Институт леса и природопользования — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Институт леса и природопользования

2019-08-07 112
Институт леса и природопользования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Институт леса и природопользования

Кафедра Землеустройства и кадастров

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Б3.Б14 «Устойчивое развитие»

 

Направление 022000.62  Экология и природопользование

Профиль подготовки Природопользование

Квалификация - бакалавр

Количество зачетных единиц (трудоемкость, час)   2 (72)

 

 

Разработчик доцент, кафедры «Землеустройство и кадастры» к.с-х.н.

Коковин П.А.

 

Екатеринбург, 2015 г.

 


 

Содержание программы

 

                                                                                          

1.    Пояснительная записка                                                                                    2

1.1. Введение                                                                                                            3

1.2. Цели и задачи дисциплины                                                                                         4-6

1.3. Место дисциплины в структуре ООП ВПО                                                  6-8

1.4. Требования к знаниям, умениям и владениям                                               8-10

2.    Тематический план                                                                                           10-13

2.1. Перечень разделов (модулей) дисциплины                                                   10-11

2.2. Содержание разделов (модулей)                                                                     11-13

3.    Перечень, содержание и трудоемкость практических занятий                   12

4.    Содержание, трудоемкость и контроль самостоятельной работы студентов 12

5.    Контроль результативности учебного процесса                                           13

6.    Учебно-методическое обеспечение дисциплины                                        13

7.    Требования к ресурсам                                                                                     15

 

 


 

 

Пояснительная записка

Введение

 

Природные ресурсы являются основой современной цивилизации, а основная задача экономических структур – преобразование природного вещества в конечный продукт, необходимый для повышения качества жизни. В соответствии с традиционными представлениями, чем больше ресурсов подается на входе в экономику, тем больше продукции на выходе и, соответственно, выше уровень экономического развития.

Такой подход к проблеме взаимоотношений общества и природы в ходе исторического развития определил крайне нерациональный тип использования природных ресурсов, которое сопровождается мощным загрязнением и разрушением окружающей природной среды, и чаще всего – возникновением не только экологических, но и социально-экономических проблем. Для решения этих вопросов необходима новая концепция взаимоотношений человека и биосферы, которая утвердила бы единство экономики, природы и общества – концепция устойчивого развития.

Природопользование – это междисциплинарная область знаний, сформировавшаяся на стыке естественных, гуманитарных и общественных наук, и занимающаяся разработкой принципов рационального природопользования с учетом экологических, социальных, экономических и научно-технических факторов в русле устойчивого развития.

При разработке программы учебной дисциплины «Устойчивое развитие»  в основу положены:

- ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров 022000 Экология и природопользование

- Учебный план направления 022000 Экология и природопользование одобрен ученым советом ГОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет» протокол №__ от «__»____________2015г.

- Стандарт УГЛТУ СТП 1.2.1.3-00-15 «Программа учебной дисциплины. Требования к содержанию и оформлению».

1.2. Цели и задачи дисциплины

 

Целями изучения дисциплины являются:

- формирование у студентов способности действовать в соответствии с принципами научного подхода и экологической целесообразности при решении вопросов по использованию природных ресурсов;

- развитие способностей анализировать антропогенные воздействия на природную среду, а также прогнозировать последствия таких воздействий;

- осознание актуальности концепции устойчивого развития общества как новой экологически приемлемой модели экономического развития современной цивилизации для возможности последующих разработок более совершенных форм социоприродных взаимодействий.

Задачи преподавания дисциплины:

- рассмотреть биосферные процессы, лежащие в основе устойчивого развития общества;

- раскрыть понятие и дать определение устойчивого развития территории;

- изучить  современные  тенденции  в  управлении  и  планировании природопользования с учетом экологических, социальных, экономических и научно-технических факторов;

- рассмотреть роль государственных, международных и общественных организаций в реализации идей устойчивого развития.

В результате изучения дисциплины выпускник должен обладать следующими

общекультурными компетенциями (ОК):

- владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию, систематизации информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-4);

профессиональными компетенциями (ПК):

в организационно-управленческой деятельности:

- обладать базовыми знаниями в области фундаментальных разделов математики в объеме, необходимом для владения математическим аппаратом экологических наук, для обработки информации и анализа данных по экологии и природопользованию (ПК-1);

- общепрофессионалъными компетенциями:

- иметь базовые общепрофессиональные (общеэкологические) представления о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды (ПК-4);

- знать основы природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды; быть способным понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования (ПК-6);

- владеть методами экологического проектирования и экспертизы, экологического менеджмента и аудита, экологического картографирования; владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации и использовать теоретические знания на практике (ПК-11);

в проектной деятельности:

в производственно-технологической деятельности:

в научно-исследовательской деятельности:

- способностью и готовностью к проведению экспериментальных исследований;

- способностью и готовностью к участию во внедрении результатов исследований и новых разработок.

 

1.3. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Устойчивое развитие» входит в цикл базовых дисциплин.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: земельные и другие виды природных ресурсов; категории земельного фонда; территории административных образований; территориальные зоны; зоны с особыми условиями использования территорий; зоны специального правового режима; зоны землепользования и земельные участки в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования; земельные угодья; единые объекты недвижимости и кадастрового учета; информационные системы и технологии кадастра недвижимости; геодезическая и картографическая основы землеустройства и кадастра недвижимости.

Бакалавры по направлению подготовки 022000.62  «Экология и природопользование» готовятся к следующим видам профессиональной деятельности:

- организационно-управленческая;

- проектная;

- производственно-технологическая;

- научно-исследовательская.

 

Изучение дисциплины «Устойчивое развитие» направлено на подготовку выпускника к решению следующих ряда задач профессиональной деятельности:

в организационно-управленческой деятельности:

- участие в составлении технической документации и отчетности;

- выполнение работ по подготовке к сертификации объектов добычи природных ресурсов;

- обоснование научно-технических и организационных решений;

- анализ результатов и выбор оптимального решения;

в проектной деятельности:

- участие в разработке проектной и рабочей группах по разработке и сертификации объектов природопользования;

- контроль и авторский надзор за исполнением проектных решений.

в производственно-технологической деятельности:

- участие в осуществлении проектно-изыскательских работ по разработке и добыче природных ресурсов;

- правовое обеспечение деятельности в области природопользования;

- участие в проведении мероприятий за использованием природных ресурсов, охраны окружающей среды;

- участие в проведении работ по  кадастровой оценке  природных ресурсов;

в научно-исследовательской деятельности:

- проведение экспериментальных исследований;

- изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта в области разработки и использования природных ресурсов;

- участие во внедрении результатов исследований и новых разработок.

 

Для успешного усвоения материала по дисциплине «Устойчивое развитие» необходимы знания ряда обеспечивающих дисциплин. В свою очередь освоение данной дисциплины является необходимой основой для изучения других важных естественно-научных и профессиональных дисциплин направления.

Сведения об обеспечивающих, сопутствующих и обеспечиваемых дисциплинах

 

 

Обеспечивающие Сопутствующие Обеспечиваемые
1. Математика Методы исследования и обработки информации в природопользовании Выпускная квалификационная работа.
2. Информатика Сертификация природных ресурсов и окружающей среды  
3. Биоразнообразие Рациональное использование земельных ресурсов  
4. Биогеграфия Экологический менеджмент и аудит  
5. Рациональное использование ресурсов    

 

Требования к знаниям, умениям и владениям

До начала изучения дисциплины «Устойчивое развитие » студент должен:

знать:

- основы фундаментальных наук (математики, физики, химии, биологии);

- строение биосферы и основные закономерности взаимодействия сообществ живых организмов с природной средой;

- основные понятия и законы экологии;

уметь:

- использовать качественные и количественные показатели для оценки антропогенного воздействия на окружающую природную среду;

владеть:

- методами работы с учебно-методической и справочной литературой;

- методамиобработки и анализа экспериментальных данных;

иметь представление:

- об основных экологических проблемах человечества;

- о механизмах функционирования и устойчивости биосферы;

- о материальном составе окружающей среды;

- о критериях оценки изменения материального состава окружающей среды;

- о мероприятиях по регулированию процессов загрязнения природных сред;

- о подходах к оценке состояния экосистем;

- об экологических принципах использования природных ресурсов.

 

После окончания изучения дисциплины «Устойчивое развитие» студент должен:

Знать:

- экологические принципы рационального природопользования;

- основы экологического регулирования и прогнозирования последствий природопользования;

- назначение, правовой статус и экологическую значимость для общества и системы биотической регуляции окружающей среды особо охраняемых территорий;

- цели, организацию управления природопользованием и порядок его взаимодействия с другими сферами управления;

- основные положения концепции устойчивого развития;

- современные направления перехода к рациональному природопользованию с учетом экологических, социальных, экономических, международных и научно-технических факторов;

- роль государственных структур и рыночной экономики в решении проблем природопользования;

- роль системы образования в концепции Устойчивого развития

уметь:

 

- применять на практике общесистемные законы и принципы, лежащие в основе

концепции Устойчивого развития;

- планировать и осуществлять мероприятия по охране природы;

- планировать меры экономического стимулирования природоохранной деятельности;

- использовать нормативно-правовые основы управления природопользованием,

разумно сочетать хозяйственные и экологические интересы;

- использовать методологические принципы функционально-стоимостного анализа при разработке территориальных природоохранных программ;

владеть:

 

- методами оценки природно-ресурсного потенциала территории и отдельных видов природных ресурсов, их вещественно-энергетических характеристик и воздействия на окружающую среду;

- методами определения эколого-экономического ущерба от загрязнения окружающей природной среды;

иметь представление:

 

- об изменениях природной среды в ходе эволюции человечества;

- о природно-ресурсном потенциале;

- о природных процессах, составляющих основу функционирования, естественной эволюции и антропогенно-обусловленных изменений биосферы, природно-территориальных комплексов, экосистем;

- о воздействии различных технических систем на природную среду и о методах оценки возникающего экологического риска; о мерах по предотвращению и ликвидации экологически опасных ситуаций или катастроф;

- об основных положениях концепции устойчивого развития;

- об основах природоохранного законодательства в Российской Федерации и в других промышленно развитых странах.


 

2.Тематический план

2.1. Перечень разделов (модулей) дисциплины

№ раздела (модуля)

Коды формируемых компетенций

Содержание

Кол-во часов

Рекомендуемая

литература

аудиторная

работа

само-стоят. работа

лекции практич. занятия
1.

ОК-1,

ОК-4,

ПК-1,

ПК-4,

ПК-6,

ПК-11

Кризис существующей парадигмы развития взаимоотношений природы и общества. 1 2 4 1-5, 15, 16
2. Предмет, задачи и цели Устойчивого развития История и проблемы создания новой концепции развития 1 4 4 1, 2, 4, 5, 7, 13, 15, 17, 18
3. Научные основы Концепции экологически устойчивого развития территорий (краткая характеристика) 1 5 4 1, 5, 13,15-17, 18
4. Иерархия уровней управления концепции экологически устойчивого развития территорий 2 4 4 2, 4, 8, 15, 20  
5. Индикаторы экологически устойчивого развития территорий. 2 2 4 2-5, 8, 9, 13, 18  
6. Методические подходы к междисциплинарной оценке устойчивого развития территории 2 2 4 10, 14  
7. Многокритериальная оптимизация. 2 2 4 3, 4, 8, 11, 17
8. Научное обоснование взаимных уступок экономической, социально и экологической сфер развития общества. 1 1 3 9, 12, 15
9. Экологическое регулирование, прогнозирование и последствия природопользования. Концепция устойчивого развития. 1 - 3 2, 4, 5, 8, 15  
10. Международное сотрудничество в области Устойчивого развития 1 - 2 1, 2, 5, 8, 9  

Итого:

14 22 36  

Содержание разделов (модулей)

1. Кризис существующей парадигмы развития взаимоотношений природы и общества.

1.1  Экологический кризис.

1.2  Экономический кризис.

1.3  Социальный кризис.

Институт леса и природопользования


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.