Последовательность и согласованность — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Последовательность и согласованность

2019-08-07 130
Последовательность и согласованность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

       Консилиум образовательного учреждения действует на основе соответствующего Положения МО РФ (приказ № 27/901-6 от 27.03.2000г). В данном нормативном документе определены все параметры, режим деятельности, необходимая документация. Основными требованиями к деятельности консилиума являются не только истинное понимание задач и стратегии развивающей и коррекционной работы, но и четкая согласованность и выверенная последовательность действий каждого специалиста. В то же время следует четко отграничить задачи, находящиеся в исключительной компетенции консилиума, и задачи общепедагогические, не требующие включенности такого мощного структурного образования школы, как междисциплинарный консилиум. К задачам школьного консилиума, решающего проблемы обучающихся, следует отнести:

— определение образовательного маршрута тех неуспевающих детей, которых, в связи с их неуспешностью, необходимо направить в специальные коррекционные учреждение;
— выделение детей, нуждающихся в дополнительной помощи со стороны психолога и других специалистов; индивидуализация образовательного маршрута «внутри» обучения, в том числе и обучения в классах ККО (данная задача включает скрининговое сопровождение всех детей образовательного учреждения), 

— анализ развития и обучения тех детей, которые, несмотря на запрос к консилиуму со стороны педагогов или родителей, не нуждаются в дополнительной специализированной помощи, формирование рекомендаций для педагогов и педсовета по организации помощи таким детям исключительно методами и способами, доступными педагогическому коллективу;
— отслеживание эффективности дополнительной специализированной помощи детям и координация взаимодействия специалистов по ее оказанию.

СИЮМИНУТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

      Разнонаправленная, по сути, деятельность профильных специалистов школьного консилиума должна быть сведена в общую картину, разрабатывающую индивидуальный образовательный маршрут для обучающегося ребенка. Координирующим специалистом в деятельности сопровождения, является педагог-психолог консилиума. В то же время следует определить круг проблем, которые не должны, входить в практику и компетенцию деятельности психолого-медико-педагогического консилиума, но могут решаться непосредственно педагогами с минимальным привлечением профильных специалистов (по крайней мере, на первом этапе их решения). К таким проблемам следует отнести: — сиюминутные проблемы обучения (кратковременное ухудшение усвоения программы: навыков письма, чтения, поведения), которые вызывают тревогу у педагога, но, в связи со своей непродолжительностью, не являются задачей консилиума в целом и педагога-психолога в частности;— кратковременные проблемы поведения (отражающиеся, тем не менее, на успеваемости), связанные с актуальной ситуацией в семье, с начинающимся заболеванием ребенка (постоянное болезненное состояние, «отклоняющийся» психологический статус, естественно, являются задачей углубленного обследования всеми специалистами);— разработку программы воспитательных мер в рамках учебно-воспитательного процесса, рекомендуемых классному руководителю, учителю-предметнику и другим участникам образовательного процесса. В практике «консилиумной» деятельности часто приходится иметь дело с подобными запросами педагогов и администрации, касающимися, как правило, сиюминутных проблем с достаточно ясными причинами.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

    Работа консилиума с ребенком может начаться либо по запросу родителей (лиц их замещающих), либо (с их согласия) по запросу учителя, администрации образовательного учреждения. Запрос от родителей можно рассматривать как предварительный этап сопровождения ребенка. В настоящее время разработан ряд документов, карт развития и т.п., в которых достаточно подробно и развернуто, представлены те необходимые начальные сведения о ребенке и его семье, которые ложатся на стол специалисту, проводящему обследование первым. Первичное обследование ребенка разными специалистами (в том числе и педагогом-психологом) является фактически первым этапом сопровождения. Когда первичный прием проводит психолог, в своих рекомендациях он определяет необходимость участия в обследовании других специалистов, а в некоторых случаях и определяет последовательность (приоритетность) проведения обследований (консультаций) специалистами разных профилей. Несомненно, огромную роль в такого рода координационной работе играет собственный опыт педагога-психолога. Педагог-психолог, осуществляющий первичное консультирование проблемного ребенка, собирает и анамнестические сведения о нем и его семье (психологический анамнез). В этом случае другие специалисты дополняют и уточняют полученные анамнестические данные. Первый этап заканчивается составлением индивидуальных заключений всеми специалистами консилиума данного учреждения.

КОЛЛЕГИАЛЬНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ

    В соответствии с принципом индивидуально-коллегиального обследования, после проведения обследования ребенка специалисты проводят коллегиальное обсуждение полученных результатов. Это обсуждение можно рассматривать в качестве второго этапа консилиумной деятельности. Коллегиальное обсуждение результатов обследования позволяет выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка и определить общий прогноз его дальнейшего развития и комплекс тех развивающих и коррекционных мероприятий, которые помогут ребенку. Завершающей частью второго этапа работы педагога-психолога в рамках консилиума является его участие в выработке решения по определению образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, а также необходимых для его развития психологических коррекционных и развивающих программ. Здесь же обсуждается координация и согласованность последующего взаимодействия специалистов друг с другом. При необходимости определяется последовательность включения различных специалистов в работу с ребенком. Междисциплинарный принцип деятельности специалистов при оценке психического развития ребенка предусматривает необходимость как выработки (согласования) коллегиальных подходов к такого рода оценке, так и преломления (и даже коррекции) мнения каждого из специалистов, в зависимости от трактовки данных о ребенке, полученных от других специалистов. Это требует соответствующей технологии проведения коллегиального обсуждения, то есть технологии междисциплинарного взаимодействия. Основная нагрузка в этом случае ложится на ведущего заседание консилиума. Важной задачей ведущего становится последовательность обсуждения анамнестических и диагностических данных по результатам обследования ребенка отдельными специалистами, согласование позиций специалистов.

 ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ

Совершенно очевидно, что в заключении (решении) консилиума не должен присутствовать ни один из диагнозов специалистов и ни один из диагнозов (в том числе и психологический) не должен явиться итогом консилиума. Таким итогом является лишь определение дальнейшего образовательного маршрута, под которым могут пониматься самые различные мероприятия: от дополнительных занятий с педагогом до перевода ребенка в другое, более соответствующее его возможностям образовательное учреждение. В то же время такое решение полностью базируется на согласованной позиции всех специалистов консилиума. Применительно к неуспевающим детям подобное заключение (с прогнозом развития, необходимой коррекционно-развивающей работой специалистов различного профиля, последовательностью включения специалистов в работу) и само решение консилиума можно представить в виде следующей схемы:

— психологический диагноз; — диагнозы других специалистов;         

— решение консилиума о коррекции (изменении) образовательного маршрута;

— подключение специалистов консилиума;

— необходимая коррекционно-развивающая работа;

— прогноз дальнейшего развития и обучения в различных ситуациях.

         Данная структура и организация деятельности консилиума по сопровождению детей основывается на понимании того, что деятельность педагога-психолога в современных условиях не может протекать изолированно. Более того, эффективность его работы (впрочем, как и эффективность обучения в целом) в огромной степени связана с характером и особенностями взаимодействия педагога-психолога и других специалистов школы между собой, в реализации междисциплинарного подхода. Это касается и педагога, как «главного» специалиста в образовательном учреждении.

ВСЕ И СРАЗУ

     В образовательных учреждениях (в системе специального образования в обязательном порядке) имеются специалисты: педагог-психолог, учитель - логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, специалисты медицинского профиля. В основном их работа строится по принципу «единоличия», каждый из них озадачен, прежде всего, выполнением своего объема работы, зачастую вне зависимости оттого, что делают остальные. В то же время, координирующая функция деятельности специалистов, участвующих в сопровождении ребенка, в оказании ему специализированной помощи уже на этапе консилиумной деятельности, должна быть возложена именно на психолога. Такая координирующая роль психолога становится возможной в силу того, что именно он в большей степени является представителем интересов и прав ребенка. Необходимость объединить усилия психолога с усилиями учителя - логопеда, учителя-дефектолога, врача и социального педагога, «собрать» всех в единую слаженную команду требует от него особых психотерапевтических навыков, умения создать психотерапевтическую атмосферу в деятельности консилиума. В ситуации, когда школьный консилиум не приходит к общему мнению по поводу необходимой развивающей и коррекционной работы с ребенком или опыта у специалистов недостаточно, а также в случае конфликтных отношений с родителями ребенка, непринятием родителями рекомендаций консилиума, ребенок может быть направлен на консультацию более высокого уровня, например на городскую психолого-медико-педагогическую комиссию (МОУ «Центр ПМСС»). Как правило, в данных учреждениях сосредоточены более опытные и высоко квалифицированные специалисты, что позволяет им более эффективно оценить состояние ребенка. Авторитет организации более высокого уровня может служить хорошим мотивирующим компонентом воздействия на родителей. Все полученные результаты в виде общего (коллегиального) заключения консилиума в этом случае передаются в психолого-медико-педагогическую комиссию (консилиум) и в дальнейшем (после дополнительного обследования ребенка) возвращаются в данное образовательное учреждение с заключениями специалистов консультации (в том числе психолога) и рекомендациями по организации развития, воспитания и обучения ребенка.

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕШЕНИЙ

     Следующим (третьим) этапом реализации программ сопровождения является профессиональная деятельность педагога - психолога образовательного учреждения которая направлена на реализацию решений консилиума (скорректированных в зависимости от заключений специалистов ПМПК). Это могут быть развивающие и коррекционные мероприятия внеурочного плана или подключение специальной психологической помощи непосредственно к процессу обучения ребенка. Как правило, коррекционная работа проходит в индивидуальном или групповом режиме. В соответствии с особенностями развития ребенка и наличием соответствующих специалистов в школе определяются направленность, интенсивность и продолжительность циклов занятий. Наиболее важной задачей деятельности психолога на этом этапе является использование (в некоторых случаях и разработка) индивидуально ориентированных программ специальной психологической помощи для ребенка или групп детей. Отсюда, в частности, вытекает важная задача подбора детей в «гомогенные» группы (то есть дети в коррекционных группах должны обладать близкими по структуре особенностями развития), что само по себе является достаточно сложной задачей. Кроме того, должна быть определена ориентировочная продолжительность, как отдельного занятия, так и цикла занятий в целом. Все эти показатели должны быть не только отражены, но и обоснованы в программе коррекционной работы. Завершением этого этапа работы психолога является динамическое, или итоговое обследование (оценка состояния ребенка после окончания цикла развивающе-коррекционной работы). Каждое из обследований отражается в соответствующем заключении психолога по его результатам.

РАЗДЕЛЕНИЕ ПРОЦЕССА

             По итогам работы с ребенком консилиум проводится в обязательном порядке, но результаты промежуточного обследования требуют проведения консилиума лишь в том случае, если отмечается явно недостаточная или отрицательная динамика развития.
На промежуточном этапе также могут произойти значительные изменения состояния ребенка. Это может быть следствием целенаправленной коррекционно-развивающей работы профильных специалистов, а также вызвано какими-то событиями, изменившими условия существования ребенка. В этом случае вынесение обсуждения ситуации на консилиум также является необходимым. Таким образом, можно говорить о плановых и внеплановых консилиумах. Соответствующее разделение консилиумного процесса приводится и в Положении о консилиуме образовательного учреждения. Решение задач динамической оценки состояния ребенка в рамках деятельности консилиума является завершающей стадией третьего этапа его деятельности. В дальнейшем работа с ребенком либо заканчивается (итоговый консилиум и перевод ребенка на иную программу обучения), либо продолжается (например, в условиях перехода ребенка в следующий класс) с повторением второго и третьего этапов, если ребенок продолжает нуждаться в дополнительной внеучебной специализированной помощи. Консилиумная деятельность выражается лишь в мониторинговом компоненте сопровождения (в плановом наблюдении за ребенком со стороны профильных специалистов образовательного учреждения). При запросе со стороны педагогов, родителей или воспитателей ГПД, продолжительной болезни, стойких проблемах в усвоении программного материала в процессе обучения, каких-то других форс-мажорных обстоятельствах — деятельность консилиума может быть возобновлена и ребенок взят на индивидуальное психолого-медико-социальное сопровождение.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.