Позиция автора относительно утверждения «Знания психологии могут существенно повысить индивидуальный уровень адаптивности к профессиональной деятельности» — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Позиция автора относительно утверждения «Знания психологии могут существенно повысить индивидуальный уровень адаптивности к профессиональной деятельности»

2019-08-07 383
Позиция автора относительно утверждения «Знания психологии могут существенно повысить индивидуальный уровень адаптивности к профессиональной деятельности» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Приложение 2

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижневартовский государственный университет»

Инженерно-технический факультет

 

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Б1.Б.13 Адаптация личности к профессиональной деятельности

 

 

Вид образования: Профессиональное образование
Уровень образования: Высшее образование (бакалавриат)
Квалификация выпускника: Бакалавр
Направление подготовки: Ххххх
Направленность (профиль) образовательной программы: Ххххх
Тип образовательной программы: Программа академического бакалавриата
Форма обучения: Заочная
Срок освоения образовательной программы: 5 лет
Номер внутривузовской регистрации образовательной программы 15.03.04(225)-18-З

 

 

Нижневартовск

2017 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Методические указания для обучающихся по подготовке к семинарским занятиям.

2. Методические указания для обучающихся по выполнению заданий для самостоятельной работы.

3. Методические указания для обучающихся по подготовке к групповой работе на семинарском занятии.

 

1. Методические указания для обучающихся по подготовке к семинарским занятиям

Семинарские занятия проводятся по темам учебной программы дисциплины. Им отводится важная роль в установлении связей между теоретическим и практическим (производственным) обучением, в усвоении на основе самостоятельного анализа различных закономерностей и связей будущей профессиональнойдеятельности, в систематизации выводов по результатам выполненных заданий.

Перечень, количество часов, отводимых на выполнениепрактических заданий, указан в рабочей программе дисциплины.

Формы организации работы студентов на семинарских занятиях: фронтальная, групповая и индивидуальная.

При фронтальной форме организации занятий все обучаемые выполняют одновременно одну и ту же работу.

При групповой форме организации занятий одна работа выполняется группами по 2–5 человек.

При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.

Общая структура семинарских занятий по дисциплине «Адаптация личности к профессиональной деятельности» включает:

- вводную часть: организацию начала занятия (осуществляется контроль явки студентов и их подготовки к работе); общее инструктирование (сообщаются тема занятия, ее цели и задачи; проводится обсуждение готовности студентов к выполнению задания, краткое повторение вопросов теории, знание которых необходимо для выполнения работы; выдается задание, выбирается схема предстоящих действий по его выполнению);

- самостоятельную работу студентов (определяются пути выполнения задания, рассматриваются основные алгоритмы его выполнения на конкретном примере; выполняется задание; осуществляются наблюдение и контроль преподавателя за работой, текущий инструктаж, составление отчетов);

- заключительную часть (анализируются результаты работы, выявляются ошибки при выполнении задания и определяются причины их возникновения, проводится рефлексия студентами собственной деятельности).

 

Инновационность занятий обусловлена:

- реализацией развивающих и обучающих целей, их направленностью на формирование компетенций студентов;

- организацией самостоятельной работы на занятии, при подготовке к нему;

- осуществлением анализа и рефлексии.

При проведении семинарских занятий используются следующие виды деятельности студента:

- индивидуальная работа по выполнению заданий,

- работа в паре по взаимообучению и взаимопроверке при решении заданий,

- коллективное обсуждение методических проблем и выполнение заданий под руководством преподавателя.

Как для каждой темы в отдельности, так и для всего курса разработаны задания для самостоятельной работы студентов.

 

 

Тема семинарского занятия № 1:

«Теоретические основы адаптации к профессиональной деятельности»

Подготовить теоретические сообщения по вопросам:

1. Понятие «адаптация» и основные подходы к его операционализации. Направления исследований в области адаптации.

2. Понятие профессиональной деятельности, основные общепсихологические свойства и психологическая структура профессиональной деятельности.

3. Психологическая сущность профессиональной адаптации.

4. Роль и место высшего образования в системе профессиональной подготовки кадров.

5. Личностное и профессиональное развитие человека.

6. Индивидуальный уровень адаптивности человека. Регуляция адаптационных процессов.

Подготовить ответы на вопросы для коллективного обсуждения на семинаре:

1. Каковы актуальные проблемы профессиональной деятельности?

2. Почему студенты, закончившие обучение в вузе, часто оказываются психологически не подготовлены к работе?

3. Каковы факторы, способствующие/препятствующие профессиональной адаптации?

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить в виде таблицы аннотированный (снабженный аннотациями) список учебных изданий (включая монографии, учебники и учебные пособия), имеющейся в библиотеке НВГУ по дисциплине «Адаптация личности к профессиональной деятельности» (Таблица 1).

Таблица 1

Аннотированный список литературы по дисциплине

«Адаптация личности к профессиональной деятельности»

Автор, название, издательство, год издания Форма издания: (печатное /электронное) Ссылка на ресурс (электронные издания) Краткая аннотация
ОБРАЗЕЦ! Личность профессионала в современном мире / Российская академия наук, Институт психологии; отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. - М.: Институт психологии РАН, 2013. - 944 с. - (Труды Института психологии РАН). - ISBN 978-5-9270-0272-6 Электронный ресурс http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271614 (05.15.2017). В коллективной монографии представлен широкий спектр методологических и методических подходов к исследованию личности профессионала, но их объединяет рассмотрение профессионала как субъекта метасистемы «профессиональная среда-личность-социум». В каждой статье проанализированы результаты исследования характеристик и качеств личности субъектов разных видов деятельности. Большое внимание авторов привлекли проблемы субъекта в коммерческих организациях с разной корпоративной культурой. В работах, представленных в монографии, подняты вопросы отбора и подготовки молодых специалистов к новым условиям деятельности в современных организациях. Впервые рассматривается жизненный мир профессионала, влияние специфики и опыта профессиональной деятельности на восприятие реальности.

 

2. Составить глоссарий по теме: профессия, деятельность, структура деятельности, профессиональная деятельность, вид профессиональной деятельности, адаптация, профессиональная адаптация, социальная адаптация, адаптивность, дезадаптивность, профессиональное образование, специальность, трудовой пост, квалификация, должность, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО), основная образовательная программа (ООП), компетентность, компетенции, компетентностная модель выпускника профессионального образовательного учреждения, результаты образования).

Ссылки на источник оформляются в соответствии с ГОСТ 7.1–2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

 

3. Обозначить свою позицию (точку зрения) на следующее утверждение: « Знания психологии могут существенно повысить индивидуальный уровень адаптивности к профессиональной деятельности». Свои комментарии занесите в соответствующую графу таблицы (Таблица 2).

Таблица 2

Утверждение

Комментарии автора

Позиция «ЗА» Позиция «Против»

«Знания психологии могут существенно повысить индивидуальный уровень адаптивности к профессиональной деятельности»

1.   1. 2.   2. 3.   3.

4. Ответить на вопросы и подготовить электронную презентацию в программе Power Point в объеме 5-7 слайдов (один вопрос по выбору).

Вопросы:

‾ Почему дипломированных специалистов много, а хорошего (Ваша специальность) найти сложно?

‾ Почему один человек всю жизнь верен определенной профессии, а другой в течение многих лет меняет разные виды труда?

‾ Каковы причины смены профессий?

‾ От чего зависят удовлетворенность профессией и профессиональный рост специалиста, успех его карьеры?

‾ Как достичь вершин профессионализма?

 

5. Разработать электронную презентацию в программе Power Point «Компетентностный подход в профессиональномобразовании» на основе изученного материала.

 

6. Проанализировать ФГОС ВО (по направлению подготовки). Дать характеристику основных положений стандарта. Заполнить таблицу «Анализ ФГОС ВО по направлению подготовки» (Таблица 4).

 

Таблица 4

Анализ ФГОС ВО

по направлению подготовки: _______________________________________________________________

по направлению подготовки _____________________________________________________________________________

Аспект стандарта Характеристика Примечания
Название ФГОС - Федеральный … Само присутствие в названии слова «федеральный» определяет существенную особенность - …. (какую?)
Область применения Ориентирован на реализацию ОПОП (основной профессиональной образовательной программы) бакалавриата по направлению подготовки (___________________________________) Профиль подготовки: ____________________________________ Под направлением подготовки при этом понимается совокупность образовательных программ для бакалавров, магистров, специалистов различных профилей, интегрированных на основе общности фундаментальной подготовки. Введено понятие – профиль подготовки.
Требования к структуре образовательной программы Предусматривает изучение __________ блоков дисциплин: 1…. 2…. 3…. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Требования к обязательному минимуму содержания ООП не сформулированы, однако в каждом учебном цикле и разделе четко прописаны проектируемые результаты их освоения. В базовой части указан перечень обязательных дисциплин
Трудоемкость освоения ОПОП Одна зачетная единица – _________ академических часов; всего____________ зачетных единиц итого ___________ часов Выражается в зачетных единицах
Область профессиональной деятельности    
Объект профессиональной деятельности    
Виды профессиональной деятельности    
Требования к результатам освоения ОПОП сформулированы в виде: ОК -_______________________________ ОПК-______________________________ ПК-________________________________ В ФГОС ВО под компетенцией понимается ____________________________________  

Вывод:

Проанализировать ФГОС ВО (по направлению подготовки). Заполнить таблицу (Таблица 5) «Соотнесение видов профессиональной деятельности с компетенциями ФГОС ВО» (по соответствующему направлению подготовки студентов).

Таблица 5

«Соотнесение видов профессиональной деятельности с компетенциями ФГОС ВО»

по направлению подготовки: _____________________________________________

№пп Вид профессиональной деятельности Задачи профессиональной деятельности

Компетенции

1.

ОК   ОПК   ПК  

2.

ОК   ОПК   ПК  

3…

           

ПРИМЕЧАНИЕ! ФГОС ВО (по соответствующему направлению подготовки студентов) необходимо скачать на сайте nvsu.ru в разделе «Сведения об образовательной деятельности».

 

7. Внимательно прочитать текст Климова Е.А. «Понятие профессии», в котором автор выделяет пять разновидностей нежелательных ходов профессионального развития человека как субъекта трудовой деятельности. Найти примеры внешних и внутренних (психологических) причин, а также возможных последствий соответствующих явлений. Заполнить таблицу (Таблица 6). Обосновать, почему стадии профессионального становления человека не могут четко соответствовать определенным возрастным границам.

Таблица 6

Внешние и внутренние (психологические) причины нежелательных вариантов профессионального развития человека как субъекта трудовой деятельности

№ пп Вариант профессионального развития Внешние причины Внутренние (психологические) причины Возможные последствия
1. «Стихийное» развитие      
2. Ложнонаправленное (девиантное, непутёвое) развитие      
3. Отягощенное развитие (деструкция)      
4. Застой развития (стагнация)      
5. «Обратное» развитие (деградация)      

 

8. Профессиональная «Я-концепция».

Инструкция:

1) Лист бумаги разделить на три части.

2) Изобразитьсебя: «Я-реальное» (на данном этапе профессионального развития); Я-идеальное, Я - глазами других (Я-зеркальное).

3) Описать себя таким, какой Вы есть; каким хотели быть; каким Вас видят другие люди.

4) Ответить на вопросы:

- Чем отличается идеальный образ Вас в профессии от реального?

- Как формируют профессиональную «Я-концепцию» мнения других людей?

- Какие функции выполняет каждый из элементов профессиональной «Я-концепции»?

 

9. Используя материал, представленный на лекционном занятии (в презентации по теме), выделить собственные требования к молодым специалистам (не менее 5), обосновать свой выбор. Заполнить таблицу (Таблица 9).

Таблица 9

Актуальные требования к молодым специалистам (версия студента)

№ пп Ваши требования к молодым специалистам Обоснование требования (Почему выдвинутое требование актуально сегодня?)
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    

Вывод:

10. Выявить основные тенденции выбора профессии в ХМАО-Югре, проанализировать на предмет востребованности.

 

 

Тема семинарского занятия № 2:

«Адаптация личности и решение прикладных задач»

Подготовить теоретические сообщения по вопросам:

1. Сенсорно-перцептивная сфера профессионала.

2. Когнитивные процессы в структуре профессиональной деятельности.

3. Эмоционально-волевые процессы в регуляции профессиональной деятельности. Способности как фактор профессиональной деятельности.

4. Мышление в практической деятельности.

5. Регулятивные процессы в структуре профессиональной деятельности.

6. Интеллект как регулятор профессиональной деятельности.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Найти в научной литературе и выписать определения базовых понятий темы: сенсорная система человека, анализаторы, психические процессы,психические свойства личности, психические состояния, познавательные психические процессы, регулятивные психические процессы, к оммуникативные психические процессы, сензитивность). Ссылки на источники информации и нормативные документы оформляются в соответствии с ГОСТ 7.1–2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

2. Описать психологические характеристики, доминирующие в вашей будущей профессиональной деятельности:

1. Степень напряжения различных анализаторов (слух, зрение, осязание и др.).

2. Основные требования к пространственному восприятию.

3. Основные требования к вниманию, характеристикам и свойствам внимания (преобладающий вид внимания, объем, переключаемость, распределение, рассеянность, устойчивость, флюктуация (колебания), концентрация, отвлекаемость).

4. Основные требования к памяти (характер психической активности (образная (зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная, тактильная), двигательная, эмоциональная, словесно-логическая); связь с целями деятельности (произвольная, непроизвольная); время сохранения образов (кратковременная, оперативная, долговременная, мгновенная (сенсорная).

5. Основные требования к мышлению (доминирующий вид мышления (по форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое; по характеру: теоретическое, практическое; по степени новизны: репродуктивное, продуктивное; по степени обоснованности результатов: интуитивное, логическое, эвристическое, вероятностное); особенности принятия решений; требования к широте и четкости ассоциаций; быстроте мыслительных операций; продуктивности мышления, его гибкости, критичности.

6. Основные требования к эмоционально-волевой сфере (наличие и частота ситуаций, вызывающих эмоциональное напряжение, требующих больших волевых усилий, большой ответственности, резкая смена ситуаций, информационная и временная избыточность или недостаточность, работа в условиях опасности).

7. Требования к волевым качествам и чертам характера (решительность, настойчивость, самообладание, находчивость, уверенность в себе и т.п.).

8. Особенности профессионального общения, требования к коммуникативным качествам.

9. На основании выделенных характеристик, определить психологические качества, имеющие решающее значение в профессиональной деятельности.

10. Желательные качества.

11. Нежелательные качества.

Тема семинарского занятия №3:

« Мотивационные механизмы адаптации »

Подготовить теоретические сообщения по вопросам:

1. Мотивация профессиональной деятельности.

2. Отечественные и зарубежные теории трудовой мотивации.

3. Классификация мотивов профессиональной деятельности.

4. Профессиональная деформация личности. Виды профессиональной деформации.

5. Эмоциональное выгорание в профессии.

6. Коррупция как фактор нравственной деградации личности. Нормы и принципы в системе противодействия коррупции.

7. Характеристика операциональной сферы профессиональной деятельности.

Подготовить ответы на вопросы для коллективного обсуждения на семинаре:

1. Каковы основные мотивы трудовой деятельности в современном обществе?

2. Каковы основные факторы формирования профессиональной мотивации?

3. При каких условиях формируется отрицательная мотивация, а при каких – положительная?

4. Каковы причины возникновения профессиональных деформаций?

5. От чего зависит характер и степень выраженности профессиональных деформаций?

6. Можно ли считать профессиональные деформации разновидностью профессиональных заболеваний?

7. Каковы структурные и функциональные компоненты профессионального сознания?

Задания для самостоятельной работы:

1. Провести обзор сайтов и разработать каталог интернет-ресурсов по теме «Мотивационные механизмы адаптации». Заполнить таблицу (Таблица 1).

Таблица 1

Притча о трех строителях

«Случилось это в Средние века.Монах, руководивший строительством собора, решил посмотреть, как работают каменщики.

Он подошел к первому и попросил его рассказатьо своей работе. «Я сижу перед каменной глыбой и работаю резцом. Скучная и нудная работа, изнуряющая меня» - сказал тот со злобой.

Монах подошел ко второму каменщику и спросил его о том же. «Я работаю по камню резцом и зарабатываю этим деньги. Теперь моя семья не будет голодать» - ответил мастер сдержанно.

Монах увидел третьего каменщика и спросил о его работе. «Со стороны кажется, что я режу камень.Но на самом деле я строю Храм, который простоит тысячу лет. Я строю будущее», улыбнувшись, ответил третий каменщик.На следующий день монах предложил ему стать вместо себя руководителем работ.

Таблица 4

Примеры успешной/ неуспешной трудовой мотивации в истории и искусстве

История, искусство

Примеры трудовой мотивации

успешная неуспешная История       Художественная литература     Кино      

 

8. Провести исследование мотивов профессиональной деятельности используя методику «Опросник мотивации профессиональной деятельности» (Приложение 1).

 

9. Провести исследование эмоциональной и личностной сферы используя методику «Мотивация достижения успеха и избегания неудач» (Приложение 2).

 

10. Перечислить основные причины профессиональных деформации? Какие из профессиональных деформаций специалистов (по направлению подготовки), на ваш взгляд, сегодня являются самыми актуальными?

Найти в научной литературе и зафиксировать рекомендации по профилактике профессиональных деформаций (не менее 5), ссылаясь на источник информации. Подготовить презентацию по теме: «Основные пути профилактики и преодоления профессиональных деформаций».

 

Приложение 1

Вводные замечания.

Под мотивацией традиционно понимаются побуждения, вызывающие активность и определяющие ее направленность. Мотивация, обусловливая поведение и деятельность, оказывает влияние на профессиональное самоопределение, на удовлетворенность человека своим трудом. Профессиональная мотивация – это действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией. Профессиональная мотивация формируется у молодежи под влиянием факторов окружающей действительности, работы по профессиональной ориентации, проводимой в школе или в соответствующих центрах профориентации.

Профессиональная ориентация динамична, изменчива и представляет собой непрерывный процесс, протекающий под постоянным воздействием объективных и субъективных факторов. Структуру профессиональных мотивов можно выявлять на разных этапах становления (развития) профессионала: на этапе выбора профессии или специальности (взвешиваются все плюсы и минусы предлагаемой работы); в процессе работы по избранной специальности; при смене рабочего места (переход с одной работы на другую). Общепризнано, что от выраженности профессиональных мотивов зависит эффективность деятельности.

Цель методики: изучение мотивов профессиональной деятельности.

Оснащение: опросник на выявление ведущих мотивов профессиональной деятельности и лист для ответов.

Инструкция: «Предлагаемый опросник состоит из ряда утверждений, каждое из которых имеет три различных окончания. Необходимо из трех вариантов окончания выбрать наиболее верный. Далее в бланке ответов следует отыскать соответствующий ответ и отметить его, обведя кружком. Будьте внимательны: для каждого утверждения должен быть выбран и помечен только один ответ. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Нам важен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов».

Текст опросника:

1. Мне нравится:

а) выполнять любую работу, если я знаю, что мой труд не пропадет даром

б) учиться всему новому, для того чтобы достигнуть поставленных в жизни целей

в) делать все как можно лучше, потому что это поможет мне в жизни

 

2. Я думаю, что:

а) надо делать все, что поручают, как можно лучше, так как это поможет мне в жизни

б) своей работой надо приносить пользу окружающим, тогда и они ответят тем же

в) можно заниматься чем угодно, если это приближает к достижению поставленных
целей

 

3. Я люблю:

а) узнавать что-то новое, если мне это пригодится в будущем

б) выполнять любую работу как можно лучше, если это будет кем-то замечено

в) делать любое дело как можно лучше, так как это приносит радость окружающим

 

4. Я считаю, что:

а) главное в любой работе — это то, что она приносит пользу окружающим

б) в жизни необходимо все испытать, попробовать свои силы во всем

в) в жизни главное — это постоянно учиться всему новому

 

5. Мне приятно:

а) когда я делаю любую работу так хорошо, как я это могу

б) когда моя работа приносит пользу окружающим, так как это главное в любой работе

в) выполнять любую работу, потому что работать всегда приятно

 

6. Меня привлекает:

а) процесс приобретения новых знаний и навыков

б) выполнение любой работы на пределе моих возможностей

в) процесс той работы, который приносит явную пользу окружающим

 

7. Я уверен в том, что:

а) любая работа интересна тогда, когда она важна и ответственна

б) любая работа интересна тогда, когда она приносит мне пользу

в) любая работа интересна тогда, когда я могу мастерски ее выполнить

 

8. Мне нравится:

а) быть мастером своего дела

б) делать что-то самому, без помощи других

в) постоянно учиться чему-то новому

 

9. Мне интересно:

а) учиться

б) делать все то, что заметно окружающим

в) работать

 

10. Я думаю, что:

а) было бы лучше, если бы результаты моей работы всегда были видны окружающим

б) в любой работе важен результат

в) необходимо скорее овладеть нужными знаниями и навыками, чтобы можно было самому делать все, что хочется

 

11. Мне хочется:

а) заниматься только тем, что мне приятно

б) любое дело делать как можно лучше, поскольку только таким образом можно сделать действительно хорошо

в) чтобы моя работа приносила пользу окружающим, так как это поможет мне в будущем

 

12. Мне интересно:

а) когда я делаю какое-то дело так хорошо, как это могут сделать не многие

б) когда я обучаюсь делать то, чего не умел раньше

в) делать те вещи, которые обращают на себя внимание

 

13. Я люблю:

а) делать то, что очень всеми ценится

б) делать любое дело, если мне не мешают

в) когда мне есть чем заняться

 

14. Мне хочется:

а) выполнять любую работу, так как мне интересен результат

б) выполнять ту работу, которая приносит пользу

в) выполнять ту работу, которая мне нравится

 

15. Я считаю, что:

а) в любой работе самое интересное – это ее процесс

б) в любой работе самое интересное – это ее результат

в) в любой работе самое интересное – это то, насколько, она важна для других людей

 

16. Мне приятно:

а) учиться всему, что мне потом пригодится в жизни

б) учиться всему новому, независимо от того, насколько это нужно

в) учиться, поскольку нравится сам процесс учения

 

17. Меня привлекает:

а) перспектива, которая откроется мне после окончания учебы

б) то, что после учебы я стану нужным человеком

в) в учебе то, что она полезна для меня

 

18. Я уверен в том, что:

а) то, чему я научусь, всегда мне пригодится

б) мне всегда будет нравиться учиться

в) после учебы я стану нужным человеком

 

19. Мне нравится:

а) когда результаты моей работы видны окружающим

б) когда я выполняю свою работу мастерски

в) когда я выполняю любое дело так хорошо, как это могут сделать не многие

 

20. Мне интересно:

а) когда я качественно выполняю порученное мне дело

б) делать все то, что заметно для окружающих

в) если все знают, что я делаю на своей работе.

Лист для ответов

1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6
1 а 4 б 9 в 10 б 7 а 8 б
2 в 5 в 13 в 14 а 16 б 11 а
13 а 13 б 15 а 15 б 15 в 14 в
2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6
1 б 4 в 9 а 10 в 7 б 8 в
3 а 6 а 16 в 12 б 17 б 17 в
16 а 16 б 18 б 17 а 18 в 18 а
3.1 3.2 3.3 3.4    
1 в 5 а 7 в 8 а    
2 а 6 б 12 а 19 в    
3 б 11 б 19 б 20 а    
4.1 4.2 4.3 4.4    
2 б 4 а 9 б 10 а    
3 в 5 б 12 б 19 а    
1 в 6 в 20 в 20 б    

Обработка результатов:

Методика предназначена для изучения моти­вов профессиональной деятельности. Среди них условно выделены четыре основные группы:

1– мотивы собственного труда,

2– мотивы социальной значимости труда,

3– мотивы самоутверждения в труде,

4– мотивы профессионального мастерства.

После заполнения бланка ответов подсчитывается сумма кружков в каждом столбике. Вначале находится абсолютная сумма баллов по каждой из четырех групп мотивов. Для этого складывается отдельно сумма всех столбиков: 1.1,1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6; 2.1... 2.6 и т. д. Однако в различных группах мотивов выделено неодинаковое количество. Для их сравнения абсолютные суммы баллов первой и второй групп необходимо умножить на 2, а третьей и четвертой на 3. Полученные суммы имеют одинаковый «вес» баллов и могут сравниваться друг с другом.

Приложение 2

«Мотивация достижения успеха и избегания неудач»

Ход работы: перед началом исследования по данному опроснику испытуемый получает инструкцию.

Инструкция: «Перед Вами ряд утверждений, касающихся мыслей, чувств и действий человека в тех ситуациях жизни, где он может добиться успеха или избежать неудачи. Прочтя каждое утверждение опросника, выразите степень своего согласия или несогласия с ним, воспользовавшись следующей шкалой:

+ 3 – полностью согласен
+ 2 согласен
+1 – скорее согласен, чем не согласен
0 – трудно сказать, и да, и нет
-1 – скорее не согласен, чем согласен
-2 – не согласен
-3 – полностью не согласен»

Свои оценки необходимо ставить в баллах по данной шкале вместе с соответствующим знаком на отдельном листе рядом с порядковым номером суждения"
Замечание. В методике имеется два варианта опросника, мужской (форма А) и женский (форма Б). Они предлагаются испытуемому в соответствии с его полом.

 

Форма А (мужская):

  1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получить плохую.
  2. Если бы я должен был выполнить сложное, незнакомое задание, то предпочел бы сделать его с кем-нибудь, чем трудиться над ним в одиночку.
  3. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверен, что смогу их решить, чем за легкие, которые наверняка решу.
  4. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверен, чем трудное дело, в котором возможны неудачи.
  5. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложил бы все усилия, чтобы с ним справиться, чем перешел бы к тому, что у меня хорошо получается.
  6. Я предпочел бы работу, в которой мои функции четко определены и средняя зарплата, работе с зарплатой выше средней, в которой я должен сам определять, что и как делать.
  7. Я трачу больше времени на чтение специальной литературы, чем художественной.
  8. Я предпочел бы важное трудное дело, в котором вероятность неудачи равна 50%, достаточно важному делу, в котором вероятность успеха составляет почти 100%.
  9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют повышенного мастерства и известны немногим.
  10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.
  11. Если я собрался играть в карты, то скорее сыграл бы в простую развлекательную игру, чем в трудную, требующую напряжения и сложных размышлений.
  12. Я предпочитаю участвовать в соревнованиях, где я могу оказаться сильнее других, чем в таких, где участники примерно равны по силе.
  13. В свободное от работы время я овладеваю какой-нибудь игрой скорее для развития своих умений, чем для отдыха и развлечений.
  14. Я скорее предпочту сделать какое-то дело так, как считаю нужным, пусть даже с 50% риска ошибиться, чем делать его так, как мне советуют другие.
  15. Если бы мне пришлось выбирать, то я скорее выбрал бы работу, в которой начальная зарплата будет умеренной и постоянной, чем работу, в которой начальная зарплата будет небольшой, но есть шанс, благодаря своим усилиям, в скором времени сделать ее достаточно высокой.
  16. Я скорее стал бы играть в команде, чем соревноваться один на один.
  17. Я предпочитаю работать, не щадя себя, до тех пор, пока полностью не буду удовлетворен полученным результатом, чем стараться закончить дело побыстрее и как-нибудь.
  18. На экзамене я предпочел бы конкретные вопросы по пройденному материалу, вопросам, требующим для ответа глубокого размышления и выражения собственной оригинальной точки зрения.
  19. Я скорее выбрал бы дело, в котором имеется некоторая вероятность неудачи, но вместе с тем есть и возможность добиться большого успеха, чем такое, где вероятность неудачи сведена к минимуму, но и успеха не добьешься.
  20. После удачного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну "пронесло", чем порадуюсь полученной высокой оценке.
  21. Если бы я мог вернуться к одному из двух незавершенных дел, то скорее вернулся бы к трудному, чем к легкому.
  22. При выполнении контрольного задания я больше беспокоюсь о том, как бы не допустить какую-нибудь ошибку, чем о том, как правильно его решить.
  23. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-либо за помощью, чем стану искать выход из сложившегося положения.
  24. После неудачи я скорее становлюсь еще более собранным и энергичным, чем теряю всякое желание продолжать дело.
  25. Если есть сомнение в успехе какого-либо начинания, то я скорее не стану рисковать, чем все-таки приму в нем активное участие.
  26. Когда я берусь за трудное дело, я скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь на то, что оно получится.
  27. Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем тогда, когда несу за свою работу личную ответственность.
  28. Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое задание, чем знакомое, в успехе которого я уверен.
  29. Я работаю продуктивнее над заданием, когда мне конкретно указываю

Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.197 с.