Алгоритм применения проблемно-диалогического обучения на уроках — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Алгоритм применения проблемно-диалогического обучения на уроках

2019-08-07 469
Алгоритм применения проблемно-диалогического обучения на уроках 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

1. Введение                                                                        3                    

2. Теоретическая основа проблемно -диалогической 

технологии как одно из средств достижения нового образовательного результата на уроках в  начальной

 школе                                                                                 6

2.1 Целевые ориентации                                  7

     2.2 Особенности содержания                                       7

     2.3 Типы проблемных ситуаций                                  7

2.4 Особенности проблемного обучения                    8

     2.5 Виды проблемного обучения                                      8

     2.6 Особенности методики                                           9

    2.7 Алгоритм применения проблемно-диалогического

    обучения на   уроках                                                    11                                                         

3. Психолого-педагогическое сопровождение организации

 работы по применению технологии проблемно-диалогического                обучения.                                                                       12

   4.Технология применения на практике.                               15

   4.1 Результаты                                                                  17

5. Заключение.                                                                        20

6. Используемая литература                                                  21

7. Приложения                                                                             23

                                             Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения начального общего образования направлен на совершенствование системы начального образования и решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо отметить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний, но и, прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление углубленной самостоятельности. Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развивать способности к сотрудничеству. Поэтому, современный урок  должен быть результативным, действенным, имеющим непосредственное отношение к интересам ребенка, его родителей, общества, государства. На таком уроке, на первом месте  – не формальное следование устоявшимся стереотипам, а организация самостоятельной деятельности детей, в которой учитель выступает в роли организатора, консультанта, направляющего.   Перед учителем стоит важная задача, достижение современного качества образования. Учитель в образовательном процессе является управленцем и должен обеспечивать качество условий и процесса. Качество результата заложено в модели выпускника начальной школы и представляет собой совокупность    предметных, метапредметных (универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности) и личностных результатов начального общего образования (приложение№1)  

Результаты практики свидетельствовали, что у значительной части школьников младшего школьного возраста наблюдался нейтральный, а в ряде случаев отрицательный познавательный интерес к обучению. Показателем этого являлась  несформированность ряда ключевых компетенций, которые формируются в процессе изучения совокупности учебных предметов (метапредметные). Все это отражалось на успеваемости, результатах мониторингов.  Концепция модернизации определила ключевые компетенции как готовность обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. Актуальным стало выбор применения такой развивающей технологии, которая соответствовала развитию ключевых компетенций школьника.  Исходя из данных проблем, мною было выявлено противоречие, состоящее в необходимости формирования развитой, владеющей ключевыми компетенциями выпускника с одной стороны  и невысоким познавательным интересом учащихся и недостаточно развитыми метапредметными компетенциями с другой.

Каждый учитель стремится к тому, чтобы у ребенка не пропал интерес к учебе, чтобы на уроке ему не было скучно, чтобы у детей не пропала любознательность. Учитель стоит перед выбором, какую  педагогическую технологию ему применять в урочной деятельности для активизации мыслительной деятельности учащихся? Несомненно, это должны быть развивающие технологии, которые базируются на исследовательских, поисковых, творческих методах обучения. Изучив разные технологии, я остановилась на технологии проблемно - диалогической. Итак, тема моей работы:  «Проблемно-диалогическая технология как одно из средств достижения нового образовательного результата на уроках в начальной школе»

Объектом исследования является процесс управления образовательным результатом.

Предмет исследования: технология проблемно-диалогического обучения на уроках и их влияние на достижение образовательного результата.

Для реализации выбранной темы, мною была поставлена

  Цель: выявить эффективность применения проблемно-диалогической технологии на достижение  нового образовательного результата

Гипотеза исследования: эффективность образовательного процесса с применением проблемно-диалогической технологии в начальной школе повысится, если:

- будет обеспечено изучение теоретических основ технологии проблемно-  диалогического обучения и проведен анализ;

- раскрыта сущность проблемно-диалогического обучения;

-  проведен анализ реализации проблемного обучения на уроках в начальных классах;

  - обеспечена реализация условия формирования метапредметных и личностных компетенций и повышения качества обучения на уроках в начальной школе.

 В соответствии с целью были поставлены задачи:

   1.Изучить теоретические основы технологии проблемно-         диалогического    обучения.

2. Раскрыть сущность проблемно-диалогического  обучения.

3. Провести анализ реализации проблемного обучения на уроках  в начальных классах.

4. Обеспечить реализацию условия формирования метапредметных и личностных компетенций и повышения качества обучения на уроках в начальной школе.

                                   2.Теоретическая основа.

Американский философ-прагматик, психолог и педагог Дьюи Джон предлагал все обучение построить как самостоятельное решение проблемы. В нашей стране наибольший вклад в разработку теории проблемного обучения внесли А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер.

Данная технология реализуется в Образовательной системе «Школа 2100» и позволяет учащимся самостоятельно  «открывать» знания.  

 Что такое проблемное обучение?                                                                                                                                                                                                   В самом определении  «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания.        

  В Энциклопедии образовательных технологий Селевко Г.К. дано определение проблемно-диалогического обучения (технология проблемного обучения) – это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию  активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит развитие мыслительных способностей и творческое овладение знаниями, умениями, навыками (ЗУН).   Проблемное обучение - это  учебно-познавательная деятельность учащихся самостоятельного анализа  проблемной ситуации, формулировки проблем и их решения посредством выдвижения предположений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путем проверки правильности их решения по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснения нового знания учителем в условиях проблемной ситуации,.

                            Целевые ориентации:

ü Усвоение способов самостоятельной деятельности (СУД)

ü Формирование поисковых и исследовательских умений и навыков

ü Развитие познавательных и творческих способностей.

ü Повышение прочности знаний.

 

Особенности содержания

Проблемно-диалогическое обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. Проблемные ситуации могут быть различными по характеру содержания

                                     Типы проблемных ситуаций

v Проблемная ситуация возникает при условии, если уч-ся не знают способа решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту, т.е. определяется недостаточность прежних знаний для объяснения нового факта.

v Проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях, однако очевиден факт недостаточности этих знаний.

v Проблемная ситуация возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.

v Проблемная  ситуация возникает тогда, когда имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.

                    Особенности проблемного обучения

· Специфическая интеллектуальная деятельность ученика по самостоятельному усвоению новых понятий путем решения учебных зада, новое осознание теоретических основ педагогической науки

· Проблемное обучение - наиболее эффективное средство формирования мировоззрения (складываются черты критического, творческого и диалектического мышления)

· Систематическое применение учителем наиболее эффективного сочетания разнообразных типов и видов самостоятельной деятельности учащихся.

· Высокая активность ученика   

Виды проблемного обучения

v «научное» творчество - теоретическое исследование, т.е. поиск и открытие нового правила

v «практическое» творчество- поиск практического решения, т.е. поиск способа применения известного знания в новой ситуации

v   «художественное» творчество -художественное отображение действительности на основе творческого воображения.

Проблемно-диалогическое обучение

§ Постановка учебной проблемы - это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования

§ Поиск решения учебной проблемы – это этап формулирования нового знания

                          Особенности методики

Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность. Различают два вида проблемных ситуаций: педагогическая и психологическая.                                                 Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, постановки учителем вопросов, подчеркивающих противоречия объекта познания и представляет особую организацию учебного процесса.                                                                   Психологическая проблемная ситуация – сугубо индивидуальное явление это «вопросное состояние», поисковая деятельность  сознания, касается деятельности ученика. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.           1 этап – постановка проблемной ситуации, при которой у ребенка возникают вопросы.                                                                                            2 этап – начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия. Учитель оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы. При создании проблемной ситуации используется дифференцированный и индивидуальный подходы.                                           3 этап – поиск решения проблемы, выход из тупика противоречий. Выдвижение и проверка различных гипотез с привлечением дополнительной информации. Учитель оказывает необходимую помощь (в зоне ближайшего развития)                                                                               4 этап – появление идеи решения, переход к решению, появление нового знания в сознании учащихся.                                                                                  5 этап – реализация найденного решения.                                                            6 этап – отслеживание результатов.

Классические методы постановки проблемы

§ Учитель лично заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему (учитель выдвигает и проверяет гипотезу)

§ Ученик сам осознает противоречие и формулирует проблему (ученик выдвигает и проверяет гипотезу)

§ Учитель диалогом побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать проблему (учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы)

«Сокращенные методы постановки проблемы

· Подводящий к теме диалог

· Сообщение темы с мотивирующим приемом (прием «яркое пятно») Побуждающий от проблемной ситуации диалог

· Создание проблемной ситуации.

· Побуждение  к осознанию противоречия проблемной ситуации.

· Побуждение к формулированию учебной проблемы.

· Принятие ученических формулировок учебной проблемы.

Приемы создания проблемной ситуации

· Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения

· Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием

· Дать практическое задание, не выполнимое вообще

· Дать практическое задание, не сходное с предыдущим

· Дать практическое задание, сходное с предыдущим и доказать, что задание учениками не выполнено

  • Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» и предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью.

Результаты

Тема: Что такое кровь?

Цели:

1. Создать условия для формирования у учащихся новых понятий: “Что такое кровь?”, ее особенности и состав; дать первоначальные сведения о клеточном строении крови, взаимосвязи строения и функций. Доказать важнейшую роль крови в поддержании внутренней среды организма и в регуляции работы внутренних органов.

2. Закрепить знания детей о кровеносной системе, о ее транспортной роли в организме, о большом и малом кругах кровообращения.

3. Учить детей пользоваться дополнительной литературой по определенной теме для поиска ответа на возникшие вопросы.

4. Развивать речь, память, логическое мышление.

5. Воспитывать интерес к спорту, стремление заниматься спортом, беречь и укреплять свой организм.

Оборудование: таблица “Волшебная семерка”, муляж сердца, карточки со словами: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, плазма; карточки-эмблемы, иллюстрирующие состав крови, прибор “тонометр”

Ход урока

Организационный момент                                                                            (На уроке дети работают в группах)

- Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Вы должны показать свою воспитанность, дружбу, взаимовыручку, а самое главное – знания, чтобы понравиться нашим гостям.

- Поприветствуем наших гостей.

- Мы приветствуем гостей, дорогих учителей.

II. Актуализация знаний

Опрос творческих вопросов изученных тем.

1. Фронтальный опрос.

- Какую большую тему мы изучаем на уроках окружающего мира?

- Из чего состоит любой живой организм?

- Что такое орган?

2. Игра “Знаешь ли ты?”

- Сейчас поиграем в игру “Знаешь ли ты?” Каждой группе по очереди будут задаваться вопросы, если группа затрудняется ответить или дает неполный ответ, ей на помощь приходит та группа, которая первой поднимет руку.

- За каждый правильный ответ каждая группа получает жетон, в конце урока подведем итог игры.

1 группа – Какую систему органов мы изучили на прошлом уроке?

2 группа – Назовите основные органы кровообращения.

3 группа – Расскажите, как капля крови проходит по всему человеческому организму. <Рисунок1>

4 группа – Какой орган в организме человека самый главный, без которого не сможет жить человек? И как он работает?

(К доске выходит представитель 4 группы и, используя муляж сердца, рассказывает о его работе)

1 группа – Что должен делать каждый человек, чтобы его сердце работало без перебоев?

(Каждой группе предлагается показать 1-2 общеукрепляющих упражнения, остальные дети, выйдя из-за парт, их повторяют)

2 группа – Расскажите, где и как кровь из артерии попадает в вену, как называются мельчайшие сосуды и какую роль они играют в организме человека?

(При ответе учащиеся используют таблицу) <Рисунок2>

3 группа – Что заставляет кровь течь в кровеносных сосудах непрерывно и даже снизу вверх? Можно ли это почувствовать и как?

(После ответа детей учитель показывает прибор “тонометр” и рассказывает о его предназначении, или школьный врач показывает как им нужно пользоваться, измеряет давление у нескольких учеников). <Рисунок3>

- Измеряя давление крови в сосудах, врач может определить, здоров ли человек, и как работают его органы.

4 группа – Какую роль играет кровеносная система в организме человека?

Подведение итога игры.

III. Постановка проблемы и совместное открытие новых знаний

- Сердце приводит в движение кровь и она бежит по кровеносным сосудам. А знаете ли вы: “Что такое кровь?” Какова ее роль в организме? Из чего она состоит? Ответы на поставленные вопросы дети ищут из разных источников, в том числе из электронных дисков

(Выслушав ответы детей, учитель подводит их к открытию новых знаний, опираясь на материал прошлого урока). Задания группам             

1 – Как называется группа клеток, выполняющих общую задачу в организме?

2 – Можно ли сказать, что кровь – это ткань?

3 – Если кровь - это ткань, значит, из чего она должна состоять?

(Вывод делается самими учениками)

4 – Чтобы убедиться в правильности вывода рассмотрите таблицу на странице 32 и запомните, из каких клеток состоит кровь.

(Дети самостоятельно работают с таблицей и затем делают правильный ответ на поставленный вопрос, – из каких клеток состоит кровь?) <Рисунок4>

IV. Самостоятельная работа по открытию новых знаний учащимися

(Учитель предлагает каждой группе задание)

- Из каких клеток состоит кровь, и какова роль клеток в организме человека?

1 группа – Роль белых кровяных телец.

2 группа – Какую роль играют кровяные пластинки?

3 группа – Что такое плазма?

4 группа – Роль красных кровяных телец.

(Каждая группа самостоятельно добывает знания из книги. Во время самостоятельной работы учитель раздает каждому члену группы эмблемы с изображение “клеток” крови) <Рисунок5>

После самостоятельной подготовки представитель от каждой группы защищает свою тему, при этом используется дополнительный материал из других источников информации.

(Учитель дополняет ответы детей и оформляет на доске таблицу: “Составные части крови” из эмблем-капелек и их названий, одновременно знакомит детей с новыми понятиями: “эритроциты”, “тромбоциты”, “лейкоциты”).

VII. Итог урока

- Почему кровь – особая ткань организма?

- Назовите основные клетки крови.

VIII. Домашнее задание

§ 8, задание № 1, 2.

IX. Рефлексия

- Понравился ли вам наш урок?

- За что вы себя можете похвалить?

- Довольны ли вы своей работой в группе?

- Оцените свою работу используя сигнал.

Урок информатики 2 класс

ХОД УРОКА

На доске не записана тема урока.

На парте лежат пеналы с карандашами, линейкой и ручкой.

Ребята рассказывают стихотворение Э. Успенского

Всё в порядке

Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама проходит в дом,
Мама глядит кругом.

- Был на квартиру налёт?
- Нет.
- К нам приходил бегемот?
- Нет.
- Может быть дом не наш?
- Наш.
- Может, не наш этаж?
- Наш.
- Просто приходил Серёжка,
Поиграли мы немножко.

О чём оно?

О ПОРЯДКЕ.                                                                                                      Как должно быть на вашем рабочем столе? ПОРЯДОК.              Вывешиваем первое слово

“ПОРЯДОК”.

Скажите, а что изменится в понятии порядка, если добавить ещё одно слово:                                                                                                                    “ДЕЙСТВИЙ”.                                                                                 Правильно! Теперь мы должны подчинить свои действия единому порядку.                                                                                                   Скажите, а когда важно соблюдать порядок действий? Проблема

  • Светофор – переход улицы.
  • Режим дня – сохранение и укрепление здоровья.
  • Решение примеров – получение правильного результата.  Определите тему урока. Порядок действий                           Задание 1. Запиши в конце линии ту букву, которая стоит в начале.

Какое слово получилось? _____

АЛГОРИТМ Что такое алгоритм? Значение слова в словаре.

Задание № 2. Пронумеруй действия в нужном порядке.

Как называется такой порядок действий?

РЕЖИМ ДНЯ.

А что произойдёт, если изменить порядок действий?

Задание № 3. Пронумеруй действия мальчика в правильном порядке.

А кто его соблюдает?

Приложение 1.

Какие моменты можно включить в этот режим дня?

Задание № 4. Чтобы выполнить эти действия, необходимо вспомнить:

Как найти адрес клетки В1?

Выполни действия:

  • Закрась клетку В1.
  • Закрась клетки Б2, Г2.
  • Закрась клетки А3, Д3.
  • Закрась клетки Б4, Г4.
  • Закрась клетку В5.
  А Б В Г Д
1          
2          
3          
4          
5          

Какой объект у вас получился? КВАДРАТ, РОМБ. У кого не получилось?

ВЫВОД 1: Порядок действий нужен для того, чтобы, следуя ему, получить желаемый результат.

  • Режим дня нужен, чтобы быть здоровым.
  • Последовательно закрашенные квадратики помогли получить геометрический объект – квадрат, ромб.

Вводим понятие алгоритм – последовательность действий, приводящих к желаемому результату. Рассказ, откуда появилось слово АЛГОРИТМ.

Происхождение слова “Алгоритм” связано с именем великого математика МУХАММЕДА-аль-ХОРЕЗМИ. (МУХАММЕДА ИЗ ХОРЕЗМА) Основной период его творчества приходится на первую половину IX века нашей эры и связан с Багдадом, крупным научным центром Востока. Этот учёный написал книгу по математике, в которой изложил правила выполнения четырёх арифметических действий над многозначными числами. Этим учебником люди пользовались несколько столетий. В переводе на латынь, имя автора писали как Алгоритми. Ссылаясь на его труды, говорили: “Так сказал Алгоритми…” Со временем, способы решения разнообразных задач стали называть алгоритмами.

Рассмотрим алгоритм загрузки программы RIVER.

* Загрузить программу.
* Включить компьютер.
* Найти папку ROBOT.
* Нажать на ярлык “Мой компьютер”.
* Нажать на ярлык “Диск С::”.

Выполнить такой алгоритм можно?

Нет. Почему? Обоснуйте ответ.

Составьте правильный алгоритм

Садимся за компьютер.

Загружаем программу RIVER. Перевозим волка, козу и капусту. Правила работы с программой указаны нажатием клавиши F1.

После успешной работы учащиеся садятся на свои рабочие места и делают пальминг для глаз. Звучит спокойная музыка с журчанием ручья или пеним птиц.

Задание № 5. Помоги девочке добраться домой - укажи путь стрелками.

Приложение 2.

Загружаем графический редактор PAINT.

Алгоритм загрузки этой программы.

  • Пуск.
  • Программы.
  • Стандартные.
  • Графический редактор PAINT.

Рисуем ВИНОГРАД.

Виноградная гроздь

Нарисуйте виноградную гроздь, используя метод последовательного укрупнения фрагмента.

Задачи 3 кл.

 

1. (4) В стаде, состоящем из лошадей, двугорбых и одногорбых верблюдов, всего можно насчитать 200 горбов. Сколько животных в стаде, если число лошадей равно числу двугорбых верблюдов?

2. Разрезать квадрат линией, состоящей из отрезков:
a) (4) на два одинаковых пятиугольника;
b) (4) на два одинаковых шестиугольника;

3. (6) На некоторых клетках шахматной доски расставлены фишки так, что на каждой горизонтали и на каждой вертикали стоит хотя бы по одной фишке. Верно ли, что с доски можно убрать часть фишек так, что на каждой горизонтали и на каждой вертикали останется ровно по одной фишке? Ответ обосновать словами, рисунком.

4. a) (3) Найдите два таких натуральных числа, что первое число меньше второго на 9, а сумма цифр первого числа больше суммы цифр второго тоже на 9.
b) (9) Опишите все такие пары чисел.

5. a) (8) Подберите веса трех гирь так, чтобы с их помощью можно было отмерить на чашечных весах любое целое число килограммов от 1 до 13. Гири можно класть на разные чашки весов.
b) (12) Докажите, что нельзя подобрать веса трех гирь так, чтобы с их помощью можно было отмерить на чашечных весах любое целое число килограммов от 1 до 14.

 

Содержание

1. Введение                                                                        3                    

2. Теоретическая основа проблемно -диалогической 

технологии как одно из средств достижения нового образовательного результата на уроках в  начальной

 школе                                                                                 6

2.1 Целевые ориентации                                  7

     2.2 Особенности содержания                                       7

     2.3 Типы проблемных ситуаций                                  7

2.4 Особенности проблемного обучения                    8

     2.5 Виды проблемного обучения                                      8

     2.6 Особенности методики                                           9

    2.7 Алгоритм применения проблемно-диалогического

    обучения на   уроках                                                    11                                                         

3. Психолого-педагогическое сопровождение организации

 работы по применению технологии проблемно-диалогического                обучения.                                                                       12

   4.Технология применения на практике.                               15

   4.1 Результаты                                                                  17

5. Заключение.                                                                        20

6. Используемая литература                                                  21

7. Приложения                                                                             23

                                             Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения начального общего образования направлен на совершенствование системы начального образования и решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо отметить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний, но и, прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление углубленной самостоятельности. Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развивать способности к сотрудничеству. Поэтому, современный урок  должен быть результативным, действенным, имеющим непосредственное отношение к интересам ребенка, его родителей, общества, государства. На таком уроке, на первом месте  – не формальное следование устоявшимся стереотипам, а организация самостоятельной деятельности детей, в которой учитель выступает в роли организатора, консультанта, направляющего.   Перед учителем стоит важная задача, достижение современного качества образования. Учитель в образовательном процессе является управленцем и должен обеспечивать качество условий и процесса. Качество результата заложено в модели выпускника начальной школы и представляет собой совокупность    предметных, метапредметных (универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности) и личностных результатов начального общего образования (приложение№1)  

Результаты практики свидетельствовали, что у значительной части школьников младшего школьного возраста наблюдался нейтральный, а в ряде случаев отрицательный познавательный интерес к обучению. Показателем этого являлась  несформированность ряда ключевых компетенций, которые формируются в процессе изучения совокупности учебных предметов (метапредметные). Все это отражалось на успеваемости, результатах мониторингов.  Концепция модернизации определила ключевые компетенции как готовность обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. Актуальным стало выбор применения такой развивающей технологии, которая соответствовала развитию ключевых компетенций школьника.  Исходя из данных проблем, мною было выявлено противоречие, состоящее в необходимости формирования развитой, владеющей ключевыми компетенциями выпускника с одной стороны  и невысоким познавательным интересом учащихся и недостаточно развитыми метапредметными компетенциями с другой.

Каждый учитель стремится к тому, чтобы у ребенка не пропал интерес к учебе, чтобы на уроке ему не было скучно, чтобы у детей не пропала любознательность. Учитель стоит перед выбором, какую  педагогическую технологию ему применять в урочной деятельности для активизации мыслительной деятельности учащихся? Несомненно, это должны быть развивающие технологии, которые базируются на исследовательских, поисковых, творческих методах обучения. Изучив разные технологии, я остановилась на технологии проблемно - диалогической. Итак, тема моей работы:  «Проблемно-диалогическая технология как одно из средств достижения нового образовательного результата на уроках в начальной школе»

Объектом исследования является процесс управления образовательным результатом.

Предмет исследования: технология проблемно-диалогического обучения на уроках и их влияние на достижение образовательного результата.

Для реализации выбранной темы, мною была поставлена

  Цель: выявить эффективность применения проблемно-диалогической технологии на достижение  нового образовательного результата

Гипотеза исследования: эффективность образовательного процесса с применением проблемно-диалогической технологии в начальной школе повысится, если:

- будет обеспечено изучение теоретических основ технологии проблемно-  диалогического обучения и проведен анализ;

- раскрыта сущность проблемно-диалогического обучения;

-  проведен анализ реализации проблемного обучения на уроках в начальных классах;

  - обеспечена реализация условия формирования метапредметных и личностных компетенций и повышения качества обучения на уроках в начальной школе.

 В соответствии с целью были поставлены задачи:

   1.Изучить теоретические основы технологии проблемно-         диалогического    обучения.

2. Раскрыть сущность проблемно-диалогического  обучения.

3. Провести анализ реализации проблемного обучения на уроках  в начальных классах.

4. Обеспечить реализацию условия формирования метапредметных и личностных компетенций и повышения качества обучения на уроках в начальной школе.

                                   2.Теоретическая основа.

Американский философ-прагматик, психолог и педагог Дьюи Джон предлагал все обучение построить как самостоятельное решение проблемы. В нашей стране наибольший вклад в разработку теории проблемного обучения внесли А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер.

Данная технология реализуется в Образовательной системе «Школа 2100» и позволяет учащимся самостоятельно  «открывать» знания.  

 Что такое проблемное обучение?                                                                                                                                                                                                   В самом определении  «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания.        

  В Энциклопедии образовательных технологий Селевко Г.К. дано определение проблемно-диалогического обучения (технология проблемного обучения) – это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию  активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит развитие мыслительных способностей и творческое овладение знаниями, умениями, навыками (ЗУН).   Проблемное обучение - это  учебно-познавательная деятельность учащихся самостоятельного анализа  проблемной ситуации, формулировки проблем и их решения посредством выдвижения предположений, гипотез, их обоснования и д


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.17 с.