Программы, реализуемые по решению органов государственной власти субъектов федерации — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Программы, реализуемые по решению органов государственной власти субъектов федерации

2019-08-07 145
Программы, реализуемые по решению органов государственной власти субъектов федерации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Приложение 1

к Концепции реализации пилотного проекта

по адаптации лиц с инвалидностью к самостоятельной жизни в социуме (стационарозамещающие технологии и сопровождаемое проживание)

Аналитическая справка

О существующем российском опыте организации сопровождаемого проживания для инвалидов 18+ с ментальными и психофизическими нарушениями

Введение

 

Основным местом проживания инвалидов с ментальными и психофизическими нарушениями в России являются стационарные организации социального обслуживания – взрослые психоневрологические интернаты (ПНИ) и детские дома-интернаты для детей с умственной отсталостью и физическими нарушениями (ДДИ).

Выпускники детских домов-интернатов по достижении 18 лет переводятся во взрослые психоневрологические интернаты, в которых преимущественную численность составляют лица пожилого возраста с психическими возрастными нарушениями. При этом выпускник теряет привычное окружение, в котором находился с раннего детства, что само по себе является большой психологической травмой, утрачивает имеющиеся навыки самообслуживания и трудовой деятельности. 

Молодые люди с ментальными и тяжелыми нарушениями развития, выросшие семьях в конечном итоге, тоже зачастую попадают в ПНИ по мере старения и смерти родителей. Помещение в изолированную среду без какой-либо жизненной перспективы изменений практически ведет к прекращению развития личности человека, не соответствует принципам гуманности и уважения человеческого достоинства.

В то же время, имеется успешный зарубежный (Приложение 2) и отечественный опыт реализации стационарозамещающих технологий, альтернативных интернатному содержанию.

В России указанные технологии преимущественно развиваются силами социально-ориентированных некоммерческих организаций и родительских ассоциаций, мотивированных на создание достойных условий проживания и дневной занятости, обеспечение максимальной жизненной самостоятельности и социальной интеграции в социум собственных детей по достижении ими 18 лет.

Также  имеется ограниченное количество примеров решений региональных государственных органов и примеров социального партнерства в субъектах Российской Федерации с привлечением социально-ориентированных НКО к вопросам организации сопровождаемого проживания и сопровождаемой социальной дневной занятости или сопровождаемого трудоустройства.

Ниже приведен обзор существующих региональных практик в этой части.

Программы, реализуемые по решению органов государственной власти субъектов федерации

Вологодская область

В области ведется работа по организации сопровождаемого проживания выпускников детских домов-интернатов для умственно отсталых детей.

В 2010-2014 тт. в области реализована долгосрочная целевая программа «Безбарьерная среда» (с подпрограммой «Школа самостоятельности» на 2010-2012гг., софинансируемой Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации).

В рамках программы на территории БУ СО Вологодской области «Сокольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» (с 01.01.2015 преобразован в БУ СО Вологодской области «Психоневрологический интернат «Сосновая Роща») построено 2 двухквартирных дома по типу общежития (одно и двухместные комнаты) для самостоятельного проживания инвалидов молодого возраста («социальное общежитие»). Общежития оборудованы современной мебелью необходимыми бытовыми приборами.

«Социальное общежитие» функционирует в структуре реабилитационного отделения БУ СО Вологодской области «Психоневрологический интернат «Сосновая Роща», предназначено проживания инвалидов молодого возраста (12 человек), способных в результате проводимых реабилитационных мероприятий при минимальном социально-медицинском сопровождении проживать самостоятельно - обустраивать быт (готовить., стирать, пользоваться бытовой техникой), трудиться в лечебно-трудовых мастерских и подсобном сельском хозяйстве учреждения, а также в организациях вне интерната.

Молодые люди, проживающие в «социальном общежитии», являются получателями социальных услуг, признанными нуждающимися в социальном обслуживании в стационарной форме.

 

Забайкальский край

На территории Забайкальского края существует практический опыт организации сопровождаемого проживания молодых инвалидов - выпускников Государственного стационарного учреждения социального обслуживания «Петровск-Забайкальский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Забайкальского края в условиях сельской местности («социальной деревни» - месте компактного проживания выпускников детского дома-интерната для умственно отсталых детей).

Проект по организации сопровождаемого проживания молодых инвалидов реализован при софинансировании Фонда поддержки детей, находящихся в жизненной ситуации (г. Москва), в рамках краевой долгосрочной целевой программы «Дорога в жизнь» (2010-2012 годы).

Проблема организации сопровождаемого проживания молодых инвалидов - выпускников детского дома-интерната решается поэтапно:

I этап: подготовка детей-инвалидов (с 14 лет) к самостоятельному проживанию в условиях детского дома-интерната для умственно отсталых детей по программам, включая профессиональную подготовку, формирование навыков, необходимых для самостоятельного проживания, развитие индивидуально-личностных качеств (I этап реализуется в течение 4-5 лет);

II этап: организация самостоятельного проживания молодых инвалидов в собственных жилых помещениях в «социальной деревне» - с. Кандобаево Петровск -Забайкальского района, месте компактного проживания выпускников детского дома-интерната для умственно отсталых детей;

III этап: сопровождение молодых инвалидов, проживающих в «социальной деревне», специалистами мультипрофессиональной бригады, созданной при Государственном автономном учреждении социального обслуживания «Петровск -Забайкальский комплексный центр социального обслуживания населения «Ветеран» Забайкальского края, оказание содействия в решении актуальных проблем.

 

Свердловская область

В рамках обеспечения сопровождаемого проживания граждан, Министерством социальной политики Свердловской области реализуется следующие технологии и проекты:

1.«Учебное» проживание граждан пожилого возраста и инвалидов в специализированных отделениях учреждении социального обслуживания.

В рамках двухнедельного для совершеннолетних граждан и месячного для детей-инвалидов курса социальной реабилитации, получателям социальных услуг прививаются навыки организации самообслуживания, бытового обеспечения, здорового образа жизни и прикладного творчества, эффективной коммуникации.

Примером сопровождаемого проживания является организация курса реабилитации инвалидов продолжительностью 14 календарных дней на базе государственного автономного учреждения Свердловской области «Областной центр реабилитации инвалидов», расположенного в городе Екатеринбурге.

Санкт-Петербург

Сопровождаемое проживание в Санкт-Петербурге организуется путем создания квартир социального назначения для постоянного проживания молодых людей с ограниченными умственными возможностями (квартир коллективного проживания), а также тренировочных квартир для выпускников детских домов, молодых инвалидов.

1. Создание квартир социального назначения для постоянного проживания молодых людей с ограниченными умственными возможностями (квартир коллективного проживания).

Создание и функционирование квартир коллективного проживания осуществляется в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 04.04.2006 № 100-15 «О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга».

Данная технология реализуется в Санкт-Петербурге с 2005 и является не только абсолютно новой технологией реабилитационной деятельности для России, но и совершенно особым типом специализированного жилья для этой категории людей.

Целью технологии является создание условий для нормального образа жизни инвалидов и участия их в жизни общества.

Инвалиды ведут практически полностью самостоятельный образ жизни: работают в меру своих возможностей, лично оплачивают жилищно-коммунальные расходы, посещают культурно-массовые мероприятия, самостоятельно обслуживают себя при домашнем сопровождении социальных работников.

Квартиры предоставляются для проживания молодым инвалидам с отклонениями в умственном развитии, сохранившим частичную способность к самообслуживанию в быту и не нуждающимся в постоянном постороннем уходе.

26.01.2006 в Санкт-Петербурге была открыта первая в России квартира социального назначения по адресу: Садовая ул., дом 122, кв. для проживания 6 человек.

Квартира представляет собой специально подготовленное и оборудованное жилое помещение, где каждому инвалиду предоставляемся отдельная комната, и соответствует следующим требованиям:

Требования к социальной квартире коллективного проживания для молодых инвалидов с нарушением интеллекта

 

Наименование помещения Количество помещений, ед. Площадь помещения, кв.м
1 Комната жильцов 7 126 (18 кв. мх7)
2 Комната социиального работника 1 12
3 Кухня-столовая 1 25
4 Холл-гостиная 1 20
5 Туалет* 2 4 (2 кв. м х 2)
6 Ванная комната 1 4
7 Помещение для стирки 1 5
8 Помещение для хранения хозяйственногоного инвентаря 1 1

Итого (ориентировочно):

197

*Предусматриваются в случае невозможности размещения санузла при каждой жилой комнате.

 

Поддерживаемое проживание осуществляется отделениями социального сопровождения и домашнего патронажа инвалидов с ограниченными умственными возможностями государственных центров социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Санкт-Петербурга.

В настоящее время в предоставлении помещений в специализированном жилом фонде (социальные квартиры) нуждаются 60 молодых инвалидов с нарушением интеллекта из числа выпускников домов-интернатов для детей с отклонениями в умственном развитии.

Создание социальных квартир коллективного проживания для молодых инвалидов с нарушением интеллекта предусматривается в будущем во всех административных районах регионов.

 

2. Тренировочные квартиры для детей, оставшихся без попечения родителей, для выпускников детских домов, молодых инвалидов.

Главная цель создания тренировочной квартиры - подготовка молодых людей к самостоятельному проживанию вне стационарных детских домов и домов-интернатов.

Проживание в тренировочной квартире для них является одним из этапов адаптации к новым условиям проживания. Тренировочная квартира представляет собой специально подготовленное и оборудованное жилое помещение.

В этом жилом помещении предусматривается проживание в течение года небольшой группы (пяти-шести человек) при социальном сопровождении социальными работниками.

Молодые люди обучаются навыкам самообслуживания, составления домашнего бюджета, ведения домашнего хозяйства, осуществления различных платежей (коммунальных, оплаты покупок в магазинах и др.), организации собственного досуга.

В настоящее время в Санкт-Петербурге на базе Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Центр социальной реабилитации инвалидов» по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, бульвар Алексея Толстого, д. 31 - функционируют 6 тренировочных квартир на 26 мест.

Кроме того, подготовку к самостоятельному проживанию молодые инвалиды могут пройти в тренировочных квартирах, расположенных в Адмиралтейском, Невском и Центральном районах Санкт-Петербурга.

 

Красноярский край

Многие проживающие, поступающие из детских домов, имеют потенциал для реабилитации к условиям самостоятельного проживания, но не имеют развития необходимых навыков. Проживание в интернате не может в полной мере отвечать потребностям людей, необходимо создавать условия наиболее приближенные к домашним с максимальной интеграцией в трудовую и досуговую деятельность, жизнь общества.

В Тинском ПНИ Красноярского края кроме предоставления социальных услуг до 2013 г реализовалась реабилитационная работа с целью социализации проживающих, восстановления дееспособности и возврата в общество.

Работа по программе реабилитации началась в  2001 году, первые результаты появились в 2006 году. Первые 26 человек из 400 проживающих  восстановили дееспособность и вернулись из интерната в общество

 С помощью администрации интерната на накопленные пенсионные средства приобретали «дома на земле» в поселке Тинской, некоторые создали собственные семьи, 11 человек вернулись под опеку в родные семьи.

Для получения дееспособности и выписки из интерната с проживающими проводилась работа по приобретению следующих навыков и умений:

1- Читать, писать, считать, составлять бюджет, контролировать расходы;

2- Планировать деятельность и приоритеты – режим, работа, досуг;

3- Готовность трудится – преодоление иждивенческой позиции;

4- Знать, куда и как обращаться по жизненно важным вопросам;

5- Иметь бытовые навыки;

6- Знать нормы поведения и общения с окружающими.

Также программа реабилитации реализована в следующих направлениях:

1.«Школа»:

Развивающие занятия производятся силами сотрудников интерната. За основу взята программа 8-го вида. Занятия ведутся в 3-х группах в зависимости от способностей, всего 21 человек.

1-я группа – обучающиеся, уже имеющие навыки чтения, письма и счёта - они развивают эти навыки, учатся считать и планировать свой бюджет;

2-я группа – обучающиеся с ограниченными навыками чтения, письма и счёта;

3-я группа – навыки чтения, письма и счёта почти отсутствуют.  

 

2. В направлении социальной реабилитации, в том числе:

 

2.1. Социально-средовая реабилитация:

Тинской интернат является учреждением открытого типа. Проживающие имеют возможность выхода с территории ПНИ, могут пользоваться инфраструктурой посёлка, ходить в магазин, на почту, на спортивные площадки школ, посещать музыкальную школу, ходить в гости к друзьям.

Социальные педагоги знакомят с инфраструктурой посёлка и обучают правилам обращения в учреждения, оформления бумаг. Куда и как обращаться по жизненно важным вопросам.

В интернате работает социальная гостиница – дом на 2-е квартиры, где те проживающие, которые приобрели социальные навыки, перед выходом из интерната могут попробовать жить в условиях, наиболее приближенных к домашним.

2.2. Социокультурная реабилитация:

Художественная самодеятельность – создана группа «Иные», в которой постоянно участвуют 25 человек и привлекаются другие проживающие, которые регулярно гастролируют и являются победителями различных конкурсов и фестивалей. Кукольный театр «Забава» 6 человек, который желанный гость в детских садах и детских домах-интернатах психоневрологического профиля. Ведётся кружковая работа – лоскутное шитьё, вышивание, вязание, моделирование, макраме, флористика. Их работы – постоянные участники выставок Красноярского края и соседних регионов.

2.3. Социально-бытовая адаптация:

Создание условий проживания приближенных к домашним. Мебель, бытовая техника, аудио-видео аппаратура, бытовые комнаты для стирки личного белья, комнаты для приготовления пищи с помощью сотрудников интерната.

3.Физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт:

Походы выходного дня, занятия на спортивной площадке интерната (футбол, волейбол), езда на велосипеде, настольный теннис. Футбольная команда – участник турнира по мини футболу в Красноярском крае и в товарищеских матчах с командами Иркутской области.

4.Трудовая реабилитация

В течение указанного времени 22 человека прошли обучение начальной рабочей профессии в 41-м и 30-м лицеях и в 69-м и 71-м СПТУ: повар, швея, закройщица, штукатур-маляр, соцработник, обувщик, слесарь по ремонту сельхозяйственных машин, в интернате работал швейный цех. За проживающими закреплялись участки: по уборке территории, дежурству в столовой, озеленению территории и уходу за цветами, подсобном хозяйстве. В теплице круглогодично росли огурцы, помидоры, зелень, рассада цветов, на ферме содержались коровы и поросята. На землях интерната выращивались картофель, лук, свекла, морковь, кабачки, капуста для собственного потребления, на всю продукцию был получен сертификат качества. В результате молодые люди, проживающие в ПНИ, приобщались к регулярному труду в соответствии с имеющимися посильными возможностями, социализировались.

5. Сопровождение выпускников интерната, велось специалистами по социальной работе в соответствии с их потребностями, и включало в себя регулярные консультации, посещение на дому и помощь в решении трудных жизненных ситуаций по разным направлениям.

Результаты программы реабилитации стали возможны исключительно благодаря инициативе сотрудников интерната и их профессиональной подготовленности. Начиная с 2013 года, в результате смены руководства Тинского ПНИ, программа социализации проживающих практически прекратила работу.

 

Псков

Для нормализации жизни человека с инвалидностью, требовалось создание условий для их обычной жизни в том месте, где они родились, выросли, получили доступное образование и занимаются посильной трудовой деятельностью. В связи с этим Региональная общественная организация родителей детей и взрослых с инвалидностью «Я И Ты» совместно с ГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения», опираясь на собственный опыт и опыт европейских стран, разработали концепцию пилотного проекта «Сопровождаемое проживание в Пскове».

Проект осуществляется на основе социального партнерства государственных, муниципальных структур и общественных организаций. В его реализации участвуют, Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области, Администрация города Пскова, Региональная общественная организация родителей детей и взрослых инвалидностью «Я и Ты», ГБУСО «Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов» (далее - ПИМ), ГБОУ «Центр лечебной педагогики дифференцированного обучения» (далее - ЦЛП).

Каждый из партнеров взял на себя ряд обязательств по созданию условий для сопровождаемого проживания. Так в 2012 году Администрация города Пскова приобрела 4 квартиры в обычном жилом доме для сопровождаемого проживания 10 человек с тяжелой инвалидностью. Главное государственное управление соц защиты населения Псковской области финансировала услуги по сопровождению (заработная плата сопровождающих).      

ГБОУ «ЦЛП» организовал подготовку людей с инвалидностью к самостоятельному проживанию и обучение персонала технологиям сопровождения проживания, ГБУСО «ПИМ» обеспечило их дневную занятость. Общественная организация «Я и Ты» приняла на себя ответственность за координацию работы, оборудовала квартиры мебелью и необходимыми приспособлениями, осуществляет организацию процесса сопровождаемого проживания.

Сами проживающие в квартирах люди с инвалидностью не являют иждивенцами, они оплачивают все текущие расходы, связанные с их жизнью в условиях квартиры.

Предоставление комплекса услуг «Сопровождаемое проживание» (далее - услуга) осуществляется лицам с инвалидностью, проживающим в жилых помещениях разной формы собственности малыми группами (4-10 человек), направленный на поддержку их максимально возможной самостоятельности в организации своего быта, досуга, взаимодействие и общения с другими людьми, а также на обеспечение необходимого ухода в условиях нестационарного проживания.

Получателямиуслуги являются граждане Российской Федерации, имеющие инвалидность, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно себя обслуживать, передвигаться, общаться и решать другие вопросы жизнеобеспечения и социальной сопричастности нарушений физической и (или) психической сфер человека.

Сопровождаемое проживание построено на основе следующих принципов:

• Приоритет уважения человеческого достоинства и прав личности,

• Ориентация на нормализацию жизни человека,

• Комплексный подход при оказании услуги,

• Индивидуальный подход (оказание помощи соразмерно потребностям в ней),

• Проживание малыми группами,

• Ориентация на развитие самостоятельности (помощь в самопомощи).

Владимир

 

С 2005 года ВООО Ассоциация родителей детей-инвалидов «СВЕТ» (далее АРДИ «Свет») разработала и реализует программы для молодых людей с тяжелой формой инвалидности, ранее признанных «необучаемыми», обучение самостоятельному (сопровождаемому) проживанию в «учебных квартирах»:

1. Ежедневное обучение навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения и другим формам жизнедеятельности в будние дни по программе «Школа жизни» для детей и молодых людей проходит с 8:30 до 13:00. Обучается ежедневно более 70 чел. в 7 группах в разных помещениях города Владимира. Помещения оборудованы всем необходимым для обучения  и принадлежат администрации города Владимира, одно из помещений - АРДИ «Свет». Педагоги сопровождения (7 чел.) оплачиваются из бюджета города

2.  Кратковременное двухдневное обучение проживанию с сопровождением проводится в выходные дни с 9 часов утра субботы до 9 часов утра понедельника. С 2005 года обучение прошли более 100 чел. Квартира принадлежит
ВООО АРДИ «Свет», оборудована всем необходимым для обучения. Педагоги сопровождения – 2 чел.- оплата из бюджета города.

3. Месячное - двух месячное обучение проживанию с сопровождением в квартире по 4 человека, принадлежащей АРДИ «Свет» и оборудованной всем необходимым для обучения. С 1октября 2010 года, обучение в ней прошли более 150 чел. Педагоги сопровождения в количестве 4 человек оплачиваются из бюджета города. Молодые люди посещают программы ВООО АРДИ «Свет» досуговой, творческой, спортивной направленности, посещают поддерживаемые мастерские с 9 утра до 13, 15 часов по расписанию занятий.

Эти формы обучения способствуют развитию молодых людей, показывают хорошие результаты у ребят в приобретении ими социальных и бытовых умений, навыков, готовят их к взрослой самостоятельной жизни с сопровождением и дают надежду их родителям на достойное будущее своих детей.

На средства родителей АРДИ «СВЕТ» и Фонда «Реновабис» в марте 2013 года была приобретена квартира без отделки 177 кв. м. С 2014 года началась реализация программы «Сопровождаемое проживание в квартире в обычном многоквартирном доме как альтернатива психоневрологическим интернатам».

В квартире постоянного сопровождаемого проживания 5 отдельных комнат - для каждого проживающего, большая кухня – гостиная, комната для педагога сопровождения, несколько душевых, туалетных комнат, постирочная. Квартира находится в городе Владимире, недалеко от остановки городского транспорта. Контингент проживающих - молодые люди с 20 до 35 лет со сложной структурой дефекта, с инвалидностью 1,2 группы, недееспособные, ранее не обучались или обучались в коррекционной школе 8 вида на дому. В программе работают педагоги сопровождения – 4 чел., оплата труда которых производится из бюджета города (3 чел.), из средств АРДИ «Свет» (1 чел.).

Дневная занятость - посещение программы АРДИ «Свет» досуговой, творческой, спортивной направленности, мастерские, где организована занятость с сопровождением.

Тиражирование опыта АРДИ "Свет":  учебная квартира для молодых людей в ГКУСО "Кольчугинский детский дом для умственно отсталых детей", а также 4 учебные квартиры в детских домах области для детей - сирот.

В 2015 г. АРДИ «СВЕТ» планирует начать строительство Дома сопровождаемого проживания на участке земли, который город Владимир выделил организации. В настоящее время комплектуется группа для постоянного проживания и строительства Дома.

Для реализации прав одиноких людей с инвалидностью на достойную жизнь во Владимирской области внедрены и работают разные формы устройства этих людей, которые разрабатывала и внедряла АРДИ «Свет»:

-   С августа 2012 года внедрены и работают «Приемные семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов (дееспособных)» на основании Постановления Губернатора Владимирской области от 16 августа 2012 г. «О внедрении во Владимирской области стационарозамещающей технологии «Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов».

По данным на 31 декабря 2014 года 55 приемных семей уже работают во Владимирской области для одиноких пожилых граждан и инвалидов, нуждающихся в социальной поддержке.

-      Опека над неродными недееспособными гражданами (Закон Владимирской области ЗО-22 от 14.02.2013 «О вознаграждении, причитающемся опекунам недееспособных граждан»). Вступил в силу 1 января 2014 года.

По данным на 31 декабря 2014 года 54 одиноких недееспособных граждан  живут в домашней обстановке с опекуном, который получает вознаграждение в сумме 6 000 рублей.

Внедрение инновационных форм во Владимирской области позволило снизить очередь в психоневрологические интернаты за 3 года на 50%: при начальной очереди в 400 человек более 200 человек уже обустроены в приемные семьи и живут в домашних условиях.

Информация по всем формам сопровождаемого проживания, которые внедрены и работают во Владимирской области, приведена в Приложении к аналитической справке.

Свердловск

При поддержке Министерства социальной политики реализуется ряд проекте в социально-ориентированных НКО, предполагающих социальное сопровождение инвалидов, ветеранов и членов их семей, семей группы риска.

Примером такого проекта является деятельность АНО НПСПО «Благое дело» по социальному сопровождению инвалидов с психическими нарушениями и умственной отсталостью. 

Инвалиды с психическими нарушениями и умственной отсталостью составляют значительный процент в обшей численности инвалидов. Тяжесть состояния, социальная активность и способность самообслуживанию таких инвалидов различна. В связи с этим многие из них проживают в стационарных учреждениях – психоневрологических интернатах (далее-ПНИ).

Важнейшим компонентом применяемой к рамках проекта модели сопровождения является реализация права на труд. Трудовая занятость дает инвалидам возможность для самореализации, получения экономической независимости, наиболее яркого проявления чувства собственного достоинства формирует самостоятельность, активную жизненную позицию и мотивирует к участию в общественной жизни.

Нестабильность психоэмоционального и физического состояния данной категории граждан, а также зачастую низкий уровень их социализации является серьёзным препятствием на пути их трудоустройства.

Опыт организации поддерживаемого трудоустройства зарубежных и российских НКО, в части АНО НПСПО «Благое дело», показывает, что такие инвалиды могут работать и выполнять посильный труд, если определить для них эффективную сферу профессиональной траектории с учетом влияния вида труда на стабильность их психоэмоционального состояния,

Правильно подобранный комплекс мероприятий на базе художественно- ремесленных мастерских позволяет успешно включить людей с особенностями развития в процесс труда и общественную жизнь, обеспечить им профессиональную успешность.

Он предусматривает важный этап предварительной социальной адаптации, помощь в профессиональной ориентации, обучении, адаптации на рабочем месте и поддержке в процессе выполнения трудовых операций.

Всё это является необходимой подготовкой для дальнейшего успешного поддерживаемого трудоустройства инвалидов либо в мастерской, где проходил процесс адаптации, либо на открытом рынке труда, или даёт возможность заниматься надомной работой.

Реализация модели сопровождения в ПНИ обеспечивает комплексный, гибкий, индивидуально-ориентированный подход к сопровождению инвалидов на всех этапах социализации и трудовой адаптации:

- создание условий для самореализации инвалидов в обществе, повышение качества их жизни;

- формирование у инвалидов социальных и личностных компетенций, устойчивой мотивации к трудовой деятельности, веры в себя и собственные силы.

Нижний Новгород

1.Нижегородской региональной общественной организацией помощи детям и молодежи «Верас» (НРООПДИМ «Верас») с 2010 году при поддержке партнеров была создана служба сопровождаемого учебного проживания для подростков и молодых людей с интеллектуальными и психофизическими нарушениями развития.

Служба размещена на базе партнерской организации ОБОИД «Радуга», которая имеет в аренде двухкомнатную квартиру по адресу ул. Куйбышева, д.13, кв. 24. Услуги краткосрочного двухнедельного проживания получили 16 подростков (девушки и юноши).

В 2013 году НРООПДИМ «Верас» получила от администрации города в безвозмездное и бессрочное пользование трехкомнатную квартиру в жилом доме по адресу Московское шоссе, д. 31, кв. 37. После проведения капитального ремонта квартира учебного проживания была открыта в апреле 2014г.

Курс сопровождаемого учебного проживания в настоящее время длится до двух месяцев. В сопровождении социальных работников и педагогов (штат 5 человек) по графику проживают двое юношей и две девушки. В настоящее время услуги сопровождаемого проживания получили 16 молодых людей с нарушениями развития. Разработаны методические рекомендации с технологическими картами для организации услуг сопровождаемого проживания.

Специалисты службы оказывают бесплатную психолого-педагогическую, правовую, социальную и другую квалифицированную поддержку семьям, воспитывающим подростков и молодых людей с нарушениями развития.

При реализации инновационных программ в государственных организациях был привлечен консультационный и практический опыт НРООПДИМ «Верас».

 

2.Государственное бюджетное учреждение «Городецкий психоневрологический интернат» кроме обычных стационарных услуг, использует инновационные формы полустационарного сопровождения людей с инвалидностью:

- проживание в общежитии для молодых людей с инвалидностью (в настоящее время проживает 7 человек);

- проживание в квартире социального назначения – «опекаемое жильё» (в настоящее время социальные работники интерната сопровождают 9 человек с психофизическими нарушениями на дому в своих квартирах);

- платное отделение в интернате;

- специализированное отделение временного проживания.

В учреждении работают полипрофессиональные бригады специалистов: врачи-психиатры, средний и младший медицинский персонал, специалисты по социальной работе, психологи, культорганизатор и др.

Современные ре- и абилитационные подходы, применяемые в учреждении, нацелены, прежде всего, на личность клиента, восстановление и развитие утраченных навыков, активизацию компенсаторных механизмов.

 

3. Информация о детских домах-интернатах:

В системе учреждений социального обслуживания населения Нижегородской области функционируют три детских дома-интерната для умственно отсталых детей общей коечной мощностью 486 койко-мест:

- государственное бюджетное учреждение системы социального обслуживания населения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальное реабилитационно-образовательное учреждение «Автозаводский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»;

- государственное бюджетное учреждение «Арзамасский детский дом- интернат для умственно отсталых детей»;

- государственное бюджетное учреждение «Замятинский детский дом- интернат для умственно-отсталых детей».

В рамках программы «Смогу жить самостоятельно» на 2010-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 01.06.2010 №322, на базе указанных учреждений функционирует «тренажерное жилье», в котором создано оптимальное реабилитационное пространство для обучения детей навыкам самостоятельного проживания.

«Тренажерное жилье» включает в себя:

- тренажерную жилую комнату, где проводятся занятия, направленные на формирование у воспитанников навыков самообслуживания и личной гигиены;

- тренажерную бытовую комнату-кухню, в которой проводятся занятия по обучению воспитанников навыкам приготовления пищи, пользования бытовой техникой, сервировки стола;

- кафе-магазин, позволяющий проводить занятия с целью развития у воспитанников коммуникативных навыков, обучения устанавливать взаимоотношения воспитанников в системе покупатель-продавец;

- автогородки, с помощью которых проводится обучение воспитанников правилам дорожного движения, приемам и навыкам безопасного управления транспортными средствами в игровой форме.

Данные мероприятия позволяют обеспечить максимальное развитие потенциала ребенка-инвалида в целях его подготовки к самостоятельной жизни по достижении 18 лет.

 

4. На базе учреждений социального обслуживания семьи и детей Нижегородской области работают комнаты социально-бытовой адаптации (далее - Комнаты) для детей, имеющих нарушения в развитии. Комнаты оборудованы кухонной мебелью и бытовой техникой.

Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья получают услуги по обучению бытовым навыкам и навыкам самообслуживания, в том числе правилам безопасности при обращении с бытовыми приборами, приготовлению несложных блюд, пользованию домашней бытовой техникой, сервировкой стола, правилам этикета. Также в Комнатах организована работа по обучению детей правилам санитарии и гигиены, уборке помещений, стирке белья.

 

Санкт-Петербург

 

ГАООРДИ  - Городская ассоциация общественных организаций родителей детей-инвалидов

Ассоциация включающает 85 профильных НКО, создана и работает в Санкт-Петербурге в течение более чем 20 лет.

Значительное количество позитивных изменений в законодательстве Санкт-Петербурга, практических изменений в жизни людей с инвалидностью, в том числе с интеллектуальными и тяжелыми и множественными нарушениями, расстройствами аутистического спектра и пр., инициировано ГАООРДИ.

 

С 2008 года по настоящее время на  двух площадках ГАООРДИ (первая - пр. Обуховской обороны, д. 199 и, вторая - ул. Чайковского, д.60) реализуются проекты по сопровождаемому проживанию и по организации полезной трудовой занятости.

 С 2005 года реализуется ежегодная программа «Поддержка», в рамках которой от 90 до 170 молодых инвалидов (18-30 лет) выезжают на 18 дней на отдых в лагеря Ленинградской области без родителей, в сопровождении специалистов и учатся жить самостоятельно. В рамках программы организуются трудовые и творческие мастерские, обучение по ведению личного бюджета, психологические тренинги и досуг, проводятся исследования потребностей молодых инвалидов.

В 2008-2011 гг. – реализованы два российско-финских проекта по подготовке «Личных помощников», в рамках которых были обучены 30 специалистов социальной сферы функциям «личного помощника» для молодых людей от 18 лет с целью оказания им помощи в повседневной самостоятельной жизни. С 2011 организована работа социальной гостиницы. Для проживания клиентов предоставлены 3 комнаты на 8 человек, гостиница оборудована доступной средой (душ, туалет, широкие дверные проемы, кухня, стиральная машина). Формы работы гостиницы: кризисная помощь, времен


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.129 с.