Адаптационая модель: здоровье как приспособленность к окружающей среде — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптационая модель: здоровье как приспособленность к окружающей среде

2019-08-27 265
Адаптационая модель: здоровье как приспособленность к окружающей среде 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ч-к здоров настолько, насколько он адаптирован к внеш. среде.

Понятие внеш. среда вкл-ет 2 аспекта: природн. среда и социум.

Т.е., с 1 стор., здоров. индивид - тот, который хорошо приспособлен к окружающей природной среде. Это обеспечивает ему выживание в ней. С другой стороны, здоровый - тот, чьё поведение соотв-ет основным требованиям, предъявляемым социумом. (Насколько адекватно реагирует человек на типичные жизненные ситуации? Справляется ли он с социальными обязанностями? Соответствует ли определенным социальным нормативам?)

Адаптацион. эталон здоровья (как и античный) находит своё выражение не только в научных теориях, но и на уровне массового сознания. Ког., наприм., говорят “хорошо адаптированный”, “адекватно или неадекватно реагирующий”, “неприспособленный к жизни” и т. п.

Т.о. главный критерий оценки оптимального функционирования — характер включенности индивида во внешние биологические (или экологические) и социальные системы.

 

Оздоровление, соотв-но, в дан. модели понимается как гармонизация отношений субъекта с окружающим миром, улучшение его адаптации.

 

Такое представление о здоровье появилось в XIX в. Эта модель возникла на стыке социологических и биологических наук. Именно она составляет основу современной медицины и психиатрии.

Предпосылки данной модели содерж-ся в след. учениях:

1) в учении Ч. Дарвина. В нём движущей силой эволюции явл. борьба за выживание. Тем самым обеспечивается все более совершенное приспособление к окружающей среде. Эти взгляды - источ-к для рассм-ния здор. как приспособленности к окружающей биосоциальной среде

2) в социологии О. Конта и Э.Дюркгейма, где любое проявление духовной жизни человека зависит от его социальных отношений. Отсюда - здор. как гармоничная включенность в сообщество людей.

 

Т.о. в общей адаптированности человека выделяются 2 аспекта: биологический и социальный.

 

БИОЛОГИЧ. АСПЕКТ АДАПТАЦИИ

 

При его рассм-нии выделяют два уровня анализа проблемы здоровья: индивидуальный и общевидовой:

 

1) Индивид-ный: Анализируется информацион. и энергетический обмен между ч-ком и окружающей средой. Выделяются вредоносные воздействия среды, определяется степень устойчивости организма и психики по отношению к ним. Взаимодействие ч-ка и среды сводится к схеме “стимул — реакция”: любой внешний стимул требует ответной реакции. Характер реакции зависит от психич. и физических особенностей ч-ка. При этом предполагается, что есть опр. оптимальн. уровень психич. и физического реагирования на внешние стимулы. И этот уровень следует поддерживать для сохранения здоровья.

Такой подход имеет место в биологической теории стресса. Согласно Селье, “стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование”. Факторы, вызывающие стресс (т.е. стрессоры), различны, но они запускают одинаковую биологическую реакцию орг-ма. Стресса актуализирует приспособительные способности организма. П оэтому некорректно рассматривать стресс как реакцию только на негативные воздействия. Полная свобода от стресса означает смерть. Стрессовые реакции связаны как с позитивными, так и с негативными переживаниями. Все определяется степенью стрессо-устойчивости организма и психики, т.е. способностью переносить стресс без необратимых потерь. Стресс может перерасти в дистресс, т. е. в страдание и болезнь. В то же время сильный человек может обрести в стрессе “аромат и вкус жизни”. Т.о. для здорового существования надо поддерживать уровень стресса на оптимальном уровне, избегая дистресса и в то же время живя полной жизнью.

Здоровье в свете биологических концепцийсвязано с сохранением постоянства внутренней среды организма при взаимодействии со средой.

В целях поддержания такой стабильности предлагается, в частности, система психофизического саморегулирования -“аутогенная тренировка”.

Итак, на индивидуальном уровне биологической адаптации здоровье зависит от способности ч-ка регулировать своё психофизиологическое состояние, обеспечивая стабил-ть внутр. состояния орг-ма.

 

2) Общевидовой - приспособление человечества как вида. В центре внимания уже не отдельный ч-к, но человечество. Эволюция человечества рассм-ся как целенаправленный процесс. Его цель - приспособление к меняющимся условиям. Человечество с его культурн. опытом выступает как живая макросистема, приобретающая в процессе эволюции новые системные свойства. 

То или иное проявление человеческой природы признается здоровым или больным в зависимости от его целесообразности для общевидовой адаптации. Т.е. здоровым в ч-ке является то, что полезно для выживания чел-ва.

Пример - теория биосферы В.И. Вернадского. В ней здоровье определяется в свете масштабных биосферных процессов. Человечество — составная часть биосферы, Своей деят-тью чел-во обеспечивает постепенное преобразование биосферы в ноосферу, т.е. сферу духовной активности человека.

В свете учения о биосфере, взаимодействие человека с внеш. средой не исчерпывается приспособлением к ней. Оно предполагает также ее активное преобразование. Но это преобр-ние не должно идти вразрез с природными законами и нарушать экологическое равновесие.

При таком подходе здоровье перестает быть сугубо личностной характеристикой. Теперь оно определяет созидательные возможности чел-ва как вида. Предлагается четко разграничить здоровье отдельного человека и здоровье популяции. Здоровье популяции представляет собой процесс долговременного развития жизнеспособности человеческого коллектива в ряду поколений. Это развитие предполагает совершенствование психофизиологических, социокультурных и творческих возможностей людей.

Уровень “здоровья популяции” можно опр-ять, напрм, как “количество лет здоровой жизни». Оно вычисляется путем сравнения количества лет здоровой жизни, достигнутых популяцией, по отношению к общему потенциальному их количеству, которое это население могло бы насчитывать при оптимальном состоянии здоровья всех граждан.

 

СОЦ. АСПЕКТ АДАПТАЦИИ

 

Здесь на первый план выступает социализация личности. Ч еловека как существо социальное противопост-ся царству природы. Личность рассм-ся исключительно как продукт социальных отношений. Общество выступает в качестве альтернативы природе. Общ-во и его куль-ра опр-ют индивидуальное сознание и поведение. Постулируется, что соц. з-ны и нормы носят принудительный характер. Влияние социума на становление личности может рассматриваться либо как конструктивное, либо как деформирующее.

Это привело к перевороту в воззрениях на природу человека. Если прежде индивидуальное Я рассм-алось как самовластное и самоопределяющееся, то теперь оно превратилось в продукт социальных отношений. Идеи и поступки каж. ч-ка теперь рассматриваются как выражающие ценности тех или иных социальных групп. Наибольшее внимание уделяется социальным характеристикам личности, таким как соц. статус, вовлеченность в обществен. дела.

Человеческая природа создаётся под влиянием социума и не существует вне взаимосвязи с социальным окружением. Так, в ч-ке раскрываются те его способности, кот. считаются “истинными” и “верными” в культуре, к которой он принадлежит.

Проблема здоровья рассм-ся в свете проблем социального взаимодействия. Это противоположно античному эталону. в антич. эталоне, как помним, здоровье лич-ти опр-ялось внутрен. факторами.

Псих. здоровье - это уже не гармоничное самоощущение (как в антич-ти), а соответствие поведения личности соц. нормам. Здоровье практически отождествляется с нормальностью. А болезнь — это отклонение от нормы. Хар-ки здоров. ч-ка - это: адекватность поведения, способность к научению, работоспособность. Так, здоровье ребенка определяется не относительно его идеальных природных характеристик, а относительно требований к его социальному функционированию: когда ребенок пойдет в школу, он должен эффективно учиться, потом, когда подрастет, эффективно служить в армии, когда создаст семью, родить и воспитать здоровых детей, когда пойдет работать, эффективно выполнять свои проф. функции. Нарушение психического здоровья - это социальная дезадаптация. “Инвалид” означает, прежде всего, “не трудоспособный”; т.е. подчеркивается социальная непригодность ч-ка, при этом его индивидуальный опыт страдания не акцентируется.

 

АДЛЕР

“Психика не может действовать самостоятельно. Перед ней постоянно возникают проблемы, кот. ставит п\д ней общ-во. Необходимость решать эти проблемы и определяет направление развития психики. Поэтому чтобы понять работу психики, надо понять социальные взаимоотношения.”. По Адлеру, “правила общественной жизни также очевидны, как законы климата, которые вынуждают нас принимать те или иные меры”. Человека Адлер рассматривает как “слабое животное”, способное выжить только благодаря “стадному образу жизни”. Каж. ч-ку, по Адлеру, присуща изначальная ущербность - “чувство неполноценности”. Наиб. здоров. способом её преодоления Адлер считал развитие социального чувства, т.е. способности кооперироваться с другими людьми, “чувства общности”. “Чувство неполноценности” - источник психопатологии, “чувство общности”, напротив, источ-к здоровья. Нарушения психического здоровья он объяснял тем, что “ч-ку иногда бывает удобно реагировать на требования социума неправильным образом”.

Критерии “правильного” и “неправильного” или, иначе, “здорового” и “больного” задаются социальным окружением. “Хорошие поступки, например, достижения в науке или искусстве, становятся достойными внимания лишь тогда, когда доказана их ценность для всех. Критерии, по которым мы судим о той или иной личности, определяются ценностью этой личности для человечества в целом.

 

БИХЕВИОР-М И НЕОБИХЕВИОР

Наиболее явно “адаптацион.” подхода к здоровью - в бихевиоризме. Вся феноменология душевной жизни сводится к поведению. Оно может быть либо адекватным по отношению к внешним стимулам (адаптивное поведение), либо неадекватными.

Процессом, в котором формируется психика человека, является научение. Психика, сознание, личность — лишь продукты научения, несущие на себе отпечатки воздействий социальной среды. Им отказано в самостоятельном существовании.

Поведение человека полн-тью обусловлено прошлым опытом его взаимодействия со средой. Нравственность и ответственность при этом обесцениваются и не рассматриваются как фундаментальные вопросы человеческого бытия. Проблематика здоровья сужается до одной проблемы — соответствия поведения требованиям социума. В основе нарушений психического здоровья лежат патогенно функционирующие условно-рефлекторные механизмы, вновь и вновь запускающие неадекватные поведенческие реакции.

Поведенческая психотерапия строится по принципу угашения таких дезадаптивных реакций и одновременно вырабатывает более эффективные механизмы приспособления. Т.е. оздоровительная практика исчерпывается выработкой поведенческих навыков. Роль самого ч-ка в процессе такого оздоровления крайне пассивна.

Такое сугубо механистическое понимание адаптации личности среде частично пересматривается в необихевиоризме. Необивер-ты включили в модель адаптации внутр. потреб-ти ч-ка. Т.е. адаптивн. поведением явл. такое, когда удовл-ся и потребности ч-ка, и требования социума.

 

Однако полн-тью бихевиор-кая одностор-ть была преодолена в интеракционистской концепции адаптации. В последней - идея активности личности. Адаптация ч-ка имеет творческий характер. 

Треб-ния соц. среды м\быть 2-х типов: а) станд. социальные ожидания (например, посещение школы и заключение брака); б) нестанд-ные треб-ния - в новых и потенциально опасных внеш. условиях

Адаптированность к треб-ниям первого типа явл. выражением конформности к соц. нормам. Адаптация же к нестанд. треб-ниям связана с проявлением личной инициативы и со способностью использовать создавшиеся условия для осуществления своих целей.

Процесс адаптации предстает уже не как вынужденное приноравливание индивида к внеш. условиям, но скорее как творческое раскрытие личности во взаимодействии с другими людьми.

 

Психоанализ также исследовал проблемы взаимодействия ч-ка с социальным окружением. С одной стороны, Фрейда изучал динамику внутриличностных процессов, а именно противоборство разума и страстей. Это роднит его концепцию с античн. предст-ниями. С другой стороны, Фрейд подчеркивал значение первичного окружения ребенка для формирования личности. Следовательно, в учении Фрейда интегрированы элементы как античного, так и адаптационного эталонов здоровья.

Нарушения псих. здоровья - следствия ранних проблем в адаптации к миру людей. В рез-те происходит не только подавление и деформация биологических инстинктов, но также и неспособность построить правильные отношения с другими людьми. Т.е. утрата душевного здоровья связана не только с внутрипсихическим процессом вытеснения, но и с нарушением отношений с др. людьми.

Ещё более интерсубъектный аспект проблематики здоровья акцентируется в неофрейдизме. Неофрейдисты перешли от анализа структурными элементов психики к анализу социальных отношений.

 

Завис-ть псих. здоровья от социальных связей - и в трансакционном анализе Эрика Берна. Соц. отн-ния рассм-ся как сложная игра, которая может обернуться для “игрока” как успешной адаптацией, так и психическим нарушением. Структура личности сост. из 3-х компон-т: “Ребенок—Взрослый—Родитель”. Они воплощают различающиеся типы реагирования на события окружающей среды. Единица социального взаимодействия наз-ся трансакцией. Соц. игры складыв-ся из череды трансакций. Среди этих игр выделяется особая группа — “игры на всю жизнь” (например, “алкоголик” или “бейте меня”). Привыкая к подобным играм, личность постепенно “вязнет” в этом патологическом функционирования. Пациент в трансакционном подходе, рассматривается как жертва родительского программирования, пожизненно втянутый в патогенные социальные игры. Оздоровление личности возможно при условии выхода из деструктивных игр. Это достигается путем терпеливого распутывания клубка противоречивых взаимоотношений и нахождения более эффективных стратегий взаимодействия с людьми.

 

Э. Эриксон:. Формир-ние личности происходит поэтапно. Всего восемь стадий развития. На каждой стадии возникают свои специфические трудности адаптации. Проходя эти стадии, человек переживает кризисы. (Подростков. кризис, юношеский, кризис средн. возр-та и т.п.) То, какой выбор он сделает в мом-т кризиса, сказывается на всей его последующей жизни.

 

Э. Фромм: пример адаптации: ребенок подчиняется строгому, суровому отцу. Он слишком боится отца и становится “послушным”. В то время как он приспосабливается к внеш. ситуации, в нем происходят внутрен. изм-ния. Может развиться враждебность по отношению к отцу, которую он из страха будет подавлять. Эта подавленная враждебность — хотя она никак не проявляется — становится частью его характера. Она может усилить страх ребенка перед отцом и тем самым привести к еще большему подчинению. Она может также вызвать беспредметный бунт — не против кого-либо конкретно, а против жизни вообще. Т.о. черты хар-ра развиваются как реакции на определенные условия жизни. Поэт. всматриваясь в черты характера того или иного ч-ка, мы можем увидеть за ними реальные проблемы в его адаптации к условиям жизни.

Следует отметить, что Фромм отказался от жесткого детерминизма, присущего большинству адаптационных концепций. Фромм: “Человеческая натура — это не сумма врожденных, биологически закрепленных побуждений, но и не безжизненный слепок с социальных условий. Это продукт их синтеза, вз-вия”.

 

Адаптация явл. основн. критерием оценки псих. здоровья и болезни и в психиатрии.

Критерии оценки псих. здоровья и болезни задаются культурным контекстом. Именно культура формирует нормы мышления, переживания, поведения. При всем стремлении к научной объективности, психиатрия оценивает душевные аномалии на основе определенных социальных представлений. Психиатр руководствуется социальными нормативами, которые ставятся выше индивидуальных особенностей. Фромм: “Большинство психиатров считают структуру своего общества настолько самоочевидной, что человек, плохо приспособленный к этой структуре, является для них неполноценным”.

Психиатрия зачастую игнорирует творческую активность, уникальность и самоопределение личности. Человеческая психика предстает как пассивный продукт социального воздействия. В соответствии с этим психотерапия трактуется как перевоспитание, реадаптация индивида, приноравливание его психического аппарата к нормам общественной жизни.

 

В адаптационной модели понятие “здоровье человека” синонимично понятию “полноценность” (а не “благо” или “благополучие”, как в античной концепции). Поскольку человеческая адаптация включает два аспекта, то и полноценность как результат адаптации понимается двойственно: как полноценность организма и как социальная полноценность личности. Одно может быть в наличии при отсутствии другого. Если в античном понимании здоровье есть интегральная согласованность души и тела, то адаптационная модель рассматривает эти две составляющие раздельно. Т.е. физическое и психическое здоровье выступают как две самостоятельные, хотя и взаимосвязанные, категории. След-но, античный постулат “в здоровом теле — здоровый дух” теряет свою убедительность. Выясняется, что здоровый дух может обитать в больном теле, а здоровое тело — быть носителем больного духа.

 

ВЫВОДЫ

можно выделить три аспекта адаптационной проблематики здоровья:

1. Экологический аспект здоровье как гармоничное сосуществование с природным окружением, в согласии с биологической природой человека. Нарушение этой гармонии приводит к болезням и экологическим бедствиям.

2. Нормативный аспект здоровье как соответствие нормам, принятом в данном сообществе.

3. Коммуникативн. аспект здоровье как полноценное взаимодействие с человеческим окружением.

 

Далее выделяются четыре основные параметра, здоровья:

1. Приспособленность к природному окружению — способность не только выживать в биологической среде, но и активно ее преобразовывать. Эта характеристика скорее общевидовая и популяционная, нежели индивидуальная.

2. Нормальность — соответствие соц. нормам.

3. Способность поддерживать функционирование организма и психики на оптимальном уровне, сохраняя постоянство внутренней среды.

4. Гармоничная включенность в сообщество людей — успешность в установлении продуктивных социальных отношений.

 

Остановимся на такой неоднозначной характеристике как нормальность.

Выделяют два основных определения нормы: 1) как чего-то среднего, устоявшегося, не выделяющегося из массы и, 2) как наиболее приспособленного, адаптированного к окружающей среде. Такое понимание хорошо согласуется со здравым смыслом и имеет глубокие корни в житейском сознании, в котором отождествляется нормальное и общепринятое.

Однако отождествление нормальности с чем-то наиболее распространенным и общепринятым значительно упрощает представления о человеческом развитии, низводя его до уровня приспособления к “расхожим шаблонам поведения”. Поэтому французский психиатр Кюльер утверждал, что “в тот самый день, когда больше не будет полунормальных людей, цивилизованный мир погибнет — погибнет не от избытка мудрости, а от избытка посредственности”. А Ч.Ломброзо презрительно сравнивал нормального человека с домашним животным.

Впрочем, с понятием нормы связаны и сугубо научные трудности. Они возникают тогда, когда пытаются количественно опр-ить норму. “Пусть “нормальными” будут считаться такие степени отклонения какого-нибудь свойства от математического среднего, которыми обладает половина популяции; тогда по 1/4 популяции разместятся на обоих полюсах “оси” этого свойства в зонах “отклонения” от нормы. Если мы теперь возьмем не одно, а два независимых свойства, то при тех же условиях в “нормальной” зоне окажется уже 1/4 часть популяции, а остальные 3/4 попадут в зоны “отклонения”. При 5 независимых свойствах “нормальным” окажется один человек из 32, а при 10 свойствах — один из 1024!”. Т.о. получ-ся парадокс — среднестатистически нормальные окажутся в меньшенстве вопреки исходному априорному представлению о среднем, нормальном как о наличном у большинства.

Не меньшие трудности возникают и тогда, когда пытаются установить четкие критерии нормального функционирования организма.

Таким образом, понятие нормы в силу своей неоднозначности лишь затрудняет понимание дихотомии “здоровье-болезнь”. И хотя обыденное сознание привычно отождествляет “здоровое” и “общепринятое”, более строгий анализ выявляет глубинные противоречия, препятствующие определению общих для всех норм функционирования.

 

Впрочем, подвергается критике и адаптационный подход как таковой. Утв-ют, что само понятие “приспособленность” явл. неподходящим для описания здорового существования. Так как способность всегда приспосабливаться к новым условиям и на любом уровне может свидетельствовать о моральной и эмоциональной неразвитости. За этой способностью скрываются отсутствие иерархии ценностей и спос-ти к личностн. развитию и творчеству.

 

Т.о. адаптационная модель является внутренне противоречивой и спорной, хотя и легко укладывается в рамки здравого смысла.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.