О сущности дидактической системы развивающего обучения — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

О сущности дидактической системы развивающего обучения

2019-08-26 154
О сущности дидактической системы развивающего обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Характерная черта традиционного обучения - его обращенность к знаниям,умениям и навыкам, усвоение которых выступает как его конечная цель. Развитие учащихся при этом учитывается как стартовое условие, либо как его весьма желательный, но не предсказуемый «побочный» результат.

Л.С. Выготский обосновал целесообразность обучения, ориентированного на интеллектуальное развитие как на свою основную цель. Поэтому развивающее обучение - это целостная педагогическая система, альтернативная системе традиционного обучения. В развивающем обучении освоенные учащимися знаний, умений и навыков не являются его сверхзадачей, а выполняют роль средства интеллектуального развития учащихся.

Психологи предупреждают об опасности отождествления понятий«развитие» и «усложнение», «обогащение», «прогрессивное изменение вообще» (В.А.Петровский), связывая с развитием прежде всего самодвижение. Поэтому и развивающее обучение понимается как создание особых условий, при которых в процессе обучения ребенок приобретает способность к самодвижению в процессе познания, становясь истинным субъектом целостной познавательной деятельности, т.е. обучается ради самоизменения, ради самосовершенствования и личностного роста (любит, хочет и умеет учиться). При этом развитие из побочного и случайного результата превращается в главную задачу как для учителя, так и для самого ребенка.

Для понимания механизма развития Л.С. Выготский сформулировал положение о двух уровнях развития: зона актуального развития (т.е. то, что сегодня ребенок может выполнить самостоятельно, без помощи взрослого) и зона ближайшего развития (т.е. то, с чем ребенок сегодня справляется только с небольшой помощью взрослого - наводящие вопросы, подсказки, намеки, общие указания и т.п.). Переход из зоны актуального развития в зону ближайшего развития связано с ростом возможностей ребенка по решению различных задач более высокого уровня трудности. Под задачей понимается цель, заданная в определенной ситуации или ситуация, требующая преобразования. При этом существенно, что потребность решить задачу должна быть актуализирована на основе ценностно-смыслового отношения ребенка к жизни.

Развивающее обучение может быть осуществлено только как целостная система, во всей совокупности своих компонентов - содержание, методы, тип учебной активности школьников, особенности взаимодействия между участниками учебного процесса и характер взаимоотношений между ними, формы организации учебного процесса.

Технология развивающего обучения - это средства и методы его организации в условиях массовой школы. Его основной «технологической единицей» является учебная задача, требующая от учащихся нового анализа ситуации действия, нового ее понимания. Постановка учебных задач связана с созданием в учебном процессе ситуаций, побуждающих школьников к обнаружению недостаточности, непригодности ранее усвоенных способов действия и требующих либо их модификации, либо конструирования принципиально нового способа. Развивающее обучение предполагает ориентацию на организацию поисково-исследовательской деятельности школьников, связанной с постановкой учебной задачи, ее совместным с учащимися решением, а также с обязательной оценкой найденного способа действия.

Результатом развивающего обучения нельзя считать знания и умения сами по себе. Показателями результативности развивающего обучения выступают:

- отношение ученика к учению;

- сформированность теоретического мышления;

- рефлексивность сознания;

- нравственный облик личности (чувство уважения к другому человеку, его позиции, мыс ли, которое отделяется от личных симпатий и антипатий).

Специфическим результатом развивающего обучения выступает свободное развитие, не подчиненное заранее заданной норме и эталону. Поэтому при оценке такого результата нельзя использовать логику общих мерок и критериев. Единственный показатель успешности развивающего обучения - сдвиги в развитии каждого отдельного ученика относительно своего предшествующего уровня.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Образование это …

- процесс приобретения знаний, представлений, умений, навыков в конкретной области человеческих знаний и влияющий на развитие мировоззрения;

- остаточный продукт обучения;

- определенный образ чувств, поступков, которые в конечном итоге дают определенный образ жизни человека. Этого можно добиться самостоятельно либо в учебных заведениях, т.е. различными путями;

- процесс «сотворения» человеком образа мира, окружающего его, и образа себя в этом мире;

- процесс взаимодействия с системой образования;

- процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства;

- подсистема в структуре социальной системы;

- собственная личностная структура;

- то, что определяет собственно личностный тип мышления:

- процесс развития личности обучающегося через актуализацию знаний, умений, навыков учащегося в зоне ближайшего развития, воздействие на сознание и поведение; процесс стимуляции активной познавательной деятельности учащихся;

- систематический процесс получения знаний с целью повышения культурного уровня и развития других важных личностных качеств;

- интересный и захватывающий процесс самосовершенствования;

- процесс познания, понимаемый как в узком, так и в широком смысле слова;

- включение человека в социокультурную среду;

- система управления деятельностью учебного заведения, когда образовательные услуги делаются товаром;

- актуализация Я;

- сладостное торжество нищеты;

- целостная (в идеале) система, которая, взаимодействуя между собой на всех уровнях, помогает развить в человеке творчество, умение и желание получать новые знания;

- формирование человека внутри общества;

- восприятие культуры: в этом смысле образование и культура понятия однозначные;

- знания, совокупный опыт в области познания, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности;

- владение определенной суммой знаний, умений и навыков, обеспечивающих компетентность в некоторой сфере деятельности;

- обретение способности ориентироваться в культурном пространстве;

- основная  отличительная способность человека преобразовывать окружающий мир;

- вид человеческой деятельности, предмет которой обозначен по всем направлениям лишь гипотезными ориентирами;

- живой бесконечный процесс, не имеющий с точки зрения человеческого познания границ и завершения в целостном виде:

- наркотик для информанов:

- подсистема личности, определяющая ее место в культурном и социальном пространстве;

- процесс формирования и развития индивидуальной системы моделей личности:

- передача информации (аккумулирующаяся в знаниях, умениях, навыках) посредством обучения;

 

 

Образование это …

 

- возможность жить интересно, полно и радостно;

- возможность широкого круга общения, интересных встреч, дающих возможность (в свою очередь) менять направления, интересы, убеждения в связи с новыми знаниями;

- возможность формирования новых умений, навыков, способствующих улучшению самой личности и окружающих ее людей;

- та очень и очень незначительная часть знаний, которую человек присвоил из всего того, что ему предлагалось усвоить, что он видел и слышал, что воспринимал совершенно непроизвольно;

- система заведений, в которых реализуется педагогический процесс, разрабатываются формы и методыэтой реализации:

- сумма знаний, умений и    навыков, тесно взаимосвязанных с побуждением   реализацией личностью самовоспитания, общий культурный уровень личности;

- способность или возможность расширить имеющиеся знания или приобрести новые в специальных учреждениях или путем самообразования;

- образ жизни;

- жизнь, умение ориентироваться в незнакомой ситуации, постоянно совершенствоваться;

- то, что остается, когда все забудется;

- создание у человека представления, образа окружающего мира;

- система глубоких знаний, умений, убеждений человека, позволяющих ему свободно жить и творить согласно принятым в обществе законам;

- помощь личности в самоактуализации;

- возможность полноценно существовать в социуме;

- система знаний;

- целенаправленное, осознанное овладение некоторой суммой знаний, необходимых для овладения определенной профессией;

- создание образа мира, мира гуманного и доброго, где каждый человек может реализовать себя;

- создание условий для наиболее полного раскрытия потенциальных возможностей личности;

- со-творчество педагога и ребенка;

- создание человеком образа собственного Я, непрерывный процесс саморазвития;

- образование связано с интериоризациейличностью социального опыта;

- те навыки и умения, которые человек может применять в различных ситуациях;

- реальные знания, прочные умения и навыки, стремление к самосовершенствованию, склонность к творчеству;

- показатель развития личности;

- овладение суммой знаний в какой-либо области;

- необходимое условие в освоение профессии;

- комплекс знаний, необходимых человеку для полноценной жизни и деятельности;

- четкая система знаний, конкретизация ступеней и их взаимосвязь, взаимодополняемость;

- процесс и результат развития личности в социуме;

- разностороннее развитие, личности, вкоторое входит и обучение различным дисциплинам, и воспитание;

 

Образование это …

 

- процесс воспитания и обучения детей;

- свободный выбор человеком своегоинформационного, интеллектуального, практико-содержательного и др. развития;

- свободный выбор получения профессиональных знаний иумений;

- возможность получения и углублениязнаний, умений, составление определенных понятий о мире;

- возможность каждой личности удовлетворить свои потребности в знаниях той области, которая ей интересна:

- возможность узнать опыт, обычаи, традиции, историческое развитие предыдущих поколений;

- необходимое условие для развития личности;

- социальный институт, подсистема общества;

- функция общества по отношению к человеку;

- функция человека в обществе;

- процесс присвоения культуры; результат этого процесса в виде некоторого "прироста" содержания личности;

- становление образа человека;

- процесс становления личности, предполагающий обучение, воспитание и самовоспитание, развитие;

- это осознанное приобретение определенной суммы знаний посредством овладения необходимыми навыками и умениями, предполагающие нравственное совершенствование;

- осознанная мотивационная деятельность;

- условие постоянного саморазвития и самореализации личности; это система основ научного познания окружающего мира;

- это структура ступеней познания: д/сад, школа, ПТУ, ВУЗ, включая другие типы учебных заведений;

- сложный процесс взаимодействия учащихся и учителя, во время которого идет интеллектуальное и личностное развитие как ученика, так и учителя;

-непрерывный процесс усвоения знаний, умений, навыков, усвоенных человеком под воздействием обучения и самообразования;

- сумма усвоенных человеком знаний, это одновременно и процесс усвоения этих знаний;

- не только эрудиция, сумма знаний, умений, но и способность человека к гармоничному сосуществованию, аналитическому мышлению;

- развитие;

- воспитание, обучение, развитие;

 

 

Образование это …

 

- необходимое условие для развития, самообразования личности: самореализации, самореабилитации, самосовершенствования;

- процесс овладения системой знаний и умений, выработанных человечеством; формирование на этой основе целостного мировоззрения, познавательных способностей и поведения;

- совокупность знаний, умений, которые человек приобретает в течение всей своей жизни;

- такая полная, системная, гармоничная подготовка человека, которая дает ему возможность стать специалистом номер 1: образование всегда должно быть специальным, общее образование - это никакое образование;

- система разнообразных форм и методов, позволяющих раскрыть индивидуальные особенности каждого человека;

- проникновение в общечеловеческую культуру с целью найти в ней свое место в жизни. Чтобы сориентироваться в этом, нужно создать человеку такие условия, чтобы он мог видеть это многообразие мира, среды, а главное, чтобы не потеряться в ней;

- совокупность знаний и умение ими оперировать, считающиеся в некоторой системе достаточными для определенного социального статуса; а также процесс приобретения данных знаний и умений;

- система мер, обеспечивающая учащихся определенной суммой знаний, способствующая развитию познавательных интересов учащегося, развивающая его творчество, желание как можно больше познать самому;

- результат обучения и воспитания;

- результат, конечный итог усилий в совершенствовании своей подготовленности, где усилия получающего образование на первом месте;

- процесс взаимодействия в системах взрослый-ребенок, взрослый-взрослый, целью которого является освоение "культурных средств" (понятия, социальные нормы, правила и т.п.);

- процесс саморазвития на основе информационного и эмоционального взаимообмена с окружающей средой;

- процесс формирования сознания, мировоззрения в результате приобретения суммы знаний;

- приобщение к культуре народа через систему знаний, умений, навыков;

- освоение, врастание в общечеловеческую культуру путем обучения и самообразования;

- процесс приобретения системы знаний, умений, навыков в процессе обучения, в жизни и деятельности;

- целенаправленный процесс, включающий обучение и воспитание;

- то, что может сделать человека человеком счастливым и успешным ( еслион того хочет);

- совокупность знаний, умений и навыков, накопленных человечеством и передаваемых от поколения к поколению;

 

Образование это …

 

- возможность для человека приобретения той необходимой информации в жизни, которая определяет путь и поможет в нахождении себя в себе и в мире;

- процесс, способствующий приобщению личности к сокровищам человеческой культуры, в результате которого осуществляется развитие потенциала личности и общества;

- система взаимодействий;

- комплекс знаний, необходимых человеку в жизни;

- непрерывный процесс познания человеком социально-культурного опыта человечества, закономерностей развития природы, общества и т.д.;

- усвоенная информация, соответствующая определенному уровню развития прогресса общества в области науки, техники, культуры, обычаев, традиций, религии, философии и т.п.

- освоенная система ценностей, накопленных человечеством;

- это интеллект,кругозор, высокий уровень культуры и нравственности:

- высокий интеллект, широкий кругозор, личностная ориентация на человека, нравственность;

- гора, на которую чем выше поднимаешься, тем меньше видна перспектива добраться до конца:

- результат (процесс) обучения, в котором главную роль играют ценностные ориентации педагога, его профессионализм в развитии личности ученика;

- совокупность знаний, умений, навыков, накопленных человечеством и дающих человеку возможность стать человеком;

- способ "очеловечивания" человека, способ укрощения животности в нем; одновременно это определенный результат овладения человеком культурой и способность к ее продвижению;

- процесс и результат приобщения человека к культуре, накопленной всем человечеством;

- "Образование - это то, что остается, когда все выученное забывается" (Макс Фон Лауэ);

- процесс и результат развития личности под воздействием обучения, воспитания, самообразования, самовоспитания;

- необходимое условие подготовки к жизни. труду;

- неразрывная связь и параллельное действие, воспитывающее иобучающее;

- достояние личности, обретенная ею во взаимодействии скультурой система представлений о мире;

- процесс освоения ребенком социокультурного наследия цивилизации;

- "образовывание", создание, формирование личности через накопление определенных систем ценностей;

- создание системы, в которой передают знания, умения (в определенной области), повышают общий культурный уровень человека;

- результат обучения в учебно-воспитательных учреждениях (напр., высшее образование, среднее и т.п.);

- процесс, включающий в себяорганизацию обучения, воспитания и развития детей в учебно-воспитательныхучреждениях;

- создание образа человека, своего Я, развитие ума (система знаний, умений, способов деятельности, творческого компонента мышления и др.) и души (система нравственных. эстетических... ценностей, убеждений, мировоззренческих позиций), своеобразное кредо личности.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.