Обретение и перенесение святых мощей святителя Василия, епископа Рязанского — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Обретение и перенесение святых мощей святителя Василия, епископа Рязанского

2019-08-26 107
Обретение и перенесение святых мощей святителя Василия, епископа Рязанского 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Обретение и перенесение святых мощей святителя Василия, епископа Рязанского, было совершено Рязанским архиепископом Феодоритом (1605 - 1617). В Смутное время Промыслу Божию угодно было прославить святителя Василия: 10 / 23 июня 1609 года состоялось открытие его святых мощей и перенесение их в Успенский (впоследствии Рождественский) собор в Кремле Переяслава Рязанского, который со времени епископа Рязанского Ионы II (1522 - 1547) был кафедральным. Мощи святителя Василия были положены под спудом на левом клиросе, подле иконостаса. Тогда же были составлены тропарь и кондак святителю. С этого времени имя святителя Василия "поминается во всех церквах Рязанской епархии". К нему прибегают как к "присному заступнику своему, в скорби и напасти помощнику". При архиепископе Моисее (1638 - 1651), в 1638 году над мощами святителя Василия была устроена каменная гробница, а над ней помещен муромский образ Пресвятой Богородицы - "Моление Василия". Известно, что в это время в рязанских храмах совершались молебны святителю Василию. 10 / 23 июня 1645 года при архиепископе Моисее впервые торжественно праздновалось перенесение мощей святителя. Особенно усердным почитателем Рязанского Первосвятителя считается архиепископ Мисаил (1651 - 1655). По его повелению в 1653 году была сделана надпись на большой серебряной водосвятной чаше: "Сия чаша в Переяслав Рязанский, в соборную церковь Успения и святых страстотерпцев Бориса и Глеба, и иже во святых отца нашего Василия, епископа Рязанского, чудотворца". В 1655 году святитель Василий был изображен на серебряном кресте вместе со святым Иоанном Предтечей и святителем Ионой, митрополитом Московским. В 1712 году при митрополите Стефане Яворском над местом первоначального погребения святителя Василия, у Борисоглебской церкви, была устроена каменная часовня усердием подьячего[47] Никиты Алтухова. В 1722 - 1723 годах при императоре Петре I состоялось формальное расследование о святителе, после которого святитель Василий был изображен на иконе вместе с другими русскими святыми. Митрополит Новгородский Димитрий (Сеченов) в бытность епископом Рязанским (1752 - 1757) составил службу святителю Василию, "взявши во внимание прежде написанные тропарь, кондак и канон". При нем же над мощами святителя Василия была сделана новая гробница наподобие раки с иконой святителя. В 1782 году рака над мощами святителя Василия была великолепно украшена архиепископом Рязанским и Зарайским Симоном (Лаговым) (1778 - 1804). В 1810 году при архиепископе Рязанском и Зарайском Феофилакте (Русанове) последовал Указ Святейшего Синода о праздновании святителю Василию в Неделю Всех святых. 4 / 17 октября 1836 года был торжественно открыт новый памятник на месте обретения мощей святителя Василия, воздвигнутый усердием ктитора Борисоглебской церкви Симеона Панова. В 1871 году архиепископ Алексий (Ржаницын, 1867 - 1876) первый раз отслужил Божественную литургию в Борисоглебской церкви в день памяти святителя Василия, 3 / 16 июля. При архиепископе Палладии (Раеве, 1876 - 1882) Указом Святейшего Синода 1881 года утверждены дни празднования памяти святителя Василия: 3 / 16 июля - в день блаженной кончины и 10 / 23 июня - в день перенесения его святых мощей. В настоящее время святитель Василий особенно почитается на Рязанской земле. В каждом храме Рязанской епархии имеется его икона, а в большинстве храмов, кроме того, - настенное изображение святителя, плывущего по воде на мантии с Муромской иконой Богоматери в руках. В кафедральном соборе каждую среду вечером ему совершается акафистное пение. До 2002 года мощи святителя находились в Свято-Успенском соборе[48]. О судьбе мощей в XX веке не говорится ничего, однако после 1917 г. церковные службы в храме были прекращены. Внутренние росписи на колоннах и стенах испорчены побелками. Иконы и все церковное имущество реквизированы новой властью. Некоторое время в храме действовал планетарий. Позже проводились музейные выставки. В 1992 г. собор возвращён Рязанской епархии и вновь освящён 13 июня 1992 г. В этот день преосвященный Симон (Новиков), архиепископ Рязанский и Касимовский, совершил всенощное бдение. На следующий день 14 июня, в праздник Св. Троицы в храме совершена Божественная литургия. К 900-летию Рязани в 1995 г. в храме была завершена реставрация древнего иконостаса. В 2002 году мощи святителя Василия были перенесены в переданное в пользование Церкви здание собора Рождества Христова (как и Свято-Успенский собор, находится в собственности музея-заповедника Рязанского Кремля). Это здание, как Успенский собор, очень старое, заложено ее в XIV веке, хоть неоднократно перестраивалось, а в XIX веке был отстроен заново. В 1930 году собор был закрыт, в его здании разместился областной архив. В 2002 году он снова был открыт и освящен.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.