М.Лермонтов
| «Смерть поэта», «Поэт» - тема поэта и толпы
«Но скучен нам простой и годный твой язык
Нас тешат блестки и обманы»
| А.Пушкин
| «Я памятник себе воздвиг», «Пророк», «Поэт»
|
Н.Некрасов
| Создает образ своей «неласковой и нелюбимой Музы, Печальной спутницы печальных бедняков».
Поэт не отделяется от толпы:
«Я от костей твоих и плоти,
Остервенелая толпа»
«Зачем меня на части рвете?»
|
А.Фет
| Истинная поэзия - это умение претворить страдание в радость, понять других людей и разделить с ними чувства, увидеть красоту и бесконечность мира:
«Дать жизни вздох,
Дать сладость тайным мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим,
Шепнуть о том, о чем я зык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец-
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак, и венец!»
«Одним толчком согнать ладью живую»
|
В.Маяковский
| В поэме «Облако в штанах» М. провозглашал пророческую миссию художника – видеть то, чего не видит никто(«где глаз людей обрывается куцый»). В стране Советов поэзия должна встать в строй созидателей новой реальности:
«Светить всегда!
Светить везде!
До дней последних донца»
«Невероятное приключение…»
Возможности искусства безграничны («Рифма поэта - и ласка, и лозунг, и штык, и кнут» - ст. «Разговор с фининспектором о поэзии»)
Поэма «Во весь голос. Первое вступление в поэму» - участие в строительстве новой жизни утверждается как главное достоинство поэзии и основной критерий оценки ее уровня. Подводит итог своего творчества, поэт обращается к потомкам, заглядывает в «коммунистическое далеко»
|
А.Твардовский
| «Вся суть в одном - единственном завете»
Центральная мысль ст.- право творца на абсолютную свободу.
«О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу»
|
Родина
| М.Лермонтов
| «Родина» Любовь «странная», необъяснимая – «за что, не знаю сам»
|
А.Блок
| В ст. «Осенняя воля» поэт говорит о невозможности жизни без России, ощущает родство с ней: «Приюти ты в долях необъятных», «как жить и плакать без тебя!». Блоку дороги просторы Отчизны, грустная доля народа - землепашца: «Над печалью нив твоих заплачу,/Твой простор навеки полюблю»
В ст. «Русь» Родина предстает сказочным заколдованным царством.
В ст. «Россия» предстает Родина как «нищая Россия», ее «серые избы», «расхлябанные колеи». Выражено чувство неразделенности судьбы поэты и судьбы Родины.
Ст. «На железной дороге». «На поле Куликовом» - цикл ст., в которых поэт обращается к истории.
В ст. «Грешить бесстыдно, беспробудно» возникает образ страшной России. Но это Родина, с которой он чувствует нерасторжимую связь:
«Да и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне»
Ст. «Коршун»
|
С.Есенин
| В ст. «Русь» почти интимно обращается к родине, как близкому человеку: «Ой, ты, Русь, моя родина кроткая». По-лермонтовски называет необъяснимой свою любовь к России:
«Но люблю тебя, родина кроткая,
А за что, разгадать не могу»
В философском ключе осмысливается тема родины в ст. «Спит ковыль. Равнина дорогая»
«Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть!»
Ст. «Гой ты, Русь моя родная»:
«Если крикнет Рать святая:
«Кинь ты все, живи в раю!»,
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте Родину мою!»»
Ст. «Край любимый», «Запели тесаные дроги»
|
Ф.Тютчев
| «Умом Россию не понять»
Философская лирика Ф.Тютчев
Сожалеет о быстротечности жизни:
«Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
Что просиял над целым мирозданьем,
И в ночь идет, и плачет, уходя…»
«Далекий друг»
|
Гражданская лирика
| Н.Некрасов
| Тема гражданского служения - быть «обличителем толпы, ее страстей и заблуждений»
|
А.Ахматова
| В 1917 г, когда многие поэты покидают Россию, охваченную революционным безумием, она отказывается это сделать, понимая невозможность прожить без того, с чем навсегда срослась душа. На предложение покинуть родину она не считает возможным отвечать. Даже слышать она не желает этих оскорбительных для ее достоинства слов:
«Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной,
Не осквернился скорбный дух»
«Мне голос был»
Поистине жалок добровольный изгнанник, так как его жизнь бессмысленна. В годы суровых испытаний не себя спасать надо:
«А здесь, в глухом чаду пожара,
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя»
«Не с теми я, кто бросил землю»
В годы ВОВ А. пишет ст. «Клятва», «Мужество», в которых выражается общее для всего народа чувство:
«Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!»
|
А.Пушкин
| «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд» (о декабристах)
|
Сатира
| В.Маяковский
| Сатирические гимны - «Гимн обеду», «Гимн ученому», «Гимн критику». Основной объект сатиры - мещанство и бюрократизм.
В ст. «О дряни» М. клеймит обывательский быт. Мещанское сознание, «Мурло мещанина» казались ему препятствием для осуществления той утопической идеальной модели новой жизни, о которой он мечтал.
В ст. «Прозаседавшиеся» гротескно воссоздается картина бесконечных заседаний советских чиновников - бюрократов.
Пошлость, мещанство как идеология, которой не должно быть места в новой действительности сатирически высмеиваются в комедии «Клоп».
|
Нравы дворян
| Фонвизин
| «Недоросль»
|
Гоголь
| «Мертвые души»
|
Салтыков-Щедрин
| «Повесть о том, как один….»
|
Некрасов
| «Кому на Руси жить хорошо»
|
Нравы чиновников
| Гоголь
| «Ревизор»
|
Маяковский
| «Прозаседавшиеся»
|
Булгаков
| «Мастер и Маргарита»
|
Народ
| Н.Некрасов
| «Я лиру посвятил народу своему» - элегия
«Тройка» - страшная судьба русской женщины, беззащитной перед жизнью.
«Размышления у парадного подъезда» - обращение к народу:
«Где народ. Там и стон….Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил…»
Ст. «Железная дорога»
|