Глава III. О вероотступничестве — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Глава III. О вероотступничестве

2019-08-07 890
Глава III. О вероотступничестве 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(«Ар-Ридда»)

[После того, как автор, да будет ему больше милости Аллаhа, завершил разъяснения необходимых религиозных знаний по убеждениям, он приступил к разъяснению вопросов, касающихся вероотступничества (ар-ридда). Согласно определению учёных вероотступничество – это прекращение Ислама из-за совершения неверия словом, поступком или убеждением].

 

Каждый мусульманин [мукялляф] обязан сохранять свою Веру, беречь её от всего, что приводит к вероотступничеству. Просим Алла h а уберечь нас от этого! [так как неверие является самым большим грехом53. Аллаh не прощает того, кто умер немусульманином, но прощает любой грех, который меньше неверия, тому, кому хочет].

Имам [Аль- Х афи з Я х ья ибн Шараф] Ан-На у а у ий 54 [который умер в 676 г.h.] и другие   [учёные]

сказали:

الرِّدَّةُ أَفْحَشُ أَنْوَاعِ الْكُفْرِ

 «Вероотступничество (ридда) – это самый отвратительный вид неверия».

[потому, что из-за него аннулируются все вознаграждения за благие дела, а также потому, что это отступление от истины и уход в заблуждение. Но само вероотступление не во всех случаях является самым худшим видом неверия (так как самый худший из них – это атеизм, то есть отрицание существования Создателя].

В наше время многие [люди, невежественные (в религиозных вопросах),] легкомысленно относятся к своим словам – до такой степени, что некоторые говорят слова [неверия], которые выводят их из [Религии] Ислама, и они не видят в этом [в этих словах неверия] даже греха, хотя это является неверием [а они ошибочно полагают, что не перестали быть мусульманами]. Это

подтверждается словами Пророка Му х аммада (ﷺ):

إِنَّ العَبْدَ لَيَتَكَلَّمُ بِالْكَلِمَةِ لاَ يَرَى بِهَا بَأساً يَهْوي بِهَا في النَّارِ سَبْعِينَ خَرِيفًا

Это означает: «Воистину, тот, кто произнёс слово [неверия], даже не видя в этом ничего плохого

[думая, что это ему не навредит, то есть не является грехом], из-за этого падает в ад семьдесят лет». Это дно ада, предназначенное исключительно для неверующих [как указывают на это религиозные источники]. [Данный] Х ади с передал (имам) Ат-Тирми з ий 55   [в своем сборнике Х ади с ов] и дал ему степень х асан (حسن).

Такой же смысл имеет Х ади с, который передали (имамы) Аль-Бухарий и Муслим.

[Текст этого Х ади с а:

إنَّ العَبْدَ لَيَتَكَلَّمُ بِالْكَلِمَةِ مَايَتَبَيَّنُ فِيهَا يَزِلُّ بِهَا في النَّارِ أَبْعَدَ مِمَّا بَيْنَ الْمَشْرِقِ وَالْمَغْرِب

Это означает: «Воистину, тот, кто произнёс слово [неверия], даже не задумываясь над ним [не видя

в этом ничего плохого, то есть греха ], падает из-за него в ад, глубина которого больше чем расстояние от востока до запада».

Этот Х ади с разъясняется Х ади с ом, переданным имамом Ат-Тирми з ий].

 

Из этого Хадиса следует, что человек попадает в неверие, и не является для него оправданием:

- незнание правила (религиозного положения о том, что произнесённые им слова являются неверием)   [так  как  Пророк  Му х аммад  (ﷺ)  разъяснил  религиозное  правило  о  том,  что  произнёсший

слово неверия, будет мучиться на дне ада, несмотря на то, что он не знал этого правила, думая, что такое слово ему не навредит. Об этом сказано в вышеприведенном Х ади с е.

 

 

53 Есть разные виды неверия, самый худший из них – это атеизм (отрицание существования Создателя).

54 Шейх Му х ьйид-Дин Абу Закарийя Я х ья ибн Шараф Ан-На у а у ий. Родился в месяце Му х аррам 631 года hиджры в На у а, там же умер и был похоронен (в месяце Раджаб 676 года hиджры) после того как посетил Аль- К удс и Аль-Халиль.

55 Передал имам Ат-Тирмизий в своем сборнике «Сунан», книга «Зуhд», глава «О том, кто говорит слова, чтобы рассмешить людей».


Из вышесказанного понятно, что тот, кто произнес слова неверия и понимал их смысл, отступает от Веры. И это не зависит от того, знал ли он, что его слова являются неверием или нет].

[А также не ограждает от вероотступничества]

- осуждение сердцем произнесённых им слов неверия [тот, кто произнёс слова неверия, отступил от Веры, даже если не одобрял их сердцем. Также не является оправданием]

- отсутствие убеждения в смысле произнесённых им слов неверия [тот, кто произнёс слова неверия по своей воле56, становится немусульманином, даже если он не был убеждён в смысле сказанных им слов. Как, например, тот, кто говорит: «Эй, сын Божий!», хоть он и верит, что у Бога нет сына. Просим Аллаhа сохранить нас от неверия!]. [Египтянин] Саид Саби к в [своей] книге [ которую он назвал]

«Фи к h Ас-Сунна», написал то, что противоречит вышесказанному и является заблуждением:Воистину, мусульманин не считается вышедшим из Ислама, и не делается заключение о том, что он – вероотступник, кроме как в том случае, когда он одобрил сердцем сказанные им слова куфра, его сердце спокойно в этом неверии, и он принял какую-либо другую религию, кроме Ислама, совершив действие».

Для опровержения его слов достаточно привести вышеупомянутый Х ади с, переданный имамом Ат- Тирми з ий].

Также не ограждает от вероотступничества гневное состояние человека. Имам [Аль- Х афи з ] Ан-На у а у ий объяснил это на примере:

لَوْ غَضِبَ رَجُلٌ عَلى وَلَدِهِ أَوْ غُلامِهِ فَضَرَبَهُ ضَرْبًا شَدِيدًا فَقَالَ لَهُ رَجُلٌ: أَلَسْتَ مُسْلِمًا؟

فَقَالَ: "لا" مُتَعَمّدًا كَفَرَ

Это означает: «Если человек, рассердившись на своего сына или слугу, сильно избил его, и кто-то сказал ему: « [Как ты можешь бить так жестоко своего сына или слугу, ведь это – грех!] Разве ты не мусульманин?!», и тот осознанно [то есть без оговорки] ответил: «Нет!» [не мусульманин], то такой человек отступил от Веры» [так как сказал эти слова неверия по своей воле].

Это [правило, что гневное состояние не является оправданием и не предотвращает отступление от Веры] подтверждают [не только имам Ан-На у а у ий, но] и другие [ученые] как, например, учёные- х анафиты и другие.

Отступление от Веры делится на три вида, как об этом сделали заключение [учёные четырёх ма з hабов, как] имам Ан-На у а у ий и другие учёные-шафи‘иты, х анафиты, а также другие [учёные]: [первый вид – ] в убеждениях [в сердце] [ второй вид –] в поступках (действиях) [частями тела] и [третий вид –] в словах [языком]. И каждый из видов вероотступничества делится в свою очередь на [очень] много подвидов.

Примеры по первому виду [неверие в убеждениях]: сомнение в Алла h е [в Его существовании или в Его единственности, или в том, что Аллаh не подобен созданному,] или [сомнение] в Его

Посланнике [Му х аммаде (ﷺ), то есть в Его правдивости, или в Его Посланнической миссии, например,

если кто-то сомневается в том, является ли Он Посланником или нет], или [сомнение] в К ур`ане [в том, ниспослан ли он от Аллаhа или является сочинением Му х аммада (ﷺ)], или [сомнение] в Судном

Дне [в том, будет ли он или не будет], или [сомнение] в Рае или аде [в том, что они будут на Том Свете], или [сомнение] в вознаграждении или наказании [будет ли это на Том Свете], и тому подобном, подтвержденном единогласно 57   [всеми теологами Ислама].

А также неверием является убеждение в том, что Вселенная якобы существует без начала по виду и строению [то есть, единицам, составляющим, как об этом утверждают некоторые философы], или же только по виду [как об этом утверждают некоторые другие философы, за которыми последовал А х мад ибн Таймийя58]; отрицание даже одного из [тринадцати] С ыфатов Алла h а, единогласно подтвержденного всеми теологами Ислама [которые обязан знать каждый мукалляф59], к примеру, отрицание C ыфата Аллаh а Всезнание [или Всемогущество, или Всеслышание, или Всевидение, или Жизнь, или Воля]. А также является неверием приписывание Алла h у того, что по единогласному утверждению всех теологов не достойно Его, к примеру,  тела

 

56 Без принуждения, как, например, если непосредственно ему угрожали смертью.

57 Заключение, единогласно подтвержденное всеми мусульманскими теологами, называется иджм а ‘ (إجماع).

58 О нем было сказано выше.

59 Даже если он совсем недавно принял Ислам.


[например, если кто-то думает, что Аллаh – это тело (тело имеет длину, ширину, высоту). А также приписывание Аллаhу слабости, незнания, смерти60, что является противоречащим Шари‘ату]. Также является неверием считать дозволенным (х аляль) то, что единогласно утверждено теологами как запрещённое (х арам), и общеизвестно [то есть, о том, что это запрещено, знают как теологи, так и простые мусульмане] и он сам знает этот вопрос.

Например: прелюбодеяние, анальный половой акт, убийство невинного, воровство, грабёж. [А если человек недавно принял Ислам и ещё не знал, что это запрещено в Исламе, и сказал, что это – разрешено, то не отступает от Веры]. Также – считать запрещенным то, что разрешено в Исламе и общеизвестно [то есть, и мусульманские ученые, и простые мусульмане знают о том, что это разрешено] [и этот человек тоже знал данный вопрос], например, купля-продажа или бракосочетание [кто считает это запрещенным, отступает от Веры]. Или отрицание обязанностей, единогласно подтвержденных теологами [и общеизвестных, то есть, знание об этой обязанности распространено как среди мусульманских учёных, так и среди простых мусульман, и он осведомлен об этом], например, одного из пяти обязательных Намазов или даже одного Саджда из них [ а также обязанности] Закята, Поста [в месяце Рама д ан], Х аджа, У у д у` [в данном случае, кто отрицает одну из этих обязанностей, отступает от Веры]. Также – считать обязательным то, что теологами единогласно подтверждено как не являющееся обязательным [например, если кто-то добавляет лишний (третий) рак‘ат в Утренний Намаз, считая его выполнение обязательным]. Также отрицание машру‘ият (то, что входит в Шари‘ат – дозволенные благие дела, ритуалы Ислама), подтвержденного единогласно и общеизвестного [то, что знают и мусульманские ученые, и простые мусульмане, например, Намазы-Сунна (дополнительные, необязательные), которые выполняются до и после обязательных Намазов) и Намаз У итр]. Также – решение отступить от Ислама в будущем [если появилось решение отступить от Ислама, к примеру, завтра, или через месяц, или через год, или больше, то такой человек отступил от Веры сразу же] или [решение] совершить что-либо из вышеупомянутого [то есть, неверие], или колебание в этом [то есть, если кто-то думает: «Совершить мне это или не совершить?», то такой человек отступает от Ислама сразу же].

Человек не отступает от Веры из-за мысли, которая возникла у него непроизвольно (без его воли) [например, если у человека возникла непроизвольная мысль о том, что Бог не существует, а сам человек имеет правильное, твердое убеждение в существовании Создателя, безо всякого сомнения, и он не одобрил возникшую мысль, то он не отступает от Веры, так как непроизвольная мысль не влияет на его убеждение].

Отрицание того, что Абу Бакр (да будет ему ещё больше милости Аллаh а) был сподвижником Пророка () [так как это – противоречит К ур’ану, ведь в К ур’ане сказано о нём, что он

– сподвижник Пророка]. Или [отрицание] Послания кого-либо из Пророков, чья Пророческая миссия единогласно подтверждена теологами Ислама [например, А дама, М у с ы, ‘ И с ы, Му х аммада, мир Им всем]. Отрицание с упрямством даже одной буквы, единогласно подтвержденной теологами, что она из К ур’ана [то есть, если отрицает, зная о том, что эта буква из К ур’ана], или добавление (даже) одной буквыК ур’ан], единогласно утвержденной теологами, что она не из К ур’ана [зная о том, что эта буква не из К ур’ана], упорствуя в этом, зная, что её там нет [то есть зная, что она лишняя в этом месте] в К ур’ане [в отличие от того, кто добавляет букву в К ур’ан, думая из-за невежества, что она из К ур’ана, – такой не отступает от Веры].

А также обвинение во лжи Пророка или приписывание Ему недостойного, употребление Его имени в уменьшительной форме [например, назвать Мусу: Му у айса61, Мусик] с целью издевательства над Ним [то есть с целью Его унижения или оскорбления]. Или допускать, что кто-

либо после нашего Пророка Му х аммада () может  получить Пророчество   [то есть, если человек убежден,  что  кому-либо,  кто  не  получал  Пророчества  до  Му х аммада,  (ﷺ),  может  быть  дано

Пророчество62].

Примеры по второму виду [неверие в поступках]: совершение земного поклона (саджда) идолу [это предмет из камня, дерева или другого материала, которому поклоняются немусульмане] или

60 А также любых других недостатков.

61 Му у айса – в арабском языке уменьшительно-ласкательная форма имени Муса.

62 Пророк Иисус получил Пророчество до Пророка Му х аммада, и второе пришествие Иисуса перед Концом Света не изменит Шари‘ат Пророка Му х аммада.


солнцу [или другому созданному, кроме человека] независимо от цели [то есть с намерением поклонения или же с любым другим намерением это является неверием и вероотступничеством]. А что касается саджда человеку, то [его положение] зависит от намерения: если это было совершено с целью поклонения (‘ибады), то это неверие, например, когда некоторые невежественные люди, выдающие себя за суфиев, делают саджда своим шейхам. А если совершить земной поклон человеку не с целью поклонения [а для приветствия, выражения почтения], то это не является

н еверием,  но  это запрещено  (х арам)   [в  Шари‘ате  нашего господина  Му х аммада  (ﷺ),  хотя это было

разрешено в предыдущих Шари‘атах].

Третий вид [вероотступничества] – в словах, их очень много, и мы не в силах все перечислить. К примеру, назвать мусульманина заблудшим 63 или другими словами, указывающими на то, что его религия – не Ислам, имея в виду, что его убеждения являются неверием [то это является вероотступничеством и неверием], а не с намерением сравнить [например, если называет мусульманина немусульманином, говоря: «Эй, ты, заблудший!», «Эй, ты, кяфир!», имея в виду, что он похож на неверующих в своих подлых поступках, или, что поступает с мусульманами так же, как поступают с ними неверующие. В этом случае сказавший это не отступает от Веры, однако он совершает большой грех].

Или же насмехаться, издеваться хотя бы над одним из Имен Аллаh а Всевышнего, Его Обещаниями [то есть, над Раем и тем, что Аллаh приготовил в нём из благоденствий] или Предупреждениями [об аде и наказаниях], о которых человек осведомлён [то есть, если он знал, что это Имя, над Которым он насмехался, на самом деле является Именем Аллаhа, или что это Обещание или Предупреждение, над которым он издевался, на самом деле от Аллаһа, то этот человек отступает от Ислама. Например, как говорят некоторые невежественные, глупые люди: «Завтра согреемся в огне ада», так как это – издевательство над Религией и противоречит тому, что сказано в К ур`ане]. Или когда кто-то в виде издевательства или выражая упрямство [в отношении Шари‘ата] говорит [издеваясь над Повелением Аллаhа]: «Я не сделаю этого, даже если бы Алла h приказал». Или

г о в о ри т   [с издевательством над   К ыблой64]: «Если бы К ыбла (قِبْلَة) п ом еняла направление,  я бы не

молился в ту сторону», или говорит: «Если бы Аллаh дал мне Рай, я не вошел бы в него» [в виде издевательства или выражая упрямство во всех этих случаях, выступая против Шари‘ата. А если такие слова не были сказаны с издевательством, упрямством или отрицая Шари‘ат, то это не является вероотступничеством]. Или, например [ кто-то приказал больному выполнять Намаз, а он] говорит:

«Если Аллаh накажет меня за то, что я пропустил Намазы из-за болезни, то Он – несправедлив (т.е. угнетатель)». [Такой человек отступает от Веры, так как приписал Всевышнему Аллаhу угнетение]. Или говорит о чём-либо, что оно произошло не по Предопределению Алла h а [независимо от того, было ли произошедшее добром или злом]. Или говорит: «Если бы Пророки, Ангелы или все мусульмане свидетельствовали мне о чём-либо, я бы не принял их свидетельства» [то есть не поверил бы тому, что они говорят. Такой человек – немусульманин, так как отрицает известные религиозные тексты (источники)]. Или говорит с издевательством [после того, как другой человек призвал его выполнить какую-либо Сунну, например, использовать си у ак]: «Не сделаю этого, даже если это Сунна! (это всего лишь Сунна!)» [то есть говорит о Сунне Пророка

Му х аммада (ﷺ) с издевательством,  то такой человек  отступает  от Веры. А если кто-то говорил такие

слова без издевательства над Сунной, то он не отступает от Ислама], или говорит [например, о своем враге]: «Если бы этот человек был Пророком, я не уверовал бы в него» [такой человек отступает от Ислама, так как в его словах есть издевательство над статусом Пророчества]. Или если учёный дал кому-то ответ на религиозный вопрос (фат уа), а тот говорит: «Что это ещё за заключение?!», издеваясь над Шари‘атом [возражая против данного положения Шари‘ата, то он – немусульманин. В отличие от того, кому дали религиозный ответ, а он думает, что это не соответствуют Шари‘ату, и он говорит эти слова, осуждая человека, давшего религиозное заключение. То есть, как будто бы он говорит: «Что за слова ты говоришь, считая, что это Шари‘ат?! Ведь это не Шари‘ат!», то такой человек не отступает от Веры].

 

63 Заблудший – прил. 1) устар. Потерявший дорогу, заблудившийся. 2) перен. Сбившийся с правильного пути в жизни; беспутный, предавшийся порокам, опустившийся.

64 Направление в сторону Ка‘бы (при Намазе).


Или говорит, обобщая: «Пусть будут прокляты Аллаh ом все Исламские учёные!» [имея в виду всех мусульманских учёных без исключения, то он отступает от Ислама]. В случае, если он не подразумевал всех учёных без исключения, а хотел проклясть только определенных теологов, и в его словах было указание на это [например, если говорил об учёных-грешниках определенной местности, а после этого сказал: «Пусть будут прокляты Аллаhом все Исламские учёные!», имея в виду именно этих учёных] думая, что они не соблюдают Шари‘ат, то он не попадает в неверие, но его слова являются грехом. [А если в словах человека не было указания на определенных учёных, то он отступает от Веры, даже если говорит после этого, что имел в виду определенных учёных своего времени].

Или если кто-то говорит: «Я не признаю Аллаh а». Или говорит, что не признает Ангелов или  Пророка [имея  в  виду  нашего  господина  Му х аммада (ﷺ)  или  любого  другого  Пророка]   или Шари‘ат   [который  был  ниспослан  Аллаhом  Пророку  Му х аммаду  (ﷺ)]   или  Ислам  [ то  он  –

немусульманин]. Или [после того, как человеку сказали: «Почему ты сделал этот грех? Разве ты не знаешь, что это запрещено в Шари‘ате?!», он] говорит, издеваясь над законом Алла h а: «Я не знаю такого закона!» [то он – немусульманин, вероотступник].

Или читает Аяты К ур`ана, издеваясь над их значением. Как, например, наполняя стакан

[питьем], читает [с насмешкой Аят65]:

﴿وَكَأْساً دِهَاقاً﴾

В данном Аяте говорится о полной чаше с Райским напитком. [Если человек читал этот Аят с

издевательством или же отрицая то, что Аллаһ обещал верующим в Раю – полную чашу с прекрасным райским напитком, то он отступает от Веры].

Или, выливая содержимое стакана, читает [Аят, издеваясь над его значением66]:

﴿فَكَانَتْ سَرَاباً﴾

В этом Аяте говорится о горах, которые исчезнут в Судный День, словно мираж. [То такой человек

– немусульманин].

Или при взвешивании или отмеривании читает [с насмешкой Аят67]:

﴿وَإذَا كَالُوهُمْ أَوْ وَزَنُوهُم يُخْسِرُون﴾

Здесь осуждаются действия людей, которые обвешивают или обмеривают при продаже. Аллаһ предупредил в К ур`ане о сильном наказании для них. [Если человек читал этот Аят, насмехаясь над его значением, то как будто он говорит, что то, о чём Аллаһ сказал в К ур`ане, предупреждая о наказании грешников, для него ничего не значит. Поэтому такой человек отступает от Веры].

Или при виде большой толпы читает Аят68, издеваясь над его значением:

﴿وَحَشَرْنَاهُمْ فَلَمْ نُغَادِرْ مِنْهُم أحَداً﴾


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.