Закрытое акционерное общество Лаборатория новых информационных технологий «ЛАНИТ» (ЗАО “ЛАНИТ”) — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Закрытое акционерное общество Лаборатория новых информационных технологий «ЛАНИТ» (ЗАО “ЛАНИТ”)

2019-08-07 173
Закрытое акционерное общество Лаборатория новых информационных технологий «ЛАНИТ» (ЗАО “ЛАНИТ”) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Закрытое акционерное общество Лаборатория новых информационных технологий «ЛАНИТ» (ЗАО “ЛАНИТ”)

 

УДК _______________ ВКГ ОКП _______________ № госрегистрации _____________ Инв. № ___________________ УТВЕРЖДАЮ Исполнительный директор Закрытого акционерного общества Лаборатория новых информационных технологий «ЛАНИТ»
  _____________________ А.В. Владимиров   «____» ______________ 2007 г.
  МП

ОТЧЕТ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

Обзор международной и отечественной практики и тенденций в области стандартизации государственных информационных систем

в 2006-2007 гг. по теме:

«Разработка нормативной, организационной и методической документации системы стандартизации информационных технологий и программного обеспечения, используемого в государственных информационных системах в рамках разработки комплекса основных стандартов в области проектирования, создания и внедрения государственных информационных систем», шифр темы: 2119-05-07

Листов: 41

 

Москва 2007

РЕФЕРАТ

Объем документа:

Страниц - 41. Таблиц – 1, Рисунков – 1.

Ключевые слова:

СТАНДАРТИЗАЦИЯ, СОВМЕСТИМОСТЬ, ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ, ЭЛЕКТРОННОЕ ГОСУДАРСТВО, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, ФОРМАТЫ ДАННЫХ, XML, SAGA, eGIF, CCI, RGI.

Текст реферата:

Объект изучения – европейский и российский опыт выработки обязательных и рекомендованных правил и спецификаций, которые необходимо учитывать при разработке и модернизации государственных информационных систем.

Цель работы –. анализ текущего состояния и тенденций в области разработки сводов требований по совместимости правительственных информационных систем в Европе и России, выработка рекомендаций по повышению эффективности разработки GIF в России с учетом накопленного опыта.

Методология – изучение действующих сводов требований по совместимости правительственных информационных систем и проектов сводов, готовящихся к принятию; изучение нормативно-правовых документов, сопровождающих ввод в действие и развитие сводов требований по совместимости.

Результаты работы – российская практика разработки российского свода требований по совместимости правительственных информационных систем сопоставлена с европейской, выявлены ее характерные особенности и отличия, указано, опыт каких европейских стран на данном этапе может оказаться наиболее полезен для России, выработаны рекомендации по повышению эффективности процесса разработки и принятия документов свода. В работе рассмотрены тенденции развития европейских сводов требований по совместимости, что позволит учитывать мировой опыт не только в текущих работах, но и при их планирования в перспективе нескольких лет.

СОДЕРЖАНИЕ

 


ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ                                                                                                   6

Введение                                                                                                                                    8

Значение общих требований к государственным информационным системам                                                                                                                              8

Общие требования к государственным информационным системам в мировой практике                                                                                                          8

Общие требования к государственным информационным системам в России                                                                                                                                  10

1.    обзор зарубежного опыта                                                                                    12

1.2.      Место GIF в построении электронного государства               12

1.3.      Великобритания                                                                                               14

1.3.3.  Динамика развития проекта e-GIF                                                                     14

1.3.4.  Современное состояние e-GIF                                                                            20

1.3.5.  Структура текущей версии e-GIF                                                                       21

1.3.6.  Механизмы, обеспечивающие выполнение e-GIF                                           23

1.3.7.  Значение e-GIF                                                                                                     24

1.4.      Франция                                                                                                                 24

1.4.3.  Проект CCI                                                                                                            24

1.4.4.  О значении CCI                                                                                                    28

1.4.5.  От CCI к RGI                                                                                                        29

1.4.6.  Причины задержек при вводе в действие RGI                                                 30

1.4.7.  Структура RGI                                                                                                      31

1.5.      Германия. SAGA                                                                                                 33

1.5.3.  Механизмы, обеспечивающие выполнение SAGA                                          38

1.6.      Российский опыт разработки единых требований к государственным информационным системам                                     39

1.6.3.  Проекты Министерства экономического развития и торговли                      40

Направленность документа                                                                                                         40

Структура документа                                                                                                                   41

Область тематического охвата                                                                                                    41

Общественное обсуждение и обратная связь                                                                            42

1.7.      Опыт Информационно-аналитического центра Санкт-Петербурга по разработке общих требований к информационным системам города 42

Заключение                                                                                                                            44

Характеристика европейского подхода к созданию GIF                  44

Тенденции развития европейских GIF                                                             44

Рекомендации в отношении развития российского проекта GIF 45

Приложение                                                                                                                           48

общие требования                                                                                                         48

Дополнения в информационной карте. Методика оценки заявок 50

Перечень допустимых способов реализации взаимодействий    51

Перечень стандартизованных спецификаций                                          66

форма декларации соответствия разрабатываемой (поставляемой) информационной системы требованиям по стандартизации интерфейсов                                                                                                                                                   71

 


 

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

EA ( Enteprise Architecture, «Корпоративная архитектура») – набор методов описания структурных связей и процессов предприятия, который в области информационных технологий используется преимущественно при планировании информационных систем и оценке их эффективности.

GIF (Government Interoperability Framework — «Правительственный свод требований по совместимости») – нормативный или рекомендательный документ, содержащий технические, семантические и организационные требования к государственным информационным системам, порядку их разработки и эксплуатации, разработка и поддержка которого осуществляется специально уполномоченным органом.

Открытые стандарты – технические спецификации, которые разрабатываются независимой специализированной организацией в открытом порядке и публикуются на условиях, не препятствующих их использованию всем заинтересованным лицам.

Свободное ПО – программы для ЭВМ, условия распространения которых предоставляют пользователю четыре ключевых свободы (права):

  1. право запускать программу в любых целях;
  2. право изучать программу и адаптировать ее для собственных нужд;
  3. право распространять программу;
  4. право усовершенствовать программу и распространять усовершенствованную версию.

Справочная модель (reference model) – способ формализованного описания информационной системы, заключающийся в абстрагированном представлении сущностей и связей, входящих в некоторую предметную область. Описание информационных систем с использованием справочных моделей положено в основу американской системы Federal Enterprise Architecture.

Схема данных (схема XML, XML-схема) – формализованное описание типа документа XML, задающее ограничения по структуре и содержанию документов помимо ограничений, накладываемых базовым стандартом XML. Существует несколько языков описания схем данных XML, включая XSL (XML Schema Definition) и DTD (Document Type Definition).

Метаинформация (метаданные) – служебная информация, сопровождающая некоторые данные. Например, для офисного документа метаинформация может включать имя автора, название, дату создания, тему, ключевые слова, описание и т.д.

Проприетарный (формат данных, технология, программа для ЭВМ) – контролируемый определенным поставщиком. Проприетарный формат данных и проприетарная технология не позволяют другим поставщикам создавать совместимые реализации этого формата и технологии. Пользователи проприетарной программы ограничены в ее свободном изучении, распространении и модификации.

Семантическая совместимость – способность информационных систем к взаимодействию на уровне единства интерпретации и классификации данных. В состав семантической совместимости часто включают синтаксическую совместимость.

Техническая совместимость – способность информационных систем к взаимодействию на уровне протоколов взаимодействия, языков программирования, форматов данных, аппаратных интерфейсов ЭВМ.

Введение

Значение общих требований к государственным информационным системам

Реализация практически всех государственных функций и услуг сегодня связана с использованием информационных технологий, однако уровень применения информационных технологий и качество автоматизации зачастую оставляют желать лучшего — каким образом сделать использование информационных технологий не просто дублированием аналогичных «бумажных» процессов, а инструментом качественного улучшения работы органов государственной власти, до сих пор остается неясным. От того, насколько быстро удастся найти такие инструменты и перейти от этапа «стихийной информатизации» к рациональному использованию информационных технологий в государственном секторе, будет зависеть качество работы российского государственного аппарата, его способность реагировать на вызовы новейшего времени по сравнению с зарубежными государствами.

Актуальность вопроса выработки общих требований к государственным информационным системам органов государственной власти не вызывает сомнений ни в одном государстве, где проводится последовательная политика в области использования новых информационных технологий для повышения эффективности работы органов государственной власти. Действительно, выделение перечня технологий, которые могут быть использованы при создании государственных информационных систем, а также простейших правил применения этих технологий позволяет решить массу задач, таких как:

l совместимость государственных информационных систем и снижение затрат, связанных с необходимостью преобразования данных,

l доступность государственных информационных систем для граждан и юридических лиц, непринуждение их к использованию программ от конкретных поставщиков,

l повышение конкурентности рынка разработки информационных систем для государственных органов (от поставщиков требуют совместимости с технологически нейтральными спецификациями, а не с конкретными программами, разработанными конкретными поставщиками),

l обеспечение технологической независимости государства и минимизация рисков, связанных с потерей возможности доступа к данным и их обработки (изменение политики или банкротство поставщика могут сделать данные де-факто непригодными к обработке, что особенно справедливо в перспективе нескольких десятков лет),

l более широкое использование оптимальных в технологическом отношении спецификаций за счет их указания в требованиях, общих для всех органов власти.

Общие требования к государственным информационным системам в мировой практике

Лидерующие позиции в области разработки подобных требований к государственным информационным системам занимают страны Европы: Великобритания, Франция, Германия, Дания и непосредственно Европейская комиссия с начала 2000-х годов ведут проекты, посвященные созданию так называемых Government Interoperability Frameworks (GIF, «своды требований по совместимости государственных информационных систем»). К настоящему моменту в этих странах было разработано по нескольку сменивших друг друга версий GIF, что позволяет нам проследить порядок их разработки и тенденции развития, а также выделить интересные региональные особенности. В целом, несмотря на различия в подходах к структуре документов, составляющих GIF и порядку их разработки, в современных GIF Великобритании, Франции и Германии имеется ряд общих моментов, что связано с относительной зрелостью текущего этапа, когда вопросы, связанные с целеполаганием и принципами разработки GIF давно решены, а закрепленный в GIF технологический выбор прошел проверку временем и практикой использования в государственных информационных системах.

В США, а также в Австралии и Канаде также имеются аналогичные разработки, но в целом в этих регионах регулирование требований к государственным информационным системам в большей степени сводится к выработке единых правил к постановке требований и документированию информационных систем — это так называемый подход Enterprise Architecture (EA, «корпоративной архитектуры»). EA не стоит воспринимать как аналог GIF — это разные инструменты, решающие разные задачи. Одним из наиболее ярких свидетельств того, что GIF и EA не являются взаимозаменяемыми, является наличие обоих элементов регулирования в практике Австралии[1].

В настоящем обзоре мы сконцентрируем внимание именно на европейской практике — вопрос EA выходит за рамки поставленной темы, а кроме того, целесообразность этого подхода вызывает сомнения: выработка «корпоративной архитектуры» — это весьма ресурсоемкий процесс, практическая ценность которого невелика. На наш взгляд, значение EA в американской практике сейчас более бюрократическое, нежели практическое: составленная по правилам «корпоративная архитектура» позволяет получить бюджетное финансирование на разработку информационной системы, при том что реальные практические потребности органа государственной власти могут быть изложены компактнее, точнее и доступнее. Таким образом, реализация подхода EA грозит обернуться тем, что при выполнении каждого проекта на создание государственной информационной системы будет создаваться два комплекта документации: одиин для отчетности и другой — непосредственно для разработки.

Требования европейских GIF не обладают подобной избыточностью, их развитие было постепенным и велось в условиях существования обратной связи с представителями государственных заказчиков и разработчиков государственных информационных систем. По этой причине европейские GIF сравнительно просты для понимания, хорошо структурированы и снабжены достаточными методическими и пояснительными материалами[2].

Кроме того, европейское регулирование начало активно развиваться во времена, когда внимание правительственных учреждений стали все более привлекать стремительное развитие свободного ПО и распространение в индустрии ИТ открытых стандартов (рис. 3), связанное с деятельностью таких организаций как W3C (создатель языка HTML) и IETF (осуществляющая работу по созданию интернет-протоколов TCP/IP). Таким образом, европейские правительственные учреждения начали осознавать, что государственные информационные системы можно создавать в опоре на технологии и программы, которые не контролируются конкретными поставщиками, не ставят государственные учреждения в зависимость от этих поставщиков и не содержат в себе угрозу для национальной безопасности государства. Эти стремления в Европе удалось достаточно органично сочетать со стремлением к обеспечению более высокого качества и совместимости информационных систем.

Общие требования к государственным информационным системам в России

Помимо обзора тенденций развития и текущего состояния GIF в Европе мы рассмотрим также опыт, накопленный в этой области в России. К сожалению, масштабного проекта общефедерального уровня по разработке отечественного аналога GIF до сих пор не существует, и наиболее значительные шаги в этой области были предприняты на ведомственном уровне Министерством экономического развития и торговли РФ.

В России и в других государствах бывшего Советского Союза, за исключением стран Балтии, единая государственная политика в области GIF еще не выработана. При этом сравнительно высокая степень «синхронности» процесса внедрения GIF в Европе объясняется не только высоким уровнем общего развития этих стран, но и большей простотой при обмене информацией и опытом экспертов и государственных служащих различных европейских стран. Этому способствует несколько факторов. Во-первых, государства Европы помимо решения собственных вопросов должны также иметь в виду создание общеевропейской информационной инфраструктуры, что может быть возможно лишь при более-менее равном уровне развития национальных информационных инфраструктур. Во-вторых, и этот фактор нам представляется более важным, — различные вопросы модернизации государственного управления с использованием информационных технологий являются темой многочисленных конференций и рабочих групп, в которых представители правительственных учреждений и экспертного сообщества отдельных государств принимают самое деятельное участие. Несмотря на то, что значительный объем информации по вопросам построения GIF находится в открытом доступе (и именно на основе такой информации построен настоящий обзор), представляется, что при выработке государственной политики в области GIF обмен информацией в ходе специальных мероприятий и личных контактов ответственных лиц имеет в Европе не меньше, а скорее, даже большее значение, чем самостоятельный анализ и систематизация. Попытки систематизации опыта в области разработки GIF в виде целостных аналитических документов в Европе почти не осуществлялись[3].

Поскольку для России возможности участия в подобных мероприятиях ограничены, анализ и систематизация чужого опыта для нас представляет намного большую ценность. Но необходимость аналитического подхода при изучении опыта зарубежных стран объясняется и иными факторами: объективно существующие особенности нашего государства делают невозможным механическое копирование зарубежных моделей, в связи с чем политика Российской Федерации в области информационных технологий (а также разработка и ведение GIF как часть этой политики) в любом случае будет обладать собственными характерными свойствами.

В данном отчете мы сопоставим российские и зарубежные разработки и сформулируем ряд рекомендаций по усовершенствованию российских документов и приведения их в соответствие с европейским уровнем в тех аспектах, в которых российская практика уступает европейской.

Обзор зарубежного опыта

Великобритания

Современное состояние e-GIF

Ведение e-GIF изначально осуществлялось бюро e-Envoy (условно можно перевести как «Бюро электронного представительства»), действовавшим в составе секретариата Кабинета министров. В своей деятельности бюро было подотчетно непосредственно премьер-министру.

Как уже было отмечено выше, в августе-сентябре 2004 г. бюро e-Envoy было расформировано, а его функции были переданы недавно созданному отделу электронного правительства (e-Government Unit). По всей видимости, с этой переменой связаны изменение режима поддержки e-GIF и отказ от соблюдения некоторых принципов при внесении правок: ныне действующая редакция каталога технических стандартов была существенно смягчена: в частности, неспецифицированные форматы файлов офисных приложений Microsoft, упоминания которых ранее последовательно стремились избегать, заняли в ней достаточно прочные позиции.

С сентября 2005 г. документы e-GIF не обновлялись, несмотря на то что с того времени должно было выйти уже два обновления каталогов технических спецификаций. Чтобы найти ответ на этот вопрос, приходится обращаться к интернет-форуму сайта GovTalk. В соответствии с опубликованной там информацией, было принято решение переориентировать деятельность отдела по электронному правительству и изъять вопросы, связанные со стадартизацией, из его ведома, передав их совету главных технических директоров (CTO Council). При этом требования и интересы совета главных технических директоров в отношении e-GIF пока остаются неизвестными, а основной задачей, стоящей перед советом, является разработка нового концептуального документа Корпоративная архитектура Великобритании (UK Enterprise Architecture). В версии документа, опубликованной в ноябре 2006 г.[16], e-GIF прямо не упоминается, но в перечне дальнейших работ, необходимых для развития и принятия Корпоративной архитектуры, первым числится «работа над общей инфраструктурой, основанной на открытых стандартах и проверенной совместимости, реализованной на основе коммерческих подготовленных к внедрению продуктов». В целом, это достаточно общая фраза, и ее явно недостаточно для того, чтобы можно было делать конкретные выводы. Вместе с тем, нельзя исключать возможности, что от концепции e-GIF решено будет в силу тех или иных соображений отказаться и будет создан другой документ (или другой набор документов), частично или полностью замещающий e-GIF, но разработанный на основе иных принципов.

Значение e-GIF

Поскольку e-GIF является первой из числа подобных инициатив, и одной из наиболее успешных (следование предписаниям e-GIF является обязательным для публичного сектора), то опыт Великобритании приобрел широкую известность, прежде всего, в Европе. Он был использован, в частности, при разработке Европейского свода основных требований. Кроме того, e-GIF стал образцом для аналогичных разработок в других странах, среди которых следует упомянуть новозеландский e-GIF и бразильский ePING.

Франция

Проект CCI

22 августа 2001 г. во Франции было создано правительственное агентство ATICA (Agence pour les Technologies de l'Information et de la Communication dans l'Administration – «Агенство по информационным технологиям и коммуникациям в государственном управлении»). В январе 2002 г. была опубликована первая версия французского GIF, получившая название CCI (Cadre Commun d'Interopérabilité). Этот документ был подготовлен по итогам предварительного обсуждения «нулевой» версии документа; вместе с первой версией был опубликован неофициальный сопроводительный документ[20], в котором обосновывался выбор конкретной спецификации, произведенный в каждом случае в отношении той или иной технологии. Также был опубликован обзор ожидаемых последствий от внедрения CCI[21], в котором рассматривалась текущая ситуация в области разработки информационных систем публичного сектора и обеспечения их совместимости, а также намечались важнейшие направления дальнейших исследований. Были просуммированы итоги предварительного обсуждения и в отдельном документе опубликованы ответы на полученные вопросы[22].

В соответствии с циркуляром Премьер-министра от 21 января 2002 г.[23], которым новый документ вводился в действие, основной целью CCI являлось обеспечение «удобного и персонализированного доступа для граждан и организаций к услугам комплексу государственных услуг». При этом объявлялось, что CCI применим как к тем информационным системам, которые предназначены для внутреннего обмена, так и к системам, которые используются для связи с другими организациями публичного сектора, партнерскими организациями, а также пользователями, представленными государственными учреждениями, гражданами, ассоциациями или предприятиями. В соответствии с этим документом, рганизациям государственного сектора, ведущим разработку информационных систем, предписывалось осуществление следующих действий:

a) CCI будет упомянут в приложениях к техническим заданиям на соответствующие проекты;

b) Если ведется разработка системы межведомственного характера или системы, предусматривающий доступ со стороны пользователей, не имеющих отношения к государственным учреждениям, то прежде внедрения соответствующего приложения Генеральному секретарю правительства должен быть направлен аттестат соответствия, составленный самостоятельно или с помощью специализированной организации;

c) В случае, если одно из приложений [...] не будет полностью соответствовать CCI, следует указать причины, которыми вызвана необходимость отхода от этих требований, а также календарный план, в котором предусматривается приведение системы в соответствие;

d) Будет уделено особенное внимание тому, чтобы в приложениях, находящихся в области применения CCI, не использовались форматы документов, не указанные в GIF: это необходимое условие для обеспечения долговечности электронных документов и гарантированной возможности доступа к содержащейся в них информации.

Основной документ CCI имел следующую структуру:

l Содержание и цели. В разделе дано краткое описание содержания и структура документа, указываются основания его разработки. Кратко намечены планы на развитие документа в перспективе двух лет.

l Руководящие предписания, стандарты и справочники для услуг, связанных с взаимодействием

 Руководящие предписания и стандарты. В разделе указываются некоторые основные предписания (такие как использование браузера в качестве клиента), базовые стандарты (HTML, IP, FTP, LDAP, SSL).

 Справочники

Технические справочники. В разделе приведены краткие описания входящих в CCI справочников технического характера:

l справочник по назначению доменных имен

l справочник по метаданным для электронных адресных книг

l справочник по обмену сообщениями между государственными учреждениями

l справочник по вопросам эргономики и обеспечения доступа для людей с ограниченными возможностями

Справочники по эксплуатации. В разделе содержатся справочники организационного характера. В CCI версии 1.0 эти справочники еще не были включены, поэтому в тексте документа содержатся лишь их краткие концепции:

l справочник качества услуг – в краткосрочной перспективе (1 год) планировалось разработать метод оценки, в долгосрочной перспективе (3 года) – добиться единого высокого уровня качества для всех случаев межведомственного обмена данными;

l справочник по защищенным IP-соединениям – целью справочника провозглашалось уточнение области применения требований по безопасности, уточнение самих требований по безопасности, оценка рисков, определение объектов информационной защиты в ведомственных интранет-сетях.

 Накопление данных

XML и схемы данных. В разделе описаны преимущества использования схем данных XML и установлено правило о публикации схем данных с целью получения комментариев как минимум за две недели до начала их использования.

Форматы. Устанавливаются три основных критерия к отбору форматов электронных документов: долговечность, открытость и распространенность.

l Условия ввода в действие. В разделе раскрываются цели ввода в действие CCI. Одной из важнейших провозглашается внесение определенных требований и ограничений к процессу определения требований к информационных системам, входящим в область применения CCI; в частности CCI должен способствовать решению следующих задач:

 избежание, насколько это возможно, выбора проприетарных технологий, заведомо зависимых от конкретного поставщика и отличающихся меньшей совместимостью;

 предоставление преимуществ решениям, которые появились в результате мероприятий в области стандартизации;

 предоставление привилегий решениям, основанным на открытых, модульных и жизнеспособных системах.

l Приложение 1. Сводные таблицы стандартов и справочников. В таблицах первой версии CCI спецификации обладали только лишь статусом «черновиков» и предложений. В основном были приведены стандарты, имеющие отношение к основным коммуникационным протоколам интернета и форматам данных, которые используются для обмена данными между программными системами с использованием веб-сервисов.

§ Приложение 2. Технические справочники. Технические справочники не вошли в состав основного документа, но были доступны через интернет.

Вторая версия CCI была введена в действие циркуляром Премьер-министра от 22 декабря 2002 г. В этом циркуляре (как и прежде, адресованным министрам и государственным секретарям) говорилось о необходимости уделить большее внимание вопросам взаимодействия центральной администрации и территориальных организаций публичного сектора, а также о необходимости проведения унификации электронных услуг путем ввода единых критериев качества, средств обеспечения безопасности и стандартизации процедур.

Министрам и государственным секретарям вменялось в обязанность проводить периодические проверки соответствия внедренных услуг и сопровождающих их справочников, а результаты проверок направлять в Генеральный секретариат правительства.

В тексте циркуляра упомянуты следующие основные изменения, внесенные во вторую версию CCI:

1. добавлены рекомендации, касающиеся геоинформационной информации, электронных картографических систем, электронных каталогов и электронных адресных справочников;

2. добавлены рекомендации, касающиеся следования единой архитектуре информационных систем, что должно способствовать интеграции услуг и процедур,

3. добавлены рекомендации, касающиеся совместимости и повторного использования данных;

4. предусмотрено создание справочника программных компонентов, учитываемых в виде пригодного к повторному использованию исходного кода или спецификаций.

Для контроля по соответствию требованиям CCI предписывалось не только проведение самостоятельной аттестации, но и интеграция новых информационных систем в «министерсткие схемы данных». Предписывалось участие в ежегодных собраниях, посвященных планированию и резервированию ресурсов. Также говорилось о необходимости использования ранее разработанных схем XML в случаях, когда таковые уже имеются, исключение из этого правила возможно по специальному разрешению генерального секретариата. Должны начать проводиться периодические совещания, посвященные использованию электронных ресурсов, основной целью которых должно быть взаимное информирование участников об уже разработанных моделях, схемах данных и программных компонентах.

Территориальные организации публичного сектора приглашались к участию в развитии CCI, кроме того, приветствовалось следование нормам CCI со стороны территориальных образований на добровольных началах.

Состав документов CCI был расширен и дополнен. Было внесено интересное изменение в таблицу стандартов: состав охваченных технологий был расширен, многие из спецификаций получили статус «рекомендованных». В качестве рекомендованного формата для электронных документов был указан XML, другие форматы (TXT, Microsoft RTF, Adobe PDF, SGML, HTML) признавались в качестве допустимых.

Интересной новацией второй версии CCI было добавление в таблицу стандартов новой колонки: «Приложения с открытым кодом, реализующие соответствующие стандарты». Эта колонка должна была способствовать более широкому распространению пригодных к повторному использованию свободных программных компонентов.

В раздел «Руководящие предписания и стандарты» были добавлены подразделы по географической информации, электронным картам, электронным каталогам и схемам электронных адресных книг.

В приложениях ко второй версии CCI были опубликованы два справочно-аналитических документа:

l Аналитическое исследование программных архитектур, посвященное изучению доступных технологий построения программных систем;

l Анонс проекта MEDIATEUR, представленного как компонент middle-office, целью которого является автоматизация обмена и сбора стандартизованных данных.

От деления справочников на технические и эксплуатационные было решено отказаться. Состав справочников при этом расширился. Кроме того что были разработаны анонсированные в предыдущей версии CCI справочники качества услуг и справочник по защищенным IP-соединениям, был добавлен справочник по использованию межведомственных электронных адресных книг, справочник по обработке схем XML.

В 2003 г. агенство ATICA было ликвидировано, и ведение CCI было передано вновь созданному ADAE (Agence pour le Développement de l'Administration Electronique – Агенство по развитию электронного правительства). Под руководством ADAE была разработана версия 2.1 CCI[24], в которой не содержалось революционных изменений. Уже в то время было понятно, что дальнейшее развитие CCI потребует концептуальных изменений, связанных как с новой постановкой задач в области развития электронного правительства, так и с накоплением опыта других государств (Великобритания, Германия), и наконец, доработка GIF до состояния, позволяющего более эффективно регулировать предоставление онлайн-услуг.

Основные изменения в версии 2.1 связаны с развитием раздела, посвященного программным архитектурам, в частности, рекомендация технологий SOAP и WSDL, связанных с разработкой веб-сервисов. Был доработан раздел, посвященный программным платформам, позволяющим создавать многоуровневые архитектуры: в него вошли как технологии J2EE и.NET, так и свободная программная платформа ZOPE.

Версия 2.1 была сопровождена актуализированным 70-страничным аналитическим документом, содержащим обоснования выбора спецификаций для каждой технологии.

О значении CCI

В целом, все документы в области GIF имеют в той или иной степени рекомендательный характер: поскольку содержащееся в них количество технологий, подлежащих регулированию, весьма велико, авторы GIF осознают, что в реальной практике создания информационных систем возникнет множество ситуаций-исключений, где последовательное удовлетворение требованиям GIF перестанет быть возможным. Универсальный способ решения этой дилеммы отсутствует, и в разных странах применяются разные шаги для того, чтобы, с одной стороны, GIF не был пустым звуком и п<


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.