Механизмы, обеспечивающие выполнение e-GIF — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механизмы, обеспечивающие выполнение e-GIF

2019-08-07 154
Механизмы, обеспечивающие выполнение e-GIF 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При рассмотрении вопроса о соответствии информационной системы требованиям e-GIF, используется несколько критериев, в соответствии с которыми система должна[18]:

l использовать браузер в качестве основного пользовательского интерфейса,

l использовать XML в качестве основного инструмента сбора данных из разных источников,

l использовать метаданные для описания данных и информационных ресурсов,

l использовать стандарты Интернета,

l использовать метаданные для управления содержательными материалами в информационных ресурсах.

В случае, если данные требования не удовлетворены и при этом отсутствует миграционная стратегия по приведению системы в соответствии с этими требованиями в дальнейшем, то на государственного заказчика могут быть наложены санкции, наиболее существенная из которых заключается в следующем:

Соответствие e-GIF является одним из критериев, по которому будет осуществляться оценка ведомственных стратегий в области информационных технологий и на основании которых Отдел по электронному правительству и Казначейство Ее Величества будут принимать решение о финансировании. Следует отметить, что несоответствие требованиям сильно затруднит создание эффективной стратегии [19].

Таким образом, соответствие требованиям e-GIF является формальным критерием при выделении финансирования на создание информационной системы.

Значение e-GIF

Поскольку e-GIF является первой из числа подобных инициатив, и одной из наиболее успешных (следование предписаниям e-GIF является обязательным для публичного сектора), то опыт Великобритании приобрел широкую известность, прежде всего, в Европе. Он был использован, в частности, при разработке Европейского свода основных требований. Кроме того, e-GIF стал образцом для аналогичных разработок в других странах, среди которых следует упомянуть новозеландский e-GIF и бразильский ePING.

Франция

Проект CCI

22 августа 2001 г. во Франции было создано правительственное агентство ATICA (Agence pour les Technologies de l'Information et de la Communication dans l'Administration – «Агенство по информационным технологиям и коммуникациям в государственном управлении»). В январе 2002 г. была опубликована первая версия французского GIF, получившая название CCI (Cadre Commun d'Interopérabilité). Этот документ был подготовлен по итогам предварительного обсуждения «нулевой» версии документа; вместе с первой версией был опубликован неофициальный сопроводительный документ[20], в котором обосновывался выбор конкретной спецификации, произведенный в каждом случае в отношении той или иной технологии. Также был опубликован обзор ожидаемых последствий от внедрения CCI[21], в котором рассматривалась текущая ситуация в области разработки информационных систем публичного сектора и обеспечения их совместимости, а также намечались важнейшие направления дальнейших исследований. Были просуммированы итоги предварительного обсуждения и в отдельном документе опубликованы ответы на полученные вопросы[22].

В соответствии с циркуляром Премьер-министра от 21 января 2002 г.[23], которым новый документ вводился в действие, основной целью CCI являлось обеспечение «удобного и персонализированного доступа для граждан и организаций к услугам комплексу государственных услуг». При этом объявлялось, что CCI применим как к тем информационным системам, которые предназначены для внутреннего обмена, так и к системам, которые используются для связи с другими организациями публичного сектора, партнерскими организациями, а также пользователями, представленными государственными учреждениями, гражданами, ассоциациями или предприятиями. В соответствии с этим документом, рганизациям государственного сектора, ведущим разработку информационных систем, предписывалось осуществление следующих действий:

a) CCI будет упомянут в приложениях к техническим заданиям на соответствующие проекты;

b) Если ведется разработка системы межведомственного характера или системы, предусматривающий доступ со стороны пользователей, не имеющих отношения к государственным учреждениям, то прежде внедрения соответствующего приложения Генеральному секретарю правительства должен быть направлен аттестат соответствия, составленный самостоятельно или с помощью специализированной организации;

c) В случае, если одно из приложений [...] не будет полностью соответствовать CCI, следует указать причины, которыми вызвана необходимость отхода от этих требований, а также календарный план, в котором предусматривается приведение системы в соответствие;

d) Будет уделено особенное внимание тому, чтобы в приложениях, находящихся в области применения CCI, не использовались форматы документов, не указанные в GIF: это необходимое условие для обеспечения долговечности электронных документов и гарантированной возможности доступа к содержащейся в них информации.

Основной документ CCI имел следующую структуру:

l Содержание и цели. В разделе дано краткое описание содержания и структура документа, указываются основания его разработки. Кратко намечены планы на развитие документа в перспективе двух лет.

l Руководящие предписания, стандарты и справочники для услуг, связанных с взаимодействием

 Руководящие предписания и стандарты. В разделе указываются некоторые основные предписания (такие как использование браузера в качестве клиента), базовые стандарты (HTML, IP, FTP, LDAP, SSL).

 Справочники

Технические справочники. В разделе приведены краткие описания входящих в CCI справочников технического характера:

l справочник по назначению доменных имен

l справочник по метаданным для электронных адресных книг

l справочник по обмену сообщениями между государственными учреждениями

l справочник по вопросам эргономики и обеспечения доступа для людей с ограниченными возможностями

Справочники по эксплуатации. В разделе содержатся справочники организационного характера. В CCI версии 1.0 эти справочники еще не были включены, поэтому в тексте документа содержатся лишь их краткие концепции:

l справочник качества услуг – в краткосрочной перспективе (1 год) планировалось разработать метод оценки, в долгосрочной перспективе (3 года) – добиться единого высокого уровня качества для всех случаев межведомственного обмена данными;

l справочник по защищенным IP-соединениям – целью справочника провозглашалось уточнение области применения требований по безопасности, уточнение самих требований по безопасности, оценка рисков, определение объектов информационной защиты в ведомственных интранет-сетях.

 Накопление данных

XML и схемы данных. В разделе описаны преимущества использования схем данных XML и установлено правило о публикации схем данных с целью получения комментариев как минимум за две недели до начала их использования.

Форматы. Устанавливаются три основных критерия к отбору форматов электронных документов: долговечность, открытость и распространенность.

l Условия ввода в действие. В разделе раскрываются цели ввода в действие CCI. Одной из важнейших провозглашается внесение определенных требований и ограничений к процессу определения требований к информационных системам, входящим в область применения CCI; в частности CCI должен способствовать решению следующих задач:

 избежание, насколько это возможно, выбора проприетарных технологий, заведомо зависимых от конкретного поставщика и отличающихся меньшей совместимостью;

 предоставление преимуществ решениям, которые появились в результате мероприятий в области стандартизации;

 предоставление привилегий решениям, основанным на открытых, модульных и жизнеспособных системах.

l Приложение 1. Сводные таблицы стандартов и справочников. В таблицах первой версии CCI спецификации обладали только лишь статусом «черновиков» и предложений. В основном были приведены стандарты, имеющие отношение к основным коммуникационным протоколам интернета и форматам данных, которые используются для обмена данными между программными системами с использованием веб-сервисов.

§ Приложение 2. Технические справочники. Технические справочники не вошли в состав основного документа, но были доступны через интернет.

Вторая версия CCI была введена в действие циркуляром Премьер-министра от 22 декабря 2002 г. В этом циркуляре (как и прежде, адресованным министрам и государственным секретарям) говорилось о необходимости уделить большее внимание вопросам взаимодействия центральной администрации и территориальных организаций публичного сектора, а также о необходимости проведения унификации электронных услуг путем ввода единых критериев качества, средств обеспечения безопасности и стандартизации процедур.

Министрам и государственным секретарям вменялось в обязанность проводить периодические проверки соответствия внедренных услуг и сопровождающих их справочников, а результаты проверок направлять в Генеральный секретариат правительства.

В тексте циркуляра упомянуты следующие основные изменения, внесенные во вторую версию CCI:

1. добавлены рекомендации, касающиеся геоинформационной информации, электронных картографических систем, электронных каталогов и электронных адресных справочников;

2. добавлены рекомендации, касающиеся следования единой архитектуре информационных систем, что должно способствовать интеграции услуг и процедур,

3. добавлены рекомендации, касающиеся совместимости и повторного использования данных;

4. предусмотрено создание справочника программных компонентов, учитываемых в виде пригодного к повторному использованию исходного кода или спецификаций.

Для контроля по соответствию требованиям CCI предписывалось не только проведение самостоятельной аттестации, но и интеграция новых информационных систем в «министерсткие схемы данных». Предписывалось участие в ежегодных собраниях, посвященных планированию и резервированию ресурсов. Также говорилось о необходимости использования ранее разработанных схем XML в случаях, когда таковые уже имеются, исключение из этого правила возможно по специальному разрешению генерального секретариата. Должны начать проводиться периодические совещания, посвященные использованию электронных ресурсов, основной целью которых должно быть взаимное информирование участников об уже разработанных моделях, схемах данных и программных компонентах.

Территориальные организации публичного сектора приглашались к участию в развитии CCI, кроме того, приветствовалось следование нормам CCI со стороны территориальных образований на добровольных началах.

Состав документов CCI был расширен и дополнен. Было внесено интересное изменение в таблицу стандартов: состав охваченных технологий был расширен, многие из спецификаций получили статус «рекомендованных». В качестве рекомендованного формата для электронных документов был указан XML, другие форматы (TXT, Microsoft RTF, Adobe PDF, SGML, HTML) признавались в качестве допустимых.

Интересной новацией второй версии CCI было добавление в таблицу стандартов новой колонки: «Приложения с открытым кодом, реализующие соответствующие стандарты». Эта колонка должна была способствовать более широкому распространению пригодных к повторному использованию свободных программных компонентов.

В раздел «Руководящие предписания и стандарты» были добавлены подразделы по географической информации, электронным картам, электронным каталогам и схемам электронных адресных книг.

В приложениях ко второй версии CCI были опубликованы два справочно-аналитических документа:

l Аналитическое исследование программных архитектур, посвященное изучению доступных технологий построения программных систем;

l Анонс проекта MEDIATEUR, представленного как компонент middle-office, целью которого является автоматизация обмена и сбора стандартизованных данных.

От деления справочников на технические и эксплуатационные было решено отказаться. Состав справочников при этом расширился. Кроме того что были разработаны анонсированные в предыдущей версии CCI справочники качества услуг и справочник по защищенным IP-соединениям, был добавлен справочник по использованию межведомственных электронных адресных книг, справочник по обработке схем XML.

В 2003 г. агенство ATICA было ликвидировано, и ведение CCI было передано вновь созданному ADAE (Agence pour le Développement de l'Administration Electronique – Агенство по развитию электронного правительства). Под руководством ADAE была разработана версия 2.1 CCI[24], в которой не содержалось революционных изменений. Уже в то время было понятно, что дальнейшее развитие CCI потребует концептуальных изменений, связанных как с новой постановкой задач в области развития электронного правительства, так и с накоплением опыта других государств (Великобритания, Германия), и наконец, доработка GIF до состояния, позволяющего более эффективно регулировать предоставление онлайн-услуг.

Основные изменения в версии 2.1 связаны с развитием раздела, посвященного программным архитектурам, в частности, рекомендация технологий SOAP и WSDL, связанных с разработкой веб-сервисов. Был доработан раздел, посвященный программным платформам, позволяющим создавать многоуровневые архитектуры: в него вошли как технологии J2EE и.NET, так и свободная программная платформа ZOPE.

Версия 2.1 была сопровождена актуализированным 70-страничным аналитическим документом, содержащим обоснования выбора спецификаций для каждой технологии.

О значении CCI

В целом, все документы в области GIF имеют в той или иной степени рекомендательный характер: поскольку содержащееся в них количество технологий, подлежащих регулированию, весьма велико, авторы GIF осознают, что в реальной практике создания информационных систем возникнет множество ситуаций-исключений, где последовательное удовлетворение требованиям GIF перестанет быть возможным. Универсальный способ решения этой дилеммы отсутствует, и в разных странах применяются разные шаги для того, чтобы, с одной стороны, GIF не был пустым звуком и попросту не игнорировался разработчиками государственных информационных систем, а с другой – не ставил бы перед этими разработчиками неоправданно жестких требований и препятствий. С этой точки зрения CCI был относительно слабым документом: общественный резонанс, вызванный им, был невелик. Это связано, в частности, со сравнительно узкой областью действия CCI: документ был ориентирован лишь на часть информационных систем, создаваемых в рамках государственного сектора.

От CCI к RGI

30 декабря 2005 г. во Франции произошло объединение нескольких правительственных учреждений, на основе которых был создан единый орган, в составе Министерства экономики, финансов и индустрии, DGME (Direction générale de la modernisation d'état – Главная дирекция по государственной модернизации)[25], задачей которой было уже не только развитие электронного правительства, но и проведение ряда комплексных мер, связанных с модернизацией государственного управления в новых условиях.

Несколько ранее создания DGME было опубликовано постановление №2005-1516 от 8 декабря 2005 г.[26], в котором закреплялись новые требования к взаимодействию между гражданами и государством с использованием электронных каналов связи. Документ заслуживает отдельного рассмотрения; скажем лишь, что в нем обеспечивалась юридическая значимость публикуемых государством документов, регулировался порядок учета и реагирования на полученные от граждан сообщения, устанавливались основные правила в области безопасности и совместимости систем, с помощью которых осуществляется реализация государственных услуг. Наконец, в документе содержалось указание о подготовке и принятии Référentiel Général de Securité (RGS — свод основных требований по безопасности, ст. 9) и Référentiel Général d'Interopérabilité (RGI — свод основных требований по совместимости, ст. 11).

Весной 2006 г. были опубликованы предварительные версии документов[27] и запущено их публичное обсуждение на специальном вики-сайте, где каждый зарегистрированный участник мог предложить свои правки и принять участие в обсуждении. По состоянию на 15 июня на сайте было зарегистрировано 11000 посещений, и 750 зарегистрированных пользователей[28]. Обсуждение получило достаточно широкий общественный резонанс, прежде всего, на сайтах, поддерживаемых сообществом пользователей и разработчиков свободных программ. В целом, RGI намного ранее момента своего ввода в действие превзошел по популярности своего предшественника, CCI.

Необходимо сказать, что публикация RGI будет осуществлена намного позже запланированного срока (изначально она должна была быть осуществлена в конце 2006 г., но разработка и согласование документа существенно затянулись). После того, как было завершено публичное обсуждение на специальном вики-сайте, начались прения, в которых с одной стороны участвовали представители сообщества пользователей и разработчиков свободного ПО, поддержанные отдельными крупными игроками рынка, прежде всего, корпорацией IBM, с другой – компания Microsoft[29]. Основным предметом спора было закрепление в RGI требования об использовании формата OpenDocument (ISO 26300) – как рекомендованного при осуществлении обмена полуструктурированными (т.е. сочетающих элементы структурной разметки и визуального оформления) документами и как обязательного – при приеме полуструктурированных документов. Кроме того, RGI содержит прямой запрет на осуществление миграции информационных систем на какой-либо другой формат, помимо OpenDocument[30].

Поскольку документ был составлен совсем недавно и прошел достаточно оживленное общественное обсуждение, в RGI в настоящее время собраны наиболее актуальные и, отчасти, амбициозные идеи в области развития государственных информационных систем.

Следует остановить внимание на механизме ответственности, предусмотренном за несоблюдение требований RGI: хотя в самом документе таких механизмов не предусмотрено, но граждане, которые не удовлетворены качеством предоставляемых услуг по причине несоответствия требованиям RGI, имеют право привлечь соответствующее правительственное учреждение к ответственности[31]. RGI предписывает учет представленных в документе требований при разработке новых информационных систем непосредственно после публикации, а ранее разработанные системы должны быть приведены в соответствие в трехлетний срок.

Важно отметить, что применимость RGI ограничивается случаями межведомственного обмена, а также случаями обмена между учреждениями государственного сектора с гражданами и организациями. Внутренний информационный обмен учреждений государственного сектора RGI не регулируется.

В случаях отхода от рекомендаций RGI, группа разработчиков должна указать причины, заставившие принять соответствующее решение. В случаях отхода от обязательных правил RGI, группа разработчиков должна не только указать причину, но и получить специальное разрешение от Генеральной дирекции по государственной модернизации.

3 марта 2007 г. было опубликовано постановление о порядке разработки, апробации, модификации и публикации RGI[32]. В соответствии с этим постановлением, соответствующие функции накладываются на специальный комитет по RGI, который собирается под председательством Главного директора по государственной модернизации как минимум раз в год и состоит из представителей 11 министерств, трех представителей территориальных учреждений публичного сектора, президента Национальной комиссии по информатике и гражданским свободам, трех представителей организаций по социальной защите, четырех экспертов и Главного директора по безопасности информационных систем Генерального секретариата национальной безопасности.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.