Формирование магистрали Алсиб («Аляска — Сибирь»). — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Формирование магистрали Алсиб («Аляска — Сибирь»).

2019-08-26 223
Формирование магистрали Алсиб («Аляска — Сибирь»). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одним из ключевых моментов, показавших заинтересованность СССР и США в тесном сотрудничестве в рамках антигитлеровской коалиции, стал вопрос о формировании важной перегонной магистрали – «Аляска - Сибирь», столь необходимой для переброски самолётов и другой техники на территорию Советского Союза. Необходимость формирование этой важной магистрали показывает письмо, отправленное советским лидером американскому президенту в середине лета 1942 года:

Отравлено 1 июля 1942 года.

И. В. СТАЛИН Ф. РУЗВЕЛЬТУ

«В связи с Вашими последними посланиями я считаю необходимым сообщить, что полностью разделяю Ваше мнение о целесообразности маршрута для переброски самолетов из США через Аляску и Сибирь на западный фронт. Учитывая это, Советское Правительство уже дало необходимые указания об окончании в кратчайший срок проводящихся в Сибири работ по подготовке к приему самолетов, т. е. работ по приспособлению имеющихся аэродромов и соответствующему дооборудованию их. Что касается того, силами чьих летчиков доставлять самолеты из Аляски, то мне кажется, что это дело можно будет поручить, как это и предлагал в свое время Государственный Департамент, советским летчикам, которые прибудут в Ном или другое подходящее место к условленному времени. Соответствующей группе этих летчиков можно будет поручить произвести и предложенный Вами рекогносцировочный полет. В целях полного обеспечения приемки этих самолетов нам желательно было бы уже теперь знать количество самолетов, предоставляемых США для переброски на западный фронт этим путем.» [14]

В ноябре 1941 года на уже имеющихся аэродромах начались строительные работы. В Красноярске удлинили две бетонные взлетно-посадочные полосы, сделали рулежные дорожки, оборудовали самолетные стоянки. В Якутске, где взлетно-посадочная полоса была дерновая, сооружали дополнительные здания. В 1942 году развернулось строительство базовых аэродромов в Киренске, Сеймчане и Уэлькале, а также промежуточных и запасных – в Алдане, Олекминске, Оймяконе в Якутии, Берелехе на Колыме и Марково на Чукотке.

Строили организации Наркомата обороны и Дальстроя НКВД. По словам начальника трассы Мазурука, в мирное время для ее строительства потребовалось бы пять лет. Но в 1942 году первую очередь Красноярской воздушной трассы, протянувшейся от Аляски на 6306 километров, построили за 10 месяцев. 16 ноября 1942 года в Красноярске приземлилась первая группа перегоняемых с Аляски американских самолетов. Эта фотография сделана чуть раньше 14 сентября. На ней зафиксирован поистине исторический момент: американский и советский представители подписывают акт приемки первой партии ленд-лизных самолетов.

По АлСибу за 1942-1945 годы перегнали 7831 самолет, потеряв 44 самолета и 115 человек.[15] Сейчас по всей трассе стоят обелиски в память о погибших. Дивизия была расформирована в октябре 1945 года. Дорогую цену заплатили и пилоты ВВС США. Число погибших американских летчиков неизвестно, но всего за 1942 -1945 годы ими было потеряно 133 самолета.

Рузвельт был готов идти на встречу и на помощь советской армии при нападении Японии, но только при условии, что будет создана специальная трасса, по которой будут перевозиться топливо, снаряжение и снабжение. Обе страны понимали, что этот путь будет непростой, но все-таки решились на отважный шаг и назначили генералов и связистов для будущих перелетов.

Ф. РУЗВЕЛЬТ И. В. СТАЛИНУ

«В случае, если Япония нападет на Россию на Дальнем Востоке, я готов помочь Вам, как только это будет осуществимо, на этом театре и американскими военно-воздушными силами в количестве приблизительно ста четырехмоторных бомбардировщиков при условии, что некоторые виды снабжения и снаряжения будут поставлены советскими органами и что заранее будут подготовлены соответствующие условия для операций.

Снабжение наших соединений должно будет производиться полностью воздушным транспортом. Поэтому Советское Правительство должно будет предоставить бомбы, горючее, смазочные материалы, транспортные средства, жилища, топливо и другие разные более мелкие средства, перечень которых подлежит уточнению.

Хотя мы не имеем никакой определенной информации, подтверждающей, что Япония нападет на Россию, это нападение представляется в конце концов вероятным. Поэтому, чтобы нам быть подготовленными к этому событию, я предлагаю, чтобы осмотр устройств для военно-воздушных сил на Дальнем Востоке, разрешенный Вами генералу Брэдли 6 октября, был произведен теперь, и чтобы переговоры, начатые 11 ноября с Вашего разрешения между генералом Брэдли и генералом Короленко, были продолжены.

Я намерен возложить на генерала Брэдли, который пользуется моим полным доверием, продолжение этих переговоров со стороны Соединенных Штатов, если Вы на это согласны. Ему будут даны полномочия изучить, как представителю Соединенных Штатов, каждую фазу совместных русско-американских операций на дальневосточном театре и на основании этого изучения рекомендовать состав и численность наших военно-воздушных сил, которые будут выделены для оказания Вам помощи, если бы в этом возникла необходимость.

Он также определит степень предварительных приготовлений, которые осуществимы и необходимы для обеспечения действенного участия наших соединений немедленно после начала военных действий. Его группа, не превышающая 20 человек, вылетит в Россию на двух американских самолетах типа “Дуглас ДС-3”.

Если Вы это одобрите, то я предложил бы, чтобы они проследовали с Аляски по пути перегонки самолетов в Сибирь, оттуда в сопровождении русских — в штаб советских армий на Дальнем Востоке, а оттуда — в такие другие места России, посещение которых может быть необходимым, чтобы им спокойно произвести осмотр и обсудить оперативные планы.

Было бы весьма полезным, если бы для сопровождения генерала Брэдли в качестве адъютанта и офицера связи был бы выделен русский офицер, говорящий по-английски, например капитан Владимир Овновин (Вашингтон) или капитан Смоляров (Москва).

Я пользуюсь этим случаем, чтобы выразить свое восхищение отвагой, стойкостью и воинской доблестью Ваших великих русских армий, о чем мне сообщал генерал Брэдли и что было продемонстрировано в Ваших великих победах прошлого месяца.» [16]

30 декабря 1942 года.

За три месяца (октябрь — декабрь 1942 года) по трассе перегнали 114 американских самолетов, а уже в январе 1943 — 128, за первую половину этого года 654, а за весь 1943 год — 2456 самолетов (сдали 1930). К июлю трасса была освоена, а дивизия полностью подготовлена к нормальной перегонке. В регулярных оперативных сводках за каждые два-три дня сообщались все сведения: поступление, наличие, перегонка и сдача американских самолетов, летные происшествия и потери, перевозка и наличие импортных грузов, метеоусловия и т. д. Москва внимательно следила за работой трассы. Работа трассы «Аляска – Сибирь» имела, безусловно, огромное значение для фронта. Всего за три военных года функционирования трассы по ней из США в СССР доставили 7908 боевых и транспортных самолетов, что составляет 52% от общего числа самолетов, поставленных союзниками по антигитлеровской коалиции за годы войны. АЛСИБ являл собой хороший пример сотрудничества двух великих народов в общей борьбе с фашизмом.

Благодаря объединенным усилиям военнослужащих и тружеников тыла воздушная магистраль «Аляска-Сибирь» превратилась в слаженный механизм, который бесперебойно обеспечивал поставку новой импортной техники на фронт. Это в значительной степени ускорило победу над фашизмом. Создание такой мощной сети воздушного сообщения в самых северных, неосвоенных районах нашей страны стало основой для развития воздушного транспорта на территории Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока. Летный состав получили бесценный опыт полетов в сверхсложных климатических условиях. В итоговом докладе Главного управления ГВФ о трассе говорилось: «она в настоящее время является наиболее благоустроенной и технически оснащенной трассой на территории Советского Союза. Способной обеспечить воздушные транспортные перевозки на ближайшие десятилетия».[17] По мнению начальника АлСиба и командира 1-й Краснознаменной перегоночной авиадивизии Ильи Павловича Мазурука, героя Советского Союза и генерал-майора авиации «Трасса оставила след не только в нашей жизни. Но и в судьбе страны. Аэродромы, оборудование, опыт полетов сыграли весьма важную роль в послевоенном освоении Сибирского Севера Аэрофлотом. Трасса предопределила регулярное воздушное сообщение в этих суровых районах.»

АЛСИБ являл собой хороший пример сотрудничества двух великих народов в общей борьбе с фашизмом.

· Благодаря объединенным усилиям военнослужащих и тружеников тыла воздушная магистраль «Аляска-Сибирь» превратилась в слаженный механизм, который бесперебойно обеспечивал поставку новой импортной техники на фронт. Это в значительной степени ускорило победу над фашизмом.

· Создание такой мощной сети воздушного сообщения в самых северных, неосвоенных районах нашей страны стало основой для развития воздушного транспорта на территории Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока.

· Летный состав получил бесценный опыт полетов в сверхсложных климатических условиях.

· Несмотря на неимоверные трудности в строительстве трассы 20 июля 1942 года Государственный комитет обороны принял постановление о завершении строительства трассы. А к началу 1945 года на трассе действовало уже 20 аэродромов.

В октябре 1945 года перегоночная трасса Аляска - Сибирь прекратила свою деятельность.

Решение Финского вопроса

Финляндия долгое время имела натянутые отношения с СССР и т.к. США хотели бы видеть союзника, готового решить территориальные споры, чтобы вести с ним дипломатический диалог, то нашей стране пришлось пойти на территориальные уступки с Финляндией после данного письма.

Получено 15 августа 1941 года.

Ф. РУЗВЕЛЬТ и У. ЧЕРЧИЛЛЬ И. В. СТАЛИНУ

«Если бы Правительство США сочло бы необходимым пригрозить Финляндии разрывом отношений, то Правительство Финляндии стало бы более решительным в вопросе об отходе от Германии. В этом случае Советское Правительство могло бы пойти на некоторые территориальные уступки Финляндии с тем, чтобы замирить последнюю и заключить с нею новый мирный договор.» [18]

В связи с этим посланием И. В. Сталина 19 августа 1941 г. состоялась беседа между послом СССР в США К. А. Уманским и заместителем государственного секретаря США Уэллесом. Об этой беседе К. А. Уманский сообщил в НКИД СССР следующее:

Уэллес дал мне от имени президента следующий ответ на мое секретное письмо президенту от имени товарища Сталина, во время нахождения Рузвельта в океане, по вопросу о Финляндии:

По поручению президента он, Уэллес, вызвал на днях финского посланника Прокопе и заявил ему, что, по сведениям американского правительства, СССР исполнен воли довести свою борьбу с агрессией, включая и агрессию на северном участке, до конца, и что на эту тему у финского правительства не должно быть никаких сомнений. Американское правительство далее считает, что в этой борьбе с агрессией СССР, несомненно, одержит победу. (Уэллес разъяснил, что он по поручению Рузвельта, сделал финскому посланнику подобное введение, чтобы финны не истолковали ложно американское представление как представление якобы слабости СССР.) После этого Уэллес заявил Прокопе, что дальнейшее ведение Финляндией войны против СССР на стороне Германии не соответствует интересам Финляндии и ее независимости и скажется роковым образом на будущем американо-финских отношений, нанесет непоправимый удар популярности финнов в США. Если же финское правительство вернется на путь мира, то, по сведениям американского правительства, Советское правительство готово заключить новый мирный договор с территориальными коррективами. На мой вопрос, указал ли он финну на угрозу разрыва Америкой дипломатических отношений с Финляндией, Уэллес ответил, что по договоренности с президентом он “припас” эту угрозу до получения ответа финского правительства на это свое представление и что угроза разрыва будет следующим, в принципе уже решенным, шагом американского правительства.

Ленд-лиз

 

К декабрю 1941 года суммарный ВВП СССР и Великобритании соотносился к ВВП Германии и её сателлитов как 1:1. Это объяснено тем, что к этому моменту Великобритания была истощена блокадой и не могла тогда помочь нашей стране. Более того, по итогам 1941 года Великобритания проигрывала битву за Атлантику, что могло вызвать коллапс в экономике страны, целиком зависимой от торговли, и реальной угрозой осуществления планируемой Гитлером её оккупации.

ВВП СССР в 1942 году, в свою очередь, из-за оккупации Третьим Рейхом значительных территорий снизился более чем на треть по сравнению с довоенным уровнем, при этом из почти 200 млн человек населения около 78 млн и главные промышленные центры остались на оккупированных территориях, а также под блокадой и у линии фронта.

Таким образом, в 1942 году СССР и Великобритания уступали Германии и её сателлитам и по ВВП (0,9:1) и по населению (учитывая потери СССР вследствие оккупации). В этой ситуации руководству США была очевидна необходимость оказания срочной военно-технической помощи обеим странам. Кроме того, США были единственной страной мира, обладавшей достаточным производством в экономике для оказания такой поддержки в сжатые сроки, чтобы оказать влияние на ход боевых действий в 1942 году. В течение всего 1941 года США продолжили наращивать военную помощь Великобритании, а 1 октября 1941 года Рузвельт одобрил подключение к ленд-лизу СССР.

Памятная записка,врученная Послом США г-ном Штейнгардтом А. Я. Вышинскому 2 ноября 1941 года.

«В личном послании г-ну Сталину Президент Рузвельт заявляет:

1) Что он ознакомился с Протоколом Конференции Трех Держав в Москве 3 и обсудил с членами американской миссии изложенные в нем данные;

2) Что он одобрил все списки военного снаряжения и вооружения и отдал распоряжение, чтобы сырьевые материалы были предоставлены по мере возможности и как можно скорее;

3) Что он дал распоряжение начать поставки немедленно и продолжать производить их в возможно наибольшем объеме;

4) Чтобы избежать финансовых затруднений, он отдал распоряжение о немедленном проведении мероприятий, при которых поставки могут производиться согласно закону о передаче вооружения взаймы или в аренду на сумму до 1 000 000 000 долларов;

5) Он предлагает, если Советское Правительство это одобрит, чтобы Соединенные Штаты не взыскивали процентов с задолженности, которая может возникнуть у Советского Правительства и которая вытекает из этих поставок, и чтобы платежи по этой задолженности начались только спустя пять лет после окончания войны и производились в течение десяти лет после истечения этого пятилетнего периода;

6) Президент надеется, что Советское Правительство приложит особые усилия, чтобы продать Соединенным Штатам те товары и сырье, которые имеются в его распоряжении и в которых могут нуждаться Соединенные Штаты, причем выручка от поставок Соединенным Штатам будет зачисляться на счет Правительства Советского Союза.» [19]

В данном документе описан так называемый закон о ленд-лизе, принятый конгрессом США 11 марта 1941 г. Этот закон давал правительству США право передавать взаймы или в аренду другим государствам различные товары и материалы, которые необходимы для обороны этих государств, если оборона этих государств по определению президента являлась жизненно важной для обороны США. Американское правительство не брало проценты за оказанную военную помощь и не взимала плату сразу по окончанию войны. Великобритания на тот момент времени не смогла бы помочь СССР ввиду истощения морской блокадой. Кроме того, по итогам 1941 года Британия проигрывала битву за Атлантику, что было чревато кризисом экономики страны, практически целиком зависимой от внешней торговли, и реальной угрозой осуществления планируемой Гитлером её оккупации. Через месяц, 2 декабря 1941 года, Гитлер объявляет войну США, упоминая ленд-лиз и помощь СССР в нелегкое время. Это говорит нам о том, что несмотря на угрозу войны, Американское правительство было готово помочь своим союзникам, даже в минус своей экономике.

В следующем письме Рузвельт пишет об желании сменить посла Соединенных Штатов, но из-за этого будущие цифры по ленд-лизу будут опускаться вследствие резкого выступления посла после года работы с нашей страной.

Получено 13 февраля 1942 года.

Ф. РУЗВЕЛЬТ И. В. СТАЛИНУ

«Я очень доволен тем, что Ваше Правительство дало свое согласие принять моего старого и верного друга адмирала Стэндли в качестве посла Соединенных Штатов. В течение многих лет мы были близкими коллегами, и он пользуется моим полным доверием. Я рекомендую его Вам не только как честного и энергичного человека, но также и как человека, который высоко ценит достижения Советского Союза и восхищается ими. Он, как Вы помните, посетил Советский Союз в прошлом году вместе с г-ном Гарриманом. Со времени возвращения из Москвы адмирал Стэндли уже многое сделал для того, чтобы в Соединенных Штатах лучше понимали положение в Советском Союзе. Я уверен, что с его богатым опытом и знанием тех проблем, которые стоят перед нашими странами, и при Вашем сотрудничестве его усилия еще больше сблизить наши страны увенчаются успехом.» [20]

Стэндли был послом США в СССР с 1942 по 1943 годы. За это время посол поддерживал дружественные отношения с Советским Союзом. Но в марте 1943 года адмирал У. Стэндли, не выдержав действий высокопоставленных советских чиновников, заявил американским журналистам на пресс-конференции: “Советская власть, по-видимому, хочет скрыть факт, что она получает помощь извне. Очевидно, она хочет уверить свой народ, что Красная Армия сражается в этой войне одна”.

Резкое выступление посла на какое-то время возымело действие: власти публично признали заслуги американской стороны по оказанию России помощи. Когда же после завершения Второй мировой наступила “холодная война” и началась двусторонняя пропаганда, в советской печати вовсе перестали упоминать о ленд-лизе. А если и заходила об этом речь, приводилась явно заниженная цифра: поставки по ленд-лизу достигали всего четырех процентов от общего валового объема продукции, произведенной в СССР в военный период.[21]

Польский вопрос

Также, как и с Финским вопросом, Рузвельт хотел, чтобы СССР наладило отношения с еще одной страной, с которой у нас до этого были экономические, территориальные и политические споры – с Польшей. Несмотря на прошлый горький опыт с нашей страной, Миколайчик, глава Польского Правительства был готов объединить силы своей страны с нашей для победы над Германией, что также поддерживал Рузвельт.

Получено 19 июня 1944 года.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.