Возраст обучающихся – 6-7 лет — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Возраст обучающихся – 6-7 лет

2019-08-27 148
Возраст обучающихся – 6-7 лет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программа

по дополнительному образованию

 «В стране шашек!»

(обучение детей 6-7 лет  игре в шашки)

                                                    

 

                      

                     Автор-составитель:

         воспитатель

                                                   высшей квалификационной категории

           Игонина Н.В.

                                                                                                                    

Программа по дополнительному образованию

«В стране шашек!»

(обучение детей 6-7 лет игре в шашки).

 

Возраст обучающихся – 6-7 лет

Срок реализации Программы -1 год

Фамилия, имя,отчество должность автора-составителя – Игонина Н.В.

Название населённого пункта – Рузаевский муниципальный район

Год разработки -2017 год

 

 Пояснительная записка

Направленность Программы.

Познавательно –исследовательской и интеллектуальной направленностии предусматривает знакомство дошкольников с традиционными способами игры в шашки. 

Новизна.

Программа  «В стране шашек!» является интегрированной по содержанию деятельности и предлагает изучение и освоение основных видов и способов игры в шашки. Освоение программы происходит в непосредственном участи детей в игре. Игровые партии по форме организации различны и предусматривают игру не только парами, но и группами,; один против всех; группа с группой.

Актуальность.

В связи с изданием Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) встал вопрос о предоставлении услуг вариативного характера образования детей дошкольного возраста. Игра в шашки помогает реализовать целевые ориентиры, направленные на то, что на этапе завершения дошкольного образования:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

 

Шашки – это не только игра, доставляющая детям радость и удовольствие, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль этих игр в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Этот переход игры «внутрь» - важная веха в умственном развитии ребенка, знаменующая собой появление способности к мыслительному преобразованию действительности.

Формы и режим занятий.

v Занятия построены на чередовании различных видов деятельности (рассматривание, слушание, познавательные беседы, выполнение творческих заданий) и проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.

 

Учебный процесс предусматривает следующие формы обучения:

v Коллективную. Коллективные игры – вводятся в начале обучения по каждому блоку, они наиболее эффективны в начале обучения т. к. при наименьших затратах усилий и времени удается выполнить интеллектуальные задачи. Суть организации заключается в игре всех против одного (взрослого). Такая форма работы с детьми способствует сплочению коллектива, позволяет развивать в детях чувство ответственности, сопереживания. На кружковцев возлагается большая ответственность, они должны осознавать, что от их мастерство игры зависит результата коллективного результата.. Коллективные игры приучают дошкольников справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.

v Групповую. Групповая форма организации игровых партий также является эффективной формой детской деятельности. Суть организации заключается в игре одной группы детей против другой группы детей. Такая форма работы с детьми также способствует сплочению коллектива, позволяет развивать в детях чувство ответственности, сопереживания. Такие игры также приучают дошкольников справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.

v Парный. Форма организации работы самая распространенная. Однако не следует торопиться с введением данной формы. Уместнее ее использовать тогда, когда дети владеют элементарными приемами игры.

v Турниры. Итоговая форма по каждому блоку, которая выявляет степень обученности детей по каждому блоку.

II.Содержание Программы

Тема: «Умники и умницы»

Цель: Закрепление полученных знаний.

Содержание: Практическое закрепление материала. Дидактические задания «Атака неприятеля».

Тема: «Шлагбаум»

Цель: Познакомить с понятием «Шлагбаум».

Содержание: Работа с диаграммами. Дидактические игры.

Тема: «Победитель –это я»

Цель: Закрепление полученных знаний.

Содержание: Развлечение. Практическое закрепление материала. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.  

Тема: «Турнир сильнейших»

Цель: Практическое закрепление материала.

Содержание: Подбор игр и заданий на обобщение знаний.

Тема: «Подготовка к соревнованиям. «Шашечные встречи сильнейших в детском саду»

Цель: Практическое закрепление материала.

Содержание: Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Тема: «Дружеские встречи»

Цель: Практическое закрепление материала.

Содержание: Тренировка. Подбор игр и заданий на обобщение знаний.

 

 

 

 

Необходимые материалы.

·Шахматные доски плоскостные (5 штук)

·Шашки двух цветов (5 наборов)

·Тетрадь в клеточку (10 штук)

·Карандаши простые (10 штук)

·Стол дидактический с клеточками в шахматном порядке

·Крупные плоскостные шашки.

 

Условные обозначения

«3» - навыки сформированы, «2» - навыки на стадии формирования, «1» - навыки не сформированы

Пояснения:

1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.

2. Педагог спрашивает у ребенка, кто начинает игру первым и почему? Как определить кто играет белыми шашками?

3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как ребёнок делает ходы.

4. В игре педагог создает такую ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.

5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.

6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.

7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослым, так и со сверстниками.

8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете сбитых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.

Критерии оценки

«3» - навыки сформированы: Ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием.

«2» - навыки на стадии формирования: Для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога.

 «1» - навыки не сформированы: Ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.

 


Условные обозначения

«3» - навыки сформированы, «2» - навыки на стадии формирования, «1» - навыки не сформированы

Пояснения:

9. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.

10. Педагог спрашивает у ребенка, кто начинает игру первым и почему? Как определить кто играет белыми шашками?

11. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как ребёнок делает ходы.

12. В игре педагог создает такую ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.

13. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.

14. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.

15. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослым, так и со сверстниками.

16. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете сбитых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.

Критерии оценки

«3» - навыки сформированы: Ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием.

«2» - навыки на стадии формирования: Для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога.

 «1» - навыки не сформированы: Ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.

Конспект занятия

Игре в шашки

«Путешествие в сказочное королевства»

Цель. Продолжать учить играть в шашки; развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, ориентировку в пространстве; воспитывать настойчивость и терпение.

Материал. Шашечная доска, шашки (4 белые и 4 черные), мягкая игрушка-зайка, шапочки котят – черные и белые, медали (8 штук).

Ход игры-турнира.

Дети входят в зал, располагаются вокруг стола, где сидит Зайка с шашками.

Воспитатель: Зайке шашки подарили,

А зачем – не говорили.

Зайка их сперва погрыз:

Несъедобны – вот сюрприз!

Что же делать зайке с ними,

С несъедобными такими?

Зайка их сперва катал.

Стало скучно, он устал.

Зайка ничего не знает про шашки. А мы с вами знаем! Давайте отправимся в шашечное королевство и Зайке расскажем о шашках.

Мы в волшебную страну

Прибываем с вами.

Познакомим Зайку мы

С шашками-жильцами.

Воспитатель приглашает детей присесть на стульчики.

Жили-были на одной шахматной доске два шашечных королевства. Какого цвета?

Дети: Белое и черное.

Воспитатель: Сколько жителей было в каждом королевстве?

Дети: Двенадцать.

Воспитатель: Каждый жил в своем домике. В белом или черном?

Дети: В черном – шашки стоят на черных клетках.

Воспитатель: И гулять все жители шашечной страны любили по черным полям, и ходили они не направо, не налево, не прямо. А как? Катя сейчас расскажет.

Ребенок: Шашки не ходят по прямой –

Они из дома и домой

Шагают лишь наискосок:

Из уголка - на уголок!

Как же двигаются шашки?

Дети: По диагонали.

Воспитатель: К сожаленью, между двумя королевствами не было мира. Как только встретятся черные с белыми, начинается сражение. А еще у каждого жителя этой сказочной страны был свой адрес. Чем обозначаются каждые клетки?

Дети: Буквой и цифрой.

Ребенок: Адрес поля очень прост:

Буква – нос, а цифра – хвост.

Воспитатель: А для чего сказочным жителям адреса?

Дети: Это нужно для того, чтобы записать, какой был сделан ход и как на доске стоят шашки.

Воспитатель: Зайка хочет поиграть, лапки стал он потирать.

Проводится со всеми разминка «Шел король по лесу».

Дети становятся в круг, взявшись за руки.

Шел король по лесу,

По лесу, по лесу.

(Ходьба по кругу.)

Нашел себе принцессу,

Принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем.

(Прыжки на двух ногах на месте.)

И ножками подрыгаем,

Подрыгаем, подрыгаем.

(Выбрасывают прямые ноги вперед.)

И ручками похлопаем,

Похлопаем, похлопаем.

(Хлопают в ладоши.)

И ножками потопаем,

Потопаем, потопаем.

(Топают ногами на месте.)

Воспитатель: А сейчас мы научим Зайку играть в шашки «Кто быстрее?». В игре будут участвовать 8 человек: четверо детей – «Белые котята», другие четверо – «Черные котята».

Ребенок: Чтоб путь победы

В сраженье открыть,

Отважным и смелым

Игрок должен быть.

Упорным - награда –

Победа в сраженье,

А всех невнимательных

Ждет пораженье.

Воспитатель: Команды займите свои места.

Воспитатель прячет в кулачках белую и черную шашки и просит одного ребенка выбрать левый или правый кулачок. Это делается для того, чтобы узнать какая команда ходит первой. Ребенок выбирает и если ему достается белая шашка, то его команда надевает шапочки «Белых котят», а если наоборот, то «Черных котят».

Воспитатель: Давайте, оденем, шапочки котят и приготовимся к игре! Вам нужно будет по очереди подходить к шахматной доске и делать ход. А еще побить шашки противника или попасть в дамки. Итак, первыми ходят «Белые котята».

Дети подходят к шашечной доске и делают ходы шашками своего цвета.

Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не выиграет или будет ничья.

Воспитатель: Вами я, друзья, довольна!

Смельчаки и храбрецы!

Удаль, ловкость показали,

Все сегодня молодцы.

Всем участникам вручаются медали. Под звуки торжественного марша команды выходят из зал

 

 

Программа

по дополнительному образованию

 «В стране шашек!»

(обучение детей 6-7 лет  игре в шашки)

                                                    

 

                      

                     Автор-составитель:

         воспитатель

                                                   высшей квалификационной категории

           Игонина Н.В.

                                                                                                                    

Программа по дополнительному образованию

«В стране шашек!»

(обучение детей 6-7 лет игре в шашки).

 

Возраст обучающихся – 6-7 лет


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.