковых правил, закреплённых в словарях, справочниках и т. д.). Цель данного пособия – отразить оба аспекта в виде компактно систематизированного теоретического материала, необходимого как для понимания ключевых понятий курса «Русский язык и культура речи», так и освоения правил устной и письменной речи, изложенных здесь в виде основных орфоэпических, грамматических, лексических, орфографических и пунктуационных норм.

Мы, безусловно, не ставили своей целью в рамках теоретической части дать исчерпывающую характеристику всехбез исключенияязыковых норм, хотя основные нормы представлены в виде таблиц с достаточной степенью полноты и в соответствии с уровневой организацией языка. При этом грамматические нормы изложены как единство правил словоизменения (парадигматический аспект) и правил построения словосочетаний и предложений (функциональный аспект).

    Авторами подробно не рассматриваются стилистические нормы, так как, во-первых, практически все лексические и грамматические нормы отчасти носят стилистический характер, а во-вторых, стилистическим нормам посвящено отдельное методическое пособие «Стилистика и литературное редактирование. Стилистика языка» (составитель Велижанина А.О.). Нами не затрагиваются также правила организации и построения текста, так как они в определённой степени отражены в методическом пособии «Текст как речевое произведение» (составитель Филатова В.В.).

Поскольку авторы ставили перед собой задачу констатации существующих норм, то на периферии внимания оказалось такое качество языковой нормы, как вариативность, а следовательно, и описание вариативных, равностепенных компонентов разных языковых уровней. Вариативность представлена лишь в виде необходимых косвенных упоминаний при изложении некоторых норм.

Пособие подобного типа, на наш взгляд, особенно важно для обучающихся без отрыва от производства, поскольку успешность и эффективность их учёбы во многом зависит от организации самостоятельной работы по предмету в межсессионный период с использованием доступных студенту форм самоконтроля.


Основные понятия нормативного аспекта культуры речи

Термин Сущность понятия
Национальный (общенародный) язык Язык данного народа с присущими ему чертами (совокупность всех слов, форм слова, особенностей произношения и употребления в речи и др.), отличающими этот язык от других языков 
Литературный язык Высшая форма национального языка, сложившаяся в процессе речевого общения
Языковая норма Правило употребления в речи элементов литературного языка в определённый период его развития
Кодификация Научное описание и закрепление (фиксация) норм литературного языка в грамматиках, словарях, справочниках
Речевая ошибка Немотивированное (реже мотивированное) нарушение языковой нормы в речи

1.2. Свойства литературного языка                                                                                                                                                  

Свойства Сущность понятия
Н ормированность Регулирование употребления языковых средств языковой нормой. Ограждение языка от проникновения в него всего того, что нарушает языковые нормы
К одифицированность Фиксированность языковых норм в словарях, грамматиках, справочниках
Универсальность Охват всех сфер жизнедеятельности: обиходно-бытовой, научной, официально-деловой, публичной и сферы искусства слова
Стилевая дифференцированность Наличие функциональных стилей. В современном русском литературном языке выделяют обиходно-разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, церковно-религиозный и художественный стиль
Существование письменной разновидности Наличие средств фиксации речи с помощью специальных графических знаков: букв, знаков препинания и др., что позволяет передавать тексты в пространстве и времени
Обработанность Результат отбора всего лучшего, что есть в языке и что нуждается в культивировании: в сохранении и развитии

Свойства языковых норм

Свойства Сущность свойства
Соответствие возможностям языковой системы Охват всех сторон языка как структуры и системы. Уровневый характер норм и их непосредственная соотнесённость с собственно языковыми единицами
Относительная  устойчивость / изменчивость Единство двух противоположных процессов: стабильности (консервации) и изменчивости (экспансии) норм
Общеобязательность Признание большинством носителей языка языковой нормы как эталона, и, следовательно, обязан­ность руководствоваться ей в речевой деятельности 
Императивность Существование в определённый период развития языка только одного способа речевого выражения определённого содержания
Вариативность Существование в определённый период развития языка двух или более допустимых способов речевого выражения определённого содержания

ГРАММАТИЧЕСКИЕ

ПУНКТУАЦИОННЫЕ Императивные Звони ¢ т, [ шт ] о ¢ бы Форма Им.п. мн. ч.: Форма Р.п. мн. ч.:        Форма пов. накл.:        Доктора Джинсов Ляг, поезжай Одно я знаю точно: назад дороги нет

Вариа -

Тивные

Тво ¢ рог и творо ¢ г;

Форма Им.п. мн. ч.: Форма Р.п. мн. ч.:     

Форма ср. степени:

Форма пов. накл.:               

Ве ¢ ер ы и веер а ¢

Яблок и яблок ов Крепче и по крепче

Выбрось и выброс и

Говорят: «Прошлого не вернёшь»      и

Говорят: прошлого не вернёшь     и

Говорят, прошлого не вернёшь

  [ дош ' ш ']   и [ дошт ']  

1.7. Уровневый характер языковых норм

Виды норм

Сущность норм

Орфоэпические

Правила произношения и ударения

Словообразовательные

Правила образования слов

Лексические

Правила использования в речи слов и устойчивых выражений в соответствии с их лекси­ческим значением, сочетаемостью и стилистической окрашенностью

Грамматические

Морфологические Правила образования форм частей речи в соответствии с моделью их словоизменения
Синтаксические Правила соединения членов предложения и построения простых и сложных предложений разных типов

Орфографические

Правила передачи на письме слов и их значимых частей (морфем)

Пунктуационные

Правила использования на письме знаков препинания

Свойства русского ударения

Свойство Сущность понятия Примеры
1 2 3
Разноместность Отсутствие прикреплённости к какому-либо определённому слогу или морфеме. Место ударения – индивидуальный признак каждого слова. Разноместность используется для различения: а) разных словоформ одного и того же слова; б) разных слов, совпадающих по звуковому составу Бе ¢ рег, вы ¢ сказал, това ¢ рищ, культу ¢ ра; холоде ¢ ц, можжеве ¢ льник; перевезённый, подозрева ¢ емый переквалифици ¢ ровался. Руки ¢ -  ру ¢ ки; наре ¢ зать -  нареза ¢ ть. Е ¢ ду - еду ¢; воро ¢ на -  во ¢ рона
Неподвижность Способность оставаться на одном слоге при образовании разных словоформ одного и того же слова. Присуща ~ 90 % слов современного русского языка   Заде ¢ ть -  заде ¢ ли, заде ¢ нешь,  заде ¢ нь; бу ¢ ква - бу ¢ квы, бу ¢ квами; лени ¢ вый - лени ¢ ва,  лени ¢ вы, лени ¢ вее
1 2 3
Подвижность Способность перемещаться с одного слога на другой и с одной морфемы на другую. Присуща ~ 10 % слов современного русского языка Нести ¢ -  несёте, несу ¢ т; брал -  брала ¢,  брало ¢; два ¢ дцать -  двадцатью ¢
Вариативность Возможность различного положения в одном и том же слове и в одной и той же морфеме, в равной степени соответствующего языковой норме Ба ¢ ржа   и  баржа ¢;  на ¢ лил   и  нали ¢ л; да ¢ ришь   и  дари ¢ шь
Побочное ударение Второстепенное ударение, расположенное ближе к началу слова, которое могут иметь некоторые сложные слова и слова с некоторыми приставками Во ' донепроница ¢ емый, гла ' ввра ¢ ч; ме'жобластно ¢ й, о'колозе´мный, тра ' нсконтинента ¢ льный  

Правило

Неправильный

вариант

Правильный вариант

1

2

3

1. Управляющее слово требует употребления зависимого слова в определённой падежной форме (формах), а при предложном управлении – ещё и точного выбора предлога. Например: отчитаться в проделанной работе; рецензия на прочитанную книгу

 

Иметь преимущество над противником.

Я удивляюсь на него

Иметь преимущество перед противником       или

Иметь превосходство над противником.

Я удивляюсь ему

1

2

3

2. Необходимо учитывать разное управление словами, не являющимися в предложении однородными членами, но употреблёнными в одной и той же падежной форме  (типа задачи ускорения внедрения интенсификации производства)

Проверяется назначенной дирекцией комиссией

Проверяется комиссией, назначенной дирекцией

3. Необходимо учитывать разное управление словами, являющимися в предложении однородными членами. Например: Проект закона обсуждался на фабриках, заводах, в организациях; Я люблю свой город и горжусь им

Мы побывали в театрах, музеях, концертах.

Фирма организовала и руководит филиалом

Мы побывали в театрах, музеях, на концертах.

Фирма организовала филиал и руководит им

4. Однородные члены предложения не могут быть выражены существительными, обозначающими родовые и видовые понятия

На работу приглашаются женщины, мужчины и пенсионеры

На работу приглашаются женщины, мужчины, в том числе и пенсионного возраста

 5. Определяемое слово не может находиться внутри определения, выраженного причастным оборотом.

 

Все зависящие меры от нас были приняты

Созданные песни народом

Все зависящие от нас меры были приняты

С озданные народом песни         или

П есни, созданные народом

6. Определение, выраженное обособленным причастным оборотом, не должно быть

отдалено от определяемого слова.

 

К оманда отправилась на соревнования,

состоящая десяти гимнасток

К оманда, состоящая десяти гимнасток,

отправилась на соревнования

7.  При употреблении сущ. в словосочетании с количественными числительными два, три, четыре возможны следующие случаи:

 ► если сущ. муж. или ср. рода, то определение, расположенное между числит. и сущ., употребляется в форме Род. пад. множ. числа: т ри больших окна; два умных человека;

Три соседние здания

Три соседних здания

► если сущ. жен. рода, то определение, расположенное между числительным и существительным, употребляется в форме Им. пад. мн. числа: д ве маленькие девочки;

Четыре неравных части

Четыре неравные части

 ► если определение стоит перед числит., то оно употребляется в форме Им. пад., независимо от грамматического рода существительного: первые два года, последние две недели

Лучших два дня

Лучшие два дня

11. При употреблении географических названий:

► склоняемые названия городов и рек согласуются в косвенных падежах с определяемым словом – родовым названием: в городе Москве, на реке Волге;

У города Нью-Йорк

на реке Лена

У города Нью-Йорка на реке Лене

► названия сел, деревень и т. д. обычно согласуются с определяемым словом – родовым названием:

в деревне Арманихе, о селе Теплотроицком;

В селе Сатис

В селе Сатисе

1

2

3

► остальные географические названия не согласуются с родовым названием: на озере Байкал, в штате Калифорния, у горы Эльбрус.

  

У полуострова Таймыра

к  планете Юпитеру

У полуострова Таймыр к планете Юпитер

Примечание: Всегда согласуются с родовым названием географические названия, перешедшие из прилагательных типа на улице Донецкой, у горы Магнитной

12. В сложноподчинённом предложении между союзным словом который и замещаемым им существительным не должны находиться другие существительные  

Нам нравится собака семьи Ивановых, которая не кусается

Мы встретили внучку Марии Сергеевны, которая недавно пошла в школу

Нам нравится собака, которая не кусается. Её хозяева – Ивановы

Мы встретили внучку Марии Сергеевны. Девочка недавно пошла в школу  

             

              

3.2.4. Формообразование и употребление имён прилагательных

Правило Неправильный  вариант Правильный  вариант
1. Формы сравнительной степени прилагательного образуются при помощи или суффиксов -ей, -ее, -е или вспомогательных слов более, менее. Например: умнее, сильней, лучше, потише; более твёрдый, менее способный Наиболее талантливее        менее глупее Наиболее талантливый, менее глупый или глупее
2. Формы превосходной степени прилагательного образуются при помощи или суффиксов -айш-, -ейш- или вспомогательных слов самый, наиболее, наименее.  Например: величайший, способнейший, наиболее уместный, самый догадливый. Нельзя смешивать разные способы образования степеней сравнения самый тишайший                        самый тихий или тишайший

3. Формы сравнительной и превосходной степени образуются только у качественных прилагательных; однако эти формы могут образовываться и у относительных прилагательных,  перешедших в разряд качественных (типа стальные пружины → стальные нервы)

4. Краткая форма качественных прилагательных муж. рода, оканчивающихся на - енный,  указана в толковом словар, причём иногда возможны варианты. Например: явствен и явственен,но только многочислен Брат легкомысленен Брат легкомыслен
5. В составе сказуемого только краткая форма прилагательного может иметь управляемые слова. Например: Гений, как правило, талантлив во всём Он больной гриппом Он болен гриппом
6. В качестве однородных членов не могут употребляться одновременно краткая и полная формы прилагательного. Например: Он очень талантливый и работоспособный или Он очень талантлив и работоспособен Дом деревянный и не очень прочен Дом деревянный и не очень прочный

3.2.5. Формообразование и употребление местоимений

Правило

Неправильный

 вариант

Правильный

 вариант

1. При употреблении с предлогом местоимений 3-го лица к ним прибавляется начальное н. Например: Б ез него, за ними, вокруг него, мимо них, ради неё

Позади его

наперекор ней

в отношении них

умнее него

Позади него

наперекор ей

в отношении их

умнее его

Исключения: Начальное н не прибавляется: а) при их употреблении с производными предлогами типа вопреки ей, по поводу его и др.; б) при их употреблении после сравнительной степени прилагательных и наречий (типа лучше её, старше его и др.)

2. Соответствующими норме являются только следующие притяжательные местоимения, указывающие на принадлежность к 3-му лицу: его, её, их

ихний велосипед

ихий ребёнок

ейная кофта

их велосипед

их ребёнок

её кофта

3. Местоимение обычно заменяет ближайшее к нему существительное. При несоблюдении этого правила может исказиться смысл предложения.

Например: С наступлением каникул студенты разъехались; они их ждали с нетерпением

Мальчик - сирота, отец умер, когда ему было восемь лет

Мальчик – сирота. Когда ему было восемь лет, умер его отец

4. Нельзя заменять местоимением в форме мн. числа существительное с собирательным значением типа крестьянство, молодежь и т. д. Например: Группа сдала все зачёты и просила проэкзаменовать её в первую очередь

Русское крестьянство отличалось терпением, они редко бунтовали

Русские крестьяне отличались терпением, они редко бунтовали

3.2.6. Формообразование и употребление числительных

Правило

Неправильный

 вариант

Правильный

 вариант

1

2

3

1. Количественные числительные типа пять, девять, тридцать склоняются как существительные 3-го склонения

Сейчас без пять десять

Сейчас без пяти десять

2. Количественные числительные сорок, девяносто и сто во всех косвенных падежах (кроме Вин. пад.) имеют окончание  

Переписываюсь со стами однокурсниками

Переписываюсь со ста однокурсниками

3. Числительные два, полтора и слово оба имеют особую форму для употребления с существительными жен. рода. Например:  Полтор а дня, но полтор ы недели

Я знаком с обоими сёстрами

Я знаком с обеими секретаршами

4. Формы числительного полтора и полторы различаются только в Им. и Вин. падежах.

Во всех других падежах употребляется общая форма полутора

Мы пробыли в Москве полторы сутки

Мы пробыли в Москве около полутора суток или

Мы пробыли в Москве полтора суток

5. При склонении сложного количественного числительного изменяются оба окончания.

Например:  Пришлось расстаться с восемьюстами рублями

Пятистами ветеранами получены поздравления с Днём Победы

Пятьюстами ветеранами получены поздравления с Днём Победы

6. При склонении сложного порядкового числительного и омонимичного ему прилагательного изменяется только последнее окончание.

В ыпущены пятьтысячные купюры

В ыпущены пятитысячные купюры

1

2

3

Например:  Мы рады вручить подарок нашему четырёхсотому клиенту

7. При склонении составного количественного числительного должны изменяться все его составные части. Например: восемьюстами шестьюдесятью девятью (пострадавшими)

Пришлось расста-ться с пять тысяч тридцать одним жителем

Пришлось расста-ться с пятью тысячами тридцатью одним жителем

8. При склонении составного порядкового числительного изменяется только его последняя составляющая. Например: Пошёл восемьсот шестьдесят девятый день его заточения

Это случилось в двух тысяче девятом году

Это случилось в две тысячи девятом году

9. При числительных два, три, четыре сказуемое обычно употребляется во мн. числе, при остальных числительных – в ед. числе. Например: С орок два студента приехал и, но сорок шесть студентов приехало

Сорок четыре книги сохранилось

Куплены шесть яблок

Сорок четыре книги сохранились

Куплено шесть яблок

10. Правило употребления собирательных числительных в словосочетаниях с существительными и местоимением   мы (на примере числительного двое):

  Брат Сестра

Утёнок

Стол

Брюки

Мы
Два/две Два брата Две сестры

Два утёнка

Два стола

Двое Двое братьев

Двое утят

Двое брюк

Нас двое
                       

Правило

Неправильный

 вариант

Правильный  вариант

1

2

3

1. Не образуются, в силу их лексического значения, формы 1-го лица ед. числа настоящего или будущего простого времени у глаголов типа галдеть, столпиться, колоситься и некоторых др.

 

 

   

2.Не употребляются формы 1-го лица ед. числа настоящего или будущего простого времени у глаголов типа победить, убедить, очутиться, чудить и некоторых других

Я убежу его

Я чудю

Я победю в поединке

Я смогу убедить его Я одержу победу в поединке

3. Соответствующими норме являются следующие формы повелительного наклонения: 

взгляни, выйди, выставь, высунь, высыпь,

лакомься, откупорь, положи, почисть,

(не) морщь, (не) порть

Положь на место

езжай

едь быстрее

ехай спокойно

ездий медленнее

Положи на место поезжай поезжай быстрее поезжай спокойно поезжай медленнее     

4. Не употребляются, в силу их лексического значения, формы повелительного наклонения у глаголов типа видеть, мочь, хотеть и некоторых других 

Не моги брать вещи без спроса

Не бери вещи без спроса

5. Глагол-сказуемое всегда согласуется с подлежащим (а не с относящимися к нему уточняющими словами, присоединительными оборотами и пр.). Например: Руководство института, в том числе первый проректор, много сделало …

 

Никто, даже лучшие специалисты, не могли поставить правильный диагноз

Никто, даже лучшие специалисты, не мог поставить правильный диагноз

1

2

3

 6. Если подлежащее выражено именным словосочетанием, глагол-сказуемое согласуется с существительным, употребленным в Им.пад..

Например: «Герой нашего времени» написан М.Ю. Лермонтовым

«Волки и овцы» поставлен на сцене

«Руслан и Людмила» созданы А.С. Пушкиным

«Волки и овцы» поставлены на сцене «Руслан и Людмила» создан А.С. Пушкиным             

7. При подлежащем, выраженном выраженном количественно-именным словосочетанием, глагол-сказуемое употребляется

 ► в форме множ. числа, если:

а) в состав подлежащего входит числительное два, три или четыре (или составные типа двадцать два, сорок три и т. д.) и одушевленное существительное;  

б) в предложении прямой порядок слов (сказуемое следует за подлежащим)

Пять студентов не сдало экзамен

Два стола стояло в аудитории

Прошли четыре дня

Пять студентов не сдали экзамен

Два стола стояли в аудитории

Прошло четыре дня

► в форме ед. числа, если:

а) в состав подлежащего входит любое другое числительное (кроме два, три, четыре) и неодушевленное существительное;  

б) в предложении непрямой порядок слов

8. Если подлежащее выражено составным словом типа школа-интернат, штаб-квартира, то сказуемое согласуется с тем компонентом,

который: а) выражает более общее понятие (Песня-романс стала популярной); б) обозначает конкретную вещь или предмет (Кресло-кровать стояло в углу)  

Открылось новое кафе-столовая

Книга-справочник интересен

Открылась новая кафе-столовая Книга-справочник интересна

 9. Однородные сказуемые должны быть выражены одной частью речи. Однородные сказуемые, выраженные глаголами, должны быть, как правило, одного времени и вида

Река полноводна и протекает в равнинной части страны

Отец написал письмо и рассказывает в нём о своей новой работе

Река полноводна, она протекает в равнинной части страны Отец написал письмо и рассказал в нём о своей новой работе

10. Не образуют деепричастных форм некоторые односложные глаголы типа ткнуть, печь, бить, лить и некоторые другие

Режа хлеб, я поранила палец

Когда я резала хлеб, то поранила палец

11. Деепричастный оборот обозначает добавочное действие, совершаемое «подлежащим», поэтому не может быть употреблен:

► в двусоставном предложении, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (типа Возвращаясь домой, меня застиг дождь)

Войдя в комнату, меня охватил страх

Когда я вошёл в комнату, меня охватил страх      или

Войдя в комнату, я испугался

► в предложении, выраженном страдательной конструкцией (типа Приехав в госпиталь, больные будут осмотрены)

Получив ранение, солдат был спасён

Получивший ранение солдат был спасён    или

Раненый солдат был спасён

1

2

3

► в односоставном безличном предложении (типа Посмотрев этот фильм, мне стало непонятно …);

Услышав эти слова, мне стало горько

Услышав эти слова, я огорчился

Примечание: Употребление деепричастного оборота возможно в безличном предложении с составным глагольным сказуемым, если действие, обозначаемое инфинитивом, и действие, обозначаемое деепричастным оборотом, относится к одному субъекту.

Например: Увлекшись игрой, можно забыть о запланированных неотложных   делах

         

У потребление союзов

Правило Неправильный вариант Правильный вариант
1 2 3
1. Нельзя объединять сочинительной связью разнотипные синтаксические структуры (типа Необходимо купить мебель компакт-   ную и которая подошла бы нам по цвету) Они въехали в дом, недавно построенный и который рас- полагался на окраине города Они въехали в недавно построенный дом, который рас- полагался на окраине города
2. Ошибочна постановка рядом двух равнозначных (синонимичных) союзов (типа Мама считает, что будто мы не опоздаем) Мальчик отвернулся, словно как будто обидевшись Мальчик отвернулся, словно обидевшись
3. В сложноподчинённом предложении недопустим повтор союзов или сою

Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.244 с.