Преподобный Стефан Махрищский — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Преподобный Стефан Махрищский

2019-08-26 133
Преподобный Стефан Махрищский 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

День памяти: 14 / 27 Июля

Преподобный Стефан Махрищский был родом из Киева. Он принял иночество в Печерской обители, где несколько лет провел в подвигах послушания и молитвы. Притеснения католиков, широко распространившихся в землях Киевского княжества после овладения им великим литовским князем Гедимином, заставили его перейти в Москву, где его с любовью принял великий князь Иоанн II Кроткий (1353-1359), разрешивший ему поселиться в местечке Махрище, недалеко от Городища, в 35 верстах (37,337335 км.) от Сергиевой пустыни.

Преподобный Стефан получил от Великого князя не только нарочитую грамоту на пользование найденным местом, но и обильные пожертвования на строительство монастыря. В неустанном труде по созданию обители и непрестанных молитвах проводил преподобный Стефан время в дебрях близ реки Махрищи. Поставив себе келлию и проводя жизнь в трудах пустыннических, он, дорожа безмолвием, не принимал желавших присоединиться к нему, но потом уступил просьбам и, таким образом, в 1358 году основал обитель, в которой был поставлен игуменом. Для обители общими усилиями были построены храм, келлии, трапезная и прочее.

Преподобный Стефан Махрищский

Жившие близ его обители братья Юрковские, боясь, что земля, которой они владели, может быть отдана монастырю, грозились убить святого подвижника. Увещания преподобного не помогали. Тогда святой Стефан удалился в другое место. В шестидесяти верстах (64,00686 км.) севернее Вологды, на реке Авнеже, он основал с учеником Григорием пустынную обитель во Имя Святой Троицы[372]. Великий князь Димитрий Иоаннович прислал книги и другие пожертвования в Авнежскую пустынь, а преподобного Стефана послал обратно в Махрищский монастырь. Позже преподобный Стефан по просьбе святого великого князя Дмитрия Иоанновича Донского прибыл в Москву, где был радушно встречен святителем Алексием и самим князем. Обители вновь пожаловали земли и угодья. Будучи в столице, преподобный Стефан по просьбе родственника великокняжеского окольничего Вельяминова Космы совершил над ним малый чин монашеского пострига (рясофор) с именем Кирилл — будущего Белоезерского подвижника. По его ходатайству инока Кирилла приняли в Симонов монастырь[373], игуменом коего был архимандрит Феодор — племянник преподобного Сергия. В этой обители Кирилла вскоре постригли в монашество. Возвратившись в свою обитель, святой Стефан устроил в ней жизнь по общежительному уставу.

Когда Преподобный Сергий Радонежский удалился из своей обители, чтобы найти место для подвигов, то его принял преподобный Стефан, который дал великому подвижнику Сергию своего ученика Симона, хорошо знавшего окрестности. Узнав о приходе преподобного Сергия, Махрищский игумен благословил ударить в било и со всею братиею вышел к нему навстречу. Поклонившись друг другу до земли, никто из преподобных не желал принять на себя первенства дать благословение другому — так велико было их смирение. Преподобный Сергий поселился вместе с Симоном на острове Киржач, где и основал обитель[374].

Святой Стефан был строг к себе и снисходителен к другим, трудился он для обители больше всех; усердно наставлял братию путям спасения кроткими и тихими речами; одежду носил самую ветхую и грубую.

Дожил преподобный до глубокой старости. Предчувствуя приближение кончины, преподобный собрал братию и преподал ей последнее наставление, обратив ее внимание на стяжание страха Божия, непрестанной памяти смертной и особенно любви нелицемерной, строго сохраняя монашеское общежитие. Старейшество в обители он поручил опытному в иноческой жизни и совершенному в добродетелях старцу иеромонаху Илии.  Перед кончиной святой Стефан принял схиму и скончался в 1406 году 14 / 27 июля. С кончиной в Бозе почившего игумена от тела его повеяло благоуханием, в чем братия уразумела явное свидетельство о благоприятном его предстательстве пред Богом. Погребен преподобный был у стен сооруженной им Троицкой церкви. Со временем над могилой от одного корня выросли три большие березы, в вершинах своих сросшиеся в виде шатра, осенявшего место упокоения праведника. При мощах преподобного Стефана совершилось немало исцелений больных, с верою притекающих к угоднику Божию. Во второй половине XVI века в монастыре случился сильный пожар, который почти полностью истребил все постройки. В сгоревшем монастыре остались только несколько человек братии, сохранивших общежительный устав. Монастырь оказался в крайнем запустении. В 1557 году игуменом стал Варлаам, прадед которого, иеромонах Серапион, подвизался в Махрищском монастыре, помнил преподобных Сергия и Стефана и, будучи уже древним старцем, много рассказывал о них правнуку. Игуменство Варлаама было временем расцвета обители, число братии составило более 60 человек. С особым усердием он собрал все сведения о жизни преподобного Стефана и чудесах, бывших от его гроба, и преподнес свой труд царю Иоанну Васильевичу Грозному, а также и митрополиту Макарию, который оставил заметный след в церковной и культурной жизни Руси. Монументальный многотомный труд святителя Макария — Великие Макариевские Четьи-Минеи стали выдающимся памятником духовной письменности Русской Церкви. Большое влияние святитель Макарий оказывал и на молодого царя Иоанна Грозного, называвшего его "желателем добрых дел и любви". По благословению митрополита иеромонах московского Данилова монастыря[375] Иоасаф написал житие и службу преподобному Стефану. Не случайны, видимо, и неоднократные посещения царем Махрищского монастыря и пожертвование им 200 рублей на строительство каменной церкви Святой Троицы на месте сгоревшей. При построении нового каменного храма во Имя Святой Троицы в 1557 (некоторые называют 1550) году его святые мощи обретены нетленными. Они прославились явлениями благодатной помощи в различных болезнях и бедах всем призывающим имя святого.

Созданный преподобным монастырь пребывал мужским вплоть до его закрытия в 1922 году. Большевики закрыли и разорили монастырь. Возрождение обители началось с 1993 года. Оно было начато сестрами Свято-Успенского женского монастыря из города Александрова[376]. Столкнувшись с сопротивлением чиновников, им даже пришлось запереться в развалинах монастыря, чтобы привлечь внимание к судьбе монастыря. Первоначально обитель имела статус подворья монастыря, но с 1995 года она обрела самостоятельный статус, а с 2004 года постановлением Священного Синода монастырь обрел статус ставропигиального (подчиненного лично патриарху). Так монастырь стал женским.

Тропарь Стефану Махрищскому, глас 8:

Православия ревнителю, /благочестия наставниче и чистоты, /ищущим спасения путеводительный светильниче, /монашествующих Богодухновенное удобрение, /преподобнаго Сергия ду­ховный собеседниче, /Стефане премудре, /ученьми и добродеяньми твоими души просветил еси /и пустыни населил еси, /моли Христа Бога спастися душам нашим.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.