Предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и роль ФСИН России в ее функционировании — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и роль ФСИН России в ее функционировании

2019-08-07 1073
Предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и роль ФСИН России в ее функционировании 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1.1. Предмет, задачи, система тактико-специальной подготовки

В системе профессиональной подготовки сотрудников учреждений и органов ФСИН России особое место занимает дисциплина «тактико- специальная подготовка». В выполнении профессиональных задач она имеет большое значение, поскольку ориентирована на вооружение курсантов и слушателей специальными знаниями для решения служебно-боевых задач в условиях мирного и военного времени.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы выполняют поставленные задачи в условиях чрезвычайных обстоятельств, связанных с задержанием осужденных, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступления, совершивших побег, пресечением групповых антиобщественных действий и массовых беспорядков, освобождением заложников и др. Для успешного решения задач, нужна заблаговре- менная подготовка, предполагающая изучение тактических способов и приемов действий, умение анализировать тактическую обстановку, знание специальной техники и специальных средств и оружия, умение грамотно и эффективно их применять в практической деятельности.

Деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы может проходить в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Это могут быть стихийные бедствия (навод- нения, пожары, землетрясения и др.), катастрофы и аварии на промышленных предприятиях, транспорте, создающие угрозу жизни и здоровью населения, сотрудникам, подозреваемым, обвиняемым, осужденным. Все это требует от сотрудника грамотных действий для минимизации потерь и ущерба, оказания помощи пострадавшим, предупреждения возможных и ликвидации возникших последствий. Сотрудники УИС должны уметь организовать защиту личного состава, подозреваемых, обвиняемых, осужденных в случае возникновения военных действий, нападения противника с применением оружия массового поражения, уметь решать другие задачи в условиях военного времени.

Все это определяет предмет изучаемой дисциплины. Предметом тактико-специальной подготовки является –– теория и практика подготовки и реализации служебно-боевых задач сотрудниками УИС в повседневной деятельности, в условиях чрезвычайных обстоятельств, чрезвычайных ситуациях и в условиях военного времени.

Теоретическую основу тактико-специальной подготовки состав- ляют нормативно-правовые акты Российской Федерации: федеральные законы, подзаконные акты Президента, Правительства РФ, нормативные


акты министерств и ведомств, уставы, наставления, инструкции, положения, труды ученых и практиков.

Тактико-специальная подготовка носит междисциплинарный характер и тесно связана с такими дисциплинами, как:

§ оперативно-розыскная деятельность –– в вопросах оперативно- розыскных мероприятий в специальных операциях;

§ административное право и административная деятельность –– в вопросах проведения режимных мероприятий в специальных операциях;

§ основы управления –– в вопросах организации операции и управления силами и средствами в ходе ее проведения;

§ криминалистика –– в вопросах содержания осмотра и составления схем места происшествия;

§ специальная техника –– в вопросах тактики применения специальных средств обеспечения операций, индивидуальной бронезащиты и активной обороны;

§ уголовное право –– в вопросах необходимой обороны и крайней необходимости при применении оружия, специальных средств обеспечения операций и активной обороны;

§ теория государства и права –– в вопросах соблюдения законности при выполнении служебных задач;

§ физическая подготовка –– в вопросах правомерности применения приемов самообороны и др.

В содержании дисциплины «Тактико-специальная подготовка» условно можно выделить три взаимосвязанных раздела: военная топография, специальная тактика, гражданская оборона и мобили- зационная подготовка.

Военная топография ориентирована на изучение способов работы с картой для решения служебно-боевых задач. Знания о карте крайне необходимы сотруднику УИС. Они являются составной частью общей и профессиональной культуры личности. Карту применяют для определения своего местонахождения, планирования и управления силами и средствами, например, при планировании операций по поиску и задержанию вооруженных преступников, совершивших побег подозреваемых, обвиняемых, осужденных, планировании маршрута патрулирования, поиска места происшествия, принятия решений в чрезвычайных ситуациях и т. п.

Специальная тактика ориентирована на изучение способов, методов и приемов действий сотрудников УИС в условиях чрезвы- чайных обстоятельств, выборе наиболее рациональных вариантов группировки сил (боевого порядка) для каждой конкретной ситуации, планирование сил и средств и непосредственное управление ими в ходе специальных операций, грамотного эффективного применения специальных средств, вооружения.


Гражданская оборона и мобилизационная подготовка ориенти- рованы на формирование профессиональных компетенций сотрудников УИС, необходимых им для выполнения профессиональных задач в особых условиях, при чрезвычайных обстоятельствах, в условиях чрезвычайного положения и в военное время, а также для заблаговременной подготовки к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и в военное время. Необходимо отметить, что раздел по гражданской обороне и мобилизационной подготовке имеет достаточно большой объем содержания. В рамках выделенного учебного времени освоить его в полном объеме достаточно проблематично, поэтому мы ограничимся изучением его подраздела «Деятельность УИС в системе гражданской обороны и в Российской системе предупреж- дения чрезвычайных ситуаций», материал которого изложен в данном пособии.

В рамках освоения подраздела «Деятельность УИС в системе гражданской обороны и в Российской системе предупреждения чрезвычайных ситуаций» решаются следующие задачи:

§ изучение курсантами и слушателями теоретических основ защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера или вследствие военных действий;

§ изучение технических средств радиационного, химического наблюдения и разведки, дозиметрического контроля;

§ изучение средств индивидуальной и групповой защиты населения, проведение эвакуации и рассредоточения, способов обезвре- живания радиоактивных веществ, дегазации и дезинфекции зараженных поверхностей объектов и территории, а также проведению частичной и полной санитарной обработки людей;

§ изучение основ обеспечения устойчивого функционирования объектов УИС;

§ изучение основ планирования мероприятий по гражданской обороне в исправительном учреждении, его перевод на работу в условиях военного времени;

§ изучение основ мобилизационной работы и проведения учений персонала исправительных учреждений для подготовки защиты при чрезвычайных ситуациях и в условиях нападения противника.

Таким образом, тактико-специальной подготовка, будучи частью профессиональной подготовки, предназначена для того, чтобы подготовить сотрудника способам организации служебно-боевой деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций, чрезвычайных обстоятельств и военных угроз.


1.2. Понятие, классификация и основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций

В настоящее время в науке имеется достаточно большое коли- чество определений понятия «чрезвычайная ситуация». Условно их можно подразделить на две группы: в широком и узком понимании.

В широком понимании чрезвычайная ситуация –– это состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и природной среде1. В узком смысле под чрезвычайными ситуациями понимаются события, источник происхождения которых связан с природными или техногенными процессами. Такой подход отражен в Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»2.

Чрезвычайная ситуация –– это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Классификация чрезвычайных ситуаций различна. С точки зрения влияния социальных факторов на их возникновение все чрезвычайные ситуации подразделяют на конфликтные и бесконфликтные.

К конфликтным ситуациям относятся военные столкновения, экономические кризисы, социальные взрывы, национальные и рели- гиозные конфликты, разгул уголовной преступности, террористические акты и др. Необходимо отметить, что с точки зрения ведомственных нормативно-правовых актов ФСИН России некоторые из конфликтных ситуаций подобного рода, например, массовые беспорядки в местах лишения свободы, относятся не к чрезвычайным ситуациям, а к чрезвычайным обстоятельствам.

Особое место в группе чрезвычайных ситуаций конфликтного характера занимают террористические угрозы. При угрозе теракта на отдельных участках территории страны или объектах могут устанав- ливаться уровни террористической опасности.

Если есть данные о реальной возможности теракта, но они требуют подтверждения, объявляется повышенный уровень –– «синий»; при подтверждении такой информации высокий уровень –– «желтый»;

 

1 Воздвиженский Ю. М.. Безопасность жизнедеятельности на предприятиях связи в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие. СПб: СПбГУТ, 2010.

2 О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 02.05.2015)

// Российская газета. 1994. № 250.


при непосредственной угрозе теракта или его совершении критический уровень –– «красный». При устранении угрозы теракта введенный уровень террористической опасности отменяется.

Каждому уровню соответствуют определенные дополнительные меры безопасности. Так, при «синем» предусмотрено усиленное патрулирование общественных мест (в том числе с кинологами). Места массового скопления граждан, тепло, газопроводы и энергосистемы обследуют на предмет наличия взрывных устройств. Усиливается досмотр в аэропортах, метро, на вокзалах. Населению разъясняют, как вести себя в условиях угрозы теракта. При «желтом» уровне к вышеперечисленным мерам добавляются ужесточение контроля за регистрацией граждан по месту жительства и пребывания, проверка готовности соответствующих подразделений к пресечению теракта и спасению людей. При «красном» уровне усиливают охрану наиболее вероятных объектов для теракта, приводят в состояние готовности все группировки сил и средств, принимают неотложные меры по спасению людей и охране имущества, проводят досмотр автотранспорта.

Уровень террористической опасности устанавливается на срок не более 15 суток1.

К бесконфликтным чрезвычайным ситуациям относят события, вызванные природными или техногенными явлениями (стихийные бедствия, аварии, катастрофы).

По скорости распространения чрезвычайные ситуации подразделяют на внезапно возникшие, быстро, умеренно и медленно распространяющиеся.

По масштабам распространения и охвату территории чрезвы- чайные ситуации подразделяются на: локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, межрегиональные и ситуации федерального характера.

При чрезвычайной ситуации локального характера территория, на которой она сложилась и нарушены условия жизнедеятельности людей (зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;

Чрезвычайная ситуация муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федераль- ного значения, при этом количество пострадавших составляет не более

50  человек  либо  размер  материального  ущерба  составляет  не  более

 

 

1 О порядке установления уровней террористической опасности, предусматри- вающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства: Указ Президента РФ от 14.06.2012 № 851 // Собрание законодательства РФ. 2012. № 25. Ст. 3315.


5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера.

Чрезвычайная ситуация межмуниципального характера, в резуль- тате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество постра- давших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей.

Чрезвычайная ситуация регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей.

Чрезвычайная ситуация межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей.

Чрезвычайная ситуация федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей1.

Необходимо отметить, что приведенная классификация не затра- гивает чрезвычайные ситуации в лесах, возникающих вследствие лесных пожаров. Для них принята отдельная классификация. Чрезвычайные ситуации в лесах, возникающие вследствие пожаров подразделяются на: а)      чрезвычайную ситуацию в лесах муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах не выходит за пределы одного муниципального образования, при этом в лесах на указанной территории не     локализованы крупные      лесные пожары (площадью более 25 гектаров в зоне наземной охраны лесов и более 200 гектаров в зоне авиационной охраны лесов) или лесной пожар действует

более 2 суток;

б) чрезвычайная ситуация в лесах регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах не выходит за пределы территории 1 субъекта Российской Федерации, при этом значения 2 и более из следующих показателей, определяемых на конкретную календарную дату в течение периода пожарной опасности, для данного субъекта Российской Федерации на 50 процентов или более превышают их средние значения за предыдущие 5 лет на эту же календарную дату для данного субъекта Российской Федерации:

 

 

1 О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 (в ред. от 17.05.2011) // Российская газета. 2007. № 111.


§ количество лесных пожаров в расчете на 1 млн. гектаров площади земель лесного фонда;

§ доля крупных лесных пожаров в общем количестве возникших лесных пожаров;

§ средняя площадь одного пожара;

§ доля площади, пройденной лесным пожаром, в общей площади земель лесного фонда;

в) чрезвычайная ситуация в лесах межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах затрагивает территории 2 и более субъектов Российской Федерации, при этом на территории каждого из субъектов Российской Федерации введен режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера;

г) чрезвычайная ситуация в лесах федерального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах затрагивает территории 2 и более федеральных округов, при этом на территории каждого из федеральных округов введен режим чрезвычайной ситуации в лесах межрегионального характера1.

По источнику происхождения чрезвычайные ситуации подразделяются на природные и техногенные.

Чрезвычайные ситуации природного характера –– это ситуации, связанные с природными явлениями атмосферы, гидросферы, литосферы, биосферы, в результате которых происходит нарушение жизнедеятельности человека. К ним относят наводнения, смерчи, пылевые бури, ураганы, засухи, ливневые дожди, град, гололед, обледенение, пожары, сильные морозы, сильную жару, сильные туманы, лавины, сели, оползни, карстовые проседания, землетрясения, вулка- низм, цунами и др.

Землетрясения –– подземные толчки и колебания поверхности Земли, вызванные тектоническими процессами, или процессами, вызван- ными деятельностью человека (взрывы, заполнение водохранилищ, обрушение подземных полостей горных выработок). Ежегодно на всей Земле происходит тысячи землетрясений, однако лишь некоторые из них обладают разрушительной силой.

Наводнение –– затопление местности в результате подъема уровня воды в водоемах (реках, озерах, морях), вызванного дождями, быстрым таянием снега, ледового затора иногда вследствие ветрового нагона воды на побережье. Наводнения создают угрозу жизни и здоровью людей, разрушают здания, сооружения, коммуникации.

Ураган –– ветер разрушительной силы и продолжительности, достигающий скорости 30 м/с. Его образование связано с разностью давлений, возникающей над разными подстилающими поверхностями

 

 

 

1 О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров: Постановление Правительства РФ от 17.05.2011 № 376 (в ред. от 29.05.2015) // Российская газета. 2011. № 110.


(суша-море). Ширина полосы, захваченной ураганом может достигать 400–500 км.

Смерч –– это вихревое движение воздуха с огромной скоростью, иногда превышающей скорость звука. Внутри смерча создается сильное разрежение воздуха, способное вырывать деревья из грунта, срывать крыши с домов, опрокидывать и разрушать деревянные дома, разрушать поселки, линии электропередачи (ЛЭП) и связи и т. д.

Цунами –– длинные и высокие волны, образующиеся в результате подводных землетрясений. Высота волн на мелководье может достигать нескольких десятков метров. В открытом море высоты волн незначительные и угрозы не представляют.

Снежные заносы образуются в результате обильных снегопадов и сильных метелей. Из-за них может остановиться движение на транс- портных магистралях, затрудняется работа коммунально-энергетических служб и учреждений связи, нарушается нормальная жизнь городов и населенных пунктов. Часто снежные заносы сопровождаются обледе- нением в результате перехода от оттепели к морозу, что ведет к повреждениям линий связи, ЛЭП, антенных устройств и т. д.

Оползень –– это скользящее смещение масс горных пород вниз по склону, возникающее из-за нарушения равновесия, вызываемого различными причинами: подмыв пород водой, ослабление прочности пород из-за выветривания или переувлажнения осадками и подземными водами, систематические подземные толчки, неразумная хозяйственная деятельность человека и пр. Оползни возникают на горных склонах с крутизной 20° и более в любое время года. Они характеризуются скоростью смещения пород и бывают медленными, средними и быстрыми.

Снежные лавины относятся к оползням, представляют собой смесь кристалликов снега и воздуха и возникают в тех же случаях, что и другие оползневые смещения. Силы сцепления снега с почвой переходят определенную границу и вызывают смещение снежных масс по склону. Крупные лавины возникают на склонах крутизной 25–60°. Гладкие травянистые склоны являются наиболее лавиноопасными. Кустарник, большие камни и другие препятствия сдерживают возникновение лавин. В лесных массивах лавины возникают крайне редко.

Сели –– это паводки с очень высокой концентрацией минеральных частиц, камней и обломков горных пород от 10–15 % до 75 % объема потока, возникающие в бассейнах небольших горных рек и сухих логов и вызванные ливневыми осадками, интенсивным таянием снегов, прорывом моренных и завальных озер, обвалами, оползнями, землетрясениями. Опасность селей заключается не только в их разрушительной силе, но и во внезапности появления.

Пожары –– это неконтролируемый процесс горения, который влечет за собой гибель людей, животных, растительности и уничто- жение материальных ценностей. Причинами возникновения пожаров


являются нарушения правил противопожарной безопасности, грозовые разряды, самовозгорания сухой растительности и торфа, различные взрывы. 90 % всех пожаров возникают по вине человека и только 7– 8 % — от грозовых разрядов.

Внезапно возникшие чрезвычайные ситуации природного характера, вызывающие нарушения безопасности и жизнедеятельности населения, называют стихийными бедств иями.

 

Чрезвычайные ситуации техногенного характера –– состояние, при котором в результате возникновения источника техногенной чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде1.

Различают техногенные чрезвычайные ситуации по месту их возникновения и по характеру основных поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

К опасным техногенным происшествиям относят аварии на промышленных объектах или на транспорте, пожары, взрывы или высвобождение различных видов энергии.

В Российской Федерации примерно 500 населенных пунктов являются химически опасными, работают 11 АЭС, 6 АЭС находятся в стадии строительства. Протяженность железных дорог на территории России достигает 340 тыс. км, автомагистралей 400 тыс. км. Судоходных путей 82 тыс. км и, кроме того, на территории России проложено порядка 130 тыс. км продуктопроводов.

Авария –– опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде. Крупная промышленная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей либо разрушения и уничтожение объектов, материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей природной среде называется катастрофой.

Классификация аварий и катастроф различна. В их основу, как правило, принимается производственный принцип или специфика инцидента.

По производственному принципу выделяют аварии на химически опасных объектах, аварии на транспорте, аварии в электросетях, аварии

 

 

1 ГОСТ Р 22.0.05-94. Государственный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. М.: ИПК Издательство стандартов, 2000.


на атомных объектах, аварии в жилищно-коммунальной сфере, аварии на опасных производственных объектах металлургических и коксохими- ческих производствах, аварии на опасных производственных объектах нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, аварии на опасных производственных угольной промышленности и др.

По специфике инцидента выделяют аварии, связанные с пожарами, взрывами, выбросами или истечением химически опасных, взрывоопасных и горючих веществ, самовозгоранием, отказом или повреждением деталей и узлов технических устройств, отклонением от режима технологического процесса и др.

 

1.3. РСЧС и ее задачи

Современная система защиты государства и его граждан от потенциальных угроз прошла длительный путь становления. Условно в истории становления этой системы можно выделить три этапа: досоветский (безсистемный), советский (системный) и современный (новейший).

В досоветский период вопросы защиты и спасения людей, материальных ценностей от стихийных бедствий и катаклизмов реша- лись на самодеятельных началах. Для преодоления наводнений, пожаров, эпидемий и т. п. люди сплачивались в коллективы, оказывая помощь пострадавшим «всем миром». На добровольных началах создавались команды пожарной охраны, движение сестер милосердия и др.

В советский период организация защиты граждан приобрела государственный и постепенно системный характер. Вместе с тем, эта защита была ориентирована, прежде всего, на чрезвычайные ситуации военного времени. Созданная в советский период мощная система гражданской обороны не могла в полной мере реагировать на стихийные бедствия, последствия аварий и катастроф. Для их ликвидации, а также оказания помощи гражданам, как правило, привлекались воинские формирования, которые не во всех случаях могли оказать квалифицированную помощь.

Необходимость создания в нашей стране современной государ- ственной системы защиты населения и территорий была связана с даль- нейшим развитием промышленного производства, применением новых технологий, создающих опасность для окружающих, а также с очевидной неуправляемостью природными процессами и возросшими военными угрозами.

В 1992 г. было принято решение разделить функции по защите населения и территорий России между Российской системой преду- преждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) и силами гражданской обороны. При этом на РСЧС возложено решение задач в мирное время, а на гражданскую оборону –– в военное время. В мирное время силы и средства гражданской обороны могут также привлекаться


для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций как природного, так и техногенного характера.

Законодательной основой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В качестве федерального органа, управляющего и организующего деятельность РСЧС, определено Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Система РСЧС предназначена:

§ для предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;

§ для снижения размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;

§ для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Под предупреждением чрезвычайных ситуаций понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвы- чайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций –– это аварийно- спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Основными задачами РСЧС являются:

§ разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах;

§ осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

§ обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

§ сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

§ подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе организация разъяснительной и профилактической работы


среди населения в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах;

§ организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе экстренного оповещения населения;

§ прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

§ создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

§ осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

§ ликвидация чрезвычайных ситуаций;

§ осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

§ реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

§ международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах.

 

1.4. Структура РСЧС, ее подсистемы, органы управления, режимы функционирования

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет:

1. Органы управления.

2. Силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

3. Силы и средства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

4. Силы и средства органов местного самоуправления.

5. Силы и средства организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвы- чайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Единая система, состоящая из функциональных и террито- риальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.


Функциональные подсистемы создаются федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями. В их перечень входят:

МВД России (функциональная подсистема охраны общественного порядка;

МЧС России (функциональные подсистемы: мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций; предупреждения и тушения пожаров; предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации; координации деятельности по поиску и спасанию людей во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации);

Минобороны России (функциональная подсистема предупреж- дения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Вооруженные силы Российской Федерации);

Минздрав России (функциональные подсистемы: Всероссийская служба медицины катастроф; медико-санитарная служба помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях в организациях (на объектах), находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства России, а также организаций и территорий, обслуживаемых ФМБА России; резервы медицинских ресурсов; надзор за санитарно- эпидемиологической обстановкой) и др.

Территориальные подсистемы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

В системе РСЧС выделяют пять уровней: федеральный, региональ- ный, территориальный, местный, объектовый.

К федеральному уровню относятся органы управления, силы и средства центрального подчинения федеральных органов исполни- тельной власти.

Региональный уровень РСЧС образован за счет районирования территории России по семи регионам. В состав РСЧС входят: Цент- ральный (г. Москва), Северо-Западный (г. Санкт-Петербург), Северо- Кавказский (г. Ростов-на-Дону), Приволжский (г. Самара), Уральский (г. Екатеринбург), Сибирский (г. Красноярск) и Дальневосточный (г. Хабаровск) регионы. Каждый регион охватывает территории нескольких субъектов Российской Федерации.

К территориальному уровню относятся органы исполнительной власти, силы и средства субъектов Российской Федерации с элементами функциональных подсистем, дислоцированных на их территориях.

Местный уровень охватывает территории муниципальных образований, а объектовый –– территорию предприятия, учреждения, организации.


Объектовый уровень охватывает –– территорию предприятия, учреждения, организации.

Управление единой системой РСЧС осуществляют:

на федеральном уровне –– Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подразделения федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы, для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;

на межрегиональном уровне –– территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий –– региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

на региональном уровне –– территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным          ситуациям         и              ликвидации              последствий стихийных бедствий          –– органы, специально             уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных    ситуаций        по              субъектам Российской Федерации      –– главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,                 чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации); на  муниципальном  уровне               –– органы, специально уполномо- ченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах

местного самоуправления;

на объектовом уровне –– структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

Для координации деятельности единой системы создаются:

на федеральном уровне –– Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвы<


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.107 с.