Сказал имам Тахави: «Мы считаем, что в единстве - истина и здравый смысл, а в разделении - отклонение и мучение». — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Сказал имам Тахави: «Мы считаем, что в единстве - истина и здравый смысл, а в разделении - отклонение и мучение».

2019-08-07 148
Сказал имам Тахави: «Мы считаем, что в единстве - истина и здравый смысл, а в разделении - отклонение и мучение». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Комментарий Али бин Али бин Мухаммада бин Аби аль-´Изз аль-Ханафи:

 

Всевышний Аллах сказал: «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе, и не разделяйтесь» (3:103).

Всевышний Аллах сказал: «Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения. Именно им уготованы великие мучения» (3:105).

Всевышний Аллах сказал: «Ты не имеешь никакого отношения к тем, которые раскололи свою религию и разделились на секты. Их дело находится у Аллаха, и позднее Он сообщит им о том, что они совершали» (6:159).

Всевышний Аллах сказал: «Однако они не перестают вступать в противоречия, за исключением тех, над кем смилостивился твой Господь» (11:118-119), и Аллах сделал тех, кого Он наделил своей милостью вне их числа. Всевышний Аллах сказал: «Это - потому, что Аллах ниспослал Писание во истине. А те, которые спорят относительно Писания, находятся в полном разладе с истиной» (2:176).

Ранее уже упоминалось высказывание пророка «Люди двух Писаний разделились в своей религии на семьдесят две секты, и, воистину, моя община разделится на семьдесят три секты, которые все войдут в Огонь, все кроме одной, и это - община». (Передается Абу Даудом (№ 4596), ат-Тирмизи (№ 2640) и Ибн Маджа (№ 3991)).

В другой версии говорится: «Они сказали: «Какова она (община), о посланник Аллаха?», и он ответил: «они те, кто придерживается того же, чего придерживаюсь я и мои сподвижники»», где он разъяснил, что основная масса тех, кто противоречит, погибнет, кроме приверженцев Сунны и единой общины, а также то, что разногласия произойдут, и они неизбежны.

Имам Ахмад передает со слов Му‘аза бин Джабала, что пророк сказал: «Поистине шайтан для человека - такой же, как и волк, нападающий на овец, который хватает отделившуюся и оставшуюся без внимания (овцу). Поэтому опасайтесь ущелий и следуйте общине и общей массе мусульман и держитесь мечетей». (Передал Ахмад (т. 5, стр. 232-233)).

В двух сборниках достоверных хадисов передается, что он сказал, когда был ниспослан аят: «Скажи: “Он властен наслать на вас мучения сверху”» и он сказал: «Я прибегаю к защите Твоего лика». После слов «или из-под ваших ног», он сказал: «Я прибегаю к защите Твоего лика», и после «или привести вас в замешательство, разделив на группировки и дав одним из вас вкусить жестокость других» (6:65) он сказал: «Эти два легче» (Передал аль-Бухари (№ 4628, 7313 и 7406) и ат-Тирмизи (№ 3065)).

Это указывает на то, что Он непременно разделит их на различные группы (секты), и даст одним вкусить жестокость других, при полной непричастности посланника Аллаха к этому, и все это стало проявлением эпохи невежества. Аз-Зухри сказал: «Еще оставались сподвижники, когда началась смута, и они единогласно решили, что каждая пролитая кровь, захваченное имущество или совершенное прелюбодеяние, совершенные в результате неправильного толкования Корана, будут безнаказанными, и их приравнивали к проявлениям эпохи невежества».

Имам Малик передает достоверный хадис, что Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Люди перестали исполнять аят «Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их» (49:9), так как когда верующие стали сражаться между собой, то обязанностью других было их примирение, как это повелел Аллах, но если этого не сделали, начнется смута и появится невежество.

Также и все спорные вопросы, относительно которых в мусульманской общине существуют различные мнения, как в вопросах основ вероучения, так и в частных правовых вопросах, - необходимо, чтобы их решение предоставлялось Аллаху и Его посланнику. В противном же случае, если это предоставят самим участникам спора без доказательств, то, если Аллах смилостивится над ними, одни признают слова других, и не будут враждовать друг с другом. Так поступали сподвижники во времена Умара и Усмана, имея различные мнения по некоторым требовавшим иджтихада вопросам, и одни признавали мнение других и не враждовали друг с другом. Если же Аллах не смилостивится над ними, то между ними начнутся порицаемые разногласия, и они станут враждовать друг с другом, что будет выражаться либо в словах, например, обвинении друг друга в неверии или нечестии, либо в деяниях, например, заключении в тюрьму, избиении или убийстве. Те, кто испытывал людей, ставя вопрос о сотворенности Корана, были из их числа, они ввели новшество и стали обвинять в неверии своих противников, считать дозволенным нарушение их прав или наказание.

Люди, если от них скроется часть того, с чем Аллах направил своего посланника, либо справедливы, либо несправедливы. Справедливы те из них, кто действуют в соответствии с тем, что дошло до них из наследия пророков, и не притесняют других, а несправедливые - те, кто проявляет агрессию в отношении других, и большинство несправедливых знают о том, что они несправедливы. Всевышний Аллах сказал об этом: «Те, кому было даровано Писание, впали в разногласия только после того, как к ним явилось знание, по причине зависти и несправедливого отношения друг к другу» (2:213).

В противном случае, если бы они избрали свой путь в соответствии с тем, что знали из справедливого, то они признали бы друг друга, подобно тем, кто следует за имамами из числа ученых, которые знают, что сами неспособны познать повеления Аллаха и Его посланника в каких-то вопросах, и сделали имамов теми, кто заменяет посланника Аллаха, сказав: «Это предел того, что мы можем». Справедливые из них не притесняют других, не нападают ни словом, ни делом, подобно тем, кто заявляет, что слова их имама истина, не имея подтверждающих это доказательств, и порицает остальных, несмотря на то, что они имеют на это уважительную причину.

Далее, разногласия и разделение в основном бывают двух видов: различие разнообразий и различие противоречий.

Различие разнообразий имеет несколько форм, например, когда каждое из высказываний или действий является истиной, имеющей основание в шариате, подобно различным мнениям между сподвижниками пророка по поводу вариантов рецитации Корана, что вызвало недовольство пророка, и он сказал: «Вы оба поступили правильно» (Часть достоверного хадиса, который уже упоминался нами ранее).

Другим примером является разнообразие форм произношения азана, «икамы», молитвы, читаемой в начале намаза («аль-истифтах»), положений о земном поклоне за совершенную ошибку (саху), разные варианты молитвы «ат-ташаххуд», совершения намаз в страхе перед врагом или хищным животным (салат аль-хауф), произнесения слов «Аллах акбар» во время праздничной молитвы, и тому подобного, что все имеет основания в шариате, несмотря на то, некоторые из форм более правильные или более предпочтительные.

Но затем ты видишь, как многие мусульмане разногласят в этом настолько, что одни готовы наброситься на других за двукратное или однократное произнесение «икамы» и тому подобного, что само по себе уже является запретным. Также ты можешь видеть, что в душе многие из них склоняются к одному из этих видов и запрещают остальные, что приводит их к тому, что запрещал пророк.

Другим видом различия разнообразий является случай, когда один смысл передается двумя различными выражениями, подобно тому, как многие люди по-разному излагают доказательства, или по-разному называют одни и те же вещи и так далее. Поэтому невежеством или несправедливостью было бы восхвалять за одно высказывание и порицать за другое, или враждовать с тем, кто это произносит и тому подобное.

Что же касается различия противоречий, то это - два противоположных мнения, которые невозможно объединить, они возникают либо в основах вероучения, либо в частных правовых вопросах, где согласно мнению большинства ученых истиной являются только слова одного, и в этом вопросе шариат более строг, так как каждое из мнений исключает другое. Но мы видим, что иногда в ошибочном мнении оппонента присутствует доля истины, или есть доказательство, из которого следует доля истины, но многие вместе с опровержением ошибочного мнения оппонента отрицают и какую-то долю истины. Таким образом, эта истина также становится отрицаемой подобно тому, как ошибочное мнение отрицается в своей основе, и это часто встречается среди приверженцев Сунны.

Что же касается последователей новшеств, то с ними все ясно. Таким образом, тот, кому Аллах даровал свет и наставление на истинный путь, извлекают пользу из Корана и Сунны, запрещающих подобные разногласия. И хотя неиспорченные сердца сами отвергают эти дурные явления, но разъяснения Корана - словно свет, добавляющийся к свету.

Итак, в первом виде различий - различии разнообразия, порицания заслуживает тот, кто враждует по причине этого с другими, так как Коран содержит хвалу каждой из двух групп в подобных случаях, если это не приводит к вражде. Так, в словах Всевышнего: «Срубили ли вы пальмы или оставили их стоять на их стволах - на то было соизволение Аллаха» (59:5), когда среди мусульман возникли различные мнения - срубать ли деревья или оставить, и некоторые срубили пальмы, а некоторые - нет. (Передано аль-Бухари (№ 4884) и Муслимом (№ 1746)).

Другим примером являются слова Всевышнего: «Помяни также Давуда и Сулеймана, которые судили о ниве, потравленной ночью чужими овцами. Мы были Свидетелями их суда. Мы помогли Сулейману разобраться в этом и даровали им обоим власть (мудрость или пророчество) и знание» (21:78-79), где Аллах отметил понятливость Сулеймана, и восхвалил их обоих за мудрость и знание.

Также примером является подтверждение пророком молитвы и тех, кто совершил предвечерний намаз в свое время, и тех, кто отложил его до тех пор, пока не достиг селения племени Бану курайза. (Передал аль-Бухари (№ 946, 4119), Муслим (№ 1770) и аль-Багави (№ 3798)).

Также примером этому служат и слова пророка: «Если судья (муджтахид) вынесет решение, проявив усердие, и (его решение) окажется правильным, ему (полагается) двойная награда, если же он вынесет решение, проявив усердие, и ошибётся, то ему (полагается одна) награда». (Передал аль-Бухари в хадисе от 'Амра бин аль-'Аса (№ 7353) и Муслим (№ 1716)).

Вторым видом различия или разногласия является случай, когда одна из сторон восхваляется, а другая - порицается, подобно тому, как в словах Всевышнего Аллаха: «Если бы Аллах пожелал, то следующие за ними поколения не сражались бы друг с другом после того, как к ним явились ясные знамения. Однако они разошлись во мнениях, одни из них уверовали, а другие не уверовали» (2:253).

Или в словах Всевышнего Аллаха: «Вот две тяжущиеся группы, которые препирались относительно своего Господа. Для тех, которые не уверовали, выкроят одеяния из Огня» (22:19).

Большинство разногласий, приводящих к противоречиям внутри мусульманской общины, относятся к первому виду, и зачастую это ведет к кровопролитию, захвату имущества, вражде и ненависти. Причина этого в том, что одна из сторон не желает признавать ту истину, которая есть у другой стороны, и поступает по отношению к ней несправедливо, более того, прибавляет к той истине, которая у нее есть, ложное, также поступает и другая сторона. Поэтому Всевышний Аллах указал, что причиной разногласий является притеснение друг друга по несправедливости: «Но разошлись во мнениях относительно этого только те, кому было даровано писание, после того, как к ним явились ясные знамения, по причине зависти и несправедливого отношения друг к другу» (2:213). Все это потому, что несправедливость - это переход за пределы дозволенного, и Всевышний упомянул это в нескольких местах Корана, дабы оно было наставлением для этой общины.

Близким к этому является хадис, переданный в двух сборниках достоверных хадисов от Абу аз-Зинада, передавшего хадис со слов аль- А’раджа от Абу Хурайры. посланник Аллаха сказал: «Оставьте все так, как я оставил вам, поистине те, кто были до вас, погибли по причине большого количества (задаваемых ими) вопросов и противоречий своим пророкам. (Поэтому) если я запрещаю вам что-то, то сторонитесь этого, а если я что-то приказываю, то исполняйте это по мере возможностей». (Передал аль-Бухари (№ 7288), Муслим (т. 4, № 1831) и Ахмад (т. 2, стр. 257)).

Таким образом, приказ воздерживаться от того, что не было приказано, объясняется тем, что причиной гибели живших ранее народов было большое количество ненужных вопросов, которые привели к противоречию посланникам Аллаха, выразившееся в прегрешениях.

Далее следуют разногласия относительно Корана среди тех, кто признает его, и они бывают двух видов:

- разногласия по поводу ниспослания Корана;

- разногласия по поводу толкования аятов. Оба этих вида означают веру в одну часть Писания, и неверие в другую.

Первый вид подобен разногласиям относительно того, является ли Коран речью Аллаха и Его ниспосланием, когда одни говорят: «Эта речь возникла по воле и могуществу Аллаха, но является сотворенной в других и не исходит от Него». Другие говорят: «Нет, эта речь - один из Его атрибутов, которая исходит от Него и не является творением, но, однако Он не произносил его по Своей воле и могуществу». Таким образом, слова каждой из сторон содержат в себе как истину, так и заблуждение, и каждая из них уверовала в часть истины и отвергла ту истину, которая содержится в словах другой стороны, как мы ранее указывали на это.

Что же касается разногласий по поводу толкования Корана, и, как следствие, веры в одну часть и отрицание другой, то этому существует множество примеров. Так, например, в хадисе, который Амр бин Шу‘айб передал от своего отца, а тот - от деда. Он сказал, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел к своим сподвижникам, а они (в это время) спорили относительно предопределения, причем как первый приводил аят, так и второй приводил аят в подтверждение своих слов. И (мы увидели, что) его лицо покраснело, как будто на него был выдавлен сок гранатовых зерен, и он сказал: «Это ли вам было приказано?! Или это вам было поручено?! Чтобы вы противопоставляли одну часть Писания другой?! Смотрите что вам приказано, и следуйте этому, а того, что запрещается, сторонитесь». (Это хадис уже упоминался ранее).

В другой версии говорится: «О люди, именно так заблудились общины до вас, противореча своим пророкам и противопоставляя одну части Писания другой. Поистине Коран не был ниспослан для того, чтобы вы отрицали одну его часть другой, а снизошел для того, чтобы одна его часть подтверждала другую. Так действуйте согласно тому, что вы поняли из него, а в то, что вызывает сомнения у вас, веруйте».

В другой версии говорится: «Поистине, народы до вас не были прокляты до тех пор, пока не стали разногласить, и поистине спор относительно Корана - неверие», это известный хадис, переданный в «аль-Муснаде» и сборниках Сунны.

Основную версию этого хадиса передал Муслим в своем достоверном сборнике со слов Абдуллы ибн Рабаха аль-Ансари, что Абдулла бин Амр сказал: «Однажды я направился к посланнику Аллаха, и нам стали слышны голоса двух мужчин, которые спорили по поводу аята. И к нам вышел посланник Аллаха, на лице которого был заметен гнев, и сказал: «Поистине те, кто были до вас, погибли только потому, что разногласили в Писании»» (Это хадис уже упоминался ранее).

Все последователи новшеств в религии разногласят относительно его толкования, веруя в одну часть и отрицая другую, подтверждая те аяты, что соответствуют их мнению. То же, что противоречит этому, то они либо истолковывают его, искажая значение слов, либо говорят: «Это «муташабих», и никто не знает его значения», отрицая тот смысл, который ниспослал Аллах, что по своей сути является неверием, так как вера в слова без смысла подобна вере людей писания, как об этом сказал Всевышний: «Те, кому было поручено придерживаться Таурата (Торы) и которые не придерживались его, подобны ослу, который везет на себе много книг» (62:5). Всевышний Аллах сказал: «Среди них есть неграмотные люди, которые не знают Писания, а лишь читают его» (2:78),то есть не знают ничего, кроме их рецитации без понимания смысла. Это отличается от верующего, понявшего смысл Корана и действующего по нему, но в том, чего не понял, он полагается на Аллаха. Это ему приказал пророк, сказав: «Так действуйте согласно тому, что вы поняли из него, а в том, что вы не поняли, обращайтесь к знающему его», и он подчинился его повелению.

 

 

Сказал имам Тахави: «Религия Аллаха на небе и на земле едина, и это - религия ислама, ибо Аллах Всевышний сказал: «Поистине, религия пред Аллахом - ислам» (3:17), и Всевышний также сказал: «Сегодня Я удовлетворился для вас исламом как религией» (5:5). И она - между чрезмерностью и небрежением, между уподоблением и отрицанием, между джабаритами (сторонниками мнения о принужденности человека к своим действиям) и кадаритами (отрицающими предопределение), между надеждой и отчаянием».

Комментарий Али бин Али бин Мухаммада бин Аби аль-´Изз аль-Ханафи:

В сборнике достоверных хадисов со слов Абу Хурайры передается, что пророк сказал: «Пророки — братья от (одного отца): матери у них разные, а религия их одна»» (Передал аль-Бухари (№ 3443) и Муслим (№ 2365 и 3145)) и слова Всевышнего «От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято» (3:85) являются общими для всех времен, но, однако, между законами, установленными Аллахом для каждой общины, существовали различия: «Каждому из вас Мы установили закон и путь» (5:48).

Итак, религия ислам - это то, что установил Всевышний и Всеславный Аллах своим рабам устами своих посланников, и все в этой религии - первостепенные и второстепенные вопросы, переданы от посланников Аллаха. Эта религия предельно ясна, разъяснено все - и малое и большое, для арабов и неарабов, проницательных умом или глупых, ясна настолько, что они могут принять её в кратчайшее время. В тоже время выйти из нее можно еще быстрее: не признав слово, посчитав что-либо ложью или опровергнув, или возводя ложь на слово Аллаха, или усомнившись в Его слове, или отвергнув ниспосланное в Откровении, или усомнившись в том, в чем Аллах не оставил сомнения и тому подобного.

Коран и Сунна указали на превосходство религии ислам, простоту его изучения, и что любой приезжий может изучить ее и тут же уехать к себе обратно, будучи узнавшим Ислам. Известно также, что обучение исламу пророком, да благословит его Аллах и приветствует, различалось в некоторых вещах в зависимости от того, кто обучался. Так, если человек был издалека, подобно Дымаму бин Са’лабе, или ан-Наджди (Передал аль-Бухари со слов Талхи бин 'Абдуллы (№ 46, 1891, 2678 и 6956), Муслим (№ 11) и Малик (т. 1, стр. 175)), или делегации племени Абдуль-Кайс, то он обучал их важнейшим вопросам, не знать о которых было нельзя. Он знал, что скоро его религия распространится везде, и к этим племенам придет человек, который научит их всему об исламе. Те же, чьи родные места были близко, и кто мог в любое время придти к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы учиться постепенно, или же этот человек уже узнал все необходимое, то пророк отвечал ему в зависимости от его состояния и потребностей. Примером этому служат слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует:

«Исполняйте то, что вы поняли в религии, а то, что не поняли - спрашивайте у того, кто понимает это». «Скажи: «Я уверовал в Аллаха» и потом твердо держись этого»».

Что же касается тех, кто самостоятельно придумывает религию, на которую нет повеления Аллаха, то понятно, что ее основы не могут быть переданы от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или от кого-либо из посланников, а значит - она ложная, и стало быть все, что следует из ложного - тоже является ложным, подобно тому, как истина является следствием истины.

Слова автора: «между чрезмерностью и небрежением». Всевышний Аллах сказал: «О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите об Аллахе только правду» (4:171), и «Скажи: «О люди Писания! Не излишествуйте в своей религии вопреки истине» (5:77).

Всевышний Аллах также сказал: «О те, которые уверовали! Не запрещайте блага, которые Аллах сделал дозволенными для вас, и не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников. Ешьте из того, чем Аллах наделил вас, дозволенное и благое, и бойтесь Аллаха, в Которого вы веруете» (5:87-88).

В двух достоверных сборниках хадисов от Айши передается, что некоторые люди из числа сподвижников посланника Аллаха спросили его жен о том, что он совершает из неизвестных деяний. После этого кто-то из них сказал: «Я не буду есть мясо», кто-то сказал: «Я не женюсь», а кто-то из них сказал: «Я не буду спать в постели». Это дошло до пророка, и он сказал: «Что случилось с людьми, и кто-то из них сказал то-то и то-то?! Что же касается меня, то я пощусь и прерываю пост, сплю и бодрствую, ем мясо и женюсь на женщинах, и тот, кто откажется от моей Сунны - тот не от меня». (Передал Муслим со слов Анаса бин Малика (№ 1401) и Ахмад (т. 3, стр. 231 и 259)).

В других сборниках хадисов предается, что «они спросили о том поклонении, которое пророк совершает втайне, (а когда узнали) посчитали как будто слишком малым для себя».

 

Выражение «...между уподоблением и отрицанием» разбиралось ранее, и было сказано, что Всевышний Аллах любит, когда Его описывают теми атрибутами, которыми Он описал себя в Коране, а затем

- Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует. При этом мы не уподобляем Аллаха Его творениям и не говорим, что Его слух подобен нашему, или Его зрение схоже с нашим и т.п. Точно также, мы не отрицаем ничего из атрибутов Всевышнего, известных нам со слов Самого Аллаха или со слов наиболее знающего о Нем человека - пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Эта тема также была разобрана нами ранее.

Аналогичными исследуемому высказыванию шейха ат-Тахави, являются его слова, упоминавшиеся и прокомментированные ранее, а именно:

«Если же человек не остерегается отрицания и уподобления, он ошибётся и не добьётся отрицания недостатков от Аллаха». Основанием для такого высказывания являются слова Всевышнего «Нет никого подобного Ему», и «Он - Слышащий, Видящий» (42:11).

Первая часть аята «Нет никого подобного Ему» является возражением антропоморфистам, а вторая, «Он - Слышащий, Видящий» - тем, кто отрицал атрибуты Всевышнего.

 

Выражение «между принуждением (джабр) и предопределением (кадар)» уже рассматривалось нами ранее, и означает, что человек не принуждается в своих словах и деяниях, и что они не подобны непроизвольным движениям деревьев, ветру, дрожанию и так далее. Также ранее говорилось о том, что деяния не являются творением человека, а наоборот, человек сам и его деяния являются творениями Аллаха.

 

Выражение «между надеждой и отчаянием» также рассматривалось ранее, и что рабу Аллаха следует бояться наказания своего Господа, надеяться на Его милость, и что страх и надежда подобны двум крыльям для человека на его пути к Всевышнему Аллаху и Последней обители.

 

 

Сказал имам Тахави: Вот это - наша религия и наши убеждения, как внешне, так и внутренне. И мы отстраняемся от всего, что противоречит упомянутому и разъяснённому нами, устремляясь к Аллаху. И мы просим Аллаха Всевышнего, чтобы Он утвердил нас в вере, отметил нас её печатью и защитил нас от различных страстей, различных взглядов и ложных учений наподобие учений антропоморфистов, мутазилитов, джахмитов, джабаритов, кадаритов и других, которые шли наперекор Сунне и единой Общине, и впали в заблуждение. Мы не имеем с ними ничего общего, они для нас - заблудшие и порочные люди. Аллах предоставляет защиту и приводит к успеху.

 

Комментарий Али бин Али бин Мухаммада бин Аби аль-´Изз аль-Ханафи:

Слово «Вот это» указывает на все то, что было упомянуто от начала книги и до этого момента. Антропоморфисты - это те, кто уподобляет Всевышнего Аллаха в Его атрибутах творениям, и они уподобляют Творца творениям, подобно Дауду аль-Джавариби и ему подобным. Их взгляды прямо противоположны взглядам христиан, которые уподобляют создание - Ису, мир ему, - Всевышнему Творцу, и делают из него бога. Му’тазилиты - это Амр бин Убейд (Абу Усман Амр бин Убейд, перс по происхождению, родился в Басре, умер в 144 г.х. Один из известных приверженцев мутазилитского учения, был известен своим поклонением и аскетизмом, один из последователей Васыля бин Ата, многие из его высказываний противоречат учению приверженцев Сунны), Васыль бин Ата аль-Газзаль и их последователи, получили свое название из-за своего отделения от общей массы мусульман после смерти аль-Хасана аль-Басри, да смилостивится над ним Аллах, в начале второго столетия по хиджре, они сидели отдельно от всех и Катада и другие говорили о них: «Это му’тазилиты».

Так же говорят, что Васыль бин Ата заложил основы учения му’тазилитов, за ним последовал Амр бин Убейд, ученик аль-Хасана аль-Басри. Во времена Харуна ар-Рашида Абу аль-Хузейль написал им две книги, и изложил пять основополагающих принципов их учения. Они назвали их «аль-’адль» («справедливость»), «ат-таухид» («единобожие»), «инфаз аль-ва’ид» («исполнение обещания наказания»), «аль-манзила байна аль-манзилатайн» («промежуточное положение между верой и неверием») и «аль-амр биль- ма’руф ва ан-нахи ’ани-ль-мункар» («призыв к добру и удержание от зла»). Заметим, что все эти принципы они назвали достойными, истинными именами, но под каждым из них понимается совсем не то, что думают приверженцы Сунны. Поэтому, в этих принципах они сменили истину ложью, что свойственно всем нововведениям в религии - все они содержат в себе и ложь, и истину.

Они также являются антропоморфистами в деяниях, так как сравнивали деяния Всевышнего Аллаха с деяниями Его рабов, считая для Аллаха хорошим то, что считали хорошим для людей, как сделали для Него плохим то, что считали плохим для Его рабов. Они говорили: «Ему следует делать так-то и так-то, и нельзя делать так-то и так-то», основываясь на своей неверной аналогии.

Под понятием «справедливость» («аль-‘адль») они попытались скрыть отрицание предопределения, так как считали, что: «Аллах не создает зла и не выносит решений несущих зло, так как если бы Он создал его, а потом наказывал за него, то это было бы несправедливостью!». Но так как Аллах справедлив, то они, исходя из своего ложного принципа, считали, что среди сотворенного Всевышним Аллахом может быть то, чего Он не желает, или Он желает чего-то, чего не может! Это означает, что они характеризовали Его таким понятием как слабость, велик Он и свят от всего этого!

Что касается «единобожия», то за этим был скрыт догмат о сотворенности Корана, так как, по их словам, если бы он не был сотворен, то это бы означало множественность существующих извечно! Из этого их принципа следует, что знание, могущество и все остальные атрибуты Аллаха либо также сотворены, либо это ведет к противоречию.

Под принципом «аль-ва’ид» («исполнение обещания наказания») му’тазилиты понимали то, что если Аллах обещал кому-то из Своих рабов наказание, то Он не может нарушить своего обещания и не наказать их, так как Он не нарушает обещанного, то есть, согласно их мнению, не может простить тому, кого пожелает!

«Аль-манзила байна аль-манзилатайн» («промежуточное положение между верой и неверием») означает, что мусульманин, совершивший большой грех, перестает быть верующим и выходит из веры, но не входит в неверие, то есть не становиться неверным!!

«Аль-амр биль-ма’руф ва ан-нахи ’ани-ль-мункар») - му’тазилиты говорили, что мы должны призывать других к тому, что было приказано нам, обязывать тому, что было вменено в обязанность нам. Это и есть «призыв к добру и удержание от зла», но под ним подразумевается и выступление с оружием в руках против несправедливых правителей.

Согласно учению му’тазилитов, «ат-таухид» и «аль-‘адль» относятся к числу принципов, постигаемых разумом, без которых не может быть подтверждена правильность передачи Откровения. Если же они и используют доказательства Корана и Сунны, то лишь в качестве вспомогательного средства, а не основного, так как говорят: «Это не подтверждается с помощью переданного (Откровения), более того, знание об этом предшествует знанию о достоверности переданного (Откровения)». Кто-то из них абсолютно не упоминает доказательства Корана и Сунны в вопросах вероучения, так как, по их мнению, в них нет пользы. Другие упоминают аяты и хадисы лишь для того, чтобы подчеркнуть соответствие Откровения разуму, или чтобы привлечь людей с их помощью, но не используют в качестве основных источников. Для них Коран и хадисы подобны дополнительным свидетелям или ненужной помощи, или тому, как кто-то следует своим страстям, случайно совпавшим с требованиями шариата. Это подобно тому, как сказал Умар бин Абдульазиз: «Не может быть последователем истины тот, кто следует ей, когда она совпадает с его желаниями, и противоречит ей, когда она отличается от того, что он хочет». В этом случае ты не получишь награды за то, что часть твоих деяний соответствует истине, и будешь наказан за то, что не сделал, так как ты только следовал своим желаниям в обоих случаях. Необходимо помнить, что деяния оцениваются по намерениям, и каждый получит воздаяние в зависимости от своих намерений, так как деяние следует стремлению и желанию человека. Так, твердые убеждения являются следствием знаний и их подтверждения, и если убеждения основываются на вере, то они сами становятся частью веры.

Подобно тому, как деяние будет правильным только в том случае, если праведным было намерение, а если иначе, то нет. Среди му’тазилитов было много еретиков и лицемеров, как были и заблудшие в этой мирской жизни, кто считал себя идущим по истинному пути.

Джахмиты - это последователи Джахма бин Сафвана ас-Самарканди, первого кто стал открыто отрицать атрибуты Всевышнего, а он, в свою очередь, перенял это от Джа’да бин Дирхама, казненного в Васыте его наместником Халедом бин ‘Абдуллой аль-Касри. Во время праздничной хутбы в день жертвоприношения он обратился к людям и сказал: «О люди! Совершите жертвоприношение, и да примет Аллах от вас, я же принесу в жертву Джа’да бин Дирхама. Он возомнил, что Аллах не взял себе возлюбленным Ибрахима, и не говорил с Мусой речью, Аллах превыше того, что говорит Джа’д!», затем он спустился и убил его. Это было сделано после обращения к ученым того времени, праведным предшественникам, да смилостивиться над ними Всевышний Аллах.

Джахм жил после него в Хорасане, там он впервые открыто заявил о своих взглядах, и за ним последовали некоторые люди, и это после того, как он оставил молитву в течение сорока дней, сомневаясь в своем Господе! Это было результатом его диспута с группой язычников, которых называли суманитами, из числа последователей индуистской философии, которые отрицали любое знание, которое не воспринималось с помощью чувств. Они сказали ему: «Этот твой господь, которому ты поклоняешься, можно ли его увидеть, почувствовать его обонянием или на вкус, или потрогать?», он ответил: «Нет», и они сказали: «Значит, он не существует!». После этого сорок дней он не поклонялся ничему, и в это время шайтан внушил ему свои мысли и он сказал: «Аллах - это само мироздание со всем что в нем существует», отрицая все Его атрибуты, и последовал Джа’ду бин Дирхаму.

Кто-то сказал, что Джа’д был связан с философами-сабеянами из Харрана, а также что он перенял кое-что от иудеев, исказивших свою религию и связанных с колдуном Лабидом бин Аль-Асамом, околдовавшим пророка. Джахм был казнен в Хорасане Салимом бин Ахвазом, но к этому времени его идеи уже распространились среди людей, и позже они были переняты му’тазилитами. Однако Джахм отрицал атрибуты Всевышнего в большей степени, чем му’тазилиты, так как отрицал еще и имена Аллаха, му’тазилиты же отрицали атрибуты, но признавали Его прекрасные имена.

Относительно джахмитов среди ученых существуют различные мнения: относятся ли они к упомянутым пророком семидесяти двум группам или нет, в числе тех, кто не включал их в число этих групп, были АбдуЛлах бин аль-Мубарак и Йусуф бин Асбат.

Взгляды джахмитов получили широкое распространение во время испытания («Испытание» (арабск. «аль-михна») - своего рода аналог инквизиции, которая «испытывала» многих суннитских ученых на предмет исповедания ими му'тазилитской идеологии, которая в тот период была официальной идеологией в халифате) имама Ахмад ибн Ханбала и других суннитских ученых, то есть в период правления халифа Ма’муна, когда количество их последователей выросло, и они окрепли. Он (халиф Ма’муна) жил в Хорасане некоторое время, где и последовал их взглядам, и в 218 г.х. он издал указ об испытании, находясь в Тарсусе, там он и умер. В 220 г.х. они посадили в тюрьму имама Ахмада бин Ханбала, где в присутствии халифа аль-Му’тасыма он предстал перед испытанием, и спорил с ними. Когда он опроверг все их аргументы, и разъяснил, что стремление му’тазилитов заставить всех людей последовать их взглядам, истязания и испытания - есть невежество и несправедливость. Аль-Му’тасым хотел освободить имама Ахмада, но кто-то убедил его, что полезнее было бы наказать Ахмада бин Ханбала плетьми, чтобы не уронить достоинства халифа! Когда его избили, среди народа начались волнения, что напугало правителей, и только тогда его отпустили, подробно эта история изложена в книгах по истории. (См. «Сийар а'лам ан-нубала», т. 11, стр. 232).

Джахм отличился от своих предшественников тем, что считал Рай и Ад невечными, а также высказыванием, что вера - это только знание, а неверие - незнание об Аллахе. Также он говорил, что все действия в действительности совершаются только Аллахом, и они приписываются людям лишь в переносном смысле, подобно тому, как говорят: «Дерево шевелится», «Вращается небосвод» или «Закатилось солнце».

Передают, что Абу Ханифу, да смилостивится над ним Аллах, спросили относительно рассуждений об акциденциях и телах, и он сказал: «Да проклянет Аллах Амра бин Убейда, который открыл людям двери к рассуждению об этом».

Джабариты берут свое начало от Джахма бин Сафвана, как было сказано ранее, и они считали, что деяние человека подобно его росту и цвету. Они были противоположностью кадаритов, получивших свое название из-за отрицания предопределения, подобно тому, как мурджииты получили свое название из-за отрицания «аль-ирджа», и что каждый человек вверяется воле Аллаха, и Он либо накажет, либо простит. Иногда джабаритов также называют кадаритами из-за их чрезмерного и абсолютного утверждения предопределения, подобно тому, как называют тех, кто не утверждает окончательно обещания наказания или награды Всевышнего и излишествует в откладывании каждого вопроса, не говоря ни о награде того, кто раскаялся, но и не говоря о наказании того, кто не раскаялся, как не утверждали это и о каком-то конкретном человеке. Первые мурджииты откладывали вопрос относительно Усмана и Али, и отказывались свидетельствовать об их вере или неверии.

Относительно порицания кадаритов передается много хадисов (Имеются в виду хадисы, в которых кадариты сравнены с «маджусами» - огнепоклонниками), но у ученых нет уверенности в том, что они восходят до пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Более точно будет сказать, что эти хадисы относятся к категории «маукуф» - то есть, передающиеся от сподвижников, а не от пророка, да благословит его Аллах и приветствует. В этом их отличие от хадисов относительно порицания хариджитов, около десяти из которых передается в сборниках аль-Бухари и Муслима, аль-Бухари приводит три, а Муслим приводит все десять из них. Однако сходство кадаритов с огнепоклонниками-дуалистами очевидно, так как огнепоклонники верили в существование двух творцов, также как кадариты верили во множество творцов.

Все эти ереси возникли в результате смут, разделивших мусульманскую общину, как это упоминает аль-Бухари в своем сборнике со слов Саида ибн аль-Мусайаба. Он сказал: «Произошла первая смута, то есть убийство Усмана, и она не оставила никого из участников Бадра (Ибн Хаджар пояснил, что здесь им


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.